Шартрский кафедральный собор. Шартрский собор, акрополь франции Готический собор в шартре

Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) - католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Архитектура

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Интерьер

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось - известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.

Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году - освящен в присутствии королевских особ.

Как добраться до Шартрского собора

Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от , поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.

Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.

Как добраться от ж/д вокзала Шартра:

    Вариант 1

    Пешком: расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.

Как добраться из Парижа - от аэропорта Шарль-де-Голль:

Шартрский собор на карте

Что посмотреть

Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница - в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.

Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:

  • - оформлен в тематике Ветхого завета;

  • - посвящен Новому Завету и теме Страшного суда;

  • Западный или - украшен сюжетами из жизни Богоматери и Христа;

В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века - эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания - там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.

С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.

Интерьер Шартрского собора

Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта - он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика - более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».

Сводчатая галерея собора

Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название - «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.

Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.

Часы работы и стоимость билетов

Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.

В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:

  • Каждый вторник с 21:00 - чтение Евангелия;
  • Каждую пятницу с 21:00 - показ фильма об истории витражей;
  • Каждое воскресенье с 21:00 - музыкальный вечер;

Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.

График экскурсий:

  • С 1 апреля по 31 октября - в 10:30 (кроме вс и пн) и в 15:00 (ежедневно);
  • С 1 ноября по 31 марта - в 14:30 (ежедневно);

Стоимость экскурсии:

  • Взрослый билет - 7 € (~500 руб. ) ;
  • Дети от 10 до 18 лет - 5 € (~357 руб. ) ;
  • Дети до 10 лет - бесплатно;

Подъем на смотровую площадку на башне:

  • В 11:00 (кроме воскресений);
  • В 15:00 (ежедневно);

Стоимость подъема на башню:

  • Взрослый билет - 6 € (~429 руб. ) ;
  • Льготный билет от 18 до 26 лет - 5 € (~357 руб. ) ;
  • Дети до 18 лет - бесплатно;

Стоимость аудиогида:

  • Лекция о храме и хоровой башне - 6,2 € (~443 руб. ) ;
  • Лекция о храме - 4,2 € (~300 руб. ) ;
  • Лекция о хоровой башне - 3,2 € (~229 руб. ) ;

Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на Нотр-Дам-де-Шартр.

Правила посещения

  • Как и все католические базилики, Нотр-Дам-де-Шартр не предъявляет строгих требований к внешнему виду посетителей, однако рекомендуется выбрать одежду, прикрывающую ноги минимум до колен и область декольте.
  • В соборе разрешено фотографировать, но без использования профессионального оборудования: штативов, вспышки и т.д. Фотосъемка не должна мешать прихожанам.
  • Во время мессы следует ограничить передвижения по храму. Допустимо лишь пройти к своему месту, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания.
  • При входе мужчинам необходимо снять головной убор, для женщин же это не обязательно. Более того, в католических церквях, в отличие от православных, женщинам не обязательно надевать на голову косынку или платок.

  • Лабиринт в Шартрском соборе - наиболее известный и древний среди аналогичных лабиринтов французских готических храмов. Он также обладает самыми большими размерами и является единственным сохранившимся в своем первоначальном виде. Ведь в Амьене и в Реймсе средневековые лабиринты были разрушены, а нынешние представляют собой лишь воссозданные копии.
  • В крипте собора хранится уникальная деревянная скульптура Девы Марии, созданная еще в 1540 году. Ее можно увидеть в рамках экскурсии по этой части храма.

  • Из двух башен Нотр-Дам-де-Шартр одна (южная) является полой, а вторая (северная) содержит лестницу и смотровую площадку на самом верху. Последняя также играет роль колокольни - в ней находится 7 колоколов, и каждый обладает своим именем.
  • У Шартрского собора есть свои легенды и тайны. Одна из них гласит, что храм был построен на месте древнего святилища друидов, и каждый, кто здесь находится - особенно подвержен таинственным природным силам. Более того, согласно одному преданию, сильные пожары, которые преследовали здание в первые годы строительства, были вызваны древней кельтской статуэткой Черной Девы, случайно попавшей в храм.
  • Есть мнение, что для строительства собора такого уровня у средневековых французских мастеров не было достаточно знаний и опыта. И необходимые сведения принесли рыцари-тамплиеры, вернувшиеся во Францию из Иерусалима. Якобы, они узнали тайну «Золотого сечения», благодаря которой и был выполнен столь гармоничный и совершенный готический храм.
  • С возведением Нотр-Дам-де-Шартр связывают известную притчу: как-то раз мудрец подошел к строителям и спросил у них: «Что вы делаете здесь?». Один из мастеров ответил, что он переносит камни и трудится, другой - что работает ради денег для семьи, а третий сказал просто: «Я строю храм». Притча рассказывает о том, как одним и тем же делом можно заниматься с разной мотивацией.
Панорама Шартрского собора

Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр - кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.

Визитная карточка

Адрес

16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция

Официальный сайт Шартрского собора
Стоимость

Взрослый билет - 7 € (~500 руб. ) ;
Дети от 10 до 18 лет - 5 € (~357 руб. ) ;
Дети до 10 лет - бесплатно

Время работы

Ежедневно с 08:30 до 19:30

Что-то не так?

Сообщить о неточности


Где находится : Шартр
Как добраться :
из Парижа на поезде - с вокзала Монпарнас до Chartres, поезда ходят каждые два часа, время в пути - 1 час;
на автомобиле - 80 км на юго-восток от Парижа, сначала по А10, затем по А11/Е50 до Chartres.
Как работает : 7.30-19.15, вс. 8.30-19.30, закрыт во время месс, венчаний и отпеваний.
Можно заказать экскурсию: 1 ч 30 мин на английском, французском, немецком и испанском языках (заказ по телефону 02 37 21 75 02 или на сайте).

История собора

С доисторических времен на шартрском холме люди строили святилища и высаживали священные рощи. У язычников считалось, что жертва, принесенная в этом месте, охотно будет принята богами. Во времена Римской империи вершину холма занимали форум и храм. В IV в. христианство стало официальной религией. Сразу же на месте языческого храма возникла первая христианская базилика. Возможно, именно с тех пор главная ось церкви идет не строго с запада на восток, а с северо-запада на юго-восток.

За 400 последующих лет Шартр неоднократно подвергался набегам завоевателей, приходивших со всех сторон света. Например, в 743 году город и храм разграбил и сжег герцог Аквитанский, а в 858 году то же самое проделали викинги. Однако свято место пусто не бывает. В течение 20 лет собор заново отстраивал епископ Жильбер. Ему-то в 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил одну из самых ценных христианских святынь - сорочку Девы Марии , в которую она была одета во время рождения Христа (Sainte Chemise, Sancta Camisia, кусок шелковой ткани длиной 5 м). Этот дар открыл дорогу бесконечному потоку паломников, хлынувшему к собору со всех концов средневековой Европы.

В 911 году под стенами Шартра появились норманны Грольф-Ходока. Спасти город военными способами было невозможно. Тогда епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вышел на крепостные стены, держа в руках покрывало. Норманны, как свидетельствует старинная хроника, растерялись, а горожане предприняли смелую вылазку и обратили их в бегство. После этого Грольф-Ходок уверовал, крестился под именем Роллон, женила на дочери короля франков Карла Простоватого и, получив во владение Нормандию, признал свою вассальную зависимость. К шартрской святыне устремились многочисленные паломники.

Однако уже в 962 году очередной пожар уничтожил третье сооружение собора. Строительством новой церкви, выдержанной в романском стиле, руководил Беранже. Пожар 1030 года приостановил работы. Однако возведение башен продолжилось. Сначала построили северную, затем - южную, а потом объединили их фасадом, причем башни и фасад строились отдельно от главного здания собора. Между ними возник своего рода тамбур. Это спасло башни и западный фасад при очередном пожаре летом 1194 года, в котором Господь явил чудо. Огонь бушевал 3 дня, уничтожив не только собор, но и весь город. Никто не верил, что в пламени уцелели служители, находившиеся в церкви, а также покрывало. Когда пламя угасло, священники, нашедшие убежище в крипте, вышли невредимыми и вынесли уцелевший реликварий со святыней. Их чудесное спасение стало знаком от самой Девы Марии, повелевающей немедленно взяться за строительство нового храма, который станет очередным хранилищем бесценной и священной реликвии города Шартра.

