Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле. Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению Собор святой софии в константинополе архитектурные особенности

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

История собора периода Византийской империи.

Собор Святой Софии в Константинополе - наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.

Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.

Архитектура и интерьер собора.

Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.

Собор Святой Софии. Убранство.

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Post Views: 3 362


Всего 83 фото

Собор Айя-София находится в Стамбуле - бывшем Константинополе - столице Римской империи (330-395 гг), Византийской, или Восточно-Римской империи (395-1204 гг и 1261-1453), Латинской империи (1204-1261 гг) и Османской империи (1453-1922 гг). Это одно из тех мест мировых культуры и религий которое обязательное следует посетить человеку кто ищет в мире красоту не только человеческую, мирскую но и божественную. Я поехал в Стамбул большей частью как раз из страстного желания увидеть это великолепное творение византийской архитектуры VI века. Айя-София всегда привлекала мое внимание и рассматривая фото других людей этого собора мое сердце всегда непроизвольно замирало и я в который раз понимал, что обязательно должен ее увидеть своими глазами. Такая возможность недавно появилась, когда мои друзья пригласили присоединиться к ним в поездке в Стамбул, что как раз и была посвящена изначально не праздному отдыху, а именно постижению исторического и культурного наследия византийской и мировой культуры.

Айя-София поразила воображение, захватила его, вошла в мою жизнь как ярчайший пример духовной красоты, мощи, силы и славы что только возможно воплотить в камне. Айя-София побуждала внимать ей, слушать ее, впитывать в ее образе музыку небесных сфер, видеть ее каждый день и в который раз лицезреть этот неповторимый светлый возвышенный образ. Айя-София изменила мой мир. Это тот самый редкий случай, когда архитектура сооружения не просто говорит с тобой, но и звучит в тебе как торжествующий гимн жизни, святости, света, строгого, но душевного тепла и безусловной любви.

Я посетил множество интересных достопримечательностей современного Стамбула, но Айя-София неуклонно побуждала рассказать именно о ней в первую очередь. Редкие ощущение воодушевления переполняют когда приступаешь к своему повествованию после обработки множества фото Айя-Софии и прикосновения к ее неповторимому торжественному образу. Обработка фото не только всколыхнула недавние удивительные чувства слияния с образом Айя-Софии воочию, но и инициировала желание показать моему читателю как можно больше того, что я увидел и принял в себе. Как следствие рассказ об Айя-Софии будет состоять из нескольких частей. В частности, впечатления о внутренних пространствах этого удивительного сооружения будут выражены во втором и третьем постах, в первом же мы попробуем охватить визуальный образ этого величественного Собора Святой Софии - я сделаю безнадежную попытку передать в этих фото все мои смятенные впечатления и чувства, что живут, бушуют в душе и рвутся в Мир)


На месте собора Айя-София в Стамбуле ранее находилось несколько культовых сооружений. Вначале там была Мегале Экклесиа («большая церковь»), а собор Святой Софии (Святой Мудрости) появился лишь в VI веке.
02.

Первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II.
03.

По мнению Н.П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик также сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
04.

Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года.


Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году.

Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело.

«Люди были недовольны высокими налогами, введенными Юстинианом, и хотели сбросить его с престола», - говорит историк Лондонского университета Кэролайн Гудсон (Caroline Goodson) в документальном фильме на канале National Geographic.

05.

Руины Базилики Феодосия были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора Айя-София.
06.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только об их внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Базилика Юстиниана (Айя-София)

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.
09.

Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

10.

На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).
11.

Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. При строительстве собора Святой Софии, архитекторы использовали мрамор, камень и специальные легкие, но прочные, кирпичи, изготовленные из почвы острова Родос.
12.

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!» имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
13.

Главный соборный храм был заложен в 532 году (23 февраля), а через пять лет, 27 декабря 537 года, там прошло первое богослужение. Айя-София стала впоследствии местом, где короновались императоры Священной Римской империи.
14.

