Расположение мест в самолете. Схема салона самолета

Инструкция по выбору лучших мест в самолете. Схемы салонов разных самолетов.

Авиатранспорт считается одним из самых комфортных и безопасных. Чтобы путешествие прошло отлично, необходимо заранее позаботиться о местах. В этой статье мы расскажем, как выбрать самые хорошие места в самолете.

Если учитывать критерии безопасности, то все места одинаковые. Нет более опасных и безопасных. Вообще, самыми хорошими считают сиденья в первом ряду бизнес-класса. Здесь просторно, и еду с напитками вам принесут быстрее всего. А вообще, места стоит выбирать исходя и собственных предпочтений.

Выбор места:

  • Если вы летите с малышами, то заранее забронируйте место в первом ряду. Там есть возможность зафиксировать люльку или установить автокресло. А вот желающим поработать, там нет смысла бронировать место. Обычно там достаточно шумно из-за большого количества детей.
  • В хвосте самолета всегда трясет и вкусной еды останется меньше. По принципу «что осталось».
  • Наиболее комфортными являются места у окна. Они быстрее всего бронируются. Поэтому заранее закажите удобное место.
  • Если вы не любите шум, то не стоит выбирать средние ряды. Именно в этой зоне расположен двигатель. Поэтому возникает сильный шум.

Всем зависит от продолжительности поездки и состава пассажиров.

Советы:

  • Обычно в первом ряду много детей. Это связано с возможностью прикрепить автокресла и люльки. Поэтому, если вы хотите тишины, то не берите эти места.
  • Наиболее комфортными считаются места в бизнес-классе спереди. Сюда быстрее всего приходит обслуга.
  • В хвосте достаточно неудобно. Но если учитывать безопасность, то это самые надежные места. В случае крушения, пассажиры именно в этих местах останутся живы.
  • У аварийных люков не совсем удобно. Сидения здесь фиксируют и они не откидываются. У аварийных выходов наоборот места просторные и можно вытянуть ноги. Это имеет смысл, когда вы высокого роста.
  • Места у иллюминаторов комфортные, если вы летите днем. Вас никто не потревожит, но при походе в туалет придется идти через весь ряд.


На данный момент такие самолеты считаются самыми комфортными и надежными в плане технических характеристик.

Впервые испытания прошли такие суда еще 1998 году. После этого самолеты получили широкое распространение. Выпускаются в трех вариантах – двух-классовые, трех-классовые и одно-классовые. Перед вылетом поинтересуйтесь, какой именно Боинг и сколько классов. Это упростит вам выбор места. Дома распечатайте схемы и уже в аэропорту выбирайте места.

Особенности расположения мест в самолете:

  • Всего в самолете два ряда сидений по три места. Выбирайте места у иллюминатора, если хотите любоваться панорамами. У прохода выбирают места те, кто первый раз летит.
  • Если планируете работать, то выбирайте места в первом ряду бизнес-класса. Там приличное пространство и никто не будет опираться вам на ноги.
  • Самыми неудачными являются места возле туалета. Там постоянно скапливается очередь и слышен шум от моторов.
  • Существует трех-классовая модель Боинга. В нем есть бизнес-класс, эконом-класс и туристические места. Самыми неудачными можно считать туристические места. Расстояние межу сидениями всего 75 см, что достаточно тесно для людей высокого роста. Поэтому в таком Боинге стоит выбрать места бизнес или эконом-класс.

Ниже представлены схемы разноклассовых Боингов.



Как выбрать самое лучшее, безопасное, комфортное место в самолете Боинг 737: схема расположения, нумерация мест, советы

Как выбрать самое лучшее, безопасное, комфортное место в самолете Боинг 737: схема расположения, нумерация мест, советы

Этот Боинг достаточно распространенный в России и может одновременно перевозить 400 человек. Всего в самолете два класса. Это эконом и бизнес-класс. При этом спинка в эконом-классе откидывается всего на 60 градусов. В бизнес-классе на 180, и расстояние между рядами увеличено.

Советы:

  • 5-7 ряд это бизнес-класс. Одни из самых удобных и комфортных мест.
  • 121 ряд. Это первый ряд эконом-класс. Перед вами никого не будет и много места для ног. Часто располагаются пассажиры с детьми.
  • 125 ряд. Это возле уборной, непосредственно рядом со стенкой. Поэтому здесь часто очередь и постоянный шум.

Ниже представлена схема самолета.



Как выбрать самое лучшее, безопасное, удобное место в самолете Боинг 747: схема расположения, нумерация мест, советы

Этих самолетов большое количество. Перевозить можно 150-180 человек. Места достаточно комфортные. Есть бизнес и эконом-класс. Они отличаются удобством кресел и расстояниями между ними.

Советы:

  • Самыми неудачными являются места возле туалета. Это 21 ряд эконом-класса.
  • Самыми хорошими местами в экономклассе являются сиденья в 8 ряду. Эти места расположены возле стенки. Здесь можно повесить люльку или автокресло.
  • Места с замечаниями находятся в 20 ряду возле прохода.
  • Все места бизнес-класса достаточно комфортные и без замечаний.
  • Не совсем удачными являются места 7 ряда.


