Португалия – страна великих мореплавателей и западная окраина Европы. Город Порту, Португалия: достопримечательности, описание и интересные факты О стране, её истории и народе

Порту - один из старейших европейских городов, сохранивший в своем облике черты различных эпох. Местные жители говорят, что Порту работает за всю страну, и они правы. В городе огромное количество туристических мест, промышленных предприятий, мест торговли и развлечений. Северная столица Португалии, от которой государство и получило свое название, привлекает своим многоликим образом, глубокой стариной и современностью, колоритом древности и модерна. И наконец, это столица знаменитейшего в мире портвейна, поставляемого во все страны, привлекательный и незабываемый город, откуда начинался путь многих знаменитых людей прошлого и современности.


География

Северная столица Португалии расположена в месте впадения реки Дору (или Дуэро) в Атлантический океан. До Лиссабона расстояние составляет всего 270 километров. Сам Порту размещен на правом берегу реки, тогда как его пригороды на левом. Развитие происходит также преимущественно на север и восток, так как на западе, всего в нескольких километрах, начинаются океанские просторы. Рельеф местности, где расположен город, довольно холмистый, со значительными перепадами высоты - от набережной Доры до наивысших точек, высотой более 100 метров над уровнем моря. Это сказалось на архитектуре и общем расположении улиц, извилистых, с множеством ступенек. Население самого города составляет чуть менее 250 тысяч человек, а вот всю агломерацию Большой Порту населяет более 2-х миллионов человек. При своем огромном значении и влиянии на экономику, культуру и туризм в Португалии, город имеет площадь всего в 42 квадратных километра, а плотность застройки достаточно высокая. В административном плане, разделение на районы сохранилось историческое, со своим древним центром и более новыми частями города. Всего в городе 15 районов, и расположены они достаточно компактно. Порту находится на нулевом меридиане, а потому время не отличается от гринвичского.


Климат

Всего несколько километров по прямой улице Avenida da Boavista отделяют город от Атлантического океана, а потому климат здесь полностью морской с усиленным влиянием теплого течения Гольфстрима. В Порту часто бывают осадки и небольшие штормы, чей сезон, традиционно, припадает на зимние месяцы. При этом жара в Порту практически не чувствуется, из-за довольно высокой влажности и приятного ветра с океана. Влияния континентального климата практически не чувствуется. Зима считается самой дождливой, но довольно теплой, особенно для российских туристов. Средняя температура с декабря по февраль не опускается ни +5°С, но случаются ветры. Заморозков в Порту не бывает, а минусовые температуры наблюдаются крайне редко. Весна и осень отличаются переменной дождливостью и изменением температуры, которая происходит практически незаметно, так как за два месяца падает (или поднимается) со стабильными показателями. Наиболее популярным временем посещения Порту является летний период, который, номинально, длится с мая по сентябрь со стабильными показаниями термометра от +17°С утром, до +28°С днем. При этом перепады температуры в течение суток могут практически отсутствовать, а осадков практически не бывает.


История

Первые поселения на месте современного Порту историки относят к периоду кельтских народов, обосновавшихся здесь в 300 году до нашей эры. До римского завоевания в 136 году до н.э. это была обычная деревня, которую преобразовали в форт с различными постройками военного и торгового значения - имя дали Portus Cale. Со временем, при изменении языков и произношений это название превратилось в Португалию, как именуется вся страна. После завоевания вестготами в 540-м году, здесь была возведена крепость и основано епископство, а город стал центром небольшой области. До 1096 года, когда город и все окружающее герцогство было унаследовано Генрихом Бургундским, Порту находился попеременно, то под властью мавров, то Королевства Леон. Каждый период наложил свой отпечаток на архитектуру, культуру и искусство. По историческим данным последние рыцари тамплиеры бежали именно в Португалию от Римского Папы и французского короля. В 1387 году в Порту состоялась свадьба короля Жуана Первого и британской принцессы - что стало основой самого длительного договора о мире и партнерстве за всю европейскую историю - между Англией и Португалией. Этот документ открыл невиданные возможности в торговле с Британскими островами, а впоследствии, и с Британской империей.

В процессе своего развития Порту, даже утратив звание столицы королевства, постоянно развивался. В 1763 году началось возведение знаменитой башни Клеригуш, которая была ориентиром для кораблей, заходящих в порт. В 1762 году основана мореходная академия, преобразованная в университет, второй по величине, после Лиссабонского. В 1876-1877 в Порту работал Густав Эйфель и его ученик, спроектировавшие два знаменитых металлических моста через реку Дору. В 1872 открылось постоянное трамвайное сообщение между районами города. Единственная война, которая непосредственно затронула территорию города - наполеоновское вторжение в 1809 году, но оно не продлилось долго, так как англичане быстро освободили Порту и он вернулся к мирной жизни. Вторая мировая война обошла стороной всю страну, которая была нейтральной и помогала беженцам.
Значительное влияние на развитие Порту оказала промышленная революция - здесь организовалось большое количество мануфактур и предприятий, которые и составили основу сегодняшнего промышленного потенциала агломерации. Порту всегда был в авангарде новаторства, оставаясь аутентичным историческим городом, чей центр полностью занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Достопримечательности Порту

  • Первое, что заметит посетитель города Порту - это постоянное использование декоративных изразцов в украшении фасадов домов. Еще чаще стали использовать изразцы бразильские иммигранты в 19 веке, что ознаменовало золотой век украшений португальских фасадов. Сначала изразцы расписывались вручную, позже, в связи с индустриализацией, ручные работы были заменены на механическую печать изображений. Самым ярким примером использования изразцов азулежу можно назвать часовню "Капелла душ" (Capela das Almas). Часовня была построена в 18 веке и не отличалась ничем особенным. Но в 1929-м году стены часовни были украшены 16 тысячами изразцами азулежу, после чего эта достопримечательность Порту стала самой "голубой" среди всех церквей города.

