Наследие древнего рима акведук пон дю гар. Акведук пон-дю-гар - древнеримское наследие

Ним (Nimes) - старинный город на юге Франции в провинции Лангедок-Руссильон, на границе с Провансом. Когда-то давно он был захвачен древними римлянами, которые в отличие от современной молодежи, пишущей на стенах "Здесь был Вася", сначала строили эти самые стены дворцов, амфитеатров, акведуков и прочих архитектурных творений, доживших до наших дней, а уж затем писали на них "Здесь был Цезарь". Так-то память о людях сохраняется подольше, и Ним в этом плане - типичный город-памятник.

Уже традиционно начну свой рассказ о посещении Нима с людей, благодаря которым мы там оказались. Это красивая французская пара каучсерферов: Натали и Шарль - они пригласили нас остановиться в их квартире в историческом центре города. Квартира с высокими потолками с лепниной, огромными окнами, выходящими на узкие пешеходные улицы, и камином, украшенным старинным мопедом, доставшимся Шарлю от его дяди.

Натали и Шарль - любители 1960-х. Это заметно и по стилю одежды ребят, и в интерьере их дома, и в музыке, наполняющей их жилище. Даже машина у них из того времени.

К сожалению, с Шарлем мы провели только один вечер (на следующий день он уехал в командировку в Париж), но успели попробовать приготовленные им лазанью и вкусные апельсиновые цукаты в шоколаде. Надо сказать, что готовит он очень вкусно, так что собственное кафе, которое он собирается открыть через год, обречено на успех.

Натали - бывший океанолог и начинающий педагог, с ней нам довелось пообщаться значительно больше, и это общение было очень приятным и познавательным. Например, мы узнали от нее, что черствые ломтики булки, размоченные в молоке с яйцом и обжаренные на сковородке, которые часто готовит моя мама, оказывается, тоже популярны во Франции. Называется у них это блюдо очень подозрительно для русского слуха: "пан пердю". А Натали, благодаря Юле, попробовала карельские калитки.

Дом, в котором живут ребята, ну просто напрашивался на то, чтобы устроить там фотосессию.

Ну а теперь пройдемся по древнеримским и современно-нимским достопримечательностям. Одна из них это Амфитеатр или Арена Нима , построенная в I веке нашей эры по образу и подобию римского Колизея. Так же, как и в Риме , здесь проводились бои гладиаторов с дикими животными, а также поединки заключенных, приговоренных к смерти. Кровавые зрелища собирали до 25000 зрителей. Позже Арена использовалась в качестве крепости, а внутри нее было много жилых построек. И лишь в XIX веке зданию вернули первоначальный облик, выселив всех обитателей.

Еще один след Римской империи - храм Мезон Карре (с французского - "квадратный дом"). В настоящее время здесь размещена экспозиция древнеримского искусства.

От античного искусства перейдем ненадолго к искусству современному.

По совету Натали и Шарля мы отправились на прогулку в

Рядом с садом пожилые французы играют в петанк. Игра неспешная, между мужчины неторопливо беседуют. Социальная игра - вроде нашего домино или городков когда-то.

Сады были разбиты в 1745 году и неплохо сохранились. Золотые рыбки и рыбины в искуственном водоеме привлекают внимание гуляющих.

Сад фонтанов - отличное место для отдыха.

Мартин-Тигруля.

Да и вообще, оранжевый - наш семейный цвет.

На холме над садами возвышается еще одно свидетельство древнеримской цивилизации - башня Мань. Каких-таких "Мань", спросит любопытный читатель. "Tour Magne" - с французского "большая башня". На самом деле, не такая уж и большая - всего 36 метров в высоту в свои лучшие времена, а сейчас и того меньше. В 1601 году местный садовник нашел в пророчествах Нострадамуса свидетельства о том, что под башней зарыт клад, и добился разрешения на раскопки. Из-за них башня была опустошена и частично обрушилась, потеряв в высоте несколько метров. Надо ли говорить, что клад так и не нашли? Сегодня за плату в несколько евро можно подняться наверх и насладиться видами Нима с высоты.

Впрочем, вид с холма и без башни отличный. Портят его только несколько безвкусных высоток, построенных в центре города. Вот от кого, а от францзов с их утонченным вкусом я такого не ожидал.

