Капуя (Capua): древнейший город Кампании. Когда был построен амфитеатр в городе Капуя

Сейчас на месте древней Капуи, знаменитого города с драматической и блестящей судьбой, соперничающего в своё время с самим Римом, расположен неприметный провинциальный городок, именуемый Санта Мария Капуя Ветере. Единственное, чем сегодня он привлекает туристов - это амфитеатр. Один из самых больших и древних во всей Италии, на арене которого выступал Спартак, и где началось знаменитое восстание рабов.

Амфитеатр в Капуе был возведён почти за столетие до римского Коллизея, в I в. до н.э., и лишь немного уступал ему по размерам. Капуанский амфитеатр и сейчас можно назвать " самым малоизвестным из всех знаменитых амфитеатров", хотя уже более полувека назад его активно пиарил такой знаменитый трэвелблогер

такой признанный мастер путевых заметок, как Мортон, вполне восторженно о нём отзывался:

"Мы доехали до Капуи. До нее всего несколько миль. Там, как и в Казерте, есть старый и новый город. Мы пришли в Старую Капую, и я с восторгом увидел руины амфитеатра. Его размеры и сохранность могут поспорить с римским Колизеем. Там не было ни души. Мы с профессором ходили по травянистому гиганту, словно одинокие фигуры на гравюре Пиранези... Цирк был самым большим в Италии, пока не построили Колизей, но как руина, а также как образец сложных подземных сооружений, клеток и подъемников он, на мой взгляд, намного интереснее Колизея" ( "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" Генри Мортон)

Надо сказать, что Капую даже в качестве места транзитной остановки мы выбрали не без сомнений - городские фото выглядели не сказать чтобы слишком привлекательно. Решающую роль сыграла возможность арендовать домик, терраса которого вплотную примыкала к территории амфитеатра, можно сказать, находилась почти что на самой арене. В итоге эта транзитная остановка стала одним из самых ярких впечатлений за всю поездку...

Таким по приезду мы увидели амфитеатр Капуи со своей террасы

Капуя. Амфитеатр




Сидя на веранде, место давних кровавых сражений можно было рассматривать неспешно и с комфортом

3

И с примыкающего к ней садика тоже был прекрасный обзор



Капуя. Вид на легенду с террасы нашего номера

А уж качаясь в гамаке рядом с таким местом, наверное, сам бог велел задуматься о превратностях судьбы вообще и обо всех этих гладиаторах в частности. Как они тут сражались и умирали на потеху публике (в рамках, если можно так выразиться, государственной программы "хлеба и зрелищ") и как восстали, предпочтя "умереть стоя, но не жить на коленях". И почему порочная красота фразы "Идущие на смерть приветствуют тебя" до сих пор обладает какой-то странной притягательностью и очарованием.
5

Капуя. Амфитеатр. Повесивший здесь гамак явно был философом в душе

Даже не верилось, что можно поселиться в такой фамильярной близости от мест, где была написана одна, если не из самых славных, то уж точно - самых любимых страниц человеческой истории... Прошло больше 2000 лет, а Спартак не только не забыт, но уверенно войдёт в любой топ лучших представителей рода человеческого (наряду, уж не будем упоминать с кем, дабы ненароком не оскорбить чьи-либо чувства)))

Хотели, было, поднять бокалы за доблесть сражавшихся здесь когда-то и за красоту рождённых здесь легенд, но бокалов в доме не оказалось, пришлось довольствоваться стаканами.

6


. Легендарный амфитеатр. Как здесь не выпить!

Закатное солнце добавило драматизма и экспрессии в и без того впечатляющее зрелище - и покидать свои "места в партере" категорически расхотелось
7


Амфитеатр. Закат


Капуя. Легенда на расстоянии вытянутой руки

Так на своей веранде мы до темна и просидели


*****

Краткая историческая справка

*Cпартак (примерно 120 — 71 до н.э.) . Вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме в 74 -71 годах до н.э. Родился во Фракии (современная Болгария). Будучи военнопленным, попал в рабство и был продан в школу гладиаторов Лентула Батиата в Капуе. Нравы, царившие в школе Батиата, подробно изображены в несколько попсовых, но красочных сериалах "Спартак. Кровь и песок" и "Спартак. Боги арены". Надо отдать должное сериалам подобного рода - несмотря на свою попсовость, они делают историю легкоусвояемой и удобоваримой (а иногда и любимой) для неискушённой публики.

