Китай вновь выдвинул территориальные требования к таджикистану. Китай ввёл армию в Таджикистан

Экономическая экспансия КНР может превратить республику в китайскую колонию

Ратификация в середине января парламентом Таджикистана договора о делимитации границы с Китаем, по которому ему досталось около 1,1 тыс. квадратных километров территории Восточного Памира, вновь привлекло внимание к проблеме китайской экспансии в Центральной Азии. Ее территориальное измерение - далеко не самое главное.

«Пограничные» уступки Китаю после распада СССР сделали все граничащие с ним страны СНГ, включая Россию. Гораздо большую тревогу вызывает экономическая экспансия КНР, способная поставить небольшие в территориальном и демографическом плане государства в критическую зависимость от Китая.

Экономическое проникновение КНР в Таджикистан – явление сравнительно недавнего времени. Вплоть до середины первого десятилетия 2000-х гг. китайское присутствие в республике ощущалось очень слабо, и не в последнюю очередь – из отсутствия связывающих две страны транспортных коммуникаций. И лишь после открытия между Таджикистаном и КНР автомобильной дороги объемы двусторонней торговли начали быстро расти. Другим фактором, повлиявшим на рост экономической активности Китая в республике, стало наличие у него свободных финансовых ресурсов и готовность вкладывать их даже в те сегменты рынка, которые не представляли большого интереса для прочих инвесторов. Никто из мировых и региональных держав не проявлял готовности вкладывать средства в жизненно важную для Таджикистана инфраструктуру, а Китай не только давал кредиты, но и сам привлекал к участию в этих проектах свои компании.

Особенно бурными темпами экономическое сотрудничество двух стран стало расти во время глобального кризиса. Положение крупнейшего торгового партнера Таджикистана – России в эти годы заметно ухудшилось, что не могло не привести к снижению экономической активности. Кроме того, на российско-таджикские отношения не лучшим образом повлияла поддержка Россией в начале 2009 г. позиции Узбекистана по вопросу строительства Рогунской ГЭС. Ухудшение политических отношений негативным образом сказалось на экономике. Сам проект достройки станции был заморожен после того, как «Русал» и руководство Таджикистана не смогли достигнуть договоренности по поводу высоты плотины, а также продажи акций крупнейшего предприятия республики – Таджикского алюминиевого завода («Талко»). В результате инвестиционный проект стоимостью несколько миллиардов долларов был заморожен, а все попытки достроить ГЭС за счет кампании по продаже ее акций населению пока ни к чему не привели.

В этой ситуации таджикские власти стали искать если не замену, то экономический противовес России, единственным претендентом, на роль которого оказался Китай. На российскую «сферу влияния» он не претендовал, но охотно участвовал в тех проектах, которые не представляли для России большого интереса.

Так, в мае 2008 г. в Пекине между «Талко» и Китайской национальной корпорацией тяжелого машиностроения был подписан контракт на строительство в республике заводов по производству фтористого алюминия и криолита, которые в соответствии с первоначальными договоренностями должен был строить «Русал». Согласно контракту на территории Яванского района Таджикистана должны быть построены два завода общей стоимостью около 30 млн. дол., которые должны были обеспечить «Талко» сырьем для производства первичного алюминия, ранее импортируемого компанией из России, Прибалтики и Китая. Среди проектов, реализуемых Китаем в горнорудной области, стоит отметить также освоение золотоносных месторождений в Пенджикентском районе.

Растущий интерес со стороны КНР вызывают проекты в самой перспективной отрасли таджикской экономики – электроэнергетике. Заменить Россию в качестве главного инвестора строительства Рогунской ГЭС Китай пока не стремится. Во многом – из-за нежелания портить отношения с Узбекистаном, через территорию которого проходит трансконтинентальный газопровод «Туркмения-КНР». Однако в более мелких проектах китайские компании уже активно участвуют. В Хатлонской области Таджикистана компания «Синохидро» планирует построить Зеравшанскую ГЭС мощностью в 150 МВт, а также Нурабадскую ГЭС-2 мощностью 350 МВт. В столице республике планируется построить ТЭЦ мощностью 200 МВт, которая будет работать не на импортном газе, а на угле. Реализация этих проектов позволит снизить зависимость Таджикистана от Узбекистана в сфере поставок природного газа. Помимо этого Китай финансирует строительство высоковольтных линий электропередач «Лолазор-Хатлон» и «Юг-Север», которые позволят энергосистеме Таджикистана функционировать независимо от действовавшей вплоть до последнего времени Объединенной энергосистемы Центральной Азии, а в перспективе – начать экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан.