Это огромный самолет, который состоит из нескольких палуб. Всего в самолете имеется три класса: первый, бизнес и эконом. Самыми комфортными считаются места первого класса. Они напоминают отдельное купе и оснащены дверцами и перегородками. Кроме этого, имеются отдельные экраны и интернет.

Советы:

  • В первом классе все места достаточно хорошие, но пассажиры отмечают, что возле кухни и туалета всегда есть освещение, что мешает спать.
  • В бизнес-классе все места достаточно хорошие. Возле стенки спереди много места. При этом никто не откидывает сидения.
  • 43 ряд - увеличенное расстояние для ног, благодаря стене.
  • 45 ряд - увеличенное расстояние для ног и коленей.
  • 65, 66, 78, 79 ряды - у кресел в этих рядах ограниченное откидывание спинки. Так же, близость к туалетам, это всегда неспокойно.
  • 67 и 80 ряды - дополнительное свободное расстояние для коленей и ног.
  • 68, 81, A и K - из-за отсутствующего кресла, очень удобные места.
  • 82 ряд - увеличенное свободное пространство для коленей и ног.
  • 87 ряд C и H - мимо вас будут проходить к туалетам. Могут задеть локтем или наступить на ногу.


Как выбрать самое лучшее, безопасное, комфортное, удобное место в самолете S7: схема расположения и нумерация мест, советы

О том, как выбрать самые лучшие места в самолет S-7, смотрите видео.

ВИДЕО: Расположение мест в S-7

Этот отечественный самолет не уступает Боингу и Аэробус. Рассчитан на 210 человек. Самолет достаточно комфортный.

Советы:

  • Самолет «Ту-214» («Ту-204-200») имеет двух-классную компоновку. Большинство мест в салоне относится к эконом-классу (174).
  • В пространстве бизнес-класса могут разместиться до 8 человек. Считается, что самыми комфортными местами, которые относятся к первому варианту размещения, являются те, которые находятся в 10, а также 16 ряду (места A, B, C, F).
  • Также можно отнести к уютным места А и F, расположенных в 32 ряду.


Как выбрать самое лучшее, безопасное, комфортное, удобное место в самолете Ту 204: схема расположения, нумерация мест, советы

Лучше всего заранее забронировать необходимые места. Прежде всего, это касается пассажиров с детьми. Для них идеальным вариантом станет расположение возле стенки. Там можно пометить и закрепить люльку, автокресло.

Изначально можно произвести бронь нужного места, но в некоторых случая за это требуют отдельную плату. Если вы с ребенком, то в аэропорту при регистрации рейса вам вряд ли откажут в необходимых местах. Часто работники самолета сами предлагают менять места, и заинтересованы в максимально удобном расположении пассажиров с детьми.



Это сложный вопрос и напрямую зависит от авиакомпании и бортпроводника. Многие компании идут навстречу постоянным клиентам. Также есть возможность предварительной брони места, за которую взимается плата. Если все пассажиры сели на места и есть несколько свободных, попросите бортпроводника вежливо пересесть.

Часто возникают споры относительно мест возле аварийных выходов, там большое расстояние для ног и соответственно лететь удобнее. Большое значение имеет центровка. Именно по этой причине бортпроводники могут попросить пересесть в определенное место. Это необходимо для уравновешивания самолета. Особенно это касается маленьких региональных самолетов.



Как видите, с перелетами связано масса трудностей. Поэтому, если вы хотите лететь с комфортом, заранее закажите удобное место.

ВИДЕО: Места в самолете

Вот решила такую тему создать. Ну просто так в помощь людям! :biggrin

ГДЕ ЛУЧШЕ СИДЕТЬ В САМОЛЕТЕ!

Полет - вещь утомительная, даже когда вы выбрали авиакомпанию с высоким уровнем сервиса. Тем не менее, летать нам приходится - из этого следует, что воздушное путешествие надо попытаться сделать максимально удобным.

Немаловажный момент - удачный выбор места в салоне. Можно, конечно, полететь бизнес-классом, а то и вовсе первым, но это не всем по карману. Поэтому выбирать будем в эконом-классе (в «экономе», как его обычно называют).

В первую очередь стоит обзавестись буклетиком, в котором есть схемы компоновок салонов различных самолетов авиакомпании. Если буклет вам достать не удалось, то можно попросить прямо в авиакассе показать вам на схеме салона те места, которые вам предлагают.

Как и везде, в захвате лучших мест в салоне побеждает быстрейший. Особенно это касается чартерных рейсов. Поэтому стоит приезжать на регистрацию пораньше, тогда шансы получить хорошее место значительно возрастают. Правда, если самолет не заполнен, то пересесть можно будет, уже находясь на борту. Нужно попросить стюардессу пересадить вас - если свободные места есть, то просьбу пассажира, как правило, удовлетворяют.

Выбор места во многом определяется вкусом пассажира. Одни хотят сидеть только у иллюминатора, другие - ближе к проходу. Ясно, что места у окна выбирать не стоит, если вы собираетесь часто вставать, чтобы, к примеру, ходить в туалет. Напротив, если вы собираетесь всю дорогу мирно проспать, то место у стены будет в самый раз. Кстати, вниманию любителей посмотреть на облака: внимательно изучайте схему расположения мест! Место у стены - не всегда место у иллюминатора. Например, в зоне крыла у большинства самолетов иллюминаторов нет. Но зато, по мнению специалистов, у крыла меньше укачивает.

