Нападение на Пёрл-Харбор. Нападение на перл-харбор было провокацией сша, считают политологи Порт перл харбор

Содержит немало ярких страниц, оказавших решающее значение на ход военных действий и стали предметом детального изучения. Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 года по праву можно назвать одним из таких событий, ставшим знаковым для истории и определившим последующий ход военной кампании на Тихом океане.

Предыстория атаки

Комбинированная атака Японии на американский военно-морской флот непосредственно в базе его дислокации стала результатом долгой и кропотливой работы Императорского Генерального Штаба. Ответов на вопрос, почему объектом нападения стала американская военно-морская база, существует немало. Основная причина внезапного нападения кроется в желании японцев одним мощным ударом вывести из строя американский Тихоокеанский флот. Удачная атака позволила бы японским вооруженным силам свободно осуществлять последующую экспансию на Азиатско-Тихоокеанском военном театре.

После падения Франции Япония воспользовалась удобным моментом и оккупировала Южный Индокитай. В ответ на японскую экспансию США и Великобритания ввели нефтяное эмбарго на экспортные поставки нефти в Страну Восходящего Солнца. Эти экономические санкции серьезно подорвали экономический и промышленный потенциал Японии. Военно-морской флот этой страны целиком и полностью зависел от экспорта нефти и подобные меры со стороны Америки и их европейских союзников сильно ударили по боеспособности Японской Империи. Японцы стали лихорадочно искать выход из создавшегося положения. Решение пришло само собой. Японский флот должен был вместе с армией захватить богатые нефтяными месторождениями острова Индонезийского архипелага. Естественно, на такой шаг можно было решиться только с учетом вероятной реакции американцев на подобные действия. Присутствие американского линейного флота в Перл-Харборе ставило тыловые японские коммуникации под угрозу.

Был принят вариант, который предусматривал первоначально уничтожение потенциальной угрозы в виде морской силы США на Тихом океане. Далее при благоприятном результате можно было приступать к планомерной оккупации островов Голландской Индии. Императорский Штаб хотел перехватить инициативу, чтобы в дальнейшем диктовать свою стратегию войны и мира на этом театре военных действий.

Вывести американцев из игры и лишить их военно-морского флота можно было либо в результате генерального морского сражения, либо внезапным ударом. Такой позиции придерживался генеральный штаб Страны Восходящего Солнца, однако военно-морское командование считало собственные военно-морские силы недостаточно сильными для достижения успеха в прямом единоборстве с американским линейным флотом. Предпочтение отдавалось нанесению превентивного удара по силам американцев непосредственно в местах дислокации флота. Весной 1941 года весь Тихоокеанский флот США был перебазирован на Гавайские острова, тем самым взяв под контроль всю центральную часть Тихого океана, поэтому Япония напала на Перл-Харбор не случайно. Этому предшествовал ряд военных и политических событий, которые прямо или косвенно влияли на расстановку сил в этом регионе земного шара.

Удар японцев по Перл-Харбору

Основная задача, которая ставилась перед военно-морским командованием Императорского флота, заключалась в нанесении комбинированного удара по стоянке военно-морского флота США на Тихом океане в бухте Перл-Харбор. Атаковать американские корабли планировалось двумя способами:

  • ударом из-под воды, используя для этого мини-подлодки;
  • ударом морской авиации, базирующейся на авианосцах.

Главной целью японских военных являлись американские авианосцы. На подводные силы возлагалась задача тайком пробраться на внутренний рейд американской базы и суметь поразить торпедами наиболее важные с военной точки зрения американские корабли. Авиация первоначально должна была наносить отвлекающий маневр, атакуя силы ПВО военно-морской базы. При необходимости акцент мог сместиться на действия морской авиации, которая должна была повредить корабли противника на местах якорной стоянки. Удар должен был не только снизить боеспособность американского флота, но и надолго закупорить выход из базы, лишив тем самым американцев возможности вывести свой флот на оперативный простор. Для того, что бы понять всю важность принятого японцами решения и почему была выбрана база на Гавайских островах, достаточно оценить место расположения ВМБ Перл-Харбор на карте.

