Храм афанасия и кирилла в афанасьевском переулке. Мой личный фотоблог

4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, (празднование перенесено с четверга 17 февраля с.с. / 2 марта н.с.) и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Великим чином были освящены три престола: главный престол ― в честь Спаса Нерукотворного Образа; южный ― в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный ― в честь свт. Николая Мирликийского.

Его Святейшеству сослужили: , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; , руководитель Московской Патриархии; , наместник ; , председатель , наместник ; , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке (регент Н.И. Власова).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на .

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Парфенова, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических, настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никольском г. Москвы.

По завершении Литургии настоятель новоосвященного храма протоиерей Михаил Осколков от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список храмовой иконы святителей Афанасия и Кирилла.

Святейший Патриарх Кирилл произнес .

В завершение Предстоятель Русской Церкви сказал:

«Хотел бы поблагодарить Вас, отец Михаил, за Ваши добрые слова и за подарок, который Вы мне преподнесли, а также всех прихожан этого святого храма за те большие труды, которые вы понесли, начиная с 1990-х годов до нынешнего дня, приуготовляя этот храм к великому освящению. Очень важно, чтобы труды, которые люди совершают во имя Господне, объединяли их.

Опыт показывает, что людей очень объединяет строительство и восстановление храмов, когда каждый вносит какую-то небольшую лепту, свои средства, время и силы. Тогда храм становится частью жизни, становится чем-то очень близким, родным, и с ним люди связывают свою дальнейшую жизнь.

Сегодня мы строим новые храмы не только для того, чтобы их было больше, потому что их недостаточно для такого огромного города как Москва, но и еще и потому, что строительство храмов есть великое общее делание. В переводе на греческий общее делание ― это литургия. Так называется и богослужение, которые мы только что совершили, это общее делание: мы все вместе молились Господу, вместе совершили Таинство Святой Евхаристии. Вся наша жизнь должна быть литургией, общим деланием во славу Божию и себе во спасение».

В благодарность за труды Святейший Владыка вручил протоиерею Михаилу Осколкову юбилейный крест, изготовленный по случаю 70-летия со дня рождения Его Святейшества.

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Торжества Православия.

Сегодня вечером, в канун Недели 1-й Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит всенощное бдение в г. Москвы.

Храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке был построен не позднее середины XV века. Первое документальное упоминание встречается в Книге патриаршего приказа за 1631 год.

Деревянная трехпрестольная церковь в начале XVII века была отстроена каменной и двухпрестольной. Главный алтарь освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа, а боковой придел в честь свт. Николая Чудотворца. Но в 1748-1749 годах по прошению одного из прихожан был устроен придел свтт. Афанасия и Кирилла, и церковь вновь стала трехпрестольной.

Во время Отечественной войны 1812 года произошло знаменательное событие. В храме была помещена чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», вывезенная из осажденного Смоленска. Позднее крестным ходом она была перенесена в Успенский собор Кремля.

В 1813 году был заново освящен Никольский придел, единственная уцелевшая от разорения часть храма. В 1815-1817 годах была вновь отстроена каменная церковь. С 1836 года, в течение двадцати лет, храм полностью перестраивался и был освящен в 1856 году. Работы по реконструкции и строительству производились по благословению и при непосредственном участии святителя Филарета, митрополита Московского.

В конце 1870 годов работы по благоустройству храма были возобновлены. Именно тогда он приобрел нынешний вид.

В 1932 году церковь свтт. Афанасия и Кирилла была закрыта, ее здание стало использоваться под разные хозяйственные нужды. В 1970-е годы началась частичная реставрация. В начале 1990-х годов было принято решение о возвращение здания храма Церкви. 5 ноября 1992 года были совершены малое освящение придела святителей Афанасия и Кирилла и первая Божественная литургия.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке упоминается в документальных источниках в 1634 г. как «новоприбылой». Однако одна из могильных плит на церковном погосте имеет дату 1565 г., что явно указывает на гораздо более раннее время основания храма. Предполагается, что стоял он на подворье Кирилло-Белозерского монастыря (сам находится в Вологодской области).

