Супергерои среди нас. Бэтмены среди нас: как живут настоящие супергерои

Вот, что бывает, когда читаешь слишком много комиксов, или принимаешь фильмы о супергероях слишком серьезно. В этом посте представлены обычные люди в не совсем обычных костюмах и не совсем обычных ситуациях. Реальные Бэтмены, Спайдермены и ниндзя, которые хотели бороться за добро и справедливость и защищать простых людей, не раз сами оказывались по ту сторону закона.

1. Таинственный Бэтмен буквально за шкирку привел в полицейский участок человека, объявленного в розыск, со словами: «Я поймал его для вас». Герой в костюме Бэтмена (который больше походил на купленный на блошином рынке) попал в поле зрения камеры в полицейском участке Йоркшира. (WEST YORKSHIRE POLICE)


2. 45-летний Майкл Болдерстоун всегда хотел стать героем любимого комикса о Человеке-Пауке. Кстати, Майкл владеет магазином комиксов в Аделаиде, Австралия. Так уж получилось, что в тот день Майкл был в костюме Человека-Паука, т.к. в магазине был Международный день комиксов. Заметив подозрительного человека в задней части своего магазина, Майкл подошел к нему и увидел, что тот спрятал комикс «X-Men Omnibus» стоимостью 160 долларов в своем рюкзаке. Злоумышленник как раз пытался убежать, когда Человек-Паук… то есть Майкл Болдерстоун решил восстановить справедливость. (Rex Features)


3. Мужчина в костюме Бэтмена и с вспотевшими подмышками был арестован после того, как полиция нашла его на краю здания в Петоски, штат Мичиган, рано утром. Марк Уильямс - так зовут нашего «героя» - имел при себе пояс с инструментами, дубинку и перечный газ. К тому же, на нем были освинцованные перчатки. Полиция арестовала его за ношение опасных предметов. Марку 31 год. (Emmet County / Rex Features)


4. Он отчаянно хотел быть похожим на любимых супергероев. Однако попытки Таниса Бэйкера бороться с преступлением были, скорее, похожи на фарс, чем на комикс. Патрулируя улицы Ньюпорта, Южный Уэльс, в образе ниндзя, Танис сам оказался по ту сторону закона - его арестовали за ношение деревянного меча. (Wales News Service)


5. Самообъявленные супергерои - Темный Спартанец и его верный помощник Черный Вакуум - поклялись бороться с преступностью и нести справедливость в курортном городке Торбэй, Девон. Однако несмотря на многомесячные поиски преступников на улицах родного города, эта парочка (в реальной жизни - финансовый консультант и владелец магазина) - так и не нашли ни одного злодея. (Ken McKay / Rex Features)


6. Супергерои попали в камеру Google Street View у бара в Вау, Шетландские острова. (Google / Rex Features)


7. Супергерой в реальной жизни по прозвищу «Политик» безмолвно смотрит на яркие огни Бирмингема, вслушиваясь в ночь - вдруг кто-то позовет на помощь? «Политик» в реальной жизни банкир. (LAURENTIU GAROFEANU / BARCROFT MEDIA)


8. Крестоносец в зеленом костюме с полосатыми носками и в каске… а, и в черных плавках… стал настоящим героем для водителей в Перте, Австралия. Этот таинственный усач с помощью ручной шлифовальной машинки убирает блокировку колес у неправильно припаркованных автомобилей, спасая водителей от штрафа в 135 долларов. В обмен он просит небольшое вознаграждение, которое, по его же словам, он отдает бездомным. А вот полиция считает этого героя злодеем. (Newspix / Rex Features)


9. Николь Абрамович в образе своей героини во время ночного патрулирования Бруклина, Нью-Йорк. Эта реальная женщина-кошка (31 год) всегда готова помочь слабым. (Laurentiu Garofeanu/ Barcroft USA)


10. Супергерой в маске по имени Феникс Джонс решил защищать улицы американского городка Джонс. Он носит черно-золотистый костюм и защищает улицы Линнвуда - городка с населением в 35 000 человек, который находится рядом с Сиэтлом. На нем пуленепробиваемый жилет, а его оружие - это перечный газ и электрошокер. У него нет Бэтмобиля, он ездит в обычной Kia, зато у него есть помощница и по совместительству личный водитель, которая никогда не выходит из машины. (Peter Brooker / Rex Features)


