Иоанно-предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Трегуляевский иоанно-предтеченский мужской монастырь Иоанно предтеченский монастырь

Не так много людей замечает, что на стыке улицы Профсоюзной и улицы имени Ленина (Кремлёвской) расположен маленький монастырь. Буквально перед известной всем площадью у Спасской башни Казанского кремля!

Действительно, улицы эти понемногу сходятся, а вот заканчиваются они таким удивительным способом.

Меня всегда удивляло - как может существовать монастырь в центре огромного мегаполиса, шум, суета, потоки машин и людей, вечная толкотня от свадебных кортежей, масса туристов, которые лезут во все места, и рядом настоящий монастырь. А ведь жизнь в монастыре достаточно жёсткая и строгая, можно ли среди большого города по-настоящему забыть о мире, и посвятить свою жизнь одному Богу…

Другое дело, когда монастырь расположен в глухом лесу, как, например, Сергиева пустынь в Килемарской тайге, там никто и ничто не мешает монаху…

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В Казани, оказывается, существует такое предание про Иоанном монастырь, мол, сам Иоанн Предтеча, который был основателем всего монашества, завещал, что все монастыри, названные в честь его имени, всегда будут нищенствовать. То есть всегда им будет недоставать самого необходимого, и всегда эти монастыри, как сам Иоанн Предтеча, будут пользоваться самым малым, что можно взять от мира.

Так и происходит с этим монастырем, располагаясь в центре столицы Татарстана, он едва сводит концы с концами, впрочем, как и завещал всем монахам - сам Предтеча.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Интересен и такой факт, что в центре татарской столицы и в центре православной Казани - расположен монастырь в честь такого святого, которого почитают не только христиане, но и мусульмане - это крайне символично!

Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).

Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, — и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12-15).

Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39).

Отец Иоанна - Захария фигурирует в Коране как «Закарийа» — один из пророков и праведников (салихун), отец Йахйи (Иоанна Крестителя) и опекун Марйам (девы Марии). После гибели сына он скрылся от преследователей в дупле дерева, но был выдан Иблисом (сатаной). Враги срубили дерево и распилили его вместе с Закарийей. Некоторые мотивы попали в цикл о Закарийи из иудейских легенд о другом Захарии — библейском пророке.

ИОАННОВ МОНАСТЫРЬ

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного - Иоанну Предтече.

Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича, и 7 сентября 1652 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж - храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем - кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. 3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе - Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями. 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.

Из за пожаров холодный храм пришел в аварийное состояние, так как выгорели дубовые связи, проложенные внутри стен. В 1886 году старый храм разобрали до основания. 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту архитектора Г.Б. Руша, а строительством руководили архитекторы П.М. Тюфилин, В.В. Суслов. Новый собор, как и древний, имел три шатра, но был в два раза выше и объемнее. Собор был освящен 18 декабря 1899 года и простоял до 30-х годов XX века. Строительство храма обошлось в 100000 рублей. Главный престол был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1897 году на колокольню повесили стопудовый колокол. С 26 мая 1896 года по 14 декабря 1897 велось строительство нового настоятельского и братского корпуса. В советское время в нем размещалось «Общество охраны памятников» и разные конторы-кооперативы. Перед монастырем стояла часовня, построенная, возможно, архитектором В.И. Кафтыревым в 1774 году, после пугачевщины. За монастырем она была закреплена в 1848 году. В советские годы она была снесена.

В1918 году монастырь стал местом пребывания епархиального управления (после изгнания его из Кремля), здесь жил священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 году и погибший в ссылке.

В 1929 году монастырь был закрыт и лишь в 1992 году вновь передан Казанской епархии. Был восстановлен теплый Введенский храм, ныне освященный в память об утраченном соборе в честь пророка Иоанна Предтечи. При монастыре действует воскресная школа. В числе преподавателей - игумен и иеромонахи монастыря. Имеется библиотека.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС МОНАСТЫРЯ


Святыни монастыря:

часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. Начало вечернего богослужения в 16-00, утреннего - в 8-00 (в праздничные дни в 6-00 и 8-30.

Братия монастыря:

Настоятель - игумен Нектарий (Демин). Насельники - священноинок Игорь (Асеев), иерей Михаил Илькин, иерей Артемий Заворохин - казначей, иеромонах Митрофаний (Нейков), иеродиакон Сергий (Ибашаев), диакон инок Стефан (Карпов).

