Главное аббатство франции сен дени история строительства. Собор сен-дени, посвященный покровителю парижа

Главный монастырь средневековой Франции .

История

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого , Людовика XII и его супруги Анны Бретонской , Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена , Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды († 597). В Сен-Дени хранился королевский штандарт - орифламма .

Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции , останки погребённых выброшены в ров. В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта , а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский , а в 1824 - Людовик XVIII . С Июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X , осталась неиспользованной.

В здании старого аббатства с г. располагается основанный в г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона . В аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком . Сейчас это национальный памятник.

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII , малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году , это был его дядя (и формальный преемник) Людовик XVIII , под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса «Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII ).

Гробницы







Короли

В базилике похоронены почти все короли Франции , а также несколько других монархов. Останки королей, умерших до возведения аббатства, были перенесены из разрушенного аббатства Сен-Женевьев . Некоторые из них:

  • Арнегунда (ок.515-ок.573)
  • Фредегонда (жена Хильперика I) (?-597)
  • Пипин Короткий (714-768) и его жена Бертрада Лаонская (726-783)
  • Карломан I король Франков (ок.751-771)
  • Карл II Лысый (823-877) (надгробное скульптурное изображение было переплавлено) и его жена, Ирментруда Орлеанская (823-869)
  • Роберт II Благочестивый (972-1031) и его жена Констанция Арльская (ок. 986-1032)
  • Генрих I (1008-1060)
  • Людовик VI (1081-1137)
  • Людовик VII (1120-1180) и его жена Констанция Кастильская (1141-1160)
  • Филипп II Август (1180-1223)
  • Карл I Анжуйский (1226-1285), король Обеих Сицилий (1266-85) (захоронено сердце)
  • Филипп III Смелый (1245-1285)
  • Филипп IV (1268-1315) и его мать Изабелла Арагонская (1247-1271)
  • Левон VI (1342-1393), последний король Киликийской Армении
  • Людовик XII (1462-1515)
  • Франциск I (1494-1547)
  • Генрих II (1519-1559) и его жена Екатерина Медичи (1519-1589)
  • Франциск II (1544-1560)
  • Карл IX (1550-1574) (нет скульптурного изображения)
  • Генрих III (1551-1589), также король Польши (1574) (захоронено сердце)
  • Генрих IV (1553-1610)
  • Людовик XIII (1601-1643)
  • Людовик XIV (1638-1715)
  • Людовик XV (1710-1774)
  • Людовик XVI (1754-1793) и его жена Мария-Антуанетта (1755-1793)
  • Людовик XVII (1785-1795) (только сердце: тело захоронено в общей могиле)
  • Людовик XVIII (1755-1824)

Другие монаршие и знатные особы

  • Николя Анри, герцог Орлеанский (1607-1611), сын Генриха IV
  • Гастон Орлеанский (1608-1660), сын Генриха IV
    • Мария де Бурбон, герцогиня Монпансье (1605-1627), его первая жена
    • Маргарита Лотарингская (1615-1672), герцогиня Орлеанская, его вторая жена
    • Анна де Монпансье (1627-1693), известная как Великая Мадемуазель , его дочь от первого брака
    • Маргарита Луиза Орлеанская (1645-1721), Великая герцогиня Тосканская
    • Жан-Гастон Орлеанский (1650-1652), герцог Валуа
    • Мари-Анна Орлеанская (1652-1656), носила титул Mademoiselle de Chartres
  • Генриетта Мария Французская (1609-1669), королева-консорт Карла I, короля Шотландии и Англии
  • Филипп I Орлеанский (1640-1701), брат Людовика XIV
    • Генриетта Стюарт (1644-1670), его первая жена
    • Елизавета Шарлотта Пфальцская (1652-1722), его вторая жена
  • Мария Терезия Испанская (1638-1683), королева-консорт, жена Людовика XIV, и их дети:
    • Людовик Великий Дофин (1661-1711)
      • Мария Анна Баварская (1660-1690) , дофина Франции, его жена
    • Мария Анна (1664)
    • Мария-Тереза (1667-1672)
    • Филипп-Карл (1668-1671), герцог Анжуйский
    • Людовик-Франсуа (1672), герцог Анжуйский
  • Филипп II Орлеанский (1674-1723), регент Франции
  • Людовик (герцог Бургундский) (1682-1712), сын Людовика Великого Дофина
    • Мария Аделаида Савойская (1685-1712), герцогиня Бургундская, его жена, и их дети:
    • Людовик I Французский (1704-1705), герцог Бретонский
    • Людовик II Французский (1707-1712), герцог Бретонский
  • Карл, герцог Беррийский и Алансонский (1686-1714), сын Людовика Великого Дофина
    • Мария Луиза Елизавета Орлеанская (1693-1714), герцогиня Беррийская, его жена, и их дети, умершие в младенчестве:
    • дочь (не крещена) (1711), герцогиня Алансонская
    • Карл (1713), герцог Алансонский
    • Мария Луиза Елизавета (1714), герцогиня Алансонская
  • Мария Лещинская (1703-1768), королева-консорт, жена Людовика XV, и их дети:
    • Мария Луиза Елизавета Французская (1727-1759), герцогиня Пармская
    • Генриетта Французская (1727-1752), сестра-близнец предшествующей
    • Мария-Луиза (1728-1733)
    • Людовик Фердинанд (дофин Франции) (1729-1765)
      • Мария Тереза Рафаэла Испанская (1726-1746), его первая жена
      • Мария Жозефа Саксонская (1731-1767), его вторая жена
    • Филипп (1730-1733), герцог Анжуйский
    • Мария Аделаида Французская (1732-1800)
    • Виктория Французская (1733-1799)
    • София Французская (1734-1782)
    • Мария Луиза Французская (1737-1787)
  • Людовик Жозеф (дофин Франции) (1781-1789), первый сын Людовика XVI и Марии Антуанетты
  • София Беатриса (1786-1787), вторая дочь Людовика XVI и Марии Антуанетты

