Город с колокольней в воде. Была ли Калязинская колокольня? Новости, связанные с Калязинской колокольней

В конце 1980-х годов гидроэнергетика в нашей стране подвергалась ожесточенной критике, в результате чего строительство новых ГЭС было остановлено. Начало этой кампании положил снятый в 1986 году фильм «Плотина», где собраны практически все аргументы критиков, повторяемые с теми или иными вариациями и сейчас. Одним из таких аргументов было обвинение в (без всяких шуток) - уничтожении великой русской культуры (!), через затопление городов. Цитата: «Вот на Волге затоплено 65 городов… ведь все городки, такие как Плёс, Кинешма, Юрьевец - все уничтожены…».
Города действительно попадали в зоны затопления водохранилищ (впрочем, как раз Плёс, Кинешма, Юрьевец затоплены не были). Так что же это были за города, почему они были затоплены и что с ними стало?

Фото отсюда



Самым известным затопленным городом безусловно является Молога , располагавшаяся в Ярославской области. Причина этой известности в том, что Молога оказалось тем редким случаем, когда город был не перенесен на новое место, а ликвидирован как таковой, его история прервалась.

Молога. Фото отсюда


Молога, располагавшаяся у впадения одноименной реки в Волгу, известна где-то с XII-XIII века, сначала как слобода, а с 1777 года - как уездный город. Отметим, что на момент обретения городского статуса в Мологе было 2 каменных и одна деревянная церкви, все дома были деревянными, жителей имелось около 2000 человек. Постепенно население росло, но никогда не было особенно большим, достигнув максимума в конце XIX века - около 7 тысяч человек. Был построен Афанасьевский монастырь и несколько церквей. В советские годы стал райцентром, население в 1936 году - 6 тысяч человек, около сотни каменных домов и более 800 - деревянных.
Город попал в зону затопления Рыбинского водохранилища, жители в конце 1930-х годов были переселены, главным образом в Рыбинск.


Второй и последний исчезнувший город - Корчева , в Тверской области. Упоминается как село с XVI века, преобразовано в город в 1781 году. Городок был совсем маленький, население в 1920-х годах составляло всего 2,3 тысячи человек. Застройка была в основном деревянная, хотя имелись и каменные здания, в том числе 3 церкви.
Город попал в зону затопления Иваньковского водохранилища, которое к слову было создано главным образом в интересах водоснабжения Москвы и обеспечения работы речного транспорта, а не гидроэнергетики. Хотя город затапливался лишь на 2/3, население было переселено в более удачно расположенный поселок Конаково, который стал городом и сейчас насчитывает более 40 тыс. человек.

Корчева. Фото отсюда


Теперь перейдем к городам, которые были затоплены, полностью или по большей части, но были сохранены как таковые путем переноса на другое место.


Калязин в Ярославской области, еще один символ, знаменитый своей торчащей из воды колокольней. Известен с XII века, статус города получил в 1775 году. В 1935 году население составляло 10,5 тысяч человек. Около 2/3 территории города попало в зону затопления Угличского водохранилища; город остался на старом месте - население было переселено выше, но была утрачена большая часть исторической застройки, в том числе два монастыря - Троицкий Макарьев и Николо-Жабенский (колокольня которого и стоит посреди водохранилища). Сейчас население города - 13,8 тыс. человек.

Застройка Калязина до затопления. Фото отсюда


Весьегонск , город в Тверской области. Известен как село с XVI века, город с 1776 года. Наиболее активно развивался в XIX веке, в период активного функционирования Тихвинской водной системы. Население в 1930-х годах - около 4 тысяч человек, застройка в основном деревянная. Большая часть территории города была затоплена Рыбинским водохранилищем, город заново отстроен на незатопляемых отметках. Город лишился большей части старой застройки, в том числе нескольких церквей. Впрочем, Троицкая и Казанская церкви сохранились, но постепенно пришли в запустение. Интересно, что перенести город в более высокое место собирались еще в XIX веке, поскольку 16 из 18 улиц города регулярно затапливались в половодье. Сейчас в Весьегонске живет около 7 тысяч человек.

