Китай построил ещё пару эсминцев. Но китайские эсминцы на треть больше американских крейсеров

Конфликт разгорелся в воскресенье, 30 сентября. По заявлению американской стороны, эсминец УРО «Декатур» ВМС США «выполнял операцию по обеспечению свободы навигации» недалеко от спорных островов в Южно-Китайском море, когда мимо него на расстоянии менее 50 метров прошел китайский эсминец. Чтобы избежать столкновения, американскому кораблю пришлось уклониться.

В ответ в Пекине заявили, что американский военный корабль самовольно вошел в воды, прилегающие к островам Наньша (Спратли) в Южно-Китайском море, а китайский эсминец «Луян» сразу же предпринял необходимые действия: провел проверку принадлежности судна и сделал ему предупреждение немедленно покинуть воды.

«Китай имеет неоспоримый суверенитет над островами Южно-Китайского моря и прилегающими к ним водами», - подчеркнули при этом в министерстве иностранных дел КНР.

Помимо островов Спратли, Китай ведет с Брунеем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами территориальные споры из-за Парасельских островов (Сиша) и острова Хуанъянь (риф Скарборо). С конца 2013 года Пекин проводит там работы по созданию искусственных островов, а также расширению этих территорий. США и Япония обвиняют КНР в формировании участков суши, которые могут быть использованы в военных целях.

Китай настаивает на том, что ответственность за дестабилизацию ситуации в Южно-Китайском море несут именно Соединенные Штаты и некоторые другие страны, пишет еженедельник «Звезда» .

Для Китая контроль над Южно-Китайским морем жизненно необходим, так как через него идет основной грузопоток морских перевозок Поднебесной, в том числе и энергетических ресурсов с Ближнего Востока.

Что касается США, то, по заявлению их официальных представителей, американские корабли регулярно проводят операции по обеспечению «свободы мореплавания» в этом районе и будут их проводить впредь. Причем «операции в защиту свободы навигации» американцы проводят не только в спорных водах, но и над ними. Так, 26 сентября бомбардировщики Б-52 американских ВВС пролетели над водами Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. Их действия, по заявлению Пентагона, стали частью «длительного присутствия американских бомбардировщиков в регионе».

Естественно, это не устраивает китайцев, которые не упускают возможности для ответных демонстративных шагов, отмечая всякий раз, что действия США могут спровоцировать вооруженный конфликт.

«Если американская сторона продолжит совершать такие опасные и провокационные действия, ВМС и ВВС двух государств могут оказаться в экстренной ситуации, вплоть до "непроизвольных выстрелов при чистке ружья"», - заявил в прошлом году после очередного подобного инцидента в Южно-Китайском море командующий ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) адмирал У Шэнли.

Тем не менее военная активность США в регионе не снижается. Более того, Белый дом объявил Китай главной угрозой для США и начал торговую войну против КНР.

Президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон располагает уликами, показывающими, что и КНР стремится вмешаться в избирательный процесс в Америке. Якобы ответные китайские пошлины могут вызвать недовольство фермеров американским президентом и отдать на выборах в конгресс, которые пройдут в ноябре, преимущество демократам - сторонникам свободной торговли.

В Вашингтоне считают также, что растущая военная мощь Китая несет угрозу доминированию США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Об этом говорится в недавнем докладе Пентагона о состоянии китайских вооруженных сил. В нем отмечается также, что Китай отходит от традиции, при которой ставка делается на сухопутную армию, и на полных парах развивает ВВС, ВМФ, ракетные и информационные силы. Военно-воздушные силы НОАК «сокращают отрыв» от ВВС США по ряду типов вооружений, а ВМС Китая в составе 300 кораблей стали крупнейшими в мире.

Китай решительно отвергает все эти заявления об исходящих от него угрозах. По словам его представителей, Пекин всегда соблюдал принцип невмешательства в дела других государств. Тем не менее Китай не намерен идти на уступки Соединенным Штатам. В частности, можно предположить, что инцидент в Южно-Китайском море стал одной из причин, по которым Пекин 1 октября отменил переговоры с США на высоком уровне по безопасности. Они должны были пройти в этом месяце. С американской стороны должны были принять участие министр обороны Джеймс Мэттис и госсекретарь Майкл Помпео.

С чем конкретно связана отмена переговоров, Пекин не сообщает. Однако совершенно очевидно, что нежелание вести диалог с Пентагоном свидетельствует о том, что отношения между Китаем и США находятся на грани «горячего» конфликта.

Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.

Развитие данного класса кораблей наглядно показывает прогресс китайского военного кораблестроения. Да, китайские корабелы заимствуют и покупают образцы вооружения, электроники; перенимают технологии современного проектирования; приглашают специалистов из-за рубежа. Но в итоге у них сформировался достаточно самобытный облик боевых кораблей.


Прежде чем начать разговор о наиболее современных ЭМ китайского флота, следует рассказать о проекте, послужившем своеобразной предтечей более поздним разработкам.

В конце 90-х линию эсминцев китайского флота должен был продолжить эсминец типа «Люхай» проекта 051В (код НАТО DDG «Luhai-class»), построенный с сохранением принципиальных решений и функционального назначения прототипа. Первоначальный объем задуманной серии этих кораблей достоверно не известен, но к 1999 году в строй был введен всего один «корпус» - ЭМ «Шеньчжень» (борт. № 167).