Большим минусом эконом-класса является маленькое расстояние между рядами. Бортпроводник одной из авиакомпаний рассказал, что в экономе удобнее всего можно устроиться в начале салона - там самый большой «шаг» кресел (расстояние между рядами). В начало салона и еду приносят раньше. Там же стоит выбирать места, если вы отправляетесь в путешествие с детьми. Хотя в различных авиакомпаниях места для пассажиров с детьми выделяются в начале салона, рядом с местом бортпроводника, стоит дополнительно уточнить этот момент при покупке билета.

Если же ноги хочется «протянуть», а гвалт детей слушать не хочется, то лучше расположиться рядом с запасными выходами - там шаг кресел больше.

Что касается безопасности, то «тут все решает судьба». Однако, учитывая, что 80% катастроф происходят на взлете и посадке, сделаем вывод: в хвосте сидеть все же безопаснее. Во-первых, если на взлете самолет «зацепится» за землю хвостом, то в случае разлома носовая часть улетит вперед, а хвост останется на земле. Понятно, что шансы выжить намного больше у пассажиров хвостовой части салона. Во-вторых, при катастрофе на посадке горящее топливо по инерции попадает в передние отсеки, поэтому, как мрачно шутят проводники, - «в хвосте хотя бы найдут ваш труп».

Впрочем, количество катастроф в последнее время снизилось, поэтому не будем о плохом. Изучив нашу статью, выбирайте место, покупайте билет и - счастливого полета!

Ту-154
Вмещает от 140 до 180 пассажиров в зависимости от компоновки салона. Тем не менее, основные тенденции в компоновке прослеживаются во всех вариантах. Схема расположения кресел - 3+3 с проходом посередине. Туалеты в хвосте. Там же - самое шумное место в самолете.

В стандартной компоновке (когда салоны разделены на 2 класса) в Ту-154 лучшие места: 7-9 ряды в экономе ("второй салон", использовался как бизнес, когда первый салон был первым классом). Там шаг кресел 780 мм вместо 720-750 стандартных; 28 ряд (у запасных выходов, пространство перед креслом большое, но спинки не откидываются).

В моноклассном варианте (прежде всего чартерные рейсы) лучшие места: первый ряд - большой пространство для ног; кресла 4F и 4Е - перед ними нет кресла в третьем ряду, кроме того в третьем и четвертом рядах шаг кресел чуть больше стандартного; 33 ряд (у запасных выходов, пространство перед креслом большое, но спинки не откидываются).

В Ил-86 три салона отделены один от другого. Первые два практически одинаковы, а вот в третьем (хвостовом) салоне более шумно. Это наименее уютный салон самолета, в котором происходит сужение фюзеляжа и становится теснее. Cхема расположения кресел в Ил-86 - 3+3+3. Лучшие места - в первых рядах салонов: 1-й ряд, 15-й (abc и ghi), 16-й (def) и 33-й. За счет отсутствия кресел перед ними - много места.

Для некоторых путешествие самолетом – уже стрессовая ситуация, а если еще и место попадется неудачное, то полет превратится в кошмар. Чтобы этого не случилось, нужно научиться ориентироваться в салоне авиалайнера, и знать критерии выбора комфортного посадочного места.

Индивидуальный подход

Категории «лучшее из мест» в пассажирском авиалайнере не существует – здесь все относительно. Удачным оно станет, если будет соответствовать требованиям пассажира об удобстве и комфорте. В данном вопросе потребуется индивидуальный подход, ведь что хорошо одному, другому может показаться неудобством.

Обратите внимание! Большинство авиакомпаний предлагают пассажирам самим определиться с выбором подходящих для них мест в самолете, не полагаясь на судьбу. Воспользоваться такой возможностью лучше заранее, пока не разобрали все удачные варианты. Сделать это можно онлайн, зайдя на сайт авиакомпании, обслуживающей выбранное направление, и изучив схемы расположения кресел в салоне.

Для этого первоначально придется определиться с выбором типа самолета, на котором предстоит лететь. Чтобы разобраться, где лучше сидеть в самолете, стоит ознакомиться с рекомендациями, приведенными ниже.

Если не удастся зарегистрироваться в онлайне, это можно сделать в аэропорту, приехав часа за 2 до вылета, что увеличит шансы на комфортный полет. Либо воспользоваться услугами терминала самообслуживания на территории вокзала, в память которого заложены все схемы самолетов, обслуживающих рейсы. Это облегчит выбор места.

Критерии выбора

Каждый пассажир в данной ситуации исходит из собственных предпочтений. Для начала нужно разобраться, по каким критериям будет происходить выбор. В самолете летят люди различных возрастов и комплекций. Одни в полете предпочитают работать, другие стараются в самолете поспать. Кто-то развлекает себя книгой, игрой, фильмом, а кто-то рассматривает в иллюминатор открывающиеся панорамы.

