Палаццо Барберини. Национальная Римская галерея

На улице Четырёх фонтанов - via delle Quattro Fontane, недалеко от пл. Барберини, за воротами и оградой XIX века расположен дворец когда-то богатого и могущественного семейства Барберини, родовой герб которого - три пчёлки - на ограде дворца Барберини, на лодке Бернини-отца на Испанской площади, на фонтане "Пчёл" (Fontana delle Api) более известного Бернини-сына - Лоренцо Бернини.
01.


Дворец Барберини - Palazzo Barberini строился по заказу понтифика Урбана VIII, Маффео Барберини (здесь надо напомнить, что до 1870 г. Римом правили Папы). В создании дворца в 1625-1633 гг. участвовали три великих зодчих — Карло Мадерно, Франческо Борромини и Бернини.
02.

03.

Перед дворцом растут пальмы, яркая зелень которой радовала глаз в середине октября.
04.

Фонтан XIX века перед фасадом дворца.
05.

Семейство Барберини собрало в течение столетий богатую коллекцию книг, мебели, произведений живописи и скульптуры. Однако много было распродано - денег на содержание дворца не хватало. Так, в 1900 году библиотека и антикварная мебель Бернини были проданы Ватикану, а спустя полвека, в 1949 году, дворец Барберини со всей обстановкой и произведениями искусства были проданы государству, и в левом крыле дворца в 1953 году была устроена художественная галерея - Galleria Nazionale d"Arte Antica.
06.

В галерее ценное собрание старинных икон. Фреска Camillo Spallucci (1582-1605).
07.

Кроме старинных икон, в галерее полотна известных художников: Тициана, Тинторетто, Лоренцо Лотто, Караваджо, Андреа дель Сарто, Эль Греко и др. Всего в галерее 1445 картин.
08.

Одна из известных картин Караваджо - довольно большое полотно - «Юдифь и Олоферн» произвела на меня жуткое впечатление, и я не стала её фотографировать, а сфотографировала на память этот милый вид Венеции художника 18 века Canaletto (Giovanni Antonio Canal) (Venezia 1697 - 1768).
09.

Необычный зал - мраморные колонны и фонтан. На стене зала висит подробное его описание, которое я сфотографировала, но рука дрогнула и... кадр не вышел. В Инете сведений о зале не нашлось.
10.

Наверху фонтана семейный герб рода Барберини с тремя пчёлками.
11.

Чтобы посмотреть другие залы галереи, надо было выйти из здания и подняться по знаменитой лестнице Бернини. В отличие от лестницы Борромини, она четырёхугольная.
12.

Как высоко надо было подняться, чтобы попасть в другие залы, я не знала. Лестница казалась бесконечной и сфотографировать её при нелёгком по ней подъёме как-то забылось... Как потом оказалось, в галерее есть лифт, но я всё равно спустилась по лестнице, чтобы ещё раз пройти по старинным ступенькам и ощутить атмосферу ушедшего прошлого, представив, как по широким ступеням лестницы Бернини ежедневно поднимались и спускались гости и хозяева дворца.
13.

Потолочные фрески залов.
14.

15.

16.

17.

В галерее можно было взять аудиогид на итальянском, английском или французском языке. Но я решила на этот раз обойтись без аудиогида, а положиться на свой вкус, и он меня не обманул: я не пропустила ни одного шедевра в музее, как например, эту статую весталки итальянского скульптора Antonio Corradini (Venezia, 1688 - Napoli, 1752).
18.

Что-то немного пугающее есть в этом мраморном лице, покрытым покрывалом.
19.

В огромном зале жемчужина дворца - ослепительная потолочная фреска Пьетро да Кортона «Аллегория Божественного Провидения» (1633-1639).
20.

Я сделала не менее 20 кадров через зум, но большая часть кадров не получилась - нелегко снимать без штатива камерой с выдвижным зумом.
21.

22.

23.

Этот кадр с пчёлками Барберини крупным планом получился на удивление хорошо.
24.

Перед этой картиной в небольшом зале долго стояла одна пожилая пара, и когда она ушла, я осталась наедине с картиной гениального Рафаэля - "La Fornarina" ("Булочница"). Этому полотну почти 500 лет! Как полагают, оно написано Рафаэлем в год его кончины в 1520 году. Это шедевр шедервов! Картина чарует! Словами не передать, какое огромное впечатление она производит: смотришь и глаз не оторвать.
25.

