Филин филя и орнитологическая служба кремля. Птицам тут не место: как работает группа авиационной орнитологии Пулково Орнитологическая служба аэропорта

Уже более 20 лет в аэропорту Пулково работает группа авиационной орнитологии. Сотрудники службы следят за тем, чтобы живые птицы не мешали полетам железных товарищей. О том, как орнитологи отпугивают диких птиц, читайте в репортаже Город+.

Мы сидим в обставленном коробками кабинете у начальника участка авиационной орнитологии аэропорта Пулково Андрея Борисовича с говорящей фамилией - Соколов. Он переезжает в новое здание, но на одной из стен все еще красуется яркий плакат с птицами. Такие вряд ли встречаются на территории Пулково, но и без них пернатых в аэропорту достаточно, и они здесь точно не желанные гости. Живые птицы мешают летать железным.

Работать над тем, чтобы птицы не сталкивались с самолетами, в Пулково начали в 80-х годах, а в 1993 году появилась структура, которая занимается только этим. Росло количество взлетов и посадок, менялись типы воздушных судов, уменьшалась громкость работы двигателя, увеличивались скорости, и потребность в такой работе все более выявлялась. Андрей Борисович пришел в Пулково в 2002 году, когда в группе авиационной орнитологии работало пять человек, в разные годы их численность менялась, сейчас в штате группы 11 человек.

Откуда пернатые в Пулково?

Особенно много птиц было в Пулково, когда работала свалка на Волхонском шоссе. Каждый день в одну сторону пролетало около 12000 чаек, а потом они летели в обратную сторону. Аэропорт активно выступал за закрытие Волхонки. «Мы письма писали, в том числе федеральным властям, но дело двигалось медленно», - рассказывает Андрей Борисович. А однажды свалка загорелась во время солидного международного мероприятия. И ее закрыли. Чаек стало меньше в десятки раз.

Пулково находится в зоне миграции птиц, рядом с ним проходит южная ветвь Беломоро-Балтийского пролетного пути. Поэтому весной и осенью у группы авиационной орнитологии самый горячий сезон. Наибольшее число столкновений птиц с самолетами происходит в мае и в сентябре, меньше всего в ноябре. Впрочем, это число все равно невысокое, и сейчас редко приводит к серьезным последствиям: железные птицы стали гораздо крепче.

Кстати, работа с птицами выходит за видимые границы аэропорта Специалисты контролирую орнитологическую обстановку в радиусе 15 км от контрольной точки аэропорта. Орнитологи наблюдают и за этой территорией. Аэропорт нанимал специалистов из СПбГУ, которые проводили там обследование и передали группе авиационной орнитологии целые книги, где расписаны опасные и безопасные зоны, с фотографиями, таблицами и схемами. Ежегодно орнитологи проверяют места скопления птиц, и все изменения фиксируют на картах.

Иногда на территорию Пулково залетают редкие птицы. В позапрошлом году орнитологи обнаружили сапсана, в прошлом - веретенника и большого кроншнепа. Андрей Борисович рассказывает, как нашел здесь гнездо ремеза. Интересными данными «пулковские» орнитологи делятся с коллегами из научных институтов.

«Горихвостка-чернушка тоже к нам залетала - крайне редкая птица. Она вообще в Альпах гнездится. Здесь до сих пор самец поет. Но ведь люди пройдут и даже не услышат... обидно», - вздыхает Андрей Борисович.

О столкновениях

«Для современной техники столкновение с птицей не обязательно несет какие-то последствия. Часто этого даже никто не замечает. В большинстве случаев замечают пятно, и все. Но любое столкновение - предпосылка к авиационному происшествию, поэтому это должно настораживать. В 2007 году в аэропорту Домодедово упал самолет АН-12 из-за столкновения с птицей», - объясняет Андрей Борисович.

Орнитолог рассказывает, что есть так называемый коэффициент столкновений. Он рассчитывается от количества взлетов и посадок. Считается, что аэропорт очень успешен, если этот коэффициент равен 0,5. В прошлом году в Пулково он был равен 0,15. Это значит, что в зоне ответственности аэропорта были зафиксированы единичные столкновения, а взлетов и посадок при этом совершено сотни тысяч.

" В этом году у нас уже было три столкновения. 8 мая маленький частный самолетик столкнулся с гусем на высоте 600 метров и в удалении 15 км от аэропорта. Последствий не было, но факт зафиксирован«, - зачитывает данные из своих отчетов орнитолог. Мировая практика знает о столкновении самолета с птицей на высоте 11 тысяч метров.