Изначально , как и большинство церквей того времени, был деревянным, но уже в 1722 г. имеется свидетельство о каменном храме на этом месте. Остатки старых стен указывают, что был он пятикупольным.

1812 г. стал знаменательным в истории церкви на Сивцевом Вражке. Когда Наполеон начал свое шествие по русским землям, из Смоленска в Москву вывезли особо почитаемую святыню – икону Одигитрии Смоленской. Афанасия и Кирилла оказался на пути шествования иконы к Успенскому собору Кремля, и какое-то время она находилась именно здесь. Лишь потом Смоленскую икону Божией Матери Крестным ходом перенесли в Кремль. Это не избавило храм от разрушения и осквернения его наполеоновскими солдатами, но, возможно, поспособствовало скорейшему его восстановлению. Уже 2 января по старому стилю был заново освящен придел Николая Чудотворца, где начали совершать богослужения по большим праздникам. В 1815 – 1817 гг. благодаря щедрому пожертвованию дочери полковника Прасковьи Юшковой восстановили и центральную часть с главным престолом в честь Спаса Нерукотворного, устроив придел Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в трапезной между арками.

В 1836 г. началась перестройка Спасской церкви, видимо, по ветхости. В стиле ампир полностью перестроили трапезную, воздвигли новую колокольню, завершающуюся высоким шпилем, а над четвериком – крупный световой барабан, который плохо гармонировал с трапезной и апсидами приделов. Строительство шло медленно, несмотря на то, что пожертвования не иссякали. Даже известный поэт Федор Тютчев был одним из благотворителей. Освящение храма состоялось лишь в 1856 г., причем по желанию одного из основных жертвователей главный престол был переосвящен в честь Воскресения Словущего. Теперь храм из Спасского превратился в Воскресенский, но прихожане по привычке называли его храмом Афанасия и Кирилла по одному из приделов.

К 1870-м годам храм снова обветшал, да и требовал расширения. После сбора пожертвований в результате необходимых строительных работ к концу XIX в. приобрела современный вид. Алтарные апсиды всех трех приделов были выровнены в одну линию.

После революции 1917 г. в Воскресенской церкви до начала 1930-х годов еще шли богослужения, но затем храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке у верующих отобрали. Предполагалось его даже снести, но Бог миловал. В здании церкви располагались то склады, то различные предприятия. В 1970 г. здесь располагался электромеханический завод, который при подготовке к Олимпиаде-80 вывели в другое место, предполагая перепланировать храм под концертный зал органной музыки. Но и этим планам не дано было осуществиться, и 7 апреля 1992 г., через 60 лет после закрытия, здание было возвращено верующим. Уже 5 ноября 1992 г. вновь освятили придел в честь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и начали богослужения, проводя при этом реставрацию, возвращая и собирая святыни храма. 11 сентября 1993 г. жители района стали свидетелями, а многие и участниками, Крестного хода, который возвращал на прежнее место главную храмовую икону – святителей Афанасия и Кирилла (память 31 января по новому стилю). В те годы этот храм был известен москвичам и гостям столицы своей богатейшей книжной лавкой, в которой можно было приобрести самые редкие, а порой и просто уникальные издания.

И только через 10 лет – 14 января 2003 г., на Сретение, – был освящен главный престол храма, как и прежде, – в честь Спаса Нерукотворного Образа. Никольский придел освятили еще позже – 17 декабря 2009 г.

Возвращаюсь к теме постепенного изменения облика арбатских переулков, где современные здания соседствуют с исторической застройкой, вклиниваясь и вытесняя её. Ещё один пример - три рядом стоящие здания в Большом Афанасьевском переулке.

1. На углу Сивцева Вражка и Большого Афанасьевского стоит церковь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Название Афанасьевских переулков возникло в XVIII веке как раз благодаря тому, что здесь был этот храм.

2. Впервые храм святителей Афанасия и Кирилла упоминается в документальных источниках XVII века. Однако одна из могильных плит на церковном погосте имеет дату 1565 года, что указывает на более раннее время основания храма. Предполагается, что стоял он на подворье Кирилло-Белозерского монастыря, что находится в Вологодской области. Изначально храм, как и большинство церквей того времени, был деревянным, но уже в 1722 году есть свидетельства о каменном храме на этом месте. Остатки старых стен указывают, что был он пятикупольным.