Сразу после этого в Шартре началось строительство нового собора, затмившего все предыдущие постройки. Первый в истории Франции храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам-де-Шартр, был возведен в кратчайшие строки - всего за 31 год (1194-1225), не без помощи щедрых пожертвований из казны Ордена тамплиеров, и именно это здание гордо возвышается над окружающим его городом и поныне. Это уже шестое церковное сооружение Шартра, в данном воплощении представляющее собой один из самых ранних и полностью готических храмов, знаменуя триумф нового архитектурного стиля, царившего в Европе. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени. Строители вынесли вес свода на двойные аркбутаны, массивные романские колонны уступили место готически, переходящим в нервюры сводов. Таким образом появилась возможность увеличить оконные проемы здания. Теперь стены можно было не украшать фресками, а заменить цветными витражами, занимающими площадь более 2500 кв. м.


По собору

Шартрский собор - одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья, один из немногих французских соборов, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов 14 м.

К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время, а потому они сильно различаются между собой.

Северная башня (1134-1150) имеет типичное древне-готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий), а венчает ее ажурный шатер в стиле "пламенеющей готики" (1513). Сейчас на эту башню можно подняться.
Как работает : с ноября по февраль - 10.00-11.30 и 14.00-16.00, в вс. 13.00-14.00; с мая по август - 9.00-18.00, в вс. 13.00-18.30.

Южная башня построена в 1145-1165 годах имеет основание уже готического стиля, увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором.

Осмотр собора .

Войдя в собор, обратите внимание на то, что все три портала западного фасада ведут в главный неф базилики, что не типично для подобного рода сооружений. Такая структура сложилась потому, что неф и фор пристраивались к фасаду позже, поэтому боковые нефы начинаются от башен.

Первое, что поражает при входе в собор, - свет мягкого таинственного голубого оттенка, проникающий через самый большой во Франции ансамбль средневековых витражей (2700 кв.м). Минеральных красителей, пригодных для окрашивания стекла в синий цвет, не так уж много: соли кобальта и берлинская лазурь (турнбулева синь). Мастерам Шартра удалось добиться синего цвета совершенно особого оттенок, повторить который нельзя. Его так и называюсь "шартрская синь".

Всего в соборе около 200 витражей. Всего на них изображении около 5000 сцен. Витражи можно сравнить с иллюстрированной книгой разнообразной тематики. Наряду со сценами из Ветхого и Нового завета, пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. Как читать витражи? Обычно витражи читают слева направо снизу вверх. "Текст" их максимально символичен и аллегоричен. Донаторы и другие исторические персонажи, как правило, изображены в начале композиций, отражающих жизнь Иисуса, Девы Марии и святых.

Самые знаменитые витражи Шартрского собора .

Северный трансепт : окно-роза (1235) и витражи XIII в., тематически объединенные с порталом северной стены, - "Торжество Богоматери".

Портал северной стены собора (XIII)

Левый портал (тема "Пришествие Иисуса"). В тимпане - "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов"; в арках - "Девы разумные и неразумные", "Добродетели", "Пороки"; в основании арок - фигуры Исайи и Даниила, "Встреча Елизаветы и Марии".

Центральный портал (тема "Торжество Богоматери"). В тимпане - "Иисус и Дева Мария в окружении ангелов"; на колонне между дверями - "Введение Марии в храм"; в основании арок - фигуры ветхозаветных пророков, апостолы Иоанн и Петр.

Правый портал (тема "Ветхий Завет"). В тимпане "Испытание Иова", "Суд Соломона"; в основании арок - ветхозаветные пророки.

Западный фасад : окно-роза ("Страшный суд", 1215), три романских окна ("Древо Иесеево", "Жизнь Иисуса", "Страсти Господни и Воскресение", XII в.). \

Западный фасад украшает трехчастный Королевский портал (1170), уцелевший во время пожара 1194 года. Над порталом три романских окна, а над ними - западное окно-роза. Еще выше галерея царей.

Левый портал (тема "Вознесение"). В тимпане - "Вознесение Иисуса"; в арках - "Знаки Зодиака" и "Сезонные работы"; в основании арок - фигуры пророков.