Есть самолетоопасные виды птиц: стайные и крупные. В первую очередь, это чайки, особенно серебристые. В прошлом году столкновения с ними удалось избежать, в этом случился инцидент с озерной чайкой.

По статистике ИКАО (Международная организация гражданской авиации), больше всего птиц попадает в двигатели самолетов. В Пулково птицы попадали: в обтекатель локатора (нос), двигатель, лобовое стекло, правую стойку шасси. «29% столкновений с птицами в мире происходит во время посадки, у нас в прошлом году было 18%, при разбеге - 25%, у нас - 4%, нижа ста футов (30 метров) - 50%, у нас - 13%», - продолжает зачитывать отчеты Андрей Борисович.

Какие средства применяет Пулково против птиц

Пока нас везли по территории аэропорта до кабинета Андрея Борисовича, мы заметили висящие низко над землей стеклянные шары - как в клубе на дискотеке. Здесь они выполняют роль совсем не развлекательную - ими отпугивают птиц. Пернатые боятся неожиданных ярких бликов, теряют ориентацию в пространстве и улетают подальше от неприятного источника света.

Воздействуют на птиц и с помощью звуков. «У нас стоит акустическая система вдоль взлетно-посадочных полос, по 12 установок, через каждые 450 метров, утсановлено видеонаблюдение Если на камере видна птица, можно нажать на кнопку и система издаст отпугивающий звук», - поясняет Андрей Борисович. Чаще всего птиц пугают криком вороны. «Ворона - космополит, живет везде, птица коммуникабельная, очень разумная. Если она издает сигнал тревоги, то прислушиваются почти все птицы», - продолжает орнитолог. Зато крик хищных птиц на пернатых устрашающе не действует: они охотятся молча, стараясь быть незамеченными как можно дольше.

Также на каждой полосе аэропорта круглосуточно дежурит орнитолог, который регулярно объезжает комплекс взлетно-посадочных полос. Смена длится 12 часов, при спокойной обстановке осмотр полосы проводится минимум раз в час, Зимой от птиц тоже нет отбоя: на полосу прилетают чайки, вороны и совы. Но промежутки между осмотрами полосы достаточно условные: орнитолог может выехать на полосу только с разрешения «вышки». В конце мая в Пулково работала только одна взлетно-посадочная полоса (вторая была закрыта на ежегодную профилактику), поэтому самолеты взлетали и приземляли здесь каждую минуту. В таком режиме оперативно выделить орнитологу время на объезд не всегда удается, приходится ждать допуска на полосу дольше обычного

Если при осмотре полосы, орнитолог замечает птицу, чаще всего он пугает ее сигнальной ракетой. Меры могут быть и другими: предупредить руководителя полетов, который передаст экипажу сообщение об угрозе. Иногда командир воздушного судна решает уйти на второй круг: тогда у орнитолога появляется время, чтобы спугнуть птицу.

Аэропорт Пулково - первый гражданский аэропорт в России, в котором начали применять хищных пернатых для отпугивания диких птиц. В мировой практике это началось на 5-10 лет раньше, у нас - в 1986-87 годах. В аэропорту Барселоны, к примеру, работает 10 сокольников и 45 хищных птиц. В России на сегодняшний день хищников использует Пулково, Домодедово, Внуково, аэропорты в Нижнем Новгороде, Саратове, Махачкале и Краснодаре. Первым в России применил хищных птиц для отпугивания пернатых военный аэродром Кубинка в Москве. Проблема здесь в том, что, как правило, такая служба строится вокруг сокольника. Если в городе нет сокольника, то некому и работать.

В Пулково работает сокольник Влад Лыженков, а вместе с ним четыре ястреба и два сокола. Как объясняет Влад, ко всему остальному дикие птицы рано или поздно привыкают, а к хищникам - никогда. «У нас не стоит задачи поймать и убить всех. Дикие пернатые птицы должны осознавать, опасность. Если мы убьем одну ворону, толку не будет. Нужно, чтобы одна птица передавала другим,что опасность есть, и она реальна», - объясняет суть своей работы Влад.