Источники

  • Панофский Э.

Напишите отзыв о статье "Аббатство Сен-Дени"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аббатство Сен-Дени

Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.
Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом. Борис нарисовал ей в альбом два дерева и написал: Arbres rustiques, vos sombres rameaux secouent sur moi les tenebres et la melancolie. [Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию.]
В другом месте он нарисовал гробницу и написал:
«La mort est secourable et la mort est tranquille
«Ah! contre les douleurs il n"y a pas d"autre asile».
[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) считается первым возведённым сооружением западноевропейской архитектуры, после которого по всей Франции стал распространяться готической стиль.

Время посещения базилики: апрель-сентябрь с понедельника по субботу 10.00-18.00, в воскресенье 12.00-18.00; октябрь-март, понедельник-суббота 10.00-17.00, воскресенье, 12.00-17.00; закрыта во время отпеваний и венчаний.

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) была построена в первой половине XII столетия фаворитом и советником монарха - аббатом Сюже, который возвёл эту готическую церковь на развалинах более древнего собора аббатства.

Западный фасад базилики, с двумя башнями (северная башня, к сожалению, обрушилась в 1837 году), тремя украшенными скульптурой порталами и высоким окном «Витражная роза Сен-Дени », стал прекрасным примером для строительства других церквей в готическом стиле.

А высокий, наполненный солнечным светом клирос произвёл на столько ошеломляющее впечатление на епископов, присутствующих на освящении церкви, что несколько последующих веков было полностью посвящено строительству во Франции великолепных готических соборов, таких как Нотр-Дам-де-Пари , Нотр-Дам-де-Шартр и других.

Ныне новаторские замыслы Сюже хорошо просматриваются на нижнем уровне клироса, а именно - в просторной крытой галерее, которая предоставляла паломникам возможность без особого труда осмотреть хранившиеся в клиросе церковные реликвии. Нестандартный для того времени ступенчатый свод позволил отвести стенам роль простого наполнителя каменного каркаса здания и соорудить весьма внушительных размеров светящиеся окна.

Сегодня верхние уровни клироса базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) выглядят куда более просторными, чем при Сюже, так как в середине XIII столетия их частично перестроили, а также одновременно с ними переделали и неф - можно заметить лишний угол в том месте, где старый узкий клирос был расширен, чтобы соответствовать новым, более широким трансептам.

Новый, самый верхний ряд окон собора, освещающий клирос, почти полностью состоит из прозрачного стекла, тогда как над глубокой непроницаемой аркадой нефа поднимается лишь небольшая полоска света, а узкий, полуоткрытый уровень три-фория обеспечивает равновесие обоих стилей.

Этот удивительный собор как нельзя лучше демонстрирует воплощённый замысел архитектора, определивший зрелость лучезарного стиля, который господствовал в церковной архитектуре в течение последующих полутора веков.