11. 50-летний Андре Луис Пиньеро готов бороться с преступностью на улицах Таубате, Бразилия. Этот военный офицер на пенсии заплатил за свой костюм Бэтмена довольно круглую сумму денег. (Thiago Leon/ Barcroft USA)

Один из основателей ставропольского магазина комиксов рассказал корреспонденту «Вечёрки» об эволюции уникального феномена поп-культуры

Сергей Гаврилюк

Комиксы в нашей стране часто воспринимаются как нечто детское, несерьезное и малозначимое для культуры. Впрочем, это не мешает эмблемам крупнейших компаний-издателей комиксов Marvel и DC Comics красоваться не только на книжных полках, но и в кино. Совсем недавно в Ставрополе открылся магазин «Четвертая стена» и меньше чем за год доказал, что графические романы актуальны всегда и везде.

«Четвертая стена» после переезда расположилась в небольшом помещении на улице Мира. Ремонт ещё не закончен, пока доводится до ума читальный зал, но работа уже идет полным ходом. Открывали магазин два друга, вдохновленных этим феноменом культуры, - Илья Ефимов и Александр Автухов. Корреспондент «Вечёрки» побеседовал с Ильей и выяснил, почему комиксы можно читать в 40 лет и как герои комиксов эволюционировали от полубогов до обычных людей.

- Илья, как можно в целом охарактеризовать графические романы?

Комикс - это произведение, в котором собраны воедино визуализация и хорошая история. То есть это литература и живопись, которые дополняют друг друга. Художник и автор всегда работают в жестком тандеме, иначе комикса не будет.

- Как комиксы появились и почему сегодня их считают детским увлечением?

В массовую культуру графические истории вошли в начале прошлого века в США. В основном это были короткие истории, или стрипы. Изначально они носили юмористический характер, но с течением времени стали серьезнее. В Россию комиксы пришли в начале девяностых, первыми были истории про Микки Мауса, Тома и Джерри, направленные чисто на детскую аудиторию. Естественно, на фоне этого взрослые стали считать, что комиксы – это исключительно детское развлечение. За серьезные вещи полноценно взялись совсем недавно, году в 2010-м, тогда-то и появилась альтернатива для взрослого читателя.


Сергей Гаврилюк

- Как вообще пришла идея открыть свой магазин в Ставрополе?

Четыре года назад я приехал на учебу в Ставрополь и познакомился с ребятами, которые и ввели меня в мир графики. Вот только комиксы тогда было достать очень трудно: нужно было заказывать, переплачивать за доставку, в книжных магазинах они появлялись изредка, да и относились к ним наплевательски. Графические романы просто валялись без присмотра, в итоге у изданий могли быть «покоцаны» обложки, помяты листы, при этом скидку за эти повреждения не делали. Заказывать у них тоже было очень накладно. Я все пытался, но так и не смог собрать черно-белого «Скотта Пилигрима», хотя жуть как хотел. В общем, мой друг Александр Автухов предложил решить проблему с комиксами и открыть свой магазин. 7 июня мы открылись на проспекте Октябрьской Революции, народ к нам быстро повалил, да и привезли нам на продажу много такого, чего раньше в Ставрополе не было.

- Прибыльной ли оказалась продажа комиксов?

Доход есть, хотя начиналось это все как борьба за идею, за свое хобби. Пришлось, правда, переезжать, на Октябрьской Революции место было дорогим в плане аренды, хотя проходимость там была очень высокой. Мы выходили в плюс, но большие средства уходили именно на аренду. Пару недель назад мы переехали, выкупили помещение и уже его осваиваем, здесь есть где развернуться. Через пару недель закончится первый месяц на новом месте, посмотрим, какая картина сложится и уже начнем заказывать какие-нибудь редкие вещи, которых раньше у нас не было, например, оригинальные комиксы, фигурки, первые выпуски сэттингов. Есть спрос на оригинальные комиксы. За пару недель до нашего открытия закрылся единственный аниме-магазин в городе, так что эту аудиторию мы тоже будем перетягивать к себе.

