Что должен знать проводник. Инсайдер

Многим из нас кажется, что профессия проводника не отличается большой сложностью. Но мало кто задумывается над тем, что помимо проверки билетов и выдачи постельного белья у проводников есть и масса других обязанностей. Например, они должны уметь оказывать первую помощь, убирать вагон до и после поездки. Итак, сколько получают проводники и от чего это зависит?

Профессия проводник востребована сразу в нескольких транспортных отраслях. Но в независимости от места работы в список должностных обязанностей входит следующее:

  1. Обслуживание пассажиров.
  2. Содержание внутреннего инвентаря вагона в исправном состоянии.
  3. Отопление вагонов в зимнее время.
  4. Проверка ручных тормозов.
  5. Выдача постельного белья.
  6. Оповещение пассажиров о названиях пунктов остановки.
  7. Сухая и влажная уборка.
  8. Оформление таможенных деклараций.

На этом список обязанностей проводника не заканчивается. При возникновении аварийных ситуаций он должен обеспечивать безопасность пассажиров и уметь оказывать необходимую медицинскую помощь.

От чего зависит окончательный размер зарплаты

Самое главный фактор, влияющий на размер зарплаты – это количество отработанных часов. Далее многое зависит от назначения рейсов. Работники поездов дальнего следования, получают больше чем их коллеги с пригородных маршрутов.

На то какая зарплата у проводников также влияет следующее:

  1. Сезонность.
  2. Сложность рейсов.
  3. Количество ночных смен.
  4. Класс поезда.

Кроме того в ряде поездов дальнего следования проводник должен выполнять план продаж продуктов и услуг. Его выполнение может значительно увеличить размер премиальных выплат. Выслуга лет и направление также могут дать существенную добавку. Еще некоторые проводники за отдельную плату в частном порядке оказывают услуги по передаче посылок, что иногда тоже дает неплохую прибавку к основному окладу.

В некоторых случаях рассчитывать на премию не приходится. Случается это в основном из-за невнимательности или халатного отношения к работе. Например, если проводник теряет часть постельного белья или в ходе ревизорской проверки были выявлены существенные нарушения в исполнении должностных обязанностей.

Размер зарплат в столице и регионах

Согласно статистическим данным с такого известного ресурса как trud.com по профессии проводник ежедневно открыто более 200 вакансий. Для 73% из них размер зарплаты указан в пределах от 14000 до 27000 рублей. Для 16% – от 5000 до 14000 рублей. И лишь всего 9% работодателей готовы платить от 27000 до 41000 рублей.

Зарплата в Москве и других крупных городах

Если рассматривать статистические данные в отдельности по крупным городам, то больше всех зарабатывают проводники из Санкт-Петербурга, их средний доход составляет 26000 рублей. Далее идут их столичные коллеги со средней зарплатой в 25000 рублей. Тройку лидеров закрывают проводники из Свердловска, их средняя зарплата составляет 19000 рублей. При этом выгоднее всего работать проводником на так называемых фирменных поездах. Уровень заплаты таких служащих значительно выше среднего.

Зарплата в регионах

Как и у большинства других профессий, проводники из регионов получают значительно меньше. Их средняя зарплата колеблется в пределах 17000 рублей. Кроме того и выбор вакансий здесь значительно меньше.

Согласно статистике с сайта trud.com самый высокий заработок у проводников с Чеченской республики, их средний доход составляет 54000 рублей. За ними идут коллеги с Амурской области с зарплатой в 44000 рублей. На третьем месте работники с Новгородской области – 40000 рублей.

  1. Республика Карелия – 38000.
  2. Мурманская область – 38000.
  3. Ленинградская область – 36000.
  4. Красноярский край – 34000.
  5. Бурятия – 30000.
  6. Саратовская область – 26000.
  7. Пензенская область – 26000.


Рейтинг областей России по уровню зарплаты для профессии Проводник

На какие доплаты и льготы могут рассчитывать проводники

Как все и остальные служащие РЖД проводники могут рассчитывать на полный социальный пакет. Также это одна из немногих организаций в которой есть собственный профсоюз. Именно он следит за правами работников и старается добиться для них более выгодных условий работы. Сейчас проводник пассажирских поездов может рассчитывать на следующие льготы:

  1. Бесплатный проезд на поезде.
  2. Отпускные.
  3. Оплачиваемый отпуск в связи с регистрацией брака и рождением ребенка продолжительностью до 5 дней.
  4. Дополнительное пособие при рождении ребенка.
  5. Ежемесячная доплата матерям с детьми в возрасте до 3 лет.
  6. Дополнительную выплату на второго и более ребенка.
  7. Компенсацию при увольнении по инициативе компании.