Софиевский собор Стамбула - одно из архитектурных чудес Турции и всего мира. Это здание занимает важное место среди произведений искусств, когда-либо существовавших на нашей планете, до появления собора Святого Петра в Риме оно считалось самым большим культовым сооружением.
16.

Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали. Среди самых популярных художников, которые пытались изобразить ее на холсте - Джон Сингер Сарджент. Ему принадлежит одноименная картина «Айя София».
16а.

По легендам план строительства храма Юстиниану поведал ангел. Они также гласят что, когда между императором и архитекторами возник спор о том, сколько окон должно быть под куполом, ангел "рекомендовал" соорудить три в честь святой Троицы.

Премудрость Божия

Кстати вопреки принятому вольному представлению Собор Святой Софии, именуемый по-турецки Ayasofya (Айа София), назван так не в честь святой Софии, а по Премудрости Божьей (sofia - по-гречески мудрость). Интерпретация Софии как посредника между Богом и миром в христианстве восходит к гностику Валентину. Некоторые представители христианской философии и богословия рассматривали Софию как личность. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннем христианстве представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (апостол Павел (1Кор. 1:24) определяет Иисуса как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы - Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности).

17.

В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные православные церкви в княжествах Восточной Европы - в Киеве, Новгороде и Полоцке).

На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела; её лик и руки - огненного цвета, за спиной - два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове - золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос (т.о. , не тождественный Софии, но являющий Собой её «главу» , примерно так, как Он же есть, по новозаветному учению, «Глава» Церкви). Личный облик Софии как в византийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветлённой твари, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос. В христианской агиографической традиции имя «Софии» носит также мученица, казнённая в Риме во II в. вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны - «Мудрость» как мать трёх «теологических добродетелей»)


История Софийского собора

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
18.

Айя-София со стороны Мраморного моря

Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
21.


Вход в Айя-Софию с запада
31.

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора: пала Восточная часть Святой Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон.

И признавались механики (архитекторы), что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
Хронография Феофана, год 6051 / 551.
34.

Контрфорсы с восточной стороны собора
35.

Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
46.

16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.
48.

В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных феодалов отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим, а в итоге захватила столицу христианской Византийской империи. Рыцари с небывалой жадностью и жестокостью разграбили богатейший город и практически уничтожили прежнюю греческую державу... Причины и история захвата Константинополя несомненно достойны отдельного рассказа…
50.


Ворота минарета

После восстановления власти византийских императоров (1261 г.), полуразрушенная Айя-София была вновь отреставрирована. При императоре Андронике II (1282-1328 гг) в восточной части собора были возведены опорные стены.

Падение Константинополя

В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство.
51.


52.


Находившиеся в храме молящиеся были убиты и по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.
53.

Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
54.

Одна из самых значимых реликвий христианства - плащаница Христа хранившаяся в соборе (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).

55.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.
56.

До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.
57.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Внешний вид собора и архитектура

Вместе с апсидой длина здания составляет 100 м, а ширина - 69,5 м. Такие размеры позволяют называть Айя Софию самой большой церковью, построенной на востоке Римской империи. Ее купол имеет высоту 55,60 м от уровня земли и радиус - 31,87 м (в направлении с севера на юг) и 30,86 м (в восточном направлении).
58.

По типу архитектуры - это классическая прямоугольная базилика. Основные части Айя София - это три нефа, один апги и два нартекса, внутренний и внешний. Ее главный неф и трансепт, пересекаясь, образуют крест. Другими словами, центральный неф собора состоит из четырех колонн, на которых держатся арки. С помощью этих арок стоит сравнительно плоский купол. Под куполом с разных сторон пристроено еще две ниши, каждая из которых разделена на три части.
59.

