Американские боевые самолеты в порядке возрастания. Стратегическая бомбардировочная авиация ввс сша

ВВС США по численности личного состава и количеству летательных аппаратов (их более 4 000) являются самыми крупными военно-воздушными силами в мире. Но нас интересует не военная сила Америки, а красивые снимки.

Лучшие фотографии самолетов и других летательных аппаратов от ВВС США за 2011 год .

В воздухе - военно-транспортный вертолёт Боинг CH-47 «Чинук» , штат Невада, 9 ноября 2011. (Фото Daniel Hughes):

Учебно-тренировочный самолёт L-39 «Альбатрос» на базе в Чарльстоне, 9 апреля 2011. (Фото Melissa Siegmund):



Дозаправка самолетов в воздухе с помощью Боинга KC-135 Stratotanker - реактивного военно-транспортного самолета-заправщика. (Фото Ben Fulton):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» , Афганистан, 12 ноября 2008. (Фото Aaron Allmon):

Грузовой самолет Боинг C-17 «Глоубмастер» III на военной базе в штате Северная Каролина, 26 июня 2011. (Фото Asha Harris):

Старт одноразового ракета-носителя Atlas V с мыса Канаверал, 26 ноября 2011. (Фото George Roberts):

Дозаправка в воздухе F16 над рекой Иордан на Ближнем Востоке, 17 октября 2011. (Фото Asha Kin):

Военно- транспортный самолёт Локхид C-130 Геркулес на взлетно-посадочной полосе в Афганистане, 14 августа 2011. (Фото David Salanitri):

Штурмовик A-10 «Тандерболт» II над Афганистаном, 11 августа 2011. (Фото Jeffrey Allen):

Штурмовик A-10 «Тандерболт» II вблизи. Разработан для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей. Юг Афганистана, 18 августа 2011. (Фото Jeffrey Allen):

Американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell UH-1 «Ирокез» над Йокота, Япония, 2 ноября 2011. (Фото Osakabe Yasuo):

Заправка вертолета Сикорский HH-60 Pave Hawk в воздухе. (Фото Osakabe Yasuo):

Истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II над Калифорнией, 18 января 2012. (Фото Tom Reynolds):

Поисково-спасательный вертолет Сикорский HH-60G Pave Hawk , Окинава, Япония, 5 декабря 2011. (Фото Maeson L. Elleman):

В небе над Флоридой истребитель-бомбардировщик пятого поколения F -35 Lightning II , 15 июля 2011. (Фото Joely Santiago):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» над Афганистаном, 6 октября 2011. (Фото Matthew Hecht):

Стратегический разведывательный беспилотный летальный аппарат RQ-4 Global Hawk . Может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. (Фото Amanda N. Stencil):

Военно-транспортный самолет C-130J «Геркулес» II на базе ВВС США в Калифорнии, 28 апреля 2011:

Сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец Боинг B-52 «Стратофортресс» . является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. (Фото Andy M. Kin):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» в небе над штатом штат Северная Каролина, 9 апреля 2011. (Фото James Richardson):

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Боинг E-3 «Сентри» над Калифорнией, 16 августа 2011. (Фото Brett Clashman):

Самолет-заправщик Макдоннелл-Дуглас KC-10 «Икстендер» 15 июля 2011. (Фото John P. Capra):

Тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 является, вероятно, самым дорогим самолётом в истории авиации . На 1998 год стоимость одного B-2 составляла 1.2 млрд долларов. (Фото Cody H. Ramirez):

Военно-воздушные силы США как отдельный вид войск появились только в 1947 году, после принятия закона о Национальной безопасности. Прежде того военная авиация входила в состав сухопутных сил и ВМС США . До официального рождения боевая авиация США прошла путь длиной в сорок лет.

Первые авиационное подразделение в армии США появились еще в 1907 году, оно называлось «воздухоплавательным отделением Корпуса Связи». Только в 1908 году на его вооружении появился первый самолет, Корпус занимался испытаниями аппаратов тяжелее воздуха и подготовкой летчиков.

После вступления США в Первую Мировую войну (1918 год) боевая авиация вошла в состав американских экспедиционных сил в Европе. В этом же году была организована авиационная служба армии США. Американские пилоты активно участвовали в воздушных сражениях Первой Мировой, оказывая тактическую поддержку собственным войскам. Лучшим американским пилотом той войны стал Эдуард Рикенбэкер, на счету которого 21 самолет и 4 дирижабля противника.

В 1926 году американские военно-воздушные силы были реорганизованы в Воздушный корпус армии США, именно в таком виде они вступили во Вторую Мировую войну . Этот конфликт начался для Америки с нападения японцев на тихоокеанскую военно-морскую базу Перл-Харбор, а закончился атомными бомбардировками японских городов. Переоценить значение авиации в победе над Японией и Германией трудно.

В первые месяцы войны американцы понесли тяжелые потери на тихоокеанском театре военных действий, но уже в 1942 году авиация США начала наносить удары по территории Японии.

Американская промышленность очень быстро сумела наладить массовый выпуск прекрасных боевых самолетов, которые использовались не только американцами, но и поставлялись союзникам. Настоящими символами той войны стали истребитель Р-51 Mustang и бомбардировщик В-17 Flying Fortress. Кроме этих самолетов, в больших количествах выпускались истребители-бомбардировщики Р-47 Thunderbolt, тяжелый бомбардировщик В-24 Liberator и другие боевые и транспортные самолеты.

Во время Второй мировой войны США впервые активно начали использовать стратегические бомбардировщики для уничтожения инфраструктуры противника.

После высадки союзных войск в Нормандии американские летчики начинают оказывать тактическую поддержку сухопутным подразделениям. На этом этапе войны превосходство союзников над немецкими ВВС было подавляющим. В небе Европы американские летчики сбили 35 тыс. самолетов противника, потеряв при этом 18 тыс. собственных машин. Потери американских ВВС на тихоокеанском театре боевых действий составили 4,5 тыс. самолетов, японцы потеряли 10 тыс. своих машин.

Ядерная бомбардировка японских городов открыла начало новой эры в человеческой истории.

После окончания войны военно-воздушные силы были значительно сокращены (с 2 млн до 300 тыс. человек), закрывались авиабазы, были уничтожены тысячи самолетов. Американцы обладали монополией на ядерное оружие и поэтому считали, что его мощи хватит для уничтожения любого противника.

В конце войны в авиационной технике произошла революция – началась эра реактивной авиации.

ВВС США начали постепенный переход на реактивные самолеты, но темпы перевооружения были неудовлетворительными.

18 сентября 1947 года был принят закон о Национальной безопасности, согласно которому ВВС становилось самостоятельным видом войск ВС США. В этом же период проводятся активные работы над созданием нового стратегического бомбардировщика.

