Храм в парке.Новая попытка строительства. Храм Параскевы Пятницы, село Дедилово

Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове June 8th, 2013

Москва улица Старокачаловская. 8, к. 1
Архитектурный стиль: Ретроспективизм


Северное Бутово Проезд: метро "Бульвар Дмитрия Донского"
Cайт http://www.paraskeva.orthodoxy.ru/

Год постройки: Между 1694 и 1904.
Архитектор: Благовещенский Н.Н. (реконструкция 1901-1904)
Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в ХVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…»

Часовня
В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г.

К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено.

Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни.

По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г.


Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения ангельскую и человеческую.

В конце 1930-х годов храм был закрыт. Здание использовалось в производственных целях.
В середине 1980-х годов, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%.
Передан православной общине в 1990 году и за несколько лет полностью восстановлен.

Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 10 августа 1994

Автор: Андрей Агафонов Снято: 1 июня 1985


Вечернее богослужение в Храме Параскевы Пятницы в Качалове (Северноое Бутово) накануне Вербного Воскресенья
Автор:O_ANIS Снято:27 апреля 2013

Автор Samara78 Снято: 2011
Четыреста пятьдесят лет назад на месте, где ныне стоит наш храм, была небольшая деревянная церковь. Как и в наше время, церковь была во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Название Северное Бутово появилось недавно, а тогда было село Киово-Качалово Московского уезда в Чермном стане, к нему и была приписана церковь.

Во время польско-литовского нашествия, в начале ХVI века, деревянный храм был уничтожен, и уже по переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: "...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово по 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен."

Прошло время, и решено было восстановить храм. Храмоздателем нового, уже каменного, храма Параскевы Пятницы стал владелец села Киово, князь Иван Иванович Щербатов. В 1692 году по указу святейшего Патриарха Московского и всея Руси Андриана к новостроящейся церкви в вотчине князя Щербатого была прирезана земля и прибавлена дань со дворов. Через два года каменный храм был построен и в 1694 году освящен.

Первый каменный храм прослужил более двухсот лет, но к началу ХХ века сильно обветшал и его решили обновить. В 1901 году был утвержден проект реконструкции архитектора Московской епархии Благовещенского и началось строительство. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

Многоскорбная судьба России в ХХ веке отразилась и на нашем храме. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Иконы, богослужебные сосуды, книги, облачения - все было вывезено и не сохранилось. Здание храма начали использовать в производственных целях: там, где прежде возносились молитвы, теперь стояли станки и транспортеры. От грохота механизмов содрогались стены, разрушалась кладка. Так продолжапось до середины 80-х годов, после чего, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание "бышего храма" было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%. Полуразрушенный кирпичный остов храма, сорванная крыша без куполов, "мерзость запустения" - вот что увидели первые прихожане в 1990 году.

Велико было желание верующих восстановить храм Божий и молиться вместе, ибо по слову Господню: "там где собраны двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их". С помощью верующих людей, с помощью тех, кому дорога судьба России, храм начал восстанавливаться. Заново были сделаны крыша и колокольня, с куполами и крестами. Были вставлены в пустующие проемы новые окна и двери, оштукатурены и покрашены стены внутри здания. Первую зиму служили без света и тепла, потом, с Божией помощью, подвели электричество, воду и тепло. Восстанавливался храм исключительно на деньги прихожан и благотворителей. Возглавили дело восстановления и, можно сказать, на своих плечах подняли храм из руин настоятель храма Анатолий Иванович Кожа и староста Юрий Сергеевич Нечаев.

Уже с осени 1990 года в храме начали совершаться регулярные богослужения. Всем приходом решили не ждать полного обустройства храма, а начать служить немедленно. В холодном, полутемном храме, посреди голых стен молились наши первые прихожане, возжигая свечи перед простыми бумажными иконами. В таких условиях, напоминающих времена Стефана Пермского, было положено начало приходской жизни и церковь наша стала постепенно обустраиваться. Люди несли иконы, жертвовали утварь, старались как могли украсить свой храм. Из разных мест шла помощь, не прекращался поток денежных пожертвований.

фото [email protected]
Наш приход к настоящему времени разросся до такой степени, что по праздникам храм уже не вмещает всех и люди стоят службу на улице. Для нашего прихода, начинавшегося с десятка прихожан, это весьма значительный рост, но для крупного московского "спального района" Северное Бутово это, конечно, мало и даже очень мало. Основная и самая трудная работа по возрождению православной веры в людях еще впереди. Десятилетия атеистической пропаганды и гонений на Церковь успели разрушить слишком многое. Многие отчаялись и не верят ни во что. Кто-то примкнул к новомодным сектам и учениям и, подбирая крохи духовной пищи за другими, не ведает о богатствах в своем собственном доме. Большинство же, хотя крещены и считают себя православными, воцерковляться не спешат и целиком погружены в мирские заботы и удовольствия. Но воистину по слову Господню: "созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее". В наше время Господь как бы заново созидает русскую православную Церковь. Заново строится и наша община, и главное, что здесь созидается, это души человеческие, созидаются сердца людей, приходящих сюда, чтобы найти "единое на потребу" - мир и покой в Боге.