Со дня кончины гениального Raffaello прошло пять столетий, легенды и мифы о его кончине и той, которую он любил, кто была его натурщицей, множатся. О судьбе его возлюбленной после смерти Рафаэля ничего точно не известно, что однако не мешает создавать противоречивые истории о ней: одни в розовых тонах, другие - в чёрных. Как всегда, когда нет фактов, их заменяет фантазия.
26.

Спустившись вниз по лестнице Бернини, пришлось опять подняться наверх, чтобы взять из камеры хранения сумку. Потом опять спуститься во двор. Сбоку от входа была видна знаменитая лестница-улитка Борромини, но вход на неё был закрыт. Нашла вход в сад при дворце. Когда был построен дворец, то вокруг него впервые в истории папской столицы был разбит обширный сад. Потом сад уничтожили. Увидев лестницу, которая ведёт в сад, я сказала: "О, нет!" За четыре дня поездки я стала уставать от римских лестниц, кроме того, впереди меня ждал крутой подъём по улице Четырёх фонтанов и спуск с холма к одному из самых красивых соборов Рима. Сделав пару кадров, я вышла с территории дворца с надеждой, что опять побываю в Риме и тогда обязательно зайду и в этот сад...
27.

На русском языке очень скудная информация. Подробно на сайте музея, где можно посмотреть фото картин самых значительных художников: http://galleriabarberini.beniculturali.it/index.php?it/23/capolavori
Все фото, кроме двух, от 15 октября 2015 года. Первый кадр снят в поездку в Рим в сентябре 2012 г. Общий вид дворца (фото 2) снят из окна номера отеля в сентябре 2004 г.

Палаццо Барберини – дворец в Риме, стоящий на одноименной площади в районе Треви. Сегодня в его стенах размещается Национальная галерея античного искусства. Интересно, что совсем недавно в задней части здания был обнаружен митреум – храм культа Митры, датированный, вероятно, 2-м веком н.э.

Некогда на этом месте с небольшим уклоном располагались виноградники семейства Сфорца, на территории которых в 1549-м году был построен «палаццетто». В 16-м веке виноградники много раз меняли хозяев. Когда в 1625-м году кардинал Алессандро Сфорца столкнулся с финансовыми трудностями, он был вынужден продать виноградник и строения Маффео Барберини, позднее ставшему Папой Римским Урбаном VIII.

Над созданием полноценного Палаццо трудились три выдающихся архитектора, каждый из которых оставил свои характерные черты. Карло Мадерно, работавший в те годы над базиликой Святого Петра, должен был придать строению характерный облик дворца эпохи ренессанса. Ему помогал племянник Франческо Борромини, а затем к работе подключился великий Бернини, тогда еще более известный как талантливый скульптор. Строительство Палаццо было завершено Бернини в 1633-м году.

Палаццо Барберини возведен вокруг внешнего двора. В центре расположен просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть дворца доминирует над площадью Пьяцца Барберини, лежащей на нижнем уровне. Сзади длинное крыло прикрывает сад. Главное здание примечательно тремя рядами огромных арочных окон, напоминающими застекленную галерею. Две лестницы ведут на бельэтаж – величественная лестница Бернини слева и небольшая овальная лестница Борромини справа. Потолок салона украшен шедевром Пьетро да Кортона – барочной фреской, которая стала образцом для подобных декораций дворцов и церквей. Фресками также украшены комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини представляет собой образец «секретного сада», поскольку он скрыт от глаз посторонних. Здесь можно увидеть памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале 19-го века работал в соседнем театре «Кватро Фонтане».

Сегодня в стенах Палаццо Барберини располагается Национальная галерея античного искусства – одно из самых выдающихся собраний в Италии с работами Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании также работает Итальянский институт нумизматики. А еще именно здесь в 1950-м году была подписана конвенция, положившая начало созданию Европейского суда по правам человека.

Дворец Барберини в Риме – это огромный дворец, возведенный по указу Маффео Барберини в первой половине XVII века. Сегодня дворец знаменит тем, что тут расположена Национальная галерея античного искусства, здесь выставлены коллекции фарфора, антикварная мебель, а также полотна великих художников: Караваджо, Рафаэля, Тициана и многих других.

