Что означает выражение «все дороги ведут в Рим. Почему Рим называют «вечным городом» и «все дороги ведут в Рим Что обозначает все дороги ведут в рим

Наследники Августа. После смерти императора Августа Римом управляли императоры, получавшие власть по наследству или захватив ее с помощью армии. Правление императоров значительно укрепило господство рабовладельцев не только в Вечном Городе, но и на всей территории государства, а это значит и в провинциях.
Римские законы сурово наказывали рабов за непослушание, а когда раб убивал хозяина, то всех его рабов подвергали смертной казни. Безусловно, рабовладельцы и Рима и провинций поддерживали императорскую власть.
Все тяжелее Риму было вести войны за расширение территории империи, охранять границы такой большой державы и подавлять восстания. В начале II в. н. э. при императоре Траяне были осуществлены последние походы с целью расширения границ империи. Он завоевал и присоединил к Риму территорию даков (современная Румыния) и осуществил поход на Восток, дойдя в Междуречье, однако вынужден был возвратиться с армией на подавление восстаний в провинциях.
После завоеваний императора Траяна Римская империя перешла к защите своих необъятных владений.
Рим - столица империи. Рим к концу I в. до н. э. был самым крупным городом не только Средиземноморья, но и всего древнего мира. Жителей города было больше миллиона. Центром города являлся Палатинский холм с форумом. Все главные улицы, как солнечные лучи, сходились на форуме. Дороги из далеких и близких провинций протянулись к столице. В то время и была создана пословица: «Все дороги ведут в Рим». Действительно, и сухопутные и морские пути вели в Вечный Город. Сюда приезжали и приплывали на кораблях купцы, зарубежные дипломаты, прибывали многочисленные транспортные и торговые корабли с сырьем и рабами, отсюда отправлялись полководцы с армией.
На Палатине были построены дворцы императоров, сверкавшие золотом, мрамором и драгоценными минералами. От названия палатинских дворцов происходят белорусские слова «палац» и «палата». На форуме в честь своего правления и прославления императоры воздвигали разные памятники, возводили строения, сооружали арки, фонтаны. Центр города уже в то время стал настоящим музеем под открытым небом. Гордостью римлян были сооружения для общественных зрелищ: цирки, ипподромы, театры, стадионы. Находились эти величественные здания среди тенистых парков с фонтанами и многочисленными статуями.
С самого утра улицы и площади города всегда были заполнены толпами людей. В Риме запрещалось ездить на повозках и лошадях. Исключения были очень редкими. Богатым людям разрешалось передвигаться на носилках, которые несли специально подготовленные рабы хозяина. Большинство же граждан должны были ходить пешком.
Римские бани. В жизни каждого римлянина важную роль играла баня. Римские бани ничем не напоминают и не могут сравняться с нашими современными общественными банями. У римлян это были величественные строения, состоящие из нескольких зданий, парков, спортивных площадок, фонтанов.Посещали бани все: как богатые, так и бедные. Приходили сюда не только мыться, но и отдыхать, провести свое свободное время в разговорах с друзьями. Можно было поиграть в мяч, поесть, почитать книгу в специальных библиотечных залах, посмотреть дрессированных зверей или экзотических животных в зоосаде. Гости бани, раздевшись в гардеробе, входили в большой зал с бассейном, наполненным холодной водой. Оттуда дверь вела в другие помещения, где находились ванны или бассейны с водой, температура которой постепенно увеличивалась. За ними располагалась парилка - зал, наполненный горячим паром. Здесь, лежа на скамейках, люди парились. Были еще помещения, обогреваемые сухим воздухом.
Вход в такие бани стоил недорого, иногда и вовсе был бесплатным. Стоимость содержания римских бань компенсировалась чаще всего императором или расходной статьей государства.
Повседневная жизнь граждан. Римляне почти все свободное время проводили вне дома, на улицах города. Ничего удивительного в этом нет, потому что большинство граждан жило в очень плохих условиях. В бедных кварталах тесно стояли высокие пяти-, шестиэтажные дома-гиганты. Жизнь в таких домах без канализации, водопровода и освещения была тяжелой. В квартирах верхних этажей плата бралась меньшая, потому что условия были еще хуже: на верхние этажи добирались по таким крутым лестницам, которые более всего напоминают лестницу-стремянку. В тесных однокомнатных помещениях, высоко под крышей жители летом терпели жару, а зимой холод.
Улицы города были шумными и грязными. Пешеходы могли быть облиты нечистотами, которые выливали хозяйки через окна. Ночью голоса и шум не давали спокойно спать - подвозились лошадьми на повозках разные товары и продукты, необходимые для жизни большого города, так как днем не разрешалось ездить по улицам из-за множества пешеходов.

