Грузия. Церкви и монастыри в грузии Грузинские храмы монастыри православный календарь

Нужно отметить, что грузины, как и мы (имеются в виду не татары, а русские) - православный народ. Именно этот факт после захвата турками древней Византии - привело к тому, что православные народы и царства искали помощи и защиты у Российской империи.

И чем больше турки и персы резали и угоняли в рабство христиан, тем более, Грузия и Армения тяготели к России.

Мало того, известный геноцид армян произошёл в 1915-1918гг. - а это совсем недавно по историческим меркам, а ведь мало кто знает, что кроме армян в Турецкой империи убивали и изгоняли греков, грузин, ассирийцев, курдов и другие христианские и не христианские народы.

В настоящее время, когда разгорается вокруг наших стран пояс нестабильности, вспыхивают цветные и коричневые революции - фактор агрессивного ислама может вернуть Закавказье на 500 лет назад, и тогда всё вернется на круги своя!

Троицкий монастырь у подножья Казбека

Грузинская православная церковь — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов.

Одна из древнейших христианских церквей в мире.

Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».


Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса).

В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.

(напомним, что Халкидонский собор признал догмат о единстве божественного и человеческого начала в Христе!)

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Гелатский монастырь Церкви и храмы Грузии

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская.

21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Теймураза Багратиони; 1762-21 декабря 1827 года).

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам Эристави (князь Эристов) (30 августа 1814 — 14 мая 1817; 20 марта 1825 года назначен управляющим Даниловым монастырём; † 18 декабря 1830). К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат.

Впоследствии экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как-то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

монастырь Джавари Церкви и храмы Грузии

История грузинской храмовой архитектуры

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1536 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился.

Из сохранившихся храмов самый ранний был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить.

Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси.

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов - базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Купольное здание чуть более сложно по конструкции. Есть гибриды: например, храм Рождества в монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику. Успенский собор в Хобском монастыре - редкий случай крестового храма: здесь нет купола, но все же он не базилика.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ В ТБИЛИСИ

Цминда Самеба - собор Святой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, построенный к 2000-летию рождества Христова на холме св. Ильи в самом центре Тбилиси. Собор Цминда Самеба является третьим по высоте православным храмом в мире.

Мифы и факты

Идея строительства нового собора возникла в 1989 году, когда патриархия Тбилиси объявила архитектурный конкурс "Собор Святой Троицы". Из сотни представленных проектов была выбрана работа архитектора Арчила Миндиашвили.

План Свято-Троицкого комплекса включал церковь, часовню, монастырь, семинарию, академию, гостиницу и другие вспомогательные здания. Власти Тбилиси выделили 11 га земли на холме св. Ильи. Но из-за беспорядков в стране строительство грандиозного храма было отложено.

В 1995 году, наконец, был заложен первый краеугольный камень. По древней традиции, в основание фундамента поместили предметы, привезенные из святых мест: камни с горы Сион и реки Иордан, землю из Иерусалима и могилы Св. Георгия, и др. Священники Тбилиси возложили золотые монеты, а патриарх и президент Грузии - памятные плиты со своими именами.

Тбилисская Цминда Самеба стала символом новых достижений Грузии и консолидации нации. Средства на строительство собирали всем миром: кто пожертвованиями, кто помощью в строительстве, многие предприятия предоставляли строительные материалы и необходимое оборудование.

За несколько лет над старым Тбилиси вырос золотой купол огромного собора высотой более 100 м (без надкупольного креста 98 м и крест 7,5 м), общей площадью более 5000 кв.м и вместимостью 15 тысяч прихожан. Освящение собора состоялось в 2004 году, ровно через 9 лет после закладки в день Святого Георгия патриархом Грузии Илией II.

Ананури Церкви и храмы Грузии

ХРАМЫ И ЦЕРКВИ ГРУЗИИ

Грузия - страна каменного зодчества. С такой историей, если бы в Грузии строили из дерева, следы пепелищ давно и безвозвратно заросли бы и затерялись.

Грузии не было нужды возводить пирамиды - природа сделала это за нее. Человеку осталось увенчать природную пирамиду. И, думаю, не будет большим преувеличением с моей стороны сказать, что в Грузии практически на каждом мало-мальски высоком холме можно увидеть или крепость или храм.

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись будто две сестры

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

М.Ю. Лермонтов

На самом деле не немного лет, а без малого 16 столетий... был и есть храм, один из древнейших и красивейших на Кавказе. А вот Кура и Арагви там действительно сливаются, журчат неутомимо и ласково, как описал поэт.

Иногда даже границу между глинистыми водами Куры и зеленоватыми водами Арагви видно невооруженным глазом, как на фото.

Арагви и Кура Церкви и храмы Грузии

Потрясающее, невероятное место. Место, откуда открывается космос. В последние годы в Джвари практически непрерывно присутствуют группы туристов, что, конечно, отвлекает и портит впечатление, поэтому позволю себе дать два совета - поднимайтесь к храму рано утром, пока людей еще не много, и поднимайтесь обязательно пешком. Поверьте, оно того стоит.

