Мосты тбилиси. Мост мира в тбилиси, грузия — фото

Выделяясь на фоне старых построек исторического центра Тбилиси, над рекой Мтквари (Кура) расположен уникальный стеклянный Мост Мира, соединивший два берега как две эпохи. С одной стороны архитектура прошлого, с другой – современный город.

В свое время строительство моста вызвало резонанс в обществе. Часть населения считала неприемлемым размещать рядом с памятниками древней архитектуры настолько технологичное и современное творение. Но большинство согласились, что пора внести кардинальные перемены в архитектуру города, сравнивая появление моста Мира со строительством Эйфелевой Башни.

Висячий волнообразный мост длиной в 156 метров был спроектирован итальянским архитектором Мишелем де Люччи (Michel De Lucchi ) совместно с французским инженером-осветителем Филиппом Мартино (Philippe Martinaud ). Благодаря тандему двух творческих личностей и профессионализму итальянской строительной компании «Герма Стелиза» 6 мая 2010 года, в праздник Св. Георгия, покровителя Грузии, прекрасной иллюминацией был открыт пешеходный мост Мира. Особенно потрясающе выглядит эта конструкция в темное время суток. Ночью зажигается около 30 тысяч лампочек и активируются порядка 240 сенсоров, объединенных в интерактивную световую систему. Используя азбуку Морза, на двух парапетах моста Мира каждый час появляется сообщение, содержащее составляющие организм человека элементы химической таблицы Менделеева. Главная идея этого представления – все люди едины, независимо от национальности и вероисповедания.

Использование стекла и металла в конструкции пешеходного моста также является символичным, отражая прозрачность политики власти. А динамичная геометрия означает мобильность и устремление вперед в будущее. Именно так объясняет решение о строительстве стеклянного моста главный инициатор заказа, президент Грузии, Михаил Саакашвили.

Мост Мира является одной из самых новых масштабных построек в столице Грузии за последние несколько лет. А его необычная архитектура передает состояние и намеченные цели страны, готовой к существенным переменам и желающей стать одной из передовых стран Европы.

Мост Мира в Тбилиси фото.

Сухой мост -e главный антикварный рынок города, к тому же - находящийся под открытым небом. Здесь можно найти абсолютно всё: старинные вещи, украшения, пластинки и фотоаппараты, часы и посуду. Только отсюда можно привезти действительно уникальные вещи ручной работы, и вы точно будете знать, что они изготовлены ограниченным тиражом. Чуть ниже продающих сувениры старьевщиков расположился вернисаж-базар, где картины можно купить по ценам от пяти лари - и до пяти тысяч.

Общение с местными мастерами, художниками и торговцами - неиссякаемый источник историй о Тбилиси. Такого вы не найдете ни в одном путеводителе.

Мост Мира

Мост Мира - это пешеходный мост, расположенный в Тбилиси, на реке Кура, между Метехским мостом и Бараташвили. Данный мост объединяет парк Рике и улицу Ираклия II.

Он состоит из стального каркаса высотой 156 м, который полностью покрыт стеклом. Вся конструкция держится на 4-х мощных опорах. Попасть сюда можно со стороны набережных бульваров, а также со стороны соседней улицы или парка.

Мост Мира был возведен по инициативе Михаила Саакашвили - президента Грузии. Заказчиком проекта выступала мэрия Тбилиси. Конструкция была официально открыта 6 мая 2010 года.

Архитектором сооружения является итальянец Микеле де Лукки, который некогда возвел новое здание Министерства внутренних дел и Авлабарскую резиденцию. Дизайнером освещения моста стал француз Филипп Мартино. В наше время это место привлекает к себе множество туристов. Особенно красив он ночью, когда тысячи фонарей освещают дорогу.

Тбилиси ведётся активное строительство, и люди этим заметно воодушевлены. Мне объяснили – тбилисцы десятилетие жили без света, на тепле печек-буржуек, а теперь всё растёт и расцвечивается – как не порадоваться?

Например, весной 2010 года появился стеклянный пешеходный мост посреди Тбилиси. 156-метровый Мост мира соединяет берега Куры, ночью светится тысячами маленьких ламп, сделан по итальянскому проекту (архитектор - Микеле де Луки).

На мой взгляд, мост сам по себе впечатляет, но, откровенно говоря, слабо вписывается в архитектурный облик окрестностей. Я бы не сказал, что он уродует город - просто кажется инородным телом, вроде симпатичной пластиковой бутылки в волшебном сундуке со старинными игрушками.