Часто возникали пожары в городах, причинами которых были оливковые лампы или переносные печки (печей с трубами римляне не знали). Высокие каменные дома строились достаточно быстро, но нередкими были случаи обвалов домов, под руинами которых погибали жители. Поэтому люди больше времени стремились проводить вне дома: в тени колонн красивых площадей, вблизи величественных дворцов, в парках с фонтанами и в любимых банях.

У карты Римской империи (по исследованиям И. Томана «После нас хоть потоп»)
Торквата пришла по зову отца. Села в кресло и склонилась над большой картой. Авиола с любовью смотрел на дочь. Он любил ее так же сильно, как свои сундуки с золотом...
- Посмотри, любимая, что у меня есть! Это карта мира по Страбону. Эти красные значки - большие города, это - реки, это - горы. Сказка, а? Весь мир, в котором живет сто миллионов людей и нивесть сколько рабов, ты можешь охватить своими ручками.
Она улыбнулась отцу.
- Хочешь, я расскажу тебе, какая часть мира что приносит Риму?
Он начал рассказ:
- Смотри, это Испания. Там у нас много добра. Железные рудники принадлежат мне давно, а на этих днях я получил у императора в аренду медные. А медь вместе с железом для оружейников то же самое, что для нас солнце. И олово поставляет нам Испания, и золото. Ну и, конечно, рабов. Хотя рабов поставляет не только Испания, а все провинции от Гвадалквивира до Нубийской пустыни. а Галлия, кроме рабов, доставляет нам стада вепрей и овец, лен и эмаль. Германия дает нам солдат. Из Германии мы вывозим соль, медь и янтарь. Авиола продолжал:
- Германия еще поставляет нам кожу для солдатских щитов, стада зубров и медведей для цирковых игр. Британия, вот этот остров, дает шерсть для тог и плащей. А это провинция Норик. Там железо, это очень важно! А вот Долмация, здесь олово и серебро, в Македонии и Фракии - пшеница и отличные гладиаторы, в Дакии - руды, в Эпире - лошади, в Элладе - мрамор и статуи...
Что дает Риму Африка! Изумительные вещи: слоновую кость, овец и желтый мрамор, свинец, финики и бананы, горы пшеницы, стекло, полотно, папирус.

Термы (по рассказу историка-исследователя А. И. Немиров-ского)
Одной из наиболее замечательных построек римлян являются термы (бани).
Первым из римских императоров построил термы Нерон... По свидетельству самих римлян, великолепием отличались термы Каракаллы, построенные в 217 году...
Самыми грандиозными и благоустроенными были термы Диоклетиана. Сооружение их началось в 298 году. Среди строителей, по средневековой легенде, было 40 тысяч христиан, приговоренных к каторжным работам. Площадь терм-13 гектаров. Их центральный корпус состоял из жаркой бани, закрытого помещения для теплой воды, закрытого помещения для холодной воды. Это огромные залы, в которых могло поместиться три тысячи человек одновременно... до наших дней сохранились только руины...
В лучшей сохранности дошли термы Каракаллы. Они сейчас раскопаны. На их площади (11 гектаров) мог бы разместиться небольшой город. К услугам посетителей терм были не только банные помещения, ванны, бассейны, но и гимнасии, библиотеки, галереи с произведениями живописи и скульптуры, залы для философских и литературных дискуссий, стадион, сады, лавки с товарами. Под залом главного корпуса при раскопках обнаружены подсобные помещения, в том числе водопровод и отопительная система.
Грандиозные руины терм говорят о роскоши общественных зданий императорского Рима. Они имеют значение не только для истории архитектуры, но и для истории культуры в целом. Термы - это наиболее оригинальное создание римлян, не знавшее себе равных ни в Греции, ни на Востоке.

