Где находится площадь святого петра. Собор Св

Дата публикации: 2014-07-16

(итал. Piazza San Pietro) - площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра , который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).

Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос - камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина , построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра . В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.

Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная - оформлена двумя колоннадами.

По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.

Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.

В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».

В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Главный собор католического мира находится в Риме. Это духовный центр самой многочисленной из христианских конфессий и место пребывания Римского папы. Святой Петр играет особую роль в христианстве, его называют первоверховным Апостолом. Согласно Евангелию, имя ему дал сам Христос. Петр означает «камень».

Апостол проповедовал в Палестине, а под конец жизни, около 64 г. н.э. отправился в Рим. Во время гонений на христиан апостол был казнен по приказанию императора Нерона. В 326 г. на месте предполагаемой могилы св. Петра была построена базилика. Особая роль апостола Петра для католиков связана с тем, что они считают его первым епископом Рима, а значит, Римские папы ведут от него прямую цепь преемственности.

Св. Петр имеет не меньшее значение для православных и других христиан. Среди святых, почитаемых православными, в Соборе похоронены Римские папы Лев Великий, Григорий Двоеслов, апостолы Симон Зилот и Иуда Фаддей, мученики Прокес и Мартин. Здесь также находится частица Животворящего креста, на котором был распят Иисус Христос.

Базилика св. Петра времен императора Константина просуществовала более 1000 лет. К середине 15 в. ее конструкции стали очень ветхими и требовали серьезного ремонта. Размеры базилики уже не соответствовали главному храму католичества. Поэтому в 1452 г. папа Николай V дал указание начать реконструкцию здания. Однако работа осталась незаконченной из-за скорой смерти папы в 1455 г.

Вопрос о перестройки базилики был отложен еще на 50 лет.

Архитекторы и их вклад в строительство

Римский папа Юлий II остался в истории как один из наиболее воинственных. Он почти постоянно сражался за расширение Папской области: успешно воевал с Венецией, захватил Перуджу и Болонью. Тем не менее именно он выступил инициатором строительства нового Собора.

Донато Браманте

Весной 1506 г. папа назначил главным архитектором будущего храма Донато Браманте (1451–1514), приехавшего из Милана за несколько лет до этого. Этот мастер работал в традициях флорентийского ренессанса и построил 2 очень красивые церкви в Милане. Браманте хотелось превзойти Флорентийский собор, построенный в 1436 архитектором Брунеллески, с диаметром купола 42 м и высотой свыше 90 м.

Архитектор планировал строить Собор в форме греческого креста, то есть одинаковым в длину и ширину. Для купола он хотел использовать способ, что когда-то применили древние мастера при строительстве Пантеона – добавить в бетон вулканическую пемзу и туф, чтобы сделать его более легким. Браманте заново открыл эту технологию.

Вскоре началось строительство. Однако в 1513 г. папа Юлий II умер, а в следующем году ушел из жизни и 70-летний архитектор. К моменту его смерти была возведена большая часть стен будущего здания, построены арки и некоторые капеллы.

Рафаэль Санти

Знаменитый живописец переехал в Рим в 1508 г., когда ему было 25 лет. Основной работой Рафаэля была роспись храмов и создание фресок во дворцах Ватикана. Расписывал он и Сикстинскую капеллу.

Оставил Рафаэль свой след и в архитектуре. Он достроил начатый Браманте Ватиканский двор с Лоджиями. С 1514 г. он стал главным архитектором будущего Собора. Рафаэль изменил проект: вместо греческого креста он предложил традиционный латинский, сделав храм более вытянутым в длину.

Однако в правление папы Льва Х строительство продвинулось не сильно. Папа из династии Медичи вел расточительный образ жизни: папская курия вводила новые налоги, но денег на строительство собора не хватало.

Балдасаре Перуцци и Антонио да Сангалло

После Рафаэля строительством занимался Балдасаре Перуцци. Но работы были прерваны в 1527 г. разграблением Рима и последующим восстановлением города. Архитектор на время покинул Рим, а после возвращения в 1534 г. прожил только 2 года. В 1538 г. работы возглавил Антонио да Сангалло. Концепция Собора снова была изменена. Да Сангалло возвел южную и восточную часть здания.

