Элегантность и роскошь ар деко в кремле. Модные музеи

В ыставка « » в Музеях Московского Кремля продлится до 11 января 2017 года. Масштабная экспозиция - идеалы красоты, лучшие примеры моды, ювелирного искусства и графики эпохи - представлена в Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы. Мы выяснили, почему ее нельзя пропустить.

«Честно говоря, казалось, что на иллюстрациях костюмы ар-деко красивее, чем в жизни», - говорит куратор выставки Светлана Амелёхина о графике в журнале «Жарден дю мод», который впоследствии лег в основу Vogue.

Художники парижских изданий черпали вдохновение в Востоке - японские гравюры XVIII-XIX веков впечатляли не только импрессионистов. Экзотика исторически нравилась европейской публике в самые разные эпохи, и 20-30-е - самые «безумные» годы прошлого столетия - не стали исключением.

Согласиться с заявлением куратора непросто: представленные на выставке платья и кимоно из Института костюма Киото ничуть не уступают иллюстрациям. Среди кутюрных экспонатов - не только костюмы французских реформаторов Коко Шанель и Поля Пуаре, но и расшитые бисером сумочки и бонбоньерки Cartier из агата.

Об эпохе ар-деко

Термин «ар-деко» впервые использовал Ле Корбюзье как сокращение от arts décoratifs - «декоративных искусств», показанных в Париже на Международной выставке 1925 года. Расцвет стиля приходится на межвоенное время: ар-деко сменил ар-нуво. Он сочетал в себе элементы разных направлений - от классицизма до шинуазри, увлечения Востоком.

Ар-деко воплощает радость жизни и красоту послевоенного времени - Les années folles, «безумных лет», пришедших на смену голоду и нищете. Время Хемингуэя и Фицджеральда, джаза и женской эмансипации в одежде приходится именно на 20-30-е годы.

Эстетика ар-деко - это праздник, который всегда с тобой, и балы из «Великого Гэтсби » - по большому счету последний крупный буржуазный по своему характеру стиль.

«Они много путешествовали, читали, были очень образованны и пытались все увиденное претворить в жизнь, соединить и посмотреть, что из этого получится. И получались шедевры», - говорит Амелёхина.

Высокая мода

Одним из завоеваний эпохи стали платья Поля Пуаре - прямого силуэта с заниженной линией талии, так любимые флэпперами - молодыми и независимыми девушками, курящими и носящими прическу «боб».

На смену им приходят robe de style - платья с узкой талией и пышной юбкой, которые ввела в моду Жанна Ланвен.

Не столь известные сейчас сестры Калло тяготели к более линейным силуэтам и вместе с тем не лишали свои наряды богатой отделки, за что эпоха получила еще одно название - «золотые 20-е».

«Все экспонаты интересны по-своему, но я бы хотел выделить именно это платье сестер Калло, - говорит Макото Ишизеки, куратор выставки от Института костюма Киото. - Несмотря на то что их ателье было в Париже, они вдохновлялись элементами разных мировых культур. В этом платье японские цветочные мотивы с сакурой соседствуют с богатой вышивкой жемчугом, которая пришла из России. В то артистичное время для моды не было границ».

Раскопки гробницы Тутанхамона в 1922 году положили начало повальному увлечению Египтом, в том числе и в одежде, что можно проследить в платье Мадлен Вионне.

Пальто реформатора, освободившего женщин от корсетов, Поля Пуаре вдохновлены русским балетом. «Голубое пальто с крыльями напоминает Умирающего Лебедя, а вот это - Ивана-Царевича из "Жар-птицы"», - описывает их Амелёхина.