Душевную атмосферу царящую в базилике Сен-Дени лучше всего можно ощутить во время ежегодного фестиваля, проводимого в предместье Сен-Дени (конец июня), когда тут устраиваются концерты классической музыки, с акцентом на хоровую музыку.

Королевская усыпальница базилики Сен-Дени

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) издавна связана с историей французских монархов, еще со времён коронации тут в 754 году Пепина Короткого, однако постоянным местом погребения французских королей она стала гораздо позже, когда в 996 году в соборе был захоронен Гуго Капет.

С тех пор тут хоронили всех французских монархов (исключением стали лишь три короля), и сейчас их гробницы со скульптурными изображениями можно увидеть в усыпальнице базилики, находящийся в трансептах и крытой галерее, попасть в которую можно через отдельный вход в южном портале церкви.

Сразу при входе слева, в южном трансепте, открывается удивительное зрелище: босой король Франциск I и его супруга Клавдия Французская выглядывают из своей огромной гробницы стиля эпохи Ренессанса , а вокруг основания гробницы находятся замысловатые барельефы, демонстрирующие военные победы монарха.

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V - первый французский монарх, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице.

Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями - знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть (то есть тело) освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы Сен-Дени (Saint-Denis) и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию-Антуанетту , молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатлённые каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

Крытая галерея усыпальницы базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) представляет собой изумительную аркаду с двумя проходами, которая хорошо освещена витражными окнами и визуально кажется выше за счёт стрельчатых сводов. Некоторые из витражей прекрасно сохранились еще с древних времен, в их числе знаменитый витраж «древо Иессея» (то есть генеалогическое древо Христа), расположенное позади алтаря.

Проходя по северной стороне галереи Сен-Дени, вы увидите скульптурный портрет короля династии Меровингов Хлодвига I (по-французски Кловис), правившего в VI веке. Этот ловкий германец сумел присоединить земли римской Галлии к своим владениям и тем самым создал французскую государственность, предшественника современной Франции, со столицей в Париже. Здесь же находится еще один меровингский монарх Хильдеберт I, чьё надгробие, относящееся к XII веку, - самое древнее в базилике Сен-Дени.

Обернитесь к клиросу, чтобы увидеть замысловатую сводчатую нишу Дагоберта I - первого монарха, которого в VII столетии похоронили в базилике, и последнего короля из династии Меровингов, оставившего хоть какой-то след в истории Парижа и всей Франции. Однако скульптурное изображение французского монарха Дагоберта I было выполнено лишь в 1258 году, по истечению целых 6 столетий после его кончины.

Справа от ступенек на северной стороне галереи расположено самое впечатляющее ренессансное надгробие, изображающее Генриха II и Екатерину Медичи, которое является ярким воплощением смелого замысла Франческо Приматиччо.

Надгробие представлено в виде классического храма, где сверху размещены коленопреклонённые изображения супругов при жизни (скульптор Жермен Пилон), а внизу, погребёнными внутри храма, лежат их тела - плоть, лишённая души. Сразу за этим надгробием расположен памятник королю Людовику XII и Анне Бретонской. Если вы отвлечётесь от изящного ренессансного сооружения и аллегорических фигур, то увидите истерзанные болью тела королевской четы.

Легенда о Святом Дени

Первая церковь в городке Сен-Дени (предместье Парижа) была возведена, по-видимому, первым парижским епископом (середина III века), которого звали Святой Дени (то есть Святой Дионисий).

Легенда гласит, что после того, как за свои убеждения Святой Дени вместе со своими сподвижниками был обезглавлен на Монмартре, - предположительно именно поэтому холм получил латинское название монс мартирум «гора мучеников», - он поднял свою голову и понёс её в нынешний городок Сен-Дени , тем самым указав место, где следовало построить аббатство в его честь.

На самом деле это был не очень долгий путь всего чуть более 5 километров, но как однажды заметил друг Эдварда Гиббона, «дистанция не имеет значения, важно сделать первый шаг».

Необычные экскурсии из Парижа

Эти надгробные памятники начали устанавливаться по инициативе Людовика IX Святого в 1267 году, и сейчас в базилике покоятся в общей сложности 43 короля и 32 королевы, в том числе Дагоберт I, Гуго Капет, Людовик XVI и Мария-Антуанетта.