Старый Весьегонск в половодье. Фото отсюда


Пучеж , город в Ивановской области. Упоминается с 1594 г. как слобода Пучище, в 1793 году стал посадом. Город жил торговлей по Волге, в частности там нанимали бурлаков. Население в 1930-х годах - около 6 тысяч человек, застройка в основном деревянная. В 1950-х годах территория города попала в зону затопления Горьковского водохранилища. Город был заново отстроен на новом месте, сейчас его население составляет около 8 тыс.человек. Из 6 имевшихся церквей в зоне затопления оказалось 5, но шестая тоже не дошла до наших дней - была разобрана на пике хрущевских гонений на религию.

Пучеж в 1913 году. Фото отсюда


Куйбышев (Спасск-Татарский) , город в Татарии. Известен как город с 1781 года, до того село. В 1856 году в городе было 246 домов, 1 церковь и 5 лавок. Население в 1930-х годах - 5,3 тысячи человек. С 1936 года переименован в Куйбышев, в 1950-х оказался в зоне затопления Куйбышевского водохранилища и был полностью перенесен на новое место, вблизи древнего городища Булгар. В 1991 году переименован в Болгар, сейчас представляет собой довольно популярное туристическое место - люди приезжают посмотреть на сохранившиеся здания древнего городища. Население - около 8 тыс. человек.


Ставрополь Волжский , город в Самарской области. Основан в 1738 году, как крепость. Население сильно колебалось, в 1859 году жило 2,2 тысячи человек, к 1900 году - около 7 тысяч, а в 1924 году население уменьшилось настолько, что город официально стал селом (статус города возвращен в 1946 году). В начале 1950-х годов проживало около 12 тысяч человек. В 1950-х годах оказался в зоне затопления Куйбышевского водохранилища и был перенесен на новое место. В 1964 году переименован в Тольятти, стал активно развиваться как промышленный город. Сейчас численность его населения превышает 700 тысяч человек.

Ставрополь на Волге. Фото отсюда


Бердск , город в Новосибирской области. Основан как острог в 1717 году. Далее вплоть до 1929 года, когда Бердск получил статус поселка, представлял собой обычное село. Население в начале 1940 годов - около 6 тыс.человек. В 1944 году получил статус города. В 1953-57 годах перенесен на новое место, поскольку оказался в зоне затопления Новосибирского водохранилища. После переноса город стал активно развиваться, и сейчас численность его населения составляет почти 100 тысяч человек.

Бердск в 1920-е годы. Фото отсюда


Шагонар , город в Туве. Основан в 1888 году, статус города получил в 1945 году. В конце 1970-х - начале 1980-х перенесен на новое место в 7 км от предыдущего в связи с попаданием в зону затопления Саяно-Шушенского водохранилища. Население в настоящее время - 11 тысяч человек.


Подведем итоги. За все время гидротехнического строительства в нашей стране в зону полного (или большей части территории) затопления попало 9 небольших городов: 7 на Волге, 1 на Оби и 1 на Енисее. Из них 2 прекратили свое существование, остальные были перенесены на новое место. Замечу, что в 1920-х годах в РСФСР числилось более 500 городов, сейчас их в России более тысячи. Безусловно, историческую застройку Калязина, Мологи, Пучежа жалко, но это была осознанная жертва, понесенная во имя индустриального развития страны в 1930-50-х годах, и тогда она не казалось большой. Да и сейчас утверждать, что исключительно (или преимущественно) на этих городах держалась великая русская культура - явное преувеличение.


Судьба городов, перенесенных из зоны затопления, сложилась по-разному. Большинство (Весьегонск, Пучеж, Калязин, Шагонар, Болгар) так и остались небольшими провинциальными городками, которыми и были, хотя и несколько увеличили численность населения. Калязин получил всероссийскую известность своей затопленной колокольней, Болгар имеет все шансы стать туристической достопримечательностью масштаба страны. Тольятти и Бердск стали крупными промышленными городами.


Строительство крупных ГЭС в свою очередь сопровождалось появлением новых городов. Но об этом - в следующий раз.


Оригинал взят у saiga20k в Затопленные церкви

Знаменитая Калязинская колокольня, стоящая посреди угличского водохранилища, стала наверное самым запоминающимся символом последствий при строительстве водохранилищ. Однако, ее история отнюдь не уникальна - оказывается, в мировой практике затопление церквей в водохранилищах является вполне рядовым событием, на которое осознанно идут ради получения электроэнергии и других преимуществ, предоставляемых водохранилищами. Сегодня мы расскажем о затопленных храмах по всему миру, основываясь на информации и фотографиях, .