Парадное придворное платье со шлейфом. Модный дом «Ворт», Франция, 1914 / Платье домашнее. Шелковый креп, шелк хабутай, вышивка. Япония, 1900-е

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet) Франция, 1927 / Платье кружевное. Модный дом «Сестры Буэ» (Boué Souers), Франция, около 1923

Коктейльное платье. Модный дом «Сестры Калло» (Callot Soeurs), Франция, зима 1922

Вечернее пальто. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret), Франция, около 1925 / Вечернее пальто. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret), Франция, около 1925

Вечернее платье Chanel. Шелковый шармез, шелковый тюль, вышивка. Франция, около 1922 / Вечернее платье из серебряного ламе, вышивка серебром и бусинами. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret). Франция, около 1920

Платье «Сестры Буэ» (Boué Soеurs). Тафта, органди, шелковая лента, вышивка, аппликация. Франция, около 1923

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet). Шелковый муслин с серебряными нитями ламе, тюль, бусины. Франция, около 1922 / Шелковое платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet). Шелковый шармез, шелк хабутай, аппликация. Франция, около 1922

Вечернее платье Chanel. Шелковый шармез, шифон, тюль. Франция, около 1929 /Шаль Coudurier-Fructus-Descher. Узoрный шелк с золотыми и серебряными нитями ламе, шелковая бахрома. Лион, Франция, около 1925

Всего на выставке представлены более ста предметов, среди которых - вечерние платья и верхняя одежда, все - экспонаты Института костюма Киото. Он же во многом обязан своим созданием ретроспективе ар-деко в Нью-Йорке в 1973-м, которой в свое время вдохновился молодой Ямамото , уговорив будущего директора музея привезти выставку в Музей современного искусства в Киото. Спустя три года был открыт и Институт костюма Киото.

«Наша миссия - изучение западной моды, которая является источником вдохновения для моды современной. Поэтому в коллекции музея более 12 000 костюмов от XVII века и по нынешнюю эпоху, в том числе экземпляры от таких домов, как Chanel , Christian Dior , Louis Vuitton , более тысячи предметов Comme des Garçons , которые передала музею Рей Кавакубо », - говорит Макото Ишизеки, куратор выставки от Института костюма Киото.

Аксессуары и ювелирные украшения

Изменения во внешнем виде женщины повлекли за собой и появление новых аксессуаров - бонбоньерок и бандо для мальчишеских причесок. Менялась и обувь, дизайнеры начали использовать новые технологии.

«Это все новые материалы: целлулоид, стразы, металлические бусины. К разговору о палитре и диапазоне, который вобрал в себя ар-деко: мы все здесь видим - одни больше ассоциируются с классикой, другие - с восточными мотивами, с аллюзиями на японское искусство», - рассказывает куратор ювелирной части Лариса Пeшехонова о накладных каблуках для дамских туфель.


Еще одно новое завоевание эпохи - плоские бандо, инкрустированные бриллиантами, которые приходят на смену более традиционным диадемам. Впечатляет и колье-воротник Van Cleef & Arpels , раньше принадлежавшее египетской принцессе Фаизе, дочери египетского короля Фуада I. Несколько лет назад оно ушло с аукциона Christie"s за $ 4,2 млн.

«Это выдающееся колье - один из самых выразительных экспонатов ювелирной части экспозиции выставки и прекрасный образец модернистской эстетики стиля ар-деко. В нем использованы бриллианты самых разнообразных огранок, что создает потрясающую игру света и эффект радуги, а также 10 колумбийских изумрудов весом 165 карат. Это примечательный образец стиля белого ар-деко в ювелирном искусстве», - рассказывает Пешехонова.

Эпоха также вводит моду и на жемчуг, в том числе искусственный. Компании Cartier и Van Cleef использовали только натуральный жемчуг, но были и исключения. Самая занимательная история связана с именем великого модельерa Эльзы Скиапарелли .

Pассказывает куратор Лариса Пешехонова: «Скиапарелли принесла культивированный жемчуг в компанию Cartier, которая никогда не создавала украшения из таких материалов. Но известный модельер заказала браслет - и получилась роскошная вещь. Фермуар браслета как абстрактная скульптура, вырезанная из оникса. Тут также бриллианты разных форм, а багеты стоят ступеньками. Как это эффектно, по-модернистски выглядит, и в то же время это строгая классика. Какие бы геометрические абстрактные произведения ни создавались в компании Cartier, они все время классические, рафинированные, потому что Луи Картье был поклонником классики».