Автор: etienne Снято: 20 февраля 2007
10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы наш храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Престол Параскевы Пятницы и престол Рождества Пресвятой Богородицы были освящены чином Великого освящения, затем состоялась Божественная литургия. Во время службы настоятель нашего храма протоиерей Анатолий Кожа был награжден правом ношения палицы и ему была вручена Патриаршая грамота за достижения в восстановлении порушенной святыни, а также в связи с 15-летием служения. Храму была подарена икона Спасителя. Староста прихода Юрий Сергеевич Нечаев был удостоен медали святого Даниила Московского за возрождение жизни прихода.
http://www.deryabino.ru/hram419.htm

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА, НАРЕЧЕННАЯ ПЯТНИЦЕЮ

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За это она претерпела великие мучения. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов.

Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

Один из самых красивых храмов Киреевского района – Храм Параскевы Пятницы. Находящийся в селе Дедилово , на берегу реки Шиворонь. Кстати, это неслучайно. Традиционно храмы в честь Параскевы пятницы возводили у воды. Люди считали, что из воды может вылезти всякая-разная нечисть, а Параскева ее прогонит. Не заметить его практически невозможно, настолько примечательно он расписан (похож на пряничный домик из сказки).

И сам храм, и его территория, и дворовые постройки выдержаны в едином стиле. Идея такого оформления пришла в голову местному батюшке отцу Трифону (о нем я еще упомяну чуть ниже). А художник, который подарил нам всю эту красоту, как выяснилось, не имеет никакого художественного образования, и иконописи не учился. Как же так вышло, спросите вы? Сейчас расскажу.

После того, как здание храма восстановили практически из руин, отцу Трифону понадобился художник, который занялся бы росписью. С этой целью был объявлен своего рода конкурс. И полетели в Дедилово весточки и предложения от разных художников, опытных и не очень. Среди прочих был и Юрий Горяченков. Когда батюшка увидел его эскиз, сомнений уже не оставалось – художник найден.

Простому рабочему завода пришлось познавать тонкости иконописи и всего прочего. Но, как вы можете наблюдать, это стоило того. В результате мы получили чудесную, жизнерадостную роспись.

Храм Параскевы Пятницы (Римской)

Но давайте заглянем в прошлое. И начнем с выдержки из «Приходы и церкви Тульской епархии» Малицкого (он называет эту церковь Параскевиевская).

Приход этой церкви существовал, несомненно, в первой четверти XVIII столетия. Когда Дедилово было еще уездным городом. Приход расположен по низменностям реки Шиворони, в местности болотистой, что в гигиеническом отношении составляет большое неудобство. Кроме части села, к приходу причисляется часть деревни Киреевки. Общее население в приходе 632 мужского пола и 635 женского.

До настоящего каменного храма во имя великомученицы Параскевы в приходе были деревянные храмы. Первый построен был в 1722 году, но в том же году и сгорел. В 1723 году выстроен первый храм, который существовал до 1845 года, когда вместо него был построен третий храм, также деревянный, существовавший до 1869 года.

В этом году на средства прихожан построен настоящий каменный храм, к которому в 1891-2 годах пристроена трапезная церковь. На содержание храма получают процент с 400 рублей.

Причт состоит из священника и псаломщика: в пользу причта получается процент с 400 рублей. Церковной земли имеется 33 десятины. Для помещения священника имеется церковный дом.

У Малицкого по поводу Параскевиевского храма все, а я еще чуть-чуть дополню.

Храм Параскевы Пятницы простоял в селе нетронутым до 1934 года. Именно в этом году его превратили в клуб, потом там молотили зерно, а потом сделали склад, а потом и вовсе все забросили. Здание постепенно ветшало, и к началу 90-х ушло в землю на полметра.

К счастью, в это время в село приехал отец Трифон, и с того момента все круто поменялось. У храма началась вторая жизнь. Дедиловскую церковь восстанавливали всем селом, все, от мала до велика, внесли свою лепту в восстановление. Люди постарше до сих пор помнят, как шло строительство колокольни, как бабушки кирпичи подавали, а батюшка их укладывал. Как церковь открыли, еще до конца недостроенную, песок вместо пола. Рабочие дневали и ночевали там, пока храм не заработал в полную силу. И теперь, несмотря на то, что в Киреевске есть своя церковь, люди предпочитают ездить в Дедилово. Атмосфера там особая…светлая, добрая, уютная.

Недавно около храма установили Поклонный крест (450-ая годовщина победы над Давлет-Гиреем). Пока устанавливали крест, обнаружили источник, в который чуть не провалился кран, устанавливающий крест. А недалеко от села освятили еще один .

Описывать всю эту красоту, на самом деле, можно долго, лучше я вам фото покажу, а уж атмосферу прочувствовать…это только при посещении.