Вот это - Венесуэла, церковь ныне не существующего городка Потоси, затопленного в 1985 году. В обычное время здание полностью скрыто под водой, но в особо маловодные годы уровень воды снижается и сооружение оказывается на виду.



Церковь Святого Николая в Македонии, у селения Маврово. Затоплена не в какие-то древние времена, а в 2003 году. Фото отсюда


Индия, храм Святого Розария, штат Карнатака. Ушел под воду в 1960-х годах.


Церковь в Петроландии, Бразилия. Затоплена водохранилищем, созданным на реке Сан-Франциско.
Фото отсюда


Монастырь попадает в зону затопления водохранилища «Стубо-Ровни» на реке Ябланица. Это довольно старый проект, начатый строительством еще в 1980-е годы, причем не гидроэнергетический, а чисто водохозяйственный - ориентированный на накопление воды в целях водоснабжения и защиты нижележащих земель от наводнений. Распад Югославии и гражданская война приостановили его строительство, но в настоящее время сооружение водохранилища близко к завершению. Конструктивно, это каменно-набросная плотина высотой 74,5 м, образующая водохранилище емкостью 50 млн.м3.

Плотина «Стубо-Ровни», вид со стороны верхнего бьефа.

Калязинская колокольня является главной достопримечательностью и символом города Калязина. Это настоящее чудо света для жителей города и приезжих гостей. Она выстояла после затопления и до сих пор непоколебимо возвышается посреди матушки Волги. Время не властно над ней, как и вода её омывающая.

Быстрый переход:

Затопленная колокольня

Калязинскую колокольню называют по-разному: церковь на воде, затопленная церковь, колокольня посреди Волги, церковь под водой, но для жителей города она является символом несгибаемой веры и стойкости, как, наверное, и для всех остальных людей, узревших её. Колокольня известна многим в России и за годы своего существования обросла большим количеством различных слухов, легенд и историй. Как житель города, лично знаю некоторые из них, но обо всём по порядку.

История колокольни

Колокольня Никольского собора была воздвигнута в 1800 году. Сам Никольский собор был построен в 1694 году. Калязинская колокольня уже по тем временам производила колоссальное впечатление! Она состояла из пяти ярусов, купола с главой и шпилем. Своим шпилем она уходила в самое небо и её высота составляла 75 метров! Стоит заметить, что сейчас она кажется значительно ниже, что и логично, ведь первый её этаж был отсыпан, чтобы предотвратить её разрушение и помыв. Да и во времена до затопления сама колокольня находилась на возвышенности, что и придавало ей дополнительное величие.

Колокольня Николаевского собора строилась достаточно долго, целых 6 лет. Хотя по тем временам для имеющихся технологий это был вполне приемлемый срок. Калязинская колокольня насчитывала 12 колоколов, но один был особо запоминающимся. Он весил, вы только вдумайтесь, 17 тонн! Даже по сегодняшним меркам это кажется много, что уже говорить о прошлых временах. Отлит колокол был в 1895 году. Спонсором являлся сам монастырь и приурочили столь значимое событие к восшествию на престол Российского Императора Николая Второго.

История затопления

Но, как нам всем хорошо известно, в начале двадцатого столетия советская власть была не столь благосклонна к религии и церкви в общем, и несмотря на протесты жителей города, начала планировать проект Волгостроя. Данный проект подразумевал расширение реки Волги, для электрификации страны, за счёт возведения плотины в городе Углич и создания Угличского водохранилища. Создание данного водохранилища неминуемо вело к затоплению части города Калязина, а вместе с ней и Николаевского собора с колокольней. Посчитав всё это было принято решение не рушить монастырь, а разобрать его. Колокольню же решено было оставить в качестве маяка и ориентира для проходящих судов, т.к. в этом месте Волга делает крутой поворот на 90 градусов, и других ориентиров поблизости придумать было невозможно. Начало проекту было положено в 1920 году, а утверждён он был в 1940 году.

