Московские троллейбусы: история маршрутов. Московские троллейбусы: история маршрутов Как ходит 1 троллейбус

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

2 мая, четверг
13:00 От Газгольдеров до Немецкой слободы
Место встречи: м. Курская, выход на улицу Казакова, к Театру Гоголя (пройти подземным переходом под Курским вокзалом, встречаемся в начале Нижнего Сусального переулка, сразу после выхода из перехода)

3 мая, пятница
13:00. Крутицкое подворье и окрестности
Место встречи: выход из метро Пролетарская (последний вагон из центра, прямо до конца и направо – выход № 9)
Экскурсию ведет Александр Иванов

4 мая, суббота
13:00. От Воздвиженки до Никитской
Место встречи: у выхода из метро Арбатская (Филёвской ветки!!!)
Экскурсию ведет Александр Иванов

5 мая, воскресенье
13:00. Сокольники: за пределами парка
Место встречи: м. Сокольники, у выхода из метро
Экскурсию ведет Александр Иванов

Среда, ноября 20, 2013

В прошлые выходные Мосгортранс парадом старых троллейбусов отметил 80-летие этого вида транспорта в Москве.

15 ноября 1933 года началась история троллейбуса в Москве и в СССР, в целом. Была пущена первая линия по Ленинградскому шоссе, от Тверской заставы до Покровского-Стрешнёва. Несмотря на то, что планировали пустить троллейбус еще в 1924 году, серьёзно приступили к этому только в 1932, когда начали проектировать два первых опытных троллейбуса. Шасси выпустили на Ярославском автозаводе летом 1933 года, кузова изготовили на автозаводе имени Сталина (ЗИС), а осенью того же года на заводе «Динамо» установили электрооборудование. Там же и испытали первые модели. Модели первых троллейбусов назывались «ЛК» (Лазарь Каганович). Увы, ни одного троллейбуса этой самой модели до нашего времени не дожило

Основой конструкции кузова первого троллейбуса являлся деревянный каркас с металлической обшивкой. Длина кузова – 9м, ширина – 2,3 м, а весил он 8,5 т. Максимальная скорость движения – 50 км/ч. Сидячих мест в салоне было 37, имелись зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, под сиденьями установлены электропечки. Зайти в салон можно было через две двери, которые открывались вручную, передняя – водителем, задняя – кондуктором. Выкрашены троллейбусы были в тёмно-синий цвет с кремово-жёлтой полосой сверху и ярко-жёлтой обводкой снизу. На лобовой части кузова прикрепили блестящие металлические щиты с надписью «От рабочих, ИТР и служащих Госавтозавода им. Сталина, завода «Динамо», Ярославского автозавода, НАТИ».


1934 год. Троллейбус ЛК первого маршрута на площади Революции.

И вот, после того, как модели прошли испытания, пришло время строить троллейбусную линию. Выбрали окраину города, потому что изначально троллейбус воспринимался, как окраинный или пригородный вид транспорта, в центре главенствовали трамваи. В октябре 1933 года по Ленинградскому шоссе от Тверской заставы до моста окружной железной дороге в селе Покровском-Стрешневе смонтировали первую линию. Причём на большей части маршрута линия была однопутной, двупутная вела лишь до стадиона Динамо.


1934-35 годы. Троллейбус ЛК-4 первого маршрута у Тверской заставы.

Конечная станция троллейбуса в селе Всехсвятском, 1934 г. Ныне площадь у м.Сокол

В селе Всехсвятском (современный район метро Сокол) на территории Щепетильниковского трамвайного депо построили гараж на четыре места с мастерскими и в первый же день произошёл казус. 4 ноября 1933 года оба изготовленных троллейбуса отбуксировали с завода «Динамо» в этот гараж. А вечером того же дня одна машина обкатывалась на линии, а когда вернулась в депо, пол гаража не выдержал и проломился под тяжестью троллейбуса, который провалился в яму и сломался. Официально всё это назвали «испытаниями». И получилось так, что к торжественному открытию первой линии троллейбуса в Советском Союзе была готова только одна машина. На следующий день после инцидента в депо, 5 ноября, испытания оставшегося троллейбуса посетил Никита Хрущёв, который в то время был секретарём МК ВКМ(б). 6 ноября по линии проехала приёмочная комиссия, включавшая председателя Моссовета Н. Булганина, инженеров, техников и рабочих, которые изготовили троллейбусы. В течение недели после этого, с 7 до 15 ноября водители проходили практику вождения на единственном троллейбусе.


1934-35 годы. Троллейбус ЛК-4 на площади Свердлова.

И наконец-то, 15 ноября было открыто регулярное движение этого одного единственного троллейбуса. Пущен он был в 11 утра, на следующий день ходил уже с 7 до 24 часов. Средняя скорость движения составила 36 км/ч, и маршрут троллейбус преодолевал за 30 минут.

Через пару месяцев, в январе 1934 года первую линию продлили от Тверской заставы в сторону центра, по Тверской улице до площади Революции. В декабре 1934 года открыли вторую линию по Арбату до Дорогомиловской заставы. Количество машин к концу того же года на двух линиях увеличилось до 36.


1934 год. Удлинённая модель ЛК-3. Римскими цифрами XVII – посвящение 17-й годовщине октября.

Производили троллейбусы на заводах АРЕМЗ и СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтный завод), с января 1934 года только на СВАРЗ. В то же время на ЗИС изготовили опытную модель ЛК-3 больше размером, длиной 12 метров, на 85 пассажиров, которую пустили по Ленинградскому шоссе. А СВАРЗ в 1934-35 годах оставался единственным заводом, который массово производил троллейбусы.

10 мая 1935 года официально открылся 1-й троллейбусный парк, хотя достраивался он ещё несколько лет.


1936 год. По-видимому, это тот самый первый выпущенный в 1933 году троллейбус. XVI – 16-я годовщина октября, т.е 1933 год.

В ноябре 1935 года появилась третья троллейбусная линия, уже по центру города, по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (теперь проспект Мира), до Ржевского (ныне Рижского) вокзала. В конце 1935 года по Москве курсировали уже 57 машин типа ЛК.


Конец 1930-х. Троллейбус ЯТБ-1 на Театральной площади.

С 1936 года троллейбус начал заменять трамвай. Сначала сняли трамвайную линию с северной части Садового кольца, и на месте неё проложили легендарный маршрут «Б» («Букашка), от Кудринской площади до Курского вокзала. В связи с активным появлением новых линий требовалось уже гораздо больше новых машин, и в конце 1935 года Ярославскому автозаводу были заказаны 250 троллейбусов нового типа – ЯТБ. Первый такой троллейбус ЯТБ-1 появился в Москве в июле 1936 года. В 1937 году появились маршруты от Садового кольца по Каляевской и Новослободской улицам, Кузнецкому мосту, улицам Дзержинского и Сретенке, от площади Восстания по Садовому кольцу до Крымской площади, от Дорогомиловской заставы до Кутузовской слободы.