3. В истории храма 1812 год стал знаменательным. Во время войны с Наполеоном из Смоленска в Москву вывезли особо почитаемую святыню - Смоленскую икону Божией Матери "Одигитрия". Храм Афанасия и Кирилла оказался на пути шествования иконы к Успенскому собору Кремля, и какое-то время икона находилась именно здесь. Лишь потом Смоленскую икону Крестным ходом перенесли в Кремль.

4. Разорённый в 1812 году храм был обновлён в 1815 -1817 годах на средства дочери полковника Прасковьи Петровны Юшковой.

5. В 1836 году началась перестройка церкви, видимо, из-за того что она обветшала. В стиле ампир полностью перестроили трапезную, воздвигли новую колокольню с высоким шпилем, а над четвериком - крупный световой барабан. Строительство шло медленно, несмотря на то что пожертвования не иссякали. Даже известный поэт и дипломат Фёдор Тютчев был одним из благотворителей церкви.

6. Освящение храма состоялось лишь в 1856 году, причем по желанию одного из основных жертвователей главный престол был переосвящён в честь Воскресения Словущего. Теперь храм превратился в Воскресенский, но прихожане по привычке называли его храмом Афанасия и Кирилла по одному из приделов.

7. К 1870-м годам храм снова обветшал и требовал расширения. К концу XIX века церковь приобрела современный вид. Алтарные апсиды всех трех приделов были выровнены в одну линию.

8. После революции в Воскресенской церкви до начала 1930-х годов ещё шли богослужения, но затем храм у верующих отобрали. В здании церкви располагались то склады, то различные предприятия.

9. В 70-е годы здесь располагался электромеханический завод, который при подготовке к Олимпиаде-80 вывели в другое место, предполагая перепланировать храм под концертный зал органной музыки. Но и эти планы не осуществились, и 7 апреля 1992 года, через 60 лет после закрытия, здание было возвращено верующим.

10. Уже 5 ноября 1992 года вновь освятили придел в честь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Начались богослужения, параллельно шла реставрация, собирались святыни храма. 11 сентября 1993 года Крестным ходом вернули из храма Воскресения Словущего на прежнее место главную храмовую икону - святителей Афанасия и Кирилла. В те годы этот храм был известен своей богатейшей книжной лавкой, в которой можно было приобрести самые редкие издания. Через 10 лет, 14 января 2003 года на Сретение, был освящён главный престол храма, как и прежде, в честь Образа Спаса Нерукотворного.

11. Рядом с храмом, почти вплотную к нему, по адресу Большой Афанасьевский, №8 находится особняк, построенный в 1998 году. Это дом приёмов "Лукойл", архитекторы М. Филиппов, А. Горелкин, И.Братковский, Н.Пономарёва.

12. Судить не берусь, поскольку я дилетант в вопросах архитектуры. Однако, есть разные мнения специалистов об этом здании по мотивам московской архитектуры прошлого.

15. А следом видим пример рядовой городской застройки XVIII века - палаты князя Андрея Даниловича Друцкого. Несмотря на обманчивое впечатление, они имеют два этажа. В 1762 году весь участок с постройками был продан князю Друцкому, который владел им всего лишь год, однако палаты известны сейчас именно по его имени. Пожар 1812 года не пощадил участка, он горел, несколько раз перепродавался. К 1860-му году помимо главного дома здесь находились еще жилой флигель, хозяйственный корпус, нежилые пристройки.

16. В середине 1920-х годов тут располагалось отделение Высшего Совета народного хозяйства, связанное со строительством Днепрогэса. Примечательно, что вплоть до 1950-х годов застройка владения в Большом Афанасьевском переулке дошла почти нетронутой.

17. В 1950-х здание претерпело свою первую реконструкцию, во время которой были уничтожены деревянные пристройки, а на их месте возведён новый трёхэтажный жилой дом. В 1970-х годах каменные палаты были отреставрированы: восстановлены фасады и окраска. Интерьеры, к сожалению, восстановлены не были. Сейчас в здании размещается Международная топливно-энергетическая ассоциация.