По некоторым данным, на корабле планировали установить унифицированные вертикальные ПУ и многофункциональные системы управления, да, видимо, дело не пошло: набор и вооружения остался идентичным эсминцам проекта 052 (см. ниже схемы и фото последовательно ЭМ пр. 052 и пр. 051).

ЭМ пр. 052 (головной корабль "Харбин". Строился на верфи в Шанхае. Водоизмещение стандартное 4800 т, полное 5700 т. Длина наибольшая 148 м, ширина 16 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 72200 л.с., скорость 31,5 узла. Вооружение: одна восьмиствольная ПУ ЗРК HQ-7 (китайская копия ЗРК "Наваль Кроталь"), восемь ПКР С-802, одна спаренная 100-мм артустановка и четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета Z-9. Всего в 1993-1996 гг. построено две единицы: "Харбин" и "Циндао").

1 - 1х2 100-мм АУ «тип 79»; 2 - 1х8 ПУ ЗРК«HQ-7»; 3 - АП РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «тип 360»; 4 - АП СУО «тип 347G»; 5 - 1х3 324-мм ТА; 6 - ПУ ПЛЦ; 7 - 4х4 ПУ ПКР «YJ-82»; 8 - РЛС ВЦ и НЦ; 9 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 10 - 2х37-мм АУ «тип 76А»

Эсминец УРО пр. 051.



Водоизмещение:
- стандартное: 6100 тонн;
- полное: 6600 тонн.
Длина: 153 метра.
Ширина: 16,5 метра.
Осадка: 6 метра.
Силовая установка (тип х мощность): 2 ГТД х 24300 л.с. + 2 Диз. MTU 12V1163TB83 x 4420 л.с.

Скорость хода максимальная: 29 узлов.
Дальность плавания при скорости 15 узлов: 14000 миль.
Экипаж (офицеры): 250 (42) человек.


Вооружение:
- ударное: 4х4 ПУ ПКР C-803/J-8-3;
- зенитное: 1x8 ЗРК HQ-7 (32);
- артиллерийское: 1x2 100 мм АУ TYPE 79A; 4x2 37 мм АУ TYPE 76A;
- противолодочное: 2х3 324 мм ТА (Mk46 Mod.1 / YU-7);
- авиационное: 2 KA-28.
Радиоэлектронное вооружение:
- радиолокационное: РЛС TYPE 517H-1 (ОВЦ); РЛС TYPE 360S / DRBV-15 SEA TIGER (ОВЦ / ОНЦ); РЛС TYPE 381A (ОВЦ / ОНЦ);
- управление оружием: 2 РЛС TYPE 347G (37 мм АУ); РЛС TYPE 343G (АУ, ПКР); РЛС TYPE 345 / CASTOR II (ЗРК); 2 ОЭС OFD-630
РТР и РЭБ: 2х15 ПУ ЛЦ TYPE 946; SIGNAAL RAPIDS SRW210A; RAMSES;
- гидроакустические станции: ГАС DUBV-23; ГАС DUBV-43 (ПБА);
- система связи и управления: БИУС TAVITAC; SATCOM.

Задел по корпусам был использован в дальнейшем. В результате в составе китайских ВМС появились корабли пр. 052С, которые в какой-то степени стали современным вариантом фрегатов УРО начала - середины 60-х годов (фактически увеличенные эскадренные миноносцы, вооруженные ЗРК средней дальности; типичные представители французский "Сюффрен" и американский "Фаррагат").




Два ЭМ ("Shenyang", тактический номер 115; и "Shiyiazhuang", 116) вошли в строй в 2006-2007 гг., полное водоизмещение 7000/8630 т. ; по размерениям, архитектуре и энергетике идентичны «Шеньчженю», но существенными улучшением является применение на этих кораблях шести восьмизарядных ПУ российского ЗРК «С-300Ф», в экспортном обозначении - «Риф-М», и двух МЗАК «тип 730», в совокупности обеспечивших существенное увеличение потенциала ПВО.




Эсминец «Шицзячжуан» («второй корпус» пр. 051С), вступивший в строй в 2007 г. Хорошо видны: АП ЗРК «Риф-М» (антенна в «заваленном» состоянии) на крыше кормовой надстройки, пусковые установки ЗРК «Риф-М» (в носу - две ПУ, и в корме - четыре ПУ)


К сожалению, за радикальное усиление возможностей ПВО пришлось заплатить резким снижением возможностей ПЛО: из-за размещения в кормовой настройке ПУ ЗРК места для вертолетного ангара уже не хватило. Хотя вертолетная площадка имеет место быть

Отдельной ветвью развития китайского кораблестроения стали эсминцы проектов 052В и 052С - код НАТО DDG «Luyang class» и «Luyang-II class» соответственно. Построенные «в одном корпусе и энергетике» корабли были вооружены различными образцами оружия и вооружения (несмотря на то, что проект обозначается как 052, с ЭМ типа «Люйху», код НАТО DDG «Luhu-class» у них мало общего; банальным образом они крупнее).