  • Главной достопримечательностью города Порту и его символом является титанический мост короля Луиша I, построенный по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля - Тиофила Сейрига в 1886-м году. Мост, построенный за 7 лет до Эйфелевой башни, достигает в длину на 80 метров больше чем сама башня - 385 метров и весит при этом более 3-х тысяч тонн, высота моста - 44,5 метра. Это грандиозное творение имеет два уровня - нижний предназначен для автомобилей, а по верхнему курсируют поезда метрополитена. На обоих уровнях имеются дорожки для пешеходов.
  • Визитной карточкой города Порту так же является колокольня церкви братства Клириков. Строительство архитектурного комплекса состоящего из церкви и колокольни было начато в 1732 году церковным братством, и закончено в 1750 году. Над строительством ансамбля трудились разные люди, но особенно следует отметить Никколо Назони и каменщика Антонио Перейра. Колокольня, которая венчает постройку с западной стороны, считается одним из шедевров Никколо Назони и признается одной из главных достопримечательностей города Порту. Благодаря тому, что колокольня достигает в высоту 76 метров, она является самой высокой церковной башней Португалии. Стоит отметить, что именно в церкви братства Клириков и похоронен знаменитый архитектор Никколо Назони.
  • Церковь Санто-Ильдефонсо была построена неизвестным архитектором между 1730-м и 1737-м годами. Несмотря на сдержанный фасад, ретабло алтаря демонстрирует изысканность и элегантность постройки. Работы по гравировке были выполнены мастером Никколо Назони. В 1932-м году церковь Санто-Ильдефонсо была украшена изразцами работы Хорхе Каласо. Изразцы изображают жизнь церковного заступника - святого Ильдефонсо, в честь которого и была названа церковь.
  • Еще одной достопримечательностью Порту являются церковь Карму и церковь Кармелиток (Igrejas do Carmo и das Carmelitas). Их особенность состоит в том, что эти две церкви расположены так близко друг к другу, что их можно принять за единое сооружение. Мужская церковь Карму (расположенная справа) была построена во второй половине 18 века по проекту архитектора Хосе Фгейредо Сейкаса. Облицованный камнем фасад венчает франтон, внутри которого находятся фигуры евангелистов. Боковые фасады церкви были облицованы изразцами азулежу в 1912-м году. Слева находится женская церковь Кармелиток. Примечательно, что церкви разделены домом, ширина которого всего один метр (один из самых узких домов в мире). Появление этого дома обязано закону, согласно которому две церкви не могут иметь общую стену.
  • Вокзал Сан-Бенту в Порту был построен в начале 20 века на месте Бенедиктинского монастыря Святой Марии. Весттибюль Вокзала покрыт 20-ю тысячами изразцов азулежу (эти изразцы - одно из высших художественных достижений в Португалии 20 века). Композиции из изразцов показывают сцены, связанные с железной дорогой и историей транспорта, а так же с известными событиями из истории Португалии.

События и фестивали

  • В Порту часто проводятся разнообразные мероприятия и торжества, которые приурочены тем или иным праздникам. Как бывшая столица Португалии, город довольно помпезно отмечает национальные даты - например, День Независимости (1 декабря) и День Республики (5 октября). Вместе с тем, в городе часто проходят другие фестивали, приуроченные, по большей части, к религиозным праздникам.
  • Самым популярным и колоритным мероприятием в Порту является День святого Хуана - покровителя города. Ежегодно 23-24 июня весь Порту украшают в праздничные цвета, повсюду устраивают ярмарки, шествия, театрализованные представления и угощения под открытым небом.
  • Рождество (Натал) и Пасха традиционно самые любимые праздники в Португалии, и Порту не является исключением. Повсеместные празднования, парады, представления и ярмарки - это лишь малая толика того, что происходит в городе на протяжение нескольких дней (или целый декабрь, в случае с новогодними праздниками).
  • Не менее популярна в Португалии и коррида, имеющая свои особенности и отличительные черты, более гуманная и, в некотором смысле, зрелищная. Даты открытия и закрытия сезона всегда являются общегородскими праздниками со своими ритуалами и четко регламентированными действиями.
  • Начало осени также характеризуется повсеместными винными фестивалями, которые для города, где родился портвейн, являются очень важными. Во время ярмарок представлены молодые и выдержанные вина, лучшие сорта и марки портвейна, бренди.
  • Кроме главных праздников, в Порту постоянно проходят разные мероприятия, посвященные музеям (День открытых дверей), кино (фестиваль научной фантастики Фантаспорту), музыке, архитектуре, книгам и прочим направлениям в искусстве.
  • В феврале, как и во всей Европе, в Порту проводится семидневный Карнавал, с шествиями, парадами, представлениями и прочими увеселительными мероприятиями. Еще один заметный праздник проходит в сентябре - Международный фестиваль кукольных театров - занимательное действо для взрослых и детей, когда со всего мира съезжаются лучшие труппы для представления своего мастерства.


Рестораны и кафе

Как и во всей Португалии, в Порту можно встретить самые разные заведения общественного питания - как обычные кафе с минимальными ценами, так и дорогие рестораны с Мишленовскими звездами. Местная кухня довольно простая и сытная, так как, в большинстве своем, сложилась исторически и основана на морепродуктах. Однако есть одно блюдо, которое отличает город от всех остальных. Неофициально, жителей Порту называют Tripeiros, дословно - «поедатели требухи» - чем многие гордятся. Действительно, местным фирменным блюдом является «Трипаш» - приготовленное из говяжьей требухи с разнообразными овощами. Также нельзя обойти стороной «фейжоаду» - мясо, приготовленное с рисом и фасолью; «франсезинью» - аналог сэндвича с ветчиной, жареной говядиной и колбасой с томатно-пивным соусом. Основная масса меню любого заведения состоит из морепродуктов, так как ежедневно в город поставляется свежий улов, где можно встретить не только традиционные типы рыбы, но и вполне экзотические - например, морского черта, подаваемого в некоторых ресторанах. На улицах, набережной и во многих районах есть небольшие кафе и бары, где можно сытно и недорого поесть, и попробовать какой-нибудь из сортов знаменитого портвейна.


Шоппинг

История и развитие города Порту тесно связаны с торговлей, а потому не удивительно, что здесь есть масса мест, где можно купить разнообразные товары. Туристам рекомендуется обязательно посетить старый и колоритный рынок «Боляу», расположенный на Ria de Sa da Bandeira, где постоянно продают свежие морепродукты, овощи, фрукты и разнообразные товары. В Порту большое количество торговых центров, брендовых бутиков, магазинов и аутлетов, которые представляют, как именитые торговые марки, так и местных производителей. Часто встречаются семейные магазинчики, где можно купить различные изделия народного промысла. Из северной столицы Португалии обязательно нужно привезти на память или в подарок:

  • портвейн - город является столицей этого напитка, в окрестностях которого производят десятки видов и сортов. Настоящий портвейн лучше покупать в специализированных магазинах, или в погребах производителей - куда устраиваются экскурсии с дегустациями;
  • азулежу - знаменитая керамика, традиционная только для Португалии. В Порту ею украшают практически все - от фасадов зданий, до небольших шкатулок, брелоков, сундуков и прочей утвари;
  • изделия из пробкового дерева - еще один символ Португалии и Порту в частности. Страна занимает одно из ведущих мест по выпуску такого вида древесины, а местные мастера предложат разнообразные поделки из пробки, включая обувь, сумки, аксессуары;
  • ювелирные украшения - наследие мавров, римлян и прочих народов, населявших местность, оказало влияние на ремесла. Серебряные и золотые изделия из местных мастерских привлекательны, самобытны, необычны и великолепны. Разновидностей ювелирной бижутерии очень много, и выбрать можно товары по любой цене;
  • оливки, сыр, хамон, яичный крем, вино - традиционные гастрономические сувениры из Португалии;
  • фигурки и товары с изображениями исторических достопримечательностей - таких товаров во всех сувенирных лавках очень много, и она отличается оригинальностью, разнообразием;
  • футбольная символика - город является домом знаменитых клубов «Порту» и «Боавишта» - их атрибутику можно купить во многих сувенирных лавках и фирменных магазинах.


Как добраться до Порту?

