Пролив Босфор: описание, особенности, интересные факты и расположение. Пролив босфор на карте мира - пролив между черным и мраморным морями - пролив между европой и азией Где находится босфор на карте мира

Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км. , а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям - это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое – нижнее.

Мосты и туннели через Босфор

Босфор , является местом встречи двух континентов – Европы и Азии. Мосты через пролив, Евразийский тоннель и железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, соединяют эти два континента.

Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост . Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики. Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой - 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году – во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в “Мост мучеников 15 июля” в память о погибших в результате попытки переворота.

Второй мост через Босфор

Второй мост (Мост Султана Мехмеда Фатиха) , построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула . Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста- 64 метра. Не забудьте посмотреть на два босфорских . Когда наступают сумерки, они подсвечиваются тысячами ламп, создавая еще большую романтическую атмосферу.

Третий мост через Босфор

Мост пересекает Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Сооружение начали возводить в мае 2013 года, а церемония открытия состоялась 26 августа 2016 года. Третий Мост через пролив назван в честь султана Явуза Селима. На мосту проложено восемь автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожных линии. Общая длина моста составляет 2164 метра, длина основного пролета 1408 метров. Высота моста составляет 322 метра, ширина – 59 метров.

Подводные сооружения Босфора

Подводный железнодорожный тоннель «Мармарай»

Четырехполосный подводный железнодорожный тоннель «Мармарай», строительство которого началось в 2004 году, был официально открыт 29 октября 2013 года. Общая длина тоннеля 9,8 км, длина подводной части – 1,4 км., а самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель общей протяжённостью в 13,6 км рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.

Евразийский тоннель

20 декабря 2016 года в Стамбуле был официально открыт Евразийский тоннель. Общая длина тоннеля составляет 5400 метров, из них 3340 метров пролегают под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 километров, а максимальная глубина залегания - 106 метров. Тоннель предназначен для проезда легковых автомобилей и микроавтобусов.

Главные достопримечательности Босфора

Плотность населения на обоих берегах Босфора высока. Его воды постоянно бороздят рейсовые корабли городского транспорта (вапуры), прогулочные катера, пароходы с туристами, частные яхты и большие морские суда. Чтобы увидеть Стамбул с обеих сторон пролива, обязательно прогулятся на прогулочном катере по Босфору или продумать маршрут на рейсовых кораблей городского транспорта.

  • располагается на маленком скалистом островке именно там, где пролив соединяется с Мраморным морем. Девичья башня находится ближе к Азиатского побережя .
  • Роскошные виллы и изумительной красоты Османских султанов , и стоят чуть ли не у самой воды, отражаясь в ее глади. Некоторые когда-то османские дворцы, ныне самые роскошные отели Босфора. Например: Дворец Чыраган и отель Four Seasons at the Bosphorus
  • В самом узком месте Босфора, стоят одна против другой две крепости: и .

Отели Стамбула на берегу Босфора

Многие имеют номера или шикарные террасы с видом на Босфор, но не так много стоят прямо на берегу. Босфорские отели расположенные на берегу пролива находятся в основном в стамбульском районе Бешикташ . Это самые дорогие и самые шикарные отели в которых обычно останавливаются именитые гости Стамбула – президенты, шейхи, кинозвезды и крупные бизнесмены.

По обе стороны пролива можно найти и немало самых разнообразных ресторанов, причем как дорогих, где обычно можно встретить звезд шоу-бизнеса, так и обычных закусочных, которые будут по кошельку любому туристу. Также работает немало и национальных ресторанов, где можно отведать традиционную турецкую кухню. А что может быть лучше обеда на террасе ресторана с видом на Босфор , где вы сможете отведать самые разнообразные блюда и напитки.

Фото Босфора


  • Босфор – душа Стамбула



Я O L

Параметры

Длина пролива - около 30 км. Максимальная ширина пролива - 3700 м (на севере), минимальная - 700 метров . Глубина фарватера - от 33 до 80 м .