Микеланджело Буонаротти

В 1546 г. руководство стройкой передали Микеланджело, которому на тот момент исполнилось 72 года. Микеланджело не хотел заниматься строительством Собора, так как это препятствовало его возвращению в родную Флоренцию.

Он вернулся к первоначальному проекту Донато Браманте в виде греческого креста и частично разобрал возведенные предшественником конструкции. Микеланджело укрепил фундамент Собора, увеличил толщину несущих колонн. Строительство продвигалось быстро, и к концу жизни Буонаротти был возведены стены и барабан купола.

Джакомо делла Порта

После смерти мастера в 1564 г. руководство работами было передано его ученику, Джакомо делла Порта. На первых этапах ему помогал другой ученик Микеланджело, Джакомо да Виньола, который возвел два малых купола Собора. В 1590 г. делла Порта завершил возведение главного купола. Проект Микеланджело был слегка изменен – здание было слегка вытянуто в длину и приняло овальную форму.

Делла Порта руководил постройкой почти 40 лет, до самой своей смерти. И фактически собор был при нем построен. Однако споры о форме здания – в виде греческого или римского креста – на этом не закончились.

Карло Мадерна

В 1605 г. к власти в Риме пришел папа Павел V из клана Боргезе. В первый же год его правления была начата перестройка уже почти готового здания. Главным архитектором был назначен Карло Мадерна (1556–1629), выходец из Швейцарии. Мадерна к этому времени уже построил в Риме несколько известных церквей, хотя основным его занятием считается строительство фонтанов.

Папа Павел V дал архитектору указание снести уже готовый фасад и перестроить храм в виде латинского креста. Так после столетия борьбы этих концепций латинский крест окончательно возобладал. Часть храма, ориентированная на восток, была удлинена. Мадерна пристроил к основной части базилику и сделал полностью новый фасад.

Собор Святого Петра в Риме принял законченную форму в 1626 г. После перестройки купол Собора стал почти не виден с площади. Зато грандиозный фасад, построенный Мадерной, великолепно украшал здание. Карло Мадерна сохранил стиль, заданный Донато Браманте и великим Микеланджело.

Для удобства архитекторы, участвовавшие в создании Собора, приведены в таблице:

Архитектор Годы жизни Годы участия в строительстве Собора Особенности проекта Что сделано
Донато Браманте 1451–1514 1506–1514 Греческий крест Построены фундамент и большая часть стен
Рафаэль Санти 1483–1520 1514–1520 Латинский крест Строительство почти не продвигалось
Балдасаре Перуцци 1481–1536 1520–1527 и 1534–1536 Греческий крест
Антонио да Сангалло (Младший) 1484–1546 1539–1546 Латинский крест Возведены южная и восточная ветвь здания
Микеланджело Буонаротти 1488–1564 1546–1564 Греческий крест Несущие конструкции, стены и барабан купола
Джакомо делла Порта 1533–1602 1564–1602 Греческий крест Завершил проект Микеланджело, достроил купол
Карло Мадерна 1556–1629 1605–1626 Латинский крест Удлинил восточную часть, достроив базилику. Сделал новый фасад

Архитектура

Создание архитектурного комплекса на этом не завершилось. Впереди была постройка площади, украшение интерьеров и фасада.

Площадь

Собор Святого Петра в Риме сегодня трудно представить без площади. Овальная площадь, обрамленная колоннами, образует с собором единое целое. Сверху площадь и собор выглядят вместе как гигантский ключ. Это символ святого Петра, который согласно христианской традиции считается хранителем ключей Небесного царства.

В центре площади установлен обелиск, привезенный из египетского Гелиополя в I в. н. э. Обелиск отбрасывает тень таким образом, что по ней можно определять время. По сути, площадь представляет собой гигантские солнечные часы, но рассмотреть их можно только с высоты купола Собора.