Из России в далекую Португалию добраться быстро можно только на самолете - прямые рейсы в Лиссабон летают практически из всех крупных городов. Стыковочные маршруты также есть и они могут занимать довольно продолжительное время, так как требуют пересадки в Германии, Франции и Испании. В самом Порту есть большой международный аэропорт Франсишку ди Са Карнейру, расположенный в 11 километрах от центра, принимающий самолеты со всей Европы, в том числе и лоукосты, но отдаленность страны накладывает свой отпечаток на поездку. Из Лиссабона можно добраться на поезде и автобусе. Также этими видами транспорта можно доехать и из России, но с многими пересадками в больших транспортных хабах, вроде Цюриха, Мадрида, Барселоны и прочих. Время в пути занимает очень много времени и иногда требуется транзитная виза для пересечения некоторых стран. На собственном автомобиле доехать до Порту можно, но сложновато, хоть город и находится на одной из важнейших магистралей на Пиренейском полуострове. Придется пересечь минимум пять стран, чтобы добраться до Португалии. Все-таки самым быстрым средством является авиация, будь то прямые перелеты до Лиссабона, или стыковочные рейсы в других городах мира. Как правило, при использовании недорогих авиакомпаний, долететь до Порту можно максимум за 30 часов.


Транспорт

Город Порту славится тем, что стал одним из первых в Европе, где был проложен трамвай, несмотря на довольно холмистую местность. По сей день в исторической столице Португалии действует разветвленная сеть общественного транспорта:

  • метрополитен - пять веток, проложенных под городом, объединяют все его районы и позволяют добраться не только до главных достопримечательностей, но и к основным транспортным узлам. Например, в аэропорту, на вокзале - сразу есть остановка метро, позволяющая быстро доехать до любой точки города;
  • трамвай - исторический вид транспорта, сам по себе являющийся достопримечательностью. Маршруты, а их всего три, проложены достаточно мудрено, но опоясывают весь Порту, а большинство проходит по историческому центру, что позволит насладиться видами города во время поездки из одного конца города в другой;
  • автобус - популярный и очень распространенный вид транспорта, который охватывает Порту, автобусы объединены с пересадочными узлами метрополитена и трамвая. Даже в аэропорт ходит три регулярных маршрута, что намного облегчает передвижение по городу. В ночное время также курсирует несколько автобусов, и проблем добраться до отеля не будет;
  • велосипед - набирающий популярность вид транспорта, который можно арендовать в десятках прокатных пунктов. Для Порту есть одна оговорка - из-за холмистости рельефа, на байке будет достаточно сложно передвигаться, особенно неподготовленному человеку;
  • такси - черно-зеленые и кремовые машины есть везде, и стоимость их вполне демократическая. Можно вызвать автомобиль по телефону или поймать на улице - цена не будет отличаться. Таксисты, пожалуй, самые вежливые и случаев накрутки тарифа очень мало;
  • авто в аренду - несмотря на размеры Порту, в нем случаются пробки и затрудненный траффик, но очень много бесплатных парковок по всему городу, а на платных стоимость не сильно «кусается». В городе работают, как международные, так и национальные компании по прокату автомобиля. Машину стоит взять, если вы планируете посетить живописные пригороды, что нужно сделать обязательно при посещении Северной Португалии.


Проживание

Столь исторический город, где проживали короли и аристократия, предлагает большой выбор гостиниц различного класса, многие из которых расположены в древних особняках и резиденциях. В Порту представлены все направления отелей - от эксклюзивных пятизвездочных, вроде Torel Avantgarde, до хостелов за 10 Евро в сутки. При этом поселиться можно в любой части города, так как он небольшой, а развитая сеть общественного транспорта позволит быстро добраться до места проживания. В Порту представлены отели всех знаменитых мировых сетей - Hilton, Sheraton, Radisson, а также огромное количество больших и малых гостиниц с различным уровнем сервиса и обслуживанием. В самом историческом центре, традиционно расположены самые дорогие места проживания, и чем дальше к окраинам, тем стоимость ниже. В пригородах также есть большой выбор приличных гостиниц, а доехать от них до центра не составит особого труда. Среди четырехзвездочных стоит обратить внимание на гостиницу Porto A.S. 1829 Hotel, как один из самых старых в городе, а выбор трех-и двухзвездочных поражает своим разнообразием, как по расположению, так и по ценам. Стоит помнить, что в сезон нанять номер довольно сложно, а потому лучше бронировать его заранее, чтобы не переплачивать.


Связь

В Порту довольно распространена обычная телефонная связь, не только в отелях, ресторанах, но и просто на улицах - звонки в Россию стоят достаточно недорого, а ночью действуют дополнительные скидки. Мобильные операторы местного и международного масштаба широко представлены в городе, а покрытие обеспечивает нормальное соединение в любой точке Порту. Беспроводной доступ к интернету Wi-Fi есть практически везде, и он, как правило, бесплатный - в отелях, ресторанах и барах, торговых центрах, в общественном транспорте, возле большинства достопримечательностей. Трафик позволяет без проблем отслеживать изменения в социальных сетях, общаться через Скайп, смотреть потоковое видео.

1. Обязательно прокатиться на раритетных трамваях по центру города, посмотреть на все достопримечательности.
2. Посетите знаменитый книжный магазин Livraria Lello, ставший прообразом многих мест из знаменитого романа про Гарри Поттера. Здесь же можно приобрести разнообразные книги, любой тематики и направления.
3. Еще одно место для обязательного посещения - маленькое аристократичное Café Majestic, бывшее некогда местом сбора аристократии и богемы, а сейчас радующее приемлемыми ценами, оригинальными интерьерами и вкусными блюдами.
4. Пользуйтесь общественным транспортом с карточкой Анданте - аналог проездного с ограниченным сроком действия, но дает возможность здорово экономить во время передвижения по городу, особенно при желании осмотреть как можно больше интересных мест.
5. Зимой и осенью стоит постоянно носить с собой зонт, так как ветры и дожди могут возникать довольно внезапно.
6. Пользуясь такси, лучше выбирать водителя, знающего английский, и с которым легче договорится. В машинах всех служб стоят счетчики, но иногда водитель может намотать больше кругов, чтобы увеличить стоимость поездки.
7. Поднимитесь на башню Клеригуш, высотой в 75 метров, которую видно из любой точки Порту, и она является символом города. Вход на смотровую площадку стоит около 2 евро.
8. Прогуляйтесь по Понте де Дона Мария Пиа и Понте ди Дон Луиш Первый - мостами, спроектированными и построенными Эйфелем и его учеником Сейригом еще до того, как началось строительство знаменитой башни в Париже.
9. Для тех, у кого не так много времени на подробный осмотр всех достопримечательностей Порту отлично подойдет экскурсионная прогулка на катере по реке Доуру, которая поможет ознакомиться с основными достопримечательностями города и, при этом, сэкономит время.