Храм в парке. Новая попытка строительства. briga_n_tina wrote in 18 сентября, 2012

Несмотря на многочисленные протесты жителей, несмотря на обещание мэра, данное публично при большом стечении людей, несмотря на Распоряжение Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. N 853-РП , отменяющее прошлый документ о выделении участка под проектно-изыскательские работы для строительства храма, в проекте планировки природно-исторического парка "Москворецкий" вдруг снова всплыл храм. На вопрос проектировщице: "Откуда появился храм, ведь вышло Распоряжение об отмене этих планов?" последовал ответ: "Ну... мне сказали храм тоже предусмотреть". Кто именно сказал, будем разбираться на ближайшем заседании рабочей группы по проекту планировки.

Тем временем сторонники строительства снова собирают подписи за храм, несмотря на то, что строительство культовых объектов на ООПТ запрещено действующим законодательством. Снова звучат голоса об историчности выбранного на Лысой горе места. Сторонники строительства в один голос утверждают, правда, бездоказательно, что на данном месте в селе Острогино стояла церковь Параскевы Пятницы, которая была разрушена в Смутное время, примерно в 1608 году. На ее месте позже появилась часовня Александра Невского.

Никаких доказательств своим словам сторонники исторического аспекта не представили. В письмах из Управы и Префектуры чиновники также цитируют фразу об историчности выбранного места, однако, на последующие вопросы о предоставлении доказательств этой самой историчности упорно отмалчиваются. Поэтому в очередной раз, но уже наиболее понятным и простым визуальным языком я хочу опровергнуть "историческую" версию сторонников строительства.


Шаг 1. Возьмем сегодняшний космоснимок северо-запада Москвы (яндекс-спутник) и отметим на нем крест, незаконно установленный на Лысой горке на месте, где по словам сторонников строительства ранее располагалась церковь Параскевы.

Шаг 2. Возьмем историческую карту окрестностей Москвы.

Самое раннее, что удалось найти в интернете - карта 1690 года. Т.е. карта сделана через 90 лет после исчезновения церкви. Тем не менее, можно понять, где примерно находилась деревня относительно довольно стабильных ориентиров, таких как реки. Обращаю внимание, что на этой карте отмечена церковь в Троице-Лыково, а в Строгино ее нет, что лишний раз подтверждает информацию из исторических источников. Часовни, правда, в Острогино тоже нет.

1790 год. Карта Генерального Межевания.

1790 год. Карта Московского уезда.

1797 год. Карта Генерального Межевания.

1797 год. Генеральный план Московского уезда.

1818 год.

1860 год.

Шаг 3. Совместим космоснимок и исторические карты так, чтобы совпали реки и (по возможности, населенные пункты). В нашем эксперименте использовалась программа Photoshop. Нижним слоем лежал космоснимок, верхним - историческая карта.

Космоснимок + 1790 год.

Космоснимок + 1797 год.

Космоснимок + 1818г.

Космоснимок + 1860 год.

Шаг 4. Проанализируем результат.
Как видно из полученного изображения, деревня (или село) Острогино/Строгино располагалась восточнее того места, которое сторонники строительства обозначили как "святое место, где стояла церковь Параскевы Пятницы".

Точка 1 - крест на Лысой горе. Точка 2 - северо-западная граница деревни Строгино по историческим картам. Точка 3 - восточная граница деревни Строгино. Воспользовавшись опцией подсчета расстояний на картах яндекса, можно установить, что расстояние от точки с крестом до условного края деревни Острогино по данным 1818г./1860г. равно 400 метрам. Таким образом, ни о какой историчности места, выбранного сегодня под храм, речи быть не может.

Шаг 5. Проверяем, кто еще пробовал сопоставить историческое расположение Строгино и/или данные по церкви.

1856 год.

И, наконец, сайт Храмы России . По их информации часовня Александра Невского постройки 1886-87гг. находилась по следующему адресу: Москва, ал. Дорога Жизни, северная сторона. Ул. Исаковского, д. 25, корп. 2. Координаты: 55.809247°N 37.422564°E. То есть совсем не там, где строгинские церковнослужители определили "историческое место".

Множество источников в интернете говорят о том, что часовня была построена на месте разрушенной церкви. Так значит, церковь стояла не на Лысой горке, а на Исаковского 25, к.2? Если верить этому сайту, то часовня отстояла от "исторического места церкви Параскевы" аж на 1,2 км.

Обнаруживается некоторая разница в показаниях церковнослужителей, ориентирующихся, как я надеюсь, на исторические источники (сайт Храмы России) и сторонников строительства храма на Лысой горе, в числе которых настоятель храма в Троице-Лыково, одиозный Стефан Пристая. Разница в 1,2 км в вопросе месторасположения исторического памятника существенна. Либо кто-то ошибается, либо сознательно вводит в заблуждение жителей, говоря об историчности места на Лысой горке.

Ошибаться простительно. Вводить в заблуждение, тем более на почве веры - преступно. Кому и зачем это выгодно? Решайте сами.

turturist.ru - Академия путешественника