Собор Святого Петра в Риме имеет прекрасную площадь. Это самое часто посещаемое место в Риме.

Проект колоннады, обрамляющей площадь, разработан Джованни Бернини. По его имени постройку, законченную в 1667 г., иногда называют колоннадой Бернини. Она состоит из четырех рядов колонн, над которыми возвышаются статуи 140 святых. Сразу за колоннадой сегодня проходит граница государства Ватикан. Эту формальную границу охраняет почетный караул швейцарских гвардейцев.

С двух сторон от обелиска площадь украшают фонтаны Бернини и Мадерно.

Площадь собора имеет форму овала, вытянутого параллельно фасаду храма, – 340 м в длину и 240 в ширину. Благодаря своим размерам площадь кажется просторной, даже когда на ней много туристов. Верующие католики приезжают сюда, чтобы получить благословение от папы Римского. Периодически он выходит на балкон собора Святого Петра и осеняет верующих крестным знамением.

Прилегающую к Собору часть площади занимают ряды скамеек – здесь проходят праздничные богослужения.

Фасад

Верующих, входящих в Собор, приветствуют статуи апостолов, Иоанна Крестителя и Христа, стоящие на вершине фасада. Их видно издалека – высота статуй составляет 5,65 м. Среди апостолов нет Петра, потому что его скульптурное изображение находится перед входом в Собор.

По бокам фасада рядом с фигурами апостолов красуются двое огромных часов – итальянские и французские. Французские показывают только час, у них одна стрелка – часовая. Больше эти часы ничем не отличаются. Поставили французские часы потому, что Римские папы долгое время жили во Франции, в Авиньоне – период так называемого «авиньонского плена».

Центр

В центре фасада находится лоджия Благословения – место, откуда Папа Римский благословляет верующих. Этот наиболее красивый из 9 балконов на фасаде, находится над центральными вратами. По традиции папа произносит слова благословения «Urbi et Orbi» – городу и миру. Отсюда же впервые сообщают об избрании нового папы.

Порталы

Через портик Собора пять врат, или порталов, ведут внутрь здания:

Купол

Купол Собора вместе с крестом имеет высоту 136,6 м. Внутренняя высота его 119 м. Диаметр внутри 41,5 м. Внутри креста находятся шкатулки с ценными христианскими реликвиями.

Купол состоит из внутреннего и внешнего, между ними находится пустое пространство и лестница.

Купол Собора делится на 16 секторов.

С его внутренней стороны находятся мозаики с изображениями:

  • 16 римских пап;
  • Христа, Богоматери и апостолов;
  • ангелов, которые держат символы Страстей Христовых;
  • шестикрылых херувимов;
  • крылатых ангелов;
  • позолоченных херувимов.

На купол Собора можно подняться – по лестнице или на лифте. Подъем на лифте обойдется в 10 евро, тогда как по лестнице – 8 евро. Лифт поднимает только до середины, до обзорной площадки на крыше. Последний участок пути внутри купола все равно придется пройти пешком – по узкой винтовой лестнице.

Как считают многие, именно с купола Собора открываются лучшие виды на Рим. Отсюда можно рассмотреть площадь святого Петра, реку Тибр, дворец Палаццо Венеция, дворцы и парки Ватикана. За рекой в дымке виден центр города с живописным нагромождением исторических зданий. Опытные туристы советуют подниматься в утренние часы, когда очередь на подъем не так велика.

Интерьер и внутреннее убранство

Передняя часть Собора представляет собой классическую трехнефную базилику. Просторный центральный неф полон свободного гулкого пространства. Правый и левый нефы – не такие высокие, но более уютные – содержат капеллы со скульптурами, надгробия и мозаики. Здесь находятся выдающиеся творения мастеров Возрождения.

Правый неф

Северный, или правый неф, Собора протянулся от главного фасада до Папского алтаря. С внутренней, левой стороны неф ограничивают колонны, в нишах которых расположены скульптурные композиции и картины.

С правой стороны нефа находятся часовни, или капеллы, посвященные различным святым, таинствам или событиям религиозной истории.

