Симеоновский кафедральный собор. Свято-симеоновский кафедральный собор и свято-троицкий храм

На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии.

Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище.

Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому. «Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище.

Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой.

Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви - его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря.

Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления. К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды». Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение.

В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 - 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 - 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 - 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия.

Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема. В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты. В 80-е годы многие стройматериалы были дефицитом. Поэтому немало пришлось хлопотать по различным инстанциям, а порою просто вымаливать у Господа необходимое, и надеяться на чудесную помощь. Да и весь труд освящался общей и личной молитвой верующих участников строительства.

По сути, Симеоновский храм после реконструкции - это воплощенная молитва служащих и прихожан, поминаемых ныне за здравие и за упокой. В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты. В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции - архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А. Г. Буров и В. И. Токарев. Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз.

Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н. В. Чекотиной в 1995-1996 годах. В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена. В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых.

В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас. Теперь в храме снова идут строительные работы. Убираются загромождающие стены наружные батареи, вместо них делается «теплый пол». Планируется сменить центральный иконостас, но что самое главное, храм будет заново расписан.

Теперь уже трудно узнать в этом развернувшем крылья-приделы соборе небольшую белую церковь. Да и кто мог еще 30 лет назад предугадать, какую участь готовит ей судьба? В дни больших праздников здесь собираются на молитву до трех тысяч верующих. Вместе с праведным Симеоном возносят к Господу молитвы весь сонм святых российских и Матерь Божия, которая дала храму Свой благодатный покров.

Свято-Симеоновский кафедральный собор вот уже более 100 лет является действующим Храмом Челябинска. Ему просто очень повезло. Его не закрывали, не взрывали, не переделывали в овощехранилище. Он всегда был Действующим. Когда-то это была небольшая кладбищенская церковь. На момент её постройки в Челябинске уже было несколько крупных Храмов и крайней необходимости её постройки не было. Все объясняется очень просто.

В Челябинске, да и вообще на Урале, была большая любовь к праведному Симеону Верхотурскому, нетленные мощи которого хранились в Свято-Никольском монастыре г. Верхотурья. Но челябинцам захотелось иметь у себя Храм в честь этого Божия угодника. В 1873 году было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Через 10 лет кладбище было упразднено, но церковь осталась. Она была освещена во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца. Впоследствии эта небольшая кладбищенская церковь превратилась в главный Храм Челябинской епархии.







Гораздо меньше повезло другому челябинскому Храму. Это Свято-Троицкий Храм. По некоторым данным он был одним из 300 храмов, построенных в честь 300-летия Дома Романовых. Он не был взорван, как Христорождественский Храм, но был закрыт. Ключи от Храма хранились у одного горожанина (имя его неизвестно). Он жил вблизи Храма. Когда чекисты пришли изымать церковное имущество, они потребовали у него ключи. Он отказался их отдать, и был расстрелян.

Позже в Храме располагался краеведческий музей – это была не самая плохая участь. В годы перестройки он был восстановлен и стал действующим Храмом.







Свято-Симеоновский кафедральный собор, история возникновения

«Свято-Симеоновский кафедральный собор, ул.Кыштымская, 32 . На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии.
Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому.
«Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.
Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой.
Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви – его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря.
Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления. К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды».
Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение.
В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 – 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 – 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 – 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия.
Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема. В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты.
В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты».
В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции – архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А.Г. Буров и В.И. Токарев.
Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз. Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной в 1995-1996 годах. В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена.
В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых.
В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас».

Апсидами (от древне-греческого –свод) - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
двунадесятые праздники (также дванадесятые праздники) - двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе
придел - либо специально выделенная часть основного здания храма,либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.Приделы или пареклесии или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.(Википедия)
С сайта: http://www.sobor-chel.ru

Рецензии

Наталья, превосходно написна история возникновения кафедрального собора очень детально и читается с интересом. Спасибо Вам, что знакомите читателей с с соборами Челябинска. Была в поездке, не смогла быстро ответить.
С уважением

Ходили на экскурсию в Свято - Симеоновский собор. Правда, давно это было(1. 05. 2011).

Вот такое здание находится слева от входа в храм. Башенки очень приятные. За большими воротами прячется, мне кажется гараж. Ворота занятные(с окном?).
Приближаемся к храму-


Перед ним оборудованная стоянка. Правда, там часто вижу сидящих нищих, выпрашивающих подачки и приставучих цыган. Неприятно это.
На территории храма- старинная могила. Надпись гласит:Петр Иванович Ильиных. Скончался в августе 1896 года. 90 лет от роду. Вечная память.
Кем же был Петр Иванович?