Манглиси Церкви и храмы Грузии

Что за бесценный завет

был нам оставлен веками!

И безграничен свет,

и гармоничен камень.

Г. Табидзе

Один из красивейших храмов Грузии (хотя, на мой взгляд, они все прекрасны), - Манглиси (храм Успения Пресвятой Богородицы).

Баракони

Грузинские храмы поражают своей идеальной вписанностью в окружающую природу, гармонией с ней. Они не подавляют величием, подобно готическим соборам Европы, не сверкают богатством красок и позолотой куполов Востока. Их простота многомерна и гениальна, она дарит ни с чем несравнимое ощущение единения человека и природы с Создателем всего сущего.

Кацхис свети

Средневековые грузинские зодчие творили, приспосабливаясь к рельефу, вливаясь в него, каким бы разнообразным и удивительным он ни был.

Небольшая церковь Максима Исповедника была сооружена в IX веке на природном скальном острове, известном как Кацхис свети.

Ванис Квавеби Церкви и храмы Грузии

Часовня в расщелине скалы (Ванис Квавеби, VIII в.).

Монастырский комплекс Давид Гареджа.

Кладка пытает взгляд,

словно скрывает клад.

Скальное кружево

кем отутюжено?

Музыку кто ваял?

Тот, кто обломки скал

переколдовывал

в церковь...

Г. Табидзе

Кажущаяся простота и бедность убранства при приближении оборачиваются такой вот музыкой в камне. Завоеватели приходили и уходили, унося с собой золото и серебро, бесценные иконы и реликвии. Камень остался. Остался зачастую единственным зримым подтверждением былой славы и величия.

Никорцминда

Кто расписал тебя,

с кисти питал, любя,

выпестовал, корпя,

Церковь Никорцминда?

Г. Табидзе

Собственно, все стихи Галактиона, процитированные выше и ниже по тексту, взяты из похвалы именно ей - церкви Никорцминда (Святого Николая, построена в 1010-1014 гг.). Росписи, в отличие от каменных узоров, гораздо более хрупки и многое безвозвратно утеряно или безнадежно испорчено. Фрески горели в пламени пожарищ, их закрашивали, "украшали" надписями типа "здесь был Вася". То немногое, что сохранилось в Бетании, Бодбе, Бугеули, Вардзии, Гелати, Кинцвиси, Никорцминде заставляет поражаться равно силе человеческого гения и его же, человека, варварской агрессивности.

Кватахеви купол Церкви и храмы Грузии

Ровно двенадцать лампад

смотрят в двенадцать окон.

Что за огни горят

в доме твоем высоком?

Г. Табидзе

Некоторые храмы снабжены солнечными часами. Маленькими, незаметными, но дающими понять, что помимо гармонии с рельефом и пространственной ориентации сооружений их создатели предусмотрели и многое другое.

Шио-Мгвиме Церкви и храмы Грузии

Мастер был смел и строг:

огонь сей - в душе стерёг,

душу - меж стен сберёг

церкви Никорцминда.

Г. Табидзе

Иногда в строительство вкладывали не только душу. Но об этом позже...

Светицховели Церкви и храмы Грузии

Храм твой громокрылат,

Своды его непреклонны,

Годы его хранят,

Гулко поют колонны.

Г. Табидзе

В лоне Светицховели начинается одиннадцатый по счету век...

Всегда прекрасен этот храм. Утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом ящерицы; к закату весь омыт золотом; а в сумерки, когда на него глядит звездный свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо.

Неизвестный мастер высек на стене изображение правой руки человека, держащей наугольник. Подпись под ней гласит: "Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов".

Около этой надписи высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.

Вон тот безусый и есть Константин Арсакидзе, строитель Светицховели. Покажу тебе изображение еще одного человека...

Он принес древнюю грузинскую монету. На ней был изображен всадник с ястребом на правом плече. Надпись на обороте монеты, сделанная заглавными буквами, гласила: "Царь царей Георгий - меч Мессии".

Вот и все...

К. Гамсахурдиа

Взгляните направо! - очнулся экскурсовод. - Перед нами - Светицховели!... Зодчему, который построил этот собор, по приказу царя отсекли десницу...

Это почему же? - спросил Нестор.

Интрига... Кто-то донес на него...

Никак присвоил стройматериалы? - сказал водитель.

Н. Думбадзе

Во всем мире существуют легенды о зодчих, которых покарали вместо того, чтобы наградить за создание шедевра. Дедал, запертый в созданном им лабиринте, ослепленные создатели храма Василия Блаженного, отсеченная рука Константине Арсакидзе - явления (или мифы) одного порядка, несущие древний, сакральный смысл - создание шедевра творец должен выстрадать, уравновесить свой дар великой жертвой и великим страданием.

Хотя, для заказчиков, наверное, смысл был куда более прозаическим, и заключался в том, чтобы не платить строителям за выполненную работу.

Марткопи Церкви и храмы Грузии

Крыльев бы, крыльев нам,

Силы - живым крылам,

Правь же пространством, храм,

Г. Табидзе

Монастырь Марткопи, одиноко стоящий на вершине, среди лесов. Само название "Марткопи" означает "уединенный".