Есть любители общения с соседями по салону, встречаются и те, что хотят отгородиться от окружающих. Пользуются самолетами мамы с маленькими детьми. Одних устраивает это соседство, других раздражает. По-разному люди реагируют и на расположенные рядом технические блоки (туалет и кухню).

Прежде чем определяться со степенью комфорта, пассажир должен понять, с чем он не хочет сталкиваться во время перелета, а что способен терпеть. Помощь здесь окажет изучение схемы выбранной модели самолета. Обычно на ней видно условное разделение салона на зоны: одни комфортны, другие нет. У каждой из них имеются свои прелести и недостатки. Это поможет понять, какие места в самолете лучше всего выбрать.

Анализ посадочных мест

Для тех, кто уже давно летает самолетами, не составит труда подобрать себе подходящее место. Новичкам же сложнее понять, как выбрать место в самолете, не зная всей специфики подобного путешествия. Приведенная ниже таблица поможет им хоть немного сориентироваться в ситуации и понять, где какие места находятся.

Характеристики посадочных мест в самолете

Attention: The internal data of table “13” is corrupted!

При выборе удобного места в любом самолете следует учитывать совокупность приведенных критериев, взвешивая все плюсы и минусы.

Взяв во внимание данные приведенной выше таблицы, можно уже более конкретно определяться, какие места в самолете лучше. Здесь к месту будет несколько рекомендаций, которые мы выделим:

  • Отправляясь в полет с ребенком, естественнее будет выбирать места в первых рядах, где можно разместить в самолете люльку, а также размяться, никому не мешая;

  • Подойдет эта зона и гурманам, предпочитающим проводить перелеты за приятной трапезой. Им выпадает приоритет в выборе предлагаемых стюардессой блюд;
  • Если вы сели в первый ряд, то о комфортном отдыхе можно забыть – здесь предоставляют места пассажирам с маленькими детьми. Будут отвлекать не только шумы, но и часто перемещающиеся пассажиры;
  • При длительном перелете места в последнем ряду и перед аварийными дверями самолета выбирать не следует из-за неоткидывающейся спинки кресла;
  • Если возникает необходимость частого посещения туалета, то лучше выберите места у прохода в начале или хвосте самолета;
  • Некоторых привлекают места у аварийного выхода свободным пространством, но на них не продают билеты пассажирам с детьми и животными. Но если вы накопили бонусные мили, то можете воспользоваться приоритетами программы лояльности;
  • Среди пассажиров встречаются и такие, кто стремится первым покинуть борт самолета. Им лучше всего выбирать посадочное место ближе к выходу. В большинстве случаев это первые ряды, но иногда пассажиров могут выпускать и через вторую дверь – в хвостовой части.

Тем, кто боится лететь в самолете, но вынужден это делать, нужно более тщательно выбирать себе посадочное место. Здесь давать конкретные рекомендации, какое место в самолете выбрать, сложно – только сам пассажир может определить степень комфортности. Тем, кого напрягают замкнутые пространства, лучше садиться у прохода. В данной ситуации им места стоит брать в первом ряду, если не смущает плачь маленьких детей.

Обратите внимание! Места в начале самолета подойдут и тем, кто не хочет ощущать тряски во время полета и боится турбулентности.

Для многих пассажиров самый хороший вариант – центральная часть авиалайнера. Здесь тряска не так ощутима, как в хвосте, и есть достаточная удаленность от туалетов, где иногда собирается очередь из пассажиров. Единственный момент, который может мешать, – близость двигателей, достаточно громко работающих. Еще крылья самолета закрывают обзор некоторых иллюминаторов, так что полюбоваться панорамой не придется.

Помимо этих моментов имеются и другие, которые не следует оставлять без внимания, отправляясь в путешествие воздухом. Они помогут понять, как можно выбрать лучшие места в самолете.

Что еще следует учитывать

На комфорт в полете могут повлиять и нижеприведенные факторы, которые нужно учитывать заранее. Информацию о них можно получить на сайте компании, услугами которой планируется воспользоваться либо обратиться в информационную службу аэропорта.

Природные явления

Пассажирам, предпочитающим сидеть у иллюминаторов, удобнее будет читать благодаря естественному освещению. Хотя в некоторых ситуациях солнечные лучи могут стать достаточно назойливыми. Зная направление своего полета, легко подсчитать подходящее время путешествия, чтобы солнце в этот период находилось у противоположного борта самолета. Если не получится выбрать удобный рейс, тогда стоит взять место вдали от иллюминатора.

Технические возможности

Сложно представить современных людей, которые, отправляясь в путь, не возьмут мобильный телефон, планшет или ноутбук. В полете может возникнуть необходимость подзарядки гаджета. Особенно важен этот момент для тех, кто планирует работать на борту самолета. Выбирая себе комфортное место, следует уточнить у регистратора точки расположения розеток (и имеются ли они вообще).

Час пик

Больше возможностей в выборе подходящего места в самолете будет у пассажира, если он приобретет билет на недозагруженный рейс. Если нет четко оговоренного времени вылета, человек может спокойно подобрать для себя удобный день и час полета, учитывая статистику пассажирооборота. Самые загруженные дни – с пятницы по воскресенье, когда наблюдается массовый поток отдыхающих. Но даже в будние дни следует избегать утренних и вечерних часов – на них приходится основной пик.