Порту на карте, панорама

September 15th, 2012 , 02:11 am

Еще год назад было планировала это путешествие, но в прошлом году выбор пал на Канары и Португалия была отложена.
Но в этом году Португалия наконец осуществилась. Поползав по блогам и сайтам путешествий, были выбраны три города: Порту, Лиссабон и Албуфейра. Послений был выбран исключительно для пляжного отдыха, куда же летом без купания и загорания.
Первый мой рассказ будет о втором по величине городе в Португалии - Порту.


Для начала о маршруте. На мой взгляд, это оптимальная таректори для того, что бы сделать какое-то представление об этой стране.
Кстати, A=G=Лиссабон. Гугл наложил точки одну на другую и вышла такая петрушка.

О том, как мы добирались до Порту - отдельная песня. Так, как самолет приземлялся в Лиссабоне очень поздно и поездов до Порту в это время уже не было, то добираться пришось автобусом Rede Expressos . Бегом-бегом, но мы успели.
И вот вуаля - город Порту.
Наш отель находился в центре на площади Баталья. Так что утром перед нами предстал прекрасный вид на церковь Сан-Ильдефонс, улочки залитые солнцем и толпы туристов.
Я постаралась, что бы много народу не попадало в кадр, так что улицы выглядят более или менее пустынно.


Первое что поразило меня - церковь Сан-Ильдефонс, жемчужина площади. Она вся покрыта характерной для Португалии изразцовой плиткой.
Эти изразцы называются азулежуш и имеют арабское происхождение. Их количество в Порту огромно, издали очень напоминают гжель и изразцы на русских печках.
Интересно, что изображен на них не просто повторяющийся орнамент, а различные сюжеты и персонажи.
Очень радует, что азулежуш не растащили на сувениры, а то так и подмыает отколупнуть.

Проникшись Португальским духом, я без конца щелкала улочки, идущие в горку и под горку.
Такие перепады очень нетипичны для равнинного Петербурга, так что интересно посмотреть на такие диковинные ландшафты.

Путешесвствуя по Португалии нужно поминить об удобной обуви. Тротуары вымощены очень гладкой брусчаткой, а подъемы и спуски увеличивают скольжение. Ну и конечно, нужно учитывать огромные пешие расстояния. Я лишилась одной пары обуви в Порту во время прогулки и часть пути до отеля мне пришлось проделывать босиком.
Хотя выглядят тротуары бузесловно очень нарядно.

Не смотря на то, что Порту второй по величине город в Португалии, в нем не чувствуется Лиссабонского размаха.
Здесь хорошо побродить, натыкаясь на различные архитектурные памятники, не следуя карте.
Особый шик придает всюду развешанное белье. Всех цветов и размеров. В каждом доме, в центре и в переулках.
Еще меня не покидало ощущение запущенности Порту. На каждой улице несколько домов стоят обветшалыми или заброшенными, с заделанными окнами. Сложилось ощущение, что народ покидает город, хотя оно может быть обманчиво и это просто еще один "изюм" Порту.

Наверное одна из фишек Португалии, которая приходит ум - трамваи. Даже нет - трамвайчики.
Такой вот привет из прошлого. Хотя выглядят они очень даже прилично, почти как новенькие.
При желании можно совершить путешествие на этом виде транспорта. Но при взгляде на толпу, набившуюся туда, как кильки, у меня такое желание отпало.
Ну симпатичный же, правда?

Лично для меня отличной альтернативой экскурсиям, даже я бы сказала более выигрышным вариантом, в путешествиях стали автобусы Hop-on Hop-off. В них, как правило, есть аудиогид на русском, при его отсутсвии всегда в наличии на английском, бесплатный wifi и отличный вид со второго этажа. Обычно мы делаем первый кружок для ознакомления с достопримечательностями, а на втором круге выходим у понравишихся мест для фотографирования и прогулок.

Свой рейс мы начали с Праса-да-Либердади, где установлен памятник королю Дону Педро IV.
Площадь Свободы венчает здание муниципалитета. На мой взгляд, очень напоминает Вацлавскую площадь в Праге.
(Я конечно дико извиняюсь, но каждый раз, когда возникало упомниание о Доне Педро, мне вспоминался отечественный фильм "Здравствуйте, я ваша тетя!". Не удержалась, что бы не вспомнить. :))

Кстати, еще одна маленькая деталь. На площади Свободы находится один из самых шикарных Макдональдсов мною виденных. Вроде раньше там был ресторан. Орел как-то был бы более типичен для Германии. Внутри помещение тоже выдержано в имперско-торжественном стиле.

В sightseen автобусах я люблю сидеть на втором этаже, конечно. Высоко сижу, далеко гляжу + получаешь солнечные ванны. Правда в Порту на некоторых улочках деревья невысокие, приходится нагибаться.
На фото ниже слева, кстати и здание муниципалитета с 70-ти метровой колокольней.

Маршрут автобуса проходил вдоль океанского побережья, так что в Порту я впревые увидела океан, омывающий берега Португалии. Погода была довольно жаркая, так что на пляжах отдыхли туристы и местные жители. Молодежь же предпочитала более экстремальные способы охлаждения, прыгая с вертолетной площадки в устье реки Доуру, на которой стоит собственно сам Порту.

Кстати, виды на город тут открываются замечательнийшие: домики нависают один над другим и конечно же гирлянды белья на просушку.

На другой стороне реки Доуру, как нам сказали, лучшие рыбные ресторанчики. В общем, судя по количеству рыбацких лодок, рыба здесь имеется точно.

Раз вышли к реке, то невозможно не наткнуться на НЕГО! Я конечно же говорю про двухуровневый мост короля Луиша I. Он связывает район Рибейра с погребами и винными складами города Вила-Нова-ди-Гая. Ну и сооружён по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига. Собственно есть что-то общее.
Внимание, много-много фоток моста!

Мост величественен, его много. И пощелкав его днем со всех сторон, непременно нужно повторить все то же самое на закате и ночью. Кстати, в предзакатные часы свет наиболее выигрышный на мой взгляд.

Конечно же эта махина не единственный мост через Доуру.
Названия следующего не знаю (может кто подскажет?), но выглядит впечатяюще, ага.

И мост, кто бы мог подумать... Понте-де-Дона-Мария-Пиа, названный в честь супруги короля Луиша I. Романтик, шарман. Ну что же, целое семейство.

Виды можно осмотреть с бережка со стороны Рибейраю поднявшись на верх на подъемнике или с фуникулера с другой стороны.
Правда, фуникулер - ничего особенного. Окна какие-то заляпаные, вид с моста или берега с верху однозначно лучше. Лучше скопите деньги на портвейн:) .

Ну раз я произнесла это волшебное слово ("портвейн" я имею ввиду), то надо развить эту тему.
Думаю, не составить труда догадаться, что слово «портвейн» происходит от названия Порту.
Так вот, основное сосрдоточие складов и погребов с этим напитком в городе Вила-Нова-ди-Гая, на левом берегу Доуру.
Хотите продегустировать, вопросов нет - вэлкам. Да и побродить тут очень приятно. Потом сесть куда-нибудь на берегу и заточить сардин.
Честно говоря, у меня было предубеждение против портвейна, ни разу до этого не пробовала, но отрицательных отзывов слышала пердостаточно. Правда речь шла о портейне, купленном в нашем отечестве.
Оказывается существует несколько категорий портвейна tawny, brankco, ruby, vintage и т.д.
Не похвастаюсь. что попробовала все, но 3-4 сорта продегустировала.
Кстати, с определенным сортом советуют потреблять опеределенные закуски: орехи, джем, ветчину с дыней, фрукты, пирог с лимоном и т.д.