Колье-воротник Van Cleef & Arpels. Платина, изумруды, бриллианты. Париж, 1929. Коллекция Van Cleef & Arpels / Серьги «Кисточки» Van Cleef & Arpels. Платина, изумруды, бриллианты. Париж, 1923

Пудреница-конверт Van Cleef & Arpels. Желтое золото, черная эмаль. Париж, около 1922

Браслет (выполнен по специальному заказу). Cartier Париж, 1935 Платина, белое золото, резной оникс, бриллианты классической огранки и огранки «багет», культивированный жемчуг; застежка из оникса Коллекция Cartier

Часы- брошь «Ар-деко» Van Cleef & Arpels. Платина, бриллианты, сапфиры, оникс, черная эмаль. Париж, 1924 / Брошь в египетском стиле Van Cleef & Arpels. Платина, бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, черная эмаль. Париж, 1924

Бандо Cartier. Платина, круглые бриллианты старой огранки, алмазы огранки «роза», оправа с отделкой «гризант». Париж, 1920

Несессер «Голубой экспресс» Van Cleef & Arpels. Платина, изумруды, сапфиры, бриллианты. Париж, около 1931. Коллекция Van Cleef & Arpels

Пудреница-конверт Van Cleef & Arpels. Желтое золото, бриллианты, черная эмаль. Париж, 1923 / Несессер «Китайская ваза» Cartier, Париж, 1927. Золото, платина, оникс, изумруды, сапфиры, коралл, бриллианты, алмазы огранки «роза», эмаль. Коллекция Cartier

Несессер «Миллефиори» Van Cleef & Arpels. Белое и желтое золото, платина, красная, зеленая и черная эмаль, красная яшма, алмазы, бриллианты. Париж, 1928

Бандо Cartier, Нью-Йорк, 1924. Платина, природный жемчуг, круглые бриллианты старой огранки, два грушевидных бриллианта. Коллекция Cartier

Графика

Мир aр-деко сложно представить без журналов и газет эпохи - иллюстрации к Gazette du bon ton, Feuilles d"art и Robes et femmes сегодня являются музейными экспонатами. Иногда журналы и вовсе принадлежали кутюрье, как «Жарден дю мод» Поля Пуаре и его издателя Люсьена Вожеля.

Иллюстрация «…и сердце вот мое, что бьется лишь для вас; Van Сleef & Аrpels 22 Вандомская площадь. Париж». Feuillets d’art, 1919, No3. Шарль Мартен / Иллюстрация «Горничная - аннамитка; вечернее платье от Дёйе, отделанное лентой». La Gazette du bon ton:

Иллюстрация «Август 1914» Жорж Лепап. Modes et Manières d"Aujourd"hui. Париж, 1914 / Иллюстрация «Прощание». Modes et manières d’aujourd’hui 1914–1919. Париж, 1921. Жорж Лепап

Иллюстрация «Суд Париса». Falbalas et fanfreluches - Almanach des modes présentes, passées et futures pour 1924. Париж, 1924. Жорж Барбье / Иллюстрация «Оставьте меня одну!». Feuillets d’art, 1919, No.2 Париж, 1919. Жорж Барбье

Иллюстрация «Пролог, или Комедия в замке». La Gazette du bon ton: arts, modes & frivolités, Juillet 1920, No.6 Париж, 1920, Пьер Бриссо / Иллюстрация «Что ты будешь делать! Вечернее платье от Ворта». La Gazette du bon ton: arts, modes & frivolités, Juille

Ар-деко - эпоха, расцвет которой был почти столетие назад, но мы не перестаем ей вдохновляться. «Специалисты по истории костюма и моды до сих пор утверждали, что мода возвращается примерно каждые 70 лет, как и интерес к костюму. Это действительно так, это очевидно для нас всех, но мне кажется, все-таки этот период - не 70, а 100 лет. Потому что костюмы, которые мы сейчас выставляем, по моему мнению, чрезвычайно актуальны для настоящего времени. Практически каждый из них любая модная дама надела бы с огромным удовольствием или попросила бы у своих портних его повторить», - говорит Светлана Амелёхина.