Центральный портал (тема "Иисус во славе"). В тимпане - Христос, символы евангелистов; в арках - ангелы, праотцы, апостолы; в основании арок - фигуры библейских персонажей.

Правый портал (тема "Рождество Иисуса"). В тимпане - "Дева Мария с Иисусом"; в арках - ангелы, аллегории семи искусств; в основании арок - фигуры библейских персонажей.


Портал южной стены собора (XIII)

Южный трансепт: окно-роза (1225) "Христос, вершащий суд" (XIII в.), в арках изображения пророков, несущих на плечах евангелистов, - "Исайя и Матфей", "Иеремия и Лука", "Иезеркиль и Иоанн", "Даниил и Марк". Считается, что окна-розы Шартрского собора самые старые во Франции. Они выполнены по заказу короля Людовика IX Святого.

Левый портал (тема "Мученики"). В тимпане - "Христос с ангелами"; в арках - фигуры мучеников; в основании арок - мученики с орудиями их пыток.

Центральный портал (тема "Страшный суд"). В тимпане - "Христос, вершащий суд", "Архангел Михаил низвергает грешников в ад"; в арках - ангелы; в основании арок - фигуры апостолов.

Правый портал (тема "Сцены из жизни святых"). В тимпане - "Святой Мартин Турский", "Святой Николай"; в арках - фигуры проповедников.

Обратите внимание на второй витраж (XII в.) южной стены обхода хора - "Богоматерь", которую часто называют "Голубая Дева". Изображение Девы Марии чудом уцелело в пожаре 1194 г. , а витражи с изображением ангелов, окружающих центральную композицию, добавлены в XIII в. В обходе хора также интересен витраж XIII в. с изображением знаков зодиака и работ на каждый месяц года. 45 витражей были преподнесены в дар городскими гильдиями. Многие из них относятся к XIII веку.

Хор окружен каменной резной стеной , выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.

За алтарем есть переход в отдельно стоящую капеллу Сен-Пья (1340), где теперь расположена сокровищница собора. Священная реликвия христиан - покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящееся в северной части обхода хора. Реликварий, в котором хранится покрывало, изготовлен в 1876 году в честь празднования 1000-летия его обретения. В 1927 году ткань подвергли экспертизе, которая показала, что ткань потеряла цвет от времени. Предполагаемое время изготовления покрывала - I в. н.э.

Под нефом и хором сохранилась крипта романского собора XI века . Это самая большая крипта (220 м) во Франции. В самой древней ее части за алтарем есть колодец мучеников и еще более древняя крипта Св. Лубина (IX в.). Туда можно спуститься с экскурсией. В северной галерее крипты, в "подземной капелле Богоматери", до XVIII в. хранилась древняя статуя Черной Мадонны с Младенцем (грушевое дерево, потемневшее от времени). В годы Французской революции подлинник сгорел, и его заменили копией. В южной галерее крипты в капелле Сен-Клемент можно осмотреть романские фрески.

В центре главного нефа на полу выложен кольцевой лабиринт . Это символ крестного пути. Перед паломничеством в Сантьяго-де-Компостела (путь туда начинался от Шартрского собора, о чем свидетельствует табличка, установленная на площади) паломник должен был пройти лабиринт на коленях, читая молитвы. Длина правильного маршрута лабиринта (258 м) равна длине пути Иисуса Христа на Голгофу. За сотни лет колени молящихся протерли в камне глубокие борозды. К тому же в те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Лабиринт был выложен в 1200 году из белого и синего камня, его диаметр составляет 10 м. Он состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром. Это еще одно доказательство прикосновений языческих сюжетов, а следовательно, и из герметического смысла, с христианской иконописью. Не составляет труда установить связь этих изображений с изображениями и сооружениями античности, с лабиринтами Греции и Египта. "Соборные лабиринты, или лабиринты Соломона, являются, - как пишет исследователь Марселен Бертло, - каббалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные запутанные линии".

Также существовал и лабиринт, состоящий из четырех квадратов с семью резкими поворотами в каждом, в центре которого находилась роза - символ мудрости и жизни, а также священного женского начала. Вообще весь собор представляет собой целую коллекцию женских персонажей - это и множественные женские скульптуры, и женские живописные изображения. Здесь представлены и царица Савская, по загадочной причине изображенная с бородой, и Мария Магдалина, витражное изображение которой является старейшим из всех существующих.