Кстати, отсюда открывается отличный вид на противоположный берег.
Места прямо созданы для фотосетов. Домики понатыканы один на другой и толпы гуляющих туристов.
Посмотрев на все это, мы скорее поспешили перейти через мост, присоединиться к вечерней суматохе.


И пару слов о том, что находится на другом берегу - Рибейра.
Этот район наполнен узкими извилистыми улочками и обветшалыми домами.
Создалось впечталение, что жизнь здесь отнюдь не процветающая и народи потихонку покидает это место.
Но есть хорошие новости - район включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и вроде его потихоньку восстанавливают.

Кстати, в Порту находится один из красивейших железнодорожных вокзалов Европы - Сан-Бенту.
Стены выложены плитками азулежуш в бело-голубых тонах. Самая большая из них выполнена из 20 тысяч изразцов и украшает зал ожидания. На картине изображены эпизоды из истории железных дорог.

Еще интересный факт: символ Португалии - петух Барселуш. Петух Барселуш жареный, поэтому всегда черный. Таких петушков всегда можно преобрести в любом сувенирном магазинчике Португалии, его изображение можно встретить практически всюду.

В заключении этой части, добавлю: что бы увидеть Португалию, все же стоит посетить Порту. В нем есть обаяние небольшого города и он совершенно не похож на другие места в Португалии.

...или один день в городе давшем название стране .
Несмотря на то, что рассказ о северной столице Португалии, городе Порту я оставил на конец, посещение этого прекрасного города было самой серединой нашего "Большого португальского автопробега ". А оставил на закуску я его потому, что Порту настолько классный, что его нужно выносить в отдельный "зал славы" и размещать на особой полочке. Если у вас достаточно времени, и вы можете позволить себе две недели на знакомство с Португалией, вы вольны сами выбирать место для этого города, но если у вас всего один день на то, что бы урвать себе кусочек Португалии, то вы должны выбрать Порту. Можно не ездить на скалы Альбуфейры, пропустить Лиссабон, не забираться на 2000 метров на Торре Сьера да Эштрела, можно даже не видеть Синтру, Эвору и Коимбру, но обойти вниманием Порту нельзя! Порту является одним из самых интересных и примечательных городов Португалии, а также вторым городом страны по количеству населения. Более того, именно Порту дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту — один из древнейших городов Европы, бывшая столица страны и нынешняя столица портвейна. Это и оживленный промышленный центр, историческая часть которого, постоянно населенная как минимум с 4 века, получила от ЮНЕСКО статус объекта Всемирного наследия в 1996 г. В отличие от других крупных городов страны, центр Порту не столько барочный, сколько гранитный и монументальный. История Порту датируется примерно 300 г. до н. э. с прото-кельтского и кельтских людей, являющихся первым известным жителей. Руины этого периода были обнаружены в нескольких областях. В районе современного Порту также существовало поселение галлеков. Римский генерал Децим Юний Брут Каллаик завоевал город примерно в 136 году до нашей эры.
Римляне назвали город Portus Cale , то есть Красивый порт. Это название позже преобразовалось в Portucale, впоследствии давшего название всей стране — Portugal.

В Порту мы ехали из дворца Бусаку, о ночи в котором я . Из-за густого тумана, мы не стали тратить время на вершине Круз Альто и были в Порту уже рано утром. В итоге на город у нас ушли ровно сутки, чего было и достаточно, и чуть чуть коротковато. Учитывая почти неделю на португальской земле, мы уже достаточно впитали в себя местный колорит, и поэтому не распылялись на тупосидение на набережной, а сразу приступили к близкому знакомству с городом.

Когда мы на скорости в 165 км.ч влетели в пригород Порту, облака еще только поднимались и с океана ощутимо тянуло свежестью. Переехав реку Дору, в долине которой выращивают виноград для знаменитого портвейна, мы свернули к центру и тут же наткнулись на стоящие вдоль скалы машины. Бесплатная стоянка в 10-ти минутах от центра. Надо бы остановится посозерцать мосты.

И мы оставили машину в пяти минутах от понте Луиша. Забегая вперед, скажу что мы её так и не перегнали, потмоу что в центре, где мы жили с парковкой совсем грустно, а подземка за 25 евро показалась дороговатой. Так машинка и заночевала на набережной между мостами.

И вот он настоящий Порту со своим колоритом, которого нет ни в одном городе Португалии.

Жителей Порту называли и продолжают называть «трипейрос» — «едоки требухи». Суп из нее до сих пор остается фирменным деликатесом города. При этом горожане в культурном смысле держатся особняком от остальной Португалии, и здесь часто можно услышать фразу: «Порту — это нация».

На противоположной стороне реки, монастырь и как бы уже другой город - Вила-Нова-ди-Гая, хотя воспринимается он как заречье, часть Порту.

Именно с Вила-Нова-ди-Гая нужно начинать знакомство с Порту. Начать лучше с набережной. Потом подняться на смотровую площадку и насладится видами города, которому уже больше 2300 лет. Мы переходим на другую сторону через мост Луиша 1-го.

Где-то там, почти в полукилометре, мы бросили свою "копеечку" и тяжелые вещи.

По мере продвижения по мосту, город начинает открываться все новыми ракурсами. Порту великолепен!

В течение семи веков, вплоть до 1956 года, вино в Вила-ова-ди-Гая перевозили на живописных плоскодонных парусниках, называемых "баркош рабелош". Сейчас это делается по железной дороге. Но лодки баркош рабелош по сей день являются символом города.

Много-много баркош рабелош на набережной Порту. Я умышленно не говорю Вилла Нова де Гая, ведь это формальность, по сути это единый город, объединенный с пригородами в большой муниципалитет с численностью населения превышающим число жителей современной Латвии. 2400 000 жителей! Поэтому я настаиваю, что Вилла Нова де Гая это район Порту, противоположная центру набережная.

О самом портвейне, его производстве и прочем я расскажу в следующей публикации, сегодня гуляем.

Вдоль набережной тянутся бесчисленные погреба, где хранится портвейн всех известных и самых неизвестных марок. В погреба можно сходить как вмузей, поглазеть на штабеля бочек.

Бочки на баркош рабелош бутафория для антуража. Каждый уважающий себя дом портвейна обязан иметь парочку лодок с бочкми у пристани. Иначе как-то не солидно. Есть там и утилитарные прогулочные.

Я дошел до самого конца набережной к дальним погребам. С виду это типичные складские ангары доисторических времен.

Самая же красота за рекой, это центр Порту, район Рибейра, где живут трипейрос. От них и пошло название района. Трипейрос- пожиратели требухи. Так уж вышло, что трудяги рыбаки всегда были бедны, и после продажи рыбы, им доставались лишь рыбьи требуха. Сейчас это уже не рыбацкий район, и лодок с сетями ты тут не встретишь, но колоритно до невозможности.