1941. ЯТБ-1 на улице Коминтерна (современная Воздвиженка).

В июне 1937 года был открыт второй троллейбусный парк на Новорязанской улице, на базе старого трамвайного депо. В 1938 г. проложили линии по Бережковской набережной, через Воробьевы Горы до Октябрьской площади, от Комсомольской площади по улице Кирова (Мясницкой), через центр и Якиманку до Октябрьской площади, от станции метро «Сокол» по Ленинградскому шоссе до Северного речного вокзала, в Измайлово, от Крымской площади по Садовому кольцу и Мытной улице до Даниловского рынка. К концу 1938 года количество троллейбусных маршрутов в Москве возросло до 10. Троллейбус продолжал заменять трамвай, в большинстве случаев линии троллейбуса прокладывались на месте снятых трамвайных.


1937-39 годы. Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 на Ленинградском шоссе.

В 1937 году у английской фирмы English Electric Cоmpany был куплен один двухэтажный троллейбус. У него был металлический кузов, трехосное шасси, 74 места для сидения, вес – 8,5 т.


Английский троллейбус в Музее транспорта в Лондоне. В России, к сожалению, ни одного двухэтажного троллейбуса не сохранилось

Для эксплуатации этого троллейбуса сначала на Ленинградском шоссе, потом на улице Горького контактную сеть приподняли с высоты 4,8 м до 5,8 м, и 1 сентября 1937 года пустили английский троллейбус по маршруту.
По образцу этой машины Ярославский завод в 1938 -1939 гг. выпустил 10 советских двухэтажных троллейбусов марки ЯТБ-З, которые были пущены летом 1939 г. при открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки из центра города по нынешнему проспекту Мира до территории выставки. Позже двухэтажные троллейбусы пустили и на нескольких других маршрутах.


1938 год. Испытания двухэтажного троллейбуса на Проспекте мира, по маршрута до ВСХВ.

Но двухэтажные троллейбусы в Москве не прижились по нескольким причинам. Например, высоким людям стоять нормально было невозможно, приходилось сгибаться, так как высота потолка на первом этаже ЯТБ-3 составляла лишь 179,5 см., а на втором 177 см. А из-за высокого расположения центра тяжести пассажирам на втором этаже вообще запрещалось стоять при движении. И удивительно, но огромный троллейбус имел всего лишь одну дверь для посадки и высадки пассажиров - заднюю. Ни передней площадки, ни передней двери у него не было. Ещё сложности вызывало поднятие контактной сети на метр, ведь кроме двухэтажных троллейбусов по этим же линиям ходили и обычные, а управлять одноэтажным троллейбусом с поднятой сетью, по словам водителей тех времён, было крайне неудобно и тяжело. Последние два «двухэтажника» списали в 1953 году.


1939-40 годы. Проспект Мира, ещё стоят Крестовские водонапорные башни. Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, а за ним одноэтажный. Если приглядеться к обычному, то видно, что у него одна штанга сошла с контактной сети. Такое часто случалось при отклонении от сети одноэтажных троллейбусов на поднятой на метр для «двухэтажников» сети.


ЯТБ-3 в 1947 году на улице Горького. Остальные, одноэтажные – послевоенные МТБ-82Д (читать ниже).


Одноэтажный английский троллейбус EEC в 1938 году во 2-м троллейбусном парке на Новорязанской улице.

В 1940 г. роликовые токоприемники на всех троллейбусах заменили на скользящие. К началу войны в Москве было 583 троллейбуса (в том числе 258 ЯТБ-1, 119 ЯТБ-2, 10 ЯТБ-З, один двухэтажный ЕЕС, 123 ЯТБ-4, 37 ЯТБ-4А, один ЯТБ-5, один одноэтажный трехосный английский и грузовые, переделанные из старых пассажирских машин типа ЛК).
В феврале 1939 г. в Москву прибыла машина нового типа ЯТБ-4, а с апреля 1941 г. стали поступать троллейбусы ЯТБ-4А с полуметаллическим кузовом (все предыдущие были с деревянным). В сентябре 1941 г. с Ярославского автозавода прибыла единственная цельнометаллическая машина новой марки ЯТБ-5 (N901). Для машин ЯТБ-4 и ЯТБ-4А в 1939-40 годах был построен новый, третий троллейбусный парк в Кутузовской слободе.
В июне 1941 г. в Москве действовали 17 троллейбусных маршрутов.


Троллейбус ЯТБ-1 во время войны на Манежной площади, 1942 год. Манеж замаскирован под трёхэтажный жилой дом.

Когда началась война, троллейбус превратился в основной вид городского транспорта в центре города, так как почти все автобусы были использованы для военных целей. Также, из-за нехватки грузовых автомобилей часть старых, изношенных троллейбусов переоборудовали в грузовые, а в 1943 г. во 2-м троллейбусном парке был сконструирован троллейкар, который работал и как троллейбус, и как грузовой автомобиль на тех участках, где не было контактной сети.


1946, улица Горького. Первая послевоенная модель МТБ-82А, созданная на основе довоенной ЯТБ-5.

После войны, по заданию Совмина Тушинский авиазавод № 82 приступил к выпуску совершенно новых троллейбусов для Москвы. Взяв за основу машину ЯТБ-5 и чертежи для нового троллейбуса ЯТБ-6, завод № 82 выпустил в феврале 1946 г. первый цельнометаллический троллейбус МТБ-82А (московский троллейбус, завод № 82, серия А) с обуженным кузовом, который вышел на улицу Горького в феврале 1946 г. Летом того же года завод выпустил первый троллейбус МТБ-82М с более широким кузовом (на 65 мест), и с 1947 г. эта модель пошла в серийное производство (всего в 1946 -1947 гг. для Москвы изготовили 147 таких троллейбусов). В 1948 г. МТРЗ приступил к сборке модели МТБ-10, которая состояла из шасси старых машин ЯТБ с удлиненной базой и нового кузова МТБ-82; всего в 1948 — 1953 гг. МТРЗ модернизировал таким образом 269 троллейбусов (в т.ч. переделав в 1949-53 гг. все ЯТБ-1М).


1953 год, троллейбус МТБ-82Д на Садовом кольце, на Самотёчной площади.

В конце 1947 года Tушинский завод перешел на производство тех же троллейбусов, но с кузовом из дюралюминия (машины серии МТБ-82Д). В течение 1947-1950 гг. он произвел для Москвы 363 таких машины. С началом корейской войны авиазавод переключился вновь на выпуск самолетов, и производство троллейбусов передали на завод им. Урицкого в город Энгельс Саратовской области. Последние довоенные троллейбусы ЯТБ-1,2,4 были списаны с инвентаря в 1950 г., ЯТБ-4А — в 1952 г., ЯТБ-3 — в 1953 г. На 1 января 1952 г. в Москве было уже 786 троллейбусов. Вводилось много новых маршрутов, продолжалась замена трамвая на троллейбус, и к концу 1952 г. протяженность сети троллейбусных линий составила 298,7 км. (в конце 1940 г. — 198,5 км).