Насколько София , настолько же она совершенна изнутри. Я в ходе своих поездок видел много разных соборов - католических, православных, протестантских, в том числе и крупнейших - в Реймсе, Москве, Питере, Аахене, Париже, Кёльне, Нюрнберге, Милане и т.д. Но такой организации пространства, как в Святой Софии, не видел более нигде: оно там абсолютно единое, от верхнего кончика купола до пола наоса. И сильно проникся после посещения. Это и правда уникальный по свойствам Собор - древние были совершенно правы; он производит впечатление даже на человека XXI века. А что уж говорить о людях IX или даже XIV века? С тем набором знаний и уровнем технологий от увиденного должно было вообще снести крышу.
Впрочем, давайте посмотрим...


Перед собором находятся фрагменты раскопок предыдущего перед Софией собора - базилики Феодосия (414-532 гг.), но археологией я вас грузить не буду. Если кому надо - найдёте легко. Базилика та была разрушена восстанием "Ника" в 532 г., и сам Юстиниан еле уцелел в его критический момент. Собственно, после его подавления и восстановления контроля над империей Юстиниан и задумал такое грандиозное предприятие, как строительство Софии.

Собор построили всего за 5 (!!!) лет - 532-537 гг. н.э. Сравните с длительностью сооружения великих соборов Запада (строительство могло продолжаться и больше столетия, как собор в Риме), или Исаакия (более полувека). До сих пор непонятно, как такое можно было соорудить за 5 лет, да ещё и в те времена.

2. Входим в притвор. Справа и слева - контрфорсы средневизантийского периода, им чуть больше тысячи лет. Сам же собор ещё на 450 лет старше них.

3. Проходим первый притвор, и входим во второй, внутренний - эзонартекс. Вот он уже принадлежит оригинальной Софии юстиниановской эпохи. Сразу же бросается в глаза как предельная тщательность пригонки составных частей, так и использование разных сортов мраморов - некоторые сочетания и рисунки я даже и не видел раньше.

4. Над дверным архитравом - расчищенная в середине 1930-х (ещё при Ататюрке) мозаика, где изображён император Лев VI перед Христом на коленях. Надпись на книге: Мир Вам. Я свет Миру. . Это самая древняя в храме мозаика - примерно 880-900 года, то есть ей около 1100 лет. Те, что были сделаны при Юстиниане, не уцелели: иконоборцы в VII - VIII веках уничтожили их все подчистую. Иконоборчество было очень ожесточённым и нетерпимым течением в христианстве, и в этом периоде в Византии были полностью уничтожены многие шедевры иконописи, в том числе и в Софии.

Что ещё интересно - так это то, что эта мозаика (и другие) турками-мусульманами, в отличие от икононоборцев-христиан, уничтожена не была, а просто замазана штукатуркой, регулярно подновляясь новыми слоями и так простояла под ними около 480 лет. А потом, когда Ататюрк закрыл тут мечеть (в 1935 г.), стали расчищать - и всё цело, на месте.

5. Проходим из притвора в основное пространство храма. Слева виднеется Императорский портал - в византийские времена через него имел право проходить только император, императрица и наследники, остальные проходили боковыми входами (см. правее).

6. И вот мы входим в наос - главное помещение собора. Сразу же бросается в глаза интереснейшее явление, которое я бы назвал Симфонией Света. Лучи проникают в полутемное пространство собора и пронизывают его в разных направлениях под разным углом. Честно говоря, вначале мне стало не по себе - настолько это был необычный эффект. Он придаёт пространству Святой Софии мистические, неземные свойства. Однако увидеть его можно только при открытом солнце, без облаков; причём при солнце достаточно низком - то есть в первой половине дня. Так что, друзиа - по возможности смотрите Софию изнутри рано утром, с самого открытия. Иначе пространство внутри будет более уплощённым и обыденным. А вот снаружи смотреть её предпочтительно на закате.