Мистические тайны собора

В архитектуре собора было воплощено множество эффектных и неожиданных готических новшеств, вызвавших массу подражаний. Но самое интересное заключается в том, что весь собор построен с использованием мистического смысла тайной символики. И дела даже не в гигантском кресте, который образуют крыши над нефом и апсидой. И не в арочном входе, якобы символизирующем женское лоно, приглашающее войти в него. И даже не в многочисленных намеках на Ковчег Завета, раскиданных по укромным уголкам храма. Оказывается, весь план собора составлен с использованием знакомого всем золотого сечения - загадочного и мистического числа 1,618. Во всяком случает, все расстояния, пропорции и размеры снаружи и внутри собора кратны именно ему.

Божественная пропорция 1:1,618, называемая также золотым сечением , или золотой серединой , в эпоху Возрождения и более позднего времени считалась великими творцами и мастерами, художниками и музыкантами, скульпторами и архитекторами абсолютно идеальной для наиболее полного эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Золотое сечение использовалось и задолго до возникновения христианства - в Древнем Египте и Греции. Да и многие современные строения, как оказалось, также воплощают в себе божественную пропорцию. Примеры - египетские пирамиды, греческие Парфенон, Нотр-Дам-де-Пари, здание ООН и многие другие. И естественно, она была соблюдена во многих средневековых церквях, особенно тех, что были построены тамплиерами.

Возвращение храмовников совпало с возникновение в Европе первых образцов готической архитектуры, а шесть лет спустя было начато строительство собора в Шартре. Много-много тамплиерского золота и всего лишь тридцать лет понадобилось каменщикам, стекольщиками, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм на священном и временно пустующем холме. Считается, что именно тамплиеры привезли с собой и секрет краеугольного камня - основного каменного блока, закладываемого в конструкцию, на котором держалось все сооружение. Этот секрет тщательно оберегался представителями независимой гильдии строителей-каменщиков, которые затем превратились в знаменитых франкомасонов, что и означает дословно "вольные каменщики".

"Святое сердце" - центр золотой середины собора, находится в пролете между второй и третье колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 метрах ниже плещутся воды древнего "колодца друидов". Точно на таком же расстоянии над святым сердцем находится верхняя точка готического свода. Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышая их дух, делая добрее, отзывчивее и мудрее. Оказавшись внутри собора, человек физически ощущает происходящие в нем изменения, и причиной тому не только необычное великолепие интерьера - вы чувствуете, что как будто распрямляетесь, становитесь мостом между первобытной энергией, идущей из таинственных глубин земли, и божественной благодатью, нисходящей на вас из-под огромного купола.

Может быть, в этом и содержится секрет Божественной гармонии, сокрытой в золотом сечении, - дать человеку возможность максимально ощутить всю мощь и силу природы, всю любовь и благодать Бога, сосредоточенных в мистическом генераторе-соборе? Может быть, готический собор, являющийся "книгой древних знаний и священных истин", и есть тот самый сосуд мудрости, который имели в виду алхимики ушедших веков? А может быть, это его они имели в виду, говоря о философском камне?

Для того, чтобы разобраться в этом, нам придется поглубже копнуть в чрево Шартрского холма, на котором высится знаменитый собор. Вглубь дремучих веков, во времена, когда на этом холме еще не были ни одной церкви. Однако он, ем не менее, уже играл роль колодца, утоляющего духовную жажду древних людей.

Одержимые страстным желанием подчинить себе мистическую энергию Земли, ключом бьющую на этом самом месте, доисторические зодчие, видимо особо тонко ощущающие энергетические вибрации Шартра, установили на холме дольмен (daol - "стол", men - "камень") - мегалитическое сооружение из двух-трех гигантских неотесанных каменных глыб с уложенной поверх них "крышей" из огромного плоского валуна. Они верили, и, видимо, не без оснований, что каждый входящий внутрь этого дольмена, этакого прообраза храма, обретает новую жизнь благодаря священным природным силам Земли. Со временем это чудодейственный комплекс, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник (а дольмен, помимо всего прочего, является погребальным сооружением), приобрел статус священного.