1966. МТБ-82 на Ленинградском проспекте.

С середины 1950-х годов началось массовое жилищное строительство на окраинах, и туда активно проводились троллейбусные маршруты.
В 1953 г. троллейбусы пошли до Серебряного Бора; в 1954 г. было восстановлено движение до больницы МПС и в Измайлово, а также построены новые линии по 2-й Брестской улице, до Песчаной площади и на территории ВСХВ; в 1955 г. - до Кашенкина Луга, до рыбокомбината на Варшавском шоссе, по ул. Электрозаводской; в 1956 г. - на Бутырский Хутор, по Волхонке, в Тестовский поселок, по Фрунзенской набережной до нового Большого стадиона в Лужниках, от Красных ворот до Авиамоторной; в 1957 г. - по улицам Разина и Б. Ордынке, до МГУ, по Остаповскому шоссе (Волгоградскому проспекту) до АЗЛК, по Дубровке до автозавода; в 1958 г. - от Марьиной Рощи до ВДНХ, в поселок Текстильщики, по Краснопролетарской и Селезневке, до гостиниц ВДНХ; в 1959 г. - по Ленинскому проспекту на Юго-Запад, в Новогиреево, по 4-й Кабельной; в 1960 г. - по Мосфильмовской и через Ваганьковский путепровод. К концу 1960 г. протяженность сети линий достигла 540 км, работали 36 маршрутов.


1969, Каланчевская улица. МТБ-82.

МТБ-82 на параде троллейбусов 16 ноября 2013 г. Именно про такой синий троллейбус Булат Окуджава пел свою знаменитую песню.

В 1954 году на ВСХВ открылась кольцевая троллейбусная линия длиной 9,5 км для экскурсионных маршрутов. Сначала изготовили 20 машин МТБ-82-Д, которые в отличие от обычных троллейбусов этой же модификации, украсили небольшими серебряными снопами. В 1955 г. для этой линии изготовили новые троллейбусы ТБЭС (троллейбус экскурсионный), которые имели широкие окна и прозрачную крышу из оргстекла. Выкрашены они были в зелёный цвет.. Эта линия работала только в летний сезон: в будние дни курсировали 8, а в выходные — 12 машин в час. Линия действовала до 1970 г., когда после экспериментов с внедрением переменного тока с напряжением 1000 В линию пришлось демонтировать.


1958. ТБЭС-ВСХВ на улице Кирова.

В 1958 г. СВАРЗ стал выпускать модернизированную модель этого троллейбуса МТБЭС для городских магистралей, в 1958-64 годах было выпущено 524 машины с учетом первых опытных экземпляров. Эти троллейбусы-«стекляшки» ходили по улицам Москвы вплоть до 1975 г.


1969. МТБЭС у метро «Университет».

Были попытки внедрить двойные троллейбусы, с прицепом. В 1960 г. проводились испытания 4 троллейбусных поездов из ведущей машины МТБ-82Д и прицепа, сделанного из кузовов списанных автобусов ЗИС-155. Все прицепы, однако, были списаны уже в 1961 г. Весной 1959 г. СВАРЗ изготовил первый сочлененный троллейбус длиной 17,6 м., вместимостью 160 человек. Эта машина модели ТС-1 вышла на ул. Горького 25 апреля 1959 г. В1959-63 гг. изготовили 45 таких троллейбусов. Они курсировали по наиболее загруженным маршрутам первого парка. В 1964-68 гг. СВАРЗ изготовил 90 сочлененных троллейбусов ТС-2. Они курсировали на линиях, обслуживавших Юго-Западный жилой район и ул. Горького. Последние машины типа ТС были сняты с пассажирской работы в 1975 г.


1969, Серебряный бор. Двойной красный – ТС-1, зелёный – ЗиУ-5.

В 1957-58 гг. 3иУ поставил в столицу 8 экспериментальных машин ТБУ-1 (троллейбус завода им. Урицкого, первая серия). Обкатка первой такой машины началась еще в июле 1955 г. во втором парке. Из-за ряда конструктивных недостатков эти машины были списаны в 1962 г. Но на их основе этим же заводом в 1959 году были выпущены первые образцы нового троллейбуса ЗиУ-5, который затем в течение почти 20 лет являлся основной моделью московского троллейбуса. Первая такая машина поступила во 2-й парк в феврале 1959 г. В 1960-63 годах их было выпущено 217 штук.


1956, 2-й троллейбусный парк. Справа – экспериментальный ТБУ-1. Слева – ТБЭС-ВСХВ.

На 1 января 1964 г. в Москве было 1811 троллейбусов, в т.ч. 242-МТБ-Ю, 122-МТБ-82М, 343-МТБ-82Д, 460-МТБ-82Д, 215-ЗиУ-5 с завода им. Урицкого, 384 МТБЭС, 45 ТС-1 с завода СВАРЗ. Для новых машин в 1962 г. был открыт 6-й троллейбусный парк (в Заморинском переулке), а в 1964 г. - 7-й троллейбусный парк (Нагатинский). Последний парк строился для грузовых троллейбусов, но стал эксплуатировать и пассажирские. Третий парк, который с 1961 г. был объединен с нововыстроенным 8-м автобусным парком, был преобразован в Филевский автобусно-троллейбусный парк, в 1960 г. была организована грузовая колонна.


1973. ТС-2 на улице Герцена (Большой Никитской).

1960-е стали пиком развития троллейбусного хозяйства. С 1960 по 1972 г. сеть линий увеличилась с 540 до 884 км. Общая длина троллейбусной сети к 1970 г. достигла 1253 км и уже с 1971 г. являлась самой протяженной в мире.
В июле 1970 г. по 24-му маршруту были проведены испытания пробных образцов троллейбуса ЗиУ-9, который во второй половине 1970-х и в 1980-х гг. являлся основной моделью троллейбуса в москве. В 1972 г. с завода поступила первая серийная партия этих машин модели ЗиУ-9Б (21 шт.), и затем они стали постепенно вытеснять старые модели. В 1968 г. с московских улиц исчезли последние троллейбусы МТБ-10 и МТБ-82М; в 1975 г были списаны последние троллейбусы моделей МТБ-82Д.


1987. ЗиУ-5 на Трифоновской улице.

В начале 1975 г. числилось 2217 троллейбусов, в т.ч. 75 МТБЭС, 15 МТБ-82Д, 1663 ЗиУ-5, 377 ЗиУ-9, 5 ТС-1 и 82 ТС-2.