Думаю, этот уникальный эффект сознательно рассчитывался при строительстве, и чтобы он был наиболее впечатлительным - после постройки экспериментировали с окнами, ослабляя освещение, расчленяя окна на очень мелкие сегменты и заделывая ряд боковых и апсидных окон. Вот в прошлой части panzer_papa спрашивал, отчего некоторые окна заделаны - так вот, именно для этого. Внутренняя аура храма должна была быть предельно совершенной, это для византийцев-мистиков было крайне важно, а внешний фасад - второстепенен. Причём, как вы понимаете, лучи постоянно и постепенно движутся, их углы меняются. Солнце-то не стоит на месте, оно восходит и движется. А представьте, что всю это симфонию Света человек эпохи Византии ощущает во время Литургии? Храм для него становится как живой...

7. Люстры Софии. Какого они периода - византийского или османского, я не уточнял, поэтому врать не буду. Не знаю. На заднем плане (справа) ажурная 8-угольная пристройка в два этажа - это султанская ложа времен османской мечети. Там молились султаны.

8. В Софии нет никаких горизонтальных перегородок между куполом и наосом, как, скажем, в питерском Исаакии. Отсюда и иное восприятие. Хотя наш Исаакий (или, скажем, храм Христа Спасителя) внешне намного выше Софии, но внутреннее пространство Софии воспринимается как грандиозное и целостное , благодаря его архитектурной единости. Высота от пола до высшей точки купола - около 55 м. Почти недосягаемую для VI века н.э. задачу - поднять огромный купол 32-метрового диаметра на высоту 55 м - математик Исидор Милетский и автор проекта Анфимий Тралльский решили оригинальным образом: поставили его на два полукупола, которые ниспадают немного ниже. Полукуполы принимают статическую нагрузку от главного купола, и затем её передают на более мелкие сегменты-"четвертькупола", которые затем опираются на колонны и стены. Такая задача в сооружении зданий была решена впервые в истории именно в ходе постройки Софии. Поэтому никто не мог побить рекорд Софии по величине и объему более 1000 лет, до собора Св. Петра в Риме (1626 год). Декор куполов - османской эпохи, как он выглядел при Византии, не знаю, таких реконструкций не видел.

9. Вот "четвертькупола" (условное название - моё ) с колоннами, принимающие нагрузку от полукуполов. Сбоку прибиты огромные щиты с именами пророка Мухаммеда и первых четырех праведных халифов. Щитам - около 250-270 лет, они совсем молодые.

10. Тут можно наглядней рассмотреть систему "главный купол - полукупол - четвертькупол - колонны на хорах - стены".

11. И ещё одна иллюстрация решения купола. Здесь хорошо видно связку "полукупол - четвертькуполы", а также световые окна, дозирующие освещение.

12. Снимок с центра наоса точно вверх, на главный купол Софии, "прибитый прямо к Небу невидимыми гвоздями ", так восхищавший много поколений паломников и путешественников. Справа и слева - полукуполы, куда передаётся нагрузка. По четырём сторонам, на парусах свода - шестикрылые серафимы с лицами. Что интересно, серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены. Только у них закрасили лица, и всё. Два серафима - подлинные, IX века, два другие - возобновлены во время реставрации 1847 года.

Да, этот главный купол - 989 года постройки; ему сейчас 1022 года. С 537 года до 989-го он дважды обваливался во время крупных землетрясений, как самая хрупкая и уязвимая часть храма (полукуполы уцелевали), и дошла до наших дней третья версия.

13. Серафим IX века под куполом, с расчищенным лицом. Остальные три стоят с исламскими узорами вместо лиц.

14. А тут когда-то находился алтарь с Плащаницей (увезенной после разграбления крестоносцами города на Запад; всплыла в Турине - если она та самая подлинная, конечно, из Софии). Это сакральное место, повлиявшее на мировую историю Второго тысячелетия нашей эры, пожалуй, больше какого-либо другого. Почему, вы спросите? Тут 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх же, в свою очередь, взаимно анафематствовал Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началась Великая Схизма, разделение Единой Церкви на католическую и православную, которое сохранилось и посейчас, и серьёзно влияет на менталитет и обычаи народов, придерживающихся той или иной ветви Церкви. Затем последовал целый ряд уний - успешных и безуспешных, войны и многовековая борьба за души людей...