Турист – существо эгоистичное, путешественник – ещё более. Если спросить меня, романтическая часть моего сознания не довольна даже тем, что в Питере не осталось замызганных кварталов в центре города – все мои любимые уголки разрушены порядком и лоском - старинный чердак отремонтировали, и от хорошо освещённых белых стен веет холодом и пустотой. И в то же время, как житель Питера, я осознаю, что удобнее жить в обновлённом городе. Обновлённом, но не в Петербурге в стиле хай-тек - в России новизна и классика счастливо разошлись, став стержнями духа двух столиц – и , и потому антикварность Питера так ревностно защищают.

Столкновение двух тенденций неизбежно - от всей Грузии веет стариной, и новейшая архитектура едва ли способна безболезненно вписаться в облик хоть одного уголка этой страны. Сохранять историческое наследие - в крови грузина, черпающего надежду на благополучное будущее в достижениях Грузии XI-XIII веков. В то же время, амбиция встать на передовой край развития призывает к строительству чудес науки и техники, подкрепляющих новый имидж и вселяющих веру в верность выбранного пути.

Грузинский народ однозначно встречает необходимость изменений. Наше общество хорошо понимает, что или мы должны быть лучшими, или вообще нам не быть. Мы не можем быть средней европейской страной, так как, в отличие от них, мы каждый день находимся перед большой опасностью. Поэтому я часто упоминаю Сингапур. Мы должны, обязаны быть лучшей страной. Общество это принимает, оно понимает, что это безальтернативный, единственный путь - Михаил Саакашвили.

  • 7839 просмотров

Выделяясь на фоне старых построек исторического центра Тбилиси, над рекой Мтквари (Кура) расположен уникальный стеклянный Мост Мира, соединивший два берега как две эпохи. С одной стороны архитектура прошлого, с другой – современный город.

В свое время строительство моста вызвало резонанс в обществе. Часть населения считала неприемлемым размещать рядом с памятниками древней архитектуры настолько технологичное и современное творение. Но большинство согласились, что пора внести кардинальные перемены в архитектуру города, сравнивая появление моста Мира со строительством Эйфелевой Башни.

Висячий волнообразный мост длиной в 156 метров был спроектирован итальянским архитектором Мишелем де Люччи (Michel De Lucchi ) совместно с французским инженером-осветителем Филиппом Мартино (Philippe Martinaud ). Благодаря тандему двух творческих личностей и профессионализму итальянской строительной компании «Герма Стелиза» 6 мая 2010 года, в праздник Св. Георгия, покровителя Грузии, прекрасной иллюминацией был открыт пешеходный мост Мира. Особенно потрясающе выглядит эта конструкция в темное время суток. Ночью зажигается около 30 тысяч лампочек и активируются порядка 240 сенсоров, объединенных в интерактивную световую систему. Используя азбуку Морза, на двух парапетах моста Мира каждый час появляется сообщение, содержащее составляющие организм человека элементы химической таблицы Менделеева. Главная идея этого представления – все люди едины, независимо от национальности и вероисповедания.

Использование стекла и металла в конструкции пешеходного моста также является символичным, отражая прозрачность политики власти. А динамичная геометрия означает мобильность и устремление вперед в будущее. Именно так объясняет решение о строительстве стеклянного моста главный инициатор заказа, президент Грузии, Михаил Саакашвили.

Мост Мира является одной из самых новых масштабных построек в столице за последние несколько лет. А его необычная архитектура передает состояние и намеченные цели страны, готовой к существенным переменам и желающей стать одной из передовых стран Европы.

Мост Мира в Тбилиси — ФОТО

На сегодняшний день в масштабах Тбилиси через реку Куру перекинуто более десяти мостов. Из них одни их самых старых — Метехский, Галактиона, Бараташвили, Саарбрюккенский, Сухой и 300 арагвинцев. Остальные построены относительно недавно: Мост Царицы Тамар, Вахушти Багратиони, Поничальский мост, Дигомский, Исанский, Глданский, Мцхетский и мост Мира.