Эсминцы проекта 052В (рис. вверху) и 052С - общее и частное:
1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C»; 2 - 1х1 ПУ ЗРК «Штиль-М»: 3 - 6х6 ПУ ЗРК «HQ-9»; 4 - МЗАК «тип 730»; 5 - 2х18 ПУ постановки ложных целей; 6 - 1х3 324-мм ТА; 7 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 8 - РЛС с ФАР; 9 - 4х4 ПУ ПКР «YJ-83»: 10 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62»: 11 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»

ЭМ «Гуаньчжоу», тип 052B



6500/7500 т.; 164/17,2/9,5 м.; 2 ГТДх36300 + 2 диз.х4900 л.с.; 32 уз.; 4х4 ПУ ПКР J-8-3; 2х1 ЗРК ШТИЛЬ 1 (48); 100-мм АУ; 2x7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; 2х12 РБУ; KA-286500/7500 т.; 164/17,2/9,5 м.; 2 ГТДх36300 + 2 диз.х4900 л.с.; 32 уз.; 4х4 ПУ ПКР J-8-3; 2х1 ЗРК ШТИЛЬ 1 (48); 100-мм АУ; 2x7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; 2х12 РБУ; вертолет KA-28


Эсминцы оснащены боевой информационно-управляющей системой ZKJ-7, автоматизированной линией передачи данных HN-900 (китайский аналог Link-11), аппаратурой спутниковой связи SNTI-240, 3-координатной РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-М2ЕМ» (Top Plate, E band: дальность обнаружения самолета - 230 км, ПКР - 50 км), четырьмя РЛС управления стрельбой ЗРК МР-90 (Front Dome), 2 РЛС управления артогнем МЗАК Type 347G (EFR-1), РЛС управления стрельбой ПКРК и артиллерии ГК Type 344 (Band Stand, I/J band)

В серии два корабля: "Guangzhou", тактический номер 168, и "Wuhan", соответственно 169 (построены в 2000-2004 гг.).




Проект, весьма сбалансированный по ударным возможностям, а также ПВО/ПЛО. Можно сказать, очень неплохой середнячок. Наиболее близкий аналог (причем даже по ряду систем и образцов вооружения) - индийские ЭМ класса "Дели"

ЭМ «Ланьчжоу», тип 052С.



7000 т.; 155/17/6 м.; ГТДx48600 л.с. + диз.x8840 л.с.; 29 уз.; 4500 м.м. (15 уз.); 280 (40) чел.; 2x4 ПУ ПКР YJ12; 8x6 УВП ЗРК HQ-9 или RIF-M; 1x100-мм АУ; 2х7 30-мм ЗАК; 2х3 ТА; вертолет KA-28


Корабли оснащены боевой информационно-управляющей системой H/ZBJ-1, автоматизированной линией передачи данных HN-900 (китайский аналог Link-11), аппаратурой спутниковой связи SNTI-240, РЛС Type 438 (S-band, дальность обнаружения - 450 км) с четырьмя ФАР разработки Nanjing Research Institute of Electronic Technology (бывший 14 Institute), 2-координатной РЛС обнаружения воздушных целей Type 571Н-1 Knife Rest, РЛС управления стрельбой ПКРК и артиллерии ГК МР-331 «Минерал-МЭ» (Россия), РЛС управления стрельбой МЗАК Type 347G Rice Lamp (EFR-1), подкильной ГАС SJD8/9 (усовершенствованная DUBV-23) буксируемой ГАС ESS-1 (усовершенствованная DUBV-43). Оптико-электронные средства: OFC-3 optronic directors. Средства РЭБ: 4x18-tube Type 726-4 decoy RL

ЭМ данного проекта обладает ярко выраженными противовоздушными возможностями, достигнутыми за счет размещения восьми (шести носовых и двух кормовых) шестизарядных ПУ китайского комплекса «HQ-9», лицензионной и модифицированной версии российского ЗРК «Риф-М» зональной обороны (очень-очень большой знак вопроса. - Прим. doktorkurgan) и двух АУ «тип 730».


Противолодочные возможности сохранены на уровне пр. 052В, а вот ударные возможности количественно сокращены в два раза - до восьми ПКР«YJ-62», обладающих, правда, лучшими качествами - большей дальностью полета и мощностью БЧ, нежели «YJ-82».

В серии также два корабля: "Lanzhou", тактический номер 170, вступил в строй в 2004 г.; и "Haikou", 171, 2005 г.


В создания этих кораблей имеется изрядная порция заимствованных технологий. Когда китайские специалисты озаботились созданием кораблей ПВО, возникла вполне резонная идея сделать что-то вроде "Aegis, made in China". Соответственно потребовалась информация о радарах с ФАР. По имеющейся информации, первоначально была закуплена тех. документация на систему "Марс-Пассат", после изучения было признано, что приспособить её к разрабатываемому проекту вряд ли возможно. Параллельно шел процесс копирования информации по американским разработкам (частично это было вскрыто в начале нулевых, последовало разбирательство, известное в СМИ как "чайнагейт"); видимо, самостоятельно разобраться в ней китайские специалисты не смогли, пришлось привлекать ученых из объединения "Квант". В итоге, видимо, систему удалось довести до ума. Получившееся изделие называется РЛС тип 348, обеспечивает обнаружение (видимо воздушных целей) на дистанции 450 км.