На фото ниже виден старый трамвай, которому 80 лет и номер у него первый. Других нет. Идет аж до океана, стоит поездка 4 евро. Внутри деревянный, с двумя кабинами.

Инеса поехала на смотровую площадку на фуникулере, я пошел пешком, мне важно было заснять то что меня восхищало в облике старого города.

На то, что бы подняться к монастырю на площадку, у меня ушло добрых пол часа. Крутые улочки умело запрятаны от посторонних, без навигатора в телефоне я бы не нашел путь наверх.

Но до подъема еще далеко. Пока любуемся видами Порту.

У города какая-то особая аура. Порту очаровывает, он уютный и компактный. Общественный транспорт вам не понадобится. Бросайте машину за мостами и вперед пешком.

Обратите внимание на мост Понте Луиш, он двухъярусный. Внизу машины и люди, сверху поезда ранее и метро ныне. Хотя метро больше похоже на разжиревший трамвай, но сути это не меняет. И под мостом десятки баркош рабелош.

Поглядите на цветные домики в два окошка в первом ряду на набережной. Это ли не прелесть.

На небережную той стороны мы выйдем ближе к вечеру.

Ярусная застройка невероятно живописна и фотогенична. Особенно издали. Я одел Zuiko 40-150, дабы не выкручивать блинчик на максимум.

На фото ниже мы видим сразу несколько достопримечательностей Порту. Это колокольня церкви Клеригуш, самая высокая в Португалии, и служившая еще в прошлом веке маяком и ориентиром морякам, это Кафедральный собор, и епископский дворец-резиденция. (белое здание)

Поглядите на верхний ряд окошек епископского дворца. К среднему окошку мы еще вернемся позже.

Долго ли, коротко ли, но я возвращаюсь к мосту, что бы начать свое восхождение к смотровой площадке. Мост этот не простой. Мост дона Луиша (Ponte de Dom Luis). Мост через реку Дору - один из символов Порту. Нижний ярус моста автомобильный, на верхнем по средней части идёт метро, по краям пешеходы. Метро ходит довольно редко, так что пешеходы вполне могут перейти с одной стороны моста на другую - с них разные виды. Я так и делал, кстати.

Мост длиной 385 м соединяет Порту и его южный пригород, Вила-Нова-ди-Гая. Высота моста 44 м. По конструкции это металлический арочный мост, самый длинный в мире из мостов такого типа. Он строился с 1881 по 1886 год по проекту Теофила Сейрига, партнёра и ученика Гюстава Эйфеля. Говорят сам Эйфель внес некоторые поправки в готовый проект, который победил в конкурсе на строительство за счет своей дешевизны и стал носить имя короля Луиша Первого.

Небогатый район Порту.

Ну где там моя, Нэська? Фуникулер бестолковый. 300 метров удовольствия, хотя и экономия энергии.

С верхней точки Порту ещё прекраснее.

В паре километрах, за поворотом реки, в её дельте можно встретить дельфинов. Ведь там уже начинается океан и они заплывают в пресную воду поохотиться на рыбку.

В принципе тут весь интересующий нас Порту. Он не так уж огромен и двух дней на город достаточно.

Вот то самое метро, сдвоенный вагон идущий по мосту Дона Луиша, хотя его называют и мостом Эйфеля.

Очень трудно заставить неснимающего человека, сфотографировать тебя так как ты хочешь.

Крыши погребов.

Мост весь стальной, гулкий.

Гуляем туда, гуляем обратно. Туда по нижнему ярусу, назад по верху. Мост надо пройти обязательно. Ведь в самом его конце-начале и находится смотровая площадка с прекрасным видом на город.

Идем дальше.

Спустя час или более, мы в конце концов, всступаем в исторический район Рибейра.

С набережной Дору (станция Ribeira, практически под мостом дона Луиша) можно за пару минут и €2,50 подняться на скалу. Верхняя станция Batalha находится в 300 м от вокзала и станции метро São Bento, на той же высоте. Фуникулёр выполняет роль туристического аттракциона, но, если вам не жалко денег, это довольно неплохой способ сэкономить силы и время, если вам надо от реки подняться на уровень верхнего яруса моста. По моему это скучно, да и в никуда собственно.

Пешие маршруты куда живописнее. При нас фуникулером никто не пользовался, и мы его вообще не видели.

Под мостом живут не самые богатые португальцы.

Жёлтый домик, шириной в одно окошко, сдается или продается.

В левом верхнем углу снимка можно рассмотреть площадку, от которой мы идем.

Немой вопрос.

Внизу уже виден знаменитый вокзал Сан Бенту.

Но мы осматриваем все по порядку. И сначал у нас по пути романский собор и виды от его входа.

Следующим пунктом у нас значилась колокольня Клеригуш. Тут в соборе можно купить единый билет на три локации. Собор и музей, башня Клеригуш, и епископский дворец с экскурсией. Свободного входа в него нет, надо забить время и идти с экскурсоводом.

Сначала собор. Кафедральный собор, был перестроен из старой крепости в XII-XVIII века,

В сам собор вход свободный.

Романский собор, одно из старейших и одно из самых заметных зданий Порту, строился с начала XII по XIII век. Фасад собора состоит из двух квадратных башен с необычными куполами (сделанными в 1772 году), между которыми устроено окно-розетка в романском стиле. Входной портал построен в том же 1772 году в стиле барокко. В интерьере сохранились неф и романские колонны, но практически всё внутреннее убранство барочное. К югу к собору пристроен изначально готический клуатр.

История Порту ведется от римского Портокале, существовавшего в V веке, но поселения на этом месте были гораздо раньше. В начале VIII века его захватили и разрушили мавры, а в конце X века эти земли освободил Принц Генрих Бургундский. По его приказу здесь в 982 году началось строительство кафедрального собора. В 1147 епископ Порту Дом Хуго организовал английских, немецких и флагманских крестоносцев в морской поход на Лиссабон. Они помогли Афонсо Энрикешу освободить будущую столицу Португалии от мавров. В эпоху географических открытий Португалия становится важнейшей морской и торговой державой Европы, а Порту - ее основным портом и центром судостроения.

С самого основания Порту был свободолюбивым, независимым городом. Здесь часто были бунты и восстания, и даже инквизиция не имела в Порту особой власти. В 1757 году жители восстали против винной монополии, введенной Маркизом Помбалом (на восстановление Лиссабона после землетрясения). В 1832 Порту был центром борьбы Дом Мигуэля за власть, а в 1878 здесь прошли первые республиканские выборы.

В соборе нам понравилось. Нечто среднее между крепостью, монастырем и дворцом. Своих трех евро он стоит.

Немного подвис я на этой картине. Что на тарелке? Мне тут видится собака. Объясните как-тут и что?

Ну и конечно азулежу целыми стенами.

А в такие вот комоды с множеством ящиков святейшие клали счета.

