Костел святой варвары выстроенный. Церковь святой варвары в кутной горе

Итого, 517 лет строительства, это рекордный долгострой в Чехии. Не стоит думать, что с начала строительства храм стоял пустой. В нем молились, проходили службы, даже в недостроенном.

Кто такая Святая Варвара?

Это Святая Великомученица, покровительница пожарных, альпинистов и шахтеров. Неудивительно, что именно в ее честь назван главный храм в Кутна Горе.

Святая Варвара всегда глубоко почиталась местными шахтерами. Именно ей горняки молились при завалах. Есть сотни легенд о ее помощи, когда она помогала сдвинуть тяжелейшие камни, освещала проходы в шахтах, указывала путь к выходу из тоннелей.

Поддержка Святой Варвары всегда была важна для Кутна Горы, на собор денег не жалели.

В католической традиции Святая Варвара защищает от неожиданных нападений и пожаров. Ее часто изображают со щитом или крепостной башней, как видно на фото рядом, кликните на фото для увеличения.

В честь нее был назван город в Калифорнии, который так и называется “Санта Барбара”. Город стал центром событий знаменитого сериала, который точно помнят большинство читателей.

Парадоксально, но название в честь Святой Варвары не помогло городу “Санта Барбара” в 1925 году, когда он был почти полностью разрушен землетрясением. Собор Святой Варвары в Кутна Горе также не избежал нескольких пожаров.

Что смотреть снаружи и внутри

Ни в одном другом храме нет таких элементов декора. На потолке и стенах можно найти химер, летучих мышей, гарпий, лягушек, крылатых баранов и других реальных и фантастических животных. На одном из южных столбов можно найти обезьяну с апельсином.

Чтобы разглядеть все великолепие декора внутри и снаружи, рекомендуем взять с собой бинокль. Это не шутка, берите бинокль, не пожалеете.

Такой разнообразный и интересный декор связан со стремлением жителей Кутной Горы, особенно ее элиты, продемонстрировать свою значимость и богатство, сделать нечто неповторимое.

К тому же, город Кутна Гора стремился снять с себя бремя зависимости от Седлецкого монастыря. Кстати, согласно легенде, именно монах из этого монастыря открыл месторождение серебра. Жителям Кутной Горы пришлось просить разрешения на строительство храма у Папы Римского. Конечно, они его получили, и богатство города стало тому главным аргументом.

Главный алтарь в соборе является самым поздним элементом. В центре его увидите изображение Тайной вечери. Справа от него вверху расположен лик Святой Варвары.

Ранний алтарь в позднеготическом стиле был удален иезуитами в 1502 году. Именно им принадлежит инициатива отделки некоторых капелл сочетанием позолоты и материала черного цвета.

Стены в церкви украшены средневековыми фресками. В Смишковой капелле сохранились самые ценные из них. Смишек М. был известной персоной в Кутной Горе, играл не последнюю роль в серебряном промысле, строительстве храма и жизни города. Над витражом увидим росписи, изображающие его семейство.

Интересны и витражи окон. Декор появился уже в конце строительства церкви. Это живопись на стекле, ее выполнили по эскизам картин на историческую тематику Франтишека Урбана. Якуб Нимбурк, мастер-резчик, увековечил свое мастерство в лавках для хора.

Обратите внимание и на кафедру. Ее вытесал некто Леопольд-каменотес в 1560 году. Через 100 лет иезуиты дополнили ее облицовкой из дерева и декорациями. Им же принадлежит идея создания органного шкафа. Орга́н помещен на балконе главного портала.

Не удивляйтесь фигуре человека в белом одеянии. Это скульптура шахтера в рабочем плаще. Плащ был белого цвета, чтобы в случае завала можно было увидеть рабочего и спасти его (или вытащить труп). Стоя на коленях, добытчики серебряной руды рабочим инструментом долбили землю, держа в другой руке горелку.

На верхней галерее выставлены коллекции скульптур с прошлых эпох. Здесь же можно и рассмотреть скульптуры на орга́не: ангелы с инструментами в руках. Они созданы во второй половине 18 века. Внутренний механизм инструмента - удивительное творение рук человека. Он состоит из 3 клавиатур, 45 регистров, 4 тысяч труб. Орга́н - работа мастера Яна Тучека.