Знаю, что рядом с храмом было большое кладбище. И даже поликлиника, которая находится через дорогу от храма и по месту моего жительства построена на кладбище. Кстати поликлиника выматывает ужасно. Даже если принимают быстро, ухожу уставшая. И как там люди работают?
Мне кажется, красиво смотрится...


Территория храма- ухоженная. Красивые клумбы. Вот что мы обнаружили под ёлкой...


На территории есть фонтан(очень нравится детям) На дне фонтана-монетки.
Окна пластиковые. Но они смотрятся гармонично.
Здание храма богато украшено фресками? Но честное слово-эти фрески мне напомнили больше буддийский дацан.


И поближе...



Интересно, то, что главный вход не ведет прямиком в церковь, а находится ровно позади. И когда обходим церковь, что бы в неё попасть, попадаем в такой уютный дворик.


По краям входа в церковь вот такие объемные иконы...


*Обретение Казанской иконы Божьей Матери в Казани 1579 году.
И вторая...


*Св.Прав.Семеон Верхотурск.Чуд.* Как я понимаю -Святой Праведник Семеон Верхотурский Чудотворец. Именно им и назван храм.
Магазинчик очень богатый. Можно приобрести памятные подарки. Вообще такой ассортимент обширный вижу впервые. Там продаётся кагор, который привозят в бочках и потом на территории храма разливают и закупоривают. Муж одобрил это вино.


В этом -то магазинчике и закончился мой фоторепортаж. Потому что подошла монахиня и спросила, зачем я фотографирую? И оказывается нужно разрешение батюшки на это дело. Она еще прибавила-вот если бы я к вам пришла и начала все фотографировать? В общем честно попыталась найти батюшку с разрешением, но был крестильный день и как то в ближайшем обозрение батюшки не нашлось.
Выйдя сфотала еще башенку


На шпиле флажок-1883 год.


Вся территория храма- очень уютная, просто там спокойно можно побродить(если конечно не проходит служба). Но внутри церкви я бы не сказала. что уютно. Может, конечно, я такая грешница, что мне там тяжело, но никакой доброй энергетики я не почувствовала. Мне на много приятней находится в дацане.
У собора есть сайт-http://sobor-chel.ru/index.php?id=68
Не много там почитала про храм. Что понравилось из прочитанного?:
1. В годы Гражданской войны Симеоновскому храму не раз угрожала опасность. По воспоминаниям современников, при артобстрелах Красных казарм наводка корректировалась по его высокой колокольне.
2. В августе 1930 года президиум горсовета принял решение о закрытии Симеоновской церкви. Здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды». К этому времени в Челябинске были закрыты почти все храмы – либо разрушены, либо перестроены. Спасла Симеоновскую церковь неожиданно пришедшая секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В документе предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений... если данное здание является единственным для того или иного культа».
3. В годы Великой Отечественной войны храм стал центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 г и золота 269 г. Настоятелем в 1941 – 1945 годах был протоиерей Сергий Ашихмин За свою патриотическую, проповедническую и организаторскую деятельность о. Сергий получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
4. Капитальная реконструкция пришлась на годы настоятельства протоиерея Иоанна Иващенко. Строили даже ночью, семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам материал.
5. В последние годы проведено большое количество ремонтно-строительных работ, преобразивших внутренний и внешний вид собора: В храме установлены евроокна, «тёплый пол» и кондиционеры.
6. На архиерейских богослужениях с 2005 года введено антифонное пение, существует три штатных высокопрофессиональных хора. В храме установлена звукоусиливающая аппаратура, в 2007 году появилась студия звукозаписи, выпускающая диски с церковными песнопениями в исполнении архиерейского и малого хоров.
7. Одногодичное духовное училище, расположенное на территории собора, готовит священнослужителей для всей епархии. В воскресной школе для взрослых и детей ежегодно около 200 человек получают знания по основам православной веры. Осенью 2007 года появился молодёжный клуб «Держись!», существует молодёжный театр, детский хор и иконописный класс. В 1998 году на базе воскресной школы была открыта золотошвейная мастерская, где девушки под руководством опытной наставницы создают шитые иконы, плащаницы, богослужебные принадлежности.
8. С 2001 года собор выпускает приходской журнал «Симеоновский вестник». С января 2006-го открыт храмовый сайт, недавно появился издательский отдел. Начиная с 2006 года на областном телевидении выходит передача «Преображение», автором и ведущим которой является настоятель храма протоиерей Игорь Рысенко.
9. На протяжении нескольких лет Свято-Симеоновский храм помогает детскому саду № 398 для детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. На средства, получаемые от кафедрального собора, реабилитационный центр приобретает медицинскую технику.
10. Слушатели воскресной школы под руководством священников взяли шефство над коррекционной школой-интернатом для детей-сирот № 13 и детским домом № 2. На средства прихожан и спонсоров приобретаются необходимые вещи, кроме того, проводятся регулярные встречи с детьми, праздники и различные мероприятия.
P.S nevecher внесла ясность в некоторые мои неточности. (см. коментарии)