Соотношение мест в самолете

Самолеты отличаются своими габаритами, которые обуславливают и расположение посадочных мест в салоне. Существуют самолеты с 1-м (центральным) проходом между креслами, где выдерживается соотношение 2:2 или 3:3. Для других авиалайнеров характерно 2 прохода с таким соотношением мест в ряду – 3:4:3 (встречаются и другие варианты). Какой самолет выбирать, зависит от пассажира.

Обратите внимание! Цифровое обозначение на билете определяет номер ряда, а вот место в нем имеет буквенную индексацию. Здесь придется взять во внимание, что в обозначении используется латиница, и индекс «может вызвать у русскоязычных пассажиров путаницу.

Если получили неудобное место

Не всегда удается получить желаемое, если не было возможности забронировать комфортный вариант через Интернет или не получилось заранее пройти регистрацию – все хорошие места уже распределены. В результате приходится довольствоваться тем, что останется. Рядом авиакомпаний самостоятельно распределяются места в самолете между пассажирами, лишая их права выбора.

Если возникла одна из таких ситуаций, не стоит отчаиваться. Взойдя на борт самолета, можно попытаться сесть на приглянувшееся место (вдруг оно окажется свободным). Либо сделать пересадку уже во время полета, когда разрешат перемещаться по салону. Хотя здесь имеется риск того, что все лучшие места в самолете окажутся занятыми.

Видео

Даже если салон будет полностью заполнен, и придется довольствоваться своим неудобным креслом, нужно настроиться на позитив – тогда ощущение дискомфорта исчезнет, ведь восприятие ситуации носит индивидуальный характер, и ею можно овладеть («Все беру в свои руки» – таков девиз).

Входя в самолет, любой пассажир посмотрит не только направо, но и налево. Иногда дверь в кабину пилотов оказывается открыта и мы видим как сложно устроено все внутри. Мы объясним, что значат главные рычаги, тумблеры и панели.

1. Пространственное положение самолета

На экране отображается тангаж - движение самолета в продольном канале. Проще говоря, тангаж - подъем носа или хвоста самолета. Также здесь виден крен самолета в поперечном канале, то есть подъем правого или левого крыла

2. Навигационный дисплей

Напоминает традиционный автомобильный навигатор. Как и в машине, здесь отображаются данные о месте назначения, местоположение на настоящий момент, какое расстояние самолет уже пролетел и какое предстоит

3. Дублирующий прибор пространственного положения самолета и навигации

4. Часы

5. Бортовой компьютер

Перед полетом пилоты вручную заносят в него данные: откуда и куда летим, массу, центровку, скорости на взлете, ветер по маршруту. Компьютер считает нам необходимое топливо на полет, остаток топлива, время полета...

6. Ручка выпуска и уборки шасси

7. Сайдстик

Ручка управления самолетом, заменяет штурвал

8. Кнопка отключения автопилота

9. Педали торможения

Для торможения в самолете используются две педали. Работают они раздельно. Интенсивность торможения зависит от силы обжатия педали: чем сильнее нажимаем, тем быстрее тормозит

10. Противопожарная система

В случае возникновения пожара загораются индикаторы. Мы видим, в какой части судна очаг возгорания, и включаем автоматизированный режим пожаротушения. Ручные огнетушители находятся в кабине и в салоне

11. Кнопки включения топливных насосов

12. Ручка открытия окна

13. Автопилот

Для автопилота необходимы данные, которые мы занесли в бортовой компьютер. Автопилот включаем после взлета, когда самолет набрал необходимую высоту. Посадка на автопилоте используется в особых случаях, например в тумане

14. Рычаг управления двигателем

Это то же самое, что и педаль газа в автомобиле. С его помощью управляем тягой двигателя

15. Тумблер управления спойлерами

Спойлеры - откидные щитки на верхней плоскости крыла. Они - воздушный тормоз. Часто необходимо снизить скорость в воздухе, особенно при посадке. В этом случае выпускаем спойлеры. Они создают дополнительное сопротивление, и скорость самолета падает

16. Ручка управления закрылками

Закрылки - отклоняемые поверхности, расположенные на задней кромке крыла. Выпускаем их при взлете для увеличения площади крыла, а соответственно, и подъемной силы самолета. Набрав необходимую высоту, закрылки убираем

17. Кнопки включения аккумуляторных батарей

18. Кнопки управления температурой воздуха в кабине и салоне самолета

19. Планшетный компьютер

В нем находятся сборники схем аэропортов и карт разных стран. Также на экран можно вывести картинку с видеокамер, установленных в салоне самолета

20. Панель управления самолетом

Здесь расположены кнопки включения автомата тяги, переключатели выбора навигационных средств, ручки задатчика курса, скорости. Действуя на них, мы даем команды автопилоту на управление самолетом

Фото: Максим Авдеев, Василий Кузнецов

Многие люди верят в то, что самой безопасной зоной в самолете в случае аварии является хвостовая часть самолета. И не без основания. Если самолет ударяется во что-то носовой частью, люди, находящиеся впереди, с большей вероятностью могут получить травмы по сравнению с теми, кто находится в хвостовой части. Но при некоторых авариях, однако, дело заключается вовсе не в этом. На самом деле до самой аварии вы не можете быть абсолютно уверены в том, что та или иная зона в самолете является самой безопасной, так как самая безопасная зона на одном самолете не является таковой на другом. Кроме того, самая безопасная зона при одном типе аварии может не быть самой безопасной зоной при другом типе аварии. Тем не менее существуют некоторые общие рекомендации (которые будут приведены ниже), которые могут увеличить порог безопасности, если вам доведется попасть в аварию.