Еще одно напоминание об ордене иезуитов присутствует в храме: на одной из фресок показана история ранения Игнатия Лойопе, родоначальника иезуитского ордена, который после ранения ушел в монахи.

В комплекс собора входит часовня, строительство которой на склоне возле собора начал Ян Парлерж. Первый этаж был возведен, а на втором уже в наши времена построена смотровая площадка. С нее откроется вся красота Кутной Горы, пейзажные картины долины Врхлице и местной речки.

По-своему интересен зал для прихожан. О богатстве Кутной Горы в былые времена говорят отдельные места для палачей и их семей. Содержать людей такой профессии в далекие времена было удовольствием дорогим. В Кутной Горе палачей было несколько!

В храме есть специальные ряды для знатных горожан, для главы города и его свиты. О скамье из добротного дерева, украшенной искусной резьбой, расположенной в центре храма, сложена легенда. Скамью делали для храма Святого Вита, однако кутногорцы «перехватили» заказ, выложив за работу вдвое больше. Не унимались жители города, чтобы утереть нос пражанам.

В католических храмах всегда присутствует кабинка для исповеди. В Соборе Святой Варвары их несколько. Объясняется этот факт тем, что возле церкви построен колледж, а молодежь ох как легкомысленна, безрассудна и греховна.

В храме представлены и специальные стенды с изображением схемы возведения готических храмов. Эта информация будет интересна студентам-архитекторам. Ознакомиться с историей города, с этапами строительства храма можно в музее.

Собор Святой Варвары был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

Здание собора поражает своей монументальностью. Целиком окинуть его взглядом можно только отойдя на приличное расстояние. Множество башенок и арок поддерживают крышу, увенчанную тремя шатровыми башнями с неровными острыми шпилями. Фасады, выполненные в неоготическом стиле, украшают богатые орнаменты.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, Собор Святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

Когда идёшь к собору по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на храме.

Внутри собор поражает не меньше, чем снаружи. Искусные напольные киоты, сетчатые своды, цветные витражи огромных окон, причудливо преломляющие свет, фрески капелл, повествующие о жизни шахтеров, замысловатые карнизы, старинный орган, хоровые дубовые скамьи, украшенные резьбой – на все это можно смотреть часами, любуясь филигранной работой мастеров. В здании собора проходят концерты органной музыки.

Украшения собора

В алтаре Собора Святой Варвары находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве являются сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен собора. Например в Хашплирской часовне можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены "Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие." В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись "литтерати" - подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера собора Святой Варвары являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

История

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В соборе Святой Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет! Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт. На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация. В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора.

С 1995 г. собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 г. внесен в Список мирового культурного и природного наследия UNESCO.

Практическая информация

Цена билета:
Детский и для студентов: 40 крон
Взрослый: 60 крон

График работы Собора Святой Варвары:
Понедельник-Воскресение: 10:00-16:00 с ноября по март
Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00 с апреля по октябрь

Как добраться

Собор Святой Варвары находится по адресу: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika

GPS координаты - Ш: 49° 56" 42""/Д: 15° 15" 49"

Добраться до собора из самой Кутна-Горы можно многими способами. Во-первых, с железнодорожного вокзала города отправляется туристический автобус, который курсирует по центру и исторической части Кутна-Горы. Так же можно воспользоваться услугами городских автобусов и такси. Если есть желание - можно прогуляться пешком. Протяженность всего города составляет примерно 3 километра (что совсем не много) и пешая прогулка принесет не мало ярких впечатлений и оставит множество воспоминаний о городе и его достопримечательностях.

Добраться из Праги до Кутна-Горы (66 км) можно самостоятельно по железной дороге, междугородним автобусом или на автомобиле (по трассе D11 к выезду 39 Подебрады-юг, а потом по магистрали № 38 через Колин), а также в составе организованной экскурсии.