Вот такие соседи на Старом Арбате...

Деревянный храм на этом месте существовал еще в начале XVI века. Нынешнее здание построено в середине XIX века, включает части прежнего кирпичного храма, относящегося к концу XVII - началу XVIII века. Этот храм, пострадавший в 1812 г., был обновлен в 1815-1817 гг., а в 1836 г. началась его перестройка. Были выстроены новые колокольня и трапезная, а над четвериком возведен крупный классицистический барабан (ранее четверик завершался пятиглавием). Освящение перестроенной церкви произошло 19 сентября 1856 г., причем по желанию благотворителя центральный Спасский престол был переименован в Воскресенский. С этого времени главный престол посвящен в честь Воскресения Словущего, а приделы сохранили прежнее посвящение — свт. Афанасия и Кирилла и свт. Николая.

В 1899 г. происходило обновление храма, причем алтари приделов были выдвинуты вперед, в одну линию с главным. Во время войны 1812 г. в храме несколько дней хранилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери, вывезенная из осажденного Смоленска.

Церковь закрыта в 1932 г. Здание занимали различные мелкие предприятия, склады, последним из них был "Электромеханический завод распределительных устройств". В 1970-х гг. храм стал реставрироваться, в нем намечалось открыть концертный зал. Во второй половине 1970-х гг. здание поставлено на государственную охрану.

В 1992 г. храм возвращен верующим. В том же году освящен придел свтт. Афанасия и Кирилла, а в 2003 г. - главный престол Воскресения Словущего.



Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, святителей, на Сивцевом Вражке церковь (Филипповский переулок, дом № 3 (Большой Афанасьевский переулок, дома № 16-18)).

Первый храм был основан здесь в XVI в., на подворье Кирилло-Белозерского монастыря. Во время разорения Москвы в Смуту храм был сильно разрушен и долго не восстанавливался. В конце XVII в. выстроили каменное здание церкви, причем с 1681 г. главным являлся престол во имя Спаса Нерукотворного Образа. В начале XVIII в. упоминается придел во имя святого Николая Чудотворца (существует и поныне). Во время Отечественной войны 1812 г. в этом храме некоторое время находилась вывезенная из Смоленска чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Вслед за этим храм был разграблен французскими солдатами и сгорел в пожаре Москвы. В 1815-1816 гг. на средства прихожан восстановлен придел во имя святых Афанасия и Кирилла, а в 1817 г. - главный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1837-1856 гг. церковь перестроили заново в стилистике ампира, тогда же построили новую колокольню и трапезную. Главный престол освятили в 1856 г. в честь Воскресения Словущего, однако, храм продолжали называть по приделу во имя Афанасия и Кирилла. В двухъярусном иконостасе (архитектор П.П. Зыков) сохранялось несколько старинных икон.

Церковь закрыли в 1932 г. и значительно перестроили; в нем располагались склады, производственные помещения, были разрушены второй и третий ярус колокольни. В 1970-е гг. церковное здание перестраивали под концертный зал. В 1992 г. храм возвращен верующим, как и ранее, его главный престол освящен во имя Воскресения Словущего, но храм именуется по приделу в честь святителей Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

http://fictionbook.ru/author/sergeyi_shokarev/moskva_pravoslavnaya_vse_hramyi_i_chasovni/read_online.html?pag

Церковь святых Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских на Сивцевом Вражке

Филипповский, ныне пер. Аксакова, 3, Б. Афанасьевский пер., ныне ул. Мясковского, 18

"Б. и М. Афанасьевские переулки названы по стоявшей в Б. Афанасьевском пер. с XVIII в. (на самом деле гораздо раньше. - П. П.) церкви Афанасия и Кирилла". "В 1960 г. Б. Афанасьевский пер. переименован в улицу Мясковского". В кн. ошибочно указано на построение церкви при Василии III. На самом деле это была церковь Афанасия в Кремле. Как предполагает М. М. Сухман, храм на Арбате появился не ранее середины XVI в. на втором загородном подворье Кирилло-Белозерского монастыря.