Еще один артефакт: Храм Дианы. На табличке рядом на пяти языках написано, что залезать на него категорически запрещено. Видимо, были прецеденты.

От Сада фонтанов в даль уходит проспект Жан Жорес с симпатичной пешеходной зоной.

Но самым впечатляющим древнеримским строением является без сомнения акведук Пон-дю-Гар , находящийся в 30 км на северо-востоке от Нима. Он перекинут через реку Гардон (раньше называлась Гар), и название "Pont du Gard" означает "мост через Гар". Являясь частью 50-километрового водопровода, он служил для снабжения Нима водой. После падения Римской Империи водопровод перестал действовать, а акведук еще долгое время использовался в качестве моста.

К акведуку можно подъехать с двух сторон. Большинство посетителей приезжает с той, куда ведут все указатели. На другом берегу реки подъезд обычно более свободный. Но мы были там в конце марта да еще и вечером, так что туристов практически не было, и у нас был уникальный шанс прогуляться по совершенно пустому акведуку.

Еще пару лет назад доступ сюда был свободным, платная парковка была лишь со стороны главного входа. Но теперь приходится платить, с какой бы стороны вы ни подъехали. Кажется, 18 евро с машины.

Кстати, этот акведук изображен на купюре в 5 евро.

Вечер - самое лучшее время для посещения Пон-дю-Гар, не только из-за отсутствия большого количества туристов, но и из-за лучшего вида. Вот и к нашему приезду весь день затянутое тучами небо прояснилось, и акведук предстал пред нами в мягких закатных лучах.

Доступ на третий ярус закрыт решеткой и дверью, и с такого ракурса никогда не догадаешься о массивности этого сооружения.

Вход на третий ярус с другой стороны.

Солнце скрылось, а значит и нам пора двигаться дальше...

Г ардский мост - это римский акведук, находящийся на территории современной Франции, недалеко от города Нима. Pont du Gard, как называют его французы, является выдающимся сооружением длиной 275 метров и высотой 48,7 метров. Это самый высокий древнеримский акведук, дошедший до наших дней.

Р имляне строили отличные , дома и акведуки. По акведукам вода доходила до места назначения и обеспечивала жителей населенного пункта своей живительной влагой. Значение акведуков для древнего мира трудно переоценить. Они были жизненно необходимы и являлись потрясающими техническими сооружениями, построенными по определенным правилам. Часто в системе водопровода участвовало несколько акведуков.

Панорама Pont du Gard

У клон системы акведуков должен был быть постоянным на всем протяжении, чтобы вода гарантированно дошла до, как бы сейчас сказали, потребителя. А это были, зачастую, десятки километров. И при всей сложности задачи, римляне ухитрялись строить настоящие шедевры. Гардский мост выделяется совершенством пропорций, достигнутых использованием при строительстве "золотого сечения" и ритмической структуры.

Совершенство форм

Т акое сочетание свойственно античным постройкам. Попытки добиться гармонии Гардского моста предпринимались в 19 в. в Европе, но это так и не было достигнуто, поскольку ритмическая структура была заменена современными строителями метрической. Удивительные пропорции Гардского моста стали предметом изучения специальной комиссии.

Гардский мост - вид из космоса на карте Google. Кликабельно

Д авайте немного поближе взглянем на Пон-Дю-Гар.

С ам акведук трехъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, а в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Гардский мост был построен без применения извести, он сделан из золотистого туфа и в наше время производит грандиозное впечатление. Это одно из самых величественных античных сооружений.

П он-Дю-Гар был возведен в середине 1-го в. нашей эры и являлся частью 50-ти километрового водопровода, который вел из Юзеса в Ним на юге Франции, в то время провинции Галлии.

П осле падения Римской Империи акведук перестал выполнять свою основную функцию, но много столетий использовался, как мост для перевозок, через реку Гар.

Д лина Гардского моста составляет 275 м. К примеру длина самого длинного древнеримского акведука в Западной Европе составляет 728 м., который находится в испанском городе Сеговия.