- А все-таки в каком возрасте аудитория приходит за новинками чаще?

Вообще, наши клиенты - дети от 6 лет до 40 лет (смеется). Например, могут зайти несколько здоровых парней и просто загореться при виде энциклопедии по «Звездным войнам». Или за конкретным комиксом. Например, у нас есть друзья, которые приходят за комиксами про Песочного человека, достаточно тяжелая вещь, аудитория очень большая. Чаще всего, конечно, приходит молодежь от 16 до 18 лет, ну и парни лет до 25. За 10 месяцев работы со многими покупателями подружились даже и общаемся теперь не только в пределах магазина.


Сергей Гаврилюк

- Выход фильма по комиксу влияет на ваши продажи?

Да, причем очень сильно. Мы на премьерах «выезжаем». Например, на Дэдпула всегда был большой спрос, а после фильма фанаты как с цепи сорвались: каждый час к нам приходили за комиксами именно про Дэдпула, благо у нас их много, партию завезли очень большую. Он всегда продается. Вот уже пошли продажи «Бэтмен против Супермена», не сверхбыстро, конечно, в отличие о Дэдпула. Тут вопрос даже не в самих персонажах, а в оформлении и цене: Дэдпул у нас оформлен проще и по цене намного выгоднее, чем тот же «Темный рыцарь» в жесткой обложке. На волне успеха сериала про Флэша стали активно ходить и за его печатной версией. Обычно интересно сперва глянуть фильм, потом читать комикс, чтобы переосмыслить, обычно фанаты так и делают. А если сделать наоборот, то на премьере может включиться внутренний зануда: «Это неканонично, тут было не так».

- А привязываете к выходу фильма какие-нибудь акции?

В таких случаях мы предоставляем скидки. Помимо выхода фильма мы можем сделать скидку на день рождения автора, по нашим флаерам даем скидку, но пока мы их особо не раздаем, потому что на них все ещё указан наш старый адрес. Для школьников предусмотрены бонусы за пятёрку в дневнике. Мы можем пойти навстречу ребятам, у которых 10-20 рублей не хватает на новый выпуск. Все-таки это хобби, да и нам самим было бы приятно, если бы нам делали такие же скидки.

Сейчас набирают обороты моушн-комиксы, все та же аудиокнига, но с визуализацией. Как думаешь, такое явление не затмит обычные комиксы?

Моушн – вещь достаточно специфическая, на любителя. Я не совсем её понимаю, я сторонник той мысли, что комиксы надо именно читать, держа в руках бумажное издание, так же и с литературой. Моушн необычен, но я не думаю, что он станет лучше классики.

Сейчас их значение несколько изменилось. Современный герой не идеал, он такой же приземленный и живет в таком же мире, справляется с обычными проблемами. Яркий пример – Хоукай, который стал популярен после вторых «Мстителей». Персонаж вооружен только луком и стрелами, в остальном это обычный человек без сверхспособностей: он падает с крыши и уже думает о последующем лечении переломов, или вспоминает в разгаре битвы, что ему нужно заплатить за квартиру. То есть героев теперь делают похожими на людей, а не на мифических богов. Очень часто большой упор авторы делают на отношения, например, в комиксах про Сорвиголову, мистика уходит на второй план. «Молодые мстители» - хоть и супергеройская команда, но во главе угла стоят их отношения друг с другом с родителями, с окружением. В авторских комиксах для героики вообще не остается места.

Они очень специфичны, интересны, но сложно найти их читателя. Но тем не менее есть люди, которые увлекаются исключительно ими. Авторский комикс не загнан в рамки. В них сюжеты социальны, в основе лежат ответы на жизненно важные вопросы. Яркий пример – «Голубые таблетки» Фредерика Питерса. Сюжет такой: молодой человек встречается с девушкой, вдруг у неё и сына обнаруживается ВИЧ. И вот главный герой размышляет, как дальше жить, быть с ними рядом или уйти. Авторский комикс очень часто автобиографичен и поднимает философские вопросы. Есть русские вариации, например, «Мой секс» Алёны Камышевской, где автор рассказывает о своем отношении к сексу. При чтении складывается ощущение, как будто общаешься с глазу на глаз с самим автором. То есть совсем другие истории, нежели у Marvel или DC.