Выше перечислены далеко не все льготы. На самом деле их список довольно обширен.

Как стать проводником

Получить профессию проводника просто. Для этого нужно закончить техникум, училище или курсы по специальности «проводник пассажирских вагонов». В программу обучения обязательно входят такие предметы как русский язык, деловая этика и психология. Кроме того будущие проводники изучают электрооборудование вагона, пожарную безопасность и физику.

После окончания обучения будущим специалистам присваивается разряд. 2-й – позволяет работать только на поездах пригородного следования, 3-й – дальнего, 4-й разряд самый престижный получить его сразу после обучения не получится. Он присваивается только после 2 лет работы и прохождения курсов повышения квалификации. Этот разряд позволяет стать сотрудником фирменного поезда с самой высокой оплатой труда.

Для устройства на работу потребуется взять свидетельство об образовании или диплом и санитарную книжку. После прохождения собеседования специалист одела кадров примет окончательное решение.

Достоинства и недостатки профессии

Самым главным недостатком профессии проводника является длительное отсутствие дома. Эта проблема особенна актуальна для тех, кто работает на маршрутах большой протяженности. Следующая проблема – это необходимость постоянного контактирования с самыми разными людьми. Не все пассажиры отличаются дисциплинированностью. Некоторые после посадки употребляют крепкие напитки и досаждают окружающим.

После принятия смены проводник должен бодрствовать даже в ночные часы, а по прибытии в пункт назначения полностью подготовить вагон к отправке в обратный рейс. А на это иногда уходит 4-5 часов, что, конечно же, никто не принимает во внимание.

Также одной из самых главных проблем профессии являются систематические переработки. Особенно часто они случаются в летнее время. Количество вагонных составов увеличивается, а нанимать на работу новых сотрудников компания не торопится.

Из достоинств профессии проводника стоит отметить полный социальный пакет и ежегодный оплачиваемый отпуск. Также при получении высшего образования можно рассчитывать на возможность карьерного роста до должности начальника поезда.

На данный момент профессия проводника популярностью не пользуется. На эту работу чаще всего соглашаются молодые специалисты, не имеющие опыта работы. Да и отсутствие перспектив увеличения уровня зарплат не добавляет ей шансов. На протяжении ряда лет уровень роста зарплат был самым минимальным.

Тем не менее, соискателей на вакансию проводников много. Объясняется это предоставляемым социальным пакетом и рядом льгот. Кроме того даже после выхода на пенсию РЖД для бывших сотрудников сохраняет право на бесплатный проезд.

С точки зрения пассажира и «обыкновенного» человека профессия проводника вагона выглядит довольно примитивной: проверка билетов, уборка вагона, раздача и сбор постельного белья, включение-выключение титана, приготовление чая. Однако этот работник должен быть хозяином вагона во всех аспектах: от вывешивания номера вагона до оказания первой медицинской помощи пассажирам. Поэтому он должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Кроме того, проводник пассажирского вагона работает не только во время самой поездки, но и полностью готовит вагон к ней, а после сдает вагон «в целости и сохранности».

Места работы

Должность проводника имеется в «РЖД», международных железнодорожных транспортных или сервисно-транспортных компаниях.

История профессии

Данная профессия появилась относительно недавно — одновременно с появлением в 1829 году и последующим развитием железнодорожного пассажирского сообщения.

Обязанности проводника

В должностные обязанности проводника в пассажирском вагоне входит масса задач, мы перечислим только основные:

  • обслуживание пассажиров в пути (посадка-высадка, белье, билеты, таможенные декларации, документы, дополнительные услуги);
  • поддержание вагона в надлежащем состоянии (чистота, отопление, свет, вода, работа санузлов и т.д.);
  • оказание пассажирам первой медицинской помощи;
  • учет материальных ценностей и инвентаря, оформление документации;
  • отчетность перед начальником поезда.

Дополнительные функции есть у проводника последнего вагона — обеспечение безопасности при вынужденных остановках и контроль исправности хвостовых сигнальных фонарей.

Требования к проводнику

Основные требования к проводнику вагона в поезде выглядят примерно так:

  • профильное образование по специальности «проводник пассажирских вагонов»;
  • опыт работы (однако часто берут без опыта вторым проводником);
  • санитарная книжка.