Возникновение

Название

По одной из наиболее распространённых легенд, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры . Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором .

Значение

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России , Украины , странам Закавказья и юго-восточной Европы . Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона .

Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов. За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна .

Решение проблемы проходимости и загруженности пролива предполагается в виде строительства судоходного канала к западу от Стамбула длиной от 50 до 100 км .

Коммуникации

Берега пролива соединяют три моста и два тоннеля (с севера на юг):

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877-1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии , поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий .

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером» .

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах , заключенной 13 июля 1841 года между Россией , Соединенным Королевством , Францией , Австрией и Пруссией , «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны .

Турецкая Республиканская эра (1923-настоящее время)

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути .

См. также

  • Керченский пролив (в Древней Греции носил название Боспор Киммерийский)

Примечания

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  2. Кравчук П. А. Рекорды природы. - Л. : Эрудит, 1993. - 216 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-7707-2044-1 . , с. 22
  3. Босфор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия. М.: Международные отношения, 2006. С. 94.
  5. Пролив Босфор (неопр.) . MIDSHIPS.RU. - Морской Каталог-Справочник. Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  6. «Коровий брод» - история образования Босфора (неопр.) . geosfera.info . Дата обращения 11 декабря 2018.
  7. //

Путешествуя по разным странам, каждый турист хочет увидеть самые красивые места и захватывающие дух пейзажи. Отдых в этом случае будет запоминающимся. Одной из самых популярных туристических стран является Турция. Здесь есть множество достопримечательностей. Однако пролив Босфор в Стамбуле заслуживает особого внимания. Какая прогулка ждет путешественников по этому великолепному проливу, интересные факты и отзывы - все это будет рассмотрено далее.

Общее описание

Если упоминается одно из этих названий, в памяти всплывает сразу и второе. Стамбул является древней столицей трех империй. Это такие могучие государства, как Византия, Древний Рим, а также Османская империя. Этот город стоит на рубеже восточной и западной цивилизаций. Их культура, колорит здесь неразрывно связаны и затейливо переплетены.

Чтобы окунуться в особенную атмосферу этого древнего города, обязательно нужно отправиться на прогулку по проливу Босфор. В Стамбуле это главная водная артерия. Она одновременно является сердцем города и его главным символом. Этот пролив хранит в себе множество тайн.

Совершая круиз по Босфору в Стамбуле, можно почувствовать, как зависит город от этой водной артерии. Он черпает из него не только физические, но и духовные силы. Поэтому древний город и пролив являются одним целым. Они много лет живут, слившись неразрывно в единое целое. Туристу, приехавшему в эту страну, обязательно стоит отправиться в путешествие по красивейшему проливу, которым является Босфор. Существует древняя легенда о его появлении.

Согласно преданиям, пролив, который ныне отделяет Европу от Азии, появился в незапамятные времена. Его название символично. Предание гласит, что законная жена Зевса Гера желала пролить свой гнев на очередную возлюбленную своего мужа. Ее звали Ио. Зевс хотел спасти ее. Поэтому он превратил Ио в белую корову. Так ей удалось сбежать из Греции. Ее путь был направлен именно через этот пролив. Поэтому его называли «коровьим бродом». В переводе это название звучит как Босфор.

Географическая справка

Прогулка по Босфору в Стамбуле на корабле станет незабываемым событием. Это обширная водная артерия, которая вместе с Мраморным морем и проливом Дарданеллы, разделяет современную Турцию на Европейскую и Азиатскую части. Его длина составляет около 30 км. Ширина значительно меняется. В некоторых местах она достигает всего 700 м. В самом широком месте пролив имеет 6 км. Длина и ширина Босфора в 2 раза меньше, чем у пролива Дарданеллы. Однако красота этого водоема поражает. В Турции его называют Истанбул Богазы. Это в переводе означает «Стамбульский пролив».