Выставка открыта для посещения с 10:00 до 17:00 ежедневно, кроме четверга. Подробности и билеты - на сайте выставки по ссылке .

Музеи Кремля открывают долгожданную выставку, подготовка к которой длилась несколько лет. Институт костюма Киото, основанный в 1978 году, впервые привозит из Японии в Россию коллекцию женской одежды европейских домов высокой моды. Акцент сделан на стиле между двух войн - ар-деко .

Оказавший воздействие на мир изящных искусств и современного дизайна, затронув буквально все его сферы, от архитектуры до бытовых предметов, вдохновленный модерном и модернизмом, культурой африканских племен, ар-деко не сдает позиций, оставаясь по-прежнему актуальным. Внимание сфокусировано именно на этом последнем мировом стиле, приметы которого демонстрируются через яркие и динамичные силуэты женских туалетов и изысканные украшения 1910-х - 1930-х годов, предоставленные ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels .

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы покажут извлеченные из архива Института Киото , входящего в четверку лучших музеев моды, вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли. Зритель познакомится с особой разновидностью платьев из женского гардероба эпохи ар-деко, известных как «роб де стиль», и романтическими «бельевыми» нарядами из тончайших тканей с нежнейшими вставками. Увлечение японизмом, возникшее после выставок начала ХХ cтолетия, отразилось на спускающемся с плеч домашнем платье и цельнокройных пальто, смахивающих на кимоно.

Пальто дизайна Поля Пуаре | Традиционное домашнее платье
Франция, около 1925 | Япония, 1900-е

Фото: Такаси Хатакэяма

В парадном придворном платье со шлейфом Уиллия Пейдж, супруга американского посла в Британии Уолтера Пейджа, была представлена королю Георгу V и королеве Марии в Сент-Джеймсском дворце 14 февраля 1914 года. Этот мемориальный наряд приезжает в Москву.

Парадное придворное платье со шлейфом
Франция, 1914
Модный дом Worth
Коллекция Института костюма Киото
Фото: Такаси Хатакэяма

Коллекция Van Cleef & Arpels предоставляет экспонат с любопытной историей, а именно платиновую пудреницу «Синий поезд» из несессера, усыпанного изумрудами, сапфирами и бриллиантами, который господин Барнато, председатель правления концерна Bentley, заказал в 1931 году в подарок жене в ознаменование выигранного им пари. Барнато добрался от Канн до Парижа быстрее, чем «Синий поезд», ходивший по этому маршруту.

Пудреница «Синий поезд»
Париж, ок. 1931
Коллекция Van Cleef & Arpels

Колье-воротник от Van Cleef & Arpels - прекрасный образец модернистской эстетики ар-деко, где были использованы не только бриллианты с разнообразной огранкой, но и десять колумбийских изумрудов весом 165 карат. Вещица принадлежала египетской принцессе Фаизе, дочери египетского короля Фуада I.

Колье-воротник
Париж, 1929
Коллекция Van Cleef & Arpels

Кураторы вспомнили знаменитую парижскую Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, впоследствии давшую название стилю ар-деко. Как раз тогда Луи Картье и Жанна Ланвен впервые представили одежду и украшения как единый ансамбль. Та же концепция легла в основу проекта в Музеях Кремля.

В Музеях Московского Кремля открылась великолепнейшая выставка .
Впервые в России в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы представлена коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство») из собрания Института костюма Киото (Япония), а также украшения 1910-1930-х гг. выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из архивов.
Один из самых красивых периодов предстанет перед вами во всём своём блеске и очаровании. Великолепные материи, сложные драпировки, шикарная вышивка, шлейфы и кисти, тонкое кружево. А какие украшения! И всё это тонко, нежно, женственно! И просто невозможно не воспользоваться уникальной возможностью увидеть всю эту красоту.