О стается добавить, что сегодня привлекает к себе тысячи туристов со всего мира. Расположенный в живописнейшем месте, он является удивительным творением древних архитекторов. Пон-Дю-Гар изображен на купюре достоинством 5 евро. Гардский мост причислен к всемирному наследию ЮНЕСКО в 1985 году.

Гардский мост на купюре 5 евро

17 отзывов пока...

admin пишет:

Все верно, Володя. Строили, ещё как строили без навороченной техники. Вряд ли современные строения могут тягаться с древними. Посмотри на наши дороги, по римским дорогам и сегодня можно ездить и ходить, а наши все в колдобинах и ремонтируются два раза в год.

admin пишет:

Кирилл пишет:

Очень интересное обозрение и фотографии профессиональные и красивые. Все бы запомнить, воспользоваться и применить в нужной ситуации. Ваша статья думаю пригодится многим людям, которые задаются таким вопросом. Желаю вам больших побед и огромной удачи. Буду очень вам благодарен за взаимный визит.

admin Ответил:
Май 10th, 2012 в 13:14


Как добраться .
На поезде .
До Нима:
- из Парижа от вокзала Gare de Lyon поезда 7 раз в день, время в пути - 3 часа, цена билета - 70 евро;
- из Арля (Arles) поезда 10 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета - 8 евро;
- из Монпелье (Montpellier) поезда 15 раз в день, время в пути 1 ч 15 мин, цена билета 12 евро;
- из Авиньона (Avignon) время в пути - 30 мин, цена билета 13 евро;
- из Марселя (Marseilles) поезда 12 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета - 8 евро.

Далее - автобусом, автовокзалы обычно расположены рядом с ж/д вокзалом города.
- из Нима автобусы 6 раз в день, время в пути - 50 мин, цена билета - 7 евро.
- из Авиньона автобусы 6-8 раз в день, время в пути - 1 ч 30 мин, цена билета - 8 евро.
- из Арля автобусы 6-8 раз в день, время в пути - 45 мин, цена билета - 6 евро.

Автобусы останавливаются в 1 км к северу от моста.

На автомобиле :
- от Нима: D6086, D19.
- от Авиньона: N100, D6100, D19.

На что посмотреть : Гарский мост - одно из чудес античности. Величественный акведук - функциональное инженерно-техническое сооружение без каких-либо декоративных элементов, предназначенное для водоснабжения, но выполненное со впечатляющим архитектурным изяществом. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н. э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако некоторые археологи и историки оспаривают эту дату. Они считают, что постройка столь высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена - в период с 40 по 60 гг. н.э. Он составлял часть системы водоснабжения (общая длина 50 км, от источника возле Юзе по каналам, акведукам и туннелям) города Нима, чтобы подавать ежедневно в него до 20 000 м3 свежей воды. Город Ним образовался и рос благодаря культу местного водного божества, которому приписывалась чудодейственная целебная сила. От этого божества по имени Немаузас происходит и название города. Под властью римлян территория Нима достигла 202 гектаров, а население насчитывало 50 000 человек. Современные подсчеты показали, что благодаря акведуку каждый житель города мог расходовать по 400 литров воды ежедневно.

Трехъярусный акведук высотой 49 м (самый высокий сохранившийся древнеримский акведук) соединяет берега реки Гардон (прежде называемую Гар). Длина его 275 метров, высота 47 метров. Можно представить, какое впечатление производил он на галлов, поражая их мощью и величием римских достижений.

Долгое время считалось, что Пон-дю-Гар был воздвигнут для снабжения водой города Нима по приказу Марка Агриппы, зятя императора Октавиана Августа (ок. 19 г. до н.э.). Новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 - "FR S III - frons sinistra".

Интересно, что огромные каменные блоки (некоторые весят более 5 т) сложены без применения раствора. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем — одиннадцать, в верхнем — тридцать пять, непосредственно по которому и пролегает водопровод. По мере приближения к берегу, ширина арок уменьшается. Каменные блоки сложены простой кладкой, без облицовки; выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов. Эти торчащие камни выглядят не слишком изящно и придают всему облику сооружения некую архитектурную незавершенность. Но, судя по всему, они были нужны для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода, и их надо было удалять. С верхней аркады в тех ее местах, где выпали камни перекрытия, можно разглядеть дно водопровода. Уклон самого акведука составляет 1: 3000, перепад высот между начальной (источник) и конечной (Ним) точками равен 17 метрам. К изумлению ученых, выяснилось, что лишь одна из шести нижних арок моста является несущей. К тому же Пон-дю-Гар пересекает реку не под прямым углом, а слегка выгнут навстречу течению. Такая конструкция сооружения должна противостоять сезонным паводкам.