Босфорский пролив соединяет Черное и Мраморное море. Через пролив Дарданеллы водоем сообщается со Средиземным и Эгейским морями. Поэтому через пролив регулярно ходят торговые, нефтяные суда и круизные, пассажирские лайнеры.

Вода в нем солено-опресненная. Она перемещается через пролив из Черного в Мраморное море. Далее воды попадают в Средиземное море. Это уникальная водная система. Речная долина очень старая. Она затоплена водой из моря. При этом здесь существует два противоположных течения. Нижнее несет в себе соленую воду. Верхнее течение опресненное.

Вид на Босфор в Стамбуле столь живописен, что туристы не могут удержаться от возможности сфотографироваться на фоне этой природной достопримечательности. Водные прогулки здесь очень популярны. При этом история пролива, его мостов очень интересна. Этот водоем формировался много десятков лет.

Первый мост

Одной из главных достопримечательностей является Босфорский мост. Он имеет долгую интересную историю. Существует здесь еще один мост. Он более современный. Называется он Мостом Султана Фатиха. Через Босфор был недавно построен и третий мост.

Однако история самого старого сообщения через водоем заслуживает особого внимания. Попытки соединить два берега пролива были предприняты человечеством несколько тысячелетий назад. Подобное предприятие было датировано 490 г. до н. э. Персидский правитель Дарий пожелал пересечь Босфор. Он хотел переправить свою многочисленную армию через эту водную преграду. Однако это вызвало ряд проблем.

Чтобы осуществить свои грандиозные планы, Дарий приказал жителю Самоса, которого звали Мандрокл, построить здесь временный мост. Древний инженер справился с поставленным перед ним заданием. Он связал несколько тысяч лодок, связанных канатами, понтон. Это было грандиозное для этого времени сооружение. Оно имело огромные размеры.

Мост по Босфору в Стамбуле сегодня, конечно, значительно отличается от древних конструкций. Однако попытки человечества придумать сухопутную переправу через пролив впечатляют. По первому древнему мосту-понтону армия из 70 тысяч полностью экипированных воинов смогла пройти на другой берег. Конструкция просуществовала недолго. На другую сторону люди могли добраться только на лодках.

Последующее проекты

Мост через пролив Босфор в Стамбуле был необходим. Это четко понимали правители прошлого. Задумываться серьезно о строительстве такого сообщения стали в период русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Были созданы проекты подобной конструкции. Однако строительство затягивалось. Только в 1931 г. была запланирована постройка моста. Стамбул, некогда бывший столицей Османской империи, ныне стал развитым городом. Его власти стремились создать новую инфраструктуру. Появлялись новые жилые районы, промышленные объекты. В таких условиях город крайне нуждался в строительстве моста.

В этот период создавалось множество инновационных проектов по индустриализации Стамбула. Одним из них стал план постройки первого транспортного пути через Босфор. Это был подвесной мост, примером для постройки которого стала конструкция в Сан-Франциско. Однако и в это время проект остановился на стадии разработки. Он так и не был создан.

Строительство моста

Только в 70-х годах прошлого столетия было построено первое современное сообщение между двумя берегами пролива. Первый камень в процессе строительства моста был заложен в конце февраля 1970 года. Создание этого грандиозного сооружения было доверено турецкой фирме и двум иностранным компаниям. Это были строительные организации Германии и Англии.

Над созданием моста работали 35 известных высококвалифицированных инженеров, а также 400 строителей. Процесс затянулся на 3 года. Строительство обошлось правительству Турции в более 200 млн долларов. Открытие первого моста было отпраздновано 29.10.1073. Эта дата совпала с полувековым юбилеем Турецкой республики.

Длина моста через Босфор (Стамбул) такова, что позволила занять сооружению 13 место в рейтинге подобных построек в мире. Открытие его стало грандиозным событием. Оно было настолько важным для страны, что на церемонию празднования этого события приехал президент республики Фахти Кортюк лично. Также на открытии моста присутствовал премьер-министр Мехмет Наим Талу.