В 1948 году СССР начал блокаду Берлина, и ВВС США приняли участие в первой масштабной гуманитарной операции по доставке различных грузов в осажденный город. В определенные периоды транспортные самолеты ежедневно доставляли в Берлин до 6 тыс. тонн грузов самой широкой номенклатуры (от угля до детского питания). До этого операции таких масштабов не проводились никогда. После Берлина стало понятно, что авиация способна выполнять еще одну стратегическую задачу: перебрасывать в любую точку мира значительное количество войск и обеспечивать их бесперебойное снабжение.

Следующим серьезным испытанием для ВВС США стала война на Корейском полуострове. Если бы не поддержка авиации на начальном этапе войны, то войска союзников, скорее всего, потерпели бы поражение. Уже в 1950 году в Корее начали появляться новейшие советские реактивные самолеты МиГ-15 , количество которых постоянно увеличивалось. Американским летчикам было запрещено наносить удары по аэродромам противника на китайской территории, где и были размещены МиГи.

Война в Корее четко показала, что значительное сокращение ВВС США было ошибкой, поэтому уже в начале 50-х годов финансирование военно-воздушных сил было резко увеличено. В этот период был разработан бомбардировщик В-52, также на вооружение были приняты новые виды истребителей и тактических бомбардировщиков.

Следующие несколько десятилетий вошли в историю как период Холодной войны – ожесточенного противостояния между Варшавским блоком и странами Запада. В это время конфронтация между СССР и США достигли своего апогея, мир неоднократно подходил к опасной грани масштабной термоядерной войны.

Воздушное пространство было одним из основных фронтов соперничества супердержав. Обе страны стремились создать более совершенные образцы авиационного вооружения и средств противовоздушной обороны. Ставились рекорды по дальности, скорости и высоте полета, средств на исследования в воздушно-космической сфере не жалели.

Важной вехой для ВВС США стала вьетнамская война. Первые бомбардировки Северного Вьетнама начались еще в 1964 году, почти сразу после инцидента в Тонкийском проливе. В 1965 году началась масштабная операция ВВС США под названием «Раскаты грома». Ее целью было уничтожение военной и гражданской инфраструктуры Северного Вьетнама, а также подавление воли вьетнамцев к дальнейшей борьбе.

Американская авиация активно использовалась до самого прекращения боевых действий в 1975 году. Во время вьетнамской кампании ВВС США, авиация ВМС США и авиация Корпуса морской пехоты потеряли 3374 самолета.

Еще в 60-е годы прошлого столетия начались разработки истребителя четвертого поколения, первым представителем этого класса машин стал самолет F-15 Eagle. Он эксплуатируется и сегодня. Чуть позже были завершены работы над истребителем F-16 Fighting Falcon, который долгие годы составляет основу истребительной авиации США.

В эти же годы активно продвигались работы в создании самолетов с пониженной заметностью для радиоэлектронных средств обнаружения противника («стелс»). Результатом этой программы стало создание самолетов , B-2 Spirit, а затем и истребителей пятого поколения.

ВВС США активно участвовали в операции «Буря в пустыне» (1990 год), более того, именно военно-воздушные силы внесли основной вклад в победу коалиции в этом конфликте. В этой войне США потеряли 40 самолетов и 23 вертолета, также было уничтожено несколько десятков БПЛА .

Американские военно-воздушные силы участвовали в нескольких операциях НАТО в Югославии (последняя в 1999 году), которые в итоге привели к падению правящего режима страны и распаду югославского государства.

В 2001 году ВВС США были задействованы в операциях американской армии в Афганистане и в Ираке (2003 год). В основном ВВС США использовались для поддержки сухопутных подразделений американской армии.

В настоящее время самолеты военно-воздушных сил США участвуют в борьбе против террористов ИГИЛ в Сирии.

Структура ВВС США

В своем составе ВВС США имеет министерство, штаб ВВС и одиннадцать командований. Кроме того, в структуру американских военно-воздушных сил входит 27 учреждений на правах командований.

В состав ВВС США входят и самолеты, которые числятся за Национальной гвардией страны. По своему уставу эта организация должна защищать территориальную целостность США, но поскольку на американцев никто никогда не нападал, то пилоты нацгвардии выполняют боевые задания наравне с летчиками военно-воздушных сил.

Руководит американскими военно-воздушными силами министр ВВС США. С 2013 года этот пост занимает Дебора Ли Джеймс. Однако министерство занимается только политическим и административным руководством ВВС, определяет его направления развития, отвечает за проведение исследовательских работ в области разработки новых летательных аппаратов (ЛА) и систем вооружения, а также занимается финансовыми вопросами. Министром ВВС США назначается гражданское лицо, не имеют воинских званий и его заместители и их советники.

Штаб ВВС США занимается организационными вопросами, оперативной и боевой подготовкой, материально-техническим обеспечением, разрабатывает планы использования военно-воздушных сил и уставы для военнослужащих. Также штаб принимает участие в вопросах разработок новых видов вооружения и ЛА, распределяет технику среди частей и подразделений. В настоящее время штабом руководит генерал ВВС США Марк Уэлш (с 2012 года). Территориально штаб ВВС США находится в Пентагоне , в штате Виргиния.

Вот список командований, которые входят в состав военно-воздушных сил США:

  • Боевое авиационное командование. Штаб находится на авиабазе Лэнгли, штат Виргиния. В его состав входит 1-я, 8-я, 9-я, 12-я воздушные армии и центр боевого применения ВВС.
  • Учебное авиационное командование. Штаб расположен на авиабазе Рэндольф, штат Техас. В состав входит 2-я воздушная армия, 19-я воздушная армия, военно-воздушный университет и другие части.
  • Командование воздушных перевозок. Штаб находится на авиабазе Скотт, Иллинойс. В состав командования входит 18-я воздушная армия и Экспедиционный учебно-научный центр.
  • Командование материально-технического обеспечения. Штаб расположен на авиабазе Райт-Паттерсон, Огайо. В состав входят исследовательские, производственные и логистические центры.
  • Командование резерва ВВС. Штаб - авиабаза Робинс, Калифорния. В состав входит 4-я, 10-я и 22-я воздушные армии.
  • Космическое командование. Штаб находится на авиабазе Петерсон, Колорадо. В состав командования включены 14-я и 20-я воздушные армии, центр космических и ракетных исследований.
  • Командование ВВС в зоне Тихого океана. Его штаб - авиабаза Хикэм, Гавайи. В его состав входят 5-я, 7-я, 11-я и 13-я армии.
  • Командование ВВС в Европе. Штаб находится в Германии на авиабазе Рамштайн. В его состав включены 3-я и 17-я армии.
  • Командование специальных операций ВВС. Его штаб расположен на авиабазе в Херлберте, штат Флорида. В его состав входит 23-я воздушная армия.
  • ВВС национальной гвардии. Штаб находится в Вашингтоне.
  • Глобальное ударное командование. Его штаб-квартирой является база ВВС США в Барксдейле, штат Луизиана. Это командование создано в 2009 году. Под его управлением находятся все стратегические ядерные силы, которыми располагает ВВС США. Это 20-я воздушная армия с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и 8-я воздушная армия.