Несколько фоток, чтобы освежить в памяти

Современники отзывались о Спартаке неизменно лестно. Плутарх, которого трудно заподозрить в симпатиях к восставшим и чьей беспристрастности можно более менее доверять, характеризовал его следующим образом: «Спартак… человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на образованного эллина, чем на варвара"

Восстание Спартака началось с того, что группа рабов-гладиаторов, примерно 70 человек, бежала из капуанской школы после раскрытия заговора. Всего участников заговора было более 200 человек, но остальные погибли от рук стражи гладиаторской школы и города Капуи при прорыве. Выжившие смогли укрепиться на труднодоступной горной вершине вулкана Везувий, который тогда считался потухшим.
Поначалу никто не распознал в бегстве горстки рабов первые зарницы надвигающейся бури, которая едва не уничтожила Римскую империю. Но численность отряда Спартака быстро увеличивалась, поэтому для его уничтожения был выслан римский легион под командованием претора Клодия. Легионеры поставили свой укрепленный лагерь на единственной тропе, ведущей к вершине Везувия, самонадеянно решив, что таким образом они захлопнули ловушку для восставших. Тогда гладиаторы сплели из виноградных лоз длинную лестницу и ночью спустились по ней с горного обрыва. Римский легион, неожиданно атакованный с тыла, был разбит.
Потом было ещё много побед над армией могущественной Римской империии. Численность армии Спартака доходила до 120 000. Риму удалось победить только через три года. Для победы пришлось не только собрать все силы и возобновить обряд децимации в армии, но и отозвать войска из своих дальних провинций. *

Утром, купив комплексные билеты по 2,5 евро (!) за всё про всё , отправились на осмотр амфитеатра.
Верхняя часть (в отличие от нижней) сохранилась плохо. Она сильно пострадала от нашествия вандалов в 5 веке, а в 12 веке норманны разбирали её на стройматериалы для строительства замка и моста. Сейчас трудно поверить, что вместимость амфитеатра была 40 тысяч человек, а высота его четырёх этажей достигала 50 метров ( приблизительно это высота 15-этажного современного дома). Амфитеатр окружали арки из травертина с бюстами божеств. Уже по возвращению узнали, что семь божеств в целости, сохранности и почёте пребывают сейчас на фасаде муниципалитета (остальные - в городском музее). Знали бы - заехали посмотреть.

Главная достопримечательность города Капуя - амфитеатр

Пошли бродить по арене... По той самой, где "кровь и песок"

Когда по ней идёшь, она кажется огромной. В общем, было где побегать друг за другом с оружием и побороться за жизнь...


Официальные размеры: 170 м х 139м

Мы довольно долго изучали амфитеатр в полном одиночестве, пока на арене не появилась большая группа итальянских школьников во главе с красоткой училкой.

19

Капуя. Местные школьники на экскурсии в амфитеатре


Он оказался совсем маленьким. По-видимому, большую часть наиболее ценных экспонатов разобрали более статусные музеи. Но всё же кое-какие шлемы, щиты и доспехи в нём остались


А таким амфитеатр был до вандалов и норманнов


В своё время амфитеатр Капуи был очень богато украшен. Кое-какие из украшений перепали и музею

К


Капуя. Музей гладиаторов


А части мраморных украшений, не дотягивающие до музейного уровня, разместили на стенах подземных переходов амфитеатра

По-моему, хорошее дизайнерское решение.


Но для многих ценных с точки зрения археологии элементов хорошего дизайнерского решения, по-видимому, пока не нашлось. Поэтому они всё ещё валяются хаотично и безыдейно там и сям.



В музее можно посмотреть маленькое представление. Отчасти кукольное, отчасти театральное.


Если нажать на кнопочку, то выполненные в натуральную величину фигуры гладиаторов и зверей начинают двигаться.


И заканчивается всё вот таким образом



Капуя. Музей гладиаторов

На мой взгляд, слишком уж простовато и бесхитростно для археологического памятника такого уровня... Но, с другой стороны, детям должно нравиться ...

После музея мы пошли в нижние части амфитеатра, где нас и ожидало самое интересное

Главная -> Энциклопедия -> Города и страны

Когда был построен амфитеатр в городе Капуя? Как он называется?Какая история его стротительства?