Все дороги ведут в Рим
Поговорка времен раннего Средневековья.
Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,баснописцу Жану Лафонтену (62 -1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл - все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».
Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808-1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte к vie conducano a Roma.

  • - должностное расследование...

    Словарь бизнес-сленга

  • - Название популярной в СССР серии телефильмов о сотрудниках милиции, снятой режиссером Вячеславом Бровкиным по сценарию Ольги Александровны Лавровой и Александра Сергееви- ча Лаврова...
  • - Из «Песни о тачанке» , написанной композитором Константином Листовым на стихи поэта Марка Исааковича Рудермана...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Два белыша ведут черныша...
  • - разными средствами достигают цели Ср. Вы у меня ровно восхитили... если не всю идею, то начало ее... Но ваш план выше моего. - "Все дороги в Рим ведут... зачем же от своей личности отказываться?" Боборыкин...
  • - Ср. Важное дело образования, которое так широко понимал Пирогов, было решено в тоне полумер, которых всего более Пирогов опасался... Лесков. Рассказы кстати. 2, 5. Ср. Nichts halb zu thun ist edler Geister Art. Wieland. Oberon. 5, 30...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Всѣ пути ведутъ въ Римъ разными средствами достигаютъ цѣли. Ср. Вы у меня ровно восхитили... если не всю идею, то начало ея... Но вашъ планъ выше моего. «Всѣ дороги въ Римъ ведутъ.....
  • - Полумѣры вообще ни къ чему не ведутъ. Ср. Важное дѣло образованія, которое такъ широко понималъ Пироговъ, было рѣшено въ тонѣ полумѣръ, которыхъ всего болѣе Пироговъ опасался... Лѣсковъ. Разсказы кстати. 2, 5...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. БОГ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПРИЛИЧИЕ - ВЕЖЕСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БОЖБА - КЛЯТВА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТАЙНА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Знайку на суд ведут...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не тот пьян, что двое ведут, третий ноги расставляет, а тот пьян, кто лежит, не дышит, собака рыло лижет, а он и слышит, да не сможет сказать: цыц! См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. арм., арест. Шутл.-ирон. Об утреннем осмотре. БСРЖ, 546...

    Большой словарь русских поговорок

"Все дороги ведут в Рим" в книгах

ДОРОГИ ВЕДУТ В ПАРИЖ

Из книги Перед восходом солнца автора Зощенко Михаил Михайлович

ДОРОГИ ВЕДУТ В ПАРИЖ В кресле против меня французский полковник. Чуть усмехаясь, он говорит:- Завтра, в двенадцать часов дня, вы можете получить паспорт. Через десять дней вы будете в Париже… Вы должны благодарить мадемуазель Р. Это она оказала вам протекцию.- Я не

Все дороги ведут в Мадрид

Из книги Четвертый раунд автора Шоцикас Альгирдас Стасевич

Все дороги ведут в Мадрид Соперник был силен.Короткая бычья шея, просторная, густо поросшая волосами грудь, тяжелые плечи, узловатые, набитые мышцами руки… Все говорило о мужской зрелости, о физической мощи. Казалось, он вышел на ринг, ничуть не сомневаясь в победе:

Все дороги ведут к компьютеру

Из книги автора

Все дороги ведут к компьютеру В конце 2001 года рынок, на котором соревновались высокотехнологичные компании стал постепенно опустевать, компании разорялись и закрывались. The Wall Street Journal начало заката цифровой революции.У Джобса появилась новая идея: компьютер должен

6. Все дороги ведут в Сеул

Из книги Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести автора Кирьянов Олег Владимирович