Основной структурной единицей ВВС США считаются воздушные армии, они состоят из авиакрыльев (аналог отечественных авиаполков), которые разделяются на отдельные эскадрильи.

Отдельно стоит упомянуть Глобальное ядерное командование, именно оно контролирует значительную часть стратегического ядерного оружия США. В состав 8-й армии входят бомбардировщики В-52Н, В-1 и В-2А. МБР «Минитмен-3» стоят на вооружении 20-й армии. В настоящее время общее количество МБР составляет около 450 единиц, они постоянно поддерживаются в боеготовом состоянии, 95% из них стоит на боевом дежурстве.

Сегодня американские ВВС являются самыми многочисленными в мире. На 2007 год в них состояло 320 тыс. человек на действительной службе, более 117 тыс. – в резерве. Кроме того, 106 тыс. человек находились на службе ВВС Нацгвардии.

На вооружении ВВС США находилось более 4 тыс. летательных аппаратов, 156 БПЛА, более 2 тыс. крылатых ракет воздушного базирования. Большое количество самолетов и вертолетов находится на хранении на авиабазе Дэвис-Монтан, откуда большинство из них можно быстро вернуть в строй. Хотя неофициально эту базу называют «Кладбищем».

Самолеты

Вся боевая авиация, которая находится на вооружении ВВС США можно разделить на:

  • стратегическую;
  • тактическую;
  • разведывательную.

Стратегическая бомбардировочная авиация ВВС США представлена самолетами В-52Н, В-1 и В-2А.

. Сверхзвуковой самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Эта машина создавалась для преодоления неприятельской ПВО на малых высотах с возможным огибанием рельефа местности. Сегодня эти самолеты переоборудованы для ударов неядерными боеприпасами, в строю остается более 60 машин В-1В. Планируется их модернизация.

Тактическая авиация ВВС США представлена: истребителями F-15, F-16, F-22A и F-35A, штурмовиками А10 «Тандерболт», а также разведывательными самолетами.

F-15E Strike Eagle и F-15 Eagle – это первые американские машины четвертого поколения, разработанные еще в 70-х годах прошлого столетия. Они предназначены для завоевания господства в воздухе. Ни один из самолетов F-15 Eagle еще не был потерян в воздушных боях, эту машину планируют использовать до 2025 года.

Lockheed AC-130 Spectre – это весьма интересный самолет, настоящая летающая артиллерийская батарея для поддержки сухопутных войск. На борту самолета установлены артиллерийские и автоматические орудия. Этот самолет оборудован совершенной системой прицеливания и управления огнем. Отлично подходит для противопартизанской войны.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА). В последние годы значительно возросла роль БПЛА. Теперь они выполняют не только разведывательные, но и ударные задачи.

Это многоцелевой аппарат, который может выполнять как разведывательные, так и ударные функции. Успешно применялся в Ираке, Афганистане, постепенно замещается более современным MQ-9 Reaper.

К вспомогательной авиации ВВС США относится авиация специальных сил, военно-транспортная авиация, самолеты-заправщики и тренировочные машины.

ВВС США располагают огромным флотом стратегических и тактических военно-транспортных самолетов, что позволяет перебрасывать значительное количество войск и грузов в любую точку планеты. К стратегическим транспортникам относятсяBoeing C-17 Globemaster III и различные модификации C-5 Galaxy, общее их количество составляет примерно 300 самолетов, а к тактическим транспортным самолетам относится Lockheed C-130 Hercules (500 единиц).

К авиации Сил специальных операций относятся: CV-22, EC-130E/J, АС-130, МС-130Н, М-28, U-28A, РС-12, WC-130.

ВВС США: что дальше?

В настоящее время развитие военно-воздушных сил США ведется в соответствии с планом «Американские ВВС: вызов будущему», он был принят в 2013 году.

В этом документе отмечается стремительное развитие научно-технического прогресса, неустойчивость геополитической обстановки в мире, увеличение количества локальных конфликтов и роли авиации в них.

В ближайших планах руководства ВВС США достижение полной укомплектованности ВВС опытными пилотами, для чего планируют повысить их денежное довольствие. Большое внимание уделяется подготовке новых операторов БПЛА и устранение дефицита этой специальности в войсках.

Для повышения квалификации летчиков и операторов БПЛА планируется уделять больше внимания их подготовке на специальных тренажерах и средствах компьютерной имитации. Большое внимание уделяется отработке противодействия средствам ПВО.

Если говорить о других перспективных машинах, то министерство ВВС США надеется на скорейшее завершение программы создания нового стратегического бомбардировщика LRS-B . Он должен будет заменить слишком дорогой В-2. Хотя, следует отметить, что концепция применения LRS-B пока еще не отработана.

Много внимания в планах на будущее американские стратеги уделяют развитию беспилотной авиации. В планах увеличение количества подобных ЛА и полная замена MQ-1 Predator на MQ-9 Reaper.

Вероятно, продолжиться разработка крылатой ракеты нового поколения, которой будет вооружен бомбардировщик В-52.

Еще одним перспективным направлением считается разработка гиперзвукового оружия, которое сможет поражать противника за счет высокой кинетической энергии.

Видео о ВВС США

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Запрос «Мыс Канаверал (космодром)» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Космодром на мысе Канаверал База ВВС США на мысе Канаверал (Cape Canaveral Air Force Station) … Википедия

Incirlik Air Base … Википедия

Командование глобальных ударов ВВС США AFGSC … Википедия

- (англ. High Frequency Global Communications System) радиосеть, предназначенная для обеспечения непрерыного управления ракетно ядерными силами, боевой и вспомогательной авиацией ВВС США и обеспечивает: доведение до непосредственных… … Википедия

Стратегический бомбардировщик B 52H Инцидент с ядерными боезарядами произошёл в … Википедия

SAC Эмблема СК ВВС США Годы существования … Википедия

Air Force Intelligence, Surveillance and Reconnaissance Agency … Википедия

Знаки различия генерала ВВС (США) … Википедия

- (англ. United States Air Force Academy) военное учебное заведение, занимающееся подготовкой офицерских кадров для ВВС США. Академия официально аккредитована правительством США в качестве колледжa, выпускники, успешно закончившие… … Википедия

Книги

  • Психология человека в самолете , З. Гератеволь. В книге рассмотрены проблемы психологии летчика в свете развития авиации, процессы восприятия и реакции в полете, а также обусловленные полетом формы реакций и поведения человека. Книга…
  • На острие блицкрига. Взаимодействие люфтваффе с вермахтом во Второй мировой войне , Дейхман Пауль. Генерал-майор люфтваффе Пауль Дейхман составил эту книгу в рамках грандиозного проекта ВВС США, целью которого был полный отчет об итогах Второй мировой войны. Основываясь на своем опыте,…

Ранее на страницах «Евразия.Эксперт» был опубликован цикл материалов о состоянии . В настоящей статье анализ американского военного присутствия в европейском регионе сосредоточен на анализе современного состояния, дислокации и перспектив развития военно-воздушных сил (ВВС) и ядерных вооружений.

