Чем отличается каноэ от каяка. Что такое морской каяк? Что выбрать новичку - байдарку или каноэ

Что лучше купить, байдарку или каноэ.

Байдарки и каноэ имеют много схожего. Они имеют большую маневренность, обладают узкой вытянутой формой с заостренными носами и кормой, способны без труда продвигаться по заболоченным, заросшим тростником водоемам, преодолевать бурные пороги, ходить по морям. Конструкция байдарок несколько отличается от конструкции байдарок, но и те, и другие используются в туризме, водных видах спорта, для , охоты, дальних походов, семейных прогулок.

К принципиальным отличиям байдарок от каноэ можно отнести способ посадки, устройство весел и днища. У байдарок днище узкое, весла двухлопастные, посадка гребцов подразумевает расположение в кокпите или на нем с вытянутыми вперед ногами и прислоненной к упору спиной. Каноэ имеют уплощенное дно, однолопастное весло и предполагают посадку гребцов при опоре на одно колено или сидя на банке. При этом основная разница между этими двумя маломерными судами - положение центра веса людей, которое у байдарок находится ниже уровня воды, а у каноэ - выше. Именно этот фактор вместе с различиями в диапазоне габаритов обуславливает существенную разницу в технических показателях лодок. Каждая из них в сравнении с другой имеет какие-то преимущества и недостатки.

Преимущества байдарок и каноэ

Модели байдарок выпускаются в одноместных (каяки), и трехместных вариантах. Для перевозки багажа в них имеются специальные герметичные отсеки, которые вмещают грузы, объем которых зависит от модификации лодки. Каноэ превосходят байдарки по вместительности. Существуют модели, рассчитанные на семь и более человек. Однако отдельные отсеки для вещей в каноэ не предусмотрены. Багаж в них складывается на дно или в отделения, имеющиеся на аутригере, если он присутствует.

Скорость

Преимущества в скорости среди байдарок и каноэ относительны. Легкий пластиковый каяк длиной около 2,5 метров без труда обгонит такой же каноэ на сравнительно спокойной воде. Однако даже самая длинная байдарка не сможет развить такую же скорость, с которой способен идти каноэ максимальной длины.

Скорость каноэ на открытых акваториях (море, океан) уступает скорости байдарок, если суда не идут с парусным вооружением. Это объясняется тем, что парусность байдарок ниже, и они меньше подвержены влиянию направления ветра. Скорость прогулочных семейных моделей и в том, и в другом случае не превышает шести-восьми километров в час. Такие лодки обычно снабжаются дополнительными системами безопасности, утяжеляющими вес, и обладают формой корпуса, не предусматривающей быстрое движение.

Изоляция

В отношении изоляции гребцов у байдарок есть неоспоримые преимущества. Во-первых, в традиционных моделях с посадкой «сит ин» гребцы располагаются внутри кокпита вплотную к его стенкам, поэтому им не так страшен пронизывающий ветер, как открытым со всех сторон пассажирам каноэ. Во-вторых, конструкция байдарок предусматривает оснащение плотными водонепроницаемыми фартуками и юбками, защищающими внутреннюю часть корпуса от брызг и попадания воды. В каноэ обычно подобных приспособлений нет. Лишь в некоторых парусных вариантах, предназначенных для дальних переходов по морям или океанам, присутствуют закрытые надстройки. Но это отдельно стоящие маломерные суда с узким диапазоном применения.

Управляемость

Что касается преимущества в управляемости байдарок и каноэ, то здесь тоже все относительно. Каноэ управляются только веслами, имеющими одну лопасть-лопатку. В некоторых ситуациях это очень удобно - компактное весло позволяет быстро повернуть лодку и протолкнуть ее на мелководье или среди густых зарослей камышей. Байдарки обладают двухлопастными веслами, упорами, могут оснащаться рулевым и педальным управлением. Это позволяет регулировать движение лодки не только веслами, но и телом либо поворотом стоп. Однако на реках с бурным течением упоры и рулевое управление часто становятся помехой, и каноэ на них нередко имеют преимущество перед байдарками.

Что выбрать новичку - байдарку или каноэ

Вопрос выбора между байдарками и каноэ для новичков обычно решается в пользу байдарок. Если человек имеет слабое представление о технике владения одним веслом на лодке, быстро обучиться плавать на каноэ ему будет сложно. При попеременном отталкивании от воды то с одной, то с другой стороны даже длинная лодка начнет вертеться, рыскать, постоянно сбиваться с курса. Поэтому изначально лучше освоить греблю на байдарке. Ее двухлопастные весла позволяют научиться управлять движением лодки в короткие сроки, так как в этом случае гребцам надо лишь привыкнуть к их ритмичному вращению.

Северные народы (алеуты, эскимосы, инуиты, чукчи и другие) плавали на долгих и узких охотничьих лодках, на которых рыбачили и занимались охотой, в частности преследовали морских животных. Это суденышко длиной до шести метров назывался каяком, но в странах бывшего СССР его традиционно называют байдаркой, и это название является более понятным для граждан СНГ.

Характеристика

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

  1. Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
  2. Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
  3. Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).

Выбор

Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.

Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.

Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.

Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

Преимущества sin-on-top:

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

Преимущества sit-in:

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

Недостатки sit-in:

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Типы по назначению

Каяки делятся на типы по их назначению:

  1. Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
  2. Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
  3. С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.

Виды каякинга

  1. Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
  2. Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
  3. Экстремальный — плавание по бурным рекам.
  4. Морской — плавание по морским волнам.
  5. Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
  6. Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
  7. Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.

Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.

Чем отличается каяк от байдарки и каноэ.

Такие лодки, как байдарки, каяки и каноэ, в наше время пользуются огромным спросом из-за своей маневренности, небольшого веса, малой осадки и чрезвычайно высокий проходимости. Они способны без труда продвигаться там, где не пройдет классическая лодка - по отмелям, заболоченным местам, заросшим камышом протокам, бурным рекам небольшой глубины. Именно поэтому байдаркам, каноэ, каякам отдают предпочтение рыбаки, охотники, любители сплава и водных путешествий.

При этом далеко не все знают, в чем же разница между этими тремя типами лодок и часто путают не только их названия, но и конструкции. Для дилетантов в таких вопросах это несложно - байдарки, каяки, каноэ обладают вытянутой узкой формой с заостренными носом и кормой, управляются веслами, изготавливаются из одних и тех же материал. Однако различия между ними все же присутствуют.

Конструкция каяков, байдарок и каноэ

Каяки и байдарки по своему устройству аналогичны, только байдарки могут быть или четырехместными, каяки вмещают не более двух человек. В прогулочных вариантах каяков может быть еще откидное сиденье для ребенка. Каноэ относится к другой категории лодок.

Разница между ними заключается, прежде всего, в конструкции. Если байдарки и каяки оснащаются упорами для ног, спины, кокпитами, запалубленной декой, то в каноэ они отсутствуют. Каяки и байдарки имеют преимущественно прямые носовую и кормовую части, килеватое днище, в каноэ оконечности приподнятые, симметричные по миделю, а днище уплощенное.

В каяках и байдарках гребцы сидят либо в кокпите, либо наверху лодки, в каноэ располагаются внутри корпуса. Байдарки и каяки управляются двухлопастными веслами, каноэ однолопастными. В первых двух случаях суда снабжаются багажными отсеками, герметическими камерами, емкостями непотопляемости, в последнем их нет, а багаж складывается прямо на дно. Многие модели каноэ имеют транцы для моторов или оборудования для их установки. Среди байдарок и каяков подобные варианты встречаются редко.

В каноэ гребцы либо находятся на сиденьях-банках, либо стоят на одном колене. Точка центра тяжести людей в данном случае находится выше уровня воды. В байдарках и каяках они сидят, вытянув ноги вперед, на анатомических сиденьях, и центр тяжести опускается ниже уровня водки. В результате лодки становятся устойчивей, стабильней, и управлять ими легче, чем регулировать движение каноэ.

Диапазон длины у каноэ гораздо больше такого же диапазона длины у байдарок и каяков. Они могут вмещать до 20-30 гребцов и набирают солидную скорость, превышающую скорость самых длинных байдарок. В массовых вариантах часто встречаются каноэ для семи человек, среди байдарок такие не присутствуют вообще.

В ветреную и холодную погоду гребцам в байдарках и каяках «сит ин» уютнее, чем в каноэ. Они закрыты полипреновыми фартуками и юбками, предотвращающими попадание брызг в кокпит. У людей в каноэ такой защиты нет. Только в океанских парусных вариантах в центре судна может находиться надстройка, в которой при необходимости можно укрыться от ветра и дождя.


Технические характеристики каяков, байдарок и каноэ

Технические характеристики всех трех типов лодок ориентированы на конкретные модели и часто пересекаются. Например, масса , каноэ и байдарок находится в промежутке между 6 килограммами и 22 килограммами. В то же время максимальный вес цельнолитых и каркасных байдарок составляет 40 килограмм, а вес каноэ может достигать 70 и более килограмм.

Каяки и байдарки способны перевозить грузы от 150 килограмм до 400 килограмм, грузоподъемность каноэ может быть выше 700 килограмм. Ширина первых двух лодок - от 62 сантиметров до 96 сантиметров, длина от 2,5 метра до 5,2 метра. Ширина каноэ от 50 сантиметров (спортивные) до одного метра двух сантиметров, длина - от 2,5 до 7 -10 метров.

Наконец, длинные каноэ могут идти на веслах со скоростью до 12 километров в час, байдарки и каяки двигаются с максимальной скоростью 7-8 километров в час.

Популярные каяки, байдарки и каноэ

Сейчас на рынке существует очень много различных моделей каяков, байдарок и каноэ, обладающих совершенно разной стоимостью. Они изготавливаются из полиэтилена, пластика, композитов, фанеры, алюминия, водонепроницаемой ткани с ПХВ покрытием, бывают корпусными, каркасными, надувными, спортивными, прогулочными. Самыми популярными среди любителей рыбной ловли и охоты на водоплавающую птицу на данный момент являются надувные лодки, обладающие низкой стоимостью, компактностью, послушностью в управлении. Это и отечественные модели байдарки «Щука», и каноэ Аргус, и каяки Каньон Соло, Хатанга, Викинг, и многие другие.

Каркасные модели таких маломерных судов являются разборными и тоже пользуются немалым спросом среди энтузиастов водных мероприятий. Они быстро собираются, не создают проблем при транспортировке, хорошо оснащены и удобны для туристических путешествий по сравнительно тихим водоемам. К самым распространенным из них можно отнести модели «Турист», «Таймень», «Колибри».

Цельнолитым корпусным каноэ, байдаркам, каякам отдают предпочтение профессионалы. Это самые прочные и долговечные лодки, способные выдерживать большие нагрузки. Очень популярны сейчас каноэ «Хищник», «Пуля», «Таймыр», «Остров», каяки «Виннер», «Долли», байдарки «Пиранья», «Pure S Creeker», «Cross Club».

Область применения каяков, байдарок и каноэ

Каяки, байдарки, каноэ - это лодки, которые применяются с самыми разными целями. Они способны легко преодолевать бурные пороги, ходить под парусом, удобны для рыбной ловли, охоты, дальних переходов. Узкие длинные байдарки и каноэ широко используются в слаломе, неразборные и надувные короткие каяки подходят для экстремального сплава по горным река, родео, серфинга.

Сейчас выпускается множество моделей, предназначенных для рекреационного отдыха на воде. Они оснащаются детскими сиденьями и дают возможность превосходно провести время в выходные или в отпуске всей семьей. На каяках, байдарках и каноэ отправляются в далекие экспедиции, пересекают моря и океаны, исследуют новые места.

Это универсальные маломерные суда, позволяющие проходить извилистые узкие протоки, заболоченные местности, отмели. Они послушны в управлении на волнах, держат курс при встречном и боковом ветре, редко получают повреждения и могут быстро ремонтироваться прямо на берегу. Основные преимущества каяков, байдарок и каноэ - это компактность и возможность следовать по самым труднопроходимым областям практически любых водоемов. Именно поэтому ими активно пользуются рыбаки и охотники, желающие вернуться домой с великолепным уловом и добычей.

Существуют детские лодки такого типа, обеспечивающие ребенку веселый отдых и отличное физическое развитие. На подобных каяках, байдарках, каноэ предусмотрена надежная система безопасности, благодаря которой малыши могут управлять ими самостоятельно, без помощи взрослых. Это лодки, которые дают возможность прекрасно провести время, получить массу впечатлений и решить массу задач.

Рассматривая основное плавоборудование для занятий греблей, внимание, как правило, останавливается на каноэ и каяках. Только это абсолютно два разных снаряжения, которые отличатся не только конструкцией, но и техническими показателями. Однако, самое главное отличие – это размещения центра веса гребца. В каяке это центр немного ниже, чем уровень воды, в отличи от каноэ, где гребец сидит на сиденье, высотой примерно как небольшая табуретка.

В зависимости от типа каяков, представленных на http://aquapolis.ua/ , будет зависеть скорость и безопасность на воде. Каноэ чаще всего рекомендуется использовать для спокойной воды, где нет больших волн, быстрого течения и безветренная погода.

Достоинства каяка

И если уже говорить о преимуществах каяка, то это:

Скорость. Это одно из главных преимуществ каяка, которое на три ступени выше от скорости каноэ. Как правило, классические каяки типа Sit-In немного быстрей каяков типа Sit-On-Top;
изоляция. Благодаря особой конструкции и наличию юбки, данное плавсредство обеспечивает гребцу хорошую изоляцию от воздействия внешней среды. Одевая юбку, корпус каяка закрывается герметично и не отдаёт тепло. Плавать на каяке можно в любое время года, даже в морозы, главное, чтобы водоём не был покрыт льдом;
отличная управляемость. Каяк позволяет на 100% чувствовать все движения на воде, и с максимальной точностью управлять им.

Преимущества каноэ

Каноэ никто не списывает и, как и первое плавсредство, оно также имеет свои существенные преимущества, среди которых стоит отметить:

Грузоподъёмность. Если классический каяк может поместить только двух человек, то некоторые модели каноэ способны уместить до 4-х человек и кучу нужных вещей: палатка, спальный мешок, вещи, продукты;
уровень безопасности. Начинающие спортсмены или просто любители водного спорта боятся каяков только из-за огромного опасения перевернуться на воде. Для новичков каяк кажется пугающим плавсредством, не внушающим доверия и безопасности. Однако, это скорей всего неоправданный страх, который никак не подтверждается на практике, но избавиться от него сложно.

Много моделей каяков очень устойчивы на воде, и чтобы их опрокинуть, необходимо сильно постараться. Каноэ в этом плане быстрее входит в доверие. Однако, стоит помнить, что центр вашего веса находится над водой, и потому равновесие очень важно. Чтобы увеличить стабильность, равновесие в каноэ на воде, необходимо стать на колени посреди плавсредства. К данному методу также стоит прибегать в том случае, если поднялся сильный ветер.

Стоит также отметить, что большинство людей свои первые шаги на водоёме начинают именно с каноэ. Он более легкий в управлении, и им легче маневрировать. Для детей – это идеальное плавсредство для обучения.

Таким образом, выбирая каноэ или каяк, ориентируйтесь на свой опыт, способность и физические возможности, отсутствие страха, и количество желающих людей на борту лодки, условия погоды. Единого решения: что лучше – каноэ или каяк для спортсменов нет.

Чем отличается каяк от байдарки и каноэ.

Такие лодки, как байдарки, каяки и каноэ, в наше время пользуются огромным спросом из-за своей маневренности, небольшого веса, малой осадки и чрезвычайно высокий проходимости. Они способны без труда продвигаться там, где не пройдет классическая лодка - по отмелям, заболоченным местам, заросшим камышом протокам, бурным рекам небольшой глубины. Именно поэтому байдаркам, каноэ, каякам отдают предпочтение рыбаки, охотники, любители сплава и водных путешествий.

При этом далеко не все знают, в чем же разница между этими тремя типами лодок и часто путают не только их названия, но и конструкции. Для дилетантов в таких вопросах это несложно - байдарки, каяки, каноэ обладают вытянутой узкой формой с заостренными носом и кормой, управляются веслами, изготавливаются из одних и тех же материал. Однако различия между ними все же присутствуют.

Конструкция каяков, байдарок и каноэ

Каяки и байдарки по своему устройству аналогичны, только байдарки могут быть или четырехместными, каяки вмещают не более двух человек. В прогулочных вариантах каяков может быть еще откидное сиденье для ребенка. Каноэ относится к другой категории лодок.

Разница между ними заключается, прежде всего, в конструкции. Если байдарки и каяки оснащаются упорами для ног, спины, кокпитами, запалубленной декой, то в каноэ они отсутствуют. Каяки и байдарки имеют преимущественно прямые носовую и кормовую части, килеватое днище, в каноэ оконечности приподнятые, симметричные по миделю, а днище уплощенное.

В каяках и байдарках гребцы сидят либо в кокпите, либо наверху лодки, в каноэ располагаются внутри корпуса. Байдарки и каяки управляются двухлопастными веслами, каноэ однолопастными. В первых двух случаях суда снабжаются багажными отсеками, герметическими камерами, емкостями непотопляемости, в последнем их нет, а багаж складывается прямо на дно. Многие модели каноэ имеют транцы для моторов или оборудования для их установки. Среди байдарок и каяков подобные варианты встречаются редко.

В каноэ гребцы либо находятся на сиденьях-банках, либо стоят на одном колене. Точка центра тяжести людей в данном случае находится выше уровня воды. В байдарках и каяках они сидят, вытянув ноги вперед, на анатомических сиденьях, и центр тяжести опускается ниже уровня водки. В результате лодки становятся устойчивей, стабильней, и управлять ими легче, чем регулировать движение каноэ.

Диапазон длины у каноэ гораздо больше такого же диапазона длины у байдарок и каяков. Они могут вмещать до 20-30 гребцов и набирают солидную скорость, превышающую скорость самых длинных байдарок. В массовых вариантах часто встречаются каноэ для семи человек, среди байдарок такие не присутствуют вообще.