Моцамета

Собрат Марткопи по уединенному расположению и архитектуре - монастырь Моцамета (Мучеников Давида и Константина). Один (Марткопи) расположен в Восточной Грузии, другой (Моцамета) - в Западной.

Алаверди

Выше бы! - к облаку,

к высшему ко благу

рвёшься крыльями

синими, сильными.

Г. Табидзе

Кафедральный собор Святого Георгия или в просторечии Алаверди, построенный в начале XI века, - самая грандиозная стройка средневековой Грузии. Собор виден практически со всех концов Алазанской долины, посреди которой стоит, его высота, рекордная для всей грузинской расположенной в сейсмоопасном регионе архитектуры - 50 метров. Слово "Алаверди" - тюрко-арабского происхождения и переводится как "дарованный Богом". Вокруг храма, за исключением крепостной стены - одни развалины: останки дворца, трапезной, колокольни, гарнизонной казармы и даже общественной бани.

В Грузии два главных храмовых праздника - Светицховлоба (14 октября) и Алавердоба (28 сентября). Алавердоба - храмовый праздник Алаверди - отмечается с VI века. С точки зрения церковной традиции праздник посвящен основателю Алаверди Иосифу, одному из 13 сирийских отцов, заложивших традиции монашества в Грузии. С точки зрения истории и крестьян, которые испокон веков в этот день приносили в храм плоды нового урожая, проводили скачки и устраивали жертвоприношения - это, скорее, древний языческий праздник урожая, совмещенный с церковной историей и в таком виде продолживший существование уже в христианскую эру.

Гергети Самеба

Пусть шествуют века

и поколенья мимо

сокрытого от глаз

приюта моего.

И. Абашидзе

Если Алаверди - самый высокий храм Грузии, то Церковь Святой Троицы (Самеба) в Гергети - самый высокогорный. Церковь возведена на высоте 2170 метров предположительно в XIV веке. Фоном для храма служит почти всегда покрытая снегом и льдом гора Мкинварцвери (в России более известная как Казбек).

В исторических хрониках Гергетскую Троицу иногда называют "хранилищем Мцхетского сокровища" - во времена набегов и войн, сюда по крутым горным тропам поднимали, дабы охранить от захватчиков, главную грузинскую святыню - Крест Святой Нино.

В одной из пещер высоко в горах был найден клад с церковными рукописями - кто-то из монахов поднял и спрятал его там. Горы всегда были для народа Грузии домом, защитой, убежищем, родными стенами.

Но и они не всегда спасали...

Кватахеви

Дикие леса карабкались по ступеням гор. Отвесные скалы обрывали настойчивые набеги врагов, и, соблазненный этой охраной, царь Давид Строитель воздвиг над крутизной Кватахевский монастырь.

Сменялись цари, убегали века...

Но однажды налетела желтая буря... И молили колокола о помощи, но лежала разбитая Грузия под голубыми сапогами беспощадного Тимурленга... напрасно умоляли колокола, напрасно с бойниц свистели стрелы, напрасно трупы защищали вход в монастырь. Пали тяжелые ворота. Хлынул в них желтый поток...

А.А. Антоновская

Монахинь связали всех вместе и сожгли заживо, монастырь разграбили. С тех пор женская нога не ступала больше в Кватахеви. Вход разрешен только мужчинам.

Никогда не понимала, зачем было устраивать костер из уже беззащитных женщин. Как не понимаю и тех людей, что называют сыновей Тамерланами, в честь хромого кровожадного уродца. Как не понимаю средневековых церковных иерархов, решивших больше не впускать в монастырь ни одну женщину, во избежание осквернения памяти невинно убиенных инокинь.

Мартвили

Как далеко, а виден до сих пор

Мартвили, недостигнутый Мартвили,

Высокий белый стих Одишских гор.

И. Абашидзе

Очень приятная небольшая церковь X века Мцире Чиквани (монастырь Мартвили). Ее крыши и купол покрывает черепица. На многих других храмах еще с советских времен из соображений экономии крыши перекрыты металлом. Мне кажется, черепица смотрится, гораздо лучше, нежнее, гармоничнее.

Ниноцминда

И снова кладка. На этот раз рельефная. Такая кладка характерна именно для Восточной Грузии (Греми, Сигнаги, Бодбе). И еще одна характерная особенность - купол, сложенный из того же материала, что и стены. Построенный в VI веке храмовый комплекс сильно разрушен землетрясением в первой половине XIX века.

Цугругашени

Творение времен царствования Лаша-Георгия, законченное уже после первых появлений монголов в Грузии (1213-1222 гг.). Согласно ктиторской надписи, выстроено неким Хасаном Арсенидзе. Последние вспышки света перед погружением во тьму восьмисотлетней пропасти практически непрерывных нашествий и разорений. Дальше все чаще приходилось не строить, а восстанавливать.