Что же происходило с водой в конце акведука? В Ниме и сегодня еще можно осмотреть хорошо сохранившийся водосборник - так называемый "кастеллум дивизориум" (castellum divisorium). Это круглый резервуар диаметром около 6 метров. Вода из акведука стекала в эту емкость, а уходила отсюда в пяти различных направлениях по системе свинцовых спаренных труб водопровода вода распределялась по всему городу. Три отверстия на дне резервуара служили, очевидно, для очистного спуска.

Мост использовался по прямому назначению до IX в., а потом из-за отсутствия ухода и ремонта вышел из строя. Вдоль акведука шла проезжая часть римской дороги. В XVII веке непосредственно нижняя аркада была приспособлена под мост. И еще до недавнего времени по акведуку, "сработанному еще рабами Рима", сохранялось автомобильное движение, хотя в 1747 г. неподалёку был построен современный мост. Сейчас оно запрещено: для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создавало угрозу обвала всего сооружения. Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.

Акведук Пон-дю-Гар (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Если нужен живой пример исторического и архитектурного парадокса, то южная Франция подходит для этого как нельзя лучше: памятники эпохи Римской империи здесь более многочисленны, чем в самой Италии, да еще и не в пример сохраннее. В нимском амфитеатре до сих пор проводятся театральные представления, а самый высокий в мире римский акведук Пон-дю-Гар даже успел послужить автомобильным мостом вплоть до второй половины прошлого века.

У этого парадокса есть объяснение: территории Прованса и Лангедока достаточно давно вошли в состав Франции, и последующие исторические бури их миновали - в отличие от раздираемой междоусобными войнами Италии.

«...сработанный еще рабами Рима»

Размеры акведука Пон-дю-Гар способны поразить даже в 21 веке: длина конструкции составляет 275, а высота - 49 м (Для сравнения - это высота современного 16-этажного дома!). Но как бы ни был грандиозен нынешний мост, на деле он лишь часть древнего водопровода длиной 50 км. Он полтысячелетия снабжал Ним водой, и его пропускная способность была достаточной, чтобы каждый житель 50-тысячного города мог расходовать до 400 л воды в сутки. Перепад высот между начальной и конечной точками водопровода составлял всего 17 м (или 34 см на километр пути). Как римским инженерам удалось добиться такой невероятной точности - до сих пор загадка для историков.

Римляне не страдали гигантоманией и не тратили ресурсы на глупости вроде египетских пирамид: помимо практических функций, их сооружения имели четкую политическую цель - внушить покоренным народам трепет перед могуществом Империи и уничтожить в зародыше саму мысль о сопротивлении.

Другая загадка Гарского моста скрыта в его конструкции. Он был сооружен простым соединением шеститонных каменных глыб стык в стык - без применения связующих компонентов (хотя римляне были прекрасно осведомлены о свойствах бетона - потому что сами его изобрели). Удивительно, что это сооружение простояло два тысячелетия, ведь условия в долине реки Гардон исключительно сложные: весной и осенью опоры моста страдают от паводков, а трехуровневая конструкция в целом круглый год подвергается ветровой эрозии.

Не исключено, что весь водопровод мог бы дожить до наших дней, но его сгубили не головотяпство строителей или вандализм, не войны или природные катастрофы, а свойства местной воды - она содержит слишком много извести. После гибели Империи некому стало очищать водопровод от отложений, и он просто забился. Камни уже бесполезной конструкции пошли на строительство домов и крепостей, а Пон-дю-Гар уцелел потому, что для него нашли другое применение - в качестве моста.