Особенности моста

Следует сказать, что впоследствии были построены и другие мосты через Босфор. Но первое сооружение оказалось самым грандиозным. Его пропускная способность остается самой большой и сегодня. В сутки через него проходит более 200 тыс. машин. Через мост перевозят за это время более 600 тыс. пассажиров. Длина моста составляет 1560 м, а основного пролета - 1074 м. Ширина этого грандиозного сооружения составляет 33 м. От воды до проезжей части расстояние составляет 64 м. Высота моста через Босфор в Стамбуле составляет 165 м. Это расстояние определяется в наивысшей точке сооружения.

Проезд по мосту сегодня платный. Пешеходы сюда не допускаются. Пересечь мост можно исключительно на транспорте.

Вместе с сооружением этого великого моста была достигнута цель не только правительства Турции, но и многих жителей и гостей этой страны. Великие правители Древности могли только мечтать о постройке столь масштабного объекта. Современные технологии позволили претворить планы, вынашиваемые годами, в жизнь.

Мост позволяет за несколько минут добраться из одной части света в другую. Так как ранее подобных конструкций пролив не видел, сооружение было названо первым Босфорским мостом. Он имеет по 3 полосы для перемещения транспорта в обе стороны. Одна из них отведена для аварийных служб. Это не только уникальная, но и красивейшая конструкция пролива.

Мосты

Пролив Босфор в Стамбуле сегодня имеет несколько мостов и тоннелей. Они предназначены для передвижения разного вида транспорта. Первый Босфорский мост был переименован в 2016 году. Сегодня он называется «Мост мучеников 15 июня». Такое решение было принято, дабы почтить память жертв, погибших в результате попытки переворота.

Ныне функционирует и второй мост. Он называется Мост Султана Фатиха. Это сооружение построено в самом узком месте пролива. Здесь водоем имеет ширину всего 660 м. Это сообщение было открыто в 1988 году. Событие было приурочено к завоеванию Стамбула, которое состоялось 535 лет назад. Длина этого моста составляет 1510 м. Зато ширина этой конструкции больше, чем у предыдущей постройки. Она составляет 39 м. Высота дорожного полотна находится на высоте 64 м над уровнем воды.

Туристы утверждают, что на эти мосты стоит посмотреть в вечернее время. Они ночью особенно прекрасны. Мосты подсвечиваются огромным количеством лампочек. Это придает им особый романтический шарм и очарование.

Относительно недавно было принято решение о строительстве третьего моста через Босфор. Он называется Мостом Султана Селима Грозного. Строительство было начато в 2013 году. Конструкция была возведена в 2016 году. Открытие движения состоялось 26 августа 2016 г. Эта конструкция находится севернее Стамбула. В 2017 году строение было переименовано. Ныне оно называется Мостом Султана Селима Явуза. Он является частью Северной мармарийской окружной дороги.

Конструкция является комбинированной. Одну ее часть поддерживают ванты, а другую - ванты и тросы. В середине мост подвешен на тросах. Это самый широкий висячий мост в мире. Здесь предусмотрено всего 8 полос для движения транспорта. Также здесь проложено 2 колеи для передвижения поездов. Рекордной также является высота пилонов. Она составляет 322 м.

Тоннели

Пролив Босфор в Стамбуле также обеспечивает сообщение между берегами при помощи тоннелей. Первый из них называется «Мармарий». Это железнодорожное сообщение, которое проходит в туннеле под водой. Строительство его началось в 2004 году. Открытие тоннеля состоялось 29.10.2013.

Длина Мармарийского тоннеля составляет 9,8 км. Подводная часть составляет 1,4 км. Тоннель расположен на разной глубине. Здесь проходят железнодорожные транспортные средства. В самом глубоком месте тоннель находится от поверхности на 60 км.