Военно-воздушные силы США, дислоцированные в Европе, подчиняются в основном штабу ВВС США в Европе и Африке (USAFE-AFAFRICA). Он находится в Германии на авиабазе Рамштайн. ВВС США в Европе и Африке входят в состав Европейского командования США (EUCOM) со штабом в Штутгарте-Вайхингене (Германия).

На авиабазе Рамштайн также расположен штаб 3-й воздушной армии ВВС США (3rd Air Force), в состав которой входят почти все части и подразделения ВВС США в Европе .

По данным EUCOM от 26 мая 2016 г., численность персонала ВВС США в Европе составляла около 28 тыс. военнослужащих.

У USAFE-AFAFRICA осталось только четыре собственных базы – Рамштайн и Шпангдалем в Германии, Авиано в Италии и Инджирлик в Турции. Кроме того, командование использует для постоянного базирования своих самолетов аэродромы Лейкенхит и Милденхолл Королевских ВВС Великобритании.

Важную роль играют авиабаза Королевских ВВС Фэрфорд, за последние годы неоднократно принимавшая на учения стратегические бомбардировщики B-2A Spirit, B-52H Stratofortress и B-1B Lancer, и база ВВС Испании Морон около Севильи, принимавшая В-52H. А база Инджирлик в Турции использовалась для нанесения ударов по объектам террористической организации ИГ (запрещена в РФ).

Истребители и ударные самолеты ВВС США в Европе сейчас постоянно базируются на базах ВВС США Шпангдалем в Германии и Авиано в Италии, а также на базе Королевских ВВС Лейкенхит в Великобритании.

Американские военно-транспортные самолеты, самолеты-заправщики, самолеты и конвертопланы сил специальных операций, поисково-спасательные вертолеты постоянно дислоцируются на базах ВВС США Рамштайн (Германия) и базах Королевских ВВС Милденхолл и Лейкенхит. Кроме того, на базе Милденхолл на ротационной основе размещаются самолеты радиоэлектронной разведки RС-135 55-го крыла 25-й воздушной армии Боевого авиационного командования ВВС США. А на авиабазе авиации сухопутных войск США Шьевр в Бельгии находится транспортная эскадрилья ВВС США, которая обслуживает штаб-квартиру НАТО и Штаб Верховного командования объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (SHAPE) (табл. 1).

Таблица 1. Численность военных самолетов и вертолетов ВВС США в Европе

Типы самолетов (вертолетов)

Численность

Авиабазы

Тактические истребители F-15C/D Eagle

Лейкенхит (Великобритания)

Истребители-бомбардировщики F-15E Strike Eagle

Лейкенхит (Великобритания)

Многоцелевые истребители F-16C/D Fighting Falcon

Шпангдалем (Германия) (24 F-16C/D block 50)

Авиано (Италия (42 F-16C/D block 40)

Военно-транспортные самолеты C-130J-30 Hercules

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-20Н (военная версия самолета бизнес-класса Gulfstream IV)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-21А (военная версия самолета-бизнес класса Learjet 35A)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-40В Clipper (военная версия самолета бизнес-класса Boeing 737-700)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-37A (военная версия самолета бизнес-класса Gulfstream V)

Шьевр (Бельгия)

Самолеты-заправщики KC-135R/T Stratotanker

Милденхолл (Великобритания)

Самолеты специального назначения MC-130J Commando II

Милденхолл (Великобритания)

Конвертопланы CV-22B Osprey Сил специальных операция

Милденхолл (Великобритания)

Поисково-спасательные вертолеты HH-60G Pave Hawk

Лейкенхит (Великобритания)

Самолеты радиоэлектронной разведки RC-135U Combat Sent и RC-135V/W Rivet Joint

2-3 (на ротационной основе)

Милденхолл (Великобритания)

С 2013-2014 гг. ВВС США активизировали использование военных аэродромов стран Восточной Европы.

Так, в Польше с первой половины 2013 г. на ротационной основе американские многоцелевые истребители F-16C/D Fighting Falcon (на авиабазе Ласк) и военно-транспортные самолеты C-130 Hercules (на авиабазе Повидз).

Для временной дислокации истребителей F-15 Eagle и штурмовиков A-10 Thunderbolt II, перебрасываемых в Европу в поддержку в рамках так называемого «Пакета мер по обеспечению безопасности на ТВД» (Theater Security Package (TSP)) используются авиабазы Польши, Латвии, Эстонии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Кроме баз в Восточной Европе для TSP также авиабазы в Исландии, Великобритании, Германии и Нидерландах.

Авиабаза ВВС Румынии «Михаил Когэлничану» играет важную роль в воздушном транзите американских военных грузов и военнослужащих в Афганистан и из Афганистана.

Планируется перевести ВВС США в Европе на более современную авиатехнику. Так, на авиабазе Лейкенхит в Великобритании в составе 48-го истребительного крыла будут постоянно размещены две эскадрильи малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A Lightning II.

Сохранятся и две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-15E Strike Eagle, а также и эскадрильи тактических истребителей F-15C Eagle. Первые F-35A начнут прибывать в Лейкенхит в 2021 г.

В бюджет European Reassurance Initiative (ERI) заложена модернизация высокозащищенных укрытий на авиабазе Шпангдалем (Германия) для размещения в них многоцелевых малозаметных истребителей пятого поколения F-22 Raptor. Также предусмотрено строительство сооружения для ремонта радиопоглощающего покрытия и композиционных материалов этого самолета, а также модернизация инфраструктуры для его технического обслуживания. Это, как минимум, означает, что F-22 будут размещены в Шпангдалеме на ротационной основе, а, возможно, затем и постоянно (особенно с учетом появившихся сообщений о том, что ВВС США выступают за возобновление серийного производства F-22).

Американский многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Источник: militaryarms.ru.

В бюджете ERI выделены также средства на модернизацию авиабаз Ласк и Повидз (Польша), Шяуляй (Зокняй) (Литва), Эмари (Эстония), Слиач и Малацки-Кухиня (Словакия), Кечкемет (Венгрия), Кымпия-Турзий (Румыния), Граф Игнатьево (Болгария).

Современная дислокация ВВС США в Европе показана в таблице 1.