Над обрывистой Метехской скалой, там, где ныне восседающий на каменном коне Горгасали поднятой десницей предупреждает водителей быть поосторожнее на повороте и откуда в былые времена отчаявшиеся тбилисцы совершали свой последний путь в жизни - с камнем на шее в мутные воды Мтквари, раньше стоял Метехский замок (слово "замок" здесь следует понимать в смысле "тюрьма").

Н. Думбадзе

Название квартала - Метехи - появилось в XII веке и означает "окрест дворца". В храме находится захоронение Святой Шушаник, первой христианской мученицы Грузии, армянки по происхождению. А рядом с Метехи в 1961 году был установлен памятник основателю города царю Вахтангу Горгасали.

Метехский храм, построенный в 1278-84 гг. при царе Деметре II Самопожертвователе, сначала был дворцовой церковью грузинских царей, с XVII века находился на территории крепости, с присоединением Грузии к России крепость переоборудовали в тюрьму, а в середине ХХ века тюрьму снесли.

Сам храм неоднократно разрушали и отстраивали вновь. В XIII веке церковь сравняли с землей монголы, но она быстро была восстановлена. В XV веке ее разрушили персы, а в XVI-XVII веках она постоянно перестраивалась грузинскими царями. Во времена Берии при сносе крепости-тюрьмы хотели снести и церковь (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил жизнью, так что в этой части сюжет "Покаяния" документален).

Метехи

И тотчас зазвенели колокола тбилисских храмов. Каждый звонарь вызванивал колокольные фразы своего храма.

Кар...тли...я...ли...я... Кар...тли...я...ли...я, - отзванивала Анчисхатская церковь.

Эгрэ...ихо...эгрэ...ари... Эгрэ...ихо...эгрэ...ари, - гудел Сионский собор.

Велит...мепес... мепес... велит...гамарджвебит...мепес...велит... - заливалась Метехская церковь.

А.А. Антоновская

Сиони Церкви и храмы Грузии

Так было... так есть... - означает в переводе колокольная фраза Сионского собора. Сиони стоит почти столько же, сколько Тбилиси - с V века - и все эти полтора тысячелетия разделяет судьбу города.

Первый храм на этом месте был снесен арабами. После освобождения Тбилиси от арабов в 1112 году Сиони возвели заново. В 1226 году город был захвачен шахом Хорезма Джалал-ад-Дином. Шах приказал снять с Сиони купол, бросить иконы на мосту и заставить жителей Тбилиси пройти по ним. Сто тысяч мучеников, отказавшихся переступить через святыни, Грузия ежегодно поминает 13 ноября на Метехском мосту, там, откуда летели в Мтквари (Куру) отрубленные головы казненных.

Тамерлан разрушил Тбилисский Сиони в конце XIV века, но церковь была восстановлена.

В 1522 году по приказу шаха Измаила из Сиони вынесли икону Богоматери и бросили в реку. Икона была найдена и возвращена в собор. В 1724 икону снова похитили, на сей раз мусульманский правитель Кахетии Али-Кули-Хан.

В 1668 году храм сильно пострадал от землятрясения, но был вновь восстановлен.

В 1726 году турецкий султан приказал превратить Сиони в мечеть. Князь Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения ценой дорогих подарков.

После нашествия персов под предводительством Ага-Мухаммед-Хана в 1795 году собор был восстановлен князем Цициановым. Посетивший Сиони в 1817 году Минай Медичи писал, что "он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии". Часть фресок в храме выполнена русским художником Г.Г. Гагариным.

Сиони стоял и будет стоять, пока стоит Тбилиси, пока жива вера народа. Здесь хранится Крест Святой Нино.

храм Баграти

Бачана убрал руку с пульса и приложил ее к сердцу. Сердце молчало...

Так у тебя была всего лишь ишемия задней стенки, а у него не стенка, а развалины Баграти!

Н. Думбадзе

Баграти - второй из четырех кафедральных соборов средневековой Грузии (собор Успения Пресвятой Богородицы), построенный в X веке царем Багратом III и взорванный турецкими войсками в 1691 году.

В 2007 году было принято решение воссоздать храм. Именно воссоздать, потому что то, что от него осталось, никак не тянет на осторожное понятие "реконструкция". На первом этапе работ было найдено женское захоронение, судя по обилию драгоценностей, принадлежащее особе царских кровей. Было даже высказано предположение о том, что, наконец-то обнаружена могила царицы Тамар, однако захоронение оказалось древнее (VIII век).

Храм Баграти внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия и именно благодаря этому факту воссоздание дважды приостанавливалось. Причиной первой остановки в 2010 году послужило использование новых современных материалов, что противоречит самой концепции сохранения культурного наследия в первоначальном виде. Причиной второй остановки стало появление в макете стеклянного лифта.

Еще одна из ключевых проблем воссоздания заключалась в том, что не сохранилось изображений, дающих четкое представление о том, как выглядело наиболее сильно разрушенное взрывом западное крыло храма. Есть и сторонники того, чтобы законсервировать развалины, но мне кажется, уж лучше пусть будет лифт, чем так.

В сентябре 2012 года основной этап реставрационных работ завершился.