Как гласит легенда, примерно в середине III в. н. э. на Монмартре казнили первого парижского епископа святого Дионисия (на французский манер это имя звучит как Дени). Палач опустил топор, однако обезглавленное тело вместо того, чтобы свалиться на эшафот, подошло к голове, взяло ее в руки и двинулось из Парижа по северной дороге. Через шесть километров оно упало и больше не поднималось, произошло это около небольшой деревушки, которой позже дали название Сен-Дени. Там Дени был похоронен среди великомучеников, казненных за веру в Бога.


Дионисий Парижский, Святой покровитель Франции
и первый епископ Парижа


Смерть Святого Дионисия Парижского.

Возникновение базилики.

История базилики Сен-Дени восходит к концу III века: Дионисий Парижский принял мученическую смерть около 280 года и был похоронен на месте будущего аббатства. Он был христианским миссионером, который принимал участие в евангелизации Парижа .



Лишь в V веке на месте захоронения Дионисия появилось надгробие, а сам он стал почитаем как святой по инициативе Святой Женевьевы. Тогда же была построена первая усыпальница Сен-Дени.

Тимпан над северным порталом западного фасада.

Недавние исследования привели к открытию гробницы королевы Арнегунды, жены Хлотаря I. Она была первой монаршей особой, похороненной на месте нынешней базилики. Дагоберт I был первым королем, погребенным в аббатстве в 639 году.

На протяжении всей своей жизни он с особым почтением относился к святому Дионисию, которого считал покровителем монархии. В «Деяниях короля Дагоберта» рассказывается о том, что Дагоберт нашел мощи святого Дионисия и двух его сподвижников, пресвитера Рустика и диакона Элевтера, которых и решил похоронить в базилике. Несмотря на растущее внимание к ней, в базилике Сен-Дени не хоронили монарших особ вплоть до Х века.


королевский некрополь и символ монархии


Базилика приобрела фундаментальное значение для французской монархии в июле 754 года, когда был коронован Пипин Короткий: его помазал на царство папа Стефан II. Это была первая коронация, произошедшая в Сен-Дени.



Тогда же король пообещал базилике обновление, но работы начались лишь пятнадцать лет спустя. Строительство было завершено в 775 году, и базилика была освящена в том же году Карлом Великим.


Она составляла 80 метров в длину и имела три нефа. Согласно описанию 799 года, врата были изготовлены из слоновой кости, золота и серебра. Крипта с кольцевым коридором была создана по образу и подобию крипты собора Святого Петра в Ватикане, что позволяло паломникам поклоняться телам святых мучеников, проходя по кругу.

Фасады базилики Сен-Дени


Как и многие средневековые храмы, аббатство Сен-Дени проектировалось как небольшая крепость, в которой функции церкви совмещались с оборонительным замком. Однако его внушительные стены не смогли выдержать нападение войска короля Сигеберта, и в 8 веке церковь была разрушена, а затем перестраивалась в несколько этапов. Современный облик собора был создан во время правления Карла Великого, когда фактически новый храм был сооружен на старинных фундаментах. Но, несмотря на многочисленные реконструкции и дополнения, алтарная часть Сен-Дени всегда находилась на месте гробницы Святого Дионисия.










Собор Сен-Дени сыграл ключевую роль в истории архитектуры. Новый архитектурный стиль завоевал сначала всю Францию, а затем и Европу. Во многом это заслуга аббата Сугерия, который провел в стенах Сен-Дени всю свою жизнь. Именно он считается изобретателем архитектурного стиля, который позднее назовут «архитектурой света».


В начале ХII века аббатом монастыря стал советник королей Людовиков VI и VII некто Сугерий, при котором был создан очень изящный скульптурный фасад и появилась крипта. Своды храма приобрели некоторые черты готического стиля.



А после того, как на вершине церкви возвели каменный шпиль, Людовиком IХ сюда были перевезены тела ушедших из жизни французских монархов, каждому из которых поставили собственное надгробие. Итак, базилика стала местом захоронения французских принцев и монархов.


Во времена Французской революции комплексу Сен-Дени был нанесен огромный ущерб: пострадали бесценные произведения искусства. Разнузданная толпа вскрыла гробницы и разрушила надгробные изваяния, а королевские останки были сожжены. Здание базилики, как и Бастилия, должно было быть разрушено. Лишь благодаря счастливой случайности этого не произошло.


Масштабнейшие ремонтные работы здесь провели при императоре Наполеоне Бонапарте. И первый верующий после длительно перерыва сюда зашел в 1806 году. По указанию короля Людовика XVIII церкви были возвращены надгробия.