Так выглядит площадь-смотровая площадка у входа в собор, и справа тут же вход в епископский дворец, но наша экскурсия через пару часов, поэтому мы отправляемся обедать и на колокольню Клеригуш, а про дворец расскажу вам вообще в следующей публикации.

Чайки тут необычно наглые.

Для покушать, мы выбрали небольшое кафе с хозяйкой поваром, не говорящей по английски но накормившей нас вкусно и не дорого.

Собор снизу.

И Порту сверху. Прямо подо мной то самое кафе.

А потом мы побрели к церкви Клеригуш по улочкам Рибейры.

Лично я такие места просто обожаю. Настоящий нетуристический Порту с местными жителями, своим ритмом и отсутствием гламура.

Тут на узких улочках своя жизнь.

Вот оттуда от собора мы идем. Можно бродить просто по ориентирам без навигатора.

Пока петляли, набрели на "смотровую площадку", упоминающуюся где-то в сети. Случайно, но я сразу вспомнил о ней. Место неформалов, судя по всему.

Тут не очень чисто, но днем терпимо.

Хорошо от сюда видно район Вилла нова де Гая.

Но лучший вид, на мой вкус, в сторону епископского дворца и моста Дона Луиша-Эйфеля.

Тыц тыц, спиртик, водочка, сигаретки?

Да, мы тут были, Сандеман пили, требуху ели, и вообще Порту полюбили.

Какая-то сиреневая улочка....

Мы почти вышли к Клеригуш.

Тут начинается более современный район, широкие улицы, машины, трамвай, банки и офисы.

Но уникальная атмосфера Порту все равно сохраняется и тут.

И вот она Торре душ Клеригуш.

Сама церковь украшена внутри разноцветным мрамором, никаких внешних красок. Это католической церковь Клеригуш (Clerigos) с колокольней (Torre dos Clerigos), являющейся самой высокой в Португалии (76 метров) и символом Порту. Долгое время она была ориентиром для моряков. Мы отправляемся наверх.

На башню, колокольню нужно идти пешком по ооочень узкой лестнице. Двоим людям не разойтись. С рюкзаком вообще засада. Создали пару пробочек. Но на разворотах чуть шире и вжавшись в стену пропускали идущих вниз.

У башни два увровня. То есть есть повыше и пониже. Несколько туристов очень удивились, когда мы вынырнули из стены, спустившись с верхней части и тут же устремились вверх.

Отсбда Порту весь как на ладони. В принципе видов отсюда достаточно и кроме площадки на той стороне реки, больше искать ничего не надо.

Оранжевая черепица, цветные домики, пёстро и ярко.

Некоторые домушки совсем малюпутенькие и втиснуты в какие-то щели.

Вот почти вся Рибейра в одном кадре.

Это восточная часть города.

Это северная...

Вдруг вы не поверили, что мы поднялись на 70 метров по старым каменным ступеням. Так вот вам доказательство. В следующей части вечерний Порту, набережная, и портвейн, конечно же.


Не от вида ли набережной реки Дора, с разноцветными домами ячейками старинного района Рибейра? Яркие краски домов, шумные таверны, построенные прямо на остатках городской крепостной стены. То тут, то там, снующие мимо лодки "рабелуш", те самые, которые использовались в прошлом для перевозки бочек с портвейном. Стоящие вдоль набережной Кайш лотки торговцев, торгующих всякой дребеденью...


01. В прошлый раз, описывая свою прогулку по , я остановился на колокольне церкви Клеригуш, откуда открывается замечательный вид на главные символы города.

04. Генрих Мореплаватель конечно знатный путешественник...
Авторы памятника, как бы невзначай, направили его указующий перст на

05. здание Биржи! Туда, откуда путешественник, символически черпал финансы на свои путешествия. И пусть Вас не смущает тот факт, что здание было построено спустя 430 после смерти Генриха, памятник ему авторы, поставили еще позже!

06. Покрутившись по узким улочкам Рибейры,

07. я наконец вышел на набережную реки Дора,

08.И замер от удовольствия, внимательно рассматривая детали ярких домов.

12. На другом берегу - другой город! Вила-Нова-ди-Гайя. Здесь находятся знаменитые винные погреба с португальским портвейном.

13. Пройдя по набережной Кайш, не смог отказать себе в удовольствии подняться на мост Луиша I

14. Самый известный символ Порту, построенный в 1886 году учеником Гюстава Эйфеля (того самого), бельгийским инженером Теофилем Сейригу. Двухуровневый мост, заменил мост Пенсил (1841 год), от которого остались памятные колоны (справа).

15. Вид на винные погреба (слева) Вила-Нова-ди-Гайя и на монастырь ордена святого Августина, расположенный в Сьерра-дель-Пилар. Дело в том, что Вила-Нова-ди-Гайя - это не только соседний город, но и старинный конкурент Порту. Чем больше вина хранилось в погребах города, тем богаче он становился. А монастырь, должен был украсить город, и стать достойным конкурентом противоположной Рибейры. Монастырь, действительно красив, а какой вид открывается оттуда на оба берега реки Дора! Это последнее обстоятельство, способствовало росту популярности монастыря, в том числе и у военных. Так, в 1809 году, еще только будущий герой битвы при Ватерлоо, - Велингтон, отрабатывал здесь планы португальской военной компании британской армии против наполеоновской армии. Да и сегодня, большая часть монастыря занята военными, и закрыта для доступа.

16. Пора подняться по лестнице в Небо

16.По пути встретиться дивные жилые улицы, можно даже посидеть и отдохнуть от утомительного подъема.)

18. К сожалению, Рибейра находиться в очень плачевном состоянии: Дома обветшали, и сегодня в них живут беднейшие слои общества. Поскольку район находится под охраной ЮНЕСКО, власти города обязаны сохранить и реставрировать Рибейру. Благодаря этому, состав населения района постепенно меняется, прежние жители перебираются в другие районы города.

19. А пустые дома, ждут своего часа реставрации и возвращения былого блеска, под охраной грозного рыцаря Вимара Переша , который однажды в 868 году отстоял город перед мусульманскими войсками.

20. Здесь же, на площади у Кафедрального собора Се, расположена колона Pelourinho - некогда позорный столб, служащий местом публичного унижения осужденных.

21. Ныне символ правосудия.

22. Кафедральный собор Порту выглядит как крепость, впрочем когда его начинали строить в XII веке, разница между собором и крепостью была невелика.) К собору прилегает дом церковного капитула , построенный в 1717-1722 годах, в тени остался дворец Епископа...

23. Так что Вимару Перешу есть что охранять на здешних холмах!

24. Ну вот наконец и верхний уровень моста Луиша I, по которому ходят трамваи Metro do Porto (рассказ будет!) .

25. С высоты почти 45 метров,

26. хорошо видны лодки "рабелуш" с бочонками португальского вина;

27. И словно игрушечные дома, на набережной Кайш-да-Рибейра;

28. И остатки крепостной стены, разрушенной в ходе перестройки городского вида в далеком XVIII веке;

29. И бегущие воды петляющей реки Дора, стремящиеся к океану, между двух огней конкурирующих соседей.