Не могу не вспомнить о первом из четырех кафедральных соборов - Ошки (кафедральный собор Иоанна Крестителя). Построенный в Х веке, чуть раньше Баграти и Манглиси, этот прекрасный храм очень похож на них по стилю. Увы, находящийся сейчас на территории Турции, храм медленно погибает. Все переговоры правительства и Католикос-Патриарха Грузинской православной церкви пока не привели к положительному решению. Власти Турции отказываются не только допустить священнослужителей для отправления службы, но даже разрешить Грузии на собственные средства провести реставрацию.

______________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://world.lib.ru/d/dia/georgian_temples.shtml

Joerj, Алексей Мухранов,

Irina Kalatozishvili, Skitalаc, taki-net, tetri info,

World monument fund, Ivane Goliadze, paata.ge,

Paata Liparteliani, Tina Sitnikova.

http://allcastle.info/asia/georgia/

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.

Время основания : XVI век.
Местонахождение : недалеко от г. Телави.
Современное состояние
История : По преданию был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама Тина.

Атенский Сиони

Время основания : VII век.
Местонахождение : в селе Атени, в 12 км к югу от г. Гори.
Современное состояние : действующий монастырь.
История : Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

Бетания

Время основания : XI век.
Местонахождение : в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло.
Современное состояние : действующий мужской монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.
Святыни : мощи неизвестных мучеников.
История : Обитель названа в честь селения Вифания, где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря. Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным, после чего в нём поселился иеромонах Спиридон, восстановивший Бетанию. В советское время это была единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий (Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём, открывшимся в советское время.

Бодбе

Время основания : IV век.
Местонахождение : в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели
Современное состояние : действующий женский монастырь.
Святыни : Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины.
История : в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.

Время основания : XII век.
Местонахождение : около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.
Современное состояние
История : Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.

Вачнадзиани

Время основания : XV-XVI века.
Местонахождение : в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани.
Современное состояние : не действует.

Гелати

Время основания : XII век.
Местонахождение : в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.
Современное состояние : действующий монастырь.
Святыни : мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
История : Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.

Гурджиани

Время основания : VIII век.
Местонахождение : в двух км от села Гурджаани, район Кахетии.
Современное состояние : действующий женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Святыни : святой источник.
История : Основана обитель в VIII веке. В советское время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт возрождение обители.

Гурия

Время основания : VI век.
Местонахождение : Чохатури, Аджария.
Современное состояние : действующий мужской монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
История : это древнейшая обитель края Гурии. В прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при ней была богатая библиотека, действовала школа. В советское время обитель была закрыта, один из насельников принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение пустыни началось в 2001 г.

монастырский комплекс Давидо-Гареджи

Время основания : VI век.
Местонахождение : на границе Грузии и Азербайджана, в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые Давид и Лукиан основали еще два монастыря - Додос Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов - тогда пострадали шестьсот (по другим данным - шесть тысяч) преподобномучеников Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.

Джвари (монастырь Святого Креста)

Время основания : VI век.
Местонахождение : у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета.
Современное состояние : дейстующий мужской монастырь.
История : Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом.

Время основания : VI век.
Местонахождение : на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета.
Святыни : мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
История : обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах - о. Евфимий.

Икалто

Время основания : VI век.
Местонахождение : рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави.
Святыни : мощи прп. Зенона Икалтийского.
История : Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.

Кахтувни

Время основания : VIII-IX века.
Местонахождение : на левом берегу реки Кахтувни, Картли.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса - братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь.

Кватахеви

Время основания : ХII век.
Местонахождение : вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси.
Современное состояние : не действует.
История : Основан в ХII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.

Время основания : XII век.
Местонахождение : ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века.

Козифа

Время основания : VII век.
Местонахождение : ущелье Дзами, недалеко от г. Гори.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году.

Мартвили

Время основания : VI-VII века.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г.

Моцамета

Время основания : X век.
Местонахождение : недалеко от г. Кутаиси
Современное состояние : не действует.
История : Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.

Некреси

Время основания : IV век.
Местонахождение : за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии.
Современное состояние : недействующий монастырь.
История : сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии.

Питарети

Время основания : XIII век.
Местонахождение : в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.
Современное состояние : не действует.
История : построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г.

Преображенский монастырь г. Тбилиси

Время основания : XVIII век.
Местонахождение : г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий женский монастырь.
История : В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 - священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.

Ркони

Время основания : VII век.
Современное состояние : не действует.
История : Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков.

Время основания : XI век.
Местонахождение : г. Мцхета.
Современное состояние : действующий женский монастырь в честь Преображения Господня.
Святыни : мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского.
История : первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

Сапара

Время основания : XIII век.
Местонахождение : в горах недалеко от Месхетии.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : основан святым Саввой в XIII веке.

Тимотес Убани

Время основания : XIII век.
Местонахождение : неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.