Таблица 2. Военно-воздушные силы США в Европе

Авиабазы

Длина взлетно-посадочной полосы, метров

Объединения, соединения и части

Германия

Авиабаза ВВС США Рамштайн (Ramstein)

Штаб ВВС США в Европе и Африке (USAFE-AFAFRICA)

Штаб 3-й воздушной армии ВВС США

86-е транспортное крыло (37-я транспортная эскадрилья - военно-транспортные самолеты C-130J-30, 76-я транспортная эскадрилья - военно-транспортные самолеты С-20Н, С-21А и С-40В)

435-е крыло воздушно-наземных операций

521-е крыло аэромобильных операций

721-я группа аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

603-й центр авиационных и космических операций (планирование и управление воздушными операциями)

693-я группа разведки, наблюдения и рекогносцировки (intelligence, surveillance and reconnaissance) 480-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (авиабаза Лэнгли, штат Виргиния) (штаб группы, 24-я и 450-я разведывательные (intelligence) эскадрильи)

Авиабаза ВВС США Шпангдалем (Spangdahlem)

52-е истребительное крыло (480-я истребительная эскадрилья -многоцелевые истребители F-16C/D)

726-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Нидерланды

База ВВС Нидерландов Леуварден (Leeuwarden)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15С Eagle из США в рамках Theater Security Package

Бельгия

База авиации сухопутных войск США Шьевр (Chièvres)

309-я транспортная эскадрилья 86-го транспортного крыла - самолеты С-37

Великобритания

Авиабаза Королевских ВВС Лейкенхит (Lakenheath)

48-е истребительное крыло (492 и 494-я истребительные эскадрильи – истребители-бомбардировщики F-15E, 493-я истребительная эскадрилья - тактические истребители F-15С/D Eagle, 56-я и 57-я поисково-спасательные эскадрильи - вертолеты HH-60G Pave Hawk)

Временное размещение истребителей пятого поколения ВВС США F-22 (апрель-май 2016 г.) и F-35A (апрель-май 2017 г.)

Авиабаза Королевских ВВС Милденхолл (Mildenhall)

352-е крыло специальных операций (7-я эскадрилья специальных операций - конвертопланы CV-22B, 67-я эскадрилья специальных операций - самолеты специального назначения MC-130J)

95-я разведывательная (reconnaissance) эскадрилья 55-го крыла (Омаха, штат Небраска) - разведывательные самолеты OC-135s, самолеты радиоэлектронной разведки RC-135U и RC-135V/W

488-я разведывательная (intelligence) эскадрилья 55-го крыла (Омаха, штат Небраска) (бортовые технические операторы управления воздушной разведки самолетов радиоэлектронной разведки RC-135)

727-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Авиабаза Королевских ВВС Олконбери (Alconbury)

501-я крыло боевого обеспечения

423-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения

Авиабаза Королевских ВВС Фэрфорд (Fairford)

420-я авиабазовая эскадрилья 422-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Базирование на период учений стратегических бомбардировщиков B-52H, B-2A и B-1B с территории США

Авиабаза Королевских ВВС Кроутон (Croughton)

422-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения. Обслуживает один из крупнейших военных узлов связи, который обеспечивает около трети всех военных коммуникаций США в Европе и около четверти коммуникаций между Европейским ТВД и континентальной частью США

Авиабаза Королевских ВВС Менвит-Хилл (Menwith Hill)

421-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения

421-я авиабазовая эскадрилья (Air Base Squadron) 421-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

451-я разведывательная (intelligence) эскадрилья 544-й группы разведки, наблюдения и рекогносцировки 70-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (Форт-Мид, штат Мэриленд)

Крупнейшая в мире станция перехвата разведывательной информации со спутников глобальной системы радиоэлектронной разведки ECHELON

Авиабаза Королевских ВВС Фелтвелл (Feltwell)

Отряд 4 18-й разведывательной (intelligence) эскадрильи 544-й группы разведки, наблюдения и рекогносцировки 70-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (Форт-Мид, штат Мэриленд) (космическая разведка)

Авиабаза Королевских ВВС Молсуорт (Molesworth)

Рабочее местоположение (Operating Location) B 423-й эскадрильи связи 423-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Объединенный разведывательный центр (Joint Intelligence Operations Center Europe (JIOCEUR) Analytic Center (JAC)) Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО)

Разведывательный директорат (J2-M) Африканского командования Вооруженных сил США (AFRICOM)

Авиабаза Королевских ВВС Уэлфорд (Welford)

420-я эскадрилья боеприпасов 422-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения (один из крупнейших складов боеприпасов ВВС США в Западной Европе)

Норвегия

Станция Королевских ВВС Норвегии Сола (Sola) около Ставангера

426-я авиабазовая эскадрилья 423-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Исландия

Авиабаза Кефлавик (Keflavík)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C из США в рамках Theater Security Package

Испания

Авиабаза ВВС Испании Морон (Morón)

496-я авиабазовая эскадрилья 86-го транспортного крыла

Базирование на период учений стратегических бомбардировщиков B-52H

Португалия

База ВВС Португалии Лажеш (Lajes) (Азорские острова)

65-я авиабазовая группа

729-я аэромобильная эскадрилья 521-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Италия

Авиабаза ВВС США Авиано (Aviano)

31-е истребительное крыло (510-я и 555-я истребительные эскадрильи – многоцелевые истребители F-16C/D)

724-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Турция

Авиабаза ВВС США Инджирлик (Incirlik)

39-е авиабазовое крыло

728-я аэромобильная эскадрилья 521-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Польша

Авиабаза ВВС Польши Ласк

Авиационный отряд 52-го истребительного крыла

Ротационное размещение многоцелевых истребителей F-16

Авиабаза ВВС Польши Повидз

Ротационное размещение военно-транспортных самолетов С-130

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Package

Литва

Авиабаза ВВС Литвы Зокняй (Zokniai) (около Шауляя)

4 истребителя ВВС стран НАТО (в т.ч. США) (на ротационной основе) в рамках миссии

Визит истребителей пятого поколения F-22 ВВС США (апрель 2016 г.)

Латвия

Авиабаза ВВС Латвии Лиелварде (Lielvārde)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Временное размещение американских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) MQ-1B Predator (август-сентябрь 2015 г.)