ИКОНОСТАС В ХРАМЕ МОНАСТЫРЯ

ПОДРОБНАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

XVI век

Монастырь был основан около 1567 года святителем казанским (1564—1566 гг.) Германом, первоначально как подворье основанного ранее в 1555 году св. Германом Свияжского Успенского монастыря, в котором он в течение 9 лет был настоятелем. Подворье упоминается в писцовой книге 1565 года.

В 1594 году митрополит казанский Гермоген, будущий Патриарх Всея Руси прославленный в лике святых, просил царя Феодора Иоанновича открыть в Казани Иоанно-Предтеченский монастырь на основе подворья Свияжского Успенского монастыря. 28 января Феодор Иоаннович издал указ об открытии монастыря.


XVII век

Первоначально все постройки были деревянными. В 1649 г. пожар уничтожил все строения, после чего в 1649—1652 гг. монастырь заново отстроен в камне на средства богатого московского купца «торгового человека гостиной сотни» (в те времена это самый высокий купеческий титул после «гостя», купцы принадлежавшие к гостиной сотне торговали со странами Востока и Запада по водным путям и были очень состоятельными людьми, имели фамилии, в документах именовались полным именем) Гавриила Фёдорова-Антипина.

Таким образом центр города украсил уникальный ансамбль, все строения которого возведены не просто в одну эпоху, а практически единовременно в 1649-52 гг. За три года был выстроен великолепный холодный 3-шатровый Иоанно-Предтеченский собор с двумя приделами, 5-купольная Введенская церковь с тесаными наличниками и восьмигранная колокольня с огневидными кокошниками и небольшим куполом (примечательно, что маковка купола (под металлом) полностью сложена из кирпича). Первоначально трехшатровый храм назывался, возможно, Входоиерусалимским, (позднее был переименован в честь одного из упраздненных в XVIII в. приделов (Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова) в честь Иоанна Предтечи) и 7 сентября 1652 г. освящен митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием. Этот храм имел три разновеликих глухих шатра на трех восьмигранных основаниях, которые опирались на свод, перекрывавший удлиненный четверик. К храму примыкала трапезная, окруженная с трех сторон арочной галереей.

Предтеченский собор до реконструкции 1887 г. Литография Андре Дюрана, 1839 г.


Из построек тех лет сохранилась 5-купольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII в. декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным 3 рядами нарядных кокошников. К сожалению, не сохранился главный храм тех же лет — Иоанно-Предтеченский собор, представлявший значительную архитектурную ценность благодаря своей редкой трёхшатровой форме (по типу «Дивной» Успенской церкви в Угличе). В XIX в. он был разобран за ветхостью и в 1887—1894 гг. заменён новым, тоже трёхшатровым, собором (более крупных размеров), но и этот собор снесён в 1930-е гг. В остальном ансамбль сохранился почти без изменений как один из ценных архитектурных комплексов, определяющих облик центра Казани.

КРЕСТ ВО ДВОРЕ МОНАСТЫРЯ

XVIII век

Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 г. в его владениях числилось 90 крестьянских душ. По екатерининской реформе 1764 года монастырь подлежал упразднению и Архиепископу Вениамину Пуцек-Григоровичу стоило больших усилий отстоять Иоанно-Предтеченский монастырь, который хотя и остался «за штатом» — то есть без государственного жалования, но продолжал действовать.

XIX век

Новый пожар в 1815 году стал поводом для нового большого строительства в Ивановском монастыре в XIX веке. Казанцы собрали огромную сумму — 53 тысячи рублей для восстановления поврежденных строений, 5 тысяч рублей пожертвовал лично император Александр I. Под руководством специально созданной комиссии были капитально отреставрированы Введенская церковь и братские кельи, у Предтеченского собора перестроены алтарь, ризница, построены кельи между собором и колокольней (сохранились, примыкают к колокольне с юга), обновлены фрески собора. Однако собор из-за полученных повреждений к конце XIX века окончательно обветшал, к тому же небольшое помещение храма уже не вмещало увеличивающееся количество прихожан.