Пьета

Если повернуть направо от входа в Собор, можно увидеть Богородицу Марию, которая держит на руках бездыханного Христа. Это Пьета – скульптура Микеланджело, созданная им задолго до того, как гениальный скульптор стал архитектором Собора. «Пьета» означает «сожаление, оплакивание».

Мария изображена в момент, когда распятого Иисуса сняли с Креста. Здесь еще нет торжества над смертью, только печаль.

Микеланджело создал эту скульптуру в возрасте 25 лет. Когда у него спрашивали, почему Мадонна так молода, он отвечал, что у нее лицо его матери, умершей при родах младшего брата… В 1972 г. злоумышленник напал на статую с молотком в руках и нанес ей несколько ударов. Статуя была отреставрирована, но после этого события рядом установили пуленепробиваемое стекло.

Памятник понтифику Льву XII

Собор Святого Петра в Риме, как и многие католические храмы, является одновременно усыпальницей. В некрополе под Собором похоронено большинство Римских пап. Надгробия некоторых из них, наиболее выдающихся, выставлены в Соборе. И только в отдельных случаях, когда папы причислены к лику святых, здесь находятся сами тела.

Так в Соборе находятся мумифицированные останки Иоанна 23, «Доброго папы», при котором прошел Второй Ватиканский Собор. Памятник Льву XII (1760–1829) стоит в правом нефе недалеко от входа. Папа изображен дарующим благословение, а на заднем плане видны фигуры четырех кардиналов, которые как бы выглядывают из-за его спины.

Считается, что Лев XII был избран на пороге своей смерти и сказал «выбирая меня, вы выбираете мертвеца». Поэтому каждый из этих кардиналов в свою очередь надеялся стать папой. Однако политика Льва XII оказалась уверенной и жесткой, он активно боролся с революционными настроениями и тайными обществами. Ни один из кардиналов, изображенных здесь, папой стать не смог.

А стал им преемник Льва XII кардинал Кастильоне. Под надгробием находится решетчатая дверь, через которую можно попасть в Часовню реликвий. Дверь эта обычно закрыта. Там находится древнее деревянное распятие XIII в., созданное Пьтеро Каваллини.

Капелла Святого Себастьяна

Алтарь посвящен христианскому мученику Себастьяну, жившему в Риме в 3 в. н.э. Он был казнен во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 288 г. Сюжет, где привязанного к столбу Себастьяна пронзают стрелами, получил распространение в искусстве. Автором мозаики является Пьетро Паоло Кристофари.

Сегодня в этой капелле установлена гробница Римского папы Иоанна Павла II (1920–2005). Папа, чье имя в миру было Кароль Войтыла, по происхождению поляк, занимал этот пост с 1978 по 2005 гг. Это было время реформ в Католической церкви. Иоанн Павел II шел на контакты с другими конфессиями, выступал перед мусульманами, иудеями, посещал мечети.

При нем возобновился диалог между католиками и православными. Иоанн Павел II последовательно выступал за мир, осуждал войну в Персидском заливе (1990) и в Ираке (2003). Он принес покаяние от имени Католической церкви за ошибки прошлых столетий – крестовые походы, инквизицию, церковные расколы и неверные догматы. При нем был реабилитирован Галилео Галилей и канонизирована Жанна д’Арк.

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Матильда Тосканская, известная также как Матильда Каносская, жила во второй половине 11 в. и была графиней Тосканы, в Северной Италии. С ней связан эпизод, известный как «хождение Генриха в Каноссу». Римский папа Григорий VII вел войну с королем Генрихом IV. Военные действия складывались не в пользу папы, так что Григорий был вынужден укрываться в замке графини.

Но папа отлучил своего врага от церкви, и благодаря дипломатическим усилиям Матильды, король был вынужден просить у него прощения. В январе 1077 г. Генрих босиком отправился к папе в Каноссу. Этот эпизод имел большое значение для утверждения авторитета Римских пап в средневековой Европе.