Эстония

Авиабаза ВВС Эстонии Эмари (Ämari)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C из Великобритании и США и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Визиты американских истребителей пятого поколения F-22 (сентябрь 2015 г.) и F-35 (апрель 2017)

Словакия

Авиабаза ВВС Словакии Слиач (Sliač)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 Thunderbolt II из США в рамках Theater Security Package

Венгрия

Авиабаза ВВС Венгрии Кечкемет (Kecskemét)

Авиабаза ВВС Венгрии Папа (Pápa)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Package

Румыния

Авиабаза ВВС Румынии «Михаил Когэлничану» (Mihail Kogalniceanu) около Констанцы

Авиабаза ВВС Румынии Кымпия-Турзий (Câmpia Turzii)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Болгария

Авиабаза ВВС Болгарии Граф Игнатьево (Graf Ignatievo)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Греция

Суда-Бей (Крит)

1-й отряд 95-й разведывательная эскадрилья 55-го крыла ВВС США (операции, логистика, разведка и административная поддержка операций самолетов радиоэлектронной разведки RC-135)

С 2015 г. Вооруженные силы США реализуют программу по консолидации своей инфраструктуры в Европе (European Infrastructure Consolidation (EIC)). В ее рамках планируется переместить разведывательные части и части обеспечения с авиабаз Олконбери и Молсуорт на авиабазу Кроутон. Авиабазы Олконбери и Молсуорт в 2022 г. будут закрыты, а 501-е крыло боевого обеспечения будет расформировано. На авиабазе Кроутон будет сформирован новый Объединенный разведывательно-аналитический центр (Joint Intelligence Analytic Center (JIAC)), который объединит миссии всех трех разведывательных центров, находящихся сейчас на авиабазе Молсуорт.

Сокращается личный состав ВВС США на авиабазе Лажеш на Азорских островах. Планируется также закрыть авиабазу Милденхолл (до 2023 г.) с перемещением 352-го крыла специальных операций и 100-го заправочного крыла в Германию, а разведывательных самолетов RC-135 – внутри Великобритании. Но в апреле этого года в СМИ появились сообщения, что руководство Министерства обороны США пересматривает планы по закрытию этой авиабазы. Однако, согласно официальному заявлению Европейского командования США, оно не обращалось с просьбой об изменении списка объектов, намеченных к закрытию, и работа продолжается согласно первоначальному плану EIC.

Американский разведывательный самолет RC-135.

Военно-воздушные силы США – общий анализ

ВВС США наряду с ВМС составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы способны успешно вести жесткую контактную борьбу на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе – таковы оценки российского генштаба.

Поэтому развитию ВВС придается исключительно большое значение. Именно этот вид вооруженных сил становится центром притяжения основных инноваций. Как результат – у подавляющего большинства стран мира США могут выиграть войну одной авиацией, не задействуя флот и сухопутные войска.

В отличие от РФ и КНР, где каждый из компонентов ядерной триады относится к виду ВС, в США в состав ВВС входят и стратегические бомбардировщики, и МБР. Военно-воздушные силы включают 10 командований (8 целевых и 2 территориальных) и ВВС национальной гвардии.

Основными структурными единицами являются воздушные армии (ВА), состоящие из авиакрыльев (акр, эквивалентны полкам), которые в свою очередь делятся на эскадрильи.

ВА, авиакрылья и эскадрильи могут не иметь в составе ни одного боевого самолета и вообще никакого вооружения, но термины все равно используются.

Командование глобальных ударов (штаб – ВВБ «Барксдейл», штат Луизиана)

Включает оба компонента СЯС США, входящих в ВВС. 8-я ВА (штаб – ВВБ «Барксдейл») – это 2, 5, 7, 28, 509-е бомбардировочные акр и 576-я летно-испытательная эскадрилья. 20-я ВА имеет в составе все МБР «Минитмен-3» (ими оснащены три крыла: 90, 91, 341-е) и 625-ю эскадрилью стратегических операций.

Космическое командование (штаб в Петерсоне, Колорадо)

Включает аэрокосмический центр, центр развития космических инноваций и две воздушные армии.14-я ВА имеет в составе 614-й центр аэрокосмических операций, 21, 30, 45, 50, 460-е космические крылья. 24-я ВА отвечает за ведение кибернетической и информационной войны, располагая крыльями: 67-м боевого применения информационных систем, 688-м информационных операций, 689-м связи.

Боевое авиационное командование (Лэнгли, Вирджиния)

Имеет в подчинении всю боевую авиацию (кроме стратегической и резервных компонентов), дислоцированную на основной территории США. В ее составе четыре ВА, ВВС Сенткома и центр разработки способов боевого применения авиации ВВС.

1-я ВА (Тиндалл, Флорида)

Не имеет боевых самолетов. Она включает восточный (Роум, Нью-Йорк) и западный (Мак-Корд, Вашингтон) секторы ПВО, 601-й центр аэрокосмических операций, координационный центр спасательных операций, 722-ю эскадрилью воздушного контроля (дислоцированную в Канаде).

9-я ВА (Шоу, Южная Каролина)

1, 4, 20, 325-е истребительные акр, 23-е смешанное акр, 93-е операций против наземных целей, 461-е воздушного контроля и 633-е авиабазовое крылья.

12-я ВА (Дэвис-Монтан, Аризона)

49, 355, 366, 388, 432-е акр, 552-е акр воздушного контроля, 557-е акр разведки погоды. 25-я ВА (Сан-Антонио, Техас): 55-е акр, 9, 70, 363 и 480-е разведывательные акр.

Центр разработки способов боевого применения авиации ВВС (Неллис, Невада)

53 и 57-е акр, 53-я группа оценки систем вооружения, 98-е полигонное и 99-е авиабазовое, 505-е управления крылья. ВВС Сенткома – это несколько экспедиционных акр, временно дислоцированных на Ближнем Востоке и в Афганистане.

Командование воздушных перебросок (Скотт, Иллинойс)

Включает центр перебросок и одну ВА, в составе которой почти вся военно-транспортная и заправочная авиация. 18-я ВА (Скотт): 15 и 21-е транспортные экспедиционные формирования (штабные структуры для организации действий ВТА за пределами страны), 385-я авиагруппа (Инджирлик, Турция), 618-й центр аэрокосмических операций, 12 транспортных и заправочных акр (6, 19, 22, 43, 60, 62, 89, 92, 317, 319, 375, 436, 437-е). В том числе 89-е – «президентский авиаотряд», отвечающий за перевозку высших должностных лиц США.

Американский транспортный самолет С-5

Учебно-тренировочное командование (Сан-Антонио, Техас)

Как следует из названия, занимается обучением летного и технического персонала ВВС. В его составе 2 и 19-я ВА, авиационный университет, медицинский центр.

Командование МТО (Райт-Паттерсон, Огайо)

Занимается материальным, техническим и научным обеспечением деятельности ВВС. В его составе исследовательская лаборатория ВВС и 8 центров: аэрокосмических систем, летных испытаний, поддержки глобальных перебросок, ядерного оружия, обеспечения безопасности, авиационного вооружения, электронных систем, инженерных исследований.

Командование ССО (Мак-Дилл, Флорида)

Отвечает за авиационное обеспечение специальных операций ВС США. Большая часть подразделений дислоцирована на ВВБ «Херлберт» (Флорида): центр специальных операций ВВС, 361-я разведывательная группа, 1 и 24-е акр. Кроме того, в составе командования ССО имеются 27-е акр, 193-е акр ВВС национальной гвардии, 919-е акр ВВС резерва, а также две авиагруппы ССО за рубежом: 352-я (Милденхолл, Великобритания) и 353-я (Кадена, Япония).