Мост. Какое короткое слово и как много ассоциаций всплывает в памяти! Выстраивать мосты, рушить, восстанавливать, перекидывать, сжигать… Сжечь — не оставить ни малейшего шанса на продолжение, на возвращение в прошлое. Поставить большую и жирную точку. Не из малодушия или трусости, а из желания изменить жизнь. Так, отрезая себе путь к отступлению, воины в древности сжигали за собой мосты. А строили мосты в ту пору из дерева. Со временем их заменяли на каменные. Занятный расклад: мосты изменились, а выражение осталось. Утратило первоначальное значение и приобрело фигуральный смысл. И это не единственное выражение, употребляемое в переносном смысле в отношении этих архитектурных сооружений.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Чтобы подчеркнуть, что отношения разорваны и путей сближения не наблюдается, говорят: мосты разведены. Процесс разведения мостов напоминает эпизод из сказки о Золушке. С той лишь разницей, что в сказке после полуночи в тыкву превращается карета, а в Петербурге — старинные мосты. И не в тыкву, а в детский конструктор. Мост делится пополам, и створки его, повиснув в воздухе, как игрушечные, замирают в неподвижности. Прямо на твоих глазах многотонная махина, по которой только что, грохоча, проходил транспорт, обретает воздушную легкость.

Мост - место сакральное. Идешь по нему, идешь и вдруг почему-то начинаешь замедлять шаг. Останавливаешься, всматриваешься в воду и думаешь о важных и вечных вещах. Кто его знает, что движет в эти минуты человеком…

Галактиона мост — воспоминаний форпост

Когда ты рожден в городе, где в самом центре протекает большая река, мосты, перекинутые через нее, перестают быть для тебя обыкновенными каменными сооружениями. Каждый из них - это часть тебя и твоих воспоминаний. Нынешний мост Галактиона, раньше называвшийся Верийским, для меня ближе всех остальных. Видимо, потому, что протаптывался больше остальных. Мы жили тогда в старом тбилисском дворике на улице Марджанишвили, оттуда рукой подать до проспекта Руставели. Вечерами, когда мама приходила с работы, мы отправлялись с ней на Фуникулер. Чтобы попасть туда, было достаточно пройти по мосту, одолеть подъем Элбакидзе и, оказавшись на проспекте Руставели, перейти на противоположную сторону.

© Sputnik / Levan Avlabreli

На другой стороне проспекта была канатная дорога, ведущая на гору Мтацминда. Сегодня станция заброшена. Говорят, закрывшуюся после аварии, ее будут восстанавливать, но не уточняют, когда. Сейчас на подступах к ней, на ступенях здания Академии наук, сидят художники, чеканщики, продавцы сувениров. Наш ритуал восхождения на Святую гору повторялся летом раза два в неделю. И маршрут всегда пролегал именно по этой самой траектории - мост, подъем, подземный переход. Этот большой и широкий мост до сих пор воспринимается мной как часть заветного пути к любимому месту.

National Library of Georgia

Предшественник сегодняшнего моста Галактиона был построен в 1885 году по проекту архитектора Уманского. Вокруг строительства моста развернулись в те времена нешуточные баталии. Некоторые из специалистов считали, что строительство Мухранского моста гораздо важнее Верийского. В итоге, благодаря усилиям генерала Карганова и предпринимателя Ротинова, чьи земли были поблизости от будущего моста, выбор был сделан в пользу Верийского. Верийский мост приобрел особое значение после того, как был проложен подъем с нынешнего проспекта Руставели. Мост связал между собой Головинский проспект, нынешний Руставели, район Вера и железнодорожную станцию.

National Library of Georgia

Шло время. Город менялся, а с ним росли потребности в передвижении. Мост, ширина которого не превышала десять метров, с новыми нагрузками уже не справлялся. Поэтому, в 1952 году на этом месте появился новый, трехарочный мост. Именно он и дошел до наших дней.

© Sputnik / Levan Avlabreli

"Молодость" на немолодом мосту

Мухранский мост все же построили, только чуть позднее, в 1911 году. Проект моста был разработан еще в 1882-м архитектором Уманским - автором проекта Верийского моста. В том же году инженером Гагеймайстером была построена в этом месте паромная переправа, соединившая Мухранскую улицу и Цициановский подъем. Паромная переправа не могла заменить мост, и он все же был построен. Правда, уже по проекту архитектора Патону. Это мощная металлическая конструкция, не имевшая аналогов.