Вторым не менее важным сообщением является сегодня Евразийский тоннель. Он был открыт 20.12.2016. Его длина уступает первому туннелю. Она достигает 5,4 км. Непосредственно под Босфором пролегает 3,34 км этого сообщения. Если учитывать длину подъездных путей, то Евразийский тоннель превосходит по длине «Мармарий». Общая протяженность его составляет 14,6 км.

Евразийский тоннель залегает на глубине 106 км. Этот тоннель предназначен для автобусных и автомобильных перевозок. Грузовой транспорт сюда не допускается.

Достопримечательности

Туры по Босфору в Стамбуле предполагают посещение разных достопримечательностей. Отправиться на прогулку можно на городском транспорте (вапурах). Также по водной глади постоянно циркулируют рейсовые корабли, прогулочные катера и яхты, пароходы. Также сюда заходят огромные туристические лайнеры.

Прогулка по Босфору в Стамбуле будет незабываемой. На одном из прогулочных катеров можно осмотреть оба его берега. Плотность населения здесь достаточно большая. Можно составить маршрут самостоятельно, опираясь на расписание городских кораблей.

Одним из часто посещаемых туристами мест является Девичья башня. Она находится на небольшом островке. Здесь пролив соединяется с мраморным морем. Дворцовые комплексы, шикарные виллы времен Османской империи находятся практически у самой воды. Сегодня это самые роскошные отели Стамбула.

В самом узком месте пролива с обеих его сторон стоят друг напротив друга две крепости. Это Румели Хисары и Анадолу Хисары. Архитектура завораживает. Эффектными пейзажами любят наслаждаться многочисленные туристы.

Бухта Халич

Прогулку по Босфору в Стамбуле рекомендуется дополнить посещением бухты Золотой Рог. Ее еще называют Халич. Она расположена на европейской части пролива. Здесь некогда существовал великий город древности Византия. Он также был столицей Римской империи. Также город называли Константинополем.

Любимым местом туристов здесь является рыбацкие лодки, на которых готовят только что пойманную рыбу. Местным деликатесом является балык-экмек. Это барабулька, которая подается с хлебом. Также пользуется популярностью среди туристов жареная хамса.

Рассмотрев особенности и достопримечательности Босфора в Стамбуле, можно будет отправиться в путешествие по этому великолепному проливу. Это время будет приятным и незабываемым.

Босфор (Стамбул, Турция) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Турцию
  • Горящие туры в Турцию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Название проливу, отделяющему Европу от Азии, дал древнегреческий миф. Согласно ему, Зевс превратил одну из своих очередных возлюбленных Ио в белую корову, чтобы спасти её от гнева своей законной супруги Геры. Однако это не удалось, и Ио сбежала из Греции через пролив, который с тех пор называется «коровьим бродом» - Босфор.

Длина пролива составляет 30 километров, а в самой широкой части расстояние между берегами составляет 3500 метров. При всем этом Босфор достаточно не глубок: фарватер равняется 30-80 метрам.

Сегодня здесь и не пахнет древними мифами, так как Босфор - это самое сердце турецкого города Стамбул , древнего Константинополя. Для того чтобы посетить Босфор, следует сесть на одно из суден, идущих по линии пролива.

Прогулка вдоль линии пролива

Одна из пристаней, которая встретит путешественника, будет прибрежным районом Каракой. Раньше причал был в большей степени рыбачьим, и даже до сих пор все желающие могут приобрести здесь свежую рыбу.

Чаще всего туристические суда отправляются от пристани Эминеню. Есть долгий круиз на 6 часов и малый - часа на два. Самый популярный маршрут - до Черного моря, с остановкой Анадолу Каваджи на 1,5 часа, где находится красивая крепость.

Самое узкое место Босфора - 700 метров. Легко себе представить, в какой тесноте приходится ходить морским судам между этими краями. У пролива международный статус, поэтому трафик проезжающих туристических и торговых кораблей весьма велик.