Командование резерва ВВС (Робинс, Джорджия)

Представляет собой своеобразные «запасные ВВС», дислоцированные на континентальной территории США. Части резерва постоянно действующие и проходят боевую подготовку по тем же программам, что и регулярные. Многие авиакрылья и авиагруппы (агр) резерва «аффилированы» с акр боевого авиационного командования и командования воздушных перебросок, оснащены теми же самолетами и дислоцированы на тех же ВВБ.

В «запасных ВВС» три армии: 4-я ВА (Марч, Калифорния, включает 16 акр) – резерв для командования воздушных перебросок. 10-я ВА (Форт-Уорт, Техас,19 акр и агр) – резерв для боевого авиационного командования. 22-я ВА (Доббинс, Джорджия, 9 акр) – резерв для командований воздушных перебросок и ССО.

Командование ВВС США в Европе и Африке (Рамштайн, Германия)

Имеет в составе 3-ю ВА (Рамштайн): 31-е иакр (Авиано, Италия), 48-е иакр (Лейкенхит, Великобритания), 52-е иакр (Шпангдалем, Германия), 86-е акр (Рамштайн), 100-е акр (Милденхолл, Великобритания), 435-е акр операций против наземных целей (Рамштайн), 501-е акр боевой поддержки (Олконбери, Великобритания), 404-ю (Рамштайн) и 449-ю (Джибути) африканские экспедиционные группы, 39-е (Инджирлик, Турция) и 65-е (Лажиш, Азорские о-ва, Португалия) авиабазовые крылья, являющиеся обслуживающими единицами, без боевой техники.

Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Перл-Харбор, Гавайи)

Имеет в составе три ВА. 5 и 8-я дислоцированы за пределами США, 11-я – на Аляске.

Кроме того, штабу командования напрямую подчинены части бывшей 13-й ВА на Гавайях. Это 15-е акр (Перл-Харбор), 13-я экспедиционная группа (Перл-Харбор; штабная структура без штатной техники), 36-е акр (Андерсен, Гуам; также чисто штабная структура), 613-й центр аэрокосмических операций и 613-я группа поддержки (Перл-Харбор). 5-я ВА (Йокота, Япония): 18-е акр (Кадена, Окинава, F-15C/D, KC-135R, E-3, HH-60G), 35-е иакр (Мисава, F-16), 374-е акр (Йокота, С-130Е, С-12J, UH-1N), 605-й центр аэрокосмических операций (Йокота). 7-я ВА (Осан, Республика Корея): 8-е иакр (Кунсан, F-16), 51-е акр (Осан, А-10), 607-й центр аэрокосмических операций и 607-я группа поддержки (Осан). 11-я ВА (Элмендорф-Ричардсон, Аляска): 3-е акр (Элмендорф, F-22A, Е-3В, С-130Н, С-12, С-17), 354-е иакр (Эйлсон, F-16), 611-й центр аэрокосмических операций и 611-я группа поддержки (Элмендорф-Ричардсон).

ВВС национальной гвардии

Формально предназначены для обороны территории США, поэтому в мирное время части подчиняются губернаторам штатов. Тем не менее в реальности они регулярно задействуются в операциях за рубежом, поскольку оснащены той же техникой и проходят обучение по тем же программам, что и регулярные ВВС. ВВС НГ каждого штата имеют в составе от одного до пяти акр и агр. Всего в них 81 акр, 3 группы связи, 1 разведывательная группа, 2 группы кибернетических операций, 1 группа спецопераций.

“ Количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент минимально за послевоенный период, а их средний возраст сам ый большой за всю историю американской авиации ”

Локхид SR-71 3.2М стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird». Самолет прославился своей ненадежностью, за 34 года потеряно 12 самолетов из 32 существующих

Парк поколений

ВВС США располагают самым большим в мире количеством летательных аппаратов всех классов и множества типов. Кроме самолетов и вертолетов регулярных частей, резерва и национальной гвардии, значительное количество машин ВВС США находится на хранении на базе «Дэвис-Монтан» (AMARG – Aerospace Maintenance and Regeneration Group, группа ремонта и восстановления авиационной и космической техники), откуда многие из них могут быть возвращены в строй. В дальнейшем для краткости про эти самолеты и вертолеты будет говориться, что они находятся на AMARG.

Единственным типом МБР в ВВС США являются LGM-30 («Минитмен-3») шахтного базирования, несущие от одной до трех ядерных БЧ каждая. Они состоят на вооружении 20-й ВА командования глобальных ударов в количестве 447 единиц. Кроме того, на хранении имеется до 243 ракет того же типа, которые расходуются по мере испытаний.

Тяжелые МБР шахтного базирования LGM-118 (МХ), способные нести по 10 БЧ каждая, сняты с вооружения. При этом имеется 56 неразвернутых ракет этого типа, которые постепенно переделываются в космические ракеты-носители «Минотавр-IV» для запуска военных ИСЗ.

Основу американской стратегической авиации составляют самолеты В-52Н, каждый из которых несет до 20 КРВБ.

В строю находится 76 бомбардировщиков этого типа, на AMARG – еще 12, а также 95 самолетов предыдущей модификации В-52G. Хотя последние В-52 были выпущены в 1960 году, они останутся в составе ВВС США до 2040-х. Для использования с В-52Н имеется более 1400 КРВБ AGM-86B/C/D и более 400 AGM-129A.

Второй стратегический бомбардировщик ВВС США – В-2А, построенный по технологии «Стелс».

Способен нести ядерные авиабомбы, а также разнообразное обычное вооружение. В составе ВВС 20 самолетов этого типа, из которых один используется как экспериментальный.

Стратегические бомбардировщики В-1В

переоборудованы для использования в неядерных целях. В строю имеется 62 В-1В, на AMARG – еще 18.

Самолет-невидимка F-117

имеет истребительное обозначение, однако неспособен вести воздушный бой из-за особенностей аэродинамики и отсутствия бортовой РЛС. По сути он является тактическим бомбардировщиком.

52 F-117A

выведены из состава ВВС, но остаются на хранении на ВВБ «Тонопа» (Невада) полностью в боеспособном состоянии и могут быть быстро возвращены в строй.

На вооружении остаются 293 штурмовика А-10, на AMARG – еще 103.

Местонахождение 57 самолетов этого типа неизвестно. Возможно, они переоборудуются в боевые БЛА. В будущем именно ими предполагается заменить пилотируемую штурмовую авиацию.