В 1970-1980-е годы были проложены новые маршруты в осваиваемые жилые массивы новостроек: Новогиреево, Ивановское, Орехово-Борисово, Чертаново и Аннино, Тушино и Братцево, Бибирево, Отрадное, Медведково, Олимпийскую деревню, Ясенево, Теплый Стан, Марьино, Крылатское, Выхино, а также по Щелковскому шоссе через Гольяново до Уссурийской ул., от Измайлово в Гольяново, по Ярославскому шоссе до Холмогорской, по Дмитровскому шоссе до платформы Марк. Для новых маршрутов в 1976-1982 гг. близ Варшавского шоссе был выстроен новый 8-й троллейбусный парк.


1973. ЗиУ-9 на улице Богдана Хмельницкого (Маросейке).

В августе 1993 г. вследствие введения одностороннего движения вокруг Кремля была изменена схема всех троллейбусных маршрутов, проходящих через центр города. В 1990-е – 2000-е годы некоторые троллейбусные линии в центре были закрыты. Сняты с эксплуатации линии: на Большой и Малой Никитских улицах (15 августа 1989, движение частично восстанавливалось в 2004-2007 годах между Никитскими воротами и Кудринской площадью, провода висят, но отключены от сети). На Манежной улице движение закрыто в августе 1993 года. Движение на Пушечной улице закрыто 1 июня 1998, последний участок закрыт в январе 2003 года и снят при обустройстве пешеходной зоны на улице Рождественка в 2012 году. На Кузнецком мосту последний участок закрыт в январе 2003 года и снят при обустройстве пешеходной зоны в 2012 году), На Неглинной улице линия снята в феврале 1991, оттянутый разворот у Рахмановского переулка отключён от сети в ночь с 5 на 6 октября 2012 года. 30 апреля 1999 г. последний пассажирский троллейбус прошел по Мясницкой ул. и Б. Златоустинскому пер.


1992. Сочленённый ЗиУ-10.

В начале 1997 года в Москве действовали 85 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 916,8 км (одиночная контактная сеть - 1273 км); работали 8 троллейбусных парков.

В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из её проектов так и не был реализован. Последней вновь построенной линией был участок от метро «Ясенево» к проезду Карамзина, открытый в 1992 году.


2000-е. ЗиУ-682Г.

Первая новая троллейбусная линия в постсоветский период была открыта 15 сентября 2013. Она связала станцию метро «Юго-Западная» с конечной станцией на Озёрной улице, пройдя по улицам Покрышкина и Никулинской.


2000-е. ТролЗа-5275.
По состоянию на декабрь 2011 года численность парка троллейбусов ГУП «Мосгортранс» составила 1631 троллейбус.

Троллейбус №1. Обслуживающее предприятие: «Химкиэлектротранс»

ул. Дружбы

Будни: 5.13*, 5.40, 5.44*, 5.50, 6.00, 6.00*,6.09, 6.19, 6.29, 6.31*, 6.39, 6.48, 6.58, 6.58* интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13 далее: 23.06, 23.16, 23.26, 23.36, 23.46, 23.56, 0.06, 0.16, 0.37
Выходные и праздники: 5.13*, 5.40, 5.44*, 6.00, 6.00*, 6.19, 6.31*, 6.39, 6.58 интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин. 20-23 часов: 10-13 далее: 23.01, 23.21, 23.40, 0.00, 0.19, 0.39, 0.58

Нагорное шоссе

Будни: 5.14*, 5.41, 5.45*, 5.51, 6.01*, 6.01, 6.10, 6.20, 6.30, 6.32*, 6.40, 6.49, 6.59, 6.59*, интервалы: далее: 23.07, 23.17, 23.27, 23.37, 23.47, 23.57, 0.07, 0.17, 0.38
Выходные и праздники: 5.14*, 5.41, 5.45*, 6.01, 6.01*, 6.20, 6.32*, 6.40, 6.59, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13 мин., далее: 23.02, 23.22, 23.41, 0.01, 0.20, 0.40, 0.59
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Стадион «Новые Химки»

Будни: 5.16*, 5.43, 5.47*, 5.53, 6.03*, 6.03, 6.12, 6.22, 6.32, 6.34*, 6.42, 6.51, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.09, 23.19, 23.29, 23.39, 23.49, 23.59, 0.09, 0.19, 0.40
Выходные и праздники: 5.16*, 5.43, 5.47*, 6.03, 6.03*, 6.22, 6.34*, 6.42, интервалы: далее: 23.04, 23.24, 23.43, 0.03, 0.22, 0.42, 1.01
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

ул. Лавочкина

Будни: 5.18*, 5.45, 5.49*, 5.55, 6.05*, 6.05, 6.14, 6.24, 6.34, 6.36*, 6.44, 6.53, интервалы: далее: 23.11, 23.21, 23.31, 23.41, 23.51, 0.01, 0.11, 0.21, 0.42
Выходные и праздники: 5.18*, 5.45, 5.49*, 6.05, 6.05*, 6.24, 6.36*, 6.44, интервалы: далее: 23.06, 23.26, 23.45, 0.05, 0.24, 0.44, 1.03
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Универмаг

Будни: 5.20*, 5.47, 5.51*, 5.57, 6.07*, 6.07, 6.16, 6.26, 6.36, 6.46, 6.55, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.13, 23.23, 23.33, 23.43, 23.53, 0.03, 0.13, 0.23, 0.44
Выходные и праздники: 5.20*, 5.47, 5.51*, 6.07, 6.07*, 6.26, 6.38*, 6.46, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.08, 23.28, 23.47, 0.07, 0.26, 0.46, 1.05
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Юбилейный проспект

Будни: 5.22*, 5.49, 5.53*, 5.59, 6.09, 6.09*, 6.18, 6.28, 6.38, 6.40*, 6.48, 6.57, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.15, 23.25, 23.35, 23.45, 23.55, 0.05, 0.15, 0.25, 0.46
Выходные и праздники: 5.22*, 5.49, 5.52*, 6.09, 6.09*, 6.28, 6.40*, 6.48, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.10, 23.30, 23.49, 0.09, 0.28, 0.48, 1.07
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Магазин «Мелодия»

Будни: 5.22*, 5.51, 5.55*, 6.01, 6.11, 6.11*, 6.20, 6.30, 6.40, 6.42*, 6.50, 6.59, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.17, 23.27, 23.37, 23.47, 23.57, 0.07, 0.17, 0.27, 0.48
Выходные и праздники: 5.24*, 5.51, 5.54*, 6.11, 6.11*, 6.30, 6.42*, 6.50, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.12, 23.32, 23.51, 0.11, 0.30, 0.50, 1.09
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