Если вы посмотрите внимательно на михраб (культовая часть мечети, указывающая направление на Мекку), то увидите, что он не по центру, а немного смещен вправо. Так вот, османы, приспособив Софию под мечеть, располагались при молитве в ней под углом - потому что собор, обращённый апсидой строго на Восток, перестроить было невозможно.

15. Над алтарём, в выси полукупола - расчищенное изображение Богоматери с младенцем Христом на коленях. И его османы просто замазали, на полтысячелетия. Так оно до нас и дошло.

16. Богоматерь с Младенцем Христом покрупнее (зум).

17. Схема с внутренним разрезом объёма храма, чтобы вам было понятней его хитроумное устройство.

18. Ещё одно интереснейшее место в наосе (огорожено предупреждающими лентами). Вот вы, наверное, порой без задней мысли произносите: "ты что, Пуп Земли тут, что ли?". Так вот, на фото - это и есть Пуп Земли, только настоящий, а не риторический - омфал , символический центр Империи, простиравшейся в юстиниановы времена от скал Гибралтара до полей Месопотамии. Также это было место коронования византийских императоров. Поэтому "Пуп Земли" - не риторика: он реально есть:-)

19. Следы от ножек императорского трона (византийцев, конечно). Так, во всяком случае, написано. Раньше, во времена мечети, тут лежали толстые ковры.

20. По приказу Юстиниана для обустройства Софии колонны вывозились из античных сооружений греческого Эфеса (зелёные), а также сирийского Баальбека (порфировые). Пройдёт 700 лет, крестоносцы и франки распотрошат Софию, как свой трофей, и тоже увезут ряд реликвий и украшений на Запад - в Венецию, Геную и т.д. Правда, колонны уцелеют - они же несущие.

22. Порфировые шары, привезенные сюда уже в османский период турками из Пергама. В Софии они стоят около 400 лет. А вдали - ещё одно любопытное место...

23. ...В каждой мировой достопримечательности должно быть какое-то попсовое место, куда туристы идут обязательно, исполнить некий ритуал. Есть такое место и тут - это т.н. "плачущая колонна", покрытая медью. "Если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется ". Так что вот все подходят, загадывают и вертят. Как нос у пограничной собаки на станции метро "Пл. Революции" в Москве, или медведя на памятнике Макарову в Кронштадте.

24. Ещё раз посмотрим на единое и огромное пространство собора, и двинемся наверх, на хоры.

25. Колоннада под хорами. Для понимания масштаба - у дальней колонны стоит автор этого рассказа:-)

26. Идём наверх.

27. На хоры ведёт не какая-нибудь там узкая винтовая лестница, как в барочных или готических соборах, а широченный плавный ход, рассчитанный на проход паланкина императрицы с 6-ю носильщиками.

28. Выходим наружу...

29. ...И снова наблюдаем ту самую Световую Симфонию, только сверху. Тут эффект ещё сильней, и хорошо видны расходящиеся углы солнечных лучей.

30. Пространство храма действительно грандиозно, и не идёт ни в какое сравнение с другими посещенными мною соборами. Пространство Исаакия в психологическом плане воспринимается как намного, очень сильно меньшее - в разы (а кубатуру, честно, не мерил). В готическом храме, даже самом высоком - узкие колоннады, устремление вверх, и тоже нет такого ощущения Объёма, с большой буквы. Обратите внимание на разноугольные лучи и на этом кадре.

31. Эффект очень впечатляет, и некоторые люди (впрочем, и я тоже не устоял) просто подходят к парапету и молча стоят смотрят, как лучи медленно меняют свою конфигурацию внутри этого огромного пространства. Правда, завораживает...

32. Хоры по объёму тоже очень просторны.