30. Красивый мост. Верхний уровень растянулся на 392 метра, нижний поскромнее, всего 174 метра.

31. Наконец, мы и добрались, до красивых, протокольных видов на Рибейру, которые открываются со строны Вила-Нова-Ди-Гайя.

31. Узнаете Кафедральный собор Се на холме? Именно с этого собора и начинался город Порту. Впрочем, жители Порту, особенно в присутствии лиссабонцев, не согласятся с нами, справедливо считая, что жизнь здешнего поселения началась задолго до прихода римлян...

32. Однако, Порту, как город, официально начал свой отсчет в XII веке, с момента постройки крепости-собора, известного сегодня как Кафедральный собор Се. Вокруг него начались строиться дома, распространяя городскую жизнь все дальше и дальше...

33. Сегодня Порту - второй по величине город Португалии. Численность населения - около 240 тысяч человек. А в агломерации Большой Порту (включая все окружающие города) - 1,75 млн человек. Почти мегаполис.

35. Sandeman - один из символов современного Порту. Этот товарищ очень известная личность, его силуэт можно увидеть то тут, то там, и везде с бокалом вина... Кто бы это мог быть?

Порту — город портвейна и футбола, город высоких арочных мостов и шумных прибрежных баров, город неприглядных и грязных улиц, город давший название Португалии. Про Порту написано так много, что пытаться рассказать что-то новое — неблагодарное занятие. Но всё же попробую и рассказать, и показать.

Город расположен к северу от на правом берегу реки Доуру, протянувшейся почти на 900 километров через весь Пиренейский полуостров.

История города уходит к римлянам, как раз с тех времён Порту начал развиваться сначала как портовый, а потом как промышленный город. Причём за прошедшие два тысячелетия своего портового шарма он ничуть не растерял, но об этом чуть ниже...

Порту является вторым по величине городом Португалии, его нередко называют северной столицей.

Один из самых узнаваемых символов города — мост Понте-де-Дон-Луиш, построенный в конце XIX века Теофилом Сейригом, учеником того самого Гюстава Эйфеля. Мост соединяет два берега реки Доуру. Мост — двухуровневый: на верхнем уровне на высоте 45 метров проходит линия метро, нижний же ярус, расположенный прямо над водой, предназначен для автомобилей.

Но самый известный символ Порту — конечно же, знаменитое креплёное вино — портвейн.

Портвейном может называться только вино, произведённое на берегах реки Доуру. Это положение закреплено законодательными актами Португалии и Евросоюза. Так что советские «Три топора» и прочие аналогичные суррогатные жидкости, конечно же, не только не имеют никакого отношения к благородному сладкому напитку, но и его название позаимствовали абсолютно нелегально.

К слову, вопреки мнению большинства, портвейн производится отнюдь не в Порту — знаменитые на весь мир погреба, в которых выдерживаются дубовые бочки с вином, расположены на противоположном берегу от Порту — в городе Вила-Нова-де-Гайя.

Раньше, чтобы не тревожить вино перевозкой по неровным португальским дорогам, с виноградников до погребов его переправляли в бочках на плоскодонных грузовых лодках с квадратным парусом. В память о тех временах сегодня можно увидеть множество пришвартованных лодок, как раз напротив погребов. Некоторые из лодок переоборудованы в рестораны, за столиками которых можно бесконечно сидеть и наслаждаться свежим ветром с Атлантики под приятные сладкие нотки, сверкающего в бокале креплёного вина.

Пара слов про транспорт. В Порту, так же как и в , ходят старые дребезжащие трамваи.

Есть здесь и более современный транспорт. Например, больше похожее на трамвай городское метро.

Вдоль старой крепостной стены от берега Доуру наверх проложена линия фуникулёра.

Крепостная стена тоже появилась здесь неслучайно — в самом начале реконкисты Порту занимал пограничное положение. Граница между мусульманскими землями и только что получившим автономию португальским графством проходила как раз по реке Доуру.

Фуникулёр ходит довольно редко — оператор ждёт пока кабинка будет набита людьми под завязку, словно банка со шпротами.

Ну и, наверное, самый интересный вид городского транспорта — канатная дорога, соединяющая площадку рядом с мостом Понте-де-Дон-Луиш и набережную реки Доуру рядом с винными погребами.

Хотя, конечно, это уже не Порту, а Вила-Нова-де-Гайя, но всё равно очень интересно.

А интересно потому, что как раз с этой канатной дороги открывается лучший на мой взгляд вид на историческую часть Порту.

Над плотно сгрудившимся жилыми домиками монументально возвышается епископский дворец.

Рядом с ним на склоне холма расположен старинный район Байрру-да-Се — он является беднейшим и в то же время самым живописным кварталом Порту.

На набережной расположено множество маленьких открытых ресторанчиков, в которых, кажется, круглосуточно царит пьяное веселье.

Тем временем пришло время посмотреть на Порту сверху. Лучшее место для этого — обзорная башня церкви Клеригуш.

Её колокольня — высочайшая в Португалии. Долгое время она являлась ориентиром для прибывающих с Атлантики кораблей.

Наверх ведёт узкая лестница из 225 ступеней.

Переведём дух на одной из площадок... Мы пока всего лишь добрались до уровня крыш.

Ну вот мы и наверху.

Смотрим на Порту.

Видим красные крыши, уступами спускающиеся к берегам Доуру. Видим расположенный на дальнем берегу Вила-Нова-де-Гайя. Видим занимающие практически весь противоположный берег реки винные погреба.

Видим аккуратные новенькие крыши.

Видим, что прямо в центре Порту существуют живописные руины.

Видим, что склоны холмов, на которых расположен Порту, довольно крутые, и порой чтобы подняться по множеству ступенек, нужно хорошо попотеть.

Видим возвышающиеся вдалеке современные кварталы.

Видим, что на запад до самой Атлантики уходят огромные покрытые зелеными кронами деревьев парки и скверы.

Всё. Сверху на Порту насмотрелись. Продолжаем гулять по улицам.

Обратим внимание на то, что голубыми изразцами здесь могут быть украшены целые фасады домов.

Прочувтсвуем атмосферу квартала Байрру-да-Се, над которым словно могучий фаллос возвышается колокольня церкви Клеригуш, которую мы посетили чуть раньше.

Дома здесь высокие, а улицы узкие и грязные. Между домами душно, воздух как будто застыл, впитав в себя множество ароматов, начиная от доносящихся неизвестно откуда запахов дешёвой еды и заканчивая откровенной вонью, так знакомой по родным питерским обоссаным лифтам. Ощущение, что из цивилизованной европейской страны неожиданно попадаешь в бедную азиатскую.

На улицах развешено бельё. Периодически навстречу попадаются личности очень сомнительного вида, с которыми очень не хотелось бы встретиться на тёмной улице под покровом ночи.

В общем — настоящий портовый город. Для большего антуража не хватает только пьяных морских волков да дешёвых портовых проституток. Хотя, может я просто плохо смотрел?

Смотрю внимательнее, и начинаю понимать — что город-то восхитителен!

turturist.ru - Академия путешественника