Китай активно участвует в строительстве автомобильных дорог, с помощью которых Таджикистан стремится повысить свои транспортно-коммуникационные возможности и снизить зависимость от Узбекистана, через который в настоящее время осуществляется большая часть автомобильных перевозок. Ключевым проектом в этой сфере является восстановление международной автотрассы «Душанбе-Кульма», которая соединяет Хатлонскую область с Горным Бадаханом, а далее - с автотрассой Каракорум (КНР). Помимо всего прочего эта автодорога должна способствовать социально-экономическому развитию южной и западной части республики. Из 51,6 млн. дол., составляющих стоимость первой фазы проекта, 49 млн. профинансировано экспортно-импортным банком Китая и 2 млн. – Таджикистаном. Кроме того, Эксим банк КНР выделил большую часть средств на реконструкцию автомобильной дороги «Душанбе-Худжанд-Чанак», ведущей к границе с Узбекистаном. Стоимость работа по этому проекту составила 295,9 млн. дол., из которых 281,1 млн. дол. предоставил Китай, и 14,8 млн. – правительство Таджикистана. Китайская сторона финансирует строительство автодороги Душанбе–Джиргаталь–Ош в направлении Киргизии, а также тоннелей под перевалами Шахристан и Шар-Шар, соединяющего Душанбе с Хатлонской областью. Строительные работы по этим проектам выполняются китайскими компаниями, которые предпочитают использовать китайских рабочих.

Присутствие Китая в других отраслях таджикской экономики менее ощутимо, хотя и довольно значимо для республики. Как во всех странах СНГ, на рынке Таджикистана активно присутствуют китайские производители телекоммуникационного оборудования - ZTE и Huawei Technologies Co. Ltd. Кроме того, в республике работают две сотовых компании, созданных с участием китайской стороны - «М-Теко» и «ТК-Мобайл», единственным учредителем которого выступил ZTE. В отличие от других сотовых операторов, учредителями которых выступают российские и американские компании, «М-Теко» и «ТК-Мобайл» работают в стандарте CDMA, распространенном в Китае и странах Юго-Восточной Азии. По сравнению с принятым в России стандартом GSM он считается более экологичным, но слабая распространенность CDMA-сетей на пространстве СНГ ставить в невыгодное по сравнению с GSM-операторами конкурентное положение.

Наиболее ярко экономическая экспансия КНР в Таджикистане проявилась в сфере торговли. Если в первые годы после распада СССР объемы двусторонней торговли были незначительны, то с середины «нулевых» они стали расти лавинообразно.

По данным министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи, озвученным им во время визита в Китай в апреле 2010 г., в течение первого десятилетия независимости рост объемов двусторонней торговли был не очень значительным: если в 1993 г. она составляла 8,9 млн. то в 2003 г. - 38,8 млн. дол. Однако в течение следующих нескольких лет объем торговли между Китаем и Таджикистаном стал удваиваться едва ли не ежегодно. В 2004 г. он составил 68,8 млн. дол., в 2005 г. - 157,8 млн., в 2006 г. - 323,7 млн. а в 2007 г. - 524 млн. дол. Рекордным стал 2008 г., когда внешнеторговый оборот двух стран преодолел миллиардную отметку и достиг 1 млрд. 679,8 млн. Несмотря на кризис, в следующем 2009 г. масштабы торговли сократились весьма незначительно и составили 1 млрд. 450 млн. дол. Всего же за 16 лет этот показатель увеличился в 116 раз, благодаря чему Китай с 2005 г. прочно вошел в тройку основных внешнеторговых партнеров Таджикистана, по размеру инвестиций в экономику страны занял первое место.