Колокольня в наши дни

Вопрос о демонтаже Калязинской колокольни был поднят вновь, спустя некоторое время. Время и река оставляли свой отпечаток и, со временем колокольня дала крен. Но здравый смысл и инженерные решения взяли верх, и колокольню удалось сохранить. Для её сохранения был укреплён фундамент, была сделана насыпь и искусственный островок для причаливания лодок.

Калязинская колокольня вновь преобразилась и стала ещё крепче. Свидетельством тому можно считать то факт, что в 2007 году, а именно 22 мая в Калязинской колокольне была совершена Божественная литургия.

Город считает колокольню своим символом и регулярно заботиться о ней. Так в 2016 году на затопленную колокольню были установлены 5 колоколов. Отлиты колокола были по специальному заказу, а исполнили его в городе Москва в знаменитой мастерской Ильи Дроздихина. Каждое богослужение в Калязине теперь сопровождается давно забытым и утерянным, но вновь обретённым, звоном колоколов Калязинской колокольни.

Затопленная колокольня начинает оживать и уже сейчас около неё проводят регулярные молебны в летние месяца, и даже Верхневолжский крестный ход заканчивает у стен этого несгибаемого символа стойкости!!

Это лишь малая часть всей истории, которую мы собираемся Вам поведать о знаменитой церкви на воде. Следите за нашими новостями, и мы постараемся Вас порадовать новыми историями и захватывающими рассказами о нашем символе!

16 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «Разрешить задачу обводнения Москвы - реки путём соединения с верховьями реки Волги». Началось сооружение канала Москва - Волга. В 1934-1937 годах у места соединения канала с рекой над волжским руслом и берегами поднялась плотина Иваньковской ГЭС - первой станции Волжского канала. Её строительство осуществлялось для заполнения водой приволжской части канала, создания судоходных глубин в верховьях Волги до Твери, снабжения Москвы волжской водой и электроэнергией. Плотина подняла воды Волги на 17 метров, до 124 метров отметки по Балтийской шкале высот. Поднявшиеся воды затопили великолепные сосновые леса, около 110 сёл и деревень с 20 храмами.

Калязин - наверное, самый известный из «городов - утопленников». Современная панорама Калязина известна жителям России, стоящей посреди волжских вод колокольней, оставшейся от затопленного ансамбля Николаевского собора.
Добираться до Калязина из Москвы можно как по Дмитровскому шоссе, так и по Ярославскому. Если ехать по "дмитровке", то от Талдома по направлению к Калязину начинаются деревни с интересными названиями.


Иногда местные жители, а может и приезжие туристы добавляют шарма названию своей деревни. Из серии как было и как стало.

Уже на подъезде к Тверской области, проезжаешь село Спас - Угол - родину русского писателя М.Е. Салтыкова - Щедрина . Здесь раньше была его родовая усадьба. Через год после Октябрьской революции коммунисты конфисковали дом Салтыковых, а потом он и вовсе сгорел. Так что мы можем полюбоваться лишь музеем писателя в сельской церкви и его бюстом - памятником.

За церковью расположено родовое кладбище Салтыковых, здесь похоронен отец писателя и многие члены его семьи, а сам Салтыков - Щедрин покоится на Литераторских мостках в Санкт - Петербурге

После села Спас - Угол до Калязина ещё километров 40. Всего от МКАДа до Калязина у меня получилось расстояние в 185 км.

Существует несколько версий происхождения названия города Калязин. По одной из них оно происходит от угро-финского слова "кола", то есть "рыба" (когда-то здесь селились рыбаки из угро-финских племен). Другая версия связывает название города с именем боярина Ивана Коляги, владевшего этими землями. Потеряв всю семью, он ушел в Троицкий монастырь , не позднее 1434 года основанный на левом берегу Волги преподобным Макарием Калязинским . Памятник Макарию поставленный в Калязине в 2008 году

В связи с созданием Угличского водохранилища ансамбль монастыря был взорван и разобран в 1939 - 1940 годы. Вместе с ним под водой оказалась вся заволжская (бывшая Подмонастырская слобода). Сейчас на этом месте можно увидеть поросшие деревьями и кустарником острова, называемые в народе Монастырскими.

Сейчас на большой Монастырский остров часто приезжают отдыхать туристы и живут там в палатках прямо на берегу Волги.