Собор Св. Варвары в Кутна-Горе (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Чехию
  • Горящие туры в Чехию

Позднеготический собор Св. Варвары - пожалуй, наиболее известная архитектурная достопримечательность Кутна-Горы. Этот впечатляющий храм является второй по размерам готической церковью страны. Да и религиозное значение его очень велико. Архитектура римско-католического храма настолько специфична, что позволяет назвать его одной из наиболее аутентичных готических религиозных построек в Центральной Европе. В 1995 г. ЮНЕСКО включило собор в Список объектов Всемирного наследия.

Интересно, что инициатором строительства собора стал не какой-либо правитель или религиозный орден. Затеяли всё это местные предприниматели, им хотелось отделиться от монастыря, который был ближайшим к городу религиозным центром. Хотя, если верить легенде, дело обстояло немного иначе: троих рудокопов завалило в шахте, и каждый начал молиться на свой лад. Первые двое просили немногого, но третий взмолился о годе жизни, чтобы совершить благое дело. Этот год и был дарован последнему св. Варварой, и спасшийся рудокоп начал строить храм.

Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных.

Строительство собора началось в 1388 г., но работы несколько раз прерывались. Окончательно он был завершён только в 1905 г. Первым архитектором, который над ним трудился, стал Иоганн Парлерж, сын Петра Парлержа, выстроившего собор Св. Витуса и Карлов мост в Праге. Некоторые свидетельства указывают на то, что отец помогал сыну как минимум в создании первоначальных чертежей. Кутна-Гора быстро развивалась, богатела и стремилась ни в чём не уступать Праге: горожане хотели, чтобы их собор был точь-в-точь как столичный, только больше и лучше. Во время гуситских войн строительство прерывалось аж на 60 лет, и впоследствии оригинальный дизайн был существенно изменён.

Св. Варвара считалась покровительницей горняков, а соответственно, и города, чьё благосостояние основывалось на серебряных рудниках.

Так, первоначально планировалось сделать церковь гораздо больше: как минимум в два раза. И это не говоря уже о принципиальных особенностях конструкции, таких как пять нефов вместо итоговых трёх. Но строительство зависело исключительно от работы серебряных рудников, а последние стали давать меньше прибыли, чем хотелось бы. В 1588 г. незаконченную постройку обнесли стеной, и в таком состоянии собор оставался до 1884 г. В 17 веке к его переделке приложили руку иезуиты, добавив барочные элементы; в 17 веке собор переделывали под неоготику. Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных. В его внешнем облике особенно выделяются разнообразные мифические и полумифические фигуры вроде горгулий, выстроившиеся по бокам.

Собор Св. Варвары

Интерьер собора обязательно стоит осмотреть изнутри. Здесь можно увидеть интереснейшие фрески: помимо религиозных сюжетов в них нашли отражение детали шахтёрского быта и чеканки серебра. Другие заслуживающие внимания элементы интерьера храма - это позднеготический пастофорий, созданный в начале 16 века, резные деревянные скамьи на хорах, своды со множеством интересной формы рёбер и гербов, красивые оконные витражи. Кроме того, в соборе можно увидеть статую рудокопа.

Практическая информация

Собор Св. Варвары расположен в конце улицы Барборска, близ реки, к югу от центра города.

Вход: для взрослых - 120 CZK, для людей старше 65 лет и студентов от 15 до 26 лет - 90 CZK, для детей от 6 до 15 лет - 50 CZK, дети до 6 лет - бесплатно.

Время работы: ежедневно, с апреля по октябрь - с 9:00 до 18:00 (вход ограничивается за полчаса до закрытия), с ноября по декабрь - с 10:00 до 17:00, январь и февраль - с 10:00 до 16:00, март - с 10:00 до 17:00. Закрыто 24 декабря.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

В Беларуси расположен удивительный и неповторимый католический костел (Витебск). Собор за всю свою историю прошёл множество испытаний и пережил немало разрушений, что сделало его ещё более величественным и грандиозным. На сегодняшний день этот храм считается одной из главных достопримечательностей города, и практически все туристы, приезжающие сюда на экскурсию, начинают свой осмотр именно с этого места.