Пальто. Поль Пуаре. Франция, весна 1923.
Шёлковый жаккард с цветочным узором, атлас, золотое кружево; ткачество плетение.


Стиль ар деко вошёл в моду благодаря Полю Пуаре, одному из самых влиятельных парижских кутюрье начала XX века. Отличительной особенностью показанного выше пальто, демонстрирующего уникальный талант Поля Пуаре, является эффектная комбинация ярких цветов и различных фактур: фиолетового атласа, просвечивающего сквозь отверстия в кружеве, сплетённом из толстой золотой нити, и красного дамаста с узором ар деко. Новаторский крой, характерный для всего творчества Пуаре, присутствует и в этой модели. Спинка и бока пальто скроены из цельного куска красного шёлка, без боковых швов, а для облегчения соединения лифа с модными широкими рукавами-доломан, украшенными вставками из кружева, на уровне талии по бокам выполнены разрезы.

Это пальто даёт представление о том, как кутюрье разрушал границы между искусством и модой.



Коллекция Института костюма Киото.


Ещё один талантливейший кутюрье, родившийся в Испании, но обосновавшийся в Италии - Мариано Фортуни, который являлся также режиссёром по свету, архитектором, сценографом и большим знатоком древностей, создал шёлковое плиссированное платье "Дельфос" (Delphos), напоминавшее хитон. Источником вдохновения для его творения послужила древнегреческая бронзовая статуя "Дельфийский возничий". Благодаря мельчайшим, сохранявшим свою форму складкам по всей поверхности ткани, платье нежно обволакивало тело, благодаря чему женщина чувствовала себя в нём комфортно и могла легко двигаться.

Платье "Дельфос". Мариано Фортуни. Франция, около 1910.
Шёлковый атлас, шнур, стеклянные бусины; ткачество, плиссировка, роспись по трафарету.
Коллекция Института костюма Киото.


Интересно то, что метод плиссировки Фортуни открыл случайно. 10 июня 1910 года он запатентовал во Франции этот метод. А затем, 4 ноября того же года он получил патент на изделие, ставшее известным как платье "Дельфос". В патенте чётко указывалась мотивация автора: "Это изобретение относится к типу одежды, основанной на античной, но его дизайн имеет такую форму и конструкцию, что его легко и удобно носить". Это было на самом деле так. Поскольку платье это было цельнокроеное и не требовало пуговиц и крючков, женщина могла надеть его без посторонней помощи. Напомним, что это 1910 год, когда состоятельные дамы одеваются при помощи горничных не из личного каприза, а потому, что большинство платьев просто невозможно надеть и застегнуть самостоятельно.

Несессер "Миллефиори". Van Cleef & Arpels. Париж, 1928.
Белое и жёлтое золото, платина, красная, зелёная и чёрная эмаль, красная яшма, алмазы, бриллианты. 4,2х9,3х1,3.
Коллекция Van Cleef & Arpels.


Экспозиция выставки показывает, как эпоха объединяет разные виды декоративных искусств. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке в 1925 году в Париже, которая впоследствии дала название стилю ар деко. Музеи Кремля избрали этот же способ демонстрации: элегантные костюмы дополнены изысканными и роскошными украшениями ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.

Браслет. Cartier. Нью-Йорк, 1925.
Платина, бриллиатны огранки "восьмёркой" (старая английская или "единичная" огранка) и бриллиантовой,
изумрудные и рубиновые кабошоны, оникс.
Коллекция Cartier.