Время основания : VI век.
Местонахождение : на северном берегу р. Кура, примерно в 30 км от г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
Святыни : Мощи прп. Шио Мгвимского. В этой обители также почивают перенесённые сюда мощи шестисот преподобномучеников Давидо-Гареджийских.
История : основан преподобным Шио (Симеоном) Мгвимским, одним из тринадцати святых просветителей, пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Быстро стал крупнейшим грузинским монастырём. Старая церковь сохранилась с VI века, позднее были построены другие здания. Сохранившиеся фрески относятся к XVI веку. Монастырь был разорён при вторжении войск шаха Аббаса в 1616 г., шестьдесят лет спустя восстановлен, но в 1720 г. снова опустошён теперь уже турками. Впоследствии монастырь был снова возрождён, в советское время, как и другие, закрыт, а в настоящее время имеет новых насельников.

Если есть на земле рай, то я попала в него. Это первая мысль, которая приходит в голову, когда ты попадаешь в Джихетский монастырь. Я никогда не соблюдала постов, не причащалась и не исповедовалась. Не воцерковленный я человек, одним словом. Но готова поклясться чем угодно, что ни разу в жизни не чувствовала себя безопаснее и спокойнее, чем в этом месте. И чем дальше я отдалялась от монастырских ворот и продвигалась вглубь зеленых зарослей и монастырских келий, тем острее я это ощущала. Будто кто-то нашептывал: "Эй, не трусь, я с тобой! Я всегда с тобой!" И я шла, оставляя там, у ворот, что-то важное. Нет, не что-то, а кого-то! И этот кто-то был не кто иной, как я сама. Я уходила от самой себя, объятой непонятной тревогой и беспочвенными страхами. Уходила туда, где все понятно и ясно до конца: что главное, а что может отойти на второй план…

Мелодия наступающего дня

Знакомо ли вам, как занимается утро в горах? Это сказочное явление. Под ногами — росистая трава, над головой шелестящая листва, а вдалеке трель редкой птицы, перебивающая журчание ручейка. И все эти звуки не заглушают друг друга, а дополняют и сливаются в одну красивую мелодию. В мелодию наступающего дня. Это весеннее утро и есть самое священное и важное, а не то, что люди выдумывают, чтобы властвовать друг над другом. И вот тут, на высоте 225 метров над уровнем моря, осознаешь это с особой ясностью.

На территории монастыря несколько храмов. Тропинка, усыпанная щебнем и отороченная по бокам засохшими ветвями, ведет к самому старому из них — храму Пресвятой Богородицы.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

В этих местах бытует легенда, согласно которой царица Тамар, путешествуя по Гурии, заночевала на одной из здешних гор. Монахини, узнав про это, посчитали место святым и основали на нем храм. Многие годы монастырь тот служил матушкам пристанищем. Но со временем строения начали разрушаться, к тому же земля, на которой трудились монахини, давала скупые всходы. И тогда матушки, обращаясь с молитвами к Богу, попросили послать им более благодатное место для возведения храма. Они выпустили трех голубей, которые, пролетев расстояние, начали кружить над этим самым местом.

Храм Пресвятой Богородицы построили тут в 1896 году. Хотя монашеские поселения появились задолго до этого. Первой на этой территории поселилась монахиня Елена Мгалоблишвили — в 1886 году. Постепенно там образовался целый монашеский приход, который построил храм. В монастыре функционировала школа, где учили грамоте и рукоделию.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

В храме хранится чудотворная икона Богородицы. Она была пожертвована в 1905 году мужским монастырем Иоанна Богослова с Афонской горы. Икона писалась специально для действующего женского монастыря в Гурии. Перед храмом много могильных камней. После смерти тела монахинь предавали земле тут же. Многие из надгробных камней датированы XIX веком. Толщина ствола раскинувшего ветви дерева наводит на мысль, что и оно из той же эпохи.

По левую сторону от храма приземистые, одноэтажные кельи. Сохранилась и самая первая из них, построенная еще в XIX веке. В ней проводили службы еще до того, как построили храм Пресвятой Богородицы. Келья действующая. В ней и по сей день живут монахини.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Монашеский постриг вместо мирской суеты

Во двор заезжает машина. Сидящая за рулем монахиня лихо подруливает к храму. Багажник джипа открывается, и затворницы начинают вытаскивать из нее различную снедь. Cказать по правде, затворницами их можно назвать с большой натяжкой. Улыбки и доброжелательность не сходят с их лиц и невольно передаются мне.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

"Женщины приходят сюда с разными судьбами, у каждой свой путь до храма. Кого-то бог приводит сюда через испытания, кого-то через поиски. Я жила долгое время церковной жизнью. И в какое-то время поняла: все, готова отказаться от мирской жизни", — говорит моя собеседница матушка Тамар.

Это имя, благодаря царице Тамар, возведенной в лик святых, тут настолько популярно, что так зовут почти каждую вторую монахиню. Сама она служит с 2003 года. Поднялась в монастырь 4 декабря, в день Джихетоба — празднования храма. И осталась, приняв монашеский постриг.