Путешествие в прошлое

Как свидетельствуют сохранившиеся записи города, был возведён ещё в 1785 г. этот костёл (Витебск). Собор Святой Варвары (история его очень интересна) строился вначале в качестве кладбищенского католического храма на пожертвования местного дворянина. Через некоторое время возле этого сооружения появились небольшой домик и часовня, построенные на деньги витебского хорунжего. Таким образом, собор, возведенный в честь прославленной мученицы и покровительницы от внезапной смерти, стал приходским.

Этот храм стал очень популярен среди местного набожного населения, и через сто лет его приход составил около двух тысяч человек, хотя сам собор Святой Варвары (Витебск) смог вместить только сто пятьдесят прихожан. Именно поэтому было решено возводить новое и более просторное сооружение.

Второе строение

Разработкой проекта здания занимался известный инженер и архитектор В. Пиотровский. По его задумке, новый храм должен был быть из камня, а не деревянным, каким ранее был этот католический костёл (Витебск). Собор Святой Варвары в своём обновлённом виде был открыт для прихожан в декабре 1885 г., накануне великого Рождества Христова.

Все жители города теперь могли посещать величественный собор, который отличался кардинальным образом от предыдущей постройки. В таком виде храм простоял до 1935 г., пока не был закрыт, как и многие другие религиозные сооружения, по распоряжению советской власти. Практически все храмы были разграблены, так как в эти годы переживал свой культурный упадок город Витебск. Собор Святой Варвары (Белорусия), к сожалению, ждала та же участь, и его здание использовали под склад удобрений.

Не пощадила красивый храм и Вторая мировая война. Во время боевых действий костёл был практически весь разрушен, в особенности пострадали его башни. В послевоенный период к ремонтным работам сооружения тоже никто не спешил приступать.

Реставрация здания

Только лишь в восьмидесятых годах прошлого столетия местные городские власти решили, что нужно восстановить католический костёл (Витебск). Собор святой Варвары вначале хотели переделать в зал, предназначенный для проведения развлекательных мероприятий. К большой радости прихожан, этим планам не суждено было сбыться, и храм воскрес из руин, став вновь действующим приходом.

В 1993 г. в костеле произошло очень значимое для него событие - он был заново освещён архиепископом по многочисленным просьбам верующих католиков.

Внешний вид

На сегодняшний день одним из красивейших старинных зданий города считается этот католический Святой Варвары, архитектура которого была признана уникальным творением белорусского зодчества, нельзя назвать обычным и заурядным костёлом. Его здание сочетает в себе два наилучших стиля того времени: неоготику и неоромантизм.

Это сооружение представляет собой крестово-купольный храм из красного кирпича с двумя двухъярусными башнями на его главном фасаде. Здание разделено на нефы при помощи четырёх огромных столбов, а завершает такую конструкцию полукруглая аспида.

Окна храма разного размера и имеют форму арки. Весь костёл украшен снаружи разнообразными архитектурными деталями, созданными при помощи оригинальной кирпичной кладки, а его территория обнесена забором с красивыми воротами.

Все, кто видел это сооружение, говорят, что довольно торжественно и монументально выглядит данный католический костёл (Витебск). Собор Святой Варвары, фото, сделанные рядом с ним, - этому прямое подтверждение, очень органично вписывается в городскую застройку.

Внутреннее убранство

Это сооружение является поистине уникальным зданием среди других многочисленных архитектурных памятников прошлых лет не только благодаря своему величественному и красивому внешнему оформлению, отделка его помещений также весьма впечатляет туристов и местных жителей.

