Лучшие университеты для поступления за границей. Обучение за рубежом для русских абитуриентов

Как поступить в один из университетов Лиги плюща, где лучше готовиться к языковому экзамену, что стоит написать в мотивационном письме и не стоит говорить на интервью, как правильно выбрать школу MBA. Редакция «Теорий и практик» подготовила несколько инструкций, рассказывающих о том, как подготовиться к поступлению в зарубежный вуз, получить грант и уехать учиться за границу.

Шаг 1: анализ ситуации

Когда уже понятно, что потребность в заграничном образовании есть, а денег на это нет, то стоит определиться с известными переменными. Пункты, наличие которых стоит проверить в первую очередь: наличие высшего образования, знание иностранных языков, достижения в выбранной сфере и опыт работы.

Наиболее охотно дают гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре, менее охотно - на обучение на уровне бакалавриата. Помимо этого гранты можно получить и на краткосрочные исследовательские программы, летние языковые курсы, участие в выездных школах и семинарах. Стипендии для обучения в магистратуре иностранным студентам предлагают большинство заграничных вузов. Найти грант для получения диплома бакалавра тоже возможно, но в 90% случаев такой грант будет покрывать либо половину стоимости обучения в первый год, либо будет давать ежегодную скидку в течение всего периода обучения. Наибольшее количество предложений доступно для тех, кто имеет степень магистра, во время обучения занимался исследовательской деятельностью, достиг определенных результатов и заручился поддержкой научного руководителя в родном вузе и имеет связи с исследовательскими группами за рубежом.

Знание иностранных языков позволит поучаствовать в большем количестве программ. Свободное владение английским языком - обязательное требование практически для всех программ, даже тех, которые предлагают стипендии для обучения в российских вузах. Владение любым другим языком выделит кандидата среди конкурентов и позволит выбрать из большего списка университетов и стран. Обычно обучение на магистерских программах (и тем более на аспирантских) в Европе проходит на английском языке, но знание языка страны, в которую собирается ехать кандидат, хотя бы на начальном уровне - это дополнительные баллы.

В следующем раунде стоит проверить качество полученного диплома. Для программ, которые нацелены на лидеров, а это Chevening, программы Фулбрайта, Эдмунда Маски - особое внимание обращается на качество диплома и опыт кандидата. Организаторам программ все равно, красный ли диплом у кандидатов (тем более, что в других странах нет такого понятия, как «красный диплом»), но им предельно важно знать, получал ли кандидат всегда высший балл или был согласен на любую оценку. Во внутренних грантах университетов нет строгого требования наличия только высших баллов, однако, выбирая между двумя претендентами на стипендию, предпочтение скорее всего отдадут тому, у кого средний балл в дипломе выше.

Также при рассмотрении заявки обратят внимание и на опыт работы и участия в волонтерских программах. Важно, чтобы волонтерская деятельность была в сфере, отличной от профессиональной. Организаторы обычно отдают предпочтение разносторонним личностям, имеющим широкий спектр интересов и занятий. Еще одно из основных требований программы Chevening - это как минимум двухлетний опыт работы по выбранной специальности. Участвуя в стипендиальной программе Британского совета, подтверждать наличие опыта работы документально не надо. Однако жюри на каждой из презентаций своей программы не устает отмечать, что тех, кто лукавит по тому или иному пункту, видно сразу. Помимо работы важен опыт участия в волонтерских программах.

Оксана Сытник

студентка PhD Universidad de Cádiz, стипендиатка гранта Erasmus Mundus 2011–2014, Erasmus Mundus Master Grant 2009–2011:

«Мысль об учебе за границей появилась у меня совершенно спонтанно. Однажды получаю от своего преподавателя письмо с предложением: «Есть такая программа, Erasmus Mundus называется. Не хочешь попробовать?» Я попробовала. И закончила Erasmus Mundus Master in WCM Water and Coastal Management, первый семестр в Плимуте (Великобритания), второй и третий - Кадис (Испания) и Алгарве (Португалия).

Мой выбор этой специальности не случаен. Я родом из приморского города Новороссийска, закончила океанологический факультет РГГМУ в Санкт-Петербурге по специальности «Комплексное управление прибрежными зонами». Таким образом, будучи аспирантом Erasmus Mundus, я продолжила выбранное мной направление, связанное с морскими науками, охраной окружающей среды и менеджментом прибрежных территорий.

За время обучения на магистерской программе у меня были и многочисленные полевые работы с выходом в открытое море и поездки в горы, лабораторные исследования по биологическому разнообразию, компьютерное моделирование прибрежных и русловых процессов, участие в тематических семинарах и конференциях. Однако больше всего запомнился курс научного дайвинга, организованный во время обучения на втором семестре в университете Кадиса. Тем, у кого не было опыта подводных погружений, представилась необыкновенная возможность не только открыть себе лицензию для последующих ныряний, но и увидеть своими глазами вселенную моря, и много больше: понять как эта вселенная функционирует, какие чудеса она в себе скрывает».

Шаг 2: определение притязаний

Определившись с исходными данными, можно приступать к поиску программ и примерять кандидатуру к каждой из них, анализируя, подходит ли она по критериям, которые организаторы предъявляют к кандидатам, и по уровню притязаний и интересов самого кандидата. Сначала стоит определиться, на каком уровне продолжать образование. Логично с дипломом бакалавра или специалиста подавать документы на обучение в магистратуре, выбрав программу более узкой специализации или выбрав смежную дисциплину: в таком случае в пользу кандидата будет играть опыт работы по этой специальности и умение обосновать свое решение сменить сферу деятельности и определенные достижения. Достижения должны быть скорее формальными - такими, которые можно подтвердить документально: победы в конкурсах, публикации в научных журналах.

Магистры могут претендовать на продолжение обучения в аспирантуре (или по программе PhD) или по другой магистерской программе. Чтобы поступить на PhD, необходимо иметь опыт исследовательской деятельности и определенные достижения, которые будут говорить сами за себя, а для обучения в магистратуре - серьезное основание для смены специальности. Кандидаты наук или держатели степени PhD могут позволить себе подавать документы для участия в исследовательской программе - postgraduate.