У хищных птиц разные подходы к охоте. Ястребы работают на короткой дистанции, с руки. «Зачастую мы просто едем на машине и из открытого окна я выпускаю птицу недалеко от скопления птиц. Ястреб быстро догоняет жертву, пытается ее поймать и очень быстро выдыхается. Если он никого не поймал, его сманивают на перчатку», - объясняет Влад. У сокола стратегия другая: , поднявшись вверх, он может быстро развить скорость и продолжительное время догонять жертву. На службе в Пулково работают непритравленные соколы, которые не знают, что такое дикая добыча. Дело в том, что сокол - скоростная птица, может преследовать жертву очень долго и на большие расстояния. . После этого он вряд ли вернется в аэропорт, а значит Пулково потеряет ценного сотрудника. Вместо живой птицы сокол охотится на вабило. Это объемный муляж, сделанный из кожи и привязанный на шнур. Им сокольник размахивает, и птица пытается его поймать: как котенок, играет с игрушкой. Дикая птица видит, что недалеко от нее летает и охотится на что-то непонятное живой сокол. Для нее это уже достаточный аргумент, чтобы срочно покинуть излюбленное место.

«Птиц тренируем рано утром, когда нежарко. Наши птицы северные, им тяжело в жару. У меня дома живут мексиканские птицы, я думаю еще их начать применять, они к жаре более устойчивые», - рассказывает Влад. Он поясняет, что птицу нужно подбирать под конкретные ситуации, универсальных пернатых не бывает.

Пулковские хищники, которых мы видим в клетках, несут службу в аэропорту уже три года. Здесь живет ястреб Семикура, который в молодости хулиганил и однажды украл из курятника семь кур. Самого крупного хищника зовут Годзиллой, а одна из птиц - Наташка - носит имя бывшей сотрудницы группы авиационной орнитологии Натальи, которая с ней работала.

Как отпугивают птиц за рубежом

Главная задача для аэропорта - создать такие условия, которые не привлекали бы птиц вообще. В Пулково, например, затягивают технические водоемы специальной сеткой, вовремя стригут газон, чтобы он был высотой около 30 сантиметров (будет выше - появятся семена, ниже - птицы будут на него садиться).

В Европе же, рассказывает Андрей Борисович, стричь газон не нужно - большинство аэродромов «закатаны» в асфальт. Встречаются лишь небольшие кусочки травы. Во Фрапорте (компания, управляющая международным аэропортом Франкфурта) работой с птицами занимается всего один человек, потому что на территории аэропорта нет водоемов и растительности, а значит и пернатым он неинтересен.

В некоторых аэропортах Германии применяют отстрел птиц. Такая мера, кстати, прописана и в документах Пулково. Андрей Борисович считает ее эффективной, однако сам не использует. «Я гуманист», - объясняет орнитолог. А в Голландии, наоборот, вся работа с птицами сводится к тому, что ведется статистика сбитых пернатых. Остальные действия, считают голландцы, могут нанести вред диким птицам.

Ника Рыжова-Аленичева

32 года, авиационный орнитолог в аэропорту Домодедово

С чего началось: слеток ворона, птенец ястреба и охотники

«Я занимаюсь птицами больше 15 лет. Хотя по образованию я экономист, биологический факультет так и не закончила. Первая птица - дальневосточная большеклювая ворона - попала ко мне случайно из «Уголка дедушки Дурова». Ее выкупила одна организация для съемок, а потом не знала, куда деть, и отдала в зооуголок школы, где я училась и подрабатывала лаборантом после занятий. Ворона была в ужасном состоянии - лысая, синенькая, с кривыми хромыми ногами, да еще летать не умела. Я решила ее выходить, хотя не знала как. Интернета у меня тогда не было, но я смогла найти людей из Клуба любителей певчих птиц России. Они рассказали, как правильно содержать ворону и из чего готовить мешанку - это такая специальная каша для насекомоядных птиц.

Через несколько месяцев птичка заблестела, обросла перьями, в общем, стала выглядеть довольной. Но внезапно появилась та самая организация и попросила вернуть ворону - якобы они давали мне ее на время. Птица успела стать мне родной, я вложила в нее душу и понимала, что после очередных съемок ее вернут в таком же ужасном состоянии. Я тогда очень сильно расстроилась.

Мой учитель биологии, видя, как я переживаю, обратился к знакомым. Вскоре один из них рассказал, что в зоопарк принесли осиротевшего слетка-ворона (слетками называют выпавших из гнезд птенцов. - Прим. ред. ), которого надо пристроить в надежные руки. Так у меня появилась первая личная птица - ворон Тилль. Сначала он жил в школьной лаборатории, потом переехал ко мне в квартиру.