На международных рейсах могут требовать знание иностранных языков.

Образец резюме проводника

Как стать проводником

Стать проводником достаточно просто — нужно пройти обучение в училище, колледже или техникуме по специальности «проводник пассажирских вагонов». Иногда достаточно закончить трехмесячные курсы. Если же вы заинтересованы в карьерном росте — например, до начальника поезда, то надо будет получить высшее образование и поработать на различных участках жд сообщения.

Зарплата проводника

Чтобы понять, сколько получают проводники надо сказать, что их заработок рассчитывается исходя из установленной правительством почасовой тарифной ставки, составляющей на сегодняшний день 57 рублей в час. С учетом того, что по правилам РЖД работник должен отдыхать не меньше, чем трудиться — т.е. потолок составляет 15 рабочих дней в месяц, зарплата тоже ограничена.

В результате средняя зарплата проводника вагона составляет в районе 18 000 рублей в месяц. Немного больше ставки разве что на международных рейсах и в фирменных поездах, которых не так много.

При этом где-то существуют премии за выполнение плана продаж, за выслугу лет, за направление, но ситуацию это особо не спасает.

Что же должен или не должен делать проводник РЖД или других пассажирских компаний-перевозчиков в пути следования поезда? На это существуют строгие инструкции, выдержки из которых мы и предлагаем вам. Изучите внимательно обязанности проводника, чтобы ваша поезда не была омрачена нестандартными ситуациями.

В пути следования пассажирского поезда проводник обязан:

  • закрепить на двери служебного купе табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника;
  • поддерживать постоянную чистоту и комфортную температуру воздуха в пассажирском помещении вагона согласно Санитарным правилам содержания пассажирских вагонов в пути следования;
  • следить за состоянием внутреннего оборудования и правильным положением межвагонных переходных площадок;
  • не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в пассажирском вагоне, а в туалетах по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов в соответствии с Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования;
  • мыть полы в вагонах с электроотоплением только после отключения печей отопления; в вагонах с комбинированным отоплением разрешается мыть полы, кроме полов котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления;
  • не менее трех раз в сутки с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и вагонах СВ всех категорий — по просьбе пассажиров в любое время суток; при обслуживании пассажиров проводник должен быть в белой куртке или белом переднике;
  • поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе — охлажденной воды;
  • в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров и при наличии возможности заменять в пути следования постельное белье за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам с малолетними детьми;
  • убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров; в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров;
  • вести учет расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4 и наличия свободных и освобождаемых мест на бланке формы ЛУ-73;
  • при приеме-сдаче смены проверять наличие в папке проездных документов (билетов), соответствие их занятым пассажирами местам, расход постельного белья и делать соответствующие отметки в бланках форм ЛУ-72 или ИНУ-4 и ЛУ-73;
  • оказывать пассажирам первую доврачебную помощь;
  • при отсутствии централизованного электрического отопления при использовании твердого топлива поддерживать температуру в пассажирском помещении вагона в соответствии с п. 2.8 настоящей Инструкции;
  • при выходе из строя радиоустановки объявлять в дневное время пассажирам названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок пассажирского поезда;
  • информировать пассажиров о правилах таможенного и пограничного контроля;
  • следить за тем, чтобы окна при необходимости открывались только с коридорной стороны, а на двухпутных участках — только с полевой стороны; при работе кондиционера - чтобы все окна были закрыты;
  • строго соблюдать требования к санитарным зонам, закрывая при проезде через них туалеты.

Уборка мусорных контейнеров

Мусор в вагоне должен собираться в специальном контейнере, а затем сжигаться в топке котла вагона или удаляться из вагона в предусмотренные для этого места на железнодорожных станциях; выбрасывать мусор и золу на пути, на пол тамбура, переходные площадки запрещается.

Постельные принадлежности

В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, а также порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник должен доложить об этом начальнику пассажирского поезда, который взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате формы ГУ-57.

Двери вагона во время движения должны быть закрыты

Во время движения пассажирского поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов должны быть закрыты на внутренние запоры ("секретки") и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок "секретку", замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок ("секретку") и замок под трехгранный ключ

Прибытие, стоянка и отправление поезда

За 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров.