История создания

Маффео Барберини, ещё до того как стал папой Римским Урбаном VIII, решил построить семейную резиденцию, его род становился всё более могущественнее, а каждая порядочная влиятельная семья должна была иметь свой дворец, и чем он краше – тем больше почёта.

Планирование и составление чертежей дворца началось в 1625 году, в то же время была куплена земля на холме Квиринал, на месте бывшего имения семейства Сфорца.

Проектированием дворца занялся Карло Модерно, окончательный проект утвердили в 1627. Но спустя 2 года Карло скончался и руководством строительства занялся немало известный Джованни Бернини. Строительство продолжалось почти 6 лет, и было завершено к 1633 году.

Гравюра Пиранези на палаццо

Архитектура и убранство дворца

Палаццо Барберини в Риме – это трехэтажная постройка, имеющая главный корпус и 2 боковых крыла. Снаружи территория окружена забором с изображением пчел – символа рода Барберини. Возле нынешнего центрального входа находится ограда работы Адзурри, появившаяся только в 19 столетии. За зданием виднеется сад, который сегодня является лишь остатком былой живописности. Однако своей красотой сад всё-таки впечатляет.

Чертеж палаццо

Наружная красота здания полностью соответствует внутреннему убранству.

Левое крыло дворца украшено фресками Пьетро да Кортона, созданными им в 1630-ых годах. Наиболее грандиозная работа художника – «Триумф Божественного Провидения». На этой фреске чётко видны знаковые символы: папские ключи, тиара и пчелы Барберини.

Фреска Триумф Божественного провидения

Иную фреску «Триумф Божественной Мудрости» создал художник Андреа Сакки. В этой работе Андреа указывается на образованность папы Урбана VIII. Здесь, наряду с прославлением именитого рода, есть свидетельство приверженства Папы гелиоцентрической системы мира (папа был близко знаком с Галилеем).

Фреска Триумф Божественной Мудрости

В правом же крыле установлены античные статуи. Зал, где они стоят, раньше пользовался особой популярностью. Дело в том, что члены рода Барберини коллекционировали классические античные статуи, тем самым выделяясь между другими римскими родами. К сожалению, до нас дошли немногие античные творения. Долгое время этот зал использовался как театральный, вмещая до двухсот зрителей.

Одна из самых необычных достопримечательностей палаццо – это спиралеобразная лестница, которую возвел внук Карла Модерно – Франческо Борромини. Его же руке принадлежат окна и фасад здания с обратной стороны.

Спиралеобразная лестница

Интересное решение было принято по барочными залами дворца, особенности которых продумывал Пьетро да Кортона. Чтобы придать изысканность из Фландрии был вызван мастер Якоп делла Ривьера, специализировавшийся на тканях фламандского типа. Рисунки для материала придумывал сам да Кортона, достигая максимально необыкновенного художественного оформления интерьера.

Национальная галерея

Сейчас 1-2 этажи дворца Барберини в Риме занимает одно из зданий Национальной галереи старинного искусства. Здесь можно увидеть работы художников XV, XVI и XVII столетий. О богатстве коллекции говорят имена авторов представленных полотен: Филиппо Липпи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Пуссен, Гвидо Рени и иные, не менее именитые авторы. Всего же в 34 дворцовых залах выставлено свыше 1500 живописных полотен и других экспонатов.

Национальная галерея, располагающаяся в палаццо Барберини, считается одной из наиболее молодых в Риме. Она возникла после соединения четырех приватных художественных коллекций, первая из которых была собрана членами семейства Барберини.

Начало собиранию второй коллекции положил кардинал Неро Корсини. Он начал создавать ее во дворце, приобретенном им в 1737. Через 150 лет дальние родственники кардинала передали коллекцию государству.

Уже позже её дополнили полотна из коллекции герцога Торлониа, позже – экспонаты из Галереи дель Монте. Собрания галерей Барберини и Корсини объединили, образовав в дальнейшем Национальную галерею старинного искусства.

Богатые картинные галереи

Библиотека Барберини

На верхнем этаже дворцового сооружения в свое время находилась библиотека, на полках которой хранились порядка 60000 печатных изданий и 10000 рукописных экземпляров. Столь обширное собрание книг и рукописей говорит о высоком интеллекте ее владельца. Впоследствии библиотека была передана во владение Ватикану, а в залах, где она располагалась, сейчас пребывает музей института нумизматики Италии.