Силы сторон перед началом боя

Видная роль в подготовке нападения на Перл-Харбор отводится адмиралу Ямамото, который выстроил всю тихоокеанскую стратегию Императорского флота. Именно Ямамото был приверженцем идеи, что японцы должны напасть первыми. Японский адмирал стал вдохновителем идеи внезапной атаки силами авиации военно-морского флота США на его главной базе. Исполнителем и командующим операцией был назначен адмирал Нагумо. По подсчетам японских военных, основной силой, которая способна была выполнить поставленные задачи, являлись японские авианосцы. Для участия в операции планировалось использовать все 6 имеющихся на тот момент в Императорском флоте авианосцев.

В операции задействовали лучших пилотов, собранных со всех авиационных подразделений военно-морского флота. Количество самолетов, отведенных для участия в налете, составляло громадную цифру — почти 400 единиц. В состав ударных соединений морской авиации входили пикирующие бомбардировщики Aichi D3A1 (тип «99»), самолеты-торпедоносцы Nakajima B5N2 (тип «97»). Прикрывать атакующие самолеты должны были японские истребители Mitsubishi A6M2 (тип «0»), известные всему миру как «Zero».

Морская компонента будущей операции состояла из кораблей прикрытия и 30 подводных лодок. Пять из этих субмарин представляли собой миниатюрные мини-подлодки, управляемые экипажем из 2-3 человек. К месту атаки лодки должны были быть доставлены японскими эсминцами, после чего подводные аппараты должны были самостоятельно проникнуть в бухту.

Большая роль в успехи операции отводилась режиму секретности. Для ударного соединения к месту проведения операции был проложен обходной маршрут. Перед тем как с палуб японских авианосцев взлетели первые самолеты, японская эскадра прошла не одну тысячу миль. За все 10 дней похода американцам так и не удалось обнаружить столь крупное соединение кораблей в океане, и они совершенно потеряли японцев из виду. Японские авианосцы прикрывали в море два линейных крейсера, два тяжелых и один легкий крейсер. Эскорт соединения обеспечивался 9 эсминцами.

Командование Тихоокеанским флотом США, адмирал Киммель и высшее командование вплоть до Комитета начальников штабов находились в полном неведении о готовящемся нападении. На тот момент в бухте Перл-Харбор находились все основные силы Тихоокеанского флота, включая:

  • 8 линейных кораблей;
  • 2 тяжелых крейсера;
  • 6 легких крейсеров;
  • 30 эсминцев и миноносцев;
  • 5 субмарин различного класса.

Авиационное прикрытие базы осуществляли почти 400 самолетов.

Имея такое крупное и мощное соединение морских и воздушных сил, американское командование даже не предполагало вероятность атаки базы с моря. Спасло американцев от катастрофических последствий и полного разгрома отсутствие на базе авианосцев. Три из находящихся в составе флота авианосца — «Саратога», «Лексингтон» и «Энтерпрайз» находились кто в море, кто проходил ремонт на Западном побережье США. Информацию о том, сколько в гавани Перл-Харбора находится авианосцев, японцы упустили. Бой проходил в основном между американскими кораблями, силами ПВО военно-морской базы и японской морской авиацией.

Начало атаки на Перл-Харбор

Полученный адмиралом Нагумо шифрованный приказ, содержащий фразу «Взойдите гору Ниитака» означал, что атака на военно-морскую базу Тихоокеанского флота Перл-Харбор должна состояться 7 декабря. Этот дата стала знаковой, определив весь дальнейший ход Второй Мировой войны.

Японские корабли находились в 230 милях к северу от острова Оаху, когда в воздух поднялись самолеты первой волны. Основной ударной силой были 40 торпедоносцев, вооруженные торпедами, способными поражать корабли противника на мелководье. Вместе с торпедоносцами в воздух были подняты еще 49 самолетов, каждый из которых был вооружен одной 800 килограммовой торпедой

В качестве поддержки торпедоносцев вместе с ними в воздух поднялся 51 пикирующий бомбардировщик, оснащенный 250 кг бомбами. Прикрытие осуществляли 43 истребителя «Zero».

Вся эта воздушная армада появилась над островом Оаху в 7-50. Через пять минут в гавани военно-морской базы раздались первые взрывы. В 8:00 адмирал Киммель передал открытым текстом экстренное сообщение всем командирам судов, командующим Азиатским и Атлантическим флотом: «Воздушная атака на корабли – это не учения». Желаемый для японцев эффект внезапности был достигнут, хотя еще на подходе к главной базе американского флота японские авианосцы были замечены американскими военными судами.