Во время морской экскурсии можно узнать о том, что течение Босфора часто называют «чертовым» из-за его стремительности. Говорят, что по весне, во время разлива Дуная, оно достигает своего апогея, а в самом узком месте вода словно кипит. Кроме того, в недрах пролива есть еще одно течение, которое течет в обратную сторону.

Продвигаясь вдоль пролива, понимаешь, что череда сужений и расширений берегов придает Босфору сходство с чередой озер. Однако курсирующие то и дело корабли заставляют вспоминать, что это важная транспортная магистраль. По обе стороны от воды возникают то шикарные каменные дворцы, то бедные лачуги. Это связано с историей города. Турки после заселения Константинополя стали застраивать преимущественно центральные районы, а начиная с 19 века, когда появились пароходы, строительство началось и в более отдаленных и труднодоступных с суши участках.

Мосты Босфора

В узком «горле» Босфора между берегами Европы и Азии сооружены и действуют два моста - собственно Босфорский и мост султана Фатиха. Расстояние между ними равно примерно 5 километрам, оба они действующие, и можно воспользоваться тем, который удобнее. Однако следует иметь в виду, что проезд по мостам платный, а пешеходам вход на них и вовсе запрещен. Это объясняют тем, что мосты часто использовались самоубийцами.

Сейчас идет строительство третьего дорожного моста, призванного связать две транспортные магистрали по обе стороны от пролива. На мосту планируется выделить 8 полос движения, а стоимость проекта оценивается в 6 миллиардов долларов.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Достопримечательности

Самая узкая часть Босфора примечательна еще и тем, что по обе стороны от нее стоят две башни. На европейской части - Румелихисар, на азиатской - Анадолухисар.

Анадолухисар - небольшая крепость, которая была построена на одном из берегов Босфора по приказу османского султана Баязида при первой осаде Константинополя. Высота ее составляет 25 метров, и после падения Цареграда здание использовалось в качестве тюрьмы. Сегодня там находится музей, который, по некоторым сведениям, недоступен широкой публике.

Румелихисар - крепость, построенная для взятия Константинополя, которая вместе с Анодолухисар была призвана отрезать столицу Византии от Черного моря. Потому и название крепости переводится как «перерезанное горло», ведь после строительства спокойно пройти через пролив не могло уже ни одно судно. После падения Цареграда крепость вместе с Анадолухисар стала контрольно-пропускным пунктом. Сегодня же здание безопасно, оно отреставрировано, в нем помещается Музей Артиллерии и проводятся музыкальные концерты.

Круиз по Босфору

Кухня

Из-за прибрежного расположения в местных заведениях представлен большой выбор рыбных блюд. К примеру, не рекомендуется уезжать с Босфора, не попробовав так называемую «барабульку» - рыбку, водящуюся в водах пролива. Причем нужно быть готовым, что хозяин предложит покупателю выбрать ее самому. Здесь стоит обратить внимание на яркую расцветку чешуи рыбы и блестящие глазки: это может значить, что она выловлена недавно, а значит, очень свежая.

Кроме того, легко можно отведать порцию голубой макрели или черной хамсы, и это несмотря на то, что морепродукты в магазинах Стамбула встречаются редко. Это связывается с запретом Корана на употребление в пищу «морских гадов»: с тех пор, как город заняли турки, ситуация обстоит так. Однако в хороших ресторанах на запрет закрывают глаза, и можно отведать мидий, кальмаров и устриц.

Образовался в результате так называемого «Черноморского потопа-, когда тысячи лет назад мощный водный поток пробил себе дорогу из одного моря в другое. "Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или насепявших этот регион. Босфор аослет поэтами и занесем в летописи войн, но всегда служил важнейшим звеном морских путей Европы.

После завоевания Стамбула падишахи построили здесь много укреплений, и не только. Поначалу строительство велось в центральных районах города, но с появлением в XIX в. пароходов роскошные летние резиденции начали стфиться на более удаленных от моря участках босфорского побережья. В конце XVII в. на побережье Азовского и Черного морей закрепилась Российская империя, и тогда же возникла проблема Босфора и Дарданелл, получившая в истории название «Вопрос о проливах».