Северная столица Беларуси , Витебск , обладает богатейшей историей наравне с Полоцком, Туровом и . Раскинулся город вдоль береговой линии Западной Двины в месте слияния реки Витьбы, в честь которой назван, и Лучесы. Заложен в качестве замка княгиней Ольгой в 974 году. Уже к XV в. относился к пятнадцати крупнейшим по величине городам ВКЛ , позже завладел Магдебургским правом, вместе с которым получил и герб – главу Спаса с клинком под ним . Город активно торговал с прибалтами, чехами, немцами, итальянцами, венграми и жителями Московской державы. Сегодня достопримечательности Витебская привлекают достаточное количество туристов каждый год. В этом материале мы рассмотрим :

Посполитую, в войнах которой витебские хоругви являли исключительную стойкость и смелость. Однако Витебск не раз сжигался, теряя каждый раз свои уникальные постройки. Европейские вкупе с двумя мировыми войнами отметили его шрамами, после Великой Отечественной победителей встречали 118 человек. Словно феникс, жемчужина севера восставала из пепла, а жители снова встречали врага во всеоружии. Партизанское движение всегда имело повсеместное распространение. Так, Наполеон до Бородино был вынужден усилить гарнизон в два раза, а безликие кладбища гитлеровцев раскинулись по всей Витебщине .

Костел Святой Варвары

Костел Святой Варвары датирован 1785 годом постройки, является базиликой с тремя нефами, двумя башенными ярусами, с первоначально деревянного преобразовался в неороманско – неоготического вида костел из красного кирпича. Через несколько лет рядом с храмом была построена также каплица святого Креста. Представляет собой базилику с двумя башнями на главном фасаде.

В конце 19 века количество прихожан было намного больше, чем церковь могла вместить. Поэтому было принято решение о строительстве нового храма. Новая церковь была освящена в декабре 1885 года в честь Святых Варвары и Иосифа.

В начале 20 века был закрыт и использовался как склад. Во время второй мировой войны здание было частично разрушено.

Пострадав от войны и советской переделки в склад. Восстановлен в 1990 году, сейчас действующий католический храм. До 2011 года являлся кафедральным.

Площадь Победы “Три штыка”

Практически в каждом городе Беларуси есть мемориальный комплекс, посвященный героям Второй Мировой Войны. Необычный комплекс в народе известный как «Три Штыка » возвышается на берегу реки Двины.

Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам» (правильно он называется именно так) был возведен в 1974 году на площади Победы. Архитектором проекта выступил Ю.В. Шпит. Мемориальный комплекс, кроме центрального монумента, включает 2 бассейна с небольшими фонтанами, скульптурные композиции и 10 пилонов, расположенных по обеим сторонам площади.

Три штыка главного монумента символизируют подвиг героев кровавой войны. Каждый из 56-метровых обелисков-штыков украшен литыми рельефами: «Воины», «Подпольщики», «Партизаны». Пилоны главного комплекса объединены фундаментальным монолитным фризом. Внутри комплекса на подиуме в виде звезды зажжен Вечный огонь, который как будто подсвечивает надпись на внутреннем кольце, объединяющим 3 штыка, которая гласит «Слава Героям».

В начале первого десятилетия 21 века было принято решению о реконструкции одной из главных достопримечательностей Витебска. В начале мая 2010 символ города предстал перед жителями и туристами в новом облике. После реконструкции мемориальный комплекс открыл аллею воинской славы, которая включает в себя экспозицию боевой техники, большая часть которой сохранилась еще со времен Второй Мировой Войны. Символизм мемориального комплекса чем-то напоминает мемориальный комплекс Курган Славы .

Успенский собор

Успенский кафедральный собор находится на одноименной горе, построен по подобию взорванного советскими активистами здания. Изначально возведен в 1785 году, указом Павла I стал православным и обрел современное название в 1799 г.

В 1930-40 храм был разрушен до самого основания. Восстановлен в начале 21 века по проекту архитекторов И.Ротько и А.Михайлюковым. Успенский собор занял почетное место среди главных достопримечательностей Витебской области, является памятником виленского барроко.

С горы, на которой находится Успенский собор, открывается изумительный вид на город. История этого места полна тайн и загадок. Считается, что до строительства первой церкви тут (изначально эту гору называли Лысой) находилось языческое капище, на котором поклонялись Макоши - богине судьбы, плодородия и домашнего очага. Судьба храмов, которые предшествовали настоящему Успенскому собору в Витебске была трагичной - около семи построений сгорели, были разобраны или просто уничтожены.