"Это происходит у каждого по своему, — продолжает матушка. - А готовность к постригу и принятию другой жизни измеряется тем, что в тот самый момент ты вдруг понимаешь, что мирское тебя уже не интересует и теряет для тебя всякую цену. Не все, переступая порог монастыря, уверены в том, что они хотят выбрать этот путь. К некоторым это решение приходит с течением времени", — говорит матушка.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

— Ну что, прогуляемся по нашему лесу? - спрашивает матушка Тамар. И мы начинаем уходить в чащобу, туда, где зелень становится гуще, и тропинка сужается и становится извилистой.

На сегодняшний день Джихетская женская община состоит из 25 насельниц. В летнее время в монастыре людей гораздо больше. Приезжают на время пожить монастырской жизнью.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Джихетский монастырь примечателен, как поведала мне матушка, еще одной историей. В одной из его келий проживал иеромонах Федор (Темур Чихладзе), расстрелянный в 1984 году как соучастник скандального дела об угоне самолета в Тбилиси. Эта трагическая история легла в основу романа грузинского писателя Дато Турашвили, а в 2017 году состоялась премьера художественного фильма российского режиссера грузинского происхождения Резо Гигинеишвили, снятого по мотивам этой истории.

Проходим несколько метров, и из густой листвы выныривает маленький храм с разбитым перед ним крохотным бассейном. Церковь Иоанна Крестителя возвели в 2002-м, тогда же построили и бассейн, в который стекается родниковая вода. По словам матушки Тамар, вода в нем чудодейственная, помогает избавиться от бесплодия.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Напившись родниковой воды, следуем дальше. Проходим мимо парников, пчелиной пасеки, выгона для скота, всего здешнего хозяйства, которое ведут обитатели монастыря. У пчелиных ульев замечаю нескольких мужчин. Их пребывание тут не ограничено. Есть работы, которые требуют физической силы. И тогда на помощь приходят мужчины. У них отдельная келья за оградой монастыря.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Без технических благ цивилизации

Где-то вдалеке пасется скот, звеня колокольчиками, журчит ручеек… На всем лежит такой отпечаток безмятежности, что кажется, время замедлило ход. Наш обратный путь пролегает через аллею, образованную сосновыми деревьями. Солнцу проникнуть сюда непросто. И те редкие лучи, которые находят брешь в цепких сосновых объятиях, весело с тобой заигрывают. Издалека слышится звон колокола…

— У нас тут свое, монастырское время. Вот сейчас три часа. Взгляните на свои часы, — говорит матушка. Я кидаю взгляд на стрелки наручных часов - они показывают четыре. — Мы давно живем по одному времени, не переходя на летнее время или зимнее. И оно отличается от мирского времени.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

"Многие, попадая сюда, желают остаться. Если не навсегда, но хотя бы на время, — рассказывает матушка, скорее предвосхищая вопрос, который мучал меня с того момента, как я переступила порог монастыря. — Для того, чтобы попасть в монастырь, человек должен быть близок к Богу. Причащаться, молиться. Договориться с наставником и остаться тут. Монастырь для всех открыт. И живут тут по монастырскому укладу. Тот образ жизни, который мы ведем, не так прост. Мы поднимаемся в четыре часа утра, до рассвета молимся. Служба идет в храме каждый день. В советское время, когда монахи поднимались сюда, здешние жители забрасывали их камнями. Тут даже воды не было, и им приходилось платить три рубля за ведро воды. Слава богу, проблема воды решена. В монастыре у каждого из нас есть свои повинности. Архимандрит, игуменья распределяют, кому сегодня чем заняться. К слову, сегодня ты можешь работать в огороде, в парниках, завтра убирать храм, а послезавтра заниматься трапезой", — рассказывает матушка Тамар.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

— У нас нет электроосвещения, — продолжает она. — Года три назад, при содействии благотворительного фонда "Карту", который и кельи новые строит, были установлены солнечные батареи. Мы стараемся максимально использовать дневной свет. Зимой мы бодрствуем до девяти-десяти часов. Летом ложимся позднее. По воскресеньям отдыхаем, тогда можем читать книги, заниматься духовным развитием. В основном, читаем духовную литературу. Можно почитать грузинских авторов - поэтов, прозаиков. Делать это удается лишь вечером, но если ты просыпаешься в четыре утра, то и спать ложишься пораньше. Монаху шесть часов сна должно хватать. Когда ты делаешь этот шаг, то должен быть готов к тому, что в твоей жизни будет меньше комфорта. Раньше тут было намного сложнее. Условия жизни были тяжелее. Сегодня у нас есть газ, в кельях тепло. От того, что у нас нет света, мы не можем тут стирать и содержать стиральные машины. Мы приобрели участок внизу, где живут две наших послушницы. Они и занимаются этими делами. Монастырь обрел жизнь после прихода настоятеля Андрея Кбилашвили. Он провел воду, построил храмы. Говорит, что мы столько рушили за времена Советского Союза, что сейчас время строить. Отец Андрей — очень трудолюбивый человек. И сам не отдыхает и нам не дает отдохнуть, — улыбается монахиня.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Напоследок мы заходим в музей, который тоже находится на территории монастырского комплекса. В нем фотографии монахинь, служивших в монастыре, предметы быта, использовавшиеся в кельях в XIX веке. Фотография священника Темура Чихладзе, того самого "героя" из "Поколения джинс", старейший молитвенник, монастырская печать. Есть даже патефон, принадлежавший Иосифу Сталину. Отец одного из прихожан был секретарем Ланчхутского района. Патефон - личный подарок Иосифа Виссарионовича. Сын решил передать патефон в музей. Экспонаты музея, в основном, являются пожертвованиями прихожан.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