Матильда Тосканская завещала все свои владения и земли Римской католической церкви. В 1634 г. по указанию папы Урбана VIII ее тело перевезли во вновь построенный Собор. Надгробие создал Джованни Бернини с учениками. На барельефе надгробия изображен Генрих IV, который преклоняет колени перед папой Григорием VII.

Часовня Святого Причастия

Часовня, или капелла Святого Причастия, находится ближе к концу правого нефа. В центре ее установлена дарохранительница работы Бернини (1674), выполненная из позолоченной бронзы. Она сделана в виде ротонды Темпьето, которую построил Браманте в 1502 г. на римском холме Ятикул. Рядом с ротондой стоят на коленях два ангела.

На заднем плане находится картина «Новозаветная Троица», созданная Пьетро де Картона.

Это единственная картина в Соборе, которая написана маслом. Капелла закрыта для туристов: сюда могут заходить только верующие католики для молитвы. Рядом с капеллой в нише можно видеть памятник папе Григорию XIII, который осуществил реформу календаря. Барельеф на надгробии напоминает об этом событии.

Левый неф

Южный, или левый неф, Собора расположен симметрично правому и во многом его повторяет. От центрального нефа его отделяют ряды колонн с нишами, где находятся выдающиеся произведения искусства. С противоположной стороны, здесь, как и в правом нефе, находятся надгробия римских пап и множество алтарей.

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Надгробие папы Александра VII (1599–1667) выполнено Джованни Бернини. Работа была завершена в 1678 г., когда мастеру исполнилось 80 лет. Римский папа изображен стоящим на пьедестале в молитве. У его ног 4 задумчивые женские фигуры, они символизируют Справедливость, Благоразумие, Милосердие и Правду.

Фигуры словно удерживают края красного полога, из-под которого вырывается Смерть – скелет, показывающий песочные часы. Композиция полна динамизма и драматического напряжения.

Изображение смерти кажется странным и жутковатым, но в те времена часто делалось на надгробиях. Известно, что сам папа Александр VII держал на своем письменном столе череп, а в спальне – гроб. Это напоминало ему о скоротечности жизни.

Часовня Крещения (Баптистерий)

Баптистерий или крестильня – в раннем христианстве место для крещения, с купелью или небольшим водоемом. В данном случае это купель работы Карло Фонтана (1695), сделанная из красного египетского порфира. Она выполнена из саркофага, который был когда-то гробницей императора Оттона.

Крышка на купели изготовлена из позолоченной бронзы, ее украшают фигуры ангелов. Над купелью находится мозаичная копия картины «Крещение Иисуса Христа».

Могила Святого Петра (Киворий)

Собор в центральной части имеет возвышающееся надгробие святого Петра, накрытое огромным бронзовым балдахином – киворий. Традиция устанавливать на могилах кивории идет из Древнего Рима, где их ставили, чтобы защищать надгробия от непогоды. Высота кивория составляет более 28 м, массивный навес покоится на 4 витых бронзовых столбах.

Первоначальный проект кивория принадлежит Карло Мадерна, но архитектор не успел воплотить замысел в жизнь. Созданием кивория с 1624 по 1631 гг. год занимался Джованни Бернини. Для работы использовали специальные литейные мастерские возле площади св. Петра. Балдахин был открыт и освящен 28 июня 1633 г.

20-метровые колонны украшены виноградной лозой, пчелами и херувимами. Над каждой из колонн находится фигура ангела размером более 3 м.

Католики всегда верили, что могила св. Петра находится под Собором, но долгое время местоположение ее не было точно установлено. Лишь в 20 в. во время раскопок под зданием собора обнаружили древние захоронения, многие из которых относятся к дохристианскому периоду.

Возле одной из них нашли надпись «Петр здесь». Католическая церковь признала могилу официально в 1968 г., хотя открытие оспаривается многими историками.

Статуя святого Петра

В завершающей арке центрального нефа установлена бронзовая статуя св. Петра, который сидит на престоле и благословляет верующих, в левой руке он держит ключи от рая. За спиной апостола находится мозаика, которая очень похожа на ткань.