Это святое место стоит посетить, чтобы послушать звон колокола, вес которого составляет 5200 кг. Является самым большим в Беларуси.

Свято-Покровский собор

Изучая достопримечательности Витебска, нельзя не упомянуть Свято-Покровский собор, который относится к главнейшим православным строениям синеокой. Создан собор в виде памятника классицизма.

Первоначально являлся костелом с католическим прошлым от монастыря тринитариев . Был модернизирован в каменную основу уже в начале 19 века, однако в 1831 году католиков изгнали, а через 9 лет костел стал приютом сирот и еще чуть позже – тюрьмой для женщин.

На начало 1858 года храм стал православным. В войну пережил серьезные разрушения основных элементов, а в 1980 году едва не был взорван. Сейчас под его крышей сестричество , мастерские швей и иконописцев, обширное хранилище книг и др.

Основание Троицкого монастыря заложено на стыке 14 и 15 веков, на его земле существовали как Троицкий собор , так и Покровская церковь . Около 1656 года патриарх Никон подарил Казанскую икону Богоматери. После пожара и последующего разрушения Покровской церкви возник и был освящен новый храм из камня. Казанская – единственная церковь, не закрытая властями после военных действий.

Экскурсии по Витебску

Стоит отметить громадный культурный вклад Витебска , внесенный Шагалом и Пеном, Кандинским и Малевичем , Репиным и Добужинским . Город стал оплотом авангардизма, не сдав позиций и ныне. Сейчас культурной визиткой являются Славянский Базар , театр им. Я. Коласа , музей Шагала .

Витебская ратуша

Витебская ратуша – один из немногих представителей подобных типов сохранившихся зданий. Первоначальное деревянное сооружение возвели в 1597 году при даровании Магдебургского права.

Современную конструкцию в стиле барокко, где размещен краеведческий музей, относят к 1775 г., тогда она состояла из двух этажей и башни посередине, в 1911 г. достроен и третий этаж.

Благовещенская церковь

Этот православный храм один из древнейших, так как был возведен в 974 году, на заре основания города Витебска. Именно поэтому храм считается одним из самых намоленных мест в городе. Конечно, за все время существования церковь была подвержена и погромам, и взрывам, и реконструкции, но, несмотря на это, она остаётся главным памятником архитектуры города.

Благовещенская церковь – представитель древнеполоцкого архитектурного направления 12 века, имеет шестистолпную трехапсидную крестово – купольную форму. Предполагается, что постройка произведена византийцами, это доказывает техника, замеченная только в Констатинополе .

При советской власти церковь была заброшена, находилась в запустении, и долгое время была закрыта. Во время Великой Отечественной войны здание храма было разрушено, но при этом храм оказался надежным кровом, и приютил в своих стенах огромное количество пострадавших жителей города, которые лишились своих домов. Была взорвана в 1961 году с руки Хрущева . В девяностых восстановлена на основе пятиметровой законсервированной кладки.

1992 год стал значимым для церкви, так как был разработан и утвержден проект восстановления церкви в ее первоначальном виде. Каменную кладку храма оставили неоштукатуренной, чтобы иметь представление как выглядели стены в первые века после постройки. Уже в начале января 1999 года в храме прошла первая служба.

Церковь Александра Невского

Деревянная церковь святого Александра Невского расположилась совсем рядом с Благовещенской, в парковой зоне, на площади тысячелетия. Необычная постройка 1990 года выполнена из дерева.

Воскресенская церковь

Храм обрел облик в 2009 году, однако церковь скопирована с храма 16 века, подорванного в 1936, относящийся к виленскому барокко, датирован 1772 годом. Изначально относился к униатам, а православным стал в 1834 г. Обладает одиннадцатью колоколами.


Музей Марка Шагала, а также арт-центр

Музей Шагала – часть ансамбля, посвященного этому великому творцу, авангардисту. Сам ансамбль – один из двух во всем мире, другой находится в Ницце. Музей основан на базе дома, построенным отцом Шагала в 1901 – 1905 гг. На дворовой площадке смонтирован памятник знаменитости. Экспозиция в доме выражена копиями архивов, фотографиями и трудами Шагала, а также элементами быта всей семьи.