- А тебе, чьи сюжеты нравятся больше, DC или Marvel?

Мне больше нравится альтернативная вселенная Image, но, если брать ведущих издателей, то я голосую за Marvel; у них вещи более понятные современному читателю, у DC же истории помрачнее. Для кого-то в этом плане последние будут привлекательнее.

Есть же российский издатель Bubble, который специализируется на отечественных комиксах. Как к ним относится читатель?

Есть люди, которым не интересны русские комиксы, есть те, кто, наоборот, интересуется только ими, и те, кто читает и наши, и западные. У нас есть паренек лет тринадцати, большой фанат выпусков от Bubble, следит за каждым завозом. И не зря, комиксы у них интересные. Например, «Майор Гром» - отличный детектив про идеального полицейского, «Красная Фурия» - аналог приключений Лары Крофт, только уровень трэша в нем увеличен в сотни раз, персонажа «Инока» авторы просто прогоняют по истории, «Бесобой» - наша адаптация Хэллбоя. Есть ещё «Экслибриум». Персонаж этих комиксов сама очень любит поп-культуру, кино, графические романы, она постоянно что-то цитирует. Авторы в ней просто создали образ типичного гика (фанат популярной культуры. - Прим.авт.).

- Какие персонажи востребованы больше всего?

Самые востребованные - Дэдпул, Мстители, Бэтмен, в меньшей степени Супермен. Радует, когда человек приходит за какими-то альтернативными штуками, типа «Неуязвимого» от Image или «Саги», где ни о какой героике речь не идет, это чисто романтические комиксы. В целом даже сложно сказать, есть ли конкретный герой, который однозначно популярен среди всех.

- Как ты думаешь, нужны ли супергерои в реальном мире? Почему никто из фанатов не хочет примерить маску?

Я читал про ребят, которые после фильма «Пипец» сами начали патрулировать улицы родных городов, например Нью-Йорка, в костюмах. Не знаю, есть ли нечто подобное в России, но было бы здорово.

- У фанатов обычно тараканы в голове. Есть бешеные, есть вполне тихие.

Бешеных не встречали, зато попадаются позеры. Есть те, кто просто знает все обо всем, поэтому молчат и никому ничего не доказывают, есть позеры, которые постоянно пытаются что-то доказать, не зная практически ничего: «Дэдпул наваляет твоему Капитану Америке, Халк поднимет Молот Тора!».

Попадаются интересные посетители. Бывает, приходят ребята с классной идеей, интересным сюжетом и ищут художников. Или, наоборот: приходили несколько раз художники, показывали свои зарисовки, я был, честно говоря, поражен: в Ставрополе находятся люди, которые настолько классно рисуют! Приходят и такие, кто как художники просто интересуются графической стороной, спрашивают что-то конкретное. И тут есть из чего выбирать. Есть, например, комиксы с рисовкой Алекса Росса, который все разрисовывает акварелью и готовит очень эпичные полотна. Росс и Марк Уэйд выпускают комикс «Kingdom Come». С точки зрения авторской, произведение довольно странное, с точки зрения искусства - оно восхитительно. Вопрос в том, что хочет видеть человек: мультяшную рисовку, статику или динамику.

За красивыми рисунками и масштабными полотнами комиксов часто оказываются спрятаны истории обычных людей, которые, хотя и имеют суперсилу для борьбы со злом, порой оказываются бессильны перед лицом житейских проблем. Не всегда этот парадокс удается передать только словами. Нужно изображение, нужен цвет, который художественно дополнит рассказ и передаст нужное настроение читателю. Сейчас комиксы стали взрослее, серьезнее, вместе с ними растет и читатель, общаясь с любимыми героями сквозь невидимую четвертую стену.

,

Всю жизнь он своими яркими статьями боролся за укрепление русского государства, отважно разоблачая продажных чиновников, либеральных демократов и революционеров, предупреждая о нависшей над страной угрозе. Захватившие в России власть большевики ему этого не простили. Меньшикова расстреляли в 1918 году с крайней жестокостью на глазах у его жены и шестерых детей.