В 2001 году на островах началось воссоздание угловой юго-восточной башни монастыря на сохранившемся там фундаменте. В ней предполагается разместить часовню преподобного Макария.

А этот небольшой островок рядом с Монастырским калязинцы называют «остров любви». Это скорее неофициальное название острова.

Накануне затопления в городе проживало 9 тысяч человек. На улицах стояло 1300 домов, из которых более 200 каменных, в зону затопления попало более 530 домов. Ушла под воду вся торговая площадь города с двумястами каменными и деревянными лавками и магазинами.
Улица Карла Маркса в городе она спускается к воде и уходит под нее.

Улица вымощена булыжником, под водой она упирается прямо в колокольню. В воде можно увидеть, что это бывшая булыжная мостовая

70-метровая Калязинская колокольня, одиноко возвышающаяся среди воды. Это всё что осталось от Николаевского Собора, разрушенного и затопленного.

В 1960-1963 и 1990-1991 годы было проведено укрепление памятника, а вокруг него для защиты фундамента от воды был насыпан небольшой песчаный островок. Теперь туда местные жители на лодках возят туристов.

За колокольней проходит фарватер туристических кораблей, идущих по маршруту Углич - Москва. За день их проходит здесь множество.

На острове, где стоит колокольня, есть даже небольшой причал.

Саму колокольню в этом году открывали только раз на день Святого Николая и в ней проводили службу. Все остальное время двери колокольни закрыты и попасть туда не представляется возможным.

На островке небольшой пляж, где можно искупаться и куда заходит множество маленьких лодочек.

Вокруг колокольни постоянно катаются люди на надувных кругах, которые привязаны к катеру или же на водных мотоциклах.

Калязин маленький городок с населением в 15 тысяч жителей с множеством деревянных домов.

Супермаркетов я не встречал, но магазины, где круглосуточно продается ВСЕ самое необходимое есть

Остановка запрещена в четверг, такого я не видел нигде


В Калязине есть городской пляж, где можно позагорать и поиграть в волейбол с видом на затопленную колокольню

Набережная в Калязине, иногда такой вид колокольни (фото с этой точки) печатают на календарях или просто проспектах

Красивый строящийся новый дом, на набережной Калязина. Что это будет в дальнейшем неизвестно

Все улицы в Калязине почему то имеют 2 названия бывшая и теперешняя

Здание бывшей городской управы Калязина со смотровой башней

Забавно, что второй по популярности после колокольни достопримечательностью Калязина является антенна центра космической связи с мощным радиотелескопом. В 2010 году на объекте был пожар и антенна временно не работает.

Покидая Калязин по дороге на Москву можно увидеть красивые граффити с патриотическим уклоном

И напоследок список самых известных городов, которые ушли под воду при сооружении канала имени Москвы: Корчева, часть Калязина, часть Углича, Учма, часть Мышкина и эпицентр Волжской трагедии -

) в городе Тверской области. Памятник истории и архитектуры, один из символов последствий строительства на Волге, уничтоживших сотни деревень, поселков и городов, с существовавшими там древними сооружениями.


Фото: Михаил Архипов, 2011 г.

Колокольня была построена в 1800 году при Никольском соборе, который был воздвигнут еще в 1694 году при Николо-Жабенском монастыре. История ныне несуществующего монастыря относится к XI-XII вв. В ту пору новгородские купцы, торгуя с русскими и другими землями по Волге, устраивали в устьях небольших рек свои опорные пункты, строили небольшие церквушки и называли их в честь покровителя путешествующих святителя Николая Мирликийского. Так и появился монастырь «Никола на Жабне».


Николаевский собор в 1903 г.

Колокольня выполнена в стиле классицизма, с пятью ярусами, куполом с главой и шпилем, а также с часами. Изначально высота колокольни составляла 74,5 метра. Колокольня имела 12 колоколов. В конце 1930-х годов XX века при создании Угличского водохранилища, образованного строительством в Угличе, часть территории Калязина, включая все основные памятники истории и архитектуры, была затоплена. Колокольня Никольского собора была сохранена и использовалась в качестве маяка до 1960-х годов.


Фото: Sirius_MSK , 1977 г.