Атаманский Дворец г. Новочеркасска Домовый храм в Атаманском дворце в честь священномученика Симеона Персидского в г. Новочеркасске (Ростовская-на-Дону епархия)

Мысль устроить при Атаманском дворце домовую церковь возникла несколько позже строительства самого дворца. Поводом к этому послужило неудавшееся покушение на жизнь императора Александра II , состоявшееся 4 апреля года.

Счастливое избавление от гибели Александра II повсеместно на Дону отмечалось благодарственными молебствиями. Казаки Новочеркасской станицы соорудили на свои средства и пожертвовали в войсковой Вознесенский собор иконы святых преподобных Иосифа Песнопевца и Георгия иже в Малеи, празднуемых 4 апреля. Поскольку Атаманский дворец изначально предназначался быть резиденцией не только донского атамана, но и высочайших особ в дни их пребывания на Дону, было решено пристроить ко дворцу домовую церковь в память этого события. Инициативу донских жителей поддержал назначенный в 1867 году на Донскую кафедру архиепископ Платон (Городецкий) , который благословил устроить домовый храм в честь преподобного Симеона Персидского , с престольным праздником 5 апреля.

Войсковой наказной атаман генерал-адъютант А.Л. Потапов возложил постройку храма при Атаманском дворце на обязанность Соборостроительной комиссии. Производителем работ был назначен областной архитектор статский советник И.О. Вальпреда. Заготовление материалов и контроль за исполнением работ комиссия поручила своим членам: председателю войскового коммерческого суда коллежскому асессору Ф.С. Савченкову и почетным членам от Донского торгового общества казакам Норкину и Блажкову. Церковь сооружалась частично на войсковые средства, частично на пожертвования от всех сословий Донского войска.

Здание церкви было пристроено ко дворцу с северо-восточной стороны, двухэтажное, в одном стиле с основной постройкой. По отношению к линии главного фасада оно располагалось несколько в глубине, образуя место для небольшого садика. Так архитектор сумел сохранить видимую симметрию здания дворца со стороны площади. В нижнем этаже церкви размещались служебные помещения. Собственно сам храм находился во втором этаже. Он представлял собой обширный, площадью 120 квадратных метров, зал с высотой потолков около 7 метров; очень светлый, по причине двухстороннего освещения: на северном и южном фасадах располагалось по три огромных окна. Стены церкви покрывал орнамент из четырех и шестиконечных крестов и звезд. Над каждым окном имелось по два круглых медальона, в которых, по-видимому, помещались живописные изображения, сделанные на холсте. Потолок церкви был побелен и украшен лепниной растительных мотивов. Перед алтарной частью на потолке имелась лепная розетка для крепления люстры. Пол был сделан паркетный, геометрического рисунка. В западной части церкви, при входе в нее с парадной лестничной площадки, располагался притвор. Над притвором, в антресольном этаже, был устроен балкон для хора, огражденный балюстрадой из резных деревянных балясин. Восточная часть храма была приподнята на одну ступеньку. Полы в алтаре также были сделаны паркетные.

Иконостас изготовили в мастерской иконостасных работ В.К. Солнцева. Эта мастерская существовала в Новочеркасске с 1868 года, то есть работы по Атаманской церкви были среди первых ее заказов. В.К. Солнцев изготавливал иконостасы "из разного дерева, полированные, с резьбою, позолотою и художественной живописью на чеканном золотом фоне". Как выглядел в действительности иконостас дворцовой церкви можно сейчас только догадываться.

Атаманская церковь не имела купола, на крыше был установлен небольшой барабан с луковичным завершением и на северном фасаде, посередине, барочного типа аттик с лепными украшениями и венчающей его небольшой луковкой с крестом. Кресты были установлены прорезные, ажурные, шестиконечные.

Церковь была окончательно отделана и снабжена всей необходимой утварью к концу года. Освящение храма совершил владыка Новочеркасский и Георгиевский Платон (Городецкий) 8 ноября 1869 года, в день памяти Архангела Михаила.

На год храм находился на реконструкции. Храм входит в ведение благочинного округа.

turturist.ru - Академия путешественника