Уже после окончания школы я случайно оказалась в Подмосковье в гостях у заводчика хищных птиц и опытного сокольника. Узнав о моем вороне, Петр научил меня делать амуницию, правильно завязывать опутенки (специальные ремешки на лапах птицы, выполняющие ту же роль, что и ошейник с поводком у собак. - Прим. ред. ). А еще спросил, почему я не заведу себе ястреба для охоты. Тогда я даже представить не могла, что это возможно, но буквально через неделю по просьбе Петра мне передали птенца ястреба. Я все лето пытала Петра этим ястребом: по каждому вопросу - а их было очень много - звонила, ездила к нему из Тушино под Ногинск четыре раза в неделю. Петр оказался очень хорошим человеком - не только терпел беспокойство, но и всегда все показывал, рассказывал. Он познакомил меня с другими сокольниками. Видя, что я «бедный студент», у которого не всегда хватает денег на проезд, они полностью обеспечивали кормами мою птицу, брали нас с ней на все околосокольничьи мероприятия.

Уже в сентябре я приняла участие в соревнованиях сокольников, на которых мой Тилль поймал фазана и получил диплом как единственный ловчий ворон. Тогда мой ястреб еще не был готов к подобным мероприятиям, но в начале зимы он успешно охотился. На соревнованиях охотников я познакомилась со многими специалистами по птицам - не только из Москвы, но и из других городов и стран. Там же я встретила сотрудников орнитологического отдела аэропорта Домодедово. Примерно через полгода по их рекомендации меня пригласили в аэропорт на собеседование.


О работе в аэропорту: кряковые утки и тупые когти

Я специалист по обеспечению орнитологической безопасности полетов в Домодедово уже одиннадцать лет. Моя основная задача - отпугивать самолетоопасных птиц с территории аэропорта. А также предупреждать их появление, выявлять и ликвидировать места их скоплений. Самолетоопасные птицы делятся на три группы: небольшого (например, скворцы, стрижи, дрозды), среднего (такие как голубь и галка) и крупного размеров (среди них - цапля, гусь, серебристая чайка).

Орнитологическая служба появилась в Домодедово еще в начале 1980-х годов, но ловчих птиц начали использовать только в 2002 году. До этого применяли только технические средства: пиротехнику, биоакустические установки с записями тревожных криков птиц, стартовые пистолеты, отпугивающие яркие шары на водоемах. Этими способами пользуются до сих пор, но пока нет оборудования, которое могло бы полностью заменить орнитолога и ястреба. Птицы быстро ко всему привыкают и перестают бояться - только не к хищникам.

По международным стандартам зона ответственности орнитологов - 150 метров от поверхности земли на взлете и 60 метров на посадке. Но на 150 метрах ястребы не могут отпугивать птиц, а петардные ракеты поднимаются не выше 50 метров. Сетями небо не закроешь. На земле же мы осматриваем территорию в радиусе 15 километров от аэропорта: фермы, поля, водоемы, свалки и другие места, привлекающие птиц.


Орнитологи работают по двенадцать часов в день, посменно - два через два - и только в дневное время. Первое, что я делаю, приходя на работу, - просматриваю служебную почту и журналы с информацией о местах скоплений птиц, их количестве и передвижениях во время предыдущей смены. Мне важно понимать, что происходило, пока меня не было. Затем вместе с коллегами (в смене работают по два-три орнитолога плюс водитель) мы объезжаем территорию аэропорта на служебной машине. По всему периметру расставлены биоакустические установки и пропановые пушки, имитирующие звук ружейных выстрелов: его боятся многие птицы. Мы проверяем, в каком они состоянии, и при необходимости меняем аккумуляторы, пропан. Если есть необходимость, подаем заявку на ремонт оборудования.

Также, объезжая территорию, смотрим, где скопления птиц. Сейчас из-за начала сельскохозяйственных работ на полях собираются чайки. Во время сезонов охоты тоже много птиц, особенно куропаток и кряковых уток. Если нам не удается спугнуть пернатых техническими средствами - петардами или стартовым пистолетом, - берем ловчую птицу. Но обычно утром в этом нет необходимости, и с ястребом мы выходим по графику - осматриваем места, где чаще всего собираются куропатки, водоплавающие и околоводные птицы.