Значительно позже, но все еще в дохристианские времена, друиды - кельтские жрецы Галлии и Арморики (нынешней Бретани) организовали в соборе священное место сбора всех кельтских племен. Здесь они задолго до первых христиан зажигающих свечи в католическом храме, жгли священные костры, делились друг с другом опытом, совершали жертвоприношения. Здесь же они стали справлять культ, являющийся древнейшим на Земле, - культ женского божества. Не секрет, что священному женскому началу, дарящему жизнь, любовь, удовольствие, мудрость и опыт, поклонялись во всех странах мира начиная с самой зари человечества. Его связывали с плодородием, целительством и материнством. Первые обнаруженные археологами фигурки, изображающие богинь, датируются специалистами 35 000 лет до нашей эры! Получается, им поклонялись уже кроманьонцы!.. Впоследствии культ женского божества непрерывно кочевал из религии в религию, перемещаясь во времени и пространстве между самыми различными народами и континентами. Много позже на Шартрском холме, превратившемся в курган, была обнаружена статуя девушки с младенцем .


Обнаружив эту почерневшую от времени статую, Подземную Богоматерь, христиане, поселившиеся в этой местности в III веке, стали поклоняться ей, называя ее также "Черной Девой". Ее связали с образом Девы Марии, и именно в честь нее на этой священной земле была выстроена первая из церквей Шартра. Однако многие специалисты объясняют эту, а также и другие подобные статуи, обнаруженные в различных местах Франции, с культом поклонения богине Исиды, пришедшим из самых древних времен. Этот культ и стал предшественником христианского культа Девы Марии. По легенде, Исида знала тайное имя Верховного Бога Ра, которое она передала своему сыну Гору и фараонам, сделав их обладателями самой ценной и могущественной информации на Земле. Гор был зачат и рожден ею от мертвого мужа Исиды, Осириса, убитого собственным братом Сетом.

Часто Исиду изображали как деву с младенцем на руках. Очевидно, что эту символику и позаимствовало более позднее христианство, пришедшее на смену языческим культам древности. Исида до зачатия в виде скульптурных изображений дохристианского периода, в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. "безживотная земля", которую лучи солнца скоро оживят. Она также являлась и матерью всех богов. По-видимому, в этом и кроется глубокий эзотерический смысл Черных Дев, дошедших до нас в их христианской интерпретации. Они фигурируют в символике как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, "плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень".

Не много Черных Дев дошло до наших дней. В Шартрском соборе находились две из них: одна, носящая название Богоматерь-Защитница (Notre-Dame-du-Pilier) - в нише собора; вторая, известная под именем Подземная Богоматерь (Notre-Dame-sous-Terre) , находящаяся в крипте, где она до сих пор сидит на троне, на основании которого написано "Virgini pariturae". К ней приходит огромное количество паломников, а каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов поклонников. Чтобы уберечь священную скульптуру от излишне пылких и фанатичных почитателей, ее обнесли оградой в 1831 году.

Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. На это ссылаются местные хроники, подтверждающие, что античная скульптура Исиды "сделана до принятия христианства". Современное же изображение Подземной Богоматери датируется концом XVIII века. Дело в том, что древняя скульптура, обнаруженная в недрах холма, была уничтожена в пламени одного из очередных пожаров и заменена на деревянную скульптуру с младенцем на коленях в 1793 году. Спустившись в сырое и холодное помещение крипты, обитель Черной Девы, вы невольно испытываете необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы.

Совет: обязательно задержитесь в Шартре на ночь, чтобы своими глазами увидеть волшебную подсветку собора!

Готический стиль зародился в XII веке в Северной Франции, откуда распространился по Западной Европе от Испании до Чехии. В каждой стране под влиянием местных традиций новый стиль обретал свои особенности. Наиболее чистым воплощением классических принципов готики заслуженно считается Шартрский собор, один из величайших шедевров средневековой архитектуры Европы. Стройное изящное здание построено на холме и словно парит над городом, за что собор иногда называют Акрополем Франции. В 1979 году он внесён в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Храмы Шартрского холма

Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.
















В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.

Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.

Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени.

Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).