Интересно глянуть в сравнении с другими "Иджисами":

Отдельной строкой в составе китайского флота идут эсминцы российской постройки пр. 956 Э ("Yangzhou" 136 и "Fu Zhou"137; вошли в строй в 2000 и 2001 гг.) и пр. 956 ЭМ ("Taizhou" 138 и "Ningbo" 139; вошли в строй в 2005 и 2006 гг.).


Первые два ЭМ ничем особо не отличаются от ЭМ типа "Современный" российского флота, на двух кораблях пр. 956 ЭМ демонтирована кормовая 130-мм АУ. Но за счет этого был существенно увеличен противовоздушный потенциал посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан»


Эскадренные миноносцы пр. 956Э (рис. вверху) и 956ЭМ - общее и частное: 1-2х1 130-мм АУ «АК-130»: 2 - 1х1 - ПУ ЗРК «Штиль» (24 ЗУР); 3 - 2х4 ПКР «3М-80Э»; 4 - АП РЛС «Минерал-Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат - МЭ»; 6 - 30-мм АУ «АК-630»; 7 - МЗРАК «Каштан»



В настоящий момент «956-е» образуют собой «русскую линию» эсминцев китайского флота, однородное ударное соединение которых, обладая мощными ударным (32 ПКР) и противовоздушным (192 ЗУР) потенциалами, способно действовать в океанской зоне

Ниже цитата из статьи с сайта "Атрина":

…Построенные для КНР на «Северной верфи» эсминцы проекта 956-Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но следующие два корабля было решено строить по измененному проекту 956-ЭМ, который был разработан в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.П. Мишина. Работы по пр.956-ЭМ (экспортный, модернизированный) были начаты в 2001 году. Сразу предполагалось, что корабль будет существенно отличаться от своих предшественников. На нем планировалось модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. Работа над проектом во многом стимулировалась успешной реализацией контракта от 1997 г. на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956-Э.

После проведенных переговоров в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов. Ожидалось, что корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 года.


"Вечный" у достроечной стенки Северной Верфи в Санкт-Петербурге май 2006 года

Тогдашний вице-премьер правительства РФ И.И. Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца - дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но, как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Наконец, конкурс на размещение заказа КНР был объявлен, и очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь». Уже 19 января 2002 г. на заседании правительственная комиссия сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. В марте результаты тендера были пересмотрены, и решением правительства заказ на строительство кораблей пр.956-ЭМ был передан «Северной верфи», а за Балтийским заводом была закреплена лишь поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев пр.956-ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта (пр.956-Э), который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, а также забортную арматуру. В августе 2003 г. судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух новых эсминцев пр.956-ЭМ.


Перед передачей Китаю 28 сентября 2006 года

По сообщениям, эсминцы проекта 956-ЭМ отличаются от кораблей первой поставки дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Новый модернизированный ПКРК «Москит-МЭ», установленный на кораблях, имеет дальность стрельбы до 200 км (базовая модификация имела дальность 120 км). Противовоздушная оборона усилена за счет установки двух боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик») взамет четырех 30-мм артустановок АК-630М. Каждый из боевых модулей имеет два шестиствольных 30-мм автомата, две ПУ с четырьмя ЗУР каждая и станции наведения и управления. Для обнаружения воздушных целей и целеуказания ЗРАК на крыше кормовой надстройки имеется РЛС 3Р86Э1 (экспортный вариант станции «Позитив») в радиопрозрачном обтекателе.

Как известно, большим недостатком кораблей пр.956 и пр.956-Э было отсутствие вертолёта постоянного базирования - имелся лишь телескопический сдвижной ангар. На новых кораблях этот недостаток был устранён за счет отказа от кормовой 130-мм артустановки АК-130 (осталась лишь одна - на носу), на место которой была «сдвинута» ПУ ЗРК «Штиль», а в кормовой надстройке под грот-мачтой был размещен полноценный вертолетный ангар для постоянного базирования вертолета и размещения его боезапаса. Общая длина корабля и водоизмещение несколько возросли. Вместе с тем, противолодочное вооружение ЭМ не претерпело изменений.

Эскадренные миноносцы пр.956-ЭМ были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В декабре 2005 года головной эсминец с бортовым номером 693 был принят комиссией и передан ВМС КНР, где он получил название «Тайчжоу» (б/н 138). Второй корабль был торжественно спущен на воду 23 июля 2004 г. и отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу началась его достройка на плаву.



Некоторые нюансы вооружения китайских ЭМ

Ударные возможности китайских кораблей довольно неплохи: сверхзвуковые ракеты "Москит" со скоростью полета ок. 3 М и возможностью маневрирования при перегрузками свыше 10 g представляют собой весьма непростую цель даже для кораблей, оборудованных системой "Иджис" с ракетами SM-3 (все-таки данный комплекс заточен в большей степени на перехват БР); возможности перехвата при помощи комплекса "Си Спарроу" весьма и весьма сомнителен. Кроме того, есть продвинутая версия ПКР YJ-82 (C-802) - YJ-83, имеющая сверхзвуковую ступень (скорость 1,5 М на конечном этапе).