6. Все дороги ведут в Сеул Может быть, с точки зрения итальянцев, все дороги и ведут в Рим, но корейцы уверены, что центр мира – в Сеуле, по крайней мере корейского мира. Правда, в Корее под столичным регионом чаще всего понимают не только сам Сеул, но и находящиеся вокруг

Не все дороги ведут в Рим

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Не все дороги ведут в Рим Проблемы вызывают у E радостное волнение. На самом деле он никогда не считает проблему проблемой. Он видит в ней вызов. Он обожает обсуждать альтернативные решения. Подобно ученым, он любит размышлять: «Мы могли бы сделать это так, но опять-таки,

«Все дороги ведут в Рим»

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

«Все дороги ведут в Рим» Приятели познакомили меня с Риккардо Галлоне в старейшем римском кафе «Антико кафе Греко».Это знаменитое заведение на улице Кондотти было открыто одним греческим торговцем. При входе, на стене, красуется мемориальная доска: «Старинное кафе

«Все дороги ведут в Рим»

Из книги Тайные каналы: По следам нацистской мафии автора Поморин Юрген

«Все дороги ведут в Рим» И вот наконец мы в Риме, куда, как известно, ведут все дороги. Но где остановиться? Как-то один из знакомых оставил нам свой адрес: «Будете в наших краях, заходите!» Но уже поздний час, а мы тщетно ищем на карте города указанную улицу. Вероятно,

Все дороги ведут в Рим

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Все дороги ведут в Рим Поговорка времен раннего Средневековья.Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,баснописцу Жану Лафонтену (1621 -1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».Но возникло оно гораздо

4.4.1. Все дороги ведут в Рим

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Монастырский Константин

4.4.1. Все дороги ведут в Рим Если a priori согласиться, что ожирение – это следствие нарушений углеводного обмена, тогда похудение – это процесс восстановления углеводного обмена. Несомненно, похудение должно начинаться с диагноза типа ожирения, или с определения причин так

Все дороги ведут в Рим

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Все дороги ведут в Рим Влияние обстановки может быть больше или меньше, но вряд ли кто-нибудь будет полностью отрицать значение атмосферы, в которой происходит лечение.Часто терапевты отмечают, что даже у больных с тяжелым обострением гипертонической или язвенной

Все дороги ведут в Рим

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Все дороги ведут в Рим Практика осознанности – основной инструмент преобразования тревожности в безмятежность, а робости в смелость. Ей можно заниматься где угодно и когда угодно. Она не требует приглашений, подручных средств или вступления в клубы, поскольку то, что

Все дороги ведут в РИМ

Из книги Литературная Газета 6370 (№ 18 2012) автора Литературная Газета

Все дороги ведут в РИМ Все дороги ведут в РИМ ОБРАЗОВАНИЕ В этом году самый первый независимый вуз, созданный в новой постсоветской России - Международная академия маркетинга и менеджмента (МАМАРМЕН), отмечает юбилей. Прошло уже 20?лет со знаменательного для

Все дороги ведут в Рим

автора Беляев Леонид Андреевич

Все дороги ведут в Рим

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Все дороги ведут в Рим На протяжении нескольких столетий все дороги любителей раннехристианских древностей сходились, по старой пословице, в Риме. Этому было много причин. Центр западного христианства был единственной из столиц поздней античности, остававшейся в руках

Все дороги ведут в…

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Все дороги ведут в… Помните о том, что мы можем предотвратить или излечить рак, диабет, нейродегенеративные заболевания и бесплодие (в зависимости от того, как далеко вы зашли на пути саморазрушения). Вы, должно быть, заметили, что многие болезни возникают одновременно.

Римские дороги (Romea Via) изначально строились в военных целях и потому назывались viae militares. По мере освоения римлянами окраин своей империи дороги играли всё более значительную экономическую роль - именно они позволяли ассимилировать значительные территории и способствовали созданию римского мира (Pax Romana).