Где-то около часа дня я отправляюсь с ястребом в место потенциального скопления птиц. Все наши ястребы проходят обучение и хорошо знают территорию. Они могут либо просто прогнать птиц, погнавшись за ними, либо поймать. При этом пойманные птицы чаще всего остаются в живых - у наших ястребов тупые когти, так как они постоянно бегают по арматуре и бетонным покрытиям. Но это не значит, что у них можно просто забрать добычу. Если человек-напарник не делится мясом, ястреб не видит причин оставаться с ним и улетает. Ведь его ничто не держит, кроме знания о том, что за пойманную добычу он получит удобно разделанные кусочки на перчатке сокольника.

Если человек не делится мясом, ястреб не видит причин оставаться с ним и улетает. Ведь его ничто не держит, кроме знания о том, что за пойманную добычу он получит удобно разделанные кусочки мяса

Я всегда беру с собой разделанную перепелку - их аэропорт закупает для патрульных птиц каждый месяц - и предлагаю ее ястребу вместо добычи. Моя птица уже привыкла к этому и даже знает, сколько у меня с собой маленьких и больших кусочков мяса. Если я забуду дать ей последний, у нее сразу начнется истерика. Так что считать ястребы умеют.

Пойманных птиц мы отпускаем вдали от аэропорта. Куропаток целыми стаями отправляем в заказники, питомники и охотничьи хозяйства на разведение. Если же куропаток закололи когтями, мы забираем их себе в пищу.

Помимо отпугивания орнитологи также занимаются осмотром попавших в самолеты птиц. Определяют их породу, составляют акт и направляют его в государственную инспекцию. На самом деле птицы часто попадают в самолеты - в турбину, фюзеляж, крыло, шасси и двигатели. В месяц у нас десятки таких случаев. Как правило, это не наносит машине особого вреда. А самые частые повреждения - гнутые лопатки двигателей. Правда, птицы после таких встреч не выживают.

Часто спрашивают, может ли ловчая птица попасть под самолет. В принципе, такое может произойти с любой птицей. Но мы учитываем расписание взлетов и посадок и выбираем подходящий момент (при необходимости взлетно-посадочную полосу могут закрыть на время проведения работ). А также не отпускаем ястребов в непосредственной близости от рулящих, садящихся или взлетающих самолетов.

Кстати, именно из соображений безопасности сейчас у нас работают только ястребы - соколы тоже отлично отпугивают птиц, но им для охоты надо подняться на значительную высоту. Ястреб же атакует с руки, старается лететь низко, чтобы слиться с ландшафтом.


О птицах-сотрудниках: упрямые самки и драный капюшон

Ястребов-тетеревятников мы берем из питомников. Сейчас в штате их пять, два из которых постоянно в работе, а три - в резерве. Причем все самки. Так случайно получилось. У хищных птиц самки всегда крупнее и тяжелее самцов, а потому выглядят более устрашающе. Еще они ленивые, потому что привыкли, что добычу им и птенцам приносит самец. На самом деле самки ястребов умеют охотиться, но предпочитают отбирать пищу у самцов. В крайнем случае в зимнюю бескормицу могут даже съесть подвернувшегося под лапы самца - каннибализм у ястребов в порядке вещей. И хотя самки упрямые, у них есть значительный плюс - ум.

У каждого сокольника своя птица, которую он обучает в течение месяца. Бывает, что они не срабатываются. Например, у меня был сокол-балобан со сложным характером, который мне не подошел. Работать было некомфортно, и я отдала его обратно в питомник. С ястребом Сильвой мы вместе уже пять лет. Хотя у нее очень сволочной и стервозный характер - не признает никого, кроме меня. Видимо, считает, что я такая же птица, как она, только без крыльев, а потому все должна делать для нее. Так, когда Сильва не находит добычу и устает ждать приглашения на обед, она незаметно подлетает ко мне сзади и бьет лапами по голове. Капюшон моей зимней куртки уже давно разодран.

Методы дрессировки и охоты с ловчими птицами практически не изменились со времен древних египтян. Судя по археологическим раскопкам, амуниция раньше была точно такой же, как сейчас. Разве что начали использовать другие материалы. Плюс появилась система радиослежения - специальный передатчик вешается на хвост или лапу птицы и позволяет отслеживать ее перемещения в радиусе около 20 километров.


Для поддержания здоровья хищной птице необходимо движение, хорошо оборудованное место для жизни и правильное питание. Им ни в коем случае нельзя давать мясо из магазина. Никакой курицы, говядины и свинины! Рацион должен быть максимально приближен к естественному, то есть в пищу подойдут только грызуны и птицы - перепела, суточные цыплята, голуби. Мы кормим перепелами - по одному в день для каждой птицы. У дневных хищников есть зоб: они набивают его пищей и расходуют в течение всего дня.