Шартрский собор, официально именовавшийся теперь собор Шартрской Богоматери (Нотр Дам де Шартр), избежал участи своих знаменитых собратьев в Реймсе и Руане и никогда не подвергался значительным разрушениям или перестройкам. Исключением в какой-то мере можно считать северную башню. Изначально её венчал деревянный шатёр, сгоревший в XVI веке. В 1513 году под руководством Жана Тексие был сооружён шатёр из камня, покрытый причудливым узором, свойственным «пламенеющей» готике.

Акрополь Франции

Ощущения при взгляде на взметнувшийся ввысь Нотр Дам де Шартр действительно чем-то сродни чувству, возникающему при встрече с Акрополем. Когда-то очень образно выразился поэт Шарль Пеги, назвавший собор «самым крепким из поднявшихся к небу колосьев».

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.

Самой древней частью собора является западный фасад. Первоначально он был сплошным, а три великолепных портала были сооружены позднее, уже при строительстве нового здания. Особенно впечатляет центральный портал, именуемый Королевским, над которым помещена замечательная скульптурная группа «Христос во славе». Фигура благословляющего Иисуса окружена статуями святых, библейских персонажей и фантастических животных.

Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.

Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.

Южная башня, носящая прозвище «Старая колокольня», на 15 лет моложе. Она стилистически едина со всем собором и смотрится куда более сдержанно, чем северная. За безукоризненные пропорции и изящество «Старую колокольню» считают одной из красивейших башен мира.

Входим в Шартрский собор

Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей - общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.

В палитре шартрских витражей доминируют красный, голубой и сиреневый цвета. При этом, благодаря ухищрениям мастеров, в солнечную погоду на колоннах и полу собора время от времени возникают красные и жёлтые всполохи, а в пасмурную собор заполняется ровным голубоватым мерцанием. Ещё одна «изюминка» здешних витражей - голубой цвет неповторимого оттенка, известный как «шартрский голубой» или «шартрская лазурь».

Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.

Достопримечательности Нотр Дам де Шартр

С момента своего создания Шартрский собор притягивал паломников со всей Европы. В первую очередь они шли взглянуть, конечно, на священный Покров. Первоначально он имел длину 5,5 метра, однако в годы Великой французской революции, когда церкви неоднократно подвергались погромам, ткань разрезали на несколько фрагментов и спрятали в разных местах, чтобы уберечь от разбушевавшихся санкюлотов. В 1819 году самый большой фрагмент вернули в собор. Сейчас Покров предстаёт перед зрителем в виде полосы бежевого шёлка, длина его составляет 2 м., ширина 46 см.

В век торжества науки неизбежно нашлись желающие проверить подлинность Покрова. Экспертиза, проведённая в 1927 году, показала, что он куда старше, чем предполагалось. Как выяснилось, ткань была изготовлена в I веке н. э. Решение экспертов было компромиссным – предлагалось считать, что нет доказательств того, будто покров был на Марии при родах Иисуса, но нет и доказательств обратного.

Ещё одной реликвией собора была так называемая «Чёрная Мария», деревянная статуэтка, изображавшая Богоматерь, когда она носила под сердцем Иисуса. Статуэтка сгорела во время погрома в революционном 1789 году, однако сохранилось несколько рисунков. Историки считают, что явно архаичная по силуэту фигурка создана в первые века христианства. Некоторые исследователи вообще полагают, что статуэтка вырезана в языческий период и изображает вовсе не Марию.

Ещё одним объектом притяжения для паломников был лабиринт, именуемый «Путь в Иерусалим». Он выложен из цветных каменных плиток в центре храма и выглядит, как круг диаметром 13 метров и длиной пути 261 метр. Именно столько, согласно церковной традиции, должен был пройти Иисус Христос при восхождении на Голгофу. Пилигримы, не имевшие возможности поклониться Гробу Господню, но желавшие покаяться и получить отпущение грехов, могли прийти в Шартр и проделать на коленях весь путь по лабиринту, читая молитвы.

И сегодня в Шартрский собор идут паломники, а также историки, искусствоведы, любители старины, ценители прекрасного, просто туристы. Никого из них встреча с Нотр Дам де Шартр не оставляет разочарованным или безучастным.

turturist.ru - Академия путешественника