Архиепископ Казанский и Свияжский Палладий Раев (1882 года по 1887 год) решил разобрать древний собор и построить его копию. Несмотря на то, что это решение вызвало протесты многих архитекторов, профессоров и казанской интеллигенции, требовавших сохранить памятник XVII века, архиепископ Палладий воплотил свою строительную инициативу в жизнь, и в 1887—1894 гг. был построен новый собор в честь Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи, повторяющий внешний облик и планировку храма XVII века, но в больших размерах (36х26 м вместо 30х19 м).

В новом соборе было 5 престолов: наверху боковые приделы: свт. Иннокентия Иркутского и свт. Германа Казанского, на нижнем этаже два придела: во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и во имя свв. Седми отроков, пострадавших во Эфесе. Изменилась планировка, вместо бесстолпной планировки древнего храма, в новом были установлены 4 мощных столпа, пол выложен мозаикой в византийском стиле. Сооружение храма (2 млн кирпичей) обошлось почти 100000 рублей, из которых монастырь был в состоянии выделять лишь около 2 тыс. руб. (то есть всего 14 тыс. за 7 лет стройки — около 14 % суммы). Остальные 86 % по обычаю поступали от частных лиц, так 7 тысяч пожертвовал купец М. И. Попов, 6 тыс. рублей мещанин В. И. Шорин. Большая заслуга в сборе пожертвований принадлежит выдающемуся администратору игумену Экзакустодиану. На оставшиеся средства из оставшихся от старого собора кирпичей перестроена монастырская ограда и отстроен в камне пространный (23 на 15 м) Настоятельский корпус.

В 1885—1909 годах настоятелем стал архимандрит Экзакустодиан (Евгений Каменский) (1831—1909), выпускник Вологодской духовной семинарии, назначенный в 1867 году в Казань после пребывания в Спасо-Каменном и Григорьево-Пельшемском монастырях Вологодской епархии. При нём монастырь превратился в благополучную обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе.

Таким образом до переворота 1917 года монастырский ансамбль помимо двух храмов составляли: 1) Каменный трехэтажный настоятельский корпус. 2) Примыкающий к зимнему храму корпус, каменный, трехэтажный, занятый кельями братии. 3) Каменный двухэтажный корпус, обращенный лицевым фасадом к гостиному двору. 4) Каменные погреба.

Монастырь имел в собственности: 1) Пахотная и сенокосная земля при с. Тарлашах, Казанского уезда, в количестве 18 десятин 1450 саж. 2) Пахотная и сенокосная земля в томже уезде при с. Каймарах в количестве 11 десятин 2054 саж. 3) Пахотная земля при дер. Мрясовых Челнах, Спасского уезда, в количестве 70 десятин. 4) Рыбные ловли в Лаишевском уезде при с. Тетееве. 5) Мукомольная мельница при дер. Диком Поле, Лаишевского уезда. 6) Земля, отчасти занятая лесом, в количестве 76 десятин 1656 саж. вблизи Казани, за Кизической слободой.

XX век

После 1918 года в Кафедральный Благовещенский собор, архиерейский дом и здание консистории в Кремле стали недоступны из-за объявления Кремля закрытым военным городком. Епархиальное управление по распоряжению епископа Анатолия разместилось в Иоанно-Предтеченском монастыре, а роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани — собор Богородицкого монастыря. Игумен Ивановского монастыря Ефрем был назначен настоятелем в Свияжский Успенский монастырь с возведением в сан архимандрита, а в ноябре 1922 того же года был арестован и сослан в Усть-Цильму (после ссылки жил в Рязани).

В монастыре разместился временно управляющий казанской епархией архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (Удалов) вместе с о. Варсонофием и о. Венедиктом и чудом уцелевшим во время расстрела иеромонахом Успенского Зилантова монастыря Иосифом (Тюриным). 26 сентября из Москвы возвратился епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), вступивший во временное управление епархией.