Во-первых, пролив Босфор очень узкий, поэтому его легко «запереть». Во-вторых, берега Босфора принадлежат одному государству Турции. В-третьих, пролив соединяет открытое Средиземное море с закрытым Черным. Во все времена Турция пользовалась своим исключительным положением на Босфоре и пропускала иностранные суда через пролив, выдавая им «фирманы» своего рода лицензии на право торговли с черноморскими странами. Босфор всегда был предметом споров России и Турции, став причиной нескольких русско-турецких войн. Россия сумела заставить Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., по которому русские суда могли беспрепятственно ходить по проливу.

После окончания Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 г., Босфор был обьявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций. В настоящее время действует договор о режиме турецких проливов, подписанный в 1936 г., согласно которому Босфор является международной судоходной зоной. Сегодня с точки зрения современного международного права Босфор является «открытым морем»: торговые суда всех стран обладают свободой прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Но Турция сохранила за собой право ограничивать передвижение по проливу судов нечерноморских стран, в частности своего давнего врага - Греции, и ввела режим предварительного уведомления о проходе военных кораблей.

Босфору считается самым узким из всех естественных межконтинентальных проливов. Извилистый фарватер вынуждает турецкие власти постоянно поддерживать работу сложной системы маяков на входе и выходе из пролива, а также на всех опасных участках. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

БОСФОР ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК

Только через Босфор могут сообщаться Россия, Украина и Закавказье со стороны Черного моря со Средиземным и далее с Мировым океаном.

Значительная часть перевозок через пролив приходится на нефть из России и Каспийского региона, доставляемую в Западную Европу и США танкерами, загружающимися на терминалах российского порта Новороссийск.

Проход пролива Босфор связан со значительными трудностями. Фарватер, которым идут суда, весьма извилист, имеет S-образную конфигурацию, повторяет не менее извилистую линию побережья. Благодаря исключительно слаженной работе береговых служб на маяках и в диспетчерских современная история пролива не знает крупных катастроф. Начиная с 1960 г здесь произошло всего два десятка инцидентов без значительных человеческих жертв и ущерба для экологии.

Флора и фауна Босфора ничем не отличаются от средиземноморской, и главный промысловый вид рыбы здесь - скумбрия. Идея моста через Босфор родилась еще в античные времена. Но лишь во второй половине XX в., после долгих и острых дискуссий, были построены два моста, соединившие берега пролива.

Босфорский мост - первый висячий мост через пролив - общей длиной 1510 м был открыт для проезда в 1973 г Он носит имя Ататюрка, но местные жители чаще называют его Богазики (по-турецки - «пролив»). Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Высота над водой - 64 м. Ежедневно через мост перевозят более полумиллиона человек. Проезд по мосту платный, для пешеходов он закрыт В первые четыре года по нему ходили люди, но впоследствии это запретили, потому что мостом регулярно пытались воспользоваться те, кто решил свести счеты с жизнью. Пешеходам предложено пользоваться паромами, которые ходят между берегами Босфора еще со времен персидского царя Дария I (V-IV вв. до н. э.).

Мост султана Мехмеда Фатиха имеет ту же общую длину, что и его старший брат, и его строительство было завершено в 1988 г На него также не пускают пешеходов. Мосты отстоят друг от друга на 5 км. Для удобства передвижения по проливу
здесь поставлено несколько башен контроля морского трафика, или попросту маяков. Все они не похожи друг на друга. Первая башня-маяк была установлена византийским императором Алексеем I Комниным в 1110 г Девичья башня, или башня Леандра, - один из символов Стамбула, многократно реставрированный.