Я умею создавать видимость того, что у нас с Сильвой полное взаимопонимание. Дело в том, что я хорошо знаю природные инстинкты птиц и понимаю что, почему и зачем они делают. У сокольников со временем вырабатывается привычка видеть все раньше птицы - собак, детей, машины, других птиц и неадекватных людей, которые могут дернуть за хвост. Так что этот навык очень помогает, когда приучаешь ястреба к городу и не закрываешь ему глаза клобучком. Правда, я так привыкла следить за ситуацией вокруг, что практически никогда не смотрю в глаза собеседника. Некоторые обижаются. Но я ничего не могу с этим поделать. Зато в отличие от обычных людей, которые на улицах замечают только голубей и ворон, я могу по дороге от дома до метро насчитать около десятка разных видов птиц. Однажды, проходя по оживленной улице со своим филином, я увидела в небе серую цаплю.

Все наши ястребы живут в вольерах, но часто мы забираем их домой. Особенно в первый месяц обучения, чтобы не делать паузы в тренировках. Сильва, несмотря на хорошую подготовку, часто проводит выходные у меня дома, где живут еще несколько птиц: филин, два домовых сыча и мохноногий сыч, тропические лягушки, бородатая агама, гекконы эублефары, 17-летний паук-птицеед и обычный кот. Был период, когда в моей квартире жили восемь сов: просто собрала у себя всех калек и брошенных птенцов. Но потом появился реабилитационный центр под Санкт-Петербургом - и я начала отправлять всех туда».

Безопасность полётов – главное в авиации. Будь то большой аэропорт или аэродром местных воздушных линий.
Все они находятся на открытой местности, доступной для определенного рода “лиц”, которым не требуется пропуск и документы, чтобы попасть на территорию аэропорта. Мало того, что эти персонажи постоянно проникают на закрытую территорию, так они еще создают угрозу безопасности полётов.

Сегодня речь пойдет о птицах и одном дне из жизни орнитологической службы аэропорта Домодедово.

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может нарушить работу агрегатов воздушного судна. Для предотвращения такого рода событий Московский аэропорт Домодедово первым в России еще в начале 80-х годов создал Орнитологическую службу, в задачи которой входит контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него.

Чем занимается орнитологическая служба?

В задачи подразделения входит обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Домодедово первым среди аэропортов МАУ (Московского авиационного узла) в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов.

2
По опасности, которую могут представлять пернатые для воздушных судов, птицы делятся по весу и размеру.
Наибольшую опасность представляют крупные птицы массой тела от полукилограмма, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки.

3
К средним можно отнести голубей, грачей, озерных и сизых чаек, куропаток, чибисов, а также еще несколько видов. Все они имеют вес от 150 до 500 г.
К мелким опасным для самолетов видам птиц относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай.

А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы и на территории аэропорта ведут себя корректно и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии.

4
Птицы боятся резких звуков, хлопков, выстрелов и представляющих для них потенциальную угрозу хищников.
Исходя из этого, отпугивание птиц на территории аэродрома производится с помощью акустических установок, транслирующих крики опасности птиц.

Вот из этого динамика постоянно стонут птицы.

5
Также пернатых отпугивают с помощью пропановых пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, стартового пистолета или сигнальных патронов.
Несколько таких пушек установлены рядом с впп в Домодедово – на фото справа.

6
Периодически пушка выстреливает сжатым газом, и даже на расстоянии сотни метров чувствуется взрывная волна.

7
Один из самых “живых” методов борьбы с летающей угрозой – ловчие птицы, они же ястребы-тетеревятники.
И вчера сотрудник орнитологической службы Иван показал журналистам, как охотится ястреб.

8
На сегодняшний день для обеспечения орнитологической безопасности полетов в аэропорту Домодедово используются ястребы-тетеревятники в количестве пяти особей.
Знакомьтесь – это Брунгильда, молодая полугодовая самка ястреба. Для своих – Бруня.

9
Использование специально обученных ловчих птиц является наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире: пернатые охотники работают в крупнейших воздушных гаванях США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в двадцати странах).

10
В отличие от других технологий, в частности акустических, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктивных процессов, выработанных в ходе эволюции, в результате чего эффективность такого воздействия заметно возрастает.

11
В среднем ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

12
В процессе так называемого “вынашивания” специалисты-орнитологи приучают птицу к себе, окружению, специфическим условиям работы на аэродроме. Главная задача специалиста – найти с птицей контакт, добиться от нее доверия и привыкания к технике и персоналу.