Михаил Осипович родился 7 октября 1859 г. в Новоржеве Псковской губернии близ озера Валдай, в семье коллежского регистратора. Окончил уездное училище, после чего поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Потом участвовал в нескольких дальних морских походах, писательским плодом которых явилась вышедшая в 1884 году первая книга очерков – «По портам Европы». Как морской офицер, Меньшиков высказал идею соединения кораблей и аэропланов, предсказав тем самым появление авианосцев.

Чувствуя призвание к литературному труду и публицистике, в 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана. Устроился корреспондентом в газету «Неделя», где вскоре обратил на себя внимание своими талантливыми статьями. Затем стал ведущим публицистом газеты консервативного толка «Новое время», где проработал вплоть до революции.

В этой газете он вел свою знаменитую рубрику «Письма к ближним», которая привлекала внимание всего образованного общества России. Некоторые называли Меньшикова «реакционером и черносотенцем» (а кто-то называет до сих пор). Однако все это – злостная клевета.

В 1911 году в статье «Коленопреклоненная Россия» Меньшиков, разоблачая происки западной закулисы против России, предупреждал:

«Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».

Никаких мер в этой связи власти тогда не приняли. А если бы приняли? Вряд ли тогда смог бы приехать в Россию в 1917 году с деньгами американского банкира Джекоба Шифа Троцкий-Бронштейн, главный организатор Октябрьского переворота!

Идеолог национальной России

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью...

Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, ­– нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».

В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:

«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».

Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет».

Необходимость коренных перемен

Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам...».

Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.

До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».

Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики - человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».

Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...».

Портрет современного либерала

Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.

Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…

Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».

Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?

Отвага для честного труда

Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.

Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.

Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».

Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?

Месть революционеров

Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.

В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».

В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».

В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.

Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.

Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. <…> Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. <…> Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».

Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».

В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Владимир Малышев

Науке неизвестно, откуда взялись реальные супергерои. Ясно только, что эта субкультура связана с соответствующими фильмами и комиксами. В поле зрения СМИ они попали в 2003 году, когда BBC сделала репортаж об Angle Grinder Man, который по ночам освобождает автомобили от блокираторов.

Сейчас в мире их как минимум несколько десятков. Настоящие супергерои со всего мира общаются и объединяются посредством интернет-проектов , где их и нашли австралийские социологи-криминалисты , первыми в мире исследовавшие этот феномен с позиций науки. Учёные выходили на супергероев через соцсети, форумы и личные страницы, а потом проводили подробные интервью, в чём-то похожие на исповедь.

Откуда они берутся? Что делают на улицах западных городов, от Нью-Йорка и Мехико до Праги и Парижа? Готовы ли они реально драться с бандитами или только помогать бабушкам переходить через дорогу? В каких отношениях они с полицией? Что сами думают о своей геройской сущности?

Как становятся супергероями?

Всё достаточно предсказуемо - никаких космических лучей или волшебных амулетов: кто-то слишком увлёкся фильмами или комиксами, а кто-то случайно наткнулся на сетевой каталог супергероев (World Superhero Registry). Один информант рассказал, что с детства патрулировал улицы и защищал слабых, двое других - что их обижали хулиганы.

Я устал смотреть, как страдают люди. Я хотел что-то делать с этим, но понял, что не могу. И так мне это надоело, что я сшил костюм и начал помогать людям.

Необычный костюм и имя, эмблемы или значки, а также оружие или нечто подобное ему - главные элементы образа супергероя. Однако сами герои настаивают: костюмы носят на Хеллоуин, а у них - униформа. Да, она должна быть достаточно узнаваемой, чтобы местные жители ни с кем их не перепутали, но функциональность не менее важна: кто-то носит бронежилет, кто-то - защитный костюм, который полицейские надевают при разгоне демонстраций. Самый деликатный момент - оружие. Супергерои хорошо осведомлены о законах своих штатов и государств и, например, даже ножи носят такие, чтобы не подвергнуться аресту. Далее, отдельные персонажи сами изготавливают одежду и аксессуары для других супергероев - "чтобы те смогли больше сделать, лучше выглядеть и быть в безопасности".