Как добраться

Площадь Барберини расположена в восточной части города. Доехать туда можно по линии А метрополитена (станция Barberini).

В сторону палаццо Барберини следуют автобусы №№ 52, 53, 56, 58, 60, 61, 95, 116, 175, 492, 590.

Адрес дворца

Via delle Quattro Fontane, 13.

На официальном сайте Галереи античного искусства публикуется стоимость покупки билетов для посещения достопримечательности. На нем же можно предварительно заказать билеты для любого числа посетителей.

Вход в первое воскресенье каждого месяца для всех свободный. Галерея закрыта по понедельникам, а также в день католического Рождества и 1 января.

Палаццо Барберини – один из двух филиалов Национальной Римской галереи, расположенный на востоке итальянской столицы, на виа делле Куатро Фонтане.

Априори прекрасное дворцовое сооружение возводилось для семьи папы Урбана Восьмого . Для строительства выбрали участок земли, на котором прежде располагался виноградник клана Сфорца и небольшой палаццетто, а еще раньше храм Флоры и ряд других античных построек.

Планировалось удивить всех и вся роскошью палаццо Барберини – затея удалась.

За время строительства сменилось три архитектора : Мадерно, Борромини и, наконец, Бернини, которому помогал да Кортона. Работы продвигались семимильными шагами, благодаря финансовым вливаниям от Урбана Восьмого, повысившего налоги горожанам. Те так и прозвали поборы – «папа-пошлина». Зато вскоре свет увидело огромное здание вкупе с боковыми крыльями, вторившее силуэту Квиринальского холма, подле которого разбили вместительный парк.

По чертежам Борромини сделаны окна, фасад с обратной стороны строения и винтовая лестница. Бернини проектировал огромную лестницу левого крыла в виде четырехугольного колодца. Он же оформлял главный фасад дворца, смотрящий окнами на виа делле Кватро Фонтане. Сегодня здесь находится главный вход в палаццо, а также красивая ограда 19-ого столетия, созданная Адзурри и включающая 8 столбов, декорированных атлантами.

На улице, зовущейся сегодня Сан-Никола да Толентино, построили конюшни. А со стороны нынешней виа Бернини появились театр и Манежный двор, откуда брал начало подземный дворцовый ход, ведущий в сад. Эти сооружения, находившиеся по левую сторону современной пьяцца Барберина, сегодня канули в лета - их уничтожили, прокладывая виа Барберини.

В монаршем доме собирались представители богемы 17-ого века : поэты (Чамполи, Кьябрера, Браччолини), историки, ученые. Среди них находился и Лоренцо Бернини, который ко всему прочему оказался талантливым театральным художником. В 1634-ом году в здании дворца организовали театр. Также народ любил веселиться на карнавалах, свадебных церемониях… Например, бракосочетание Маффео Барберини и Олимпии Джустиниани происходило как раз в стенах дворца.

С одной стороны, Барберини проявляли себя щедрыми меценатами , а с другой – не без выгоды для своего имени. Это прослеживается в декоре. Взять, к примеру, фреску «Триумф Божественного Провидения»! В глаза бросаются геральдика Барберини, папская тиара, ключи Урбана Восьмого. Или плафон «Триумф Божественной Мудрости» руки Сакки, на котором помимо Барберини увековечена теория гелиоцентризма.

Правое крыло не менее шикарно. Внимания заслуживает зал Мраморов или Статуй, в котором представлены великолепные скульптуры из коллекции Барберини! К сожалению, от коллекции до наших дней дошли немногие шедевры, одним из них является «Велата» Коррадини. Эту залу использовали для банкетов, а после организовали театральную комнату, вмещавшую до двух сотен человек (ту самую, в которой и проходили спектакли).

В период с 1627 по 1683 годы в палаццо действовала гобеленная мастерская , поставляющая фламандские ткани, коими декорировали барочные салоны – ткани эти являли собой художественный идеал.

Верхний этаж палаццо занимала библиотека кардинала Франческо (фонд ее достигал 60 тысяч томов и десятка тысяч рукописных материалов). Даже эта библиотека сама по себе является одним из самых потрясающих культурных памятников 17-ого столетия. Ее и мебель руки Барберини продали Ватикану в 1900-ом году, освободившиеся помещения отдали Итальянскому институту нумизматики.

Когда у Барберини начались финансовые проблемы , им пришлось расстаться с резиденцией. Сначала компания Финмаре забирает старое дворцовое крыло, а после перестраивает от и до. Затем государство выкупает весь ансамбль целиком.