ул. Первомайская

Будни: 5.24*, 5.53, 5.57*, 6.03, 6.13, 6.13*, 6.22, 6.32, 6.42, 6.44*, 6.52, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.19, 23.29, 23.39, 23.49, 23.59, 0.09, 0.19, 0.29, 0.50
Выходные и праздники: 5.26*, 5.53, 5.56*, 6.13, 6.13*, 6.32, 6.44*, 6.52, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.14, 23.34, 23.53, 0.13, 0.32, 0.52, 1.11
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Площадь Победы

Будни: 5.26*, 5.55, 5.59*, 6.05, 6.15, 6.15*, 6.24, 6.34, 6.44, 6.46*, 6.54, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.21, 23.31, 23.41, 23.51, 0.01, 0.11, 0.21, 0.31, 0.52
Выходные и праздники: 5.28*, 5.55, 5.58*, 6.15, 6.15*, 6.34, 6.46*, 6.54, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.16, 23.36, 23.55, 0.15, 0.34, 0.54, 1.13
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Аллея Героев

Будни: 5.27*, 5.56, 6.00*, 6.06, 6.16, 6.16*, 6.25, 6.35, 6.45, 6.47*, 6.55, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.22, 23.32, 23.42, 23.52, 0.02, 0.12, 0.22, 0.32, 0.53
Выходные и праздники: 5.29*, 5.56, 5.59*, 6.16, 6.16*, 6.35, 6.47*, 6.55, интервалы: далее: 23.17, 23.37, 23.56, 0.16, 0.35, 0.55, 1.14
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Стадион «Родина»


Будни: 5.57, 6.07, 6.17, 6.26, 6.36, 6.46, 6.56, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.03, 23.13, 23.23, 23.33, 23.43, 23.53, 0.03, 0.13, 0.23, 0.33, 0.54
Выходные и праздники: 5.29*, 5.56, 5.59*, 6.16, 6.16*, 6.36, 6.47*, 6.55, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13 мин. далее: 23.18, 23.38, 23.57, 0.17, 0.36, 0.56, 1.15
* - движение маршрута № 203 в направлении ул. Дружбы - стадион «Родина»

Стадион «Родина»

Будни: 5.59, 6.09, 6.19, 6.28, 6.38, 6.48, 6.58, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.25, 23.35, 23.45, 23.51*, 23.55, 0.05, 0.15, 0.21*, 0.25, 0.35, 0.56, 1.08*, 1.37*
Выходные и праздники: 5.59, 6.19, 6.38, 6.58, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.01, 23.20, 23.40, 23.59, 0.14*, 0.19, 0.38, 0.45*, 0.58, 1.00*, 1.17, 1.30*

Аллея Героев

Будни: 6.00, 6.10, 6.20, 6.29, 6.39, 6.49, 6.59, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.26, 23.36, 23.46, 23.52*, 23.56, 0.06, 0.16, 0.22*, 0.26, 0.36, 0.57, 1.09*, 1.38*
Выходные и праздники: 6.00, 6.20, 6.39, 6.59 интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.02, 23.21, 23.41, 0.00, 0.15*, 0.20, 0.39, 0.46*, 0.59, 1.01*, 1.18, 1.31*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

Площадь Победы

Будни: 6.01, 6.11, 6.21, 6.30, 6.40, 6.50, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.27, 23.37, 23.47, 23.53*, 23.57, 0.07, 0.17, 0.23*, 0.27, 0.37, 0.58, 1.10*, 1.39*
Выходные и праздники: 6.01, 6.21, 6.40, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.03, 23.22, 23.42, 0.01, 0.16*, 0.21, 0.40, 0.47*, 1.00, 1.02*, 1.19, 1.32*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

ул. Первомайская

Будни: 6.03, 6.13, 6.23, 6.32, 6.42, 6.52, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.29, 23.39, 23.49, 23.55*, 23.59, 0.09, 0.19, 0.25*, 0.29, 0.39, 1.00, 1.12*, 1.41*
Выходные и праздники: 6.03, 6.23, 6.42, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.05, 23.24, 23.44, 0.03, 0.18*, 0.23, 0.42, 0.49*, 0.29, 01.02, 1.04*, 1.21, 1.34*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

Магазин «Мелодия»

Будни: 6.05, 6.15, 6.25, 6.34, 6.44, 6.54, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.31, 23.41, 23.57*, 23.51, 0.01, 0.11, 0.21, 0.27*, 0.31, 0.41, 1.02, 1.14*, 1.43*
Выходные и праздники: 6.05, 6.25, 6.44, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.07, 23.26, 23.46, 0.05, 0.20*, 0.25, 0.44, 0.51*, 1.04, 1.06*, 1.23, 1.36*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

Юбилейный проспект

Будни: 6.07, 6.17, 6.27, 6.36, 6.46, 6.56, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.33, 23.43, 23.53, 23.59*, 0.03, 0.13, 0.23, 0.29*, 0.33, 0.43, 1.04, 1.16*, 1.45*

Выходные и праздники: 6.07, 6.27, 6.46, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.09, 23.28, 23.48, 0.07, 0.22*, 0.27, 0.46, 0.53*, 1.06, 1.08*, 1.25, 1.38*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

Универмаг

Будни: 6.09, 6.19, 6.29, 6.38, 6.48, 6.58, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.35, 23.45, 23.55, 0.01*, 0.05, 0.15, 0.25, 0.31*, 0.35, 0.45, 1.06, 1.18*, 1.47*
Выходные и праздники: 6.09, 6.29, 6.48, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.11, 23.30, 23.50, 0.09, 0.24*, 0.29, 0.48, 0.55*, 1.08, 1.10*, 1.27, 1.40*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

ул. Лавочкина

Будни: 6.11, 6.21, 6.31, 6.40, 6.50, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.37, 23.47, 23.57, 0.03*, 0.07, 0.17, 0.27, 0.33*, 0.37, 0.47, 1.08, 1.20*, 1.49*
Выходные и праздники: 6.11, 6.31, 6.50, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.13, 23.32, 23.52, 0.11, 0.26*, 0.31, 0.50, 0.57*, 1.10, 1.12*, 1.29, 1.42*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

Стадион «Новые Химки»

Будни: 6.13, 6.23, 6.33, 6.42, 6.52, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13 мин., далее: 23.39, 23.49, 23.59, 0.05*, 0.09, 0.19, 0.29, 0.35*, 0.39, 0.49, 1.10, 1.22*, 1.51*
Выходные и праздники: 6.13, 6.33, 6.52, интервалы: далее: 23.15, 23.34, 23.54, 0.13, 0.28*, 0.33, 0.52, 0.59*, 1.12, 1.14*, 1.31, 1.44*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

Нагорное шоссе

Будни: 6.15, 6.25, 6.35, 6.44, 6.54, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.41, 23.51, 0.01, 0.07*, 0.11, 0.21, 0.31, 0.37*, 0.41, 0.51, 1.12, 1.24*, 1.53*
Выходные и праздники: 6.15, 6.35, 6.54, интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин, 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13 мин., далее: 23.17, 23.36, 23.56, 0.15, 0.30*, 0.35, 0.54, 1.01*, 1.14, 1.16*, 1.33, 1.46*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