Важно, что реальные супергерои отличаются от косплейщиков и ролевиков: они не играют в своих персонажей, а становятся ими. С переодевания всё только начинается. Борцы за справедливость не переключаются между двумя ролями (скромного репортёра и спасителя мира, как Супермен), а воспринимают образ как реализацию своего глубинного "я".

Как победить преступность?

Если читатель думает, что реальные супергерои всё время ходят по подворотням и повергают преступников в прах, то он ошибается. Да, они "патрулируют" улицы: пешком, на машинах, общественном транспорте и даже на скейтбордах. Кто-то занимается только преступностью, кто-то - помогает старушкам переходить через дорогу, собирает мусор и тому подобное. Цель такого патрулирования - предотвращать правонарушения, оказываясь в тех местах, где они легко могут произойти (для этого изучается криминальная хроника в местных СМИ). Большую роль играет элемент внезапности: один из супергероев имеет привычку прятаться около ящиков, куда собираются деньги на благотворительность, - чтобы сразу схватить взломщиков этих ящиков.

Поскольку супергерои, в отличие от полицейских, не носят серьёзное оружие, они уделяют много сил и времени боевым искусствам. Многие специально обучались навыкам оказания первой помощи, иностранным языкам и умению вести слежку.

Подобно многим россиянам, особенно старшего возраста, супергерои уверены, что преступление - это язва, которая съедает невинное общество, а наркодилеры, грабители и убийцы подстерегают невинных граждан на каждом углу. Даже когда реальный опыт повседневного патрулирования научил их, что на самом деле уровень преступности не столь уж высок (и бороться приходится с антиобщественным поведением), они всё равно продолжают считать преступность нормой, а свой личный опыт - исключением.

С волнением они говорят о редких случаях тяжёлых правонарушений. Например, одна из супергероинь постоянно натыкалась на следы вандализма (сломанные скамейки, граффити, опрокинутые урны), фотографировала их и сообщала в полицию. Но однажды она увидела "кровь на полу беседки. Всюду валялись выломанные из стен доски. Эта кровь - сразу стало ясно, что там кого-то жестоко избили".

Однако были и серьёзные случаи конфликта с преступниками: обычно супергерои не вступают в драку, а фотографируют издалека - что позволяет расстроить планы наркодилеров или спасти девушек от насильников.

Я подошёл к этим парням и стал задавать вопросы. Фактически я их отпугнул. Я снял их на фотоаппарат и обо всём сообщил властям, но главным моим побуждением было помочь девушке, - рассказал супергерой.

В отличие от своих киношных прообразов, реальные Бэтмены не считают официальные органы правопорядка бессильными и безнадёжно коррумпированными. Они видят себя не заменой, а помощниками полиции, у которой на всё рук не хватает: "Стражи порядка не могут быть всюду одновременно, и преступники легко скрываются от наказания".

Активная благотворительность

Повторим: в отличие от персонажей кинофильмов, цель реальных супергероев - не уничтожение суперзлодеев, а нечто более прозаичное: профилактика правонарушений, точнее пробуждение граждан от равнодушия.

Общество разлагается изнутри, как гниющее яблоко. Я лично несу ответственность за то, чтобы это изменить: экстремальные примеры должны вытащить людей из болота апатии, в которое превратилась наша жизнь.

Яркая униформа привлекает внимание прохожих и, по мнению супергероев, вдохновит их на добрые дела.

Одинокий человек в необычном костюме, который делает что-то хорошее, надолго остаётся в памяти. Сначала ты сочтёшь его сумасшедшим, но потом ты задумаешься об идеале супергероя… Это символ и образец поведения, вдохновляющий простых мужчин и женщин сделать мир лучше, а не просто сидеть, жаловаться и ждать помощи от других.

Кстати, активная благотворительность - ещё одна сторона жизни супергероев. Многие из них пытаются помочь бездомным самыми разными способами: раздают сигареты, воду, еду. Они также дарят игрушки бедным детям, чистят улицы от снега и мусора, провожают одиноких путников до дома по ночам. Нередко им приходится оказывать психологические и даже юридические услуги (например, выступать арбитром в финансовых конфликтах между бомжами).