Есть предание, что статуя исполняет желания верующих, если прикоснуться к стопе апостола. Поэтому ноги св. Петра до блеска отполированы ладонями паломников. Ежегодно 29 июня в день памяти апостола Петра статую наряжают в священнические облачения, и кажется, что на престоле сидит живой человек.

Экскурсии

Самая популярная экскурсия – посещение музеев Ватикана и Сикстинской Капеллы, после которой туристам показывают Собор. Она стоит 35–40 евро. В определенные дни бывают экскурсии на русском языке, но это лучше уточнять на сайте Ватикана.

Посетить Собор Святого Петра с экскурсоводом можно и отдельно – такие экскурсии стоят 15–20 евро, их проводят различные турфирмы и индивидуальные гиды. Экскурсии дают возможность посетить Собор без очереди.

Билеты и время работы

Собор Святого Петра в Риме открыт с апреля по сентябрь с 7 до 19 ч. С октября по март он закрывается в 18.30. Подъем на купол открыт с 8 до 18 ч летом и с 8 до 17 зимой. По средам Собор до 13 ч не работает, в это время проходят папские приемы.

Посещение Собора бесплатно.

Если посетить сначала музеи Ватикана, попасть в Собор можно без очереди. Билет в музеи лучше приобретать заранее, через интернет. Вход для подъема на купол находится правее входа в Собор, на него указывает надпись la Cupola.

Правила посещения

В Собор нельзя проносить колющие и режущие предметы, большие сумки и рюкзаки. Как и в большинстве католических храмов, у посетителей должны быть закрыты локти и колени. Нельзя приходить в коротких юбках, шортах, майках, платьях без рукавов. Мужчины должны посещать Собор без головного убора.

Известно несколько фактов, которые вызывают интерес у туристов:


Как добраться

Добраться до площади Святого Петра можно пешком от станции метро Ottaviano (ветка А), идти прямо вдоль улицы Ottaviano около 10 мин. До касс музеев Ватикана можно дойти от того же метро или от станции Cipro – примерно 5 мин.

Еще ближе к площади Собора доезжают автобусы по улице Виа ди порта Кавалиджери. Сюда идут маршруты 34, 46, 64, 98, 881, 916. Самый красивый маршрут – пройти пешком по Виа Дела Кончиллационе от реки Тибр. Сюда идут автобусы 23, 34, 40, 982.

Лучшее время для посещения

В какое время года лучше посещать собор Святого Петра, зависит от личных предпочтений. Летом в Рим приезжает очень много туристов и стоит жаркая погода. Меньше всего посетителей бывает зимой, но в это время часто идут дожди. Поэтому для посещения можно выбрать весну или осень. Из дней недели опытные туристы советуют вторник или четверг.

В среду на площади бывает многолюдно, зато в этот день можно увидеть папу Римского. В воскресенье людей немного, но при этом закрыты музеи Ватикана. Лучшими для посещения считаются утренние часы, когда туристов еще мало, а восходящее солнце подсвечивает Собор со стороны площади.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Соборе Святого Петра в Риме

Экскурсия в собор Святого Петра в Риме:

(Raffaello Santi). С тех пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы стиля протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора заканчивал архитектор Карло Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям)
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo;
  • региональным поездом: станция Roma San Pietro (ближе к площади), поезд ходит с вокзала Roma Trastevere, билет 1 евро.

Огромное открытое пространство перед главной католической церковью мира по своему художественному совершенству является настоящим шедевром градостроительства. Спроектированная Бернини в 1657 году величественная площадь Святого Петра в Ватикане сегодня представляет собой парадный вход в независимое папское государство. Ежедневно сюда устремляются десятки тысяч туристов, приезжающих в Рим со всей планеты. А чтобы услышать папское благословение, на площади собирается, по разным оценкам, до 600тыс. верующих.

Фонтаны на площади Святого Петра

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.



После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.


Скульптуры, украшающие площадь Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.



По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.