Однако структура двустороннего товарооборота остается крайне несбалансированной. Таджикистан поставляет в Китай почти исключительно алюминий и хлопковолокно, то есть сырье, тогда как в обратном направлении идут товары широкого потребления и продовольствие. При этом объемы китайского импорта в разы превышают экспорт. По данным Института политического анализа и прогноза (г. Бишкек) в 1999-2004 гг. импорт из Китая в Таджикистан вырос в 22,8 раза, тогда как таджикский экспорт в КНР – всего в 2,44 раза. В 2006 г., например, Китай поставил в Таджикистан товаров на 69,2 млн. дол., а Таджикистан – всего на 5,5 млн. дол. Интернет-ресурс «Центральная Евразия» оценивает китайский экспорт в Таджикистан за 2008 г. в 646 млн. дол., а таджикский в КНР – в 109 млн. дол. В итоге на долю ввезенных из Китая товаров пришлось 20% импорта Таджикистана, а поставок таджикской продукции в КНР – всего 7,3% экспорта. В отличие от России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, богатых углеводородами, Таджикистану просто нечего предложить в обмен на китайский ширпотреб, промышленное оборудование и инвестиции, в связи с чем его торговый баланс постоянно является дефицитным.

Оборотной стороной этих процессов является растущая экономическая зависимость Таджикистана от КНР. Тенденции развития их сотрудничества таковы, что в ближайшее время Китай станет главным экономическим партнером Таджикистана. По данным таджикской статистики за первое полугодие 2010 г., основными внешнеторговыми партнерами республики являлись Россия (402 млн. дол.), Китай (359,4 млн. дол.), Турция (170,5 млн. дол.), Казахстан (117,4 млн. дол.) и Иран (94,1 млн. дол.). Учитывая темпы прироста китайского импорта, для того, чтобы догнать Россию, КНР осталось совсем немного. Возможно, это произойдет уже в этом или следующем году. А смена главного экономического партнера неизбежно повлечет за собой изменения во внешней политике. К тому же Таджикистан в течение последних лет оказался в сильной долговой зависимости от КНР. На конец 2010 г. внешний долг республики достиг 1 миллиард 790,4 млн. дол., 655 млн. из которых пришлось на долю Китая, 378 млн. – Всемирного банка, 325 млн. – Азиатского банка развития и 85 млн. – Исламского банка. В Таджикистане сосредоточено 2/3 всех кредитов, предоставленных КНР странам Центральной Азии. Способствуя развитию таджикской экономики, они вместе с тем увеличивают долговую нагрузку. Не случайно министерство финансов одной из главных своих целей считает недопущение роста внешнего долга в размере более 40% ВВП, что создаст угрозу бюджету.

Возможно, что территориальные уступки, на которые недавно пошел Таджикистан, являются лишь первым случаем, свидетельствующим о его растущей экономической зависимости от КНР. При обсуждении договора о делимитации границы выяснилось, что в республике никто толком не знает, какую именно часть Горного Бадахшана будут передавать Китаю. Считается, что это будет незаселенная людьми территория Мургабского района, расположенная на высоте 5 тыс. метров над уровнем моря. Однако известный таджикский академик Р. Масов предположил, что территория к югу от перевала Уз-Бель, уступленная КНР, богата залежами редкоземельных металлов - урана, золота, никеля, ртути и т.п. По оценкам геологов, расположенные в этом районе территории долины Маркансу или озера Рангкул богаты месторождениями рассыпного золота и драгоценных металлов. Так что уступка определенного участка территории Китаю может быть совсем не случайной. В любом случае часть высокогорья, расположенного в непосредственной близости от границ Индии, Пакистана и Афганистана с его американскими базами может иметь для КНР важное геополитическое и тем более военно-стратегическое значение.