Вообще, украшения в стиле ар деко удивительно лёгкие, нежные и изящные. Причём лёгкие они ещё и в прямом смысле этого слова. Ещё в самом начале XX века дом Cartier мог продемонстрировать новшества компании: широкий спектр художественных приёмов и виртуозное техническое совершенство изделий из платины. Рассказывая о своём опыте работы с этим металлом в 1927 году в журнале Internetional Jeweler, Луи Картье констатировал: "Толстые оправы из золота и серебра и тяжёлые переплетения, известные издавна, были в ювелирном деле подобны доспехам. Использование платины, платиновое кружево, новшество, введённое нами, произвело переворот; но использование тонкого, лёгкого металла как основы для драгоценных камней было делом нелёгким. Мы сумели приспособить этот металл для наших целей лишь после того, как изучили механизм пружин и сцеплений, поддерживающих спальный вагон. Однако мы преодолели эту трудность. Мы даже получили твёрдую платину, добавив никель и иридий к металлическим концам. Платина останется нашим излюбленным металлом до того времени, пока мы не найдём другой, ещё более лёгкий, но равный ему по всем другим качествам".



Коллекция Института костюма Киото.


Ар деко отдавал предпочтение гладким поверхностям металла, стекла, фарфора, кожи, полированного дерева, слоновой кости. Изобретённый в 1855 году целлулоид охотно использовали для имитации кости, черепахового панциря или создания эффекта перламутра. Показательный пример такого рода - деревянные каблуки, датируемые 1925 г., получившие название "драгоценные каблуки". Они имеют изящную изогнутую форму и при высоте 5 сантиметров и длине окружности их основания в 8 сантиметров отличаются устойчивостью. Их разноцветные покрытия выполнены именно из искусственного пластика, а затем вручную кропотливо украшены стразами или металлическими бусинами, создающими геометрические орнаменты, типичные для периода ар деко.

Каблуки для дамских туфель. Франция, около 1925 г.
Дерево, бакелит, целлулоид, стразы, металлические бусины; резьба по дереву, инкрустация.
Коллекция Института костюма Киото.


В 1920-х гг. женские юбки на Западе стали короче, впервые открыв нижнюю часть ноги, поэтому туфли превратились в важную часть модного образа. Считалось, что обувь - "такой же барометр вкуса, как драгоценности". В Париже изготовители обуви, называвшиеся ботье (bottiers), создавали роскошные туфли.

Каблуки для дамских туфель. Франция, около 1925 г.
Дерево, бакелит, целлулоид, стразы, металлические бусины; резьба по дереву, инкрустация.
Коллекция Института костюма Киото.


Эти образцы каблуков использовались при приёме заказов на изготовление вечерних туфель. В 1920-х модно было украшать вечернюю обувь не целиком, а частично, например, ремешок и каблук или мысок и каблук, выделяя их цветом или фактурой материала. Эстетика ар деко, тонко сочетавшая контрастные цвета и фактуры, была, таким образом, распространена и на обувь. Популярность декоративных каблуков сохранялась до 1930-х гг., когда вечерние платья вновь стали длинными.
Мода, это зеркало нашего общества. Эту фразу можно рассматривать в качестве кредо Института костюма Киото, основанного в 1978 году и собравшего почти за сорок лет своего существования изумительнейшую коллекцию.
Сочетание платьев и драгоценностей позволит посетителям выставки реконструировать во всём великолепии особую, неподражаемую стилистику ар деко, которая послужила началом авангардного направления в дизайне, определившего пути развития высокой моды и искусства в целом вплоть до настоящего времени. Стиль ар деко, доказавший свою немеркнущую привлекательность, и в наши дни остаётся самым выразительным средством воплощения элегантности и демонстрации роскоши. В таком ракурсе эта тема в России на выставках никогда ранее не представлялась. А потому не раздумывайте долго, приходите и насладитесь удивительной красотой одной из самых прекрасных модных эпох.

Статья написана с помощью материалов, предоставленных в каталоге "Элегантность и роскошь ар деко" , выпущенном к данной выставке. Приобрести каталог можно в магазинах Музеев Московского Кремля. Цена - 2500 руб.