При исследовании проблемы зоны, где сидеть безопаснее, я подробно вникал в обстоятельства свыше 90 аварий, данными о которых я располагал. Большинство аварий были связаны с самолетами, на борту которых находилось большое число пассажиров, хотя в некоторых случаях аварии были связаны с небольшими самолетами местных авиалиний. Пристальное внимание при рассмотрении сообщений об этих авариях было уделено именно тем, в которых травматизм пассажиров представлялся связанным с расположением соответствующих кресел. Мною были отобраны аварии, в которых было не более одного серьезно пострадавшего или погибшего пассажира, и аварии с более тяжелыми последствиями, в которых уцелело лишь небольшое число пассажиров. Я отобрал также только те аварии, при которь1Х травмы или смертельный исход имели место на борту самолета. При некоторых авариях травмы и гибель людей происходили во время или после эвакуации пострадавших из самолета и не были связаны с местом, где было расположено кресло пострадавшего. Поэтому эти аварии не учитывались.

Из проведенного мной анализа я пришел к выводу, что, судя по сообщениям о 21 аварии, происшедших между 1965 и 1982 гг., можно указать на некоторые зоны в самолете безопаснее других. 14 из рассмотренных аварий произошли при заходе на посадку и приземлении, 4 случились при взлете, а 3 произошли, когда самолет совершил посадку на воду (табл. 5.1).
В двух третях этих аварий хвостовая часть самолета оказалась безопаснее, чем носовая часть.

Более характерная авария произошла вечером 28 декабря 1978 г., когда самолет DC-8 врезался в лесистый густонаселенный район в пригороде Портленда, штат Оригон . Это случилось, когда самолет совершал заход

Таблица 5.1. Зона самолета, где сидеть безопасно

на посадку в аэропорт, но еще не дотянул до взлетно-посадочной полосы. Посадка самолета задерживалась на 15-20 мин из-за того, что летный экипаж пытался выявить неисправность посадочного устройства. В течение этого периода времени стюардессы подготавливали пассажиров к аварийной посадке.

Летный экипаж был настолько занят устранением неполадок посадочного устройства, что он упустил необходимость прикинуть запас топлива, оставшегося в баках, который может потребоваться для того, чтобы приземлиться в аэропорту. До аэропорта оставалось примерно 30-32 км, когда один из четырех двигателей громадного самолета заглох из-за отсутствия топлива. Летчики пытались дотянуть до аэропорта, но самолет рухнул, не долетев до аэродрома около 10 км. Из 181 пассажира и 8 членов экипажа, бывших на борту самолета, погибли 2 члена экипажа и 8 пассажиров. Кроме того 21 пассажир и 2 члена экипажа были тяжело ранены. Чем же можно объяснить сравнительно незначительное число погибших по сравнению с числом оставшихся в живых? Первая причина заключается в том, что пассажиры и члены экипажа располагали подходящим временем для подготовки к аварийной посадке. Они находились в закрепленном положении, соответствующем аварийной ситуации, когда самолет приземлился. И это, несомненно, спасло много жизней.

Вторая причина заключалась в том, что самолет сталкивался в процессе снижения с многочисленными препятствиями, которые притормаживали его, не вызывая разрушения. Перед тем как скользнуть по толстым проводам линий высокого напряжения, самолет ударился о два незаселенных дома и о несколько деревьев. Эти провода зацепились за вертикальный стабилизатор, за ту часть хвостовой части, которая возвышается над остальной частью самолета, что привело почти к такому же эффекту торможения, каким сопровождается накидывание задерживающих тросов тормозной установки авианосца на реактивные истребители, совершающие посадку на корабль. К этому следует добавить, что авария не сопровождалась пожаром, вероятно, из-за того, что топливо в баках было на исходе, если оно вообще оставалось.

Однако носовая часть самолета подверглась сильному повреждению. Была разрушена конструкция носовой части самолета до пятого ряда кресел. Все, кто погиб, наряду с теми, кто получил тяжелые ранения, сидели именно в этой зоне. Некоторые пассажиры, получившие менее серьезные травмы, сидели в более удаленной от носа части кабины в окрестности задней кромки крыла. Обе эти зоны, охватывающие носовую часть самолета и окрестность крыла, были прорезаны стволами и сучьями деревьев, что привело к травмам и гибели пассажиров и летного экипажа.
Один из пассажиров, Ким Кэмпбелл, молодой человек в возрасте 27 лет сидел в хвостовой части самолета. Он сыграл главную роль в оказании помощи другим жертвам аварии при эвакуации. Он сидел рядом с выходом и таким образом мог бы первым покинуть борт потерпевшего аварию самолета. Но он оставался в самолете и помогал спускать на землю пассажиров, а порог двери находился на высоте около 2,5 м от земли. Это приходилось делать из-за того, что деревья под самолетом мешали воспользоваться надувным спасательным трапом. По словам тюремного пристава, который сидел рядом с ним перед аварией, Кэмпбелл считал, что может произойти взрыв, и тем не менее он оставался в самолете, пока все пассажиры не были эвакуированы. Когда он вышел из самолета, ему каким-то образом удалось убедить тюремного пристава, что ему надо вернуться на борт, чтобы убедиться в том, что на борту не осталось других пассажиров. После этого он исчез в толпе перед тем, как его могли бы поблагодарить, к великому огорчению тюремного пристава, который сопровождал его обратно в тюрьму, из которой он убежал .