После того, как обедневшее семейство продает коллекции предметов искусств, левое крыло палаццо занимает Национальная галерея старинного искусства . Нужно отдать ей честь – интерьеры остались нетронутыми. Правую часть здания заняли военные, а именно – Офицерское собрание . Парковую часть вблизи виа Венти Сеттамбре зонально поделили и продали под застройку министерскими зданиями. Аристократический антураж на этой земле стерся навеки.

Откуда же взялись фонды галереи? В результате синтеза частных коллекций. Костяк сформирован предметами кардинала Корсини (это его палаццо является вторым филиалом Галере), в собственности которого было почти 6 сотен картин, которые спустя 1,5 века были переданы государству. Затем к собранию добавились собрания герцога Торлониа и полотна Галереи дель Монте ди Пьета. Внушительное собрание предметов искусства, хранящееся в обоих дворцах, нуждалось в слиянии. Так появилась Национальная галерея античного искусства . Сегодня эта галерея есть часть Национальной Римской галереи.

И если во дворце Корсини представлены поздние работы живописцев, то в Барберини можно увидеть картины не старше 17-ого столетия.

Эпоха раннего барокко (иногда искусствоведы выделяют этот период в отдельный термин – маньеризм) подарила архитектуре столицы Итальянской республики величественное и массивное здание дворца семейства Барберини (Palazzo Barberini). Расположенный на улице Четырёх фонтанов на востоке Рима, дворец Барберини представляет собой здание с массивной центральной частью (главный корпус) и двумя крыльями. Архитектурную ценность представляет собой не только палаццо и оригинальная ограда вокруг дворца, но и обширный парк, разбитый за зданием.

Дворец Барберини в Риме сооружён в 1634 году несколькими архитекторами, последовательно сменявшими друг друга на протяжении 10 лет строительства. По меркам 17 века здание и парк были построены быстро, чему способствовала тесная связь клана Барберини (во главе с кардиналом) и католической папской церковью Ватикана. Можно сказать, что архитектурный памятник (как и многие здания того периода времени) был возведён на средства народа, так как возведение финансировалось за счёт поднятых податей и налогов.

По мнению учёных и археологов, здание дворца построено на руинах древнего храма Митры, останки которого до сих пор находят в подвалах достопримечательности.

Две причины посетить дворец Барберини

Прежде всего, палаццо – значительный архитектурный памятник Рима. Своды, арки, лепнина, полукруглые и винтовые лестницы и скульптуры в нишах, фонтан у входа в здание – все эти элементы привлекают не только ценителей зодчества, но и обычных туристов.

Любителям живописи обязательно следует посетить левое крыло здания, где в залах на стенах и потолке размещены фрески 17 века художника Пьетро да Кортона. На втором этаже туристы восхищаются основным шедевром итальянца – потолочной фреской «Триумф Божественного Провидения».

Другим видом искусства – фламандскими гобеленами, украшены барочные залы правого крыла и центрального здания. На верхнем этаже для ознакомления открыта личная библиотека семейства, насчитывающая более 70 тысяч рукописных и печатных изданий 17-18 века.

Долгое время в театре проводились спектакли собственной труппы семейства Барберини. Сейчас в этом просторном зале с высокими сводчатыми арками, украшенными лепниной и фресками, расположена выставка скульптур античности, собранных разными членами клана.

Вторая причина появилась относительно недавно – в 1893 году в стенах дворца была размещена Galleria Nazionale d"Arte Antica – Национальная галерея старинного искусства. Она расположена в восточной части дворца, экспозиция создана из произведений живописи итальянских мастеров кисти 16-19 веков, для ознакомления выставлены коллекции майолики и фарфора, мебели. В залах галереи выставлены работы знаменитых художников: Караваджо, Эль Греко, Рафаэля, Тициана. В других залах регулярно проводятся временные выставки на тему истории, живописи и социальных проблем.

На чем доехать и когда можно посетить дворец?

Дворец и галерея расположены по адресу Via delle Quattro Fontane, 13. Билеты можно приобрести в кассах музея или на сайте https://www.ticketeria.it . Стоимость общего билета составляет 7 евро для взрослого, за 9 евро можно посетить и вторую часть музея, расположенного рядом в

turturist.ru - Академия путешественника