33. Мозаика "Деисус" (Мольба). Эта часть собора сильно пострадала от латинского нашествия: франки и венецианцы в 1204-м содрали, что только могли, но фрагменты мозаик остались. Турки же их просто заштукатурили, не заморачиваясь уничтожением.

34. На мраморном парапете сохранились вырезанные ножами надписи, и даже скандинавские руны. Этакий средневековый вариант "Здесь был Вася", только вместо Вась и Петь были Торвальдсы и Олафы, варяжская гвардия императора. Они находились на хорах, пока шла служба и император молился, и от нечего делать развлекались вырезанием надписей. Часть вырезанных надписей даже закрыта стеклом (не снял) - там самые старые надписи, XI века.

35. Вот ещё. А за этой колонной - закрыто стеклом, бликует от световых окон.

36. Подойдём к окну. Ну-ка, ну-ка, что это там за уголок отгорожен?

37. Ага, это гробница того самого венецианского дожа - Энрико Дандоло, который и руководил взятием Константинополя в 1204-м. Там он и скончался, и пролежал около 55 лет. Затем его кости выскребли оттуда и символически выкинули бродячим собакам. Есть две основных версии - это сделали византийцы в 1261-м, после возврата города, и султан Мехмед Фатих в 1453-м, после обращения собора в мечеть. Мне более вероятной кажется первая - вряд ли византийцы, нетерпимые к ересям и мстительные, могли потерпеть во внутренностях собора мощи латинянина, осквернителя и разграбителя их столицы.

38. Посмотрим через окошко наружу. Вид на юг, в сторону Голубой мечети.

39. Закругление колоннады хоров, под "четвертькуполом".

40. Ещё одна сохранившаяся византийская мозаика (тут их целая серия расчищена). На этой - император Иоанн Комнин, затем Богоматерь с младенцем Иисусом и императрица Ирина. Мозаике около 900 лет.

41. Ладно, спускаемся вниз... Рассказ и так получился большим. На фото: православный батюшка (возможно даже, русский или украинский) задумчиво рассматривает собор.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

42. Покидаем собор южным выходом. И тут расчищена византийская мозаика X века. Слева от Богоматери - император Юстиниан с макетом этого собора.

Что сказать в итоге? Собор впечатляет очень сильно, безо всяких преувеличений. Теперь, после посещения, я укрепился в мысли, что это самый грандиозный храм, когда-либо посещённый мною. Действительно, Собор Соборов, хотя давно и не действующий. Но и то, что осталось - колоссально по значению. И ещё. У меня там не было подспудного ощущения, что храм чужой, как в великих готических соборах Запада. Он, по внутреннему ощущению - наш .

Я рассказал далеко не всё, что заслуживает там внимания, но это вы и без меня можете найти. Повторю лишь две важных рекомендации: 1) обязательно выбирайте день со солнцем, не закрытым облаками , 2) идите утром, возможно пораньше - пока солнце низкое. И вот тогда вы будете свидетелями необычных световых эффектов, задуманных когда-то, полторы тысячи лет назад, его создателями.

Продолжение следует.

27 декабря 537 г. в столице Византийской империи Константинополе был освящен Храм Святой Софии

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I.
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году.

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника ». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.


(св. Юстиниан (Иустиниан) Великий со свитой, полное имя: Флавий Петр Савватий Иустиниан)

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания », и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя! » - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Этот храм представлял чудесное зрелище, - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем - совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.
(Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей ».

На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора ». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную).

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.


(Святая София в наше время)

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.


(мозаика с изображением святителя Иоанна Златоуста)

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плавне пространством с помощью сферических треугольников - парусов - которые в дальненйшем получили большое расространение в мировой архитектуре.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна », покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Компания за освобождение храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии - «» (Free Agia Sophia Council) . На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери. Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству ».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии » Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра »:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия - чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году.

Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

turturist.ru - Академия путешественника