Американские корабли были сосредоточены на небольшом замкнутом пространстве внутреннего рейда. Линкоры выстроились как на параде, друг за другом. Крейсера и эсминцы стояли, прижавшись друг другу у причальной стенки. Большая скученность кораблей, отсутствие на многих судах половины команды и раннее время атаки превратили бой в полномасштабное побоище. Японские летчики заходили в атаку как на учениях, поражая американские корабли торпедами и бомбами. Те суда, которые сумели избежать попадания торпед пытались выйти из гавани, чтобы не погибнуть на внутреннем рейде. Основная боевая сила американского Тихоокеанского флота, линкоры «Оклахома», «Калифорния», «Западная Вирджиния» и «Аризона» были потоплены. Сильно повреждены линейные корабли «Теннесси» и «Невада», которую американцам пришлось посадить на мель при выходе из бухты Перл-Харбора.

Помимо линейного флота, американцы потеряли 4 эсминца и одно госпитальное судно. Сильные повреждения получили два крейсера. В ходе первой атаки японским летчикам удалось парализовать ПВО американской базы, уничтожив на земле 188 самолетов. Только вторая волна японских самолетов, прилетевшая добивать остатки разгромленного флота, натолкнулась на организованное сопротивление американских пилотов.

Результат атаки на Перл-Харбор

В итоге бой закончился практически полным уничтожением большей части линейных кораблей Тихоокеанского флота и сильными повреждениями других военных судов. На воде и на суше в ходе внезапного нападения Японии американцы потеряли 2403 человек. Почти третья часть из всех погибших составляла экипаж погибшего линкора «Аризона». Сегодня о былой трагедии напоминает мемориал в бухте Перл-Харбор, установленный на месте гибели «Аризоны». После японской атаки, которая стоила японскому флоту 29 сбитых самолетов и четырех потопленных мини-подлодки, американский флот вынужден был на полгода перейти к обороне на всем Тихоокеанском морском театре.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Позже других стала строить свою колониальную империю. Только во второй половине XIX века эта страна изменила своему вечному изоляционизму и обратилась к внешней экспансии. Однако за строительство своей сферы влияния Страна восходящего солнца взялась с небывалым напором. Широкая программа реформ и экстраординарные усилия вывели Японию в число первоклассных держав. Амбиции новой империи неизбежно столкнулись с интересами старых держав.

Сама Япония была очень бедна на любые ресурсы , но рядом лежали грандиозные просторы Восточной Азии. Проблема состояла только в том, что все самые интересные для колонизации области или прямо входили в западные колониальные империи , или находились под их контролем. Британию, Голландию, Францию, США, естественно, беспокоил рост могущества Японии. Однако стратегические ресурсы – от нефти до каучука – находились не в японских руках.

Хотя общепринятая дата начала Второй мировой войны – 1 сентября 1939 года, в Азии на этот счёт имеют своё мнение. В 1931 году японские войска вторглись в Манчжурию , а с 1937 года началось полноценное завоевание Китая. Поначалу крупные державы лишь негласно поддерживали сопротивление Китая. СССР, США, европейские страны присылали военные материалы, добровольцев и инструкторов.

Советские командиры на берегу озера Хасан во время вторжения японских войск. Летом 1938 года у озера Хасан между советскими и японскими войсками произошёл двухнедельный конфликт, закончившийся победой СССР. Фото © РИА Новости

В 1938 и 1939 годах японцы прощупали позиции СССР на озере Хасан и реке Халхин-Гол . В первом случае атака выродилась в тяжёлые бои с неопределённым результатом. Зато на Халхин-Голе японский контингент был наголову разгромлен Красной армией . После этого в Японии постепенно теряли энтузиазм по поводу сухопутных кампаний. Планы большой войны против СССР легли под сукно (как оказалось, навсегда), зато замыслы морских походов теперь прорабатывались активнее. Тем более что обстановка для японцев на этом направлении улучшилась.

Европейским странам было не до Восточной Азии, у них хватало своих забот в Европе, где начиналась новая мировая война. Однако пока в стороне оставались США. Американцы с беспокойством следили за попытками Японии расширить свою сферу влияния по всей катушке компаса. В Белом доме политики как раз себя видели гегемонами на Тихