Экономика Нигерии: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Нигерия Группа нефть из нигерии состав

Нигерия принадлежит к группе беднейших государств мира. Основа экономики – нефтедобывающая промышленность. Отмечаются значительные масштабы «теневого» бизнеса. Около 60% населения находится за чертой бедности. Нигерия долгое время страдала от политической нестабильности, коррупции, неразвитой инфраструктуры и плохого управления экономикой. Прежние военные правители Нигерии не смогли диверсифицировать экономику, чтобы избавить страну от её полной зависимости от нефтяного сектора, который даёт 95% валютных доходов и обеспечивает 80 % доходной части государственного бюджета.

В последние несколько лет правительство начало проводить реформы, в частности - приватизацию крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны, и отменило регулирование властями цен на нефтепродукты. Правительство также поощряет развитие инфраструктуры в стране частным сектором. ВВП на душу населения в 2009 году - 2,4 тыс. долл (13-е место в Чёрной Африке, 177-е место в мире). Ниже уровня бедности - 70 % населения. В сельском хозяйстве занято 70 % работающих, в промышленности 10 %, в сфере обслуживания 20 %.

Денежная единица – нигерийская найра (NGN), состоящая из 100 кобо. В октябре 2005 года выпущена новая банкнота достоинством в 1 тысячу найр. В Нигерии работают более 90 торговых, промышленных и коммерческих банков.

Сельское хозяйство Нигерии

В сельском хозяйстве занято 65 процентов населения. В колониальное время оно носило натуральный характер. Основными продовольственными культурами являются ямс, батат и кукуруза. Многие земли орошаются. Выращиваются также какао-бобы (340 млн т), натуральный каучук (112 млн т) и хлопчатник (0.4 млн т.). Обрабатываются 31,29% земель.

С середины 1980-х наблюдается спад сельскохозяйственного производства, аграрный сектор не обеспечивает население страны продуктами питания в полном объеме. Стагнации сектора в немалой степени способствовали засухи, миграции в город и переориентация части населения на импортные продовольственные товары в результате повышения доходов, получаемых от продажи нефти. Главные экспортные культуры – какао-бобы, арахис, соя, каучуконосы, масличная пальма, сахарный тростник и хлопчатник.

Нигерия – один из главных производителей арахиса, какао-бобов и сои на африканском континенте. Постоянный спрос на нигерийское какао (по его производству страна занимает 4-е место в мире) объясняется его высокими вкусовыми качествами. Большинство хозяйств ориентировано на выращивание какао-бобов; падение мировых цен на какао обычно приводит к резкому уменьшению доходов и обнищанию населения в сельских районах. Выращиваются также ананасы, бананы, бобовые, картофель, кассава, кукуруза, манго, папайя, просо, рис, сорго, табак, томаты, цитрусовые и ямс.

Развито животноводство. В 2002 году в стране насчитывалось 20 млн голов крупного рогатого скота, 22 млн овец и 5.5 млн свиней. Животноводство (разведение верблюдов, коз, крупного рогатого скота, лошадей, овец, ослов и свиней) из-за распространения на большей части территории страны мухи цеце развивается в основном в северных штатах. Развивается также птицеводство.

В лесном хозяйстве ведется заготовка древесины (в т.ч. ценных тропических сортов) и производство пиломатериалов. Рыболовство осуществляется в водах Гвинейского залива, реках и о.Чад. Среднегодовой вылов рыбы и морепродуктов составляет ок. 250 тыс. т.

Промышленность Нигерии

Основные отрасли промышленности Нигерии - добыча нефти, угля, олова, колумбита; производство пальмового масла, хлопка, резины, лесоматериалов; обработка шкур и кожи, производство текстиля; цемент и другие стройматериалы; пищевая промышленность; производство обуви; химическая продукция и удобрения; производство алюминия.

Статистические показатели Нигерии
(по состоянию на 2012 год)

Нефтяная промышленность. Нефтедобывающая промышленность - основа нигерийской экономики. Нефть дает 95% экспортных доходов страны. Нигерия первый в Африке и восьмой в мире экспортер нефти. Первая в Нигерии нефтяная скважина была пробурена в 1958 году. Большая часть запасов нефти сосредоточена в дельте реки Нигер. Для увеличения доходов Нигерия продолжала наращивать добычу нефти, но в 90-х годах цены не неё были низкими. В Нигерии ежедневно добывается 2,1 млн баррелей нефти. Разработка нефти ведется Нигерийской национальной нефтяной компанией (75% доходов от продажи нефти), а также компанией Royal Dutch Shell.

Нефть обнаружена в Нигерии в 1901 году. Промышленная разработка месторождений началась в 1956 году. С 1971 года Нигерия является членом ОПЕК. В 2007 году занимала 8-е место по экспорту нефти в мире. В 2008 году добыча нефти составила около 2,17 млн баррелей в день. Квота Нигерии в ОПЕК составляет 2,224 млн баррелей в день. Нигерия ежедневно производит около 572 тыс. баррелей нефтепродуктов, из них на экспорт идут около 67 тыс. баррелей.

Доказанные запасы нефти, по разным данным, оцениваются от 25 млрд до 36 млрд баррелей. 65 % добываемой нефти - это лёгкие сорта с низким содержанием серы. Основные экспортные сорта - Bonny Light и Forcados. Нефтедобычей занимаются совместные предприятия Национальной нефтяной компании Нигерии (Nigerian National Petroleum Company, NNPC) и транснациональных корпораций Shell (контролирует до 52 % добычи), ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips, Eni, Total и Addax.

Нефтяной сектор даёт Нигерии до 20% ВВП и обеспечивает до 80 % доходов бюджета. В 2003 году доходы от добычи нефти составили около $22 млрд. К 2006 году доход Нигерии от нефти достиг 2,4 млрд евро, а сама Нигерия была на 6 месте по добыче нефти в мире.

Нигерия является одним из основных поставщиков нефти в Западную Европу и занимает пятое место по поставкам сырой нефти в США. В июне 2004 года поставки нигерийской нефти в США достигли 1,2 млн баррелей в день, что составляет 9,3 % американского импорта сырой нефти.

С начала XXI века деятельности иностранных компаний препятствуют неправительственные вооруженные формирования, как например МЕНД, Парни Бакасси, Африканские парни Эгбесу, Народные добровольческие отряды дельты Нигера, осуществляющие взрывы и захваты иностранных работников (экспатов) в заложники. В 2009 году, на фоне мировой рецессии, сообщалось, что нападения нигерийских боевиков на нефтедобывающие сооружения оказывали существенное влияние на цены мирового нефтяного рынка.

Ведется промышленная добыча природного газа (по его запасам Нигерия занимает 10-е место в мире). Добываются также каменный уголь, бокситы, железная руда, золото, олово, гипс и колумбит. В 2005 году в штате Ойо (юго-запад страны) началась разработка месторождений полудрагоценных камней (аквамарины и др.).

Обрабатывающая промышленность. Основные отрасли обрабатывающей промышленности - пищевая и нефтеперерабатывающая. Главный промышленный центр - Лагос. В Аджаокуте - металлургический комбинат, большая часть строительства которого было выполнено при участии советских инженеров. Сталелитейный комбинат в Аджаокуте в 1980-е гг. планировался как крупнейшее металлобрабатывающее предприятие в Западной Африке. К началу 1990-х гг. строительство было практически закончено, однако, связи с распадом Советского Союза, завод не был сдан в эксплуатацию.

Энергетика. Энергосистема страны развита недостаточно, спрос на электроэнергию заметно опережает предложение. Электроэнергией обеспечены ок. 40% населения, остальные в качестве топлива используют древесину и нефтепродукты. Электроэнергия вырабатывается на ТЭС (в Эгбине (штат Лагос), Огбиа (штат Коги), Сапеле (штат Дельта) и др.), работающих на нефти, природном газе или каменном угле, а также ГЭС (самая крупная – Каинджи на р.Нигер). В 2000 г. 64% электроэнергии вырабатывалось на ТЭС. В Центре исследований в области энергетики (г.Зария) ведутся работы в области возможного использования в стране атомной энергии. Производство электроэнергии в 2003 составило 15,59 млрд. киловатт-часов, экспорт – 40 млн. киловатт-часов. Отмечаются периодические неполадки в энергосистеме, что приводит к отключению электроэнергии или сбоям ее подачи потребителям. По этой причине практически каждое предприятие и многие жилые дома располагают собственными генераторами.

Внешняя торговля Нигерии

По объему внешнеторгового оборота Нигерия занимает одно из ведущих мест на африканском континенте. Внешняя торговля является одним из основных источников валютных поступлений в экономику страны. Объем экспорта в два раза превышает объем импорта: в 2005 году экспорт (в долл. США) составил 52,16 миллиарда, импорт – 25,95 миллиарда. Основу экспорта (95%) составляет нефть; по объему ее вывоза в 2005 году Нигерия занимала 6-е место в мире.

Экспортируются также природный газ, какао и каучук. Главные партнеры по экспорту – США (47,4%), Бразилия (10,7%) и Испания (7,1%) – на 2004 год. Основные товары импорта – нефтепродукты, машины, химические товары, транспортные средства, промышленные товары, продукты питания и живой скот. Главные партнеры по импорту – Китай (9,4%), США (8,4%), Великобритания (7,8%), Нидерланды (5,9%), Франция (5,4%), Германия (4,8%) и Италия (4%) – на 2004 год. Официальные данные внешнеторгового оборота не являются полными, т.к. существует проблема контрабандных торговых операций с соседними государствами.

Транспорт Нигерии

По уровню обеспеченности транспортом и плотности дорожной сети Нигерия в Тропической Африке занимает одно из ведущих мест. Воздушное и морское сообщение связывает ее со многими государствами мира. Основным видом транспорта является автомобильный, который обеспечивает ок. 95% грузовых и пассажирских перевозок. Первые автодороги проложены в нач. 20 в. в основном на месте традиционных торговых путей. Общая протяженность автодорог – 193,2 тыс. км (твердое покрытие имеют 59,9 тыс. км дорог, 1194 км из них – скоростные автомагистрали) – 2001. В стране практически отсутствует система обеспечения безопасности на автодорогах, а также существует очень упрощенная процедура получения водительских прав (в 1998–2004 гг. их выдано 4,32 млн.). В результате на дорогах ежегодно происходит ок. 30 тыс. ДТП, в которых гибнут от 8 до 10 тыс. чел. Летом 2005 в г.Кано (север страны), в котором преобладает мусульманское население, на общественном транспорте введена раздельная перевозка пассажиров мужского и женского пола (для христиан сохранены при этом некоторые транспортные средства смешанного типа). Первая железная дорога – Лагос – Абеокута – была построена в 1895–1898. Общая протяженность железных дорог (преимущественно узкоколейки) составляет 3557 км (2004). Средняя максимальная скорость движения по железной дороге – 65 км/час. Ок. 50% парка локомотивов превысили оптимальный срок эксплуатации и нуждаются в замене. В кон. 1990-х финансовую помощь для реконструкции железных дорог оказал Китай.

В стране хорошо развита система морского транспорта, в которую входят комплекс портов дельты р.Нигер (Варри, Коко и Сапеле), порты в Калабаре, Лагосе (Тин-Кэн и Апапа), Онне и Порт-Харкорте. В Бонни и Буруту находятся специализированные морские порты для отгрузки нефти. Торговый флот насчитывает 303 корабля, в т.ч. 29 нефтеналивных и 4 танкера, предназначенных для перевозки химических продуктов (2002). Протяженность речных водных путей (налажено судоходство по рекам Бенуэ, Кросс, Нигер, а также по о.Чад и вдоль побережья Гвинейского залива) – 8,6 тыс. км (2004). Водными путями осуществляются в основном грузовые перевозки. Интенсивно развивается авиатранспорт. Насчитывается 70 аэропортов и взлетно-посадочных площадок (36 из них имеют твердое покрытие) – 2005. Международные аэропорты находятся в городах Лагос (им.Мурталы Мухаммеда), Абуджа, Калабар, Кано и Порт-Харкорт. Действует один специализированный порт для вертолетов. Хорошо развита система трубопроводов, налаженная в 1958: действуют нефтепровод (3638 км), газопровод (1896 км), а также трубопровод по перекачке газового конденсата (105 км) и рафинированных нефтепродуктов (3626 км) – на 2004 год.

Источник - http://ru.wikipedia.org/
http://www.stranz.ru/str/176-nie/1039-niee.html

Лондон. 24 сентября. сайт - Теплой Рождественской ночью 2006 года сотни обитателей далекой северо-западной окраины нефтяной столицы Нигерии Лагоса собрались вокруг соседнего участка трубопровода государственной Nigeria National Petroleum Corporation. Около полуночи умельцы, наконец, сумели повредить один из запорных клапанов и из трубы забил фонтан нефти. Примерно 500 человек, женщины, мужчины, старики и даже дети, вооружившись тазами и пластиковыми канистрами, бросились собирать бьющую из трубы нефть . Погрузив ее на танкер, идущий на пиратскую биржу в Гвинейский залив, они могли надеяться, что получат несколько долларов за ночь работы. Спустя полчаса из-за внезапной искры нефть вспыхнула и больше 300 человек за минуту превратились в головешки. Взрыв в Абула Эгбе до сих пор остается одной из самых страшных аварий на нефтепроводах за всю историю их эксплуатации. Нигерия - вопиющий пример нестабильности в стране-экспортере нефти, которая всегда связана с воровством на нефтепроводах, утверждают эксперты британского исследовательского института Chatham House. Их доклад "Преступная нефть Нигерии: способы прекратить экспорт похищенной нефти" о воровстве нефти в Нигерии читается как настоящий детектив. Африканская Россия

  • Нигерия занимает 13 место в мире по объемам добычи нефти: страна экспортирует 2 млн баррелей в день.Но не вся добытая нефть продается легально - в стране существует целая индустрия по краже и перепродаже сырья заграницу.
  • Точных данных по масштабам воровства нигерийского черного золота не существует. Разные источники называют разные цифры.
  • Эксперты CH предполагают, что в первом квартале 2013 года из нефтепроводов и скважин Нигерии в среднем исчезало по 100 тысяч баррелей в день. Если добавить к этому воровство при транспортировке нефти, то цифра возрастает до 200 тысяч баррелей в день.
  • О воровстве заявляли все работающие в стране нефтяные компании. Shell регулярно сообщает о диверсиях. В конце марта 2013 года компания утверждала, что обнаружила 90 врезок в свои нефтепроводы.
  • Eni заявила, что атаки на ее производственные мощности достигли "неприемлемых масштабов". Нефтяной гигант утверждает, что теряет до 60% добываемого сырья - по 30 тысяч баррелей в сутки.
  • Ущерб от краж за последние несколько лет драматически вырос. В конце 2009 года у Shell бесследно пропадало по 10 тысяч баррелей в сутки, к марту 2012 года компания теряла уже по 50 тысяч баррелей.
  • Нестабильные экспортеры
  • Хищения нефти - распространенное явление в авторитарных или политически нестабильных странах.
  • От нефтяной мафии страдают Колумбия, Индонезия, Ирак и Мексика. В этих государствах ежедневные масштабы воровства не превышают 10 тысяч тонн барралей в день.
  • За звание международной столицы воровства нефти может побороться Россия. По некоторым данным, ежедневно из труб "Транснефти" пропадает до 150 тысяч баррелей. Большая часть исчезает на территории Дагестана.
  • Постоянно циркулируют слухи о воровстве сырья в Саудовской Аравии, Анголе и Судане. Но они до сих пор не получили подтверждения.
  • Нигерийские Робин Гуды
  • В Нигерии организованные хищения нефти стали возможны из-за политической нестабильности и коррупции, принявшей масштабы эпидемии. В Chatham House заметили, что активность преступников возрастает во время политических волнений.
  • Нигерийская нефтяная промышленность имеет репутацию одной из самых непрозрачных в мире. Государственная Нигерийская национальная нефтяная корпорация (NNPC) - предмет борьбы различных властных кланов.
  • Это борьба началась еще в конце 1970-х, когда у власти в стране находились военные. К 2000-м годам в стране установилась демократия или ее подобие. Но рост цен на нефть вызвал новый бум краж.
  • По словам бывшего начальникам антикоррупционной полиции Нуху Рибаду, за четыре десятилетия преступники украли около $380 млрд. Большая часть доходов осела на счетах нигерийской верхушки в иностранных банках.
  • Правительство создало несколько специальных фондов и учреждений по развитию нефтяных регионов в дельте реки Нигер. Но в них процветает мошенничество. Преступники решили, что воруя нефть, они не совершают преступление. Скорее наоборот - восстанавливают справедливость. Сегодня воруют нефть в Нигерии все - от чиновников до крестьян.
  • Виды хищений 1. Мелкое хищение для бытовых нужд Небольшие группы коренных жителей дырявят нефтепроводы обычной ножовкой и устанавливают воронки. Украденная нефть продается на местном рынке, иногда прямо на улице. Или же сырье употребляется для собственных нужд воров - оно смешивается с бензином и дизельным топливом. 2. Крупномасштабные кражи В этом случае в воровстве участвуют сотрудники нефтяных компаний. Для откачки нефти они устанавливают шланги или трубы длинной до двух километров.Украденное сырье грузится на баржи или в деревянные каноэ рыбаков. Они проходят через густую сеть маленьких рек и болот в дельте Нигера до Гвинейского залива. Там их уже ждут мини-танкеры, которые переправляют нефть в другие страны. Операции происходят в ночное время. Таким образом удается украсть от 3 до 18,5 тысяч баррелей за раз. Команды таких пиратских судов обычно интернациональны. Интересно, что часто в их состав входят русские и украинские моряки. 3. Воровство с экспортных терминалов Это организованные преступления, в которых участвуют высокопоставленные сотрудники нефтяных компаний. Легально доставленная нефть похищается прямо из резервуаров во временных терминалах. Документы для перевозки сырья фальсифицируются. Сколько украденной нефти идет на внутренний рынок, а сколько переправляется в другие страны - открытый вопрос. Чтобы ответить на него эксперты Chatham House проводили анонимный вопрос среди сотрудников нефтяных компаний. Общее мнение таково - 80% краденного сырья идет за рубеж. Куда плывет краденая нефть
  • До недавнего времени крупнейшим рынком незаконной нефти из Нигерии были Соединенные Штаты. Сырье хранилось в Мексиканском заливе.
  • После терактов 11 сентября США стали более тщательно проверять грузы и поставки сократились.
  • Большинство покупателей негирийской нефти сейчас находятся в Западной Африке и Азии. Многие опрошенные эксперты заявили, что они подозревают Китай и Сингапур в покупке ворованного сырья из Нигерии.
  • Chatham House утверждает, что проблема с кражей черного золота приобрела такие масштабы, что решить ее в одиночку Нигерия не сможет.
  • Они предлагают внедрить международную программу по борьбе с воровством нефти, состоящую из нескольких пунктов.
  • О докладе Chatham House также

    Нигерия - шестой по величине экспортёр нефти на мировом рынке. Её нефтяные резервы составляют примерно 22 миллиарда баррелей. Объём добычи, которая идёт главным образом на юге республики, в дельте реки Нигер, не так давно достигал двух миллионов баррелей в сутки. Нигерийская нефть обладает высоким качеством. Однако многим жителям страны, численность населения которой превышает 110 миллионов человек, всё это не приносит никакой выгоды. Они живут в крайней нищете. В первую очередь это касается населения деревень в дельте реки Нигер. Нефтеносный юг - один из самых густонаселённых регионов республики - буквально усеян крохотными деревушками, и порт Варри и Порт-Харкорт - центр нигерийской нефтегазовой промышленности, пожалуй, единственные города на всю округу.

    Необходимо справедливое распределение доходов

    В деревне Ачемиэбия живут немногим более 200 человек. Мужчины ловят рыбу, женщины продают её либо обменивают на другие товары в соседних деревнях. Местный учитель английского языка сетует:

    "Мы нуждаемся во всём. Нужны материалы, чтобы чинить рыболовные снасти. Правда, из-за загрязнения воды улов становится всё меньше, а когда в реку попадает нефть, он и вовсе составляет половину обычной нормы. Но этого слишком мало" .

    Здесь нет в достатке даже питьевой воды. Единственный её источник - грязный полусгнивший колодец, который порос илом. Нищенские условия являются причиной многочисленных протестов. Народ требует справедливого распределения доходов от добычи нефти. Клиффорд Мгулу - член комиссии по экономическому развитию региона, поясняет:

    "Конфликты вспыхивают постоянно. Мои ровесники видят: деньги от нефтяных компаний, в том числе в бюджеты администраций на местах, поступают, но для улучшения экономической ситуации населения ничего не делается".

    Этнические конфликты

    Столкновения носят ещё и этнический характер. Национальный состав населения дельты Нигера неоднороден. Сейчас вновь обострилась обстановка вблизи города Варри. Молодёжь народности иджо напала на несколько деревень племени итсекири. Подобные нападения были совершены и около трёх лет назад, погибли десятки людей. На помощь итсекири пришли армейские подразделения, после чего иджо возненавидели армию. Сейчас представители этой этнической группы требуют большего долевого участия в доходах от продажи нефти, компенсаций за загрязнённую в результате нефтедобычи природу, а также большего участия в политической жизни страны. В противном случае они угрожают взорвать нефтедобывающее оборудование. Из-за этих угроз ведущие концерны - "Шелл", "Шеврон" и "Тоталь" - приостановили добычу нефти в регионе. Объём её экспорта сократился на треть. Простые нигерийцы считают нефтяные концерны главными виновниками своего бедственного положения. Однако, по мнению Ако Амади , координирующего проект развития южного региона, людям следовало бы адресовать своё недовольство прежде всего правительству:

    "Слишком многие не понимают того, что правительство Нигерии получает до 60 процентов доходов от торговли нефтью, что именно оно составляет экономические планы и что это правительство пришло к власти путём выборов, то есть что у людей имеются средства, с помощью которых они могут повлиять на ситуацию".

    В этой нефтеперерабатывающей стране очень часто автомобилисты остаются без бензина. К пустым бензоколонкам выстраиваются километровые очереди, транспорт на улицах замирает. Только какие-то темные личности продают топливо из канистр в десять раз дороже, чем нефтяные компании. Нет, это не Россия. Это далекая страна, добывающая 2 млн баррелей в день и поставляющая на рынок США 8% всей потребляемой там нефти, находится за тысячи километров от нас, в Африке. Это - Нигерия.

    Во время нефтяного бума 70-х годов Нигерия казалась очень перспективной. Тогда ее ВВП на душу населения составлял тысячу долларов, и страна имела жизненный уровень, не уступающий жизненному уровню Тайваня. Сегодня. Нигерия занимает 13-е место в списке самых бедных государств мира, а показатель ВВП на душу населения не превышает 200 долларов в год. Как отмечает американский журнал Newsweek, обнищание страны - это в основном результат разворовывания военными миллиардов нефтедолларов. В прошлом году продажа нефти принесла Нигерии 8 млрд долларов, что составило 90% ее валютных доходов.

    Ныне шикарный район Лагоса - Виктория, где расположены офисы многонациональных корпораций и посольства, - воспринимается как иллюзия. Морское побережье Бар Бич могло бы стать приятным пляжем, однако, оно все завалено мусором. Город невероятно разросся благодаря нефтяному буму. За 30 лет его численность увеличилась в 10 раз. Лагосская мозаика пестрит противоречиями и контрастами, невероятным сочетанием современности и традиций. Вот в толпе бродит голый попрошайка. А вот проезжает на «Мерседесе» живой анахронизм - «вождь города» из народа йоруба в традиционном одеянии.

    После открытия первого оффшорного месторождения нефти в 1958 г. Нигерия стала одним из лидирующих государств-экспортеров этого сырья. Shell, Mobil, Elf и несколько других международных ком паний тут же решили воспользоваться углеводородными ресурсами страны. В результате ННКН, главный партнер совместных предприятий, получает сейчас около 75% выручаемых от продажи нефти средств. Остальная часть идет на обеспечение технической поддержки, зарплату и выплаты иностранным партнерам.

    Нефть добывают в основном в дельте реки Нигер. Когда яркое экваториальное солнце заходит за горизонт, темное нигерийское небо над дельтой начинает мерцать от огней многочисленных нефтяных вышек. Но несмотря на огромные природные богатства (Нигерия - шестая в мире страна по экспорту нефти), жители заболоченной дельты живут в крайней нищете, зачастую без электричества, чистой воды и даже топлива. Одна из бедных деревень находится в нескольких сотнях метров от огромного месторождения нефти, где расположились нефтяные запасники Shell. «У нас нет электричества, - говорит один из жителей по фамилии Денне, - однако к нам поступает хоть какой-то свет».

    Хуже всего приходится жителям дельты, дома которых стоят прямо на обширных нефтяных месторождениях. «У нас они берут все, однако нам взамен ничего не дают, - говорит Тони Окпокпарово, фермер из города Они рядом с Порт-Хакортом. - Но ведь они разрабатывают наши недра». Одно из военных правительств издало указ о том, что земля, находящаяся над нефтяными месторождениями, является федеральной собственностью. Вместе с тем, власти либо от неспособности, либо от нежелания сделали совсем немного, чтобы помочь жителям дельты. Гражданские беспорядки, протесты, стычки, захваты иностранных специалистов - прямой результат этого.

    И действительно, Shell и другие иностранные компании играют основную роль в развитии местных общин. За один лишь 1998 г. Shell затратила 36 млн долларов на программы поддержки общин в области образования, инфраструктуры и здравоохранения. По словам чиновников компаний, их мотивация не имеет ничего общего с альтруизмом - скорее, эта помощь необходима для предотвращения возможного саботажа и беспорядков, которых иногда трудно избежать. Так, из 173 малых утечек нефти на всей сети месторождений Shell в штате Ривер в 1998 г. около 80 были вызваны именно саботажем. Как считают местные жители, после утечек нефти компенсации западных компаний могут принести им больше доходов, чем урожай маниоки и кукурузы.

    В 1998 г. на поддержание четырех главных НПЗ было выделено 200 млн долларов. По данным Министерства финансов, все эти деньги бесследно исчезли. Министры отвергали все обвинения, но так и не смогли объяснить, почему ни один из НПЗ так долго не работал из-за полной неисправности оборудования. В результате, до самого последнего времени Нигерия - страна, расположенная на огромном нефтяном месторождении, - вынуждена была импортировать топливо. «Мы можем наблюдать, что нефтяные компании и военные богатеют, а наши люди остаются ни с чем», - сетовал в интервью АP нигериец Джон Нводо. Конституция Нигерии предусматривает, что 13% дохода от экспорта нефти должно идти на поддержание сообществ, проживающих на месторождении. По словам чиновников Shell, такого не происходит. «Конечно, 13% дохода действительно уходит, но только не к общинам», - считает Дейдре Ляпин, бывший советник при американском правительстве, ныне член совета компании Shell.

    Другая крупнейшая нефтяная компания Mobil обосновалась в местечке Ква-Ибо в нефтяном штате Аква-Ибом еще 29 лет назад. Время от времени там также прорывает нефтопроводы и происходят разливы нефти. Эти трубопроводы соединяют 14 буровых платформ на прибрежном шельфе и доставляют нефть и газ к нефтяному терминалу в Ква-Ибо. В 1998 г. в месте, где прорвало нефтепроводы, в Атлантику вылилось около 40 тыс. т нефти. За долгие годы эксплуатации сырьевых богатств Нигерии подобной катастрофы еще не было. По оценкам эко логов, черная пленка, покрывшая морские воды в результате этой утечки, простиралась на 200 км вдоль побережья штата Аква-Ибом. Для борьбы с этой катастрофой, угрожавшей морской фауне, руководство фирмы вызвало из Великобритании и США самолеты, вертолеты, корабли и специалистов.

    Выгодные контракты на совместное производство привлекли в Нигерию и новых партнеров - Total, Statoil, British Petroleum, - которые ведут разведку в перспективных зонах в открытом море в сотне километров от побережья. Эти нефтяные компании спокойно рассматривают все сценарии политического будущего Нигерии, поскольку есть возможность поставлять сырую нефть на плавучие средства производства, хранения и перегрузки, стоящие на якоре в море, что исключает значительную часть риска, связанного с нестабильностью в стране. В целом же в Нигерии действует 10 многонациональных нефтяных компаний.

    Нефть обнаружена в Нигерии в 1901 году. Промышленная разработка месторождений началась в 1956 году.

    С 1971 года Нигерия является членом ОПЕК. В 2007 году занимала 8-е место по экспорту нефти в мире. В 2008 году добыча нефти составила около 2,17 млн. баррелей в день. Квота Нигерии в ОПЕК составляет 2,224 млн баррелей в день. Нигерия ежедневно производит около 572 тыс. баррелей нефтепродуктов, из них на экспорт идут около 67 тыс. баррелей.

    Доказанные запасы нефти, по разным данным, оцениваются от 25 млрд до 36 млрд баррелей.

    65% добываемой нефти - это лёгкие сорта с низким содержанием серы. Основные экспортные сорта - Bonny Light и Forcados.

    Нефтедобычей занимаются совместные предприятия Национальной нефтяной компании Нигерии (Nigerian National Petroleum Company, NNPC) и транснациональных корпораций Shell (контролирует до 52% добычи), ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhillips, Eni, Total и Addax.

    Нефтяной сектор даёт Нигерии до 20% ВВП, до 95% экспортных доходов и обеспечивает до 80% доходов бюджета. В 2003 году доходы от добычи нефти составили около $22 млрд. К 2006 году доход Нигерии от нефти достиг 2,4 млрд евро, а сама Нигерия была на 6 месте по добыче нефти в мире

    Нигерия является одним из основных поставщиков нефти в Западную Европу и занимает пятое место по поставкам сырой нефти в США. В июне 2004 года поставки нигерийской нефти в США достигли 1,2 млн баррелей в день, что составляет 9,3% американского импорта сырой нефти.

    С начала XXI века деятельности иностранных компаний препятствуют неправительственные вооруженные формирования, как например МЕНД, Парни Бакасси, Африканские парни Эгбесу, Народные добровольческие отряды дельты Нигера, осуществляющие взрывы и захваты иностранных работников (экспатов) в заложники. В 2009 году, на фоне мировой рецессии, сообщалось, что нападения нигерийских боевиков на нефтедобывающие сооружения оказывали существенное влияние на цены мирового нефтяного рынка.

    бензин нефтеперерабатывающий shell

    В последние недели рынок нефти столкнулся со множеством проблем, которые вызывают перебои в поставках. Самая большая из проблем – это пожары в Канаде, которые сократили показатель более чем на 1 млн баррелей в день.

    Но пожары, конечно, будут носить временный характер, а нефтяники достаточно быстро нарастят добычу.

    Нигерия, с другой стороны, страдает от проблем, которые вряд ли могут быть решены очень быстро. Еще в начале февраля боевики, известные как "Мстители дельты реки Нигер", атаковали крупный нефтепровод, ведущий к экспортному терминалу Форкадос. В результате поставки были сокращены сразу на 250 тыс. баррелей в сутки.

    По оценкам МЭА, только за май Нигерия потеряет $1 млрд, и это в том случае, если в июне удастся вновь запустить нефтепровод.

    Но атаки становятся все более активными. На прошлой неделе вооруженные люди атаковали платформу Chevron в дельте реки Нигер, которая добывала порядка 90 тыс. баррелей в сутки.

    Объект "Окан", разрабатываемый совместно с Нигерийской национальной нефтяной компанией, также является точкой сбора нефти с нескольких месторождений, так что атака нарушила поставки и из них.

    Сейчас специалисты Chevron оценивают потери и пытаются справиться с последствиями разлива нефти. Нарушение поставок может привести к дефициту природного газа на близлежащих электростанциях.

    Нигерийский профсоюз работников нефтяной отрасли требует эвакуировать всех из дельты реки Нигер из-за этих нападений на трубопроводы и объекты инфраструктуры.

    "Лучший шаг для любой разумной компании - это эвакуировать свою рабочую силу", - сказал председатель филиала нефтяного профсоюза Когент Оджобор.

    В результате атак добыча нефти в Нигерии уже упала до 1,7 млн баррелей в сутки, это самый низкий уровень более чем за 20 лет.

    Снижение означает, что Нигерия уступила звание крупнейшего производителя нефти в Африке Анголе.

    Shell уже эвакуировала 100 человек со своих объектов Eja и Bonga. Неясно, продолжается ли добыча на Eja, где ежедневно добывается 90 тыс. баррелей, но в компании сообщили, что на месторождении Bonga работа продолжается.

    В этих нападения, конечно, нет ничего нового. Люди, живущие в дельте реки Нигер, в течение многих десятилетий страдали от бедности. Сейчас Нигерия примерно 70% своего национального дохода получает от продажи нефти, но люди, живущие там, до сих пор вынуждены мириться с нищетой.

    Одним из ключевых требований вооруженных групп, включая "Мстителей", является увеличение доли доходов от добычи и продажи нефти, направляемой местным сообществам. Напомним, что в 2006-2009 гг. этот регион вообще был поражен глубоким конфликтом, связанным с контролем над нефтяными месторождениями.

    Сейчас ситуация становится все хуже. Падение цен на нефть резко сократило государственные доходы, а резервы упали ниже $27 млрд, что является минимум более чем за 10 лет, так как власти пытаются поддержать стабильность местной валюты. Это привело к нехватке долларов, что в свою очередь вылилось в нехватку многих основных товаров, включая лекарства и топливо.

    Эксперты говорят, что правительство должно решать проблему как можно быстрее, поскольку успешные атаки вдохновят боевиков на более активные действия. В краткосрочной перспективе разрушены или частично повреждены могут быть многие объекты нефтяной инфраструктуры.

    Учитывая проблемы в других странах, поставки нефти на мировом рынке могут сократиться еще на несколько сотен тысяч баррелей в сутки уже в ближайшие месяцы.

    Добыча нефти в Ливии упадет до нуля?

    Ливийские должностные лица, относящиеся к правительству в Триполи, предупреждают о том, что добыча нефти на юго-востоке будет полностью остановлена в течение месяца, поскольку порт Харига остается в блокаде из-за экспортного спора между конкурирующими правительствами.

    Месторождения на юго-востоке Ливии обеспечивают большую часть добычи ливийской нефти. Но продавать ее нет смысла, так как фракции, лояльные восточному правительству в Тобруке, блокировали порт.

    Национальной нефтяная компания в Бенгази, управляющая портом Харига, безуспешно пыталась в одностороннем порядке продать нефть в конце прошлого месяца.

    "Менее чем через четыре недели мы должны полностью прекратить добычу, потому что хранилища Харига будут заполнены, - заявил представитель Национальной нефтяной компании Мохамед Харари. – Блокада нанесет серьезный вред и не принесет никакой пользы".

    Добыча нефти уже рухнула на целых 80% после насильственного свержения Муаммара Каддафи.

    В связи с решением восточной фракции блокировать поставки производство на месторождениях Messla и Sarir было сокращено, опустившись до 90 тыс. баррелей в день с 240 тыс. баррелей.

    На поставки нефти через Марса-эль-Харига приходится три четверти всего экспорта страны, и практически полная остановка добычи не сулит ничего хорошего для Ливии, далекой от политической и экономической стабильности.

    
    turturist.ru - Академия путешественника