Китай взял под контроль часть Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в счет оплаты внешнего долга Таджикистана.
Войска Китайской Народной республики вошли на территорию Таджикистана и установили контроль над большим участком земель в Горно-Бадахшанской автономной области страны.
Об этом сообщает портал News-Asia.
По данным издания, Китай начал ввод своих войск еще 6 мая. Также стало известно, что территории Таджикистана были переданы в счет погашения внешнего долга. Всего же за годы независимости Таджикистана китайцам было отдано 1,5 тысячи квадратных километров земли, которая, по сути, является спорной территорией.
Горно-Бадахшанская автономная область известна своей оппозиционной позицией относительно центральной власти, ее жители не всегда подчинялись решениям официального Душанбе, зачастую вызывая недовольство руководства страны.
Также напомним, что летом 2012 года в автономии разгорелся конфликт, спровоцированный центром, в котором погибли в том числе и мирные люди. Горный Бадахшан встал на защиту своих полевых командиров, преследуемых властями страны.


Если экспансия с привлечением военных со стороны Китая будет продолжена, не исключено, что в регионе вспыхнет очередной конфликт, отмечают эксперты.
В начале 2013 года многие аналитики предупреждали, что официальный Душанбе готовит акт о передаче земель Китаю, однако информацию тогда никто не воспринимал всерьез. Эксперты же утверждали, что территории будут отданы КНР в счет погашения внешнего долга. В перспективе - оформление за Китаем высокогорных земель, непригодных для жизни. Однако Китай видит в этих землях хорошую перспективу, поскольку они якобы богаты месторождениями драгоценных камней, урана и минералов.
Китайцы уже приступили к геологоразведочным работам, а действия Пекина в Таджикистане узаконили, приняв поправки к закону "О недрах", легализовав разработку месторождений юридическими лицами из-за рубежа.
Также стало известно, что на территорию Таджикистана уже начали пребывать не только военные, но и гражданские лица. Последние будут осваивать земли, где в свое время проживали этнические таджики.

Не всегда ввод войск иностранным сопредельным государством на территорию своего соседа выглядит как агрессия. Например, на днях, а точнее, начиная с 6 мая, Китайская Народная Республика тихо и незаметно ввела свои войска в… Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Так Поднебесная расширила свою территорию, взяв под свой военный контроль обширные земли, некогда принадлежавшие Советскому Союзу.

Такая, с позволения сказать, «тихая агрессия» на языке дипломатии звучит как передача Таджикистаном своих территорий Китаю в счет погашения внешнего долга жадному до чужой земли соседу. За годы своего постсоветского существования Душанбе передал китайцам 1,5 тысячи квадратных километров земли.

Потеря таджиками своих земель вызвана сепаратистскими тенденциями, которые имеют место в Горно-Бадахшанской АО. Местная элита не поделилось властью с официальным Душанбе. Результат - налицо: теперь, по всей вероятности, жители ГБАО будут изучать китайский язык. Ведь яростно выкрикиваемые лозунги о желании жить самостоятельно не означают априори экономического процветания. Конечно, много ума не надо для того, чтобы игнорировать решения, принимаемые в политическом центре, т.е. в Душанбе. Много ума нужно, чтобы на деле остаться самостоятельными и стать процветающей страной.

Реальность сурова: пустопорожние горлопаны, не гнушающиеся с оружием в руках выступать против центральной власти и проливать кровь, вынуждены отдать свою землю мощному соседнему государству, теряя политическую и все иные формы независимости. Происходящее можно расценивать как по-восточному изощренную месть официальной власти Таджикистана местным главарям вооруженных антиправительственных формирований: мол, не хотите быть с нами, то… пусть вас проглотит Китай… В общем, вы допрыгались, господа несогласные… А Душанбе остается в каком-никаком выигрыше - по меньшей мере долгов Китаю будет меньше.

В свою очередь Китай заинтересован не столько в новых площадях (ведь речь идет о малопригодных для жизни горных районах), сколько богатствами земных недр. Глубины земель ГБАО хранят в себе запасы драгоценных камней, месторождения урана и других минералов, столько необходимых для бурно развивающейся экономики Китая. Китайские спецы уже приступили к активным геолого-разведочным работам.