Адрес: Московский Кремль. Одностолпная палата Патриаршего дворца и Выставочный зал Успенской звонницы.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

"РГ" выбрала пять наиболее интересных выставок октября. В Московском Кремле покажут шедевры, созданные Коко Шанель. В ЦСИ "Гараж" в рамках выставки "Свидетельства" объединят работы Франсиско Гойи и Сергея Эйзенштейна. В Центре фотографии им. братьев Люмьер представят выставку фотографий Михаила Барышникова в исполнении Роберта Уитмена. В Третьяковской галерее на Крымском валу лидер соц-арта Леонид Соков своими работами прокомментирует постоянную экспозицию. А в ЦДХ в 41-й раз пройдет Российский антикварный салон.

Элегантная роскошь

В Одностолпной палате Московского Кремля открылась выставка "Элегантность и роскошь ар-деко". Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels впервые привезут в Москву сотни экспонатов, чтобы рассказать об эпохе ар-деко. Это коллекция женской одежды европейских домов высокой моды из собрания Института костюма Киото (Япония), а также украшения 1910-1930-х, в том числе первые и очень редкие произведения, выполненные в ранней стилистике этого необычного направления.

Институт костюма Киото входит в четверку лучших музеев моды в мире и владеет редчайшей коллекцией женского платья и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров первой трети XX века. Вечерние платья, манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев robe de style (это платья с пышными юбками на кринолинах). Роскошная одежда и аксессуары, представленные на выставке, были созданы такими модельерами с мировым именем, как Коко Шанель, Чарльз Уорт, Поль Пуаре, Жанна Пакен, Жанна Ланвен, сестры Калло. Экспонаты дополнят фотографии из архивов.

Ар-деко совершил революцию в моде XX столетия. В эпоху ар-деко роль женщины в обществе становилась все более и более значимой. В 1920-30-х годах дамы делали короткие стрижки, ярко красились, демонстративно курили, а силуэты в одежде стали более свободными. Эта эпоха продолжает будоражить умы многих представительниц прекрасного пола и вдохновлять современных дизайнеров и модельеров. Всем модницам и приближающимся к ним выставка просто обязательна к посещению.

Времена не выбирают

В ЦСИ "Гараж" на 1 октября запланировано открытие выставки "Свидетельства". В экспозиции представят произведения Франсиско Гойи (1746-1828), Сергея Эйзенштейна (1898-1948) и Роберта Лонго (род. 1953). Три художника, три поколения, три эпохи. Их объединяет то, что они были свидетелями бурной смены времен, пережив хаос революции, гражданских волнений и войн. Гойя служил церкви и королю, Эйзенштейн - государству, а Лонго творит в XX столетии вопреки засилию коммерции в искусстве. Признание каждому из них принесла независимая художественная практика, бросающая вызов ожиданиям и запросам общества. В поисках новаторских техник участники выставки обращались к различным формам - от традиционной живописи и гравюры до скульптуры, кино и перформанса, но основным инструментом визуализации идеи для каждого из них всегда оставался рисунок.

Посетители выставки смогут увидеть 43 ранее не выставлявшихся рисунка Эйзенштейна из Российского государственного архива литературы и искусства. Они будут представлены вместе с фрагментами семи фильмов Эйзенштейна, демонстрируемыми в замедленном темпе, так чтобы каждый кадр мог восприниматься как отдельный образ. Также в залах "Гаража" будут впервые показаны 49 офортов Гойи из собрания Государственного центрального музея современной истории России и более 30 крупноформатных рисунков Лонго, созданных им в течение последних пяти лет.

Нельзя не влюбиться

В Центре фотографии им. братьев Люмьер с 11 октября по 22 января 2017 года покажут выставку Роберта Уитмена "Михаил Барышников. Метафизика тела". Более 60 снимков одного из самых выдающихся танцовщиков XX столетия в исполнении одного из самых известных американских глянцевых фотографов будут представлены в Москве.