Помимо этого, имеются ПКР YJ-62. Ракета разработана китайской корпорацией China Aerospace Science and Industry Corporation (Третья аэрокосмическая академия). Поступила на вооружение ВМС Китая в 2004году. Как полагают эксперты, при разработке YJ-62 были использованы технологии и компоненты ракеты Tomahawk, полученные из Афганистана и Ирака, а также приобретенных через Украину советских ракет Х-55.


ТТХ:
Дальность стрельбы: 40-400 км (280 - для C-602, экспортная версия).
Скорость полета: 0,6-0,9 М.
Высота полета над морем: 7-10 м.
Высота полета над землей: 30 м.
Габариты, м:
- длина (без стартового ускорителя) 6,1;
- длина (с ускорителем) 7,0;
- диаметр 0,54;
- размах крыльев 2,9.
Стартовая масса: 1350 кг.
Масса стартового ускорителя: 210 кг.
Масса боевой части: 300 кг.

ПВО представлено ЗРК большой дальности (РИФ-М; HQ-9), комплексами среднего радиуса действия "Штиль-1" и китайскими аналогами ЗРК "Наваль Кроталь" HQ-7 ближнего радиуса. Наиболее современными средствами ПВО самообороны являются ЗРАК "Каштан" и ЗАК АК-630 и тип 730 (информация о нем была в посте о китайских АВ).

Правда, имеется следующий вопрос: зачем китайцам, введшим в строй корабли пр. 52 С с ЗРК большой дальности и радарами с ФАР (и, наверное, с соответствующей АСБУ), принимать на вооружение корабли, оснащенные импортированным из России комплексом "РИФ-М"?



Резюмируя, можно сказать, что китайские эскадренные миноносцы в настоящее время представляют собой малосерийные корабли, являющиеся образцами для отработки технических решений и тактики использования в будущем, при создании "большого флота" (так сказать, "флота образцов"). Тем не менее, даже сейчас, в случае введения в строй китайских авианесущих кораблей, они вполне способны обеспечить АУГ в плане ударных возможностей, а также ПВО и ПЛО.

Возможные направления развития данного класса кораблей в Китае могут быть в настоящее время направлены на модернизацию имеющихся в составе флота старых ЭМ пр. 052 (по классификации НАТО - Luhu-class).


1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C» (или её китайский "аналог"); 2 - 2х16 ВПУ ЗРК (возможно использование ЗРК HQ-16); 3 - МЗАК «тип 730»; 4 - АП РЛС «Минерал - Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62» (можно использовать и ПКР JY-83, 2 или 4х4 ПУ), 8 - 2х18 ПУ ЛЦ. (данная модернизация умозрительно рассмотрена в книге Ю.В. Ведерникова "Современные эсминцы китайского флота: эволюция и боевой потенциал").

Вариант достаточно неплох, тем более, что ударный потенциал данных ЭМ не соответствует большинству аналогичных по классу кораблей региональных флотов (ВМС Японии или Южной Кореи), да и возможности ПВО весьма и весьма скромны. И это при том, что корабли еще не старые (в строй вошли в середине 90-х).

Более реальным представляется вариант постройки усовершенствованного варианта ЭМ пр. 052В с заменой ЗРК "Штиль-1" с балочными ПУ на ЗРК HQ-16 с ВПУ. Данный ЗРК штатно устанавливается на китайских фрегатах УРО пр. 054А, так что строительство подобных кораблей вполне реально (данная версия ЭМ также умозрительно рассмотрена в книге Ведерникова).


И, наконец, вершина китайского судостроения, новейший китайский "Иджис" - ЭМ УРО тип 052D.


Данный корабль заслуживает более детального и подробного внимания.
Все, что о нем известно, а известно пока немногое, можно .

И в завершение - сравнительное изображение эволюции китайских эсминцев от «а» до «я»:

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/pogovorim-o-kitaiskikh-esmintsakh
http://gruzdov.livejournal.com/62193.html
http://doktorkurgan.livejournal.com/12604.html
http://www.navy.ru/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm
http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm
http://www.militaryparitet.com/nomen/china/navy/data/ic_nomenchinanavy/23/
http://www.sinodefenceforum.com/navy/ddg-052c-thread-2358.html

В китайских городах Циндао и Рушань сохранились старые советские проекта 7 - известные военно-морским историкам как легендарные советские «семерки», которые используются сейчас в качестве кораблей-музеев.

Эсминцы этого типа обессмертили себя благодаря участию в Великой Отечественной войне. В 1955 году четыре таких корабля из состава Тихоокеанского флота СССР были переданы дружественному Китаю. Один позже был сдан на слом, а последний - четвертый - корабль был передан городу Далянь как учебный корабль для военно-морского института.

Военно-Морские Силы Китая 14 января 1955 года получили первые два советских эсминца проекта 7. Они были переименованы в честь маньчжурских городов. Эсминцы «Ретивый » и «Решительный » получили новые имена: «Цзилинь » и «Чанчунь ». Два следующих корабля - «Рекордный » и «Резкий» были переданы Китаю 6 июля 1955 года и переименованы в «Аньшань » и «Фушунь » соответственно. Все эсминцы этого типа бережно сохранялись китайскими моряками и благополучно дожили до конца 80-х годов. Но вскоре эсминец «Фушунь » был сдан на слом и был разобран на судоремонтном заводе в провинции Цзен Су.