В ветреную и холодную погоду гребцам в байдарках и каяках «сит ин» уютнее, чем в каноэ. Они закрыты полипреновыми фартуками и юбками, предотвращающими попадание брызг в кокпит. У людей в каноэ такой защиты нет. Только в океанских парусных вариантах в центре судна может находиться надстройка, в которой при необходимости можно укрыться от ветра и дождя.


Технические характеристики каяков, байдарок и каноэ

Технические характеристики всех трех типов лодок ориентированы на конкретные модели и часто пересекаются. Например, масса , каноэ и байдарок находится в промежутке между 6 килограммами и 22 килограммами. В то же время максимальный вес цельнолитых и каркасных байдарок составляет 40 килограмм, а вес каноэ может достигать 70 и более килограмм.

Каяки и байдарки способны перевозить грузы от 150 килограмм до 400 килограмм, грузоподъемность каноэ может быть выше 700 килограмм. Ширина первых двух лодок - от 62 сантиметров до 96 сантиметров, длина от 2,5 метра до 5,2 метра. Ширина каноэ от 50 сантиметров (спортивные) до одного метра двух сантиметров, длина - от 2,5 до 7 -10 метров.

Наконец, длинные каноэ могут идти на веслах со скоростью до 12 километров в час, байдарки и каяки двигаются с максимальной скоростью 7-8 километров в час.

Популярные каяки, байдарки и каноэ

Сейчас на рынке существует очень много различных моделей каяков, байдарок и каноэ, обладающих совершенно разной стоимостью. Они изготавливаются из полиэтилена, пластика, композитов, фанеры, алюминия, водонепроницаемой ткани с ПХВ покрытием, бывают корпусными, каркасными, надувными, спортивными, прогулочными. Самыми популярными среди любителей рыбной ловли и охоты на водоплавающую птицу на данный момент являются надувные лодки, обладающие низкой стоимостью, компактностью, послушностью в управлении. Это и отечественные модели байдарки «Щука», и каноэ Аргус, и каяки Каньон Соло, Хатанга, Викинг, и многие другие.

Каркасные модели таких маломерных судов являются разборными и тоже пользуются немалым спросом среди энтузиастов водных мероприятий. Они быстро собираются, не создают проблем при транспортировке, хорошо оснащены и удобны для туристических путешествий по сравнительно тихим водоемам. К самым распространенным из них можно отнести модели «Турист», «Таймень», «Колибри».

Цельнолитым корпусным каноэ, байдаркам, каякам отдают предпочтение профессионалы. Это самые прочные и долговечные лодки, способные выдерживать большие нагрузки. Очень популярны сейчас каноэ «Хищник», «Пуля», «Таймыр», «Остров», каяки «Виннер», «Долли», байдарки «Пиранья», «Pure S Creeker», «Cross Club».

Область применения каяков, байдарок и каноэ

Каяки, байдарки, каноэ - это лодки, которые применяются с самыми разными целями. Они способны легко преодолевать бурные пороги, ходить под парусом, удобны для рыбной ловли, охоты, дальних переходов. Узкие длинные байдарки и каноэ широко используются в слаломе, неразборные и надувные короткие каяки подходят для экстремального сплава по горным река, родео, серфинга.

Сейчас выпускается множество моделей, предназначенных для рекреационного отдыха на воде. Они оснащаются детскими сиденьями и дают возможность превосходно провести время в выходные или в отпуске всей семьей. На каяках, байдарках и каноэ отправляются в далекие экспедиции, пересекают моря и океаны, исследуют новые места.

Это универсальные маломерные суда, позволяющие проходить извилистые узкие протоки, заболоченные местности, отмели. Они послушны в управлении на волнах, держат курс при встречном и боковом ветре, редко получают повреждения и могут быстро ремонтироваться прямо на берегу. Основные преимущества каяков, байдарок и каноэ - это компактность и возможность следовать по самым труднопроходимым областям практически любых водоемов. Именно поэтому ими активно пользуются рыбаки и охотники, желающие вернуться домой с великолепным уловом и добычей.

Существуют детские лодки такого типа, обеспечивающие ребенку веселый отдых и отличное физическое развитие. На подобных каяках, байдарках, каноэ предусмотрена надежная система безопасности, благодаря которой малыши могут управлять ими самостоятельно, без помощи взрослых. Это лодки, которые дают возможность прекрасно провести время, получить массу впечатлений и решить массу задач.

turturist.ru - Академия путешественника