В конце 1980-х годов вокруг колокольни, прежде возвышавшейся из воды, был насыпан искусственный остров с небольшим причалом, так как существовала опасность обрушения здания из-за размыва водой (как это случилось позже с затопленным на реке Шексне в Вологодской области). С 2004 года, после начала заходов круизных судов в Калязин, были организованы экскурсии на прогулочных судах с высадкой на остров у подножья колокольни.



Фото: Михаил Архипов, 2016 г.

В 2015 году был разработан проект реконструкции колокольни, который предусматривает укрепление фундамента, архитектурную подсветку колокольни, обустройства внутри нее часовни и экспозиции по истории памятника. Также планируется строительство внутри колокольни лестницы и смотровой площадки.

Попасть на остров к колокольне можно в зимнее время по льду, а летом - на лодке. Такие услуги предлагают местные жители на берегу по улице Карла Маркса, откуда открывается лучший вид на колокольню.


Фото: Михаил Архипов, 2016 г.

В лесу на правом берегу Волги находится ТНА-1500, высотой 200 метров, работающий в Калязинской радиоастрономической обсерватории.


Фото: Михаил Архипов, 2011 г.

Новости, связанные с Калязинской колокольней:

Калязинская Колокольня уже давно привлекала мое внимание, но возможности прикоснуться к ее тайне никак не получалось. Даже во время прошлогодней поездки по Тверской области нам не удалось заехать в Калязин, чтобы посмотреть на затопленную церковь.

Как же прекрасно, что наши мечты сбываются! И пусть немного позже, чем нам бы этого хотелось. В этот раз нашу самостоятельную поездку на автомобиле мы решили начать именно с города Калязин. И первая достопримечательность, которую мы встретили на своем пути, был именно затонувший Никольский собор с его знаменитой колокольней.

«Велики и чудны дела твои, Господи!» Библия, Новый Завет


Но не менее чудны дела детей рода человеческого. Именно эта мысль пронзила меня, когда я впервые реально увидела возвышающийся над гладью озера крест затопленной калязинской колокольни.

Началась эта история давным-давно, ещё в 12 веке. В том месте, где река Жабна впадает в величавую Волгу было возведено оборонительное сооружение, и на его основе возник мужской монастырь в честь Николая Чудотворца. В те времена монастыри имели не только религиозно-духовное значение, но и, в основном, несли защитно-оборонительные функции.

Да, конечно, мужчины, жившие там, были монахами и молились. Но прежде всего, они были защитниками поселений на много вёрст вокруг. Под их защитой люди строили жилища, появлялись города и сёла. Так выросло поселение с названием Никола-на Жабне.

Время шло. Границы государства расширялись, и острая необходимость в обороне отпала. Никольский монастырь утратил своё оборонительное предназначение и вскоре совсем прекратил своё существование. Но на этом месте всегда стояла небольшая церковь, освященная в честь святого Николая Угодника.

В результате происходивших в этих местах войн и сражений церковь часто разрушалась, но раз за разом её упорно восстанавливали. А в 18 веке построили в Калязине на этом месте прекрасный Никольский собор.


Сейчас от него осталась только колокольня, да и то — не вся.

Необычное решение проблемы

Но давайте всё по-порядку. В 30-е годы Правительством СССР было принято решение о строительстве на этих землях водохранилища. Это должно было сделать Волгу более глубокой и широкой, а значит судоходной. И самое важное — электрификация! Стране был крайне нужен дополнительный источник электроэнергии. Для этого нужно было с помощью плотин затопить огромную, уже заселённую людьми, территорию суши.

С самого начала работы Угличской гидростанции больше половины города Калязина было затоплено. Центральная площадь города, улицы с архитектурными памятниками прошлого, собор Николая Чудотворца, Троицкий Макарьевский монастырь со всеми прилегающими к нему постройками скрылись под водой.


Остались лишь три церкви и несколько жилых домов. Да и символ города — Калязинская колокольня, её крест, одиноко и горделиво стала возвышаться над окружающим её водным пространством.

Никольская церковь в Калязине осталась в воде в качестве маяка для проплывающих по Угличскому водохранилищу судов. Изначально же, по планам строителей новой страны, она тоже должна была оказаться под водой вместе с другими историческими и культурными памятниками.