Попов Дмитрий Сергеевич – кандидат юридических наук,

руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ (Екатеринбург)

Китай уверенно превращается в ведущего торгово-экономического партнера Таджикистана. Однако экономические отношения двух стран нельзя назвать безоблачными и тем более равноправными, что создает для Душанбе новые и пока недооцененные риски.

Таджикистан был одним из первых в регионе, кто стал осваивать предлагаемые Пекином финансовые ресурсы. Процесс пошел особенно активно с середины 2000-х годов, к чему тогда располагали многие объективные обстоятельства. Фактически были свернуты масштабные инвестиционные проекты с участием российской стороны в гидроэнергетике и алюминиевом производстве. Все большую обеспокоенность у Душанбе вызывал риск идеологического вмешательства Ирана во внутренние дела республики по мере укрепления его позиций в таджикской экономике. Соседний Узбекистан ужесточил политику транспортно-экономической изоляции. Появились трудности при получении помощи со стороны мировых финансовых институтов, в частности МФВ, который в 2008 г. обвинил Душанбе в подтасовке показателей социально-экономического развития. США и европейские страны, в принципе, не проявляли интереса к экономическому сотрудничеству с Таджикистаном, за исключением, разве что, строительства мостов и другой инфраструктуры, связывающей республику с Афганистаном. Выпуск гособлигаций и займы на международных рынках свободного капитала были также, по сути, невозможны для Душанбе. В таких условиях для одной из беднейших постсоветских республик Китай оказался как никогда востребованным партнером.

Межгосударственные и межправительственные контакты стали носить интенсивный характер и дополняться систематическими визитами в Душанбе региональных делегаций, преимущественно, из СУАР КНР. Однако, несмотря на многочисленные официальные связи, взаимоотношения между властями Таджикистана и Китая остаются непрозрачными и порождают множество слухов. Китайский капитал в республике предпочитает вести работу кулуарно, непосредственно с местными элитами, где сложились мощные группы, лоббирующие интересы Пекина, в том числе контролирующие поставки китайского ширпотреба на таджикские рынки. Популярными среди многих таджикских чиновников и предпринимателей стали в последнее время поездки в КНР на лечение и отдых.

В экономическом отношении усилия КНР сосредоточены на получении доступа к природным ресурсам Таджикистана (прежде всего, драгоценным и редкоземельным металлам) и расширении рынка сбыта товаров для своего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Правительство Республики Таджикистан, в свою очередь, видит в восточном соседе источник финансовых вливаний и ожидает от него помощи в преодолении транспортно-коммуникационной изоляции, в которой страна оказалась после распада СССР.

Основным инструментом проникновения Китая в таджикскую экономику стало широкомасштабное льготное кредитование. После того, как в середине 2000-х годов в результате реструктуризации задолженности перед Россией (299,7 млн дол.) и списания задолженности МВФ (99 млн дол.), внешний долг Таджикистана сократился с 66,3 до 30,2% ВВП, власти республики посчитали возможным вновь расширить коридор внешних заимствований. В 2006 г. правительство республики одобрило получение от КНР трех концессионных товарных кредитов на внушительную для Таджикистана сумму в 603 млн дол. В результате задолженность Душанбе перед Китаем на начало 2012 г. выросла до 878,5 млн дол. и превысила 41 % всего внешнего долга республики, составившего в это время 2,124 млрд. Далеко позади по данным показателям остались прежние главные кредиторы Таджикистана – Всемирный банк и Азиатский банк развития.

Пекин выделяет Таджикистану так называемые «дешёвые» кредиты на льготных условиях и на срок до 20 и более лет, которые на фоне труднодоступности ликвидных российских и западных финансовых ресурсов практически не имеют альтернативы. Возможность использовать их для быстрого решения насущных социально-экономических задач заставляет руководство Таджикистана постоянно наращивать долг перед Китаем. В течение 3-х лет (с 2009 по 2011 гг.) он стабильно увеличивался в среднем на 275 млн дол. в год. Этот путь развития экономики при отсутствии в стране благоприятных условий для частных и государственных иностранных инвестиций представляется глубоко порочным, поскольку лишь создаёт обманчивое впечатление быстрого роста основных макроэкономических показателей и, по оценкам специалистов, ведёт к формированию долговой зависимости.