13
До начала охоты на птицу надевают шлем-наглазник, чтобы не нервировать большим количеством объективов, направленных на нее – линзы фотоаппаратов ястреб воспринимает как чьи-то глаза и переживает за то, как будет выглядеть на экране.
Бруня прислушивается к каждому звуку и периодически почесывается, пытаясь избавиться от шлема.

14
Прежде чем выпустить патрульную птицу в патрульный полет, к ее хвосту или лапе крепят небольшой передатчик, позволяющий отследить перемещения в радиусе 25 километров. Однако это скорее формальность – хорошо обученная птица держится рядом с хозяином и лишь в азарте погони за добычей может улететь на значительные расстояния.

15
Когда в поле зрения появляется нарушитель, ястреб срывается с насеста – у Ивана на левой руке специальная толстая кожаная перчатка для транспортировки птицы.
16
На сей раз нарушителем оказался голубь – не самая лёгкая добыча для ястреба. Нам они кажутся неповоротливыми увальнями, но на самом деле голуби очень шустрые и маневренные, когда находятся на открытой местности.

17
Проходит буквально десять секунд и нарушитель вот-вот окажется в лапах у Брунгильды.

18
Все происходило довольно далеко, так что обойдемся без подробностей.
Скажу лишь, что работу свою Бруня выполнила на отлично, а нарушитель стал полноценным ястребиным обедом.
19
Как рассказал Иван, каждая птица в отряде имеет свой характер и выделить любимца из всех он не смог.

20
Бруня пока девица молодая и импульсивная, ей еще предстоит работать над собой и оттачивать охотничье мастерство.

21
Вот такая красотка.

22

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует около пяти тысяч случаев столкновения самолётов и вертолётов с птицами во всём мире. Для предотвращения аварий при каждом аэропорте работает отряд орнитологов, который ежедневно следит за тем, чтобы птицы не мешали самолётам. The Village побывал в аэропорту Пулково и узнал, как можно использовать диско-шары для отпугивания пернатых, чем отличается лазерная пушка от газовой и почему сокол эффективнее ястреба.

ЧАСТОТА СТОЛКНОВЕНИЙ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
АЭРОПОРТА ПУЛКОВО

В 1983 году в штате аэропорта Пулково впервые появилась должность инженера-орнитолога. Но официально годом создания специальной орнитологической службы считается 1986-й. В этом году на помощь инженеру в аэропорт пригласили двух специалистов по хищным птицам. Сегодня в постоянном штате борьбы с пернатыми 13 человек. Это руководитель группы с говорящей фамилией Соколов, три инженера-орнитолога, мастера, проводящие дежурство на полосах, и два специалиста по хищным птицам.

ЧАСТИ САМОЛЁТА,
В КОТОРЫЕ ПОПАДАЮТ ПТИЦЫ


Главная задача орнитологической службы - сделать территорию аэропорта как можно менее привлекательной для птиц. Для этого сотрудники регулярно вырубают кустарники, осушают заболоченные участки и убирают мусор, чтобы ликвидировать места гнездования и кормёжки. Открытый водоём на территории Пулкова покрывают специальной сеткой - это единственный способ отвадить водоплавающих птиц. С наступлением весны у пулковских орнитологов прибавляется работы: количество птиц в городе и окрестностях увеличивается в связи с весенней миграцией, а значит, растёт потенциальная опасность их столкновения с самолётами при взлёте и посадке.



Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.
Водоёмы, покрытые защитной сеткой.

ОТПУГИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА

В Пулкове для отпугивания пернатых используют как новейшие технические средства, так и традиционные методы - хищных птиц.

Шумовые
(биоакустические посты, шумовые газовые пушки )
Световые
(светоотражающие шары, лазерные пушки)
Хищные птицы

ШУМ

Биоакустические посты. В аэропорту Пулково установлено по 13 биоакустических постов на каждой полосе. Пост представляет собой специальную конструкцию, способную издавать отпугивающие сигналы: для каждого вида птиц предусмотрен свой особенный звук. Установка оснащена видеокамерой с углом обзора в 360 градусов, чтобы за ситуацией на взлётных площадках можно было наблюдать с экрана ноутбука.


Биоакустический пост.
Биоакустический пост.