Сугерий, избранный главой аббатства Сен-Дени в 1122 году, сделал эту базилику символом монархии: он был близким советником Людовика VI и позднее Людовика VII. Он убедил королей сделать базилику королевским некрополем и хранилищем королевских реликвий. После многих поездок в Италию Сугерий решил изменить архитектуру базилики: вдохновленная готическим стилем, она и сейчас отличается своей оригинальностью (например, отсутствием стен между приделами, использованием монолитных колонн). Храм был увеличен, а расходящиеся лучами приделы были добавлены к клиросу.


Но историческая справедливость восторжествовала: в 1869 году усилиями архитектора Виоле-ле-Дюка базилика была восстановлена. Этот воистину великий человек свою жизнь посвятил восстановлению замечательнейших памятников французской архитектуры, находившихся в ужасном состоянии. Благодаря нему мы сейчас можем наслаждаться красотой и величием Мон-Сен-Мишеля, Нотр-Дама и многих других прекраснейших сооружений, которые могли кануть в лету, как это случилось с Бастилией.

Внутри базилики

Обилие скульптур, каменная резьба, великолепные витражи, сияющие золотом алтари — всё это производит невероятное впечатление.







Мощи святого Дионисия были размещены в центре клироса, на возвышении алтаря.

Витражи

Витражи аббатства объединены в циклы, имеющие общий сюжет. В одном из них повествуется о событиях Первого Крестового похода, другой основан на литературном произведении, описывающем посещение Святой Земли Карлом Великим.








«Архетиктура света», как называл аббат придуманный им стиль, возносит человека над житейскими проблемами, символизирует переход от материальных ценностей к духовным. Сугерий придумал оконные витражи, на которых изображены исторические и библейские сцены, а также витражную розу (круглое окно над главным входом храма).


Восхищение вызывает мозаичный пол работы итальянских мастеров.

Проход к алтарю, на полу которого мозайкой выложены знаки зодиака.

Надгробия и усыпальницы

Казненные король и королева


Статуя короля Людовика XVI


Статуя королевы Марии-Антуанетты.

По воле короля Людовика XVIII часовня была сооружена в 1826 году: ее окружала низкая мрачная аркада приблизительно охватывающая то место, где могли быть зарыты трупы Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Сначала казненных во время революции короля и королеву похоронили на кладбище святой Магдалины, бросив трупы в общую могилу и засыпав их необожженной известью.


Казненная королева Мария-Антуанетта, взойдя на эшафот, сказала, что наследником трона объявляется ее десятилетний сын. Однако мальчику не суждено было взойти на престол. Замученный в казематах столичной тюрьмы Тампль, он вскоре скончался.


Тело ребенка усилиями тюремного медика было сохранено. В начале 2000-х над останками была проведена экспертиза, результаты которой свидетельствовали о том, что королева и мальчик являлись близкими родственниками. В 2004 г. сердце ребенка, непризнанного короля Людовика XVII, поместили в некрополь поблизости от родителей.


Гробница Людовика XI и его супруги, . Королевская чета на этом памятнике в двух видах: сначала в лежачем положении на саркофаге, потом над ним — на коленях.


Диана Французская

Людовик Х!!!

Надгробие Людовика XII и Анны Бретонской (XVI век) - является шедевром базалики


Людовик XII и Анна Бретонская изображены мертвыми внутри гробницы, а также живыми и молящимися в верхней ее части.


В базилике похоронены все короли Франции от Хлодвига Первого (465-511) до Людовика 18 го (1755 - 1824).А также несколько других королей, например Левон 5ый, царь Киликийской Армении (1342-1393).



Гробница армянского царя Левона V (1310-1342гг) в аббатстве Сен-Дени, Париж.

Надгробие Франциска I, его жены Клод Французской и их детей.





Надгробие Генриха II и Катерины Медичи,



Скульптор Пилон

Надгробие Генриха II и Катерины Медичи было заказано самой Екатериной. Королева решила сделать часовню семейной усыпальницей и для этого пригласила итальянского художника Приматиччо. После его смерти в 1570 году строительство продолжил Батиста Андруа ди Серсо. Десять лет основные скульптурные работы выполнял Пилон. Ротонда строилась долго, но так и осталась незаконченной.


На гробнице — коленопреклоненные фигуры молящихся короля и королевы; внутри часовни монаршая чета изображена в виде мраморных gisanti.