После полной остановки пассажирского поезда на железнодорожной станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего там- бура со стороны посадочной платформы, при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке пассажирского поезда менее 5 мин и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам из вагона не выходить; при от- правлении пассажирского поезда проводник должен закрыть и за- переть дверь, проводники хвостового и штабного вагонов провожают железнодорожную станцию до конца железнодорожной посадочной платформы, после чего также запирают тамбурные двери.

При стоянке поезда на станции более 10 мин проводник пассажирского вагона обязан осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи ото льда и снега.

Проводники стоящих на станциях пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.

При необходимости пропуска через тамбур пассажиров других пассажирских поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию (вокзалу) железнодорожной станции проводник должен открыть обе боковые двери рабочего тамбура, поднять откидные площадки ("фартуки") и следить за проходом пассажиров.

Проездные документы (билеты)

На линейных железнодорожных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с проездными документами (билетами) на данный пассажирский поезд независимо от того, в какие пассажирские вагоны выданы проездные документы (билеты); не следует допускать посадку и высадку пассажиров на ходу поезда.

При получении от пассажиров проездных документов (билетов) после посадки в вагон проводник должен погасить их, надорвав билет, не нарушая компостерные знаки. Не гасятся проездные документы транзитных пассажиров, которым предстоит пересадка на другой пассажирский поезд, и пассажиров, желающих сделать остановку в пути следования.

В вагонах со спальными местами проездные документы (билеты) до конца поездки в данном поезде должны находиться в специальной папке у проводника, который несет ответственность за их сохранность.

Транзитным пассажирам проводник возвращает проездные документы (билеты) за 30 мин до прибытия пассажирского поезда в пункт пересадки.

Служебные железнодорожные проездные документы всех форм не гасятся и хранятся у пассажиров.

Выдавать использованные проездные документы (билеты) лицам, не совершившим по ним поездку, запрещается.

При утере принятого у пассажира проездного документа (билета) проводник должен составить акт, который подписывают начальник пассажирского поезда и пассажир. Акт заверяется штемпелем железнодорожной станции, где пассажирский поезд имеет остановку. Железнодорожная станция выдает новый проездной документ (билет) до конечного пункта следования пассажира с отметкой на обороте этого проездного документа (билета) "Взамен утерянного". Проездной документ (билет) оформляется начальником пассажирского поезда или проводником в билетных кассах железнодорожной станции без участия пассажира.

Если пассажир отстал от поезда...

Если проводник обнаружил, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от пассажирского поезда, он должен сообщить об этом начальнику поезда, составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт подписывается начальником пассажирского поезда, проводником и двумя пассажирами.

Изменение маршрута в пути следования

При получении информации об изменении маршрута следования поезда проводник оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту. При отсутствии радиосвязи в поезде помощник машиниста локомотива передает информацию проводнику головного вагона, а тот остальным проводникам и начальнику пассажирского поезда.

При отцепке неисправного пассажирского вагона проводник должен информировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах пассажирского поезда.

Приятных поездок и вежливых проводников!

Из этой статьи вы узнаете:

Проводник поездов дальнего следования – непростая, но вместе с тем невероятно увлекательная профессия! По количеству ежедневно получаемых впечатлений с ней может сравниться разве что работа бортпроводником внутренних и международных авиарейсов. Новые города и страны, великолепные пейзажи за окном, постоянное общение с интересными людьми – это ли не мечта любого офисного трудяги, поглощенного ежедневной рутиной?

Тем, кто устал от сидения на одном месте, кто жаждет свежих открытий и хочет, чтоб следующий рабочий день не был похож на предыдущий, добро пожаловать в профессию проводника поездов, для освоения которой даже не требуется наличие специального образования!

Как стать проводником

При большом желании стать проводником пассажирских вагонов может любой достигший совершеннолетия человек. Для этого ему достаточно обратиться в ближайшее железнодорожное депо, откуда его направят на трехмесячные курсы. После их окончания при условии успешного преодоления всех экзаменационных испытаний, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую часть, выпускник получает свидетельство с присвоенной ему категорией сотрудника, обслуживающего пассажирские вагоны. Всего таких категорий 4: первые две имеют уборщики, третья присваивается всем проводникам сразу после окончания ими курсов, а четвертую они могут заслужить в процессе работы после пройденного повышения уровня квалификации. Как правило, проводникам третьего разряда доверяется лишь работа в простых поездах, а имеющим четвертый разряд доверяется обслуживание пассажиров фирменных составов.