Все «дальневосточные» эсминцы проекта 7 в августе 1945 года входили в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев отряда легких сил и принимали участие в боевых действиях против Японии на Тихом океане. В начале 50-х годов прошли капитальный ремонт и модернизацию с установкой новых радиолокационных станций и трехногой фок-мачты. Очередную модернизацию эсминцы прошли в Китае в период с 1971 по 1974 год. В ходе переоборудования на кораблях были демонтированы торпедные аппараты, а на их месте были размещены по две спаренных пусковых установки для противокорабельных ракет «Хайин-22», которые являются аналогом советских противокорабельных ракет типа П-15. Устаревшие зенитные пушки были заменены четырьмя спаренными артиллерийскими установками В-11 калибра 37 мм.

Из трех эсминцев проекта 7, которые остались, лучше всего сохранился эсминец «Ретивый », который был выведен из состава флота в 1986 году и с 19 сентября 1991 года под наименованием «Тайюань » (бортовой номер 104) установлен в городе Далянь как корабль-музей на территории местного военно-морского института.

Эсминец «Рекордный » после исключения из состава флота в 1986 году был перебазирован в Циндао и с 24 апреля 1992 года является экспозицией местного военно-морского музея.

Эсминец «Решительный » был куплен городом Рушань, провинция Шандунь в августе 1990 года для использования его в качестве , но, к сожалению, до сих пор никакие работы на корабле «Чанчунь» не ведутся, поэтому легендарный эсминец постепенно стареет, превращаясь в груду железа.

фотографии эсминцев проекта 7

эсминцы проекта 7 в походе

эсминец «Аньшань» в боевом походе



эсминец «Тайюань» в качестве корабля-музея


130 мм пушка эсминца «Тайюань»

На прошедшей неделе министр обороны США Эштон Картер заявил о работах по созданию перспективной сверхзвуковой противокорабельной ракеты на базе дальнобойной ЗУР RIM-174 «SM-6 ERAM» компании «Raytheon». По сути, получает новый толчок забытый 44 года назад передовой проект, но вместо RIM-66A/RIM-67A за основу берётся более совершенная и дальняя зенитная ракета, которая помогла несовершенному 4-хканальному «Иджису» сохранить устойчивость в условиях современных угроз. RIM-174 ERAM (Extended Range Active Missile) получила высокоэффективную АРГСН от ракеты «воздух-воздух» AIM-120C, но площадь её антенной решётки увеличена в 3,75 раза, что увеличило дальность захвата целей при загоризонтной стрельбе. АРГСН «SM-6» также разгружает «Aegis» при отражении массированного удара ВТО противника, так как не нуждается в подсвете радарами SPG-62. В отличие от RGM-66F, новая сверхзвуковая ПКР на базе «SM-6» может получить первую твердотопливную разгонную ступень с ТРД Mk.72 (от экзоатмосферного перехватчика RIM-161), а поэтому дальность её действия может составить более 370 км. Огромная дальность с этим ускорителем будет достигаться лишь благодаря высотному баллистическому профилю полёта. Возможна и иная комплектация с применением в качестве первой ступени компактного турбореактивного двигателя компании «Teledyne CAE» J402-CA-100 тягой 0,294 тонны. В таком случае возможен низковысотный профиль полёта с конечным разгоном до 3-3,5М над гребнем волны, аналогичный профиль реализован в российской ПКР 3М54Э «Калибр-НКЭ». Возможности такой ПКР будут соответствовать показателям «Калибра». Но мы остановимся на версии с твердотопливной разгонной ступенью Mk.72. Противокорабельный вариант RIM-174 ERAM сможет после запуска подниматься на высоту до 35-40 км, разогнавшись до 4000 км/ч. Затем по данным инерциальной системы наведения и внешнего целеуказания маршевая ступень будет входить в пикирование с уже отделённым ускорителем, а после обнаружения и «захвата» надводной цели ГСН ракеты, будет включён двигатель маршевой ступени для поддержания высокой сверхзвуковой скорости в тропосферном полёте. Также сверхзвуковая ПКР на базе «Стандарта-6» может похвастаться высокими маневренными возможностями, доставшимися от зенитной версии, благодаря чему ракета сможет ещё в стратосфере выходить на предельные (близкие к 90 градусам) угломестные направления относительно надводной цели, а затем, используя аэродинамические рули или газодинамические ДПУ, резко разворачиваться и вертикально «падать» на цель на скоростях до 3,5М. Даже сегодня многие многофункциональные и обзорные РЛС имеют сложности с работой по воздушным целям с предельными угломестными подлётными координатами, чем в своё время умело воспользовался британско-американский контингент специалистов компаний «Matra BAe Dynamics» и «Texas Instruments» при создании одной из самых совершенных в истории ПРЛР - ALARM.

Продолжаем тему современых китайских эсминцев УРО.