Архитектурное обрамление памятника — продолговатая, отдельно стоящая часовня на украшенном рельефами из бронзы и мрамора возвышении - принадлежит Приматиччо. На углах возле памятника установлены четыре большие бронзовые статуи Добродетелей, выполненные в стиле Фонтенбло ;

Вспоминая проведенное нами выше различие между классическим и средневековым отношением к смерти, мы можем выразить это чувство следующим образом. Готический gisanti — образ, в котором подчеркнуто физическое разложение плоти, представляет будущее состояние тела в соответствии со всем «перспективным» характером средневековой гробницы. Gisanti Пилона — «ретроспективны», хотя в них и не отрицается реальность смерти. Именно в таком единстве противоположностей (которого ни разу не удалось повторить, даже самому Пилону) и кроется причина величия этих фигур


Это чьи гробницы на предыдущем фото



Людовик XIV Великий

Король-Солнце



Людовик Шестой, который оказался позже одним из персонажей фильма "Пришельцы"

Именно во время царствования Людовика VI появилась традиция, следуя которой французские короли отправлялись в аббатство, чтобы поднять знамя Сен-Дени перед выходом на войну или в крестовый поход.


Интересные факты.

Трогательные любимые собачки и куницы, которых королевы когда-то носили на руках с вполне прагматичной целью, поскольку температура зверька выше, то блошки перебирались с высоких дам на животное.

К 1140-1144 годам относятся витражи, сохранившиеся лишь во фрагментах.

В 1837 году молния поразила шпиль северной башни, ее не удалось восстановить, поэтому базилика имеет, к сожалению, только одну башню.

В XIII веке были проведены большие работы по реконструкции нефа. Две башни фасада были построены в это же время: северная башня возвышалась более чем на 86 метров, однако затем была разрушена. Надгробные памятники в виде лежащих тел усопших стали устанавливаться в базилике под руководством короля Людовика IX с 1267 года.


Особенностью лежащих изваяний были открытые глаза: почившие находились не в мире смерти, но в ожидании Воскресения. Символически все фигуры были расположены по направлению на восток, откуда Христос должен придти на землю в конце времен.

Построенная во времена средневековья, базилика Сен-Дени в Париже больше напоминала фортификационное сооружение, чем храм. Через глубокий ров с водой был переброшен подъемный мост, ведущий к защищенным двумя башнями воротам. Стены имели бойницы и крепостные зубцы.

Базилика Сен-Дени была также местом коронации королев Франции. В отличие от королей, коронация королев не носила систематического характера. Екатерина Медичи и Мария Медичи обе были помазаны на царство в Сен-Дени.

Пьер Анри Ревуаль «Король Филипп Август принимает орифламму в Сен-Дени» 1841,

В сен Дени хранились важные королевские реликвии - орифламма (королевский штандарт), меч Карла Великого и другие монаршие регалии. Вплоть до XV века каждая военная кампания начиналась с торжественно службы в аббатстве, во время которой монарху торжественно вручали орифламму. Великая летопись, главный исторический документ Франции, рассказывающий об основных событиях в истории страны, также велась в Сен-Дени.

Рубенс Коронация Марии Медичи"


После Французской революции многие тела ее жертв были захоронены в братской могиле, а уникальные надгробные статуи — перемещены со своих изначальных мест. Хотя некоторые из этих памятников были уничтожены, большинство все же удалось сохранить, они были выставлены в Музее французских памятников.

Франсуа Паскаль Симон Жерар Коронации Карла

В 1846 году известный архитектор и реставратор Жак Виолле-ле-Дюк потребовал демонтажа северной башни, чья конструкция сильно пострадала от удара молнии и торнадо, прошедшего по региону. Кроме того, ему принадлежит идея реорганизации всех королевских гробниц в том виде, который мы знаем сегодня.

В самом соборе есть экспозиция, в которой можно увидеть королевские мантии, короны и другие принадлежности .


Мантия Людовика 18

После творческой перестройки, затеянной Сугерием, храм приобрел более величественные и воздушные очертания. Результат был настолько ошеломляющим, что епископ, освящающий его, приказал возводить соборы по образу базилики Сен-Дени.



Перед входом в базилику есть памятная доска, говорящая о том, что 13 сентября 1429 года, в этих местах, в сражении за Париж, была ранена Жанна д`Арк

В 1966 году базилика была возведена в статус собора, а в 1980 году ее посетил Папа Иоанн Павел II.

Базилика Сен-Дени в наши дни.