Определившись с тем, на каком уровне продолжать обучение, стоит подумать о стране. Отталкиваться следует от знания иностранных языков, от опыта взаимодействия со страной и от тех программ, которые данные страны предлагают кандидатам–не гражданам ЕС. Российским гражданам доступно множество грантовых программ в США, Германии, Франции, Китае, Японии.

Также стоит обратить внимание на то, что у некоторых программ, которые организуют фонды, одно из требований - возвращение стипендиата в родную страну после окончания обучения. Выбирая программу, стоит понимать, что по некоторым из них иммигрировать в другую страну не удастся.

Наталья Равдина

руководитель образовательных проектов Британского Совета:

«Одно из важных требований стипендиальной программы Chevening - это условие возвращения в родную страну после окончания обучения. Это условие связано с заинтересованностью стран, предоставляющих стипендии, в развитии сотрудничества с сильными партнерами. Обучение за рубежом открывает невероятные возможности для создания связей в профессиональном сообществе, закладывает основы для совместного бизнеса и культурных обменов. Возвращение стипендиатов в родную страну, безусловно, облегчает развитие этих партнерств и способствует их процветанию.

Существуют разные гранты, подразумевающие разные обязательства для людей, их получивших. Стипендия «Чивнинг», которую администрирует Британский Совет, предполагает, что успешный кандидат, пройдя курс обучения в Великобритании, вернется в Россию, где он и будет применять полученные знания и умения. Поэтому, для желающих эмигрировать это, вероятно, не самый подходящий способ».

Шаг 3: поиск программ

Искать программы надо в четырех местах: на сайтах фондов или организаций, которые администрируют стипендиальные программы, на сайтах конкретных зарубежных университетов, на сайте программы «Глобальное образование» . Также стоит следить за той информацией, которая проходит через родной вуз.

Практически все университеты имеют раздел Scholarships, где представлены возможности для покрытия расходов, связанных с обучением. Так, раздел Student financial services есть в Гарвардской школе права, страница Scholarships на сайте Мельбурнского университета, ограниченное количество стипендий предоставляется Датским техническим университетом. Обычно у всех университетов разные требования: кто-то покрывает расходы на обучение лишь частично, кто-то полностью, а кто даже включает небольшую ежемесячную стипендию на личные расходы. Именно на сайтах университетов с большей вероятностью можно найти стипендии для обучения на уровне бакалавриата. Так же обычно именно на сайтах учебных заведений представлены позиции для обучения по программам PhD или набор исследовательской группы для работой для конкретной, чаще всего очень узкоспециализированной, проблемой.

Помимо зарубежных университетов стипендии предоставляют и российские вузы. Каждый год Московская высшая школа социальных и экономических наук проводит конкурс совместно с Фондом Владимира Потанина на обучение менеджменту в сфере культуры по программе двойного диплома: российского диплома о повышении квалификации и британского магистерского диплома в Манчестерском университете. Многие российские университеты являются партнерами зарубежных вузов и организуют совместные программы для своих студентов. Высшая школа экономики сотрудничает сразу с несколькими зарубежными университетами, а МГИМО партнерствует с Технологическим университетом Монтеррея, Свободным университетом Берлина, Университетом Гумбольдта, Потсдамским университетом и другими.

Наталья Гаранина

студентка Томского политехнического университета, стипендиатка программы Erasmus Mundus:

«Все началось с работы над дипломом. Дело в том, что я получала одновременно три образования: основное дневное - по специальности «Прикладная математика и информатика», вечернее - «Международный менеджмент» и на базе вечернего еще дополнительное - «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». При выборе темы диплома я особых проблем не испытывала, так как хотела написать что-то, соединяющее математику и маркетинг. В итоге занялась темой «Математические методы для оценки эффективности рекламы».

Однако литературы по данной теме либо вовсе не было, либо она была на английском (слава богу, проблем особых это мне не доставляло). И именно тогда я поняла, что за рубежом эта тема более актуальна. Решила, что магистерскую диссертацию я должна писать за пределами родины. Далее нашла очень интересную специальность в университете в Париже - Quantiave Methodsin Economics. Стала искать пути туда попасть. Выяснила, что специальность поддерживает Erasmus Mundus, а также консорциум. Консорциум предложил ограниченное количество стипендий, которые будут распределены в каждый из университетов. Они доступны для всех студентов (из стран ЕС и из стран, не входящих в ЕС). Размер каждой стипендии составляет половину стоимости обучения. Решила заручиться поддержкой (главным образом, финансовой) с обеих сторон и начала готовить пакет документов.

Основное внимание необходимо было обратить на написание мотивационного письма: зачем вам нужна стипендия, программа, специальность? Писала все, как есть. Комиссия оценила мою анкету типом А, что означает принята со стипендией. Однако далее выяснилось, что QEM именно в этот год не финансируется Erasmus. А обучение, даже несмотря на жесткий конкурс, стоит 4 000 евро. И это не считая затрат на жилье и транспортные расходы. В конце концов, комиссия мне написала, что дает 2000 от консорциума, то есть оплачивает только половину стоимость обучения. Денег у родителей брать не хотелось, да и сама я на тот момент не работала, времени еле-еле хватало на образование. Сотрудники фонда длительное время, вплоть до начала занятий, писали мне письма со ссылками на другие стипендии, которые я могла бы попытать счастье выиграть».

Шаг 4: сбор и подготовка документов

Подача документов - самый ответственный шаг во всей процедуре получения гранта. Эксперты знакомятся с кандидатами, имея на руках только стандартный пакет документов, к которому в редких случаях можно прикрепить фотографию. Перед тем, как начать собирать документы, стоит изучить список того, что требуется для каждой конкретной программы. Обычно это копии документов о высшем образовании и их заверенный перевод, сертификаты, подтверждающие знания иностранных языков, СV и мотивационное письмо. Иногда организаторы просят приложить документы об общем среднем образовании, перевод диссертационной работы, список публикаций в научных журналах, сертификат GMAT и возможно что-то еще.

Стипендиаты , что для таких стипендий, как DAAD, не только важно соблюсти все требования к оформлению документов, но и разложить документы именно в том порядке, в каком они перечислены на сайте программы. Иногда собеседование для получения стипендии просто не предусмотрено, и организаторы выбирают стипендиатов, опираясь только на представленные кандидатами документы.

Ирина Добрынина

стипендиат программы научно-исследовательских стажировок для молодых ученых Германской службы академических обменов:

«Я получила стипендию от DAAD по программе «Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых Германской службы академических обменов». Выбирала программу в соответствии со своими языковыми знаниями: я знаю только немецкий язык, а английский у меня на разговорном уровне. Область моих научных интересов: экология, климат, изменения климата, климат городов, экология города. В Германии я работала над оценкой микроклиматических условий Касселя и Воронежа. Стипендии хватало на все и даже больше - все-таки это 1000 евро в месяц.

Собеседования у меня не было. Все документы отправляла в бумажном виде в Московское представительство, там уже эксперты принимают решение. Конкурс проходит в два этапа: сначала в Москве, а потом в Бонне. У меня документы - это единственный и важный этап. Просто необходимо соблюсти все требования, озвученные на сайте. Если просят положить сначала CV, а потом копию аттестата, то значит так и надо делать. Заявки, оформленные не в соответствии с требованиями, просто отбрасываются.

У большинства претендентов на стипендию самый большой вопрос - как найти профессора в чужой стране, который сделает приглашение вместе поработать. У меня профессор был с самого начала - познакомилась я с ним благодаря участию в международных семинарах. Он приезжал в наш университет, так и познакомились. Он начал работать с моим научруком, я подключилась. Но как мне рассказывают, найти профессора несложно. Просто об этом надо подумать заранее - месяца за четыре.

На сайте DAAD есть специальная поисковая система, которая работает неплохо. Также можно посмотреть циркуляры различных международных конференций. Просто прочитав книгу, например, можно узнать, что такой-то профессор работает в таком-то направлении и писать именно ему.

Многие профессоры с радостью готовы работать с талантливой молодежью из стран третьего мира и России. В результате такого сотрудничества могут зарождаться консорциумы, а консорциумы получают финансирование. Европейский ученый живет грантами, а большинство грантов заточены под международное сотрудничество. После стажировки я, мой руководитель в России, руководитель в Германии, несколько коллег из Голландии планировали создать научную сеть».

Шаг 5: интервью

Заключительный этап в погоне за стипендией - собеседование. Собеседование или интервью чаще всего проводят крупные фонды, занимающиеся распределением грантов. На собеседовании важно продемонстрировать заинтересованность в обучении в общем и в стипендии в частности, а также убедительно рассказать о своем предыдущем опыте, не противореча собственной заявке. Львиную долю своего внимания отборочная комиссия посвящает тому, насколько кандидаты умеют себя подать и как рассказывают о себе. Также проверяются правдивость написанного в документах и общая адекватность соискателя.

На собеседование обычно приглашают 5% кандидатов, если речь идет о крупных грантовых программах. Обычно на стипендию Chevening в Британский совет поступает около 600–800 заявок. Количество кандидатов, приглашенных на интервью, зависит от количества стипендий.

Александр Паролов

студент Cass Business School, стипендиат программы British Chevening Award 2011/12:

«Cначала я поступил в британский университет, а затем уже узнал о стипендии Chevening и подал документы. Мои родители были готовы подарить мне возможность учиться дальше, потому что верили, что это изменит мою жизнь. Однако общий смысл от этого не меняется, ведь договоренностей с университетом можно достичь без оплаты каких бы то ни было взносов - это будет означать условное приглашение.

Подавляющее число стипендиатов Chevening 2011 года (если не все) еще не поступили в университеты на момент присуждения стипендии. Уже достигнутая договоренность с университетом не является требованием, она лишь может послужить небольшим преимуществом и доказательством активности, но не более того. Поэтому в качестве общей рекомендации могу сказать, что начинать переписку с университетами лучше заранее, чтобы к моменту подачи документов на выбранную стипендию вы уже обладали какой-то историей переписки с университетом (возможно даже приглашением), что не требует от оплаты обучения и одновременно точно выделит вас из общей массы. Cтатус стипендиатов может ускорить и упростить процесс получения окончательного одобрения от университетов - эта стипендия очень уважаема в Великобритании.

Стипендия Chevening привлекла меня потому, что она, по сути, оставалась единственным вариантом для русского студента, желающего обучаться в магистратуре в Великобритании - к тому моменту я уже определил для себя предпочтительный университет и получил условное приглашение. О стипендии я узнал от друга, а потом увидел информацию на сайте этой бизнес-школы. Проследовав на сайт Британского совета, я узнал, что стипендия не только покрывает очень большую часть расходов на обучение и жизнь в Великобритании для молодых и амбициозных лидеров своих стран, но и предъявляет серьезные требования к академическим успехам, мотивации и профессиональному опыту. Также стипендиат должен вернуться в родную страну после окончания учебы, чтобы применить полученные знания на практике и изменить какой-либо аспект жизни к лучшему. Результаты рисеча были однозначны: эта стипендия - одна из самых престижных и сложных в получении. Я увидел, что прохожу по основным критериям и, несмотря на сомнения, подал документы. Через два месяца я уже проходил интервью в Британском консульстве в Петербурге, а спустя три месяца ехал в оплаченном для меня поезде в Москву для подписания договора о присуждении стипендии.

Я могу без тени сомнения сказать, что подготовка документов -самый важный этап во всем процессе получения гранта или стипендии. Дело в том, что личное обаяние, грамотная и богатая речь, интеллигентное поведение и опрятный внешний вид жюри сможет увидеть, только если вы пройдете первую стадию отбора - конкурс документов. А здесь, как и в любой бумажной работе (хотя сейчас все, как правило, в электронном виде), самое главное - это аккуратность, грамотность, краткость и четкость мысли. Независимо от стипендии, которую вы выбрали, и от того, заполняете вы документы в бумажном виде или же в электронном, в анкете и/или мотивационном письме не должно быть противоречий (например: очное дневное обучение и работа на полную ставку в один и тот же год) и грамматических ошибок, зато должны быть ваши достижения во всей красе, логичное личностное развитие с правильной хронологией, сильное желание получить стипендию и понимание, зачем вам это нужно и зачем это нужно тем, кто эту стипендию присуждает.

Последнее особенно важно для мотивационного письма, значение которого в общем пакете документов трудно переоценить. К его написанию нужно подойти как к самому важному этапу всего отбора, потому что именно оно может стать билетом на корабль, если остальные параметры немного не дотягивают. Мотивационное письмо должно быть ясным, не очень длинным, приятным в чтении, честным и умным - этот момент, когда вы должны показать, что вы четко определили свои цели и понимаете, каким образом стипендия поможет их достичь. Судя по тому, что я слышал, большая часть кандидатов отсеивается именно потому, что они не могут письменно или устно сформулировать, зачем им все это надо и что они потом со всем этим будут делать. Просто и сложно одновременно.

Когда первый этап - конкурс документов - пройден, можно расслабиться и немного погордиться собой, но потом придется опять снова собраться, потому что интервью - это тоже очень важно. Могу лишь сказать, что в случае моей стипендии на интервью было приглашено 50 из 650 кандидатов, подавших документы, но только 13 из них получили стипендию.

Я могу попробовать перечислить то, чего, по моему мнению, не стоит делать до, во время и после интервью: не стоит поздно ложиться, плотно завтракать утром, приходить впритык, вести себя высокомерно с осознанием собственной уникальности, ссылаться на общих знакомых и связи, льстить и делать комплименты жюри, слишком много улыбаться или постоянно смеяться, класть ноги на стол и спрашивать о впечатлениях жюри сразу после окончания собеседования.

Во-первых, прочитайте еще раз свою анкету и письмо. Если вас зовут поговорить - значит, вы понравились, но какие места в анкете могут вызвать вопросы и уточнения? Определите их и подготовьте правильные ответы. Подумайте, какая цель у вашей программы, кому они дают стипендию или грант, на что? Так вы сможете подготовиться к беседе. Я лично выписал все возможные вопросы на листок и просматривал их утром перед выходом из дома. Второй совет - разбудите в себе хорошее настроение, ведь вы уже добились очень многого и скоро обретете опыт, о котором другие могут только мечтать. Поэтому улыбайтесь, получайте удовольствие от процесса и излучайте ненавязчивый позитив - это залог успеха, я твердо в этом уверен. Не переживайте насчет обстоятельств самого собеседования: обстановка всегда располагающая и очень дружелюбная, эти люди собрались, чтобы узнать о ваших мечтах и стремлениях, они работают там, потому что им нравится помогать людям. Гораздо важнее потренироваться отвечать на вопросы и пройтись до места собеседования пешком, если, конечно, позволяет погода. И последнее - вечером накануне не поленитесь представить себе в радужных красках ваш завтрашний триумф. Не будем недооценивать значение визуализации».

Иконки: 1) Chananan, 2) Isabel Martínez Isabel, 3) Marcos Folio, 4) Ferran Brown, 5) Rflor - from the Noun Project.

Бесплатное обучение за границей возможно, если иностранец отлично знает английский язык или язык той страны, в которую он направляется на обучение. Если же знания по языку недотягивают до идеального, то можно воспользоваться разными программами, направленными на оказание помощи и поддержки иностранным студентам в изучении английского языка и возможности дальнейшего поступления в заграничные вузы.

Здание университета банковского дела в Праге

На сегодняшний день бесплатное обучение за границей возможно, однако, нужно для этого очень постараться. И это вовсе не значит, что образование студент будет получать совсем даром.

Все равно придется раскошеливаться на различные учебники, плату за общежитие и т. д. Поэтому прежде чем отправиться за рубеж получать знания, требуется все хорошенько обдумать и взвесить свои возможности.

Поехать за рубеж на обучение можно на трех основаниях:

  1. Являясь студентом в своем родном государстве или после окончания школы.
  2. После учебы на нескольких курсах своего вуза.
  3. После окончания своего учебного заведения.

В каком возрасте отправить ребенка учиться в другое государство

Можно, конечно, с первого класса учиться за рубежом, если родители не будут против.

Вообще, европейская школьная система состоит из трех ступеней:


То есть необязательно отправлять 6-летнего ребенка в Европу. Он может поучиться у себя на родине до 8 или до 12 лет и затем уже отправиться в иностранное государство для обретения знаний.

Виды иностранных школ

Ребенок может учиться в Европе в одной из следующих школ, которую выберут его родители исходя из потребностей своего отпрыска:


Памятка родителям, отправляющим отпрысков за границу на учебу

Чтобы удачно отправить детей учиться в иностранные школы, важно запомнить такие рекомендации:


Подготовка к обучению в вузе США

Обучение в Америке для украинцев и россиян покажется тяжелым, если они не пройдут курсов. Во время их посещения студенты изучают предметы, необходимые для того, чтобы в дальнейшем можно было без проблем поступить на желаемый факультет.

Существует специальная программа для иностранных детей «Pathway Programmes».

Преимуществом программы является то, что после ее окончания возможно зачисление абитуриента сразу на третий курс университета, при условии достижения им нужного уровня знаний.

Магистратура в США: пути и преимущества поступления

Учиться за границей привлекательно, а получить диплом магистра в Америке - это значит обрести престиж на рынке мирового труда. Если у человека имеется американский диплом магистра, то у него больше всего шансов получить профессию, о которой он мечтал.

занятия на магистратуре в США

Поступить на магистратуру в университет Соединенных Штатов можно двумя путями:

  1. Напрямую. Однако при этом человек должен быть уверенным в своих силах, в безупречном знании английского языка, а также академической подготовке по той или иной специальности.
  2. Через международный образовательный центр. В его составе расположились известные колледжи и университеты, которые оказывают отличную поддержку иностранным абитуриентам. Чтобы поступить в магистратуру, человек должен пройти специальные курсы, которые помогут ему без проблем стать магистрантом и учиться за границей в одном из лучших университетов США.

Плюсы обучения за рубежом на магистратуре:


Бесплатные вузы Европы

Бесплатное обучение за границей - это реально, однако, нужно знать, в каких странах можно даром получать знания. В Германии, Дании, Франции, Чехии, Греции, Турции, Австрии и Италии можно учиться бесплатно в магистратуре. Однако важным условием для детей является отменное знание английского языка при поступлении, еще лучше будет знать язык той страны, где вы будете учиться. Так как далеко не все государственные бесплатные вузы и университеты проводят обучение на английском.

Бесплатное обучение за границей - это относительное понятие, поскольку бесплатным является конкретно обучение. А вот за вспомогательные услуги, например, за пользование книгами из библиотеки, посещение спортивного зала при университете нужно платить. И такие взносы иногда могут доходить до 300 евро в месяц.

Длительность и процесс обучения в европейских вузах

Обучение за рубежом проходит по такой схеме:

  • Степень бакалавра - 3–5 лет;
  • Магистратура - 2-3 года;
  • Степень доктора наук - 2 года.

Такие нечеткие сроки получения знаний зависят от той или иной специальности.

Учеба за границей отличается от учебной подготовки в России или Украине. Там дневное отделение напоминает наше заочное. Русских людей, обучающихся в Европе, удивляет и умиляет тот факт, что они самостоятельно выбирают дисциплины, которые хотят знать, а в дальнейшем сами определяют сроки сдачи экзаменов.

Однако на этом все плюсы обучения за рубежом заканчиваются. Начинаются «минусы», которые выражаются в следующем:

Учеба за рубежом, в европейских государствах, начинается не в сентябре, как у нас, а где-то с середины осени, а заканчивается в июле.

Обучение в Чехии

Поступить бесплатно в один из чешских университетов реально, однако, нужно знать, что образование является бесплатным лишь в том случае, если иностранец отлично знает чешский язык. Даже английский язык, не говоря уже о русском, не дает возможности поступить на бесплатное обучение.

Русские абитуриенты, желающие обучаться в этой стране, должны приехать туда и пройти подготовительные курсы, сдать экзамен, и только после его успешного написания у них может появиться шанс бесплатного обучения за рубежом.

Обучение в Австрии

А эта страна является лояльной по отношению к иностранным абитуриентам. Здесь можно бесплатно учиться и при этом знать язык в идеале необязательно. Можно подать документы и без наличия сертификата о прохождении подготовительных курсов.

Венский экономический университет в Австрии

То есть украинцев, россиян и подданных других держав зачисляют в университет без проблем, дают возможность в течение двух лет изучить немецкий язык, ходить на лекции и пользоваться различными льготами для студентов.

Образование в Греции

Один из идеальных вариантов на сегодня для того, чтобы поехать учиться бесплатно в Европу, поступить можно на многие специальности без вступительных экзаменов.

Страна, к которой дети лучше всего приспосабливаются

Российскими психологами не раз проводились исследования, по результатам которых стало ясно, что лучше всего иностранные дети адаптируются в Швейцарии. И все дело в том, что все школы, в которых учатся российские и украинские школьники, интернациональные, и дети чувствуют себя там как дома. В отличие от Германии или Италии, где ребятишки там «как чужие» для всех.

Поэтому, с психологической точки зрения, если отец с матерью переживают насчет эмоционального состояния своих детей, то лучше выбрать в таком случае Швейцарию. Однако стоит учесть, что обучение здесь является самым дорогим из всех европейских стран.

Здание университета в Цюрихе, Швейцария

Американская программа для студентов «Global UGRAD»

Она подразумевает обучение за границей по обмену. Учиться в США, таким образом, могут только студенты университетов, учащиеся на дневной форме. Действие программы распространяется по всей Европе, а также Центральной Азии. Поэтому россияне и украинцы могут также воспользоваться случаем и испытать свою судьбу, отправившись в США и воспользовавшись преимуществами этой программы.

На участие в «Global UGRAD» проводится конкурс детей, и победители получают возможность обучаться один год на дневном отделении в одном из университетов Штатов.

Финансирование программы происходит благодаря властям США.

Программа дает участнику следующие привилегии:

  • Содействует в ;
  • Компенсируется стоимость проезда, причем в обе стороны;
  • Компенсируется стоимость обучения, питания, а также проживания в общежитии;
  • Выделяется ежемесячная стипендия.

Многих выпускников интересует вопрос: «Можно ли уехать на учебу за рубежсразу после 11 класса?». Некоторые из них слышали о том, что не во все вузы принимают иностранцев, только что закончивших школу, другие не уверены в своем уровне английского или просто опасаются конкуренции в процессе поступления.

Одним словом, возникает больше вопросов, чем ответов. В этой статье мы постараемся разобраться – можно ли на самом деле начать учиться за границей после 11 класса и, главное, стоит ли это делать?

Многое зависит от страны

Если вы хотите поступить в иностранный университет после окончания школы, вы, наверняка, знаете, в какой стране хотели бы жить и учиться.

Почему бы не скачать бесплатно брошюры вузов? Просто кликните по карте:

Однако стоит помнить что, сможете ли вы поступить в зарубежный вуз сразу после окончания российской школы, во многом зависит от страны и правил конкретного учебного заведения.

Дело в том, что не во всех странах система образования предполагает поступление в университет сразу после школы, тем более для иностранных студентов. Причин здесь несколько:

1. Во-первых, 11 классов российской школы – это 11 или 10 (в случае, если школа «перепрыгивает» 4 класс) лет обучения. В некоторых странах этого учебного стажа недостаточно для того, чтобы подавать документы на поступление в высшее учебное заведение

2. Во-вторых, система образования некоторых стран предусматривает «промежуточное звено» между школьным и университетским образованием. Это может быть учеба в политехе или обязательные курсы по подготовке к учебе в университете (обычно распространяется именно на иностранных студентов)

Так, например, в Америке существует необязательная, но желательная система подготовительных предуниверситетских курсов – . Такие курсы предполагают не только подготовку к учебе в университете, но и улучшение академических показателей студентов, и практически гарантируют успешное поступление в вуз.

Тем временем, в Сингапуре все желающие поступить в университет обязаны пройти предварительное обучение на территории страны. Для иностранных студентов это выражается в прохождении годовых курсов Foundation, учебе в местной средней школе (1-2 года) или в политехе по выбранной специальности. Только после этого студент имеет право подавать документы в один из сингапурских университетов.