К январю 1920 года большевики вытеснили белогвардейцев из всей Восточной Сибири до Байкала, была восстановлена связь патриарха Тихона с казанским митрополитом Иаковом (Пятницким), который отказался возвращаться на Казанскую кафедру, в занятый большевиками город. 8 апреля 1920 года митрополитом Казанским и Свияжским был назначен Кирилл (Смирнов) и несмотря на то, что большевики не давали разрешения на выезд владыки из Москвы, 26 июня (9 июля), в день празднования Седмиезерной Смоленской иконы Божьей Матери. владыка прибыл около 12 часов в Казань и успел в полном архиерейском облачении встретить Крестный ход с иконой в соборе Богородицкого монастыря, который тогда был кафедральным. В Богородицком монастыре святитель Кирилл и поселился, ежедневно, в течение своего двухлетнего пребывания в Казани, пешком отправляясь в Иоанно-Предтеченский монастырь, где находилось епархиальное управление. В1937 году владыку Кирилла расстреляли.

В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, иеромонахи Иоанно-Предтеченского монастыря Иоанн (Широков), Феофан (Еланский) и иеродиакон Серафим (Шамшев) были арестованы и сосланы на три года на Соловки.

В 1926 году община Иоанно-Предтеченского религиозного общества, придерживающегося староцерковного, тихоновского направления составляла 100 человек. Настоятельские обязанности и председательство в приходском совете с 1926 года исполнял епископ Мамадышский Андроник (Богословский), обязанности секретаря — иеромонах Палладий (Шерстенников) позже переведен в Кизический монастырь с возведением в сан архимандрита. Вся Казань знала и уважала старца-епископа и за время его настоятельства никто не смел поднять руку на обитель.

В 1927 году Ивановский монастырь перешёл к обновленцам («обнагленцам», как их называли в Казани), община которых составляла 27 человек. Староцерковная община Ивановского монастыре присоединилась к общине Николо-Вешняковской церкви.

Весной 1929 году община Георгиевской церкви, пытаясь спасти свой храм от сноса, указала на закрытые храмы Казани, среди которых был и Предтеченский собор Ивановского монастыря. В итоге Георгиевскую церковь спасти от разрушения не удалось, вместе с тем городские власти начали активную работу по ликвидации Предтеченского собора. Обновленцам, занимавшим теперь Ивановский монастырь, позволили вынести в Покровский храм, также занятый «живоцерковниками» иконостас и Образ Спасителя. 8 июня 1930 года отдел по делам музеев в ТЦИКе запросил строительный материал для ремонта стен кремля, для чего решили использовать монастырскую ограду, трехшатровый Предтеченский собор и часовню.

В конце 1920-х в первые годы управления епархией в Ивановском монастыре жил епископ казанский Афанасий (затем он управлял епархией проживая в доме при Богоявленской церкви, после его конфискации в доме № 6 по улице Кирпичнозаводской).

К 1935 году обновленцы получили Тихвинскую и Варлаамовскую церкви. Обновленческое движение в Казани изначально имело немного сторонников, в связи с чем Введенский храм Ивановского монастыря стал малопосещаемым, чем и не преминули воспользоваться уполномоченные органы, решением заседания Культкомиссии от 27 ноября 1936 года Введенская церковь монастыря была закрыта, в ней разместили мастерскую «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям».

ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ГОРОД КАЗАНЬ

Возрождение монастыря

В 1992 монастырь вернули Казанской епархии. Первым игуменом стал постриженник Троице-Сергиевой лавры игумен Давид (Кораблев). В монастыре восстановлена рака святителя Германа, в которую вложена частица его мощей. При строительстве казанского метрополитена, несмотря на многочисленные письма и обращения общин Ивановского монастыря и Никольского собора, между монастырем и кафедральным Никольским собором, практически вплотную, был вырыт огромный котлован, в результате чего в Введенском храме постройки середины 17 века по стенам пошли большие трещины. Несмотря на косметический ремонт, памятникам был нанесен серьёзный урон.

С 1994 года возобновились службы в отреставрированном Введенском храме. По времени восстановления, монастырь является вторым в Казанской епархии после Раифского. Известен своей благотворительной деятельностью (единственная в Казани бесплатная столовая для неимущих, обеспечение временной работой бездомных и т. п.).

Архитектурный ансамбль монастыря

Колокольня

Архимандритский корпус

Братский корпус

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм


ЖИТИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Пророк Иоанн Предтеча и Креститель Господень - после Божией Матери самый чтимый из людей святой. О нем Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Иоанн Предтеча был по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа для своей важной миссии. По учению ветхозаветной Церкви перед приходом Мессии должен явиться его предшественник - предтеча, чтобы подготовить людей к принятию Мессии и указать на Него. Таковым предуготовителем и стал пророк Иоанн, выросший в посте и молитве суровым аскетом-отшельником. Он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки иудейского общества и горячо призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.

Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн совершал крещение - омовение в воде Иордана погружением как символ и таинство очищения от грехов посредством схождения на крещаемого Духа Святаго (отсюда и имя - Креститель). Поскольку пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие, то иудеи, ожидавшие Мессию, признали Предтечу в аскете-подвижнике Иоанне, многие приняли крещение в Иордане. Таинство Крещения стало и первым таинством Христианской Церкви, условием вхождения в нее, это таинство принял от Иоанна Крестителя Сам основатель Церкви - Христос Сын Божий.

Рождение Иоанна Предтечи было чудом Божиим. Как повествует Евангелие от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80), праведные родители св. Иоанна Предтечи и Крестителя Христова - священник Захария и Елизавета - достигли старости, но не имели детей. Однажды Захария, совершая службу в Иерусалимском храме, увидел Архангела Гавриила, который предсказал, что у него родится сын - провозвестник ожидаемого людьми Спасителя. Захария усомнился в этом и был наказан: до времени исполнения слов Архангела он был поражен немотой.

Мальчик родился за полгода до рождения Иисуса Христа, родители нарекли его Иоанном, как им было предсказано.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь mittatiana wrote in February 26th, 2012

м. «Китай-город», М. Ивановский пер., 2

Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом, она дала название и самой местности — «Ивановская гора».
Монастырь считается одним из древнейших в Москве.
Время основания Ивановского монастыря с точностью неизвестно, но он существовал уже в XVI в.
Основание приписывают и Иоанну III, и великой княгине Елене Глинской, и Грозному.
В 1737 г. монастырь пострадал от "Троицкого" пожара,
в 1748 г. снова погорел, но был возобновлен в 1761 г. на средства императрицы Елизаветы Петровны.



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Здесь пребывали в заточении:
царица Марья Петровна, супруга Василия Шуйского, насильно постриженная в иночество (1610 г.);
вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного, царевича Иоанна, Пелагия Михайловна, в иночестве Параскева (ум. в 1620 г.);
Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц.
В 1768 году в нем была заточена Д.Н.Салтыкова ("Салтычиха").
Да́рья Никола́евна Салтыко́ва по прозвищу Салтычи́ха (в девичестве — Ивано́ва; 11 марта 1730 — 27 ноября 1801)
— российская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков крепостных крестьян.
Решением Сената и императрицы Екатерины Второй была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме.
Провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 года.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников.
Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих.
Так, в царствование Екатерины Великой, в 1785 году, в монастырь по Императорскому указу поступила, монахиня Досифея,
в миру принцесса Августа Тараканова,которая была, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.
Жила за границей, где получила прекрасное образование.
Из-за опасений императрицы Екатерины II, видевшей в княжне прежде всего претендентку на престол
обманным путем была вывезена в Россию и пострижена в монахини с именем Досифея.
Местом проживания был определен Ивановский монастырь, где она жила в одноэтажном домике из двух келий с прихожей,
который был расположен рядом с надвратной церковью во имя Казанской иконы Божией Матери.
Затворница не имела права никуда выходить.
Малейший шорох приводил ее в ужас.
Монахиня Досифея много молилась, читала духовные книги.
Почти все содержание, которое ей было назначено Досифея тратила на бедных.
После смерти Екатерины II положение затворницы облегчилось к ней стали допускать народ.
Матушка Досифея скончалась 4 февраля 1810 г. в Ивановском монастыре 64 лет от роду, пробыв в обители 25 лет.
Похоронена инокиня Досифея в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, где покоятся многие предки царственного дома Романовых.


« » на Яндекс.Фотках

Ивановский монастырь по указу императрицы Елизаветы Петровны от 20 июня 1761 г. был предназначен для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей.
Сгоревший в 1812 г.во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был после этого упразднен,
церковь обращена в приходскую, а в кельях помещались чиновники и рабочие Синодальной типографии.



По ходатайству высокопреосвященного митрополита Московского Филарета в 1859 г. государь разрешил восстановить монастырь.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина,
по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831).
31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище.
А душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878).
Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль.