Первый известный истории амфитеатр - здание, специально предназначенное для гладиаторских боев и публичной травли зверей - был выстроен свыше двух тысяч лет назад в италийском городе Помпеи.

Особый размах "индустрия" амфитеатров приобрела, начиная со второй половины I века н. э. Обезумевший от вседозволенности, свергнутый с престола и позорно погибший в 68 году принцепс Нерон любил кровавые зрелища, но не спешил снабдить город новыми аренами.

Пришедшая вскоре после него новая династия Флавиев, ища любви народной, возвела небывало крупный амфитеатр именно в этой, еще неоконченной усадьбе. Рядом выросло здание школы гладиаторов с ареной для тренировок.

Амфитеатр Флавиев, получивший в народе прозвище Колоссеум ("колоссальный", отсюда нынешнее название - Колизей), был заложен императором Веспасианом.

Колизей и поныне остается самым крупным из амфитеатров римского мира, разрушенных или доныне сохранившихся. Его длина по большой оси эллипса составляет 189 метров, по малой - 156; арена имеет размеры 85 на 53 метра.

Одним из крупнейших после Колизея был амфитеатр в Капуе, на 60000 человек, имевшего 170 м. в длину, 140 м. в ширину и 46 метра высоты


Santa maria capua vetere

И шо вы думаете, римский Колизей самый крутой? - спрашивает один одессит другого.
- Не-а.... Он поломаный, а есть целый. Только о нем не все знают...

Потому что все знают только знаменитый римский Колизей. А в мире есть еще древнеримские амфитеатры, где рубили друг друга гладиаторы, лишь немногим уступающие ему по размерам и иногда даже лучше сохранившиеся...
Наиболее сохранившийся за более, чем 20 веков амфитеатр, является 5 по размеру и находится в хорватском городе Пула. Когда я узнал об этом, находясь под стенами этой некогда кровавой арены, у меня просто отвисла челюсть.
Он меньше Колизея на 50 метров, но сохранился практически полностью. И он производит сильное впечатление!


2. О том, что в Пуле, в которую мы приехали во второй день нашей поездки по Истрии, находится древнеримский амфитеатр, многие из нашей группы узнали на въезде в этот город.
Потом экскурсовод подвела нас к необычному фонтану, выполненному в виде карты старой Пулы, центром которой является амфитеатр. Здесь она сказала о том, что архитектором арены был тот же архитектор, который строил Колизей....

3. ... а потом мы пошли к амфитеатру, и когда он вдруг показался из-за виража алеи, мы поразились.
Огромное древнее строение посреди живущего своей жизнью города. Это впечатляет, поверьте мне.
Да еще и сама арена огромная...
И если до этого момента я не очень внимательно слушал нашего экскурсовода, рассказывающего об истории появления здесь амфитеатра, то теперь слушал всеми своими ушами.

4. Арена была построена в I веке н. э., в то время, когда Пула являлся достаточно крупным городом Римской империи. Изначально, она находилась за городскими стенами вдоль дороги Флавия. В 2—14 годах при императоре Августе, амфитеатр был деревянным, и лишь во времена правления Клавдия был перестроен и стал каменным. В 79 году арену расширили для того, чтобы принимать на ней гладиаторские бои.
По размерам и количеству зрителей амфитеатр в Пуле занимает 5 место в мировом рейтинге римских амфитеатров. Больше только римский Колизей, амфитеатр города Капуя, амфитеатр в городе Эль-Джем (Тунис) и амфитеатр Вероны.

5. Внешние стены арены высоту 29,4 м. На первых двух этажах находятся ряды с 72-мя арками, а на верхнем этаже расположено 64 прямоугольных отверстия. Размер осей эллипса амфитеатра равен 132,45 и 105,1 м (для сравнения, высота Колизея до 50 метров, а размер эллипса равен 187,77 и 155,64 м.).
Вместимость постройки, в период её активного использования, составляла 23 тыс. человек (вместимость Колизея - 50 тысяч зрителей). Трибуны были расположены под уклоном к самой арене. От публики эта территория была огорожена железными решётками. Основным развлечением зрителей были бои гладиаторов и травля диких животных. Под ареной находилось несколько подземных ходов, которые соединяли клетки и само место действия. Иногда над сооружением устанавливался velarium (большой парус), защищавший людей от солнца и дождя.