"В 1631 г. по книгам Патриаршего Приказа числится "новоприбылой". 2 июня 1710 г. выдан антиминс для престола Спаса Нерукотворного".

"Существовала до Романовых, так как получала ругу. После поляков долго не восстанавливалась, почему в 1634 г. занесена в складные книги как новоприбылая. В 1657 г. показана деревянной. В 1681 г. главный престол был Спаса Нерукотворного. В 1710 г. выданы антиминсы на престолы Спасский и Никольский, ставший с этого года известным впервые.

После Наполеонова разорения храм обновлен в 1815 г. на средства дочери полковника Прасковьи Петровны Юшковой. Изображение его той поры есть в издании Найденова, тогда главный четверик был о пяти главах. С 1837 г. выстроены новые колокольня и трапезная, а потом над старым четвериком возведен новый световой барабан. Освящение состоялось 19 сентября 1856 г., причем по желанию благотворителя почетного гражданина Бубнова Спасский престол переименован в Воскресенский. В 1899 г. алтари пределов выдвинуты вперед в линию с главным. Старинных предметов внутри не сохранилось".

"Церковь обновлена в 1899 г.".

Придел свв. Афанасия и Кирилла обновлялся в 1837 г., что видно из следующего рассказа, записанного Н. И. Якушевой: "В январе 1965 г. для установки станка в храме, который занимал тогда небольшой завод, нужно было сделать "подушку". Вскрыли пол и часть фундамента, причем обнаружили медную доску с текстом, под которой лежало несколько монет. Доска покоилась на кирпичиках с выдавленными на них именами доброхотных дателей. Кирпичики и все место тотчас залили цементом и поставили поверху станок. Доску передали в ближайшую действующую церковь ап. Филиппа. Текст на доске гласит: "Приделу сему во имя Святых Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла при храме Всемилостивейшего Спаса Нерукотворенного Образа, что в Сивцевом Вражке, вместо прежнего обветшалого. На новом месте основание положено при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Николая Павловича всея России, при его Августейшей фамилии, по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского и Коломенскаго, при священнике Михаиле Ивановиче Тихомирове и старосте церковном московском купеческом сыне Михаиле Илларионовиче Терентьеве в лето от сотворения мира 7345-е, от воплощения Бога Слова 1837-е месяца июня в 13 день на память святой мученицы Акилины. К начинанию сего придела содействовали все прихожане означенной церкви и прочие доброхотные датели. Особенными же приношениями и советами генерал-майор Афанасий Петрович Тютчев, статский советник Григорий Яковлевич Выгодский, московский купец Иван Федорович Жуков".

После закрытия храма вплоть до 1970-х гг. внутри находились мелкие предприятия, последним занимал его "Электромеханический завод распределительных устройств". Согласно другому рассказу, записанному той же Н. И. Якушевой, в 1972 г. на бывшем церковном погосте, занятом заводским двориком, рыли траншею и выкопали яму с огромным количеством черепов. При этом никаких других костей, кроме черепов, в ней не было обнаружено. Один из черепов имел в зубах металлическую литую иконку Божьей Матери (может быть, это было захоронение казненных стрельцов?). Позвонили в музеи, но там этим не заинтересовались. Тогда черепами навалили полный грузовик и вывезли их на свалку (!).

В 1970-х гг. заводик наконец вывели, поставили кругом храма леса, на которых началась чрезвычайно неспешная реставрация. Вновь выстроили на первом сохранившемся два других яруса колокольни, поставили на храме крест. Внутри тем временем произошел пожар. В средней части основного четверика храма реставраторы обнаружили росписи. Газета "Вечерняя Москва" сообщала перед Олимпиадой, что по окончании восстановления внутри будет открыт концертный зал, где установят орган.

Ограда сломана. Во второй половине 1970-х гг. памятник поставили на государственную охрану под № 600.

К 1990 г. реставрация заканчивается. Внутри предполагалось открыть по-прежнему концертный зал, но уже не органный.

Наконец, в 1991 г. решено вернуть храм верующим .

turturist.ru - Академия путешественника