Впечатляющая история колокольни собора Николая Чудотворца

В настоящее время затопленная колокольня стоит на том месте, где когда-то был высокий берег, шумная торговая площадь, где гуляли или спешили по своим делам жители Калязина.


Колокольня, состоящая из 5 ярусов, высотой более 70 метров, была построена в 1800 году. Строили её крестьяне села Никитского, принадлежавшего тогда полковнику Ушакову.

По договору построить они обещали «согласно плану и посаду». А если в работе что-то пойдёт не так, то обязались они перестроить её за свой счёт.

Перестраивать не пришлось, работа была выполнена добротно с первого раза. И стоит колокольня уже более 200 лет, из них больше 70 лет — в воде, вопреки всем законам и правилам.

На колокольне того времени 12 колоколов создавали переливчатый перезвон, возвещая о начале богослужений. Самый большой колокол весом примерно 8 тонн отлили в 1895 году, отметив коронацию нового российского императора Николая-2.

Колокол с самого верхнего яруса планировали снять ещё в начале 30-х годов, но когда вода затопила нижний ярус колокольни, он сам, видимо под собственной тяжестью, упал вниз, на морское дно и поднять его было невозможно, а может и просто не стали этого делать.

Мифы и легенды храмов города Калязина

И теперь из поколения в поколение переходит рассказ очевидцев тех событий, когда колокол на дне Угличского моря стал звонить. Происходило это перед глобальными катастрофами. Перед началом войны с гитлеровцами, перед самыми страшными и кровопролитными битвами: битвой под Москвой, под Сталинградом, перед атомной бомбардировкой японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Несколько раз водолазы по приказу «сверху» пытались закрепить язык колокола стальной проволокой, но это не помогло. Перед началом войны в Афганистане с участием советских воинов, колокол зазвучал снова.


После такого жуткого предупреждения затопленной церкви в Калязине бригада рабочих создала искусственный островок вокруг возвышающейся над водой башни, похоронив колокол под слоем щебня и камня. Эта легенда даже отражена в фильме «Берег», вышедшем на экраны в 1984 году.

Тайна монастырского подземелья

Ещё существует версия, даже не версия, а подтверждённый факт, о существовании подземного хода от колокольни к Макарьевскому монастырю святой Троицы. А также рассказ о том, что когда только-только произвели взрыв Троицкого монастыря, через несколько минут появился гонец с бумагой о решении Правительства сохранить обитель.

По слухам, в подземных тайниках монастыря монахи спрятали от разграбления большое количество церковной утвари: золотые чаши, кадила, богато украшенные драгоценными камнями книги и многое другое. Несколько минут промедления, и история жизни целого города могла бы пойти другим путём!

Город с затопленной колокольней: место печали и раздумий

Затонувшая церковь в Калязине была целью нашего путешествия. На калязинском берегу летом пришвартовано несколько моторных лодок, чтобы возить туристов к колокольне.


Когда вопрос с оплатой (об этом я напишу чуть ниже) был решён в нашу пользу, мы загрузились в лодку и тронулись в путь. Наш проводник-капитан рассказывал нам подробности, местные легенды и народные байки о событиях, произошедших в те давние печальные годы.


Лодочник прокатил нас с ветерком, сделав первую остановку вблизи знаменитого во всём мире космического телескопа. Он поразил нас своими гигантскими размерами, но подробнее о нём читайте в следующей статье.


Погода нам благоприятствовала. Мы двигались по водной глади водохранилища к Монастырским островам, где на месте бывшего Троицкого монастыря установлен Памятный крест. Нас окружала величественная красота первозданной природы и рукотворное творение в виде огромного водного пространства вокруг.


Но на фоне этой красоты у нас возникали мысли о печальной судьбе города, похороненного на дне. Казалось, что мы слышим звон всех 12 колоколов Калязинской колокольни Никольского собора. Вспомнили и про полностью затопленный , который оказался на дне Рыбинского водохранилища.

Через некоторое время наша лодка причалила к небольшому искусственному островку, в центре которого стоит знаменитая водная колокольня. Здесь можно было фотографировать белоснежную красавицу со всех сторон очень близко.