ул. Дружбы

Конечная. Время прибытия на конечную остановку:
Будни: 6.16, 6.26, 6.36, 6.45, 6.55, интервалы: 7-10 часов: 4-5 мин., 10-13 часов: 5-8 мин., 13-15 часов: 5-6 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13, далее: 23.02, 23.12, 23.22, 23.32, 23.42, 23.52, 0.02, 0.12, 0.22, 0.32, 0.42, 0.52, 1.15
Выходные и праздники: 6.16, 6.36, 6.55 интервалы: 7-10 часов: 8-19 мин., 10-13 часов: 5-10 мин., 13-15 часов: 6-8 мин., 15-16 часов: 8-13 мин., 16-17 часов: 6-7 мин., 17-19 часов: 4-5 мин., 19-20 часов: 4-9 мин., 20-23 часов: 10-13 мин. далее: 23.18, 23.37, 23.57, 0.16, 0.31*, 0.36, 0.55, 1.02*, 1.15, 1.17*, 1.34, 1.47*
* - движение маршрута № 203 в направлении стадион «Родина» - ул. Дружбы

Стала первым городом, по которому побежали необычные машины с высокими «рожками» (рогами-клеммами), подсоединенными к проводам. Маршруты были разные.

Ушли из контакта

Прошли годы, и безрельсовая механическая транспортная «роскошь» контактного типа с электрическим приводом стала привычным средством передвижения. Троллейбус давно уже можно видеть не только в Златоглавой, но и в других городах России, республик бывшего СССР. Однако маршруты московского троллейбуса (их 104) имеют, пожалуй, самую богатую историю. В маленькой статье полностью пересказать ее трудно.

Но что ждет впереди московский троллейбус (история маршрутов будет изложена ниже)? Говорят, что к 2020 году благодаря быстрой оптимизации сети этот вид транспорта прикажет долго жить. Блогеры еще в 2015-м писали о возможной отмене или укорачивании 25 маршрутов, частичном демонтаже контактных линий. Общая протяженность троллейбусных «нитей» в Москве составляет 600 км.

Ведущие интернет-дневников размышляют о судьбе троллейбусов № 4, 7, 33, 49, 52, 84, обслуживающих Юго-Западный округ Москвы. Самые решительные представители виртуального братства всполошились не на шутку: по их мнению, отрасль погибает.

Сложился какой-то замкнутый круг. МУП «Мосгортранс» объясняет, что троллейбусов на все километры остро не хватает. Тем временем государственное унитарное предприятие фактически прекратило обновлять подвижной состав (несмотря на то, что программу транспортного развития Москвы, согласно которой «трудяги московских улиц» идут в рост, никто не отменял). Неужели московские троллейбусы (фото см. в статье) скоро исчезнут?

На радость гражданам

Будут ли ликвидированы «рогачи», все активнее вытесняемые автобусами, или это сущие выдумки, гадать не будем. Но жители Маросейки, Покровки, Пятницкой уже «не в контакте». Демонтаж линий состоялся. При этом руководство «Мосгортранса» ничего страшного в этом не видит, уверяя, что троллейбус по-прежнему занимает свою устойчивую нишу, предприятие будет неуклонно развиваться.

Действительно, в столичной программе реконструкции «Моя улица» есть пункт о демонтаже части линий. Однако замена троллейбусов на автобусы, по мнению специалистов, - всего лишь временное явление. Что ж, поговорим о том, как московские троллейбусы, история которых содержит немало интересного, начинали бороздить просторы столицы.

1933 год. Первая линия, окраинная

Как ходили в 1930-е годы московские троллейбусы (маршруты с тех пор не раз менялись)? Троллейбус под номером один отправился в долгий путь пятнадцатого ноября 1933 года (пуск намечали сделать намного раньше, в 1924 г., но не получилось). Линия (она монтировалась в октябре 1933 г.) пересекла Ленинградское шоссе, продолжилась от Тверской заставы до Покровского Стрешнёва.

Безрельсовый транспорт с пантографами (рога-клеммы), как и планировали, задействовали на пригородных направлениях (в центре Москвы первой скрипкой был трамвай). До спортивной арены «Динамо» шла двупутная линия, в остальных частях пути обходились однопуткой. Московские троллейбусы должны были покорить этот мир. И они это сделали.

Правда, в день пуска на маршрут должны были выйти два новичка, но появился лишь один. Второго гиганта сразу после получения с завода ожидала «производственная травма»: он провалился под некрепкий пол нового гаража и пострадал. Но все нормализовалось. График движения был таков: с 7.00 до 24.00.

1934 год. Продолжение

Московские троллейбусы становились все более популярными. На заре 1934 года линия-родоначальница уже протянулась от Новых Триумфальных ворот (Тверская застава) прямо к центру, до площади, которая до 1918 года называлась Воскресенской (ныне - Революции). 34 год завершился открытием II линии. Она пошла от Ворота до Смоленской (Арбат) и до самой Дорогомиловской заставы.

Маршрут троллейбуса № 2 вошел в строй действующих в конце года (10.12.1934 г.). Движение начиналось от Драгомиловской заставы. Выехав на площадь Революции по Большой Драгомиловской, «рогатый» транспорт шел на Арбат. Оттуда - на Коминтерна, до конечной под названием «Охотный ряд». К тому времени на обеих действующих троллейбусных магистралях ходили тридцать шесть машин.

1935 год. Третья очередь

Третья по счету троллейбусная «паутина» была «соткана» людьми осенью 1935 года. Она тянулась по центру города. Благодаря ей можно было побывать на Петровке, в Каретном ряду, на Сухаревской площади, оттуда по проспекту Мира (тогда 1-я Мещанская улица) махнуть до Ржевского (вокзал давно знаком всем как Рижский). Казалось бы, совсем недавно курсировал всего один троллейбус, а к концу 35 года москвичей обслуживали 57 машин ЛК!

«Лазарь Каганович» - мы упоминали этот первый московский троллейбус, маршруты. Список маршрутов, их подробные характеристики заняли бы не одну страницу рассказа.

1936 год троллейбус встретил активным «наступлением» на своего рельсового конкурента - трамвай. Рельсы сняли с северной части Садового кольца. Вместо «громыхальщика» пустили плавную «Букашку» (маршрут «Б» - от Кудринской площади до Курского вокзала).

В 37-м троллейбус уже активно «обживал» маршруты, начинающиеся от Садового кольца и продолжающиеся по Каляевской и Новослободской улицам, Кузнецкому мосту… Высокопольные машины марки ЯТБ-1 москвичи одобрили. Особенно они понравились руководителю советского государства Никите Хрущеву.