— Вот так мы и живем, — говорит, мягко улыбаясь и закрывая на замок двери музея, матушка Тамар. - У нас нет ни телевизоров, ни Интернета. Но мы не испытываем их нехватки. С одной стороны, провести тут интернет стоит больших денег, с другой — будет отвлекать от серьезных дел. Все здесь хорошо, кроме климата, который очень сырой в этих краях. Для перемены климата ездим в высокогорное место Бахмаро. Там есть храм, кельи, в которых мы некоторое время живем.

— Приезжайте к нам еще, — говорит, прощаясь, матушка. - Летом тут особенно хорошо. Сюда поднимаются и местные, и туристы. Устраиваются прямо на лужайках. Отдыхают, обретают спокойствие…

Остаться тут. Взять и выпасть из привычного уклада жизни, став временно недоступным абонентом… Вот чего больше всего хочется.

Но вместо этого я медленно направляюсь к ограде, за которой меня ожидает машина. Джип насилу отпыхтелся, одолев подъем по горному бездорожью. Ему, кажется, вообще не хочется двигаться с места. Так же, как мне. Но обстоятельства, как мы любим повторять, сильнее нас. Единственное, что меня утешает в эти минуты, так это мысль о том, что когда-нибудь я обязательно вернусь сюда. Не знаю, на день, два или на неделю, но вернусь. Хотя бы для того, чтобы снова обрести себя…

Шио-Мгвимский монастырь

Действующий мужской монастырь был основан преподобным Шио - одним из тринадцати ассирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства.

Старая церковь была возведена в начале VI века и освящена в честь Иоанна Крестителя, это так называемый "свободно-крестовой" тип строений, очень простой и строгий.

В комплексе монастыря было построено большое количество различных зданий, но старая его часть сохранила свои оригинальные формы. Монастырь богат фресками принадлежащими концу XVI века. К настоящему моменту в монастырь перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских, регулярно проходят богослужения. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья, большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в.

Сафарский монастырь

Сафарский монастырь расположен в горах недалеко от Месхетии в южно-восточном направлении. Он основан св. Саввой в XIII веке.

Монастырь действующий, мужской. В настоящее время это обитель для 20 монахов и послушников которые живут сельским хозяйством и пожертвованиями от населения.

Монастырь Кинцвиси

Средневековый монастырь расположен в живописном ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели (Грузия). Монастырь действующий, мужской. В настоящий момент в нем три храма, колокольня и руины различных второстепенных построек.

В главном, купольном прямоугольном кирпичном храме св. Николая (рубеж XII-XIII вв.) множество знаменитых фресок того же времени. Среди сохранившихся росписей можно увидеть изображения ангела из "Благовещения", жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.

Монастырь Иоанна Зедазнийского

Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи обветшавшей крепости.

Соборный храм - трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря - 13х13 метров, высота - 10,7 метра. Северная стена монастыря - глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг.

Колокольня монастыря сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 - 531 г. Иоанн Зедазнийский, в центре храма - Гиви Заалович Гурамишвили - дядя жены Ильи Чавчавадзе - Ольги.

На северной стене храма до наших дней сохранилась фреска неизвестного иконописца VII века - «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах была установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазнийская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен ученик Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542).

У Зедазнийской церкви бьет источник, воды которого собираются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги».

В 1705 г. верхняя Зедазнийская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазнийского, расположенный в средней части горного склона.

С 1479 года Зедазнийский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе-Гурамишвили. В последующие годы Зедазнийский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.

Долгое время Зедазнийский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазнскую обитель, по повелению экзарха Грузии Палладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр (Окропиридзе). Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазнийского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов - грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазнийского монастыря».

В 1889 г. епископ Александр (Окропиридзе) полностью отреставрировал монастырь Иоанна Зедазнийского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а также Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, монахи вскоре покинули обитель.

С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазнийского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.

Джвари (монастырь Святого Креста)

Джвари (храм Креста) - знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни - креста св. Нины.

Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари - одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари - он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари - гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

Монастырь Ахали Шуамта

Действующий женский монастырь построен в XVI веке недалеко от Телави. Изначально монастырский храм был расписан фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской. В XX веке краску попытались удалить, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок.

По преданию, обитель была построена кахетинской царицей Тиной, дочерью гурийского князя. Ещё в детстве она увидела сон, что ей предстоит построить православный храм. Было показано ей во сне и место, где он должен быть, но не было открыто где оно находится. И только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала указанное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина.

turturist.ru - Академия путешественника