До наших дней сохранился западный фасад здания, датируемый XII столетием, галерея, украшенная витражами, на которых запечатлены сцены, рассказывающие о крестовых походах и жизни святых. Уцелели скульптурные декоры внутреннего убранства, надгробные изваяния французских королей. Некоторые из них выполнены с такой детализацией, что можно различить узор на ткани. Восхищение вызывает мозаичный пол работы итальянских мастеров. Благодаря окнам верхнего яруса и огромным витражам нижнего, храм Сен-Дени ярко освещен.

Аббатство Сен-Дени чаще всего не включают в стандартную экскурсионную туристическую программу. Происходит это из-за того, что расположено оно в весьма неблагополучном пригороде Парижа. Но это место представляет собой большую историческую ценность, его непременно стоит посетить.

Легенда создания аббатства

Происхождение названия Сен-Дени связывают с легендой о Дионисии - первом епископе Парижа и святом покровителе Франции. Как гласит история, он был отправлен в эти края Пантификом для обращения галлийцев-язычников в христианскую веру. Его казнили на Монмартре при правлении короля Валериана: отрубили голову. Однако тело святого Дионисия подошло к своей голове, взяло ее в руки и прошагало еще порядка шести-семи километров на северо-восток. После чего оно упало рядом с небольшим поселением, которое впоследствии и было названо его именем: Сен-Дени. Случилась эта история в далеком 258 году нашей эры. До сих пор на иконах св. Дионисий изображается держащим голову в руках.

На месте захоронения Дионисия Парижского, точнее даже над самой могилой, в 475 году была построена с благословения святой Женевьевы церковь монастыря Сен-Дени. В те времена здесь располагалось галло-римское кладбище. А в VII веке приказом короля Дагобера Первого вокруг было воздвигнуто аббатство. Сам правитель пожелал быть погребенным именно здесь. В аббатстве хоронили всех монарших особ и королев, принцесс и принцев. Сведения о количестве погребений высших особ в разных источниках различаются, ведь сохранились далеко не все захоронения. Многие могилы были уничтожены.

Готический стиль берет здесь свое начало

Сама церковь святого Дионисия реконструировалась многократно: в седьмом веке при создании монастыря, при правлении Пипина Короткого. В XII веке аббатство стало уже весьма влиятельным и мощным во Франции. Поэтому было принято решение о его расширении и постройке новых зданий. Эту масштабную реконструкцию начал осуществлять аббат Сугерий - просвещенный и незаурядный религиозный деятель своего поколения, путешественник. Его ценили, прислушивались к нему сразу несколько французских королей (например, Людовик Четвертый и Людовик Седьмой).

Замысел реконструкции был в том, чтобы отразить возросший вес Франции и ее культуры в Европе, да и во всем мире. Строительство длилось не один десяток лет. Аббату хотелось сохранить изначальный облик. Так в результате смешения архитектурных традиций и веяний возник сплав бургундского и И первым зданием, возведенным в готике, стала церковь аббатства Сен-Дени.

Сугерию-архитектору принадлежит создание высоких окон-витражей с изображениями историй из Библии, "витражная роза" над входом, ставших украшениями аббатства. Церковь Сен-Дени продолжала реставрироваться и после кончины аббата Сугерия. В последующие века в ней постоянно что-то изменяли, поэтому до наших дней убранство тех веков дошло только частично.

Гробница французских королей

В XIII веке Людовик IX приказал перенести захоронения всех правивших до него монарших особ на территорию Аббатства. Церковь стала служить также гробницей королей Франции.

По надгробиям разного времени можно проследить, как изменялось и развивалось погребальное искусство в разные века. Часть плит и памятников украшена статуями-фигурами спящих монархов (это характерно для двенадцатого века), в эпоху Возрождения надгробия украшались композициями уже с надеждой на воскрешение.

Аббатство Сен-Дени в дни революции во Франции

Столетняя война, гугенотские войны нанесли значительный урон архитектуре аббатства, а вот гробницы пострадали большей частью во время Великой Французской Революции. Прах Самодержцев был свален в ров и закопан, большое количество хранившихся на территории произведений искусства было вывезено или утрачено.

Рассказывают, что революционеры выставили на всеобщее обозрение тело короля Людовика Четвертого. Какое-то время любой мог подойти и поглазеть на останки. Некоторые тела были разорваны на части, разнесены по домам некрофилами и даже проданы.

Этой черной страницей история аббатства Сен-Дени чуть не закончилась. Собор должен был быть снесен по указу Национального собрания, но в последний момент он был отменен.