Что же касается прямых инвестиций, то китайские банки и корпорации явно неохотно идут с ними в таджикскую экономику, практически полностью отдавая приоритет разнообразным кредитным схемам. По некоторым подсчетам из 640 млн дол., вложенных китайцами в Таджикистан к 2008 г., только 36-50 (по разным оценкам) млн пришлось на прямые капиталовложения. Лидером по показателям прямых инвестиций в экономику республики по-прежнему остается Москва.

Россию не может не беспокоить быстро растущий внешний долг Душанбе перед КНР, поскольку Кремль рассматривает Таджикистан наряду с Киргизией в качестве потенциального кандидата на вступление в Таможенный союз и ЕЭП. В этой связи для России крайне важны такие макроэкономические показатели Таджикистана как отношение внешнего долга к ВВП (по независимым оценкам, свыше 40%) и дефицит государственного бюджета. Тем более, крайне важен размер долговых обязательств перед Китаем как государством, объективно не заинтересованным в повышении таможенных пошлин на свою продукцию, что предусматривает присоединение республики к ТС. Кроме того, в Таджикистане, где открыты два крупных рынка (вещевой и стройматериалов) наблюдаются процессы, ранее более характерные для соседней Киргизии и связанные с ростом числа граждан, занятых в челночной торговле с Китаем. Теперь не только Бишкек, но и Душанбе, обсуждая с российскими представителями перспективы подключения к ТС, говорят о необходимости учитывать интересы почти 70 тыс торговцев и посредников, зарабатывающих на перепродажах китайских товаров.

Не менее важно и то, что рост государственной задолженности может привести к корректировке политического курса Душанбе. Усиление кредитной зависимости Таджикистана от КНР облегчает доступ китайских корпораций к природным богатствам и экономическим активам республики, одновременно делая республику более «сговорчивым» партнером при решении деликатных вопросов двусторонних отношений – как это было в январе 2011 г., когда Таджикистан ратифицировал протокол о делимитации и демаркации границы с Китаем, уступив последнему более 1 тыс кв. км спорных территорий на Восточном Памире. По всей видимости, с учетом отсрочки, предоставленной Душанбе по начальным китайским кредитам, таджикская сторона должна приступить к первым большим выплатам Китаю уже в ближайшие годы. Не исключено, что это может привести к образованию своего рода крена в «многовекторной» политике Таджикистана в сторону КНР.

Интересно, что в таджикских общественно-политических кругах бытует мнение, будто Таджикистан в будущем сможет отказаться от выплат по долгам, сославшись на свою несостоятельность. Однако, вероятнее всего, в Пекине предвидят именно такую возможность. Китай будет интересовать не возврат собственно денежных средств, которые во многом и так работали на интересы его компаний, но, прежде всего, доступ к активам таджикских предприятий и месторождениям полезных ископаемых. Одним из возможных вариантов списания долгов в этом случае станет формула, которую чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана в Китае Рашид Алимов обозначил как «инвестиции в обмен на природные ресурсы». Она, строго говоря, уже реализуется в Таджикистане, где китайская корпорация ТВЕА к 2013 г. должна возвести Душанбинскую ТЭЦ мощностью 270 МВт и стоимостью около 200 млн дол., получив взамен права на разработку в Таджикистане одного из угольных месторождений.

Кредитные средства выделяются Пекином через Экспортно-импортный банк КНР и «осваиваются» китайскими компаниями (Sinohydro, Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC), China Road, Tebian Electric Apparatus (ТВЕА), Zijin Mining Group, Национальная компания тяжелого машиностроения Китая (CHMC) и др.), которые работают в республике с привлечением собственной техники и рабочей силы. Китайский капитал избирательно подходит к выбору инвестпроектов, избегая вкладывать деньги в производящие и перерабатывающие мощности, способные в будущем составить конкуренцию производителям из КНР. Таким образом, Китай использует эффективную систему поддержки собственного экспорта, чего так не хватает России, совсем недавно приступившей к ее формированию в условиях вступления в ВТО.