Судя по интервью, из отечественных аналогов супергерои больше всего похожи на гайдаровского Тимура и его команду. Один из них увозит забытые на парковке тележки обратно в супермаркет. Другой помог отвести пьяного пешехода в безопасное от машин место. "Мотоцикл врезался в автобус. Я попросил прохожих помочь мне, и мы вместе загрузили еле живого мотоциклиста в такси и отвезли его в больницу", - рассказал третий. Кроме того, многие супергерои взяли за правило вручать всем, кому они помогли, "карточки добрых дел". Это визитки с надписью: "Эта карточка - напоминание о бескорыстной помощи от незнакомца. Пожалуйста, постарайтесь также сделать доброе дело для того, кто нуждается в вашей помощи, и передайте ему эту карточку".

Адреналин и скука

Как известно, после одиннадцатого сентября фильмы и комиксы о супергероях на Западе, прежде всего в США, приобрели более зловещий оттенок. "Тёмный рыцарь" и "Хранители" рассказывают о сильных персонажах, готовых мстить и брать правосудие в свои руки.

Однако опрошенные супергерои чётко дистанцируются от самосудных расправ с преступниками. Они критически отзываются о своих немногочисленных "коллегах", применяющих насилие: "Болтают много, а доказать свои подвиги нечем". Супергероям неинтересно нарушать закон, даже ради возмездия преступникам - они хотят сделать мир более безопасным и дружелюбным (по крайней мере, так они думают).

Хорошо ли быть реальным супергероем? Да, это даёт мощный прилив адреналина от экстремального опыта нарушения привычных границ: необычный костюм, новая роль - и не просто игра, а реальное действие, - не говоря уж о статусе местной знаменитости. "Когда я патрулирую улицы, обостряются все чувства. Потом несколько часов не можешь заснуть", - рассказал один из информантов.

Но подвиг супергероя - защитника слабых и очистителя городов - нередко становится скучным и монотонным занятием. Много ночей подряд Супермены ходят по пустынным улицам, не встречая ничего, достойного внимания: редки не только преступники, но и нуждающиеся в помощи обычные граждане. Скука, не только всплески адреналина - значимый элемент жизни супергероев.

Супергерои - марионетки капитализма

Наконец, в их жизни есть ещё один проблемный момент. Идеалы, принципы и методы работы этих "защитников общества" представляются практически безупречными - бескорыстная помощь, профилактика преступлений без страха и насилия, воспитание в людях альтруизма. Однако нельзя не заметить, что весь проект развивается в русле капиталистической (неолиберальной) "приватизации полиции". То есть власти Запада сокращают финансирование органов правопорядка и перекладывают ответственность за безопасность и предотвращение преступлений на самих людей (при этом далеко не всегда разрешая им носить оружие). Супергерои, таким образом, невольно способствуют такой вот оптимизации расходов для местных и федеральных бюджетов.

Оригинал взят у piterhandra в Супергерои среди нас
Год назад я рассказывал о людях, которые, вдохновившись фильмами и комиксами о супергероях, решились облачится в нелепые костюмы и последовать по пути кумиров, встав на защиту униженных и оскорбленных. Как оказалось, движение это не угасло, а наоборот, крепчает с каждым днем:)

Существует специальный сайт - "World Super Hero Registry ", на котором супергерои со всего мира оставляют свои контакты и делятся опытом. Если кто желает, то может поискать на сайте информацию о защитниках справедливости в своем городе:)


Конечно, впереди планеты всей, в этом вопросе оказались американцы. У них даже есть «Команда правосудия» - некоммерческая организация для «реальных супергероев» в США. Фотограф Питер Танген, вдохновленный идеями новых героев, уговорил сфотографироваться Танатоса - постоянного и уважаемого члена сообщества супергероев.

«Я работаю фотографом-фрилансером в индустрии киномаркетинга, я делал фотографии для таких фильмов, как «Человек-паук» и «Бэтмен» с Кристианом Бэйлом, - говорит Питер . - Меня заинтересовал этот феномен, когда обычные люди переодеваются в супергероев. Однако меня поразило то, с каким неуважением люди отзываются о тех, кто решил помочь другим. Ведь дело не в костюмах и не в их легенде, а в том, что они действительно помогают людям ».