Первые упоминания о римских дорогах можно найти в таком источнике как Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), составленном в 451–450 годах до н.э. - в этом документе устанавливались и регламентировались размеры и юридический статус дорог. Было установлено, что ширина дороги на прямых участках должна составлять 8 футов (2,45 м), на поворотах - 16 футов (4,9 м). Собственников придорожных участков обязали огораживать дорогу в том случае, если её не мостили камнем (в ином случае путники могли передвигаться, где пожелают).

Участок Аппиевой дороги.
italy4.me

Первая известная нам мощённая камнем дорога была построена цензором Аппием Клавдием Цеком в 312 году до н.э., проходила она из Рима до города Капуя, имела 195 км в длину и строилась с военной целью. После подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. вдоль Аппиевой дороги было распято шесть тысяч захваченных в плен рабов. Диодор Сицилийский писал, что изначально на более чем половине протяжённости дорогу вымостили массивными камнями, и что на это была потрачена почти вся государственная казна.

Классификация

Так как многие сферы жизни Римской империи носили упорядоченный характер, на основе источников можно дать точную классификацию её дорог. Основой будут служить произведения землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана. Согласно их классификации, в империи имелось три типа дорог:

  • viae publicae (consulares, praetoriae или militares);
  • viae privatae (rusticae, glareae или agrariae);
  • viae vicinales.

Viae publicae - общественные, преторианские, военные и консульские дороги. Они являлись основными дорогами империи, принадлежали государству и строились за счёт налогов. Управление ими осуществлялось дорожным смотрителем (curator viarum), ширина составляла от 6 до 12 м.


Участок Постумиевой дороги, построенной консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н.э.
clipartxtras.com

Viae privatae являлись частными дорогами. Зачастую они сооружались владельцами поместий для собственного удобства и хозяйственного использования. Ширина составляла от 2,5 до 4 м - всё зависело от пожеланий хозяина и его финансовых возможностей.

Viae vicinales - наиболее распространённый тип римских дорог. По сути, речь шла о просёлочных дорогах, соединявших городки и деревни в одной местности.

Участок римской дороги, Испания.
baavar.mn

Технологии постройки

Процесс прокладки дороги начинался с того, что римские землемеры (mensor) производили разметку. До нас дошли названия и чертежи некоторых инструментов, которыми они пользовались в своих измерениях. Грома - аналог угломера, позволявший проводить перпендикулярные прямые; хоробат - устройство для определения уклона; диоптр служил для установки направления на объект. В целом римляне старались делать дороги как можно более прямыми, а на поворотах увеличивали их ширину, чтобы встречные повозки могли разъехаться.

Вопреки расхожему мнению, гласящему, что постройкой дорог и прочих инфраструктурных объектов в Древнем Риме занимались рабы, эту работу зачастую производили легионеры. Это подтверждают многочисленные письменные свидетельства и изображения на триумфальных арках. С учётом особенностей рельефа римские дороги не строились по единому плану. Даже на одной дороге обычно имелись участки с разным качеством покрытия.


Легионеры прокладывают дорогу, современный рисунок.
fb.ru

Методы дорожного строительства были довольно прогрессивными даже с точки зрения наших дней. Сначала на местности выкапывалось углубление, и производился водоотвод, а затем начиналась укладка слоёв. Обычно использовались материалы, добытые из местных источников. В основание, как правило, укладывали крупные каменные блоки (statumen - подпора, устой), затем насыпался слой гравия (rudus - обломки камней, щебень) и завершающий слой (summum dorsum верхняя поверхность). Последний слой состоял из песка, земли и мелкого камня, который хорошо утрамбовывался. Мощёные пути составляли относительно небольшую часть от общей протяжённости дорожной системы. Общей чертой римских дорог была выгнутая поверхность, способствовавшая тому, что дождевая вода стекала в дренажные канавы, не задерживаясь на поверхности.


Римская дорога в разрезе.
fb.ru

Во время постройки дорог большое внимание уделялось возведению переправ через реки. Хорошо сохранились многочисленные каменные мосты той эпохи - зачастую это настоящие произведения инженерного искусства, превзойдённого только в XX веке.


Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна.
eh-resources.org

Для упрощения определения расстояний и ориентации вдоль дорог устанавливались мильные камни (miliarium). Они располагались не на определённом расстоянии друг от друга, как это делают сейчас. Обычно на таких камнях просто указывалось расстояние до ближайшего населённого пункта. Сами камни обычно были довольно массивными - их вес мог достигать нескольких тонн, а размеры варьировались от 1,5 до 4 м в высоту. Кроме указания расстояний, на камне высекали имя императора, в чьё правление он был установлен.

Мильный камень.
litbook.ru

В 20 году до н.э. император Октавиан Август установил в Риме так называемый «Золотой мильный камень» (Milliarium Aureum), представлявший собой колонну из позолоченной бронзы. На нём были отмечены названия крупнейших городов империи и расстояния до них. По сути, император Август зародил традицию вести отсчёт расстояний от «нулевого километра».


«Золотой мильный камень», Рим.
peaxy.net

В ходе строительства обычно создавалась и прочая инфраструктура, сопутствующая дорогам. Вдоль пути возводились многочисленные почтовые станции, постоялые дворы и склады. На каждых 10–15 км пути римляне старались разместить почтовую станцию (mutatio), где можно было сменить лошадей. На несколько небольших станций (в 30–50 км друг от друга) приходилась одна крупная (mansio), где можно было не только сменить лошадей, но и остановиться на ночлег, обычно здесь же располагались харчевня и кузница. Интересной особенностью, которая в ряде стран дошла до наших дней, было то, что крыши зданий на крупных станциях красились в красный цвет. Дороги также служили немаловажным подспорьем для курьерской службы (Cursus publicus) - благодаря налаженной дорожной системе гонцы могли преодолевать до 80 км пути за день.


Римский мост в Мериде.
tiptotrip.ru

Вдоль дорог в Римской империи размещались различные культовые сооружения, зачастую на выезде из города со временем образовывались большие участки захоронений.

Картография

По мере развития древнеримской дорожной сети возникла необходимость создания карт. Обычно карты рисовались на свитках, местность на них была изображена в крайне искажённом виде, законы перспективы и масштабирования не применялись. Бо́льшую часть информации можно было получить из описаний-итинерариев (itinerarium), где указывались длина участков дорог, расстояния между городами, места размещения постоялых дворов и различные препятствия, возникающие на пути. В 44 году до н.э. Юлий Цезарь и Марк Антоний поручили составить итинерарий географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту. Их работа длилась более 25 лет и не прерывалась даже тогда, когда в Римской республике полыхало пламя гражданской войны.


Пейтингерова скрижаль, фрагмент с Италией и Римом.
confinelive.it

Результат работы был выгравирован на каменной плите и выставлен возле Пантеона в Риме. Кроме того, современным историкам известен итинерарий Антонина (Itinerarium Antonini Augusti), составленный во времена правления императора Каракаллы (211–217 годы н.э.). Наиболее известной картой империи является Пейтингерова скрижаль (Tabula Peutingeriana) - пергаментная копия древнеримской карты, сделанная в XIII веке и состоящая из одиннадцати листов. Длина карты составляет 6,75 м, ширина - 0,34 м, на ней отмечены римские дороги, города, географические особенности местности. Исходя из Пейтингеровой скрижали, теоретическая длина дорог составляла более 200 000 км. Оригинальная карта создавалась между I и V веками н.э. (предположительно, для императора Октавиана Августа), на протяжении веков в неё вносили правки и дополнения.


Римские дороги в Британии.
commons.wikimedia.org

Дороги являлись скелетом древнеримского государства, связывая между собой части империи, позволяя быстро перебрасывать войска в нужную точку и способствуя экономической экспансии римлян в завоёванных провинциях. Римские легионы нередко прокладывали дороги даже на вражеских территориях.