Главными направлениями кредитования китайская сторона определила горнодобывающую отрасль и инфраструктуру республики, которую Пекин стремится переориентировать на Восток.

В первом случае к крупнейшим проектам можно отнести добычу свинца и цинка Таджикско-китайской горнопромышленной компанией, разрабатывающей минеральное месторождение «Алтын-Топкан» у города Кайраккум в Согдийской области Таджикистана; а также добычу золота китайской корпорацией «Zijin Mining Group», которая в 2007 г. выкупила бывший Таджикский золоторудный комбинат (ТЗРК) близ г. Пенджикента.

В свою очередь, приоритетом китайского транспортного строительства в Таджикистане является автомобильный коридор по маршруту «Душанбе – Куляб – Калай-Хумб – Хорог – Мургаб – Кульма – Кашгар», который должен связать основные таджикские города с коммуникационной системой Северо-Западного Китая. Реконструируя и создавая дорожную сеть, тоннели, и терминалы, «мировая фабрика» формирует, прежде всего, удобные каналы поставки собственной продукции в республики ЦА и тем самым расширяет свои рынки сбыта. Показательно, что после открытия в 2004 г. на границе двух государств пункта пропуска «Кульма-Карасу» и высокогорного участка дороги «Мургаб − Кульма − Каракорум» между таджикским ГБАО и китайским СУАР, взаимный товарооборот Таджикистана с Китаем за несколько лет вырос с практически нулевых отметок (не считая реэкспорта из Киргизии) до более чем 663 млн дол., по официальным таджикским сведениям 2011 г. Хотя не исключено, что объем товарооборота с учетом т.н. «челночной» торговли, которая учитывается китайской статистикой, может значительно превышать здесь 1 млрд дол., а это уже означало бы превращение Китая в главного торгового партнера республики, которым, по таджикским данным, пока является Россия. До 70% товарооборота при этом приходится на торговлю с СУАР КНР. В планах Таджикистана и Китая – вчетверо увеличить взаимный товарооборот в ближайшие пять лет, в частности за счет обеспечения круглогодичного режима работы высокогорного пункта «Кульма-Карасу».

Обсуждаются и два крупных железнодорожных проекта, способных в случае реализации принципиально поменять геополитическую ситуацию в Таджикистане и закрепить его в орбите влияния КНР. Перспективы первого проекта (Иран – Афганистан – Таджикистан – Китай) упираются в слабое экономическое обоснование и сильную дороговизну, а главное – в позицию Вашингтона, стратегически не заинтересованного в укреплении роли Ирана в регионе и в диверсификации его коммуникаций. Кроме того, Китай уже имеет «железнодорожный вход» в ЦА на границе с Казахстаном, совместно с которым активно вкладывается в расширение пропускной способности местных трансграничных участков и пропускных пунктов.

Второй проект связан с разработкой китайцами одного из крупнейших в мире месторождений меди «Айнак» в 35 км от Кабула, тендер на которое они выиграли в 2007 г. По контракту, китайские недропользователи должны проложить к афганскому месторождению железную дорогу. В Пекине рассматривают два варианта такой магистрали – через Таджикистан и через Пакистан. Надо признать, что маршрут через Пакистан (Хавелиан) может оказаться для Китая более привлекательным, т.к. вписывается в его стратегическую задачу по прокладке железной дороги из западных китайских провинций через территорию Пакистана к порту Гвадар и получению выхода к Персидскому заливу и Аравийскому морю.

Таким образом, именно кредитная политика, подкрепленная персональной работой с элитами, является основным инструментом продвижения интересов Китая в Таджикистане. Она вполне обоснована, учитывая низкую платежеспособность Таджикистана и имеющиеся здесь трудности у прямых инвесторов с возвратом вложенных средств (об этом красноречиво свидетельствует опыт построенной Россией Сангтудинской ГЭС-1). Механизм межгосударственных займов позволяет Пекину «загрузить» китайские компании таджикскими проектами, обеспечив их живыми деньгами из собственных госрезервов и параллельно распределить избыточную для Китая денежную массу за пределами КНР, снижая тем самым инфляционные риски. Направление кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры между находящимся в коммуникационном тупике Таджикистаном и СУАР КНР обеспечивает продвижение китайской продукции на таджикский рынок и развитие промышленности Северо-Западных провинций Китая.