Танатос , также известный как Темный мститель , патрулирует улицы Ванкувера, спасая нуждающихся.

Питер Танген: «После того, как мне удалось снять его, подтянулись другие супергерои, и очень скоро мы спланировали фотосессию в Лос-Анджелесе на конец сентября »

Ситизен Прайм - один из самых уважаемых членов сообщества супергероев. Недавно Ситизен ушел на пенсию, но многие «реальные супергерои» все равно приходят к нему за советом.

«Алый кулак » - ночной страж Атланты. В свою первую ночь патрулирования города он увидел, как двое напали на молодого человека. Он вмешался не раздумывая. Мужчины, видимо, испугались его странного костюма и маски и убежали. Жертва преступления тоже убежала.

В мире «реальных» супергероев-мужчин Никс , которая начала свою «карьеру» супергероини в 16 лет, спасает бездомных и бывших наркоманов в Нью-Йорке.

Миссия супергероя по имени Лайф - помогать бездомным, особенно тем, кто мерзнет на улицах Нью-Йорка зимой. Облачившись в маску, жилетку и пальто, он выходит на улицы родного города, вооруженный зубными щетками и мылом ручной работы.

Вооруженный двумя дубинками, Рыцарь-дежурный патрулирует улицы Тампа Бэй, помогает бездомным и преследует правонарушителей.

Облаченный в костюм с 13-ью звездами, символизирующими первые штаты США, Страж округа Колумбии ходит по улицам Вашингтона с копиями конституции, биллем о правах и декларацией независимости. Объясняя прохожим важность их общей национальной демократии, Страж не показывает при этом свое лицо. Он говорит, что не хочет открывать свое лицо, чтобы белые, черные, азиаты и мексиканцы могли представлять себя за этой маской на равных правах.

Описывая себя как «зеленый космический ковбой», супергерой Гайст патрулирует улицы Рочестера, штат Миннесота, наказывая художников граффити и помогая голодным и бездомным. Он вооружен рогаткой и дубинкой - вполне легальным оружием в Миннесоте - но пока что Гайсту не приходилось пускать их в дело.


Зетамэн помогает навести порядок в Портленде, штат Орегон, только наводит он его… в интернете. Он запустил «Настоящие приключения Зетамэна» - первый онлайн «сериал» о похождениях реальных супергероев. Зетамэн выбрал свое имя, потмоу что считает, что оно круто смотрится курсивом. «Я пытаюсь помочь голодным бездомным Портленда, - говорит Зетамэн. - Я никогда еще не натыкался на преступников на улицах, но я хорошо подготовлен - я изучал боевое искусство айкидо». Кстати, Зетамэн - единственный, кто согласился сообщить свое настоящее имя и возраст. Илья Кинг, 31 год.

И многие другие:


Хотя, бывают супергерои, жаждущие предотвращать реальные преступления. Одним из таких активистов стал Феникс Джонс . Его попытки остановить уличные драки закончились переломанным носом и порцией из газового баллончика. Но, герой не расстраивается и вновь рвется в бой. Недавно он предотвратил угон автомобиля:)

В Лондоне мужчина, переодетый в костюм Бэтмена, помог местной полиции поймать злоумышленника, который разыскивался за кражу со взломом. «Бэтмен» лично привел подозреваемого в полицейский участок.

В России движение "реальных супергероев" тоже набирает обороты. Самым известным из отечественных народных защитников, пожалуй, стал юноша по прозвищу Мститель, патрулирующий улицы Челябинска. Но есть ещё Чернобыль из Ульяновска, Девятый Ниндзя из Якутска, Партизан (откуда, не очень понятно), ТуттиФрулька из того же Челябинска и другие.

Так что вполне возможно, что человек, сидящий рядом с вами в кафе, или ваш коллега по работе - ночью облачаются в костюм и отправляются оберегать наш покой и порядок. А быть может, реальный супергерой - это вы?..

turturist.ru - Академия путешественника