Литература:

  1. Laurence, Ray. The roads of Roman Italy: mobility and cultural change. – Routedge, 1999
  2. Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи / Пер. с фр. М., 2001
  3. Ливий Тит. История Рима от основания города / Пер. с лат. под ред. М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе, т. I-III. М., 2002
  4. Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. История / Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, Г. С. Кнабе и др. М., 2003
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Переводчики – В. В. Латышев, М. Е. Сергеенко, В. М. Строгецкий, О. П. Цыбенко, А. Г. Алексанян, И. А. Алексеев, Г. А. Таронян, О. А. Васильева, М. Огинский, В. В. Вертоградова, Д. В. Мещанский, Agnostik. – Самиздат, 2012

Все дороги ведут в Рим

Поговорка времен раннего Средневековья.

Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,баснописцу Жану Лафонтену (1621 - 1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл - все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».

Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808-1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte le vie conducano a Roma.

Происхождение и значение выражения «Рим - вечный город»

Выражение имеет древнеримское происхождение по латыни «Aeterna urbs». Впервые «вечным городом» Рим назвал древнеримский поэт Альбий Тибулл, живший в 1-ом веке до н.э. Такая характеристика городу изложена им во второй книге «Элегии» в своеобразном гимне, посвященному покровителю Рима богу солнца Аполлону, который по сюжету предсказывает городу необыкновенный расцвет его могущества и величия.

«Ромул еще не сложил те стены вечного града ,

Где поселиться не смог вместе с ним брат его Рем».

Такой величественный образ возник не случайно. Дело в том, что жизнь Тибулла протекала во время правления императора Октавиана Августа (63 - 14 гг. до н.э.), при котором Римская Империя, да и сам Рим, осуществил необычайный подъём практически по всем направлениям и развивался огромными темпами. Наряду с успешными войнами, по всей Империи строились дороги, развивалась торговля.

В Риме старые и разрушенные здания были реконструированы и восстановлены, была осуществлена постройка новых жилых домов, зданий общественного пользования и культурных заведений. В то время Рим сильно и быстро преображался и за семь веков с момента основания (753 год до н.э.) впитал в себя все взлеты и падения, что выпали на его долю. Это и отразилось на его поистине величественном внешнем виде. Как свидетельствует древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (70-122 гг.) в «Божественном Августе», Августу действительно было чем гордиться, поэтому он часто использовал выражение, в дальнейшем ставшее крылатым:

«Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».

Так что неудивительно, что такие преобразования города навеяли Тибуллу мысли о вечности Рима. Впоследствии эта тема часто использовалась другими древнеримскими поэтами, писателями, философами и ораторами.

Например, римский поэт Клавдий Клавдиан с полной уверенностью заявляет, что Риму «не будет конца» . Или поэт Рима Клавдий Рутилий Намациан, уезжая из города, кидает фразу: «Жизни грядущей твоей нет предела» . Римский историк Аммиан Марцеллин о столице Римской империи говорит: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество» .

Конечно, под всеми этими высказываниями о вечности города писатели и мыслители древности подразумевали политическое могущество, военное превосходство и экономическую мощь Рима.

Несмотря на закат и распад Римской империи величественный эпитет «вечный город» за городом сохранился, приобрел новый смысл и стал восприниматься как центр человеческой цивилизации, неотъемлемая и заметная часть ее прогресса и развития. И как один из самых древних городов, испытавший на себе ошеломительный взлет и оглушительное падение, но сумевший сохранить богатейший культурный комплекс, впитавший в себя огромное историческое и религиозное наследие разных эпох, Рим как нельзя лучше подходит под формулировку «вечный город».

И по сей день, говоря о Риме, мы используем выражение «вечный город», отдавая дань этому величественному городу с его богатейшей историей.

Значение и происхождение выражения «все дороги ведут в Рим»

Выражение «все дороги ведут в Рим» не несет какой-то определенной информации, а скорее выглядит как обычная констатация факта, очевидность которого не вызывает сомнений. Так говорят, когда конечный результат предсказуем, и является очевидным фактом независимо от выбранного пути для решения данной задачи.

«В. А. Серов не против Пикассо и Матисса восставал; он, как профессионал, видел, что все дороги ведут в Рим, что во Франции куется большое дело, он возмущался обезьяньей переимчивостью нашей, бравшей только поверхностный стиль французских модернистов, только менявшей чужие рубахи на грязное тело».