Шумовые газовые пушки. Такие пушки чаще всего работают в автоматическом режиме. С помощью датчиков они определяют количество пернатых вокруг и в зависимости от обстановки производит от одного выстрела в 10 минут до двух-трёх в минуту. Также пушки используются для точечных операций. Например, когда нужно прогнать из аэропорта залетевшую стаю.


Шумовая газовая пушка.
Шумовая газовая пушка.

СВЕТ

Портативные лазерные пушки. Пушки действуют по принципу лазерной указки и отпугивают птиц концентрированными пучками света. Правда, в арсенал орнитологической группы пулковского аэропорта новое оснащение поступит только в июне этого года.

Светоотражающие шары. Фактически это большие диско-шары, отражающие солнечный свет. Они воздействуют на зрение птиц, дезориентируют их и отпугивают. Всего на территории аэропорта установлено около 20 таких шаров.



Светоотражающий шар для отпугивания птиц.
Светоотражающий шар для отпугивания птиц.

ХИЩНИКИ

Для борьбы с нежелательными гостями в Пулкове используют специально обученных соколов, сапсанов и балобанов. Пролетая на большой высоте, сокол способен распугать птиц в радиусе одного-двух километров. Ястребы летают невысоко, на высоте примерно 200-300 метров, поэтому их обычно используют для разгона небольших стай. Большой проблемой для пулковских орнитологов является южная городская свалка на Волхонском шоссе, где чайки и вороны ищут корм.



Клобучок - специальный колпак, который птицам надевают на голову во время перевозки, чтобы они чувствовали себя комфортно и не нервничали.

Также в комплект специального снаряжения входит соколиная перчатка и ремешки, которыми птица на время перемещения крепится в руке, - опутенки.
Снаряжение в России не производится, поэтому приходится заказывать его за границей в основном в арабских странах.
В Пулково для отпугивания залётных птиц используют специально натренированных соколов-сапсанов и балобанов
Нервное поведение соколов объяняется тем, что в данный момент они высиживают птенцов.
Еще один обитатель орнитологической базы в Пулкове - чёрный ворон.






НЕЗДАЙМИНОВ
ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Инженер-орнитолог

«Городские свалки - это проблема не только Пулкова, но и многих других аэропортов. Так уж получается, что во многих городах они располагаются неподалёку от аэродромов. Естественно, свалки привлекают огромное количество пернатых. По утрам стаи чаек устремляются с севера на юг в сторону Волхонского шоссе, чтобы поживиться отходами. Мы совершаем точечные удары, направляя хищных птиц в конкретное место, а также выставляем дополнительные препятствия на пути чаек в виде шумовых газовых пушек и акустических установок. Наша цель - сделать всё возможное, чтобы воспрепятствовать их перелёту через территорию аэропорта. Также каждую неделю мы сами организуем профилактические выезды на свалку с газовыми пушками и хищными птицами ».

Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может не только погибнуть, но и нарушить работу важных агрегатов воздушного лайнера. Для предотвращения такого, Домодедово первым в России еще в начале 1980-х годов создал орнитологическую службу аэропорта, в задачи которой входит контроль за птицами на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него.

9 фото

Домодедово первым среди аэропортов Москвы в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Всех птиц, представляющих опасность для самолетов, разделяют на категории по весу и размеру. Максимальная опасность - большие птицы массой от 0,5 кг, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Средняя опасность - голуби, грачи, чайки, куропатки, чибисы. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Малая опасность - относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы. Они и на территории аэропорта ведут себя корректно, и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Один из самых «живых» методов борьбы с летающими динозаврами (гипотеза о происхождении птиц от динозавров впервые была выдвинута в 1868 году английским зоологом Томасом Гексли) - хищники, они же ястребы-тетеревятники. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Орнитологическая служба аэропорта Домодедово использует 5 ястребов-тетеревятников. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

На самом деле, это не просто баловство: использование специально обученных ловчих птиц считается наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире. Например, подобные хищники «устроены на работу» в крупнейших аэропортах США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в 20 странах). (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В отличие от других технологий, например, пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, или динамиков, транслирующих звуки хищников, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктов, выработанных в ходе эволюции. Нет ничего страшнее настоящего, живого и безжалостного хищника. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.

Главная задача специалиста - найти с птицей контакт, добиться от неё доверия и привыкания к технике и персоналу аэропорта. и тогда всё получится. Москва, Домодедово, 2 сентября 2016. (Фото Maxim Zmeyev | Reuters):

Также смотрите «10 птиц с самыми необычными защитными механизмами» и «Охота с беркутом».

turturist.ru - Академия путешественника