140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Религиозные мероприятия на главной площади Ватикана

Увидеть Папу воочию стремятся многие приезжающие в Рим не только верующие, но и многие туристы. Не каждый знает, что возможность лицезреть понтифика предоставляется всем желающим практически каждое воскресенье. По этим дням, ровно в полдень, Папа благословляет всех собравшихся на ватиканской площади, обращаясь к ним из окна Апостольского дворца с молитвой «Ангелус».



Помимо этого, по средам, на площади Святого Петра в 10 утра начинается Общественная аудиенция, которая лишь в случае ненастной погоды может быть перенесена с площади в Зал Аудиенций, находящийся поблизости. Однако при этом нужно учитывать, что попасть на общественные аудиенции можно лишь приобретая билет.

Как добраться до Площади Святого Петра в Ватикане

Метро: линия А, до станции Ottaviano.
Автобус: маршруты № 23, 32, 81, 590 – до остановки Piazza del Risorgimento.
Трамвай: маршрут № 19 до его конечной остановки Piazza del Risorgimento.

Собор Святого Петра в Ватикане – это сердце католического мира. Собор Святого Петра – это главное украшение Ватикана, художественные сокровища которого привлекают к себе миллионы туристов. Собор Святого Петра – самый большой католический собор на планете. Его главный зал занимает 2,3 гектара.

Собор Святого Петра в Ватикане внутри поражает объемами, размерами, гармонией пропорций, материалами, богатством оформления. Роспись купола Собора Святого Петра в Ватикане работы Микеланджело с кессонным декором — художественный шедевр Рима. Смотровая площадка купола Собора Святого Петра в Ватикане, на которую можно подняться за дополнительную плату на лифте, показывает самую впечатляющую панораму Рима.

Строительство собора, который мы видим сегодня, началось в 1506 году и завершилось спустя 120 лет. В 1626 г. Собор Св. Петра был освящен папой Убраном VIII. Это довольно маленький срок строительства для храма, подобных которому по красоте и величию еще не было.

Однако, этого времени хватило, чтобы на посту сменилось 13 понтификов: Юлий II, Лев X, Адриан VI, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V, Григорий XIII, Сикст V, Урбан VII . Количество архитекторов, возглавлявших данный проект, тоже весомо и пестрит великими именами: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Виньола. Позже в начале 17 века храм подвергся дальнейшим модернизациям под руководством архитектора Карло Мадерно, а в 1656-1667 годах Бернини создал площадь перед собором, но это отдельная история.

Размеры Собора Святого Апостола Петра действительно поражают. Когда стоишь перед главным фасадом и рассматриваешь на верху статуи ещё 11 апостолов, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, понимаешь, что охватить взором весь собор не получается. Вблизи не видно даже самого главного элемента – купола Микеланджело. Отдаляясь чуть дальше в центр площади св. Петра собор приобретает законченный вид, только теперь не входит в фото-кадр колоннада Бернини…

Перед Входом в храм установлены 2 статуи:

  • Статуя Святого Петра. Петр держит ключи от Царствия Небесного, которые передал ему Господь.
  • Статуя Святого Павла. Павел держит копье.

В собор ведут 5 дверей. Одна из них заслуживает особого внимания. Эта дверь (последняя с правой стороны) была создана в 1950 году. Она открывается в юбилейный год каждые 25 лет. На 25 лет она не просто закрыта, она забетонирована, а изнутри декоративно украшена.

Собор Святого Петра в Ватикане. Рим. Basilica di San Pietro.

А что скрывает Собор Святого Петра внутри?!

Посещение Собора Святого Петра для туристов и паломников считается продолжением экскурсии по . После осмотра Сикстинской капеллы путь лежит к художественным сокровищам Собора Святого Петра в Ватикане. Внутреннее убранство Собора Святого Петра превосходит все ожидания. Пол вымощен из разноцветного порфира и мрамора.

Стены собора отделаны лепниной, золотом, серебром, разноцветным мрамором (белом, розовым, зеленым), украшены скульптурами и произведениями искусства.