Дальнейшие перспективы

Пройдя все квалификационные ступени должности проводника, набравшись опыта и зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно рассчитывать на повышение до бригадира (начальника поезда). Правда, для этого еще предстоит получить высшее образование или окончить специализированные курсы. Вторым по старшинству в пассажирском составе является механик, но на эту должность могут претендовать только мужчины.

Условия работы

График работы любого проводника зависит от маршрута того поезда, к которому он прикреплен. Все рейсы условно подразделяются на местные (время в пути не более суток) и дальние (свыше этого времени). Обслуживая местное направление, проводник работает по графику 10 рабочих смен/10 выходных дней. А для персонала дальних рейсов устанавливается индивидуальный режим в соответствии с тем, сколько дней их состав проводит в пути («рабочая неделя» составляет ровно столько дней, сколько требуется для того, чтоб добраться до места назначения и обратно, и столько же дней обслуживающий персонал может провести дома).

Заработная плата проводника напрямую зависит от того, сколько часов он «накатал» за месяц. Помимо окладной части ему могут быть начислены некоторые надбавки в соответствии с районным коэффициентом, премиальные и другие бонусы.

Кроме всего прочего, проводники, как и остальные работники железнодорожного транспорта, имеют неплохие льготы, предоставляемые родным предприятием. К примеру, им оплачивается проезд от депо до станции места жительства, 1 раз в год они вместе с двумя несовершеннолетними детьми могут за счет работодателя добраться до любой точки, охваченной железнодорожной сетью, и обратно и 1 раз в год в одиночку совершить бесплатную поездку «туда-обратно» внутри своего отделения железной дороги.

Льготный проезд – не единственная привилегия, которой могут воспользоваться проводники. От профсоюза им ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в оздоровительные учреждения и льготные путевки в летние лагеря для их детей. Они могут обслуживаться в медицинских заведениях, предназначенных только для работников железнодорожного транспорта, а в случае возникновения острой необходимости предприятие-работодатель берет на себя расходы на лечение нуждающегося в помощи сотрудника.

За верность профессии раз в 5 лет проводники поощряются премией в размере 3-4 окладов, а за пенсионерами, отдавшими железной дороге свыше 20 лет своей жизни, сохраняется право на ежегодную бесплатную поездку «туда-обратно» и предоставляется возможность бесплатного проезда в пригородных поездах в пределах 150 км от станции места жительства.

Обязанности проводника


Если вы всё ещё хотите стать проводником поезда, то должны знать, что должностные обязанности проводника можно условно поделить на 2 группы. Первая связана с непосредственным обслуживанием пассажиров: помощь им при посадке и высадке из вагона, проверка проездных и личных документов, снабжение постельными принадлежностями, распространение печатной и продовольственной продукции и т. д. Кстати, на последней «коммерческой» обязанности проводников хотелось бы остановиться чуть подробней. Не стоит думать, что предлагая приобрести напитки, закуски или прессу, работающий в пассажирских вагонах персонал пытается «схалтурить»! И даже весьма навязчивые попытки сбыть продукцию не следует воспринимать как желание «навариться» за счет скучающих в пути пассажиров – все это вовсе не так! Заниматься продажей проводников вынуждает начальство, а невыполнение установленного плана выручки даже карается рублем!

Вторая часть функций проводника сводится к обеспечению чистоты и порядка в вагонах, бесперебойной работы всех технических средств и комфортных условий для пассажиров. Речь идет о таких обязанностях, как:

  • регулярная уборка внутренних помещений;
  • поддержание в вагоне определенного температурного и светового режима;
  • вынос мусора;
  • забота о пассажирах;
  • и т.д.

Кроме того, проводник несет материальную ответственность за сохранность всего доверенного ему имущества. Чайные и постельные принадлежности, внутренняя оснастка вагонов, размещенные в нем технические устройства – в случае поломки любого из объектов, принадлежащих железной дороге, проводник возмещает расходы на его ремонт из своего кошелька.

Да, работа проводника пассажирских вагонов «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна»! Однако не будь этих терпеливых тружеников, услугами железной дороги пользовались бы только те, для кого не представляется возможным добраться до пункта назначения иным способом. Приветливый взгляд и элементарная благодарность за оказанную помощь – вот та награда, которой будет безмерно рад любой проводник! Не забудьте об этом, когда будете в следующий раз покидать вагон поезда, - скрасьте серые будни человека, проводящего вдали от дома и семьи треть своей жизни!

turturist.ru - Академия путешественника