Уитмен и Барышников работали вместе в студии пять раз. Пять творческих встреч с 1995 по 2015 год обернулись пятью фотографическими сериями. Каков бы ни был повод для съемки, камера неизменно запечатлевает завораживающую грацию и харизму Барышникова, которыми восхищался, среди многих, поэт Иосиф Бродский. В "Диалогах…" с Соломоном Волковым Бродский отмечает: "Когда я вижу на сцене Барышникова, то это ощущение совершенно потрясающее. Я даже думаю, что это вообще уже даже и не балет - то, чем он занимается. На мой взгляд, это чистая метафизика тела. Нечто, сильно вырывающееся за рамки балета. Михаил Барышников - это некое умное тело, которое несет в себе целый мир". Одним словом, глядя на фотографии Барышникова, в него нельзя не влюбиться.

Самая ранняя серия "Аромат", представленная в экспозиции, была создана в 1995 году в поддержку рекламной кампании парфюма Барышникова. Через десять лет, серия 2015 года - самая поздняя. Как изменился танцовщик, какие метаморфозы произошли? За этим невероятно интересно следить. В экспозиции также представят фотографии, рассказывающие о том, что происходило за кулисами фотосессий.

Нигилисты и символы

В Третьяковской галерее на Крымском валу 14 октября откроется выставка "Леонид Соков. Незабываемые встречи". Галерея покажет произведения художника и скульптора, одного из главных представителей соц-арта. Имя Сокова теснейшим образом связано с зарождением и развитием этого стиля. Художник скрещивает в своих работах бытовые вещи, сакральные символы, знаки власти, образы масс-медиа, а также элементы классического мирового искусства, фольклорные мотивы, артефакты языческих культов. На все это Соков предлагает взглянуть по-новому: недаром одна из масштабных выставок его работ в Музее современного искусства в 2012 году называлась "Угол зрения".

Формат проекта в Третьяковке необычный: объекты будут внедрены в постоянную экспозицию "Искусство ХХ века". Соков выступит своего рода проводником по экспозиции. Его работы станут комментарием к работам предшественников. Зритель сразу поймет, какие авторы и периоды для художника наиболее важны, под чье влияние он попал, а с кем вступал в спор. На время выставки постоянную экспозицию Третьяковки на Крымском валу дополнят произведения скульпторов, особенно ценимых Соковым, - В. Ватагина, Д. Цаплина, А. Матвеева.

На охоту за искусством

С 15 по 23 октября в ЦДХ в 41-й раз пройдет Российский антикварный салон. Салон существует, конечно, не только для тех, кто приходит туда прицениться и купить, он также для тех, кто просто любит хорошее искусство. В этом году в Салоне будут участвовать 250 галерей из различных городов России, а также участники из Германии, Италии, США, Франции, Армении и Беларуси. Посетители смогут увидеть живопись западноевропейских старых мастеров и полотна отечественной реалистической школы, ювелирные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства разных континентов и эпох, императорский и советский фарфор, памятники иконописи, библиографические редкости, старинную мебель.

В этом году особенно широко будет представлено искусство Италии: в Салоне примут участие итальянские галереи, которые покажут живопись и скульптуру позднего Ренессанса и ювелирные украшения рубежа XIX-XX вв. Тема некоммерческой экспозиции салона - "Страсть моя - охота". Посетители увидят изящные, отличающиеся тонкостью проработки и легкостью композиции графические листы известного немецкого художника и гравера Иоганна Элиаса Ридингера (1695-1767), работы голландского живописца Филиппа Воувермана (1619-1668), редкую шпалеру с изображением сцены охоты на медведя, выполненную русским художником Павлом Соколовым (1821-1899), серебряные табакерки со сценами охоты, охотничьи пивные кружки из серебра и кости, графин из сервиза Императорского дворца в Беловеже, месте, где так любили охотиться российские императоры.

Кстати

С 18 по 30 октября вход в Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина для всех категорий граждан будет бесплатным. Обратите внимание, что акция не распространяется только на выставку "Рафаэль. Поэзия образа".

turturist.ru - Академия путешественника