Арт- центр Марка Шагала открыл свои двери в 1992 г, несмотря на недовольство горожан, ведь художник и его работы противоречили канонам жизни простого советского человека. В арт-центре можно встретить большое количество писем от жителей, с просьбой не открывать в Витебске еще один музей, посвященный художнику. В отличие от множества других музеев, посвященных жизни и творчеству Шагала, арт-центр в своей экспозиции делает акцент на показ внутреннего восприятия великого авангардиста через его картины и сценографии.

Арт-центр Марка Шагала действительно уникален: комнаты музея хранят более 300 различных работ авангардиста, включая литографии и офорты. Музей долго и кропотливо собирал работы художника со всего Мира. Дети и внуки Шагала, друзья и знакомые – многие подарили музею иллюстрации и графические работы разных периодов творчества. Также на базе арт-центра открыта научная библиотека, где хранится более 3 000 изданий. Благодаря щедрому дару немецкого доктора Генриху Манделю, который подарил арт-музею множество книг и образцов графики.

Советуем посетить арт- центр Марка Шагала именно 7 июня. В этот день отмечается день рождения признанного мастера. Дом-музей и арт-центр имени Марка Шагала устраивают красочные мероприятия и выставляют самые известные работы художника, собранные по всему Миру. Не только эти два музея, но и весь город окунается в атмосферу праздника. На улицах проходят чтения и выступают артисты.

Национальный академический драматический театр Якуба Коласа

Театр расположился на берегу реки Западная Двина. Строительство здания театра, которое украшает своим фасадом площадь Тысячелетия Витебска, было начато в 1956 году. Через 2 года проект двух архитекторов И. Рыскиной и А. Максимова был завершен.

Середина 50-х гг 20 века была непростой для архитекторов: политика отказа от «ненужных излишеств» и отказ от стиля «Сталинский ампир» заставила И.Рыскину и А. Максимова упростить проект и сделать его похожим на многие другие. Главный вход украшает дорический портик, оформленный восьмью колоннами и треугольным фронтоном. Со стороны берега реки Двины фасады украшают пилястры, классические для того периода лепные вставки и руст. Задний фасад венчает еще один четырехколонный портик.

С момента открытия на сцене национального академического театра имени Якуба Коласа было поставлено множество спектаклей и пьес, как белорусских драматургов, так и мировых писателей. Театр по праву носит имя Якуба Коласа: зритель увидел практические все пьесы народного писателя. Однако самым известным, по праву, считается спектакль-комедия «Нестерка» В. Вольского, премьера которого состоялась еще в далеком 1946г. и идет и по сей день. На сцене театра с аншлагом проходит множество концертов и творческих проектов: «У девяти муз» и «Музыкальные собрания», Международный конкурс молодых исполнителей «Витебск» и многие другие. Десятки известных драматических актеров неразрывно связаны с этим театром. И труппа театра неустанно пополняется новыми талантами – выпускниками БГХТИ и других учебных заведений.


гимназия мужская Неруша, середина 19 века.
Здание бывшего женского епархиального училища (конец 19 века).
бывший дворец губернатора (начало 19 века). В этом месте останавливался Наполеон в 1812 году
Сейчас в здании бывшего поземельно-крестьянского банка находится ветеринарная академия

Достоины внимания также следующие сооружения: монастырь базилиан 1682 года основания, обладающий тремя этажами и Т – образной формой; Свято – Духов монастырь 15 века, также восстановленный из ничего, обладающий церковью в один купол и 2 – этажной постройкой; памятник героям войны 1812 года в виде колонны с уникальной композицией; еврейское училище “Талмуд Тора”, представленное заведением по изучению иврита для бедных и сирот; женское епархиальное училище в виде здания в три этажа с поразительным декором.

Подытожив, хочется отметить противоречивый дух Витебска с его странной очаровывающей смесью современности и древней основы, проглядывающей из каждого угла города. Для горожан это привычно, для гостей же представляется возможным окунуться в древнее эхо нашей Беларуси .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

turturist.ru - Академия путешественника