6. Арена построена на естественном склоне, поэтой в одно части стены амфитеатра высокие, с другой совсем ненамного выше земли. Сегодня вдоль задней стены арены идет городская улица, вдоль другой стены стоят столики ресторанчика.
Здесь можно пообедать местной дорадой на гриле под бокал свежего белого вина с видом на древнюю арену.

7. В V веке император Гонорий запретил гладиаторские бои, и арена становится никому не нужной. Постепенно амфитеатр начинают разграблять местными жителями, используя вытащенные камни в качестве стройматериалов. Разграбление было прекращенное лишь указом патриарха Аквилеи в XIII веке. В эпоху Средневековья, территория арены использовалась для выпаса домашнего скота, ярмарок и рыцарских турниров. В 1583 году сенат Венеции предложил разобрать постройку и перевезти её в свой город, однако эта идея была отклонена, и арена стоит здесь до наших дней.

8. Много крови повидала эта арена.
В эпоху Диоклетиана на Арене проходили страшные бои гладиаторов, рабов, пленников и диких зверей.

9. Говорят, что для строительства арены было привлечено больше 50 тысяч рабов после войны в Иудее

10. Кстати, это единственная из сохранившихся арен, которая имеет 4 башни и все три римских архитектурных ордера.

11. В наше время амфитеатр иногда используют для концертов, устанавливая здесь сцену и акустику. Ну и, конечно, амфитеатр открыт для туристов и в нем может побывать каждый желающий.
Он открыт с июня по сентябрь с 08:00 до 21:00, а с октября по июнь с 09:00 до 17:00
Стоимость взрослого билета 40 кун (чуть больше 5 евро), детского - 20.
Расположена арена в центре Пулы и найти ее не составит никакого труда

Блог-тур в Хорватскую Истрию организован компанией TUI

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

Амфитеатр региона Кампания Santa Maria Capua Vetere, второй по величине после Колизея, среди памятников древней Италии. (165 метров по главной оси, и 135 метров по нижнему уровню арены). Был построен в период с конца первого и начала второго века нашей эры, на фундаменте более старой арены, чьи останки были идентифицированы на юго-востоке. Здание как правило использовалось для гладиаторских боёв, которое первоначально представляло собой четыре отделения, от низшего до высшего, в которые можно было попасть с трибун через внутренние и внешние лестницы, установленные на нескольких уровнях галерей сообщающихся между собой, с видом на 80 арок построенных из известняковых блоков одинакового размера, за исключением тех, которые находились в четырёх основных направляющих пунктах, совпадающие с основными входами.

Краеугольные камни первых двух направляющих арок фасада были украшены 240 бюстами и рельефами божеств, в том числе: Юпитера, Юноны, Деметры, Дианы, Меркурия, Минервы, Volturno, Аполлона, и Митры, а также, сатиров и театральных масок. Которые сохранились в следующем порядке: 20 находятся непосредственно на месте, несколько других в Национальном археологическом музее Неаполя и Музее Provinciale Campano, в то время как большинство из них были позже повторно использованы в качестве материала для изучений.

Внешний периметр арены, выполнен из известняковых блоков, который был облицован гладкими и резными камнями, из которых сохранился только несколько, с изображением Геракла, расположенный на фасаде к амфитеатру, а другой с Сильвано на внешнем фасаде. Лестницы арены были покрыты мрамором, а сама арена была украшена резными статуями и колоннами.

Почти весь орнамент был потерян за исключением изображения Венеры. Сохранились несколько изображений мифологических сцен, которые были вырезаны на обеих сторонах последних ступенек, с экзотическими животными и сценами охоты. Пол Арены был сделана из больших досок посыпанных песком, давая возможность для проведения боёв, под которыми находились подземные помещения, сообщающиеся друг с другом коридорами, в которые можно было попасть по четырём лестничным входам, присутствующих в обслуживающих зонах, которые располагались за трибунами. Главный вход в подвал позволял достичь подземных помещений, которые вели к клеткам с животными.