К.С.Петров-Водкин (1878-1939 гг.), «Пространство Эвклида», 1932 г.

«Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим . Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы».

Я.Гашек (1883-1923 гг.), «Похождения бравого солдата Швейка», 1923 г.

Пожалуй, впервые выражение «все дороги ведут в Рим» использовал известный французский баснописец Жан Лафонтен в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

«Желая отыскать спасенья двери,

Три человека, все святые в равной мере

И духом преисполнены одним,

Избрали для сего три разные дороги.

А так как все пути приводят в Рим ,

То каждый к цели, без тревоги,

Пустился по тропиночке своей».

Лафонтен (1621-1695 гг.), «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Однако зародилось выражение давным-давно во время расцвета Римской империи и имело прямой смысл, потому что все дороги действительно вели в Рим.

В связи с удачными и победоносными военными походами в 3-ем-1-ом веках до нашей эры границы подконтрольных Риму территорий стали стремительно расширяться. Так началось становление Римской империи, обладающей самой могущественной силой на всем Средиземноморье. Но для защиты своих границ от набегов варваров и для подавления внезапно вспыхнувших восстаний в провинциях империи Риму приходилось быстро реагировать на угрозы как внешних, так и внутренних врагов путем быстрой переброски войск в очаг вооруженного конфликта. Иначе держать все под контролем было бы затруднительно.

Чтобы ускорить процесс переброски войск в нужный пункт назначения римляне стали прокладывать и строить дороги, которые заметно экономили время. Сначала дороги соединяли только крупные города Римской империи и основные города провинций, находившихся под влиянием Рима.

Изначально постройка дорог задумывалась только с военной целью, основным назначением которой была мобильность римской армии, но вскоре дороги стали играть значительную роль в экономическом развитии империи, ведь по ним следовали торговые караваны, и была налажена курьерская связь. Понимая огромную выгоду в развитии дорожной инфраструктуры, Римская империя активно занялась строительством дорог и ко 2-ому веку достигли протяженности по разным сведениям от 100 до 300 тысяч километров, причем большинство из них были с твердым покрытием. Таким образом, между собой были соединены не только крупные города, но и практически все более-менее значимые в торговом плане населенные пункты.

Ярким примером развития наземных путей сообщений может послужить время правления основателя Римской империи Октавиана Августа (63-14 гг. до н.э.), когда строительство дорог достигло максимального уровня. Именно в его годы правления Рим, который уже тогда был назван «вечным городом», стал похож на центр мирового значения или, по крайней мере, Средиземноморского региона, большей части Европы и Западной Азии.

Именно сюда спешили торговцы с надеждой продать товар с наибольшей выгодой и заключить удачные сделки. Там же и проходили важные встречи, принимались политические решения и подписывались договора.

Если посмотреть на карту Римской империи того времени, то развязка напомнила бы солнце, где в центре находился Рим, а к нему сходились основные и важные дороги в виде прямых лучей, ведь тогда дороги строили максимально прямыми по наикратчайшему пути. Именно поэтому невольно и возникло выражение, что «все дороги ведут в Рим».

Подтверждением тому следует тот факт, что в центре Палатинского холма, кстати, находящегося в самом центре Рима, где был расположен главный форум столицы, на котором проходили народные собрания и заседания сената, стояла колонна «Milliarium Aureum», воздвигнутая по приказу Августа. На этой колонне, выполняющую роль своеобразного «нулевого километра», были отмечены расстояния от Рима до всех значимых городов Римской империи. Это лишний раз доказывает, что, как говорят в Италии «tutte к vie conducano a Roma», «все дороги ведут в Рим».

Собственно в любом государстве все дороги ведут в его столицу, о чем упомянул великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) в своем бессмертном творении «Война и мир» (1863-1869 гг.), где на вопрос Наполеона о дороге, ведущей на Москву, посол императора России Александра I Александр Дмитриевич Балашов ответил:

«Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».

turturist.ru - Академия путешественника