Отдельной строкой в составе китайского флота идут эсминцы российской постройки пр. 956 Э ("Yangzhou" 136 и "Fu Zhou"137; вошли в строй в 2000 и 2001 гг.) и пр. 956 ЭМ ("Taizhou" 138 и "Ningbo" 139; вошли в строй в 2005 и 2006 гг.).

Первые два ЭМ ничем особо не отличаются от ЭМ типа "Современный" российского флота, на двух кораблях пр. 956 ЭМ демонтирована кормовая 130-мм АУ. Но за счет этого, был существенно увеличен противовоздушный потенциал, посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан».


Эскадренные миноносцы пр. 956Э (рис. вверху) и 956ЭМ - общее и частное: 1-2х1 130-мм АУ «АК-130»: 2 - 1х1 - ПУ ЗРК «Штиль» (24 ЗУР); 3 - 2х4 ПКР «3М-80Э»; 4 - АП РЛС «Минерал-Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат - МЭ»; 6 - 30-мм АУ «АК-630»; 7 - МЗРАК «Каштан»

В настоящий момент «956-е» образуют собой «русскую линию» эсминцев китайского флота, однородное ударное соединение которых, обладая мощными ударным (32 ПКР) и противовоздушным (192 ЗУР) потенциалами, способно действовать в океанской зоне.

Ниже цитата из статьи с сайта "Атрина":

Построенные для КНР на «Северной верфи» эсминцы проекта 956-Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но следующие два корабля было решено строить по измененному проекту 956-ЭМ, который был разработан в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.П. Мишина. Работы по пр.956-ЭМ (экспортный, модернизированный) были начаты в 2001 году. Сразу предполагалось, что корабль будет существенно отличаться от своих предшественников. На нем планировалось модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. Работа над проектом во многом стимулировалась успешной реализацией контракта от 1997 г. на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956-Э.
После проведенных переговоров в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов. Ожидалось, что корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 года.


"Вечный" у достроечной стенки Северной Верфи в Санкт-Петербурге май 2006 года

Тогдашний вице-премьер правительства РФ И.И. Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца - дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но, как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Наконец, конкурс на размещение заказа КНР был объявлен, и очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь». Уже 19 января 2002 г. на заседании правительственная комиссия сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. В марте результаты тендера были пересмотрены, и решением правительства заказ на строительство кораблей пр.956-ЭМ был передан «Северной верфи», а за Балтийским заводом была закреплена лишь поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев пр.956-ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта (пр.956-Э), который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, а также забортную арматуру. В августе 2003 г. судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух новых эсминцев пр.956-ЭМ.

Перед передачей Китаю 28 сентября 2006 года

По сообщениям, эсминцы проекта 956-ЭМ отличаются от кораблей первой поставки дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Новый модернизированный ПКРК «Москит-МЭ», установленный на кораблях, имеет дальность стрельбы до 200 км (базовая модификация имела дальность 120 км). Противовоздушная оборона усилена за счет установки двух боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан» (экспортный вариант ЗРАК «Кортик») взамет четырех 30-мм артустановок АК-630М. Каждый из боевых модулей имеет два шестиствольных 30-мм автомата, две ПУ с четырьмя ЗУР каждая и станции наведения и управления. Для обнаружения воздушных целей и целеуказания ЗРАК на крыше кормовой надстройки имеется РЛС 3Р86Э1 (экспортный вариант станции «Позитив») в радиопрозрачном обтекателе.
Как известно, большим недостатком кораблей пр.956 и пр.956-Э было отсутствие вертолёта постоянного базирования - имелся лишь телескопический сдвижной ангар. На новых кораблях этот недостаток был устранён за счет отказа от кормовой 130-мм артустановки АК-130 (осталась лишь одна - на носу), на место которой была «сдвинута» ПУ ЗРК «Штиль», а в кормовой надстройке под грот-мачтой был размещен полноценный вертолетный ангар для постоянного базирования вертолета и размещения его боезапаса. Общая длина корабля и водоизмещение несколько возросли. Вместе с тем, противолодочное вооружение ЭМ не претерпело изменений.
Эскадренные миноносцы пр.956-ЭМ были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В декабре 2005 года головной эсминец с бортовым номером 693 был принят комиссией и передан ВМС КНР, где он получил название «Тайчжоу» (б/н 138). Второй корабль был торжественно спущен на воду 23 июля 2004 г. и отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу началась его достройка на плаву.

Некоторые нюансы вооружения китайских ЭМ:

Ударные возможности китайских кораблей довольно неплохи: сверхзвуковые ракеты "Москит" со скоростью полета ок. 3 М и возможностью маневрирования при перегрузками свыше 10 g представляют собой весьма непростую цель даже для кораблей, оборудованных системой "Иджис" с ракетами SM-3 (все-таки данный комплекс заточен в большей степени на перехват БР); возможности перехвата при помощи комплекса "Си Спарроу" весьма и весьма сомнителен.

Кроме того, есть продвинутая версия ПКР YJ-82 (C-802) - YJ-83, имеющая сверхзвуковую ступень (скорость 1.5 М на конечном этапе).