Пон-дю-Гар в наши дни

Старый мост наконец обрел заслуженный покой: движение по нему прекращено, с 1985 г. он находится под охраной ЮНЕСКО, и теперь лишь туристы прогуливаются под арочными сводами. Возле моста оборудован музей, рядом расположены детские площадки, сувенирные магазины и рестораны с кафе - словом, все необходимое, чтобы не спеша и с комфортом изучать уникальное наследие Рима - величественный Пон-дю-Гар.

Практическая информация

Координаты GPS: 43° 56" 50; 4° 32" 08.

Парк Пон-дю-Гар открыт 7 дней в неделю круглый год. Билето категории «Краткая экскурсия» (Пон-дю-Гар, Музей, Кинотеатр, Игротека, маршрут «Память Гариги», Экспозиции) - 9,50 EUR, Билет «Акведук»: «Краткая экскурсия» + экскурсия по каналу в сопровождении гида) - 14 EUR. Вечерний билет на подсветку (только в июне, июле, августе и сентябре) - 5 EUR. Часы работы музея зависят от сезона, информация регулярно обновляется на официальном сайте . Цены на странице указаны на март 2019 г.

Как добраться: на машине по автостраде А9 до съезда 23, дальше по указателям на Пон-дю-Гар. Можно воспользоваться автобусами линии А15 (из Авиньона) или B21 (из Нима) - в обоих случаях путь займет около получаса.

Пон дю Гар (Pont du Gard) - это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает - Gard. Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города Ним в регионе Лангедок-Русийон, в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город Ним. Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Фото 2.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Фото 3.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Фото 4.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя Pont du Gard еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через Pont du Gard постепенно закрыто.

В 1985 году Pont du Gard внесли в список памятников весмирного наследия ЮНЕСКО .

Фото 5.

С 1696 до 1702 проводятся масштабные работы по восстановлению моста. А в 1747 году неподалеку от акведука строится современный мост, благодаря чему Пон-дю-Гар избавляется от постоянной нагрузки. Его ремонтируют и приводят в должный вид. Сейчас он представляет собой популярный пункт туристических маршрутов.

Фото 6.

го высота — 49 метров. Редкая для того времени постройка представляет собой 3 этажа арок: в первом ряду — 6 арок, во втором — 11, в третьем — 35. Общий вес конструкции — 50 тысяч тонн.

Фото 7.

В свое время акведук Пон-дю-Гар произвел глубокое впечатление на философа и мыслителя Жана-Жака Руссо, писателя Стендаля, художника Юбера Робера, чье полотно «Пон-дю-Гар» ныне хранится в Лувре.

Фото 8.

Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, при этом без применения извести. Считается, что Пон-дю-Гар был построен по приказу великого полководца Марка Агриппы – друга императора Октавиана Августа в 19 году до нашей эры. Однако, согласно современным исследованиям, строительство моста было завершено только в середине I века нашей эры. Пон-дю-Гар был составной частью 50-километрового водопровода, соединявшего два древнеримских города на юге Франции – Ним и Юзес.

Пон-дю-Гар представляет собой трёхъярусный акведук, при этом на каждом ярусе расположено различное число арок: тридцать пять арок в верхнем ярусе, в котором как раз и пролегал водопровод. В среднем ярусе насчитывается одиннадцать арок, а в нижнем же — только шесть, при этом из этих шести арок несущей частью моста является лишь одна. Ширина арок уменьшается по мере приближения к берегу.

Фото 9.

Согласно современным подсчётам, благодаря этому акведуку, жители Нима, которых насчитывалось около 50 тысяч человек, могли ежедневно расходовать по 400 литров воды на каждого.

Пон-дю-Гар служил в качестве водопровода до падения Западной Римской империи, затем он иногда использовался в качестве моста. Но уже в VIII веке древний акведук был практически выведен из строя: ветра и время разрушили многие его участки, а местные жители выламывали камень для строительства. Вдобавок, для того, чтобы по мосту проезжали более габаритные повозки, пришлось выдолбить часть опор акведука, что могло вызвать обвал всей конструкции. Однако Пон-дю-Гар простоял более тысячи лет, и движение по Пон-дю-Гару окончательно прекратилось только в 1747 году, когда неподалёку был построен современный мост. А в 1855 году древний акведук был отреставрирован по приказу Наполеона III.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

turturist.ru - Академия путешественника