В 1814 году сваленные в мощи королей были выкопаны, собраны в крипте в ассуарий. А в 1869 году и сама базилика аббатства Сен-Дени была отреставрирована замечательным французским архитектором Виоле-ле-Дюком, который восстановил не один великий памятник. Он потрудился, к примеру, над собором Нотр-Дам, Мон-Сен-Мишеля и другими. Еще в XVII веке Сен-Дени снова стала функционировать в качестве усыпальницы для короны.

Церемония погребения короля

В XVII веке, согласно теории французских юристов, король должен быть бессмертным. Всячески это подчеркивалось с помощью большого количества ритуалов погребения. Самодержец имел двойственную суть: человека и Например, похороны короля Генриха Четвертого длились сорок дней. Внутренности монарха были извлечены после смерти и захоронены в аббатстве Сен-Дени отдельно и без церемоний. Сердце чистилось, настаивалось на спирту и складывалось, натертое травами в тканевый мешок, потом в свинцовую коробку, которая помещалась уже в серебряную шкатулку. Сердца монархов хранили в разных местах. Им придавалось особое значение, так как именно сердцем они болели за Францию. Тело же бальзамировалось, погребалось отдельно. Также изготавливалось чучело короля из соломы, правда, после Французской революции ни одно из них не сохранилось. Чучело Генриха Четвертого имитировало с помощью специальных ритуалов жизнь живого короля целых 10 дней.

В Сен-Дени все королевские регалии сопровождали забальзамированное тело до самого последнего момента: произнесения знаковой фразы перехода престола в новые руки.

Король умер... Да здравствует король!

После этой фразы регалии короля как можно быстрее следовали в Реймс на коронацию.

Значение Сен-Дени

Начиная с XI-XII веков аббатство имело большой вес во Франции: здесь не только погребались монархи, но и обучались наследники, здесь короновались королевы. Монастырь Сен-Дени вел просветительскую деятельность в Средние века, монахи занимались благотворительностью: здесь находились больница, дом престарелых и приют.

Базилика аббатства имеет и архитектурное значение: она является истоком развития готического стиля, здесь зародилось витражное искусство.

Некрополь Сен-Дени отражает развитие погребальных церемоний Франции и является уникальным памятником, имея 51 надгробие.

В 2004 году здесь было похоронено сердце сына Марии Антуанетты, который хоть и не правил, но был признан королем многими европейскими странами и в США.

Как добраться до аббатства

К базилике вас приведет тринадцатая линия Остановка называется Basilique St Denis в направлении окраинной станции.

Также можно использовать скоростную электричку (в Париже она под аббревиатурой RER), линию D, станция так и называется: Saint Denis.

Режим работы Базилики

В приалтарную часть церкви можно попасть совершенно бесплатно. Отсюда можно посмотреть на захоронения через решетку. Базилика открыта для посещений практически каждый день, кроме случаев, когда в ней проходят отпевания или венчания. Вход в некрополь платный, он находится с правой стороны собора Сен-Дени. Фото внутри запрещены.

Никакие события в истории Франции не смогли полностью разрушить эту погребальню великих монархов, памятник французской культуры, свидетеля смены времен и культур. На посетителя, несомненно, произведут сильное впечатление готические своды собора, виртуозные витражи и сильно различающиеся по стилю эпохи надгробия: от мрачных средневековых до вселяющих надежду на воскрешение и жизнь вечную памятников эпохи Возрождения.


Сен-Дени. Франция.

Парижский пригород Сен-Дени знаменит в первую очередь Базиликой Сен-Дени , которая является усыпальницей французских королей. Здесь похоронены 25 королей, 10 королев и 84 принцессы.
Добраться до Сен-Дени можно на метро линия 13 до остановки Basilique St Denis или на RER, по линии D, до остановки Saint Denis.

Готический собор Сен-Дени возвышается на месте галло-римского кладбища, где был погребен первых епископ Парижа , принявший мученическую смерть около 250 г.
В период с V по IX в. история собора обрастает легендами.
В 754 году Папа коронует здесь будущего Карла Великого. Вообще вся история собора тесно связана с историей монархии. Здесь короновались многие королевы.


Сен-Дени. Франция.


Сен-Дени. Франция.


Сен-Дени. Франция.

Cен-Дени - пригород эмигрантов, поэтому в темное время суток может быть небезопасно. Прямо от Базилики начинается торговая улица-барахолка.
Также в пригороде Сен-Дени находится 80-тысячный стадион "Стад де Франс".

turturist.ru - Академия путешественника