Однако хвостовая часть самолета не всегда является самой безопасной зоной, где следует садиться. Самолет DC-9-31 делал попытку приземлиться в дождливую погоду в международном аэропорту Филадельфии 21 июня 1976 г., когда он встретился с перепадом ветра, с непредсказуемыми изменениями направления ветра - непосредственно перед самой посадкой. Когда самолет приближался к взлетно-посадочной полосе, пилот получил сообщение авиационно-диспетчерской службы об изменении ветра. Поэтому пилот решил пойти на повторный заход на посадку . Он убрал шасси, увеличил тягу двигателей и полетел с поднятой носовой частью. Но был настолько сильный ветер, что самолет не смог набрать высоту. Фактически, по словам пилота другого самолета, сидевшего на рулежной полосе, из-за облаков вылетел самолет DC-9 на высоте примерно 30 м над взлетно-посадочной полосой. Вдруг он рухнул на землю, все еще находясь в положении со слегка приподнятой носовой частью. В этом положении он "пропахал" еще 600 м. Никто из 107 бывших на борту людей не погиб, хотя 36 чел. были тяжело ранены.

Большинство пассажиров (81%) в носовой части самолета получили незначительные травмы или совсем не пострадали. В то время как среди пассажиров, сидевших в хвостовой части, получили легкие травмы или не пострадали совсем лишь 54% пассажиров. По-видимому, люди, находившиеся в хвостовой части самолета, которая приняла на себя первый удар о землю, испытали воздействие больших ударных нагрузок по сравнению с теми нагрузками, которые испытали те, кто находился в носовой части самолета.

Другая авария, которая может немного пролить свет на проблему самой безопасной зоны в самолете, произошла 11 ноября 1965 г., когда самолет В-727 совершил грубую посадку в Солт-Лейк-Сити. И даже, несмотря на то, что ударные нагрузки были умеренными, из 85 пассажиров уцелело только 44. Дело осложнилось тем, что когда самолет приземлился, в кабине возник пожар, и за каких-нибудь 30-50 с, ушедших на остановку самолета, кабину заволокло дымом. В хвостовом отсеке не было практически пригодного выхода, и пассажиры вынуждены были воспользоваться аварийныму выходами на крыло и двумя передними дверьми. И даже при этих условиях 30 (60%) из 50 пассажиров, находившихся в хвостовой части самолета, уцелели по сравнению с 14 (40%) из 35 пассажиров, находившихся в передней части самолета.

В данной конкретной аварии возник пожар и вследствие этого задымленность, что сокращало время, которое пассажиры могли находиться в кабине. Анализ этой аварии показал, что 9 из 44 пассажиров, эвакуированных с борта самолета, не получили никаких травм . Эти люди сидели у самых выходов и первыми сошли с самолета. После случившейся аварии у первого, кто покинул самолет, было больше шансов выжить, чем у тех, кто выходил позже. Люди, сидящие ближе всех к выходам, обычно первыми их и используют.

В другой аварии уцелели только те пассажиры, которые сидели в середине самолета. Речь идет об аварии, которая произошла с самолетом В-707, разбившимся при посадке в Паго-Паго 30 января 1974 г. Все 101 чел. бывшие на борту самолета, уцелели при ударе, но только четверо вышли живыми из пожара, который возник после удара. Эти пассажиры сидели в середине самолета. Все они позже заявили, что перед тем, как произошла неожиданная авария, они прочитали памятку пассажиру по безопасности полета и прослушали соответствующую краткую инструкцию стюардессы. Когда в ту ночь самолет приземлился, не дотянув до взлетно-посадочной полосы, большинство пассажиров ушли в противоположный конец самолета, где находились двери. Но по некоторым причинам эти двери никогда не открывались. Наверно происходило быстрое распространение огня и дыма, и 97 пассажиров, которые только что пережили удар, выйти не смогли.

А эти четверо, которые выжили (вместо того, чтобы бежать к дверям), воспользовались аварийными выходами на крыло, которые были поблизости. По предположению Национального комитета по безопасности перевозок, если бы большее число пассажиров воспользовалось аварийными выходами на крыло, они могли бы спастись. Многие пассажиры, сидевшие в середине самолета, может быть и не понимали, что они находились совсем рядом с аварийными выходами на крыло. Вероятно, они просто последовали примеру остальных или, может быть, их единственной мыслью было добраться до двери, через которую они вошли на борт самолета.
Эта авария, однако, не может по существу указывать, какая зона самолета является самой безопасной, так как все пассажиры остались живы после удара. Те, кто сидел в середине самолета, выжили не потому, что середина являлась обязательно самой безопасной зоной в самолете, а потому, что они были рядом с аварийным выходом на крыло и они знали, что он рядом с ними.