Помимо этого имеются ПКР YJ-62. Ракета разработана китайской корпорацией China Aerospace Science and Industry Corporation (Третья Аэрокосмическая академия). Поступила на вооружение ВМС Китая в 2004году. Как полагают эксперты, при разработке YJ-62 были использованы технологии и компоненты ракеты Tomahawk, полученные из Афганистана и Ирака, а также приобретенных через Украину советских ракет Х-55.

Дальность стрельбы, км 40 - 400 (280 для C-602, экспортная версия);

Скорость полета, М 0.6-0.9
Высота полета над морем, м 7-10
Высота полета над землей, м 30
Габариты, м:
- длина (без стартового ускорителя) 6.1;
- длина (с ускорителем) 7.0;
- диаметр 0.54
- размах крыльев 2.9

Стартовая масса, кг 1350
Масса стартового ускорителя, кг 210
Масса боевой части, кг 300

ПВО представлено ЗРК большой дальности (РИФ-М; HQ-9), комплексами среднего радиуса действия "Штиль-1" и китайскими аналогами ЗРК "Наваль Кроталь" HQ-7 ближнего радиуса. Наиболее современными средствами ПВО самообороны являются ЗРАК "Каштан" и ЗАК АК-630 и тип 730 (информация о нем была в посте о китайских АВ).

Правда имеется следующий вопрос: зачем китайцам, введя в строй корабли пр. 52 С с ЗРК большой дальности и радарами с ФАР (и, наверное, с соответствующей АСБУ) принимать на вооружение корабли, оснащенные импортированным из России комплексом "РИФ-М"?

Резюмируя, можно сказать, что китайские эскадреные миноносцы в настоящее время представляют собой малосерийные корабли, являющиеся образцами для отработки технических решений и тактики использования в будущем, при создании "большого флота" (так сказать "флот образцов"). Тем не менее даже сейчас, в случае введения в строй китайских авианесущих кораблей, они вполне способны оеспечить АУГ в плане ударных возможностей, а также ПВО и ПЛО.

Возможные направления развития данного класса кораблей в Китае могут быть в настоящее время направлены на модернизацию имеющихся в составе флота старых ЭМ пр. 052 (по классификации НАТО Luhu-class).


1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C» (или её китайский "аналог"); 2 - 2х16 ВПУ ЗРК (возможно использование ЗРК HQ-16); 3 - МЗАК «тип 730»; 4 - АП РЛС «Минерал - Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62» (можно использовать и ПКР JY-83, 2 или 4х4 ПУ), 8 - 2х18 ПУ ЛЦ. (данная модернизация умозрительно рассмотрена в книге Ю.В. Ведерникова " Современные эсминцы китайского флота: эволюция и боевой потенциал").

Вариант достаточно неплох, тем более, что ударный потенциал данных ЭМ не соответствует большинству аналогичных по классу кораблей региональных флотов (ВМС Японии или Южной Кореи), да и возможности ПВО весьма и весьма скромны. И это при том, что корабли еще не старые (в строй вошли в середине 90-х).

Более реальным представляеться вариант постройки усовершенствованного варианта ЭМ пр. 052В с заменой ЗРК "Штиль-1" с балочными ПУ на ЗРК HQ-16 с ВПУ. Данный ЗРК штатно устанавливаеться на китайских фрегатах УРО пр. 054А, так что строительство подобных кораблей вполне реально (данная версия ЭМ также умозрительно рассмотрена в книге Ведерникова).


И, наконец, в сети имеются изображения продвинутой версии китайского "иджиса" - ЭМ УРО тип 052D (в книге Ведерникова он рассматриваеться, как ракетный крейсер; правда там изображение немного другое).

Судя по данному изображению, речь идет об увеличенной версии ЭМ пр. 051С, с ГЭУ увеличенной мощности (возможно, вместо двух ГТД предполагаеться установка 4-х, по крайней мере иначе я не могу обьяснить наличие 2-х дымоходов вместо одного), использованием ВПУ "сотового" типа (а не "барабанных" ВПУ, как в ЗРК С-300Ф), причем пусковые не универсальны (учитывая наличие отдельных ПУ ПКР YJ-62). Возможности ближнего ПВО дополнены ЗРК FL-3000 N (китайский аналог американо-германского RAM-116; в качестве ЗУР используеться TY-90, ТТХ можно посмотреть в посте о гипотетическом ПВО Ирана).

В общем, если данный проект будет реализован, то у будущих китайских АУГ появиться вполне современный корабль экскорта, этакий флагман ПВО.

Ну и напоследок линейка китайских ЭМ УРО, начиная от модернизированных "семерок":

http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/chinadestroyers/1.htm - "Китайские эсминцы: общие и частные аспекты эволюции" - Ю. Ведерников.

http://www.militaryparitet.com/nomen/china/navy/data/ic_nomenchinanavy/23/ - ТТХ кораблей

Ресурсы http://rbase.new-factoria.ru/ "Информационная система ракетная техника" и http://www.pvo.su "Вестник ПВО" - информация о ПКР и ЗРК.

http://www.sinodefenceforum.com/navy/ddg-052c-thread-2358.html - англоязычный ресурс (информация и фото ЭМ пр. 052 С и пр. 052 В).

turturist.ru - Академия путешественника