На европейском побережье Босфора находится один из самых старых и престижных районов Стамбула Бешикташ. Здесь же расположен один из стамбульских портов, откуда отходят паромы на азиатский берег Босфора. Самая впечатляющая площадь Стамбула площадь Барбаросса - также находится в районе Бешикташ, и здесь же расположен музей Навал и мавзолей императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, погибшего, по одной из версий, при переправе через Босфор во время Третьего крестового похода в 1190 г

Если день солнечный, местное население купается в Босфоре, заходя в воду с набережной Кеннеди, в районе Султанахмет, даже несмотря на береговые укрепления в виде беспорядочно набросанных валунов, постоянно проходящие мимо суда и, мягко говоря, не совсем чистую воду. Такую бесшабашность, вероятно, можно объяснить тем фактом, что за последнее время население города заметно изменилось и по численности, и по составу: стало больше выходцев из дальних сельских провинций. И коренные стамбульцы сюда уже не ходят

Наибольшее количество достопримечательностей на Босфоре сосредоточено в районе Султанахмет. Это самые известные исторические памятники Стамбула: Айя-София (Софийский собор), Голубая мечеть (мечеть Ахмедие, в честь султана Ахмеда), Ипподром, дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Археологический музей Стамбула и мечеть Сулеймание. В 1985 г этот район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ На поверхности Босфора течение обычно направляется из Черного моря в Мраморное. На некоторой глубине течение меняет на правление и идет в противоположную сторону.

■ В зимы 1621-1669 гг пропив покрывался льдом. Это время отличалось общим понижением температуры в регионе и в климатологии полумило название «Малый ледниковый период».

■ «Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или населявших этот регион, а также мог стать основой для истории о «Дардановом потопе» из сказаний о Трое.

■ Ежегодно в Стамбуле в середине лета проходит межконтинентальный заплыв через Босфор, в котором может принять участие любой, кто успеет зарегистрироваться.

■ 27 ноября 2010 г. севастопольский пловец-марафонец Олег Софяник проплыл пролив Босфор вдоль за шесть часов. Заплыв был посвящен сохранению природной среды Босфора. Спортсмен помогали плыть сильный южный ветер и попутное течение. Температура воды составляла 14 градусов.

■ 15 мая 2005 г. американская звезда тенниса Винус Уильяме провела показательную игру с турецкой теннисисткой Ипек Сеноглу на мосту Богазики. Это был первый в буквальном смысле «межконтинентальный» матч.

■ Уже ведется строительство железнодорожного тоннеля Магтагау между берегами Босфора, закончить его планируется в 2013 г. В 2010 г. турецкое правительство обьявило общественности о том, что планируется строительство еще одного автодорожного моста через Босфор - в северной части пролива, на побережье Черного моря. Восьмиполосный мост протяженностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с трансъевропейской магистралью.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Европейский берег:
■ Бухта Золотой Рог;
■ Здания: крепость Румелихисар (середина XV в.), замок Топхане (середина XIX в.), дворец Чифте Сарайлар (середина XIX в.), дворец Долмабахче (середина XIX в.);
Культовые сооружения: мечеть Кылыч Али Паша Джами (конец XVI в.), мечеть Долмабахче Джами (середина Х!Х в.), мечеть Ортакей (середина XIX в.);
■ Музеи: Музей изящных искусств, Морской музей;
■ Парк Йылдыз;
■ Рыбный базар Сарыер;
Азиатская сторона:
■ Башня Леандра (XII в.);
Культовые сооружения: мечеть Михриман Султан Джами (середина XVI в.), мечеть Ени Валиде Джами (начало XVIII в.);
■ Здания: крепость Анадолухисары (конец XIV в.), дворец Вейлербейи (середина XIX в.), вилла Кючюксу (середина XIX в.), вокзал Хайдар Паша Тары (XIX-XX вв.);
■ Порт Хайдар Паша Лиманы (конец XIX в.);
■ Холм Чамлыджа;
■ Прочее:
■ Мосты: мост Ататюрка (Богазики), мост султана Мехмеда Фатиха;
■ Адалар (Принцевы острова, Мраморное море).

Атлас. Целый мир в твоих руках № 98

turturist.ru - Академия путешественника