Если самолет садится на воду, я затрудняюсь указать на основе имеющихся сообщений об авариях, какая зона в самолете является самой безопасной. Среди сообщений об авариях я нашел только три о посадке на воду, по которым можно как-то связать местоположение пострадавших с вероятностью получения травм и гибелью. Когда самолет DC-8 неожиданно потерпел аварию при заходе на посадку в международный авиапорт Лос-Анджелеса, часть самолета, расположенная позади крыльев, отвалилась и пошла ко дну, в результате чего "потонуло много людей . Но когда самолет DC-9 приводнился в океане, он не сломался на части. Весь самолет находился на плаву в течение некоторого времени. При этой аварии наибольшие потери человеческих жизней пришлись на носовую часть самолета .

Самолет В-737 13 января 1982 г. ударился о мост и приземлился на покрытую льдом реку Потомак. По сообщению об этой аварии видно, что самолет садился с поднятой вверх носовой частью под углом 15° к горизонту, когда своим хвостом он ударил по автомобилям, ехавшим по мосту. Этот первый удар привел к тому, что самолет врезался носом книзу. В результате носовая часть ударилась о ледяной покров реки с силой, в три раза превышающей силу удара хвоста . Спаслось лишь несколько человек, и сидели они в хвостовой части. Но так как остальные погибли еще раньше от удара (кроме одного пассажира, который утонул), а не по причине воздействия какого-либо иного фактора, связанного с посадкой на воду, любые выводы, сделанные на основании этой аварии относительно наиболее безопасного местонахождения при посадке на воду, были бы неосновательны.

Кажется очевидным, что у пассажиров, которые сидели в тех частях самолета, которые оставались на плаву дольше всего, имелись наибольшие шансы на выживание. Вероятно, самой прочной и самой плавучей по времени частью самолета является та, которая расположена непосредственно над крыльями. Крылья действуют, как понтоны. Они могут способствовать плавучести самолета в течение значительного времени. Если бы хвост отвалился и утонул, как это случилось с самолетом DC-8, тогда находящаяся на плаву часть самолета будет стремиться набрать воду, а нос самолета пойдет под воду. В общем случае кажется, что при посадке на воду самой безопасной частью самолета является надкрыльевая зона самолета.
Где сидеть, если самолет не развалится на части при посадке на воду, зависит от качеств плавучести самолета. Авиаконструкторы обычно рассчитывают качества плавучести самолета. Принимается, что никаких крупных повреждений конструкции самолета при посадке на воду не происходит (что не всегда бывает на самом деле). Тогда можно определить, как долго самолет будет на плаву, какие выходы окажутся под водой и в каком угловом положении будет самолет, когда он пойдет ко дну. Основываясь на этих данных, можно заранее прикинуть, какими выходами по всей вероятности можно будет воспользоваться. У вас не возникнет желание открыть выход, если порог двери находится под водой. Ведь это приведет к увеличению скорости погружения самолета в воду.
В общем случае на самолетах, у которых все двигатели расположены на хвосте (например DC-9, B-727), хвостовая часть достаточно тяжелая, а потому выходы в хвостовой части самолета не должны открываться. Другое дело самолеты, у которых все двигатели расположены на крыльях (DC-8, В-707, В-737 В-747), и те самолеты, у которых один двигатель размещается на хвосте, а два других на крыльях (L-1011, DC-10). Они будут оставаться в относительно горизонтальном положении, так что все выходы должны быть использованы. Однако есть исключения из этих правил, так как различные модели самолетов данного типа по своей плавучести могут отличаться друг от друга. Некоторые модели самолета В-737 могут оставаться на плаву на уровне крыльев, в то время как другие будут находиться в плавучем состоянии хвостом вниз. Многие авиалинии приводят картинку положения самолета на плаву в памятках пассажиру по безопасности полета.

Самой безопасной зоной самолета в случае турбулентности атмосферы по некоторым данным является носовая часть самолета, а наименее безопасной зоной - хвостовая. . Надо иметь в виду, однако, что большинство травм, случающихся при воздействии турбулентности, незначительны, а случаи гибели пассажиров в результате воздействия турбулентности весьма редки.
Поэтому, так как большинство аварий с тяжелыми исходами, но при которых возможно спасение, происходят при взлете и посадке, и поскольку наибольшее число травм пассажиров и наибольшее число случаев их гибели наблюдается при этих авариях, вы можете увеличить порог вашей безопасности, если сядете в той части самолета, которая находится под крыльями или в хвостовой части самолета. Кроме того, кресло, расположенное ближе к выходу, в какой бы зоне самолета оно не располагалось, более безопасно по сравнению с удаленными от выхода. Если ваш полет пройдет над водным пространством, и если у вашего самолета все двигатели размещаются в хвосте, тогда при посадке на воду ваши шансы на спасение увеличиваются, если вы будете сидеть в надкрыльной части самолета.

turturist.ru - Академия путешественника