В то же время, существуют страны, поступить в университеты которых можно и сразу после окончания российской школы. К ним относятся, например, , , , , Чехия и Финляндия. В этих странах, также как и в США, есть опция прохождения подготовительных языковых или академических курсов, однако, это условие не является обязательным для подачи документов в вуз.

Многое зависит от самого студента

Отметим, что далеко не у всех выпускников российских школ есть реальная возможность поступить в зарубежный университет сразу после 11 класса. Самые высокие шансы, конечно же, у тех, кто заранее поставил перед собой цель – поступить на учебу заграницу. Такие учащиеся еще за несколько лет до окончания школы выбирают интересующую страну и даже университет, начинают усердно изучать требующийся иностранный язык и доводят свои академические показатели до соответствия требованиям вуза.

В случае, если вы не делали всего этого, а просто захотели учиться за рубежом уже в конце 11 класса, скажем прямо – ваши шансы на быстрое поступление невелики. Обучение в другой стране, особенно в престижном вузе, обычно предполагает серьезный процесс подготовки, без которого поступить в университет очень сложно.

Вы сможете поступить в университет после 11 класса, если:

  1. Ваши знания английского или другого требующего языка находятся на достаточно высоком уровне
  2. У вас на руках имеется сертификат о сдаче языкового экзамена (TOEFL, IELTS и т.д.) с хорошим баллом
  3. Ваши академические показатели достаточно высоки
  4. Вы можете рассчитывать на получение рекомендательного письма, характеризующего вас, как серьезного и целеустремленного учащегося
  5. Вы точно определились с местом учебы заграницей
  6. Вы или ваши родители имеете финансовую возможность оплачивать обучение за рубежом

В случае, если вы не соответствуете этому списку, но мечтаете об учебе за рубежом, - не отчаивайтесь! За несколько лет упорных занятий вы вполне можете поднять свой языковой и академический уровень, сдать необходимые экзамены, найти подходящий для себя иностранный вуз. В таком случае, именно вам могут пригодиться курсы по подготовке к поступлению в университет, а стипендии и гранты для иностранных студентов могут выручить вас при финансировании учебы.

Стоит ли поступать сразу после 11 класса?

Рассмотрим основные плюсы и минусы отъезда на учебу заграницу сразу после окончания российской школы.

Плюсы

  1. Вы не тратите драгоценные годы и целенаправленно идете к своей мечте
  2. Вы не успеваете выйти из процесса напряженной учебы и отвыкнуть от него
  3. Вы получите степень бакалавра в возрасте, в котором многие другие только поступают в вуз
  4. Вы быстро подкрепите теоретические знания иностранного языка практическими навыками

Минусы

  1. Помимо подготовки к сдаче выпускных экзаменов, в 11 классе вы будете заняты трудоемким процессом поступления в иностранный вуз
  2. В силу возраста или психологической неподготовленности, резкая смена места жительства и учебы может вызвать стресс
  3. Вы совсем не успеете отвлечься и отдохнуть от учебы. На протяжении двух лет (11 класс и 1 год в университете) вы будете заняты напряженной учебой, сдачей множества экзаменов, тестов, сбором и подачей документов
  4. Вы должны быть готовы к тому, что, возможно, не сможете поступить в вуз с первой попытки, в случае, если ваши языковые или академические показатели недостаточно хороши

Поступление в вуз

Если вы все же решили начать учиться в иностранном университете сразу после окончания российской школы, следуйте этой инструкции:

  1. Как можно раньше выберите университет в стране, в которой можно начать учебу в вузе сразу после 11 класса российской школы
  2. Не лишним будет съездить в эту страну и посетить университет, чтобы увериться в своем решении
  3. Усиленно занимайтесь изучение требующегося иностранного языка
  4. В период учебы в 11 классе получите необходимые сертификаты о прохождении международных языковых экзаменов
  5. Ознакомьтесь с университетскими требованиями к иностранным студентам и доведите свои показатели до этих требований
  6. Получите несколько хороших, правильно составленных рекомендательных писем от своих преподавателей
  7. Узнайте о необходимых документах для подачи в университет, соберите их и подавайте точно в срок
  8. Заранее займитесь вопросом оформления загранпаспорта и визы, необходимой для въезда в страну обучения.

Разнообразные формы сотрудничества с зарубежными университетами, западными компаниями, организациями и фондами, в том числе стажировки и программы обмена студентами, поддерживаются сегодня многими московскими вузами. Основные проекты, в рамках которых студентам предоставляются широкие возможности принимать участие в международных стажировках - TEMPUS-TACIS, Erasmus Mundus, программы Британского Совета, YOUTH, Baltic Sea Region, трансатлантические программы Евросоюза, рамочные программы ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Количество вузов-партнеров известнейшего российского университета - более 50. Среди них:

  • В Италии - университеты Бари, Болоньи, Милана, Падуи, Палермо, Рима, Флоренции
  • Во Франции - Университет Париж-I; Университет им. Р.Шумана; Высшая школа филологии и гуманитарных наук (г. Лион); Университет Париж X; Национальная школа мостов и дорог
  • В Германии - Университет им. Гумбольдтов; Йенский университет им. Ф.Шиллера; Университет им. М.Лютера (г. Галле-Виттенберг); университеты Кайзерслаутерна, Тюбингена, Марбурга
  • В США - Университет Штата Нью-Йорк (СУНИ)
  • В Нидерландах - Технический университет Дельфта
  • В Финляндии - университеты Хельсинки и Тампере
  • В Испании - Университет Аликанте
  • В Австрии - Зальцбургский университет
  • В Швейцарии - Женевский университет
  • В Швеции - Стокгольмский университет

Кроме того, разнообразные программы международного обмена студентами реализуются совместно с вузами Польши, Македонии, Литвы, Сербии, Словакии, Албании, Ирландии, Чехии и ряда других стран.

Более подробную информацию о стажировках и грантах можно получить на соответствующей странице сайта Московского государственного университета http://www.msu.ru/int/stazh.html .

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

В первую очередь, можно отметить особенно активное сотрудничество с немецкими вузами и компаниями. Партнеры МИСис в Германии:

  • Технический университет Гамбурга-Харбурга
  • Технический университет - Дрезден
  • Отто-фон-Герике университет Магдебурга
  • Высшая техническая школа Ройтлингена
  • Штутгартский университет
  • Университет Эссена
  • Университет имени Иоганна Гуттенберга Майнц
  • Регенсбургский Технический университет
  • Университет Бундесвера, г. Мюнхен
  • Высшая школа г. Йена
  • Ассоциация немецких выпускников МИСиС
  • Рейн-Вестфальская высшая техническая школа
  • Фрайбергская горная академия
  • Технический университет - Клаушталь
  • Университет Карлсруе
  • Дрезденский технический университет
  • Badische Stahl-Engineering Gmbh
  • Высшая техническая школа Циттау/Герлиц
  • Reinz-Dichtungs Gmbh
  • Мюнхенский технический университет
  • Высшая школа техники и экономики Дрездена
  • Технический университет Мюнхена
  • Отто-Фридрих университет Бамберга
  • BWG Bergwerk- und Walzwerk-Maschinenbau GmbH
  • Технический университет Ильменау
  • VDI Technology Center
  • European Aeronautic Defence and Space Company - EADS
  • Daimler-Chrysler Research and Technology
  • Frenzelit Co GmbH
  • Институт повышения квалификации г.Цвикау
  • EKO-Stahl Gmbh
  • Yohann Wolfgang Goethe University

В число партнеров российского вуза в других странах входят следующие учебные заведения и организации:

  • В США - Университет Калифорнии (Фуллертон); Air Force Research Laboratory; Civilian Research and Development Foundation; Alcoa Inc.; Университет Иллинойса; Горная школа Колорадо (Голден); Университет Северной Айовы (СидерФоллс); International Science and Technology Center; NATO Research Program; General Motors Corp
  • В Канаде - Монреальская политехническая школа
  • В Нидерландах - Netherlands Research Foundation; AKZO Nobel Aerospace Coatings; SKF Research&Development Company B.V.
  • В Великобритании - Империал Колледж; Royal Society; университеты Кембриджа, Нотингема, Шеффилда
  • В Италии - Университет Удина; Римский университет «Тор Вергата»; Национальный институт ядерной физики г. Падуя; Universitat Politecnica dele Marche; Университет Анконы;
  • Во Франции - Национальная инженерная школа Сейнт-Этьенна; Парижский университет Orsay Cedex; Национальный политехнический институт Гренобля; Arcelor Research S.A.; Национальная инженерная школа Метца; Национальный политехнический институт Лотарингии (Нанси); Университет права, экономики и наук Экс-Марселя; Национальная высшая школа искусств и ремесел (Париж); CNRS
  • В Швейцарии - Высшая техническая школа в Цюрихе
  • В Испании - Барселонский университет; Instituto de Ciencia de Materiales de Sevilla
  • В Бельгии - Технический университет Брюсселя
  • В Австрии - Технический университет Вены ; Горный университет Леобена

Кроме того, МИСиС сотрудничает с вузами Болгарии, Венгрии, Израиля, Латвии, Польши, Сербии, Словакии, Словении, Финляндии, Чехии, Швеции, ряда других стран. Подробнее о программах международной академической мобильности можно прочитать на странице http://misis.ru/ru/74 .

Стажировки в западных компаниях

В рамках международных образовательных проектов крупные транснациональные компании предлагают различные стажировки студентам старших курсов или выпускникам российских вузов. Потенциальные работодатели особенно ценят выпускников таких престижных московских вузов как МГУ, МГТУ, МГИМО, МФТИ, МЭСИ.

Среди компаний, проявляющих интерес к выпускникам российских учебных заведений - Procter & Gamble , Ernst & Young , PricewaterhouseCoopers , Microsoft, Daimler-Chrysler.

Важно отметить, что западные компании весьма скрупулезно ведут отбор кандидатов на стажировки. Претендентам стоит подготовиться к серьезнейшей конкуренции. При этом у тех, кто прошел отбор, шансы получить постоянную работу весьма велики. Так, например, в Ernst & Young предложения получают более 95% стажеров, в PricewaterhouseCoopers - более 80% стажеров.

Дополнительная «интеллектуальная эмиграция» из нашей страны - очевидная отрицательная сторона такого сотрудничества.

В то же время, межвузовский обмен и стажировки в крупных западных компаниях - факторы, которые создают среди российских студентов дополнительную конкуренцию и в целом повышают уровень подготовки учащихся. Для студентов безусловными плюсами сотрудничества вузов и компаний на международном уровне являются возможность получения двойного диплома и дополнительные перспективы трудоустройства.

Александр Митин

Обучение за рубежом для русских, белорусов, украинцев бесплатно возможно, если студент или учащийся знает на должном уровне иностранный язык. Чаще всего это английский или национальный, того государства, где планируется учеба. Поэтому очень важно заранее позаботиться об уровне владения тем или иным иностранным языком. Для этого имеются различные программы, которые можно пройти, как в стране фактического проживания, так и за рубежом.

Прежде чем принимать решение об учебе за рубежом, важно понимать, образование за границей бесплатно для жителей стран бывшего СНГ получить вполне реально. Но сделать это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, платить все равно придется за проживание в общежитии или съемной квартире, за учебные пособия и прочие траты. Во-вторых, чтобы оформить студенческую визу необходимо предоставить выписку из банка или другой документ, подтверждающий финансовую состоятельность студента. Поэтому необходимо реально рассчитать свои возможности (в первую очередь финансовые), взвесить все за и против и только после этого принимать окончательное решение.

На сегодняшний день, существует 3 основных варианта, позволяющих получать бесплатное обучение за рубежом для россиян.

  1. Поступить в ВУЗ на территории РФ и затем оформить перевод или сразу после завершения средней школы или колледжа.
  2. Проучиться один или несколько курсов в своей державе.
  3. Окончить ВУЗ на территории РФ.

Многие родители задаются вопросом, когда можно отправлять ребенка учиться пределы своего государства. Следует отметить, учеба за границей для русских бесплатно возможна в любом возрасте, хоть с 1-го класса.

Школьная система образования включает в себя 3 уровня:

  • начальный;
  • средний;
  • высший.