Но отцам советского градостроения уникальный мост пришелся не по вкусу, и в 1965 году его решили заменить новым. Поменяли мосту и название — стали величать мостом имени Николоза Бараташвили. Никакой архитектурной ценности сегодняшнее сооружение не представляет. Единственным украшением этого типично советского образца модернизма можно считать забавные скульптуры. Автор скульптурных композиций под названием "Молодость" — Георгий Джапаридзе.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Как на платья и шляпки потратить шесть мостов

В Тбилиси есть еще один старый мост. Сегодня его называют мостом 300 арагвинцев. Занятная история у этого моста. Изначально деревянный, однопролетный мост возник во времена перемен и активного застраивания Тифлиса в 1852 году. Построил его предприниматель по фамилии Мнацаканов. Говорят, мост обошелся армянскому предпринимателю в 25 тысяч рублей. И потом, не раз, упрекая домашних за траты, он говорил: "Вы потратили четверть денег, выделенных на строительство моста". Хотя, есть и другая версия строительства Мнацакановского моста, согласно которой предприниматель имел слабое отношение к его возникновению. Следуя альтернативной версии, мост перекинули по уже проторенному путепроводу. Первая переправа на этом отрезке Куры встречается уже в XV веке. Мост тогда назывался кахетинским и использовался для перегона скота. Он просуществовал до разрушительного нашествия Шах-Аббаса в XVII веке. А потом на этом месте уже в XIX веке построили новый мост. Нашлись смельчаки, которые приобрели права на пользование этой переправой и установили за нее плату. По сведениям, сумма та превышала всякие разумные пределы. Облегчить жизнь горожанам решил предприниматель Мнацаканов. Он выкупил у собственников мост и передал его городу. Так или иначе, мост называли его именем. То был самый новый мост из построенных на стыке XIX и XX веков. Упоминание о нем встречается и в произведении известного писателя, режиссера и сценариста Агаси Айвазяна, родившегося в Грузии.

National Library of Georgia

"Посреди Тифлиса — Кура. На ней шесть мостов — Михайловский, Верийский, Мухранский, Авлабарский, Метехский и самый значительный — Мнацакановский. Его построил за двадцать пять тысяч рублей и подарил городу господин Мнацаканов. Это дало ему право называться почетным гражданином Тифлиса. Говорят, что с этого дня свои деньги он считал в единицах моста. "Сегодня на бирже я выиграл два моста". Дочь он упрекал так: "На твои платья и шляпки я истратил шесть мостов". Он лелеял мечту подарить мосты Санкт-Петербургу, Парижу, Лондону… Он поглаживал свою бородку "буланже", воображая рядом с лондонским Ватерлоо мост Мнацаканова — ух ты, хорошо! Одной из наиболее важных особенностей этого моста было то, что под ним живет Хечо Чопуров. Он родом из села Шиних. Когда он был совсем маленький, отец — Чопур Етимов — рассказывал ему на сон грядущий удивительные истории, он рассказывал то, что, по его мнению, должно было присниться маленькому Хечо. Но рассказывал он только первую половину, оставляя Хечо вторую половину досматривать во сне. И сын засыпал. Но он так никогда и не увидел того, что недосказал ему отец. Потом, гораздо позднее, когда Хечо вырос и стал спать под Мнацакаиовским мостом, он понял, что эта его жизнь и есть та вторая половина сна… Этот мост над его головой, холод, которым веяло от Куры, отдаленные звуки и голоса, не имеющие к нему никакого отношения… Господин Мнацаканов! Господа! Живете вы уютно и благоустроенно. Вы имеете все — что нужно и что не нужно. У вас, господа, есть теплое место, где можно спать, деньги, еда… Вам, господа, и вам, господин Мнацаканов, не хватает одного — несчастного человека, которому холодно, голодно, которому предназначено самой судьбою быть несчастным. Вам нужен такой человек, чтобы ночью, сытно поев и забравшись в постель, вспомнить и сравнить с собой. Такое сравнение вам необходимо, чтобы полнее ощутить свою устроенность, свое довольство, свою мягкую постель, свою здоровую, бархатную кожу, свое счастье… И этот человек — вот он, Хечо. Пожалуйте под мост, и вы увидите его… У Хечо не было и не будет ничего. Он отказался даже от своих желаний ради желаний других людей… Даже то, что он не имел, он отдал первому желающему… Всю жизнь он мерз и терпел неудобства. Хечо вручает себя вам. Берите — и вы почувствуете вашу постель еще более удобной и вашу жизнь еще более обеспеченной…".