Китай, по всей видимости, намерен придерживаться избранного кредитного курса и в дальнейшем. По крайней мере такой вывод следует из заявления председателя КНР Ху Цзиньтао, который еще в августе 2008 г. в ходе своего визита в Душанбе указал на возможность предоставления Таджикистану дополнительно около 400 млн дол. льготных кредитов. Всего же, по словам Вафо Ниятбекова − аналитика Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, «Китай заявил о намерениях вложить 3 млрд дол. в экономику Таджикистана», хотя официальными источниками эта сумма не подтверждается.

Безусловно, модель, когда деньги, заработанные таджикскими трудовыми мигрантами в России, идут на приобретение потребительских товаров, произведенных в Китае, нельзя назвать перспективной, но она дает возможность республике, практически не имеющей промышленности и изолированной внутри континента, поддерживать текущий уровень жизни населения и сохранять внутреннюю стабильность. Надо признать, что в этом есть и позитивная роль Китая.

Китай и Таджикистан официально урегулировали территориальный спор. Парламент среднеазиатской республики ратифицировал договор о демаркации и делимитации границы, сообщает «Азия-плюс». Китаю отошел спорный участок около 1 тысячи кв. км в Восточном Памире, на высоте 5 тысяч метров над уровнем моря. Глава МИДа Таджикистана Хамрохон Зафири назвал ратификацию договора «великой победой таджикской дипломатии».

Территориальные споры между Китаем и бывшими территориями Российской империи и СССР уходят корнями в XVII век. Несмотря на заключение Нерчинского договора между Россией и Китаем, согласно которому граница между государствами проходила по реке Амур, на протяжении следующих столетий стороны неоднократно пытались изменить условия этого соглашения. Ослаблением Китайской империи в XIX веке воспользовалась Россия, заключив выгодный для нее Ливадийский договор 1879 года. Но императорский Китай отказался признать его, посол, подписавший его, подвергся на родине гонениям, а Пекин стал готовиться к войне с Россией. Но в итоге Россия пошла на ряд уступок, и стороны заключили между собой в 1881 году Петербургский договор, который тем не менее не совсем четко определял границы между государствами. Целый ряд территорий, вошедших в состав России, а затем СССР, китайцы продолжали считать своими и с распадом единой страны поспешили предъявить на них свои права.
С распадом Советского Союза Китай выдвинул целый ряд территориальных претензий молодым среднеазиатским государствам и России. И добивался от них уступок: Казахстан уступил Китаю 407 кв. км, Киргизия обошлась 12 кв. км. Некоторые эксперты по Китаю указывают на то, что внешнеполитическая концепция Пекина предусматривает, что все земли, когда-либо входившие в состав китайского государства, считаются «утраченными». Поэтому в долгосрочной перспективе Китай может выдвинуть новые требования к своим соседям.

Претензии к Таджикистану со стороны китайских властей были достаточно обширными. Первое соглашение о спорных территориях было заключено в 1999 году, Таджикистан сохранил спорный участок в районе перевала Карзак, но уступил Китаю около 200 кв. км. Сейчас решилась судьба другой спорной территории: из 28 тысяч кв. км, на которые претендовал Китай, к нему отошли 3%, 1 тыс. кв. км в Восточном Памире.
Таджикская оппозиция настаивала на том, что передача территорий Китаю противоречит законам Конституции страны, которая гласит, что территория государства является единой и неделимой.
Глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи напротив, посчитал заключение договора «великой победой таджикской дипломатии». «Спорные территории охватывали около 28,5 тыс. квадратных километров территории нынешнего Таджикистана, что составляет почти 20% территории нашей страны, — напомнил глава внешнеполитического ведомства депутатам. — После подписания протокола из этих спорных территорий Китаю отходит около 3%».

turturist.ru - Академия путешественника