« » на Яндекс.Фотках

В 1861-1878 гг. Ивановский монастырь был заново отстроен архитектором М.Д.Быковским
в духе итальянского ренессансного зодчества и напоминает кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

В 1877 г. в монастыре был единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.
Монастырь обновлялся в 1901 г.
Монастырь был закрыт в 1918 г. и превращен в тюрьму.
Закрыт в начале 1927 года, переоборудован под архивохранилище.

Главный двор монастыря и окружающие его здания позже были заняты Высшей юридической заочной школой МВД СССР.
Школой МВД был занят и настоятельский корпус с северо-запада от собора (здесь, в числе прочего, находилась лаборатория полевой криминалистики).
Основную территорию и большую часть монастырских зданий занимают и ныне учреждения МВД.


«вид на иконостас и алтарь) южной части Собора Усекновения главы Иоанны Предтечи. » на Яндекс.Фотках

Приделы Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца.

Храмы
Собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре
Храм во имя св. прав. Елизаветы (домовой)
Часовня во имя Иоанна Предтечи (монастырская)
Святыни
Икона Божией Матери "Смоленская"
Мощи св. пророка и Предтечи Иоанна (частица)

Адрес: Россия, Москва, Малый Ивановский переулок
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, церковь Елисаветы, часовня Иоанна Предтечи
Святыни (не полный список): частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, список с образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, икона Божией Матери «Смоленская», частички гроба преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, блаженной Матроны Московской
Координаты: 55°45"16.4"N 37°38"24.3"E

Содержание:

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года - в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан .

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

Архитектурные памятники

Прототипом монастырского ансамбля стал знаменитый флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре . В центре обители возвышается собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он был построен в 1879 году по проекту М. Д. Быковского и имеет два придела - Николая Чудотворца и иконы Казанской Божией Матери. Как и кафедральный собор Флоренции , Иоанно-Предтеченский храм завершается выразительным граненым куполом.

Монастырь обладает уникальной планировкой внутреннего двора. Собор и окружающие его храмы и корпуса соединяют четыре одноэтажные галереи или аркады. Благодаря им, внутреннее пространство делится на небольшие прямоугольные и трапециевидные дворики.

С востока от соборного храма расположен больничный корпус с церковью великомученицы Елизаветы. Двухэтажная постройка напоминает красивые итальянские палаццо. Она была заложена в 1860 году, но строительство прерывалось русско-турецкой войной, поэтому церковь освятили только в 1879 году. В годы советской власти храм был закрыт. Помещение использовалось под клуб, а потом его занимала организация, которая ведала городскими теплосетями.

Со стороны улицы Забелина к монастырской ограде примыкает небольшая часовня Иоанна Предтечи. Одноэтажное здание с изящным порталом было построено в 1881 году. В годы советской власти здесь также располагались службы московской теплосети. Сегодня внутри часовни хранятся список с иконы с частицей мощей Иоанна Предтечи и медный обруч преподобной Елизаветы Чудотворицы.

Вид монастыря со стороны Малого Ивановского переулка

В северной части обители возвышаются две симметричные колокольни, очень похожие на башни Московского кремля . Нижние ярусы обоих зданий глухие. На вторых ярусах с каждой из сторон находится по одному окну. Третий ярус занимают открытые звоны, а над ними находятся граненые шатровые завершения с маленькими золочеными главками. Изящный зубчатый декор делает обе колокольни очень нарядными.

Монастырь сегодня

В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель является действующим женским монастырем, однако она не единолично владеет территорией. В монастыре находится один из корпусов Московского университета, который принадлежит Министерству внутренних дел.

Церковные службы в обители проходят ежедневно: по будням в 7.30 и 17.00, а по воскресеньям в 8.30 и 17.00. Часовня открыта с 8.30 до 20.00.

С 2008 года в подклете соборного храма работает монастырский музей. В нем хранится закладной камень, найденный во время реставрационно-восстановительных работ. На каменной плите высечена надпись об участии в закладке монастыря митрополита Московского Филарета (XIX век). Кроме того, в музее выставлены фрагменты надгробий бывшего монастырского некрополя, старинные четки, стеклянная и керамическая посуда, дореволюционные издания, исторические фотографии и архивные дела начала прошлого века.

turturist.ru - Академия путешественника