Сам храм имеет форму креста, на пересечении которого в центральной части храма стоит Папский алтарь. Четыре мощных столба являются опорой купола, спроектированного Микеланджело (купол двух уровневый). Высота внутреннего купола составляет 119 метров, а диаметр достигает 42 метра. Столбы украшают ниши, в каждой из которых установлены фигуры святых:

  • Статуя Андрея Первозванного (работа Франсуа Дюкенуа).
  • Статуя Святой Вероники.
  • Статуя императрицы Елены с крестом господним в руках (мать императора Константина).
  • Пятиметровая Статуя Святого Лонгина — солдата проткнувшего копьем Иисуса Христа и впоследствии принявшего христианство (работа Лоренцо Бернини 1635 год).

Балдахин (кеворит) работы великого мастера Лоренцо Бернини – это потрясающее сооружение, опирающееся на 4 изящные витые колонны, вершины которых украшают четыре ангела. Издалека он смотрится деревянным: настолько тонка работа мастера. На самом деле балдахин выполнен из бронзы, а некоторые элементы покрыты золотом. Бернини работал над ним 9 лет с 1624 по 1633 год. В работе есть и два символа:

  • символ Папства – скрещенные ключи;
  • символ влиятельной семьи Барберини — пчелы.

Его высота составляет 29 метров (4 этажный дом). И все это расположено в центре собора под уходящим ввысь расписным куполом (роспись — это работа итальянского художника Кавальеро д’Арпино).

Прямо под куполом Микеланджело и балдахином Бернини находится вход в подземный лабиринт, который ведет к одному из самых ценных сокровищ Ватикана — месту погребения Святого Петра. Это священное место предназначено для высшего духовенства. В центре собора находится нечто напрямую связанное с Иисусом Христом. Здесь можно увидеть символ Святого Петра: перевернутый крест.

История уникального собора начинается в 64 году новой эры. Тогда царь римской империи Нейрон казнил последователя христианской веры предводителя и первого ученика Иисуса – 64 летнего Петра. Согласно легенде, Петр попросил, чтобы его распяли вверх ногами. Он считал, что он не достоин умереть как Спаситель. Петра похоронили на Ватиканском холме. В IV веке христианство стало главной религией римской империи и император Константин приказал построить собор в честь Святого Петра на Ватиканском холме. В 16 веке начинается строительство нового собора, который отражал бы мощь и влияние католической церкви. Новый собор Святого Петра — идеальный образец Ренессанса. Самое священное место в Соборе Святого Петра — Клементинская капелла. Здесь находится оригинальный алтарь и центр древнего собора. Именно здесь был распят, умер и похоронен апостол Петр – первый ученик Иисуса Христа.

Сбоку недалеко от алтаря установлена статуя Св. Петра. Она считается чудотворной. Так что не упускайте возможность прикоснуться к стопам статуи Святого Петра и попросить исполнения заветного желания!

Еще один шедевр, который обязательно нужно увидеть в Соборе Святого Петра – это работа Микеланджело Буонарроти «Пьета».

Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа». Микеланджело Буонарроти.

Скульптор работал над ней 2 года и закончил свое творение в 1499 году в возрасте 24 лет. Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» выполнена из мрамора и достигает в высоту 1 метр 74 см. Раскрывая сюжет «Оплакивание Христа», скульптур изобразил только две главные фигуры: Деву Марию, держащую на своих коленях мертвого сына Иисуса Христа. Смотря на скульптурную группу возникает вопрос: почему лицо Марии выглядит моложе, чем у ее сына Иисуса. Так Микеланджело пытался совместить античный идеал красоты с христианской идеей и воплотить слова Данте, автора «Божественной комедии», который писал: «Богоматерь, дочь своего сына»!

Еще один интересный исторический факт: «Пьета» — единственное произведение, подписанное Микеланджело. Этому предшествовала история, согласно которой однажды Микеланджело стал свидетелем того, как люди восторгались его произведением в Соборе Святого Петра, а авторство приписывали другому мастеру. Поэтому он решил исправить эту несправедливость и вырезал надпись на ленточке, спускающейся с левого плеча Марии, которая в переводе означает «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

Цены на отели и апартаменты в шаговой доступности от Собора Святого Петра в Риме.

turturist.ru - Академия путешественника