В 1952-м Мнацакановский мост снесли и построили на его месте новый. Тогда же в этом районе построили Ортачальскую ГЭС.

По какому мосту люди ходили, а по какому ишаки

Но, конечно, самый древний из всех — Метехский мост. В 2014-м его переименовали в мост 100 тысяч святых мучеников. В народе, по старой памяти его продолжают звать Метехским. Сказать доподлинно, когда же был построен первый Метехский мост, сложно. Исходя из конкретного исторического эпизода, мост существовал уже в XIII веке. На протяжении всей истории своего существования Грузия подвергалась вражеским нападениям. Султан Хорезмский Джалал-Эд-Дин вторгся в Грузию в 1227 году. Захватчики решили начать свое победное шествие с осквернения главной христианской святыни в городе. Султан приказал снять купол Сионского храма и поставить вместо него собственный трон и вынести из храма иконы Богородицы и Спасителя. Приказ исполнили. Иконы уложили посреди моста через реку Мтквари (Кура) и приказали жителям города пройтись по ним. Тех, кто откажется попирать святыни, ждала смерть. Сто тысяч грузин, отказавшихся топтать иконы, были обезглавлены и сброшены в Куру.

National Library of Georgia

Эта история и легла в основу названия моста. Метехский мост неоднократно перестраивался. До 1870-го он был деревянным. Свое последнее обновление мост пережил в 1951 году. В тот же период "покончили" и с Авлабарским мостом, который проходил поблизости от Метехского. Авлабарский мост, в отличие от Метехского, был проезжим. По Метехскому мосту предписывалось переходить сугубо пешком или верхом. Видимо, поэтому горожане окрестили его ишачьим.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Два моста и один остров

И еще один старый мост - Саарбрюккенский. Впрочем, так этого гражданина величают лишь по паспорту. В народе же его продолжают звать Воронцовским. Мост примыкает Воронцовской площади, посему вполне логично, что и мост носил имя наместника. Да и сам Михаил Семенович Воронцов возвышался в середине площади. Точнее не он сам, а памятник ему. Тифлисцы воздвигли его на собственные деньги. Настолько велика была признательность горожан за его добрые дела. Памятник простоял на этом месте до прихода советской власти. Новые правители отправили памятник на свалку истории, предав забвению внесенный Воронцовым вклад.

National Library of Georgia

Воронцовский мост был построен в 1854 году. Первоначальный проект принадлежал Джованни Скудиери. Но архитектор погиб, и работу над проектом продолжил инженер Бликс. В те времена Мтквари имела несколько рукавов. Они то соединялись в одно русло, то расходилось, образуя остров. Один из таких островов назывался Мадатовским, по фамилии владельца князя Валериана Григорьевича Мадатова. На острове князь содержал лесопильни. По Куре курсировали плоты, которые доставляли материал для лесопилен. Но остров не сообщался с сушей. Мост, который строился, состоял из двух частей. Большого моста через реку, который соединял левый берег Куры с Мадатовским островом, и короткого, перекинутого через узкий рукав реки и соединявшего этот остров с правым берегом. Прошло время, река в этом месте обмельчала, и рукав решили высушить. Куру-то высушили, а вот мост остался и с легкой руки тифлисцев стал называться Сухим. Сегодня это одно из самых известных туристических мест - на Сухом мосту расположен Блошиный рынок.

National Library of Georgia

Это все о старых мостах. А в Тбилиси, помимо исторических сооружений, есть и новые. Пешеходный "Мост Мира" открылся в 2010-м и сразу же вызвал бурные обсуждения. Реакция на творение итальянского архитектора Микеле Де Луччи превзошла все ожидания. С чем только не сравнивали эту дугообразную конструкцию из металла и стекла. Называли его и прокладкой, и новым символом города, и даже с Эйфелевой башней. Но прошло несколько лет, и мост превратился в одну из городских достопримечательностей. Туристам "Мост Мира" пришелся по вкусу. В конструкцию моста встроена любопытная система иллюминации: в вечернее и ночное время каждый час 30 тысяч лампочек азбукой Морзе транслируют сообщение, видимое на обоих парапетах моста. Оно составлено из названий элементов таблицы Менделеева, из которых состоит человеческое тело. По замыслу самого архитектора "это сообщение — гимн жизни и мира между людьми и народами".

© Sputnik / Levan Avlabreli

Пройдет время и "Мост Мира" так же, как остальные, станет частью истории…

turturist.ru - Академия путешественника