Двери колокольни сейчас наглухо заколочены, чтобы избежать несчастных случаев. Несколько лет назад здесь погибла девушка. В те времена, когда доступ внутрь был открыт, ребята поднимались на самую вершину, чтобы совершать прыжки с парашютом. И вот одну девушку во время прыжка подняло вверх порывом ветра, ее стропы запутались вокруг креста, и ее ветром болтало и разбивало о стены. Когда ее удалось снять, девушка была мертва.

После этого случая вход внутрь запретили. Лишь несколько раз в году двери колокольни открывается. Это дни, когда здесь проводятся праздничные богослужения.

Искусственный островок защищает колокольню Никольского храма от волн и разрушения при ледоходе.


А в теплую летнюю погоду здесь можно искупаться на чистейшем мини-пляжике


и полюбоваться провинциальным городом Калязин.


Между прочим, на его берегах отстроено множество богатых особняков. К примеру, здесь имеет свою дачу Жириновский, Батурина и некоторые другие состоятельные люди. Частенько погостить сюда приезжает мировая знаменитость: Дольф Лундгрен. Об этом нам рассказал наш проводник, когда над нашими головами мимо колокольни пролетел частный вертолет и припарковался на площадке на территории одной из усадеб.

На искусственном острове уже сформировался свой растительный и животный мир. Племянники были счастливы поймать посреди Калязинского водохранилища в траве кузнечика. И устроили ему фотосессию.


Жизнь продолжается! Недолго постояв у полуразрушенных стен Калязинской колокольни, мы двинулись в обратный путь, который проделали в полном молчании.

Как увидеть затонувшую колокольню Никольского собора

Как добраться до острова? Нужно договориться с местными жителями, которые ждут желающих на берегу прямо напротив часовни.


На своих лодочках они организовали три вида маршрутов к затопленной колокольне для туристов:

  • самый маленький круг стоит 250 рублей, в эту цену входит просто «доставка» на остров и возврат обратно;
  • средний — 500 рублей, за эти деньги можно совершить небольшой круг на моторной лодке вокруг колокольни с огибанием дальнего монастырского острова, после чего высадиться на остров с Никольской колокольней и вернуться обратно;
  • самый большой, по полной программе: а это около 20 минут катания по реке, вокруг островов, заезд к радиотелескопу, обзор панорамы города Калязин с воды, ну и прогулка по острову — 1500 рублей с человека.

Нужно принимать во внимание, что это цена с одного человека! При этом не имеет значения 1 человек едет в лодке или четыре (как было в нашей компании). Конечно же, нам хотелось максимально посмотреть все окрестности, но умножая стоимость на 4 получалось очень дорого.


В результате переговоров, торгов и отсутствия других желающих воспользоваться услугами местных «бизнесменов» мы сговорились на цену в 3000 руб за всю нашу компанию. И эта поездка должна была включать 30 минут «покатушек» с заездом к радару и с рассказом об исторических событиях от нашего капитана.

К слову, зимой путь до колокольни можно преодолеть совершенно бесплатно: пешком по льду. 🙂

Город Калязин расположен в Тверской области, почти у самой границы с Ярославской. Добраться до него можно разными способами.

Мы ехали на машине от Москвы по Ярославскому шоссе. В районе Сергиева-Посада повернули на север в сторону Углича и Рыбинска.

Из Москвы от метро Тушинская отходят автобусы в 8 часов, в 11:30, в 14 и 18 часов. С Ярославского вокзала можно доехать поездом до Сергиева-Посада, а дальше до Калязина на микроавтобусе.

А можно из Москвы приплыть на теплоходе. Так дорога займёт больше времени, но наблюдая за окружающей красотой, вы не будете скучать. Однако, по словам местных жителей, в последнее время сюда редко заходят большие пароходы: высота воды в Угличском водохранилище сейчас сильно упала.

Вот такой познавательной, запоминающейся и немного грустной получилась моя поездка.

Вы можете посмотреть на Калязинскую колокольню Никольского собора на карте города Калязин. Координаты: 57.24373, 37.85686.

Наша долгожданная поездка в город с колокольней, стоящей в воде, состоялась 12 июля 2016 года.


И вот мы окидываем последним взглядом затонувшую колокольню и отправляемся на прогулку по . А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда ВПЕРЕД!

Другие достопримечательности Тверской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

turturist.ru - Академия путешественника