На восточной стороне находился канал, который присоединялся к цистерне построенной в «opus reticulatum», в которую собиралась вода для последующей очистки подвальных помещений. К V-VI векам нашей эры, восходит возраст часовни построенной во втором проходе к северу от запада. Амфитеатр в 456 г d.c н перенёс катастрофические разрушения во время разграбления Gensericо, но был востановлен в 530 г. н. э. Во время правления Лонгобардов, здание по-прежнему использовалось как арена, а затем после разрушения города в 841 г. н. э. сарацинами, была переделана под крепость. В период господства Svevo, стал карьером каменных материалов повторно используемых в строительстве зданий в городе.

Частично амфитеатр был раскопан между 1811 и 1860 годами, после очищения от огромных масс земли, и в период между 1920 и 1930 годами после многочисленных раскопок и восстановлений, остался сохранён во времени как историческая реликвия.

Местные жители указали нам дорогу к амфитеатру, как в другом городе указали бы, например, на собственный огород, мол, так вот он...
Так издали выглядит место, где жил и "работал" (от слова "раб") непокорный Спартак.

Вот вход на арену. Былое величие.


Так выглядели амфитеатры в те времена, когда являлись единственным центром "досуга" на всю близлежащую территорию: тут тебе и театр, и опера, и комедия, и трагедия, и боевик, и ужастики (когда арена использовалась для экзекуций и казней)

Если учесть, что этот амфитеатр в Капуе был построен задолго до Коллизея, то и размеры строения, и инженерные решения вызывают восхищение.

Я прошлась по травке, представляя, что там, внизу под ареной, готовятся к бою гладиаторы, а на трибуны прибывают зрители...


Насколько я поняла, огромные инженерные сооружения так и остались под землей, никто их так и не восстановил и,похоже, не собираются...
Но величественные останки былого могущества дают представление о том, что такое - строить на века.

До сих пор изумляюсь КАК можно было так вытесать каменные глыбы, чтобы они нерушимо стояли тысячи лет? Без цемента. Какими инструментами надо было пользоваться, чтоб добиться такой точности? КАК без машин и подъемных кранов водрузить их один на другой? Какие математические расчеты надо было сделать, чтобы расчитать арку, которыя держится ТОЛЬКО за счет именно этого правильно расчета. Без цемента и дополнительныъ креплений. Лего, черт возьми...

Арки входа высоченные... Это сколько ж кирпичиков пошло на одну такую, а таких арок было ого-го-го сколько...

Всё было украшено мраморными скульптурами и барельефами.

Музей гладиаторов на меня никакого впечатления не произвел. Если б я была матроной в то время, то все гладиаторы были бы мне по выточку, извините. Малорослые. Но судя по защитным приспособления для ног (не знаю как называются) они были, мало того, что приземистые, так и ноги у них были мощные, как колоды. На вскидку, эта штука для голени сильно велика даже для моего бедра. А они ж еще бронзовые,тяжелые. И на голову гладиаторы надевали тяжеленный шлемы... Здоровые были мужчины, хоть и коротенькие:)

Перед тем как отправилься в археологический музей, я собственноручно воздвигла памятник себе, любимой.

Музей в Капуе маленький, но достаточно интересный. Именно там, рассматривая посуду, украшения, приспособления, которым более 2х с половиной тысяч лет (!!!), я поняла, что за эти две с половиной тысячи лет человечество мало чего изобрело действительно фундаментального. Формы и способы изготовления этих амфор и других посудин СОВЕРШЕННЫ. Ни прибавить, ни убавить. Или колесо, к слову сказать. Что еще более гениальное есть на свете?

Мне еще "могилка" понравилась с посудой:)

и вот еще один кавалер. Этот вообще дуже маломерный. Потому что совсем древний. Зато с чашей какой-то. Бабу его не стала фотографировать - совсем мелкая, округлая, невыразительная.

Надо сказать, что народец проживал здесь весёлый

Заботились они о продолжении рода и поклонялись богине плодородия

Не знаю к какому времени относится этот саркофаг, но он привлекает своей простотой и ясностью - каждому понятно, что похоронен в нем был знатный человек (саркофаг из мрамора), который был и смелым, и ловким (на кабана трусы не ходят), и организатором отменным (народу сколько сагитирова), и ценителем прекрасного (знаком был с мастерами-камнерезами, причем очень неплохими. Даже если не сам был знаком и не сам заказывал саркофаг, то люди его окружения)

turturist.ru - Академия путешественника