Два этажа, но не дом!

В 1938 году быстрый и удобный троллейбус стал добрым знакомцем для всех желающих посетить бывшую патриаршую рыбачью слободу - Бережковскую набережную, доброй приметой Воробьевых гор, мчался до Октябрьской (бывшей Калужской) площади… От станции метро «Сокол» по Ленинградскому шоссе народ добирался до в Измайлово, от Крымской площади по Садовому кольцу и Мытной улице - до Даниловского рынка.

Москвовские троллейбусы охватывали десять следования прокладывались на местах демонтированных трамвайных путей. Уже в 1937-1939 гг. по Ленинградскому проспекту ходили 2-этажные красавцы ЯТБ-3 и троллейбус английской фирмы. Чтобы пустить «долговязую диковинку» в ход, пришлось приподнять сети на один метр (с 4,8 до 5,8 м). В 39-м троллейбусы ходили по Мира (проспект) до ВСХВ (сельхозвыставка). В 1953 году по причине неудобства использования от громадин избавились.

Расцвет и вечер троллейбусной эры

Перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Москве насчитывалось 583 троллейбуса и 11 маршрутов. 1 января 1952 года столица могла похвастаться уже 786 троллейбусами и заметно увеличившимся числом направлений, по которым они двигались.

В 1950-е годы активно росли жилые кварталы на окраинах столицы. Туда проложили троллейбусные маршруты (в частности, до Серебряного Бора). Куда бы ни направлялись москвичи или гости столицы - в Измайлово, на Волхонку, Варшавское шоссе, стадион Лужники и еще в огромное количество мест, им на помощь приходил шустрый троллейбус.

Летит время. Уже более 60 лет прошло с тех пор, как в 1954 году открылась новая кольцевая линия на ВСХВ. К концу 1960-го общая протяженность троллейбусных путей достигла 540 километров, объединенных 36 маршрутами.

В 1964-68 гг. в Юго-Западном жилом районе курсировала «гармошка» - сочлененный троллейбус. Однако в 1975-м он был окончательно снят с пассажирских перевозок. В 1964 году в Москве насчитывается 1811 троллейбусов. К 1972-му сеть достигла 1253 км и была признана самой длинной (протяженной) на земном шаре.

В 1970-1980-е маршрутами были опоясаны новостройки (Новогиреево, Ивановское, Орехово-Борисово и др.). В августе 1993 года в Москве ввели одностороннее движение (так разгружались дороги и повышалась их безопасность). Часть линий закрыли. Впоследствии сокращения продолжились.

Некоторые остановки и маршруты наземного транспорта переименовали.

Сегодня, 8 октября, поменялись десятки маршрутов автобусов и троллейбусов. Некоторые из них поехали по новым трассам, а часть остановок в центре города переименовали.

Магистральные маршруты

С 8 октября автобусу Т31 «Стадион “Лужники”» — «Трубная площадь» присвоена литера А, он будет следовать по маршруту «Стадион “Лужники”» — «Метро “Комсомольская”». От Трубной площади автобусы с сегодняшнего дня следуют по Цветному бульвару, Садовому кольцу, далее по Каланчёвской улице (обратно — по Орликову переулку) до Комсомольской площади.

Действующий маршрут автобуса А «Метро “Университет”» — «Улица Академика Зелинского» получил новый номер С10. Его трасса не меняется.

Автобус Т1 «Метро “Нагатинская”» — «Больница имени Боткина» изменили на М1 «Больница МПС» — «Улица Кравченко». От остановки «Отель “Советский”» — «Театр “Ромэн”» автобусы теперь следуют в обоих направлениях по Ленинградскому проспекту и Волоколамскому шоссе до остановки «Больница МПС», не заезжая к остановке «Больница имени Боткина». Между Пушкинской и Боровицкой площадями с 8 октября автобусы следуют в обоих направлениях по Тверской и Моховой улицам. А от остановки «Кинотеатр “Ударник”» — по Якиманскому проезду, улице Большая Якиманка и Ленинскому проспекту до остановки «Улица Кравченко».

Маршрут автобуса Т2 «Фили» — Метро “Александровский сад”» стал М2 «Фили» — «Метро “Китай-город”». От площади Арбатские Ворота автобусы едут по улице Знаменке (обратно — по Воздвиженке), Моховой, Охотному Ряду, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».

Автобусы № 255к «Стадион “Лужники”» — «Метро “Кропоткинская”» получили номер М3 «Стадион “Лужники”» — «Метро “Семёновская”». От «Кропоткинской» автобусы проследуют по Соймоновскому проезду, Пречистенской набережной (обратно — по улице Волхонке). Далее в обоих направлениях: по Моховой улице, улице Охотный Ряд, Театральному проезду, Лубянской площади, Новой площади (обратно — по Лубянскому проезду), улицам Маросейке, Покровке, Старой Басманной, Спартаковской и Бакунинской. Затем — по Электрозаводскому мосту, Большой Семёновской и Вельяминовской улицам (обратно — по Семёновскому переулку) до станции метро «Семёновская». Автобусы М3 работают всю неделю с 06:00 до 00:30.

Двум маршрутам троллейбуса — № 33 «Улица Кравченко — Кинотеатр “Ударник”» и № 62 «Озёрная улица» — «Кинотеатр “Ударник”» присвоили М4 «Озёрная улица» — «Кинотеатр “Ударник”». На новом маршруте М4 также организуют укороченные рейсы «Улица Кравченко» — «Кинотеатр “Ударник”».

Маршруты троллейбуса № 33к и 84 отменяются.

Маршруту автобуса № 25 «Нагорный бульвар» — «Лубянская площадь» присвоен номер М5 «Нагорный бульвар» — «Метро “Лубянка”».

А маршруту автобуса № 6 «Силикатный завод» — «Павелецкий вокзал» — М6 «Силикатный завод» — «Метро “Нагатинская”». От станции метро «Краснопресненская» с 8 октября автобусы следуют в обоих направлениях по Баррикадной, Большой Никитской и Моховой улицам до Боровицкой площади. Затем — по Большому Каменному мосту, улицам Серафимовича и Большая Полянка, Люсиновской улице (обратно — по Подольскому шоссе, Павловской и Большой Серпуховской улицам). Далее — по Большой Тульской улице и Варшавскому шоссе до станции метро «Нагатинская».

Маршрутам троллейбуса № 16 «Карачаровский путепровод» — «Лубянская площадь» и № 63 «138-й квартал Выхина» — «Лубянская площадь» присвоен М7 «138-й квартал Выхина» — «Метро “Лубянка”». Одновременно на маршруте организованы укороченные рейсы «Карачаровский путепровод» — «Метро “Лубянка”».

Маршрут троллейбуса № 45 «4-я Кабельная улица» — «Лубянская площадь» получил М8 «4-я Кабельная улица» — «Метро “Лубянка”».