Начальное образование получают на протяжении шести лет (6 — 12 лет). Следующий этап — средняя школа (12 — 15 лет). Высшая школа (15 — 19 лет).

Классификация зарубежных школ

В странах Евросоюза принято следующее деление школ происходит по многим признакам: половым, религиозным, форме обучения (дневная, пансион или полупансион). Также школы подразделяются на муниципальные и частные. В последних, количество учащихся обычно не превышает 50 человек.

Что нужно знать родителям?

Чтобы правильно отправить ребенка на учебу в другое государство необходимо знать основные аспекты и придерживаться следующих рекомендаций:

  • Обучение за рубежом для русских бесплатно возможно в основном только в ВУЗах, за образование в школах придется платить на общих основаниях.
  • Правильно выбрать учебную программу. Особенно важно, если уровень владения иностранным языком не на должном уровне. Рекомендуется начинать подготовку заранее, например с специализированных курсов (летние каникулярные лагеря).
  • Выбор способа оплаты (100% или частично).

Заблаговременно подготовить документы для выезда ребенка:

  • виза;
  • разрешение от родителей или лиц их заменяющих;
  • справки, сертификаты;
  • страховой полис и прочие.

Подготовка к учебе в американском ВУЗе

Учеба в высших учебных заведениях США для русских, белорусов, украинцев и других русскоязычных иностранцев является весьма привлекательной. Но успешно заниматься, не пройдя курсов по английскому здесь практически невозможно. Тем более, что на специализированных курсах студенты изучают дисциплины, которые в дальнейшем пригодятся при поступлении на выбранный факультет.

Гарвардский Университет — традиционно одно из наиболее желанных мест учебы

На территории США действует программа «Pathway Programmes». Главное ее преимущество — зачисление на 3-й курс университета, после успешного прохождения данной программы.

Кроме привлекательности, диплом полученный в Америке — это еще и престижно. К тому же возможность претендовать на трудоустройство в самых крупных и известных международных корпорациях. В связи с этим большой популярности пользуется здесь магистратура, на которую можно поступить напрямую или через образовательный международный центр. Диплом магистра, полученный в США котируется в любом уголке земного шара и проблем с приемом на работу обычно не возникает.

Образование в Европе

Для многих россиян, украинцев и других иностранцев, весьма актуальным является вопрос: Как учиться за границей бесплатно и где это лучше всего осуществить?» Самыми популярными, среди студентов считаются такие страны: Австрия, Чехия, Германия, Франция, Дания, Италия, Турция. Здесь бесплатно можно учиться в магистратуре. Важно только понимать, что обязательным условием является отличное знание иностранного языка (английского или того государства где будут проходить занятия). Также следует понимать, что за все остальное необходимо платить. Сюда входит: использование учебных пособий из библиотеки, посещение спортзала и прочее. Продолжительность занятий на степень бакалавра составляет — 3-5 лет, в магистратуре — от 2 до 3-х лет, получить степень доктора — 2 года.

Болонский Университет — один из наиболее престижных европейских ВУЗов

Кроме положительных сторон имеются здесь и свои минусы. Вот основные из них:

  • учебный год длится с середины октября по июль;
  • непривычная система тестирования;
  • списывать не принято и строго контролируется.

Чехия. Учиться без оплаты в одном из университетов Чехии можно только при условии того, что иностранец владеет национальным языком и процесс обучения ведется на нем. Поэтому желательно позаботиться об этом заранее, после 9 класса или 11 класса.

Австрия . Среди иностранных абитуриентов, это государство считается самым лояльным. Идеального знания языка

здесь не требуется. Студенты-иностранцы, в течении первых двух лет изучают немецкий, ходят на занятия и пользуются всеми льготами положенными для студентов.

Греция . Учеба здесь является идеальным вариантом, в 2019 году есть прекрасная возможность поступить на большинство факультетов, не сдавая вступительные экзамены.

Где лучше всего происходит адаптация детей?

Психологи разных стран, включая и российских, регулярно проводят исследования. Согласно их результатам, лучше всего студенты-иностранцы адаптируются в Швейцарии. Это обусловлено интернациональным коллективом большинства учебных заведений, чего нельзя сказать о Германии или Италии.

Но это совсем не значит, что стоит ограничиваться в выборе. Молодые люди способны адаптироваться намного эффективнее тех, кто постарше. Так, не смотря на трудности и разницу культур , например, является популярным и очень перспективным направлением.

Global UGRAD

Американская программа по обмену, позволяющая студентам дневной формы обучения учиться в США. Ее действие распространяется на все европейские государства и страны Центральной Азии. Отбор проводится на конкурсной основе.

Логотип программы Global UGRAD

Участник программы имеет ряд преимуществ:

  • содействие в решении визового вопроса;
  • проезд в оба конца оплачивает принимающая сторона;
  • проживание в общежитии, обучение, питание, компенсируется;
  • выплачивается стипендия (ежемесячно).

Au-Pair и Work and Travel

Для украинцев и русских также имеются программы по обмену: Au-Pair и Work and Travel. Первая действует в странах Европы и США, а вторая в США. Благодаря им студенты могут отправиться за границу на срок от 4-х месяцев до 1-го года, с целью изучения языка, и знакомства с культурой и обычаями державы.

Au-Pair дает возможность жить в одной из семей за рубежом, заниматься на языковых курсах, но взамен помогать в ведении домашнего хозяйства и присматривать за детьми.

Work and Travel — преимущественно предназначена для подработки, но попадаются и варианты с учебой

Work and Travel — на сегодня, это самая популярная и востребованная программа для иностранных студентов. В ходе которой они учатся и работают, получая вполне приличную зарплату (около 1 тыс. долларов). Первоначальные расходы на оформление и прохождение Work and Travel в среднем составляют порядка 2-х тыс. долларов. Участвовать в ней могут только студенты дневной формы обучения и в возрасте до 23 лет.

На сегодняшний день для русских бесплатно получить образование за рубежом вполне реально. Для этого необходимо соответствовать определенным требованиям и хорошо знать иностранный язык. Такие условия имеются во многих европейских державах, а также на других континентах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

turturist.ru - Академия путешественника