В командовании ССО имеется 30 вооруженных транспортных самолетов («Ганшипов») АС-130 (16 U, 12 W, 2 J; на AMARG – еще 1 U, 6 Н), используемых в противопартизанских и специальных операциях.

C-141 Starlifter – военно-транспортный самолет.

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор»

На данный момент единственный в мире стоящий на вооружении в регулярных частях истребитель 5-го поколения. Всего в ВВС США 187 машин этого типа.

F-22 предназначался для замены F-15 «Игл». В настоящее время на вооружении остается до 242 истребителей F-15 (215 С, 26–27 D), на AMARG – еще 166 (54 A, 6 B, 97 C, 9 D) и на хранении ВВС – 7 (3 А, 2 В, 2 С). Местонахождение 14 F-15 (11 А, 3 В) неизвестно.

Кроме того, имеется ударный вариант F-15Е «Страйк Игл» с ограниченными возможностями ведения воздушного боя. В строю 219 таких машин.

Истребитель 5-го поколения, предназначенный для замены F-16 и штурмовиков А-10, – F-35А.

Для собственных нужд предполагается наштамповать 1763 образца, однако пока программа сильно отстает от графика, на вооружение поступило лишь 92 F-35А. Тем не менее это единственный боевой самолет, который в настоящее время производится для ВВС США.

Самым массовым американским истребителем остается F-16.

Сейчас их в строю 958 (2 А, 1 В, 797 С, 158 D), на AMARG – еще 517 (248 A, 51 B, 204 C, 14 D). Кроме того, 20 F-16 (3 А, 17 С) переоборудованы в мишени QF-16. Не исключено, что они могут использоваться и как боевые БЛА. Всего предполагается переделать в мишени 126 F-16А и С ранних серий. Местонахождение 24 F-16 (23 А, 1 С) неизвестно. Видимо, какие-то переделываются в мишени, боевые БЛА, а часть утилизирована.

На AMARG остается 169 истребителей-бомбардировщиков F-4 и разведчиков RF-4 «Фантом» различных модификаций.

Как было сказано, боевые БЛА должны в будущем заменить как минимум пилотируемую штурмовую авиацию. Сейчас на вооружении ВВС США до 150 боевых БЛА MQ-1 «Предейтор» и 154 MQ-9 «Рипер», производство последних продолжается. Однако эти машины способны эффективно действовать лишь при полном отсутствии у противника ПВО, поэтому полноценными заменителями боевых самолетов пока стать не могут.

В-2 Spirit – очень дорогой стелс-бомбардировщик предназначается для тактических ядерных ударов по отдаленным силам противника

В строю ВВС США 4 ВКП Е-4В на базе «Боинга-747». На AMARG находится 14–15 EC-135 (ВКП на базе «Боинга-707», который в ВВС обозначается С-135). Имеется 47 самолетов ДРЛО Е-3 (16 А, 20 В, 4 С, 7 G; на базе «Боинга-707»), на AMARG – еще 1 Е-3G и 1 Е-3А. Все Е-3А формально переданы в распоряжение НАТО и условно числятся за Люксембургом. Юридически эти 16 самолетов – единственные общенатовские машины, остальная авиационная техника принадлежит конкретным странам, входящим в альянс.

В составе ВВС 22 самолета РЭР (RC-135 и RС-26В), 4 – связи и ретрансляции (Е-11А), 22 – РЭБ (ЕС-130), часть которых может также применяться для проведения психологических операций.

К самолетам разведки и наблюдения относятся 36–37 «Бич-350» (МС-12W), 16 Е-8С (еще 1 на AMARG), 2 Е-9А, 28 высотных U-2S и 4 учебных TU-2S, а также 2 борта программы «Открытое небо» ОС-135В (еще 1 на AMARG). Для ледовой разведки предназначены 10 LС-130Н, для метеорологической – 2 WC-135 и 18 WC-130.

Основной заправщик ВВС США –

созданный на базе «Боинга-707» КС-135: 399 машин в строю (54 Т, 345 R), 10 NKC-135 и 174–176 KC-135 (51–52 А, 4 D, 105 E, 14–15 R) – на AMARG. Имеется 59 более современных КС-10А (на базе DC-10).

Основу военно-транспортной авиации США

составляют сверхтяжелый С-5, тяжелый С-17 и средний С-130. В настоящее время в строю 57 С-5 (5 А, 15 В, 1 С, 36 М), 222 С-17А и 338 С-130 (231 Н, 107 J). На AMARG – 53 С-5A и 157 С-130 (21 H, 136 Е).

Также на вооружении имеется 21 легкий транспортный самолет С-21А («Лирджет-35А», еще 23 на AMARG) и 16 С-12С, на AMARG – еще 2.

Для перевозки высших лиц государства и руководства ВС

используются 2 VC-25А (Air Force One, президентские самолеты-ВКП на базе «Боинга-747»), 11 С-40 («Боинг-737»), 11 С-32 («Боинг-757»), а также 12 С-37 и 6 С-20 (две модификации пассажирского самолета «Гольфстрим»).

Командование ССО имеет легкие транспортные самолеты иностранного производства:

36 U-28 (швейцарские РС-12), 18 C-146 (немецкие Do-328) и 7 С-145А (польские М-28, еще 9 на AMARG). 60 самолетов МС-130 (на AMARG – еще 29 плюс три на хранении ВВС) предназначены для высадки, снабжения и эвакуации групп спецназа, действующих в тылу противника. В спасательных целях используются 33 самолета НС-130 (на AMARG – еще 16), 102 вертолета НН-60 и 43 конвертопланa CV-22В.

Учебная авиация

Включает 178 Т-1А, 504 Т-38 различных модификаций (на AMARG – еще 149), 444 Т-6А. Последние поступают на замену Т-38. Кроме того, на AMARG остается 80 устаревших T-37B.

Подавляющее большинство вертолетов ВС США находится на вооружении сухопутных войск и ВМС. В ВВС имеется около 76 UH-1 (до 11 H, до 65 N, на AMARG – еще 5–6), на вооружении командования ССО – до 6 российских Ми-8.

При всем этом количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент минимально за период после Второй мировой, а их средний возраст самый большой за всю историю американской авиации.

Выпускается в настоящий момент лишь F-35А, программа производства которого сильно отстает от первоначального графика, зато цена многократно превысила первоначально заявленную.

Большая часть находящихся в строю самолетов произведена в 70–80-е годы. Старые выбывают значительно быстрее, чем поступают новые. Это порождает такую неожиданную проблему, как нехватка боевых самолетов в случае крупномасштабной войны. США будут вынуждены любой ценой (в прямом и переносном смысле) выполнять программу F-35, поскольку альтернативы нет. Конечно, будут создаваться боевые БЛА, причем не только специализированные.

В любом случае в обозримом будущем серьезную конкуренцию американской авиации составят ВВС Китая. Нет у США решающего .

turturist.ru - Академия путешественника