Маршрут автобуса Т9 «Гостиница “Останкино”» — «Лубянская площадь» стал М9 «Метро “Владыкино”» — «Метро “Китай-город”». От остановки «Гостиница “Останкино”» автобусы едут по Ботанической и Станционной улицам до станции метро «Владыкино». Обратно — по Сусоколовскому шоссе и Ботанической улице (без заезда на Большую Марфинскую и Малую Ботаническую улицы). Далее своей трассой. А от Лубянской площади автобусы следуют по Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».

Маршрут автобуса № 206 «Лобненская улица» — «Савёловский вокзал» изменён на М10 «Лобненская улица» — «Метро “Китай-город”». От Савёловского вокзала автобусы следуют по Новослободской и Долгоруковской улицам, улице Малая Дмитровка до Пушкинской площади. Далее по Тверской и Охотному Ряду, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».

Маршрут автобуса № 144 «Метро “Тёплый Стан”» — «Кинотеатр “Ударник”» продлён до станции метро «Китай-город». От остановки «Кинотеатр “Ударник”» автобусы следуют в обоих направлениях по Большому Каменному мосту, Моховой улице, улице Охотный Ряд, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».

Автобусы № 144ц отменят.

Маршрут автобуса № 904 «4-й микрорайон Митина» — «Белорусский вокзал» продлят до станции метро «Китай-город».

От Белорусского вокзала автобусы теперь следуют по 1-й Тверской-Ямской и Тверской улицам, Охотному Ряду, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до «Китай-города». Также на маршруте появятся укороченные рейсы № 904к «4-й микрорайон Митина» — «Белорусский вокзал».

Районные и социальные маршруты

Маршрут автобуса № 12ц изменён на № 101 «Дворец спорта “Мегаспорт”» — «Метро “Китай-город”». От Тверской улицы автобусы следуют в обоих направлениях по улице Охотный Ряд, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до метро «Китай-город».

Маршрут автобуса № 38 «Рижский вокзал» — «Трубная площадь» продлён до станции метро «Китай-город». От Трубной площади автобусы едут по Неглинной улице, улице Петровке, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям до «Китай-города». А в обратном направлении автобусы следуют по Лубянскому и Театральному проездам, Неглинной улице до Трубной площади, далее своей трассой.

Автобусы № 39 по направлению к остановке «Никитские Ворота» с 8 октября следуют без заезда на Садовое кольцо.

Автобусы № 64 и Т79 по направлению к улице Расплетина и Савёловскому вокзалу следуют по Садовому кольцу и Баррикадной улице, без заезда к станции метро «Маяковская».

Автобусы № 158 «3-й Павелецкий проезд» — «Метро “Лубянка”» следуют к станции метро «Лубянка» — от остановки «Садовническая улица» по Садовнической улице, улице Балчуг, Большому Москворецкому мосту, улице Варварке и Лубянскому проезду. В обратном направлении — от станции метро «Лубянка» по Лубянской, Новой и Старой площадям, улице Варварке, Большому Москворецкому мосту, Болотной улице, Софийской, Раушской и Космодамианской набережным до остановки «Космодамианская набережная, 4». Затем — своей трассой.

Автобусы Т3 следуют по маршруту «Улица Милашенкова» — «Метро “Маяковская”». От остановки «Огородный проезд» с субботы они едут по улице Милашенкова до остановки «Улица Милашенкова» в обоих направлениях. От остановки «Воротниковский переулок» — по Садовому кольцу и Долгоруковской улице без заезда на Самотёчную площадь.

Автобусы Т47 от остановки «Долгоруковская улица» следуют без заезда к станции метро «Маяковская» по Долгоруковской улице и Садовому кольцу до Самотёчной площади.

Маршрут автобуса Т39 «Фили» — «Улица Новый Арбат» продлили до станции метро «Маяковская». От метро «Смоленская» автобусы следуют в обоих направлениях по Садовому кольцу до станции метро «Маяковская».

А троллейбусы № 8 «Москворецкий рынок» — «Метро “Добрынинская”» теперь едут до остановки «Кинотеатр “Ударник”» по улицам Большая Полянка и Серафимовича.

Маршрут троллейбуса № 1к отменён.

Остановкам — новые имена

Ещё одно нововведение, которое действует с сегодняшнего дня, — переименование некоторых остановок в центре города.

Остановка «Лубянская площадь» для автобусных маршрутов № 101, 144, 904 и М2, М3, М10, К, Н1, Н2 в Театральном проезде при следовании к Лубянской площади теперь называется «Метро “Лубянка”».

Остановка «Метро “Александровский сад”» для маршрутов автобусов № 144 и М1, М2, М3, М6, К, Н1, Н2 на Моховой улице и улице Воздвиженке переименовывается в «Метро “Библиотека имени Ленина”».

Остановка «Центральный телеграф» для маршрутов автобуса № 101, 904 и М1, М10, Н1 на Тверской улице при следовании в центр теперь называется «Метро “Охотный Ряд”».

А «Трубная площадь» для маршрутов автобусов А, № 24, 38; троллейбуса № 13 на Цветном бульваре в обоих направлениях переименована в «Метро “Трубная”». При этом остановка «Трубная площадь» для маршрута автобуса А на Петровском бульваре при следовании к Пушкинской площади станет «Петровским бульваром».

Остановка «Петровские Ворота» для маршрута автобуса А на Петровском бульваре при следовании к Трубной площади переименована в «Петровский бульвар».

«Музей изобразительных искусств имени Пушкина» для маршрутов автобусов № 255, М3 на улице Волхонке при следовании к Гоголевскому бульвару переименован в «Метро “Кропоткинская”» — «Музей изобразительных искусств имени Пушкина».

Остановка «Метро “Кропоткинская”» для маршрута автобуса М6 на улице Волхонке при следовании к Боровицкой площади названа так же: «Метро “Кропоткинская”» — «Музей изобразительных искусств имени Пушкина».

А «Триумфальная площадь» для маршрутов автобусов № 101, 904, а также М1, Т3, Т10, Т39, Б на Тверской, 1-й Тверской-Ямской, Большой Садовой улицах и в Оружейном переулке теперь называется «Метро “Маяковская”».

Остановку «Никитские Ворота — ТАСС» для маршрутов автобусов № 39, М6 на Большой Никитской улице переименуют в «Никитские Ворота».

«Улица Балчуг» для маршрута автобуса № 158 на Софийской набережной превратится в «Софийскую набережную».

А остановка «3-й Голутвинский переулок» для автобусных маршрутов № 144 и М1, Н1; троллейбусов № 4 и М4 на Якиманском проезде при следовании из центра называется «Улица Большая Якиманка». Кроме того, её перенесли на 90 метров назад — к дому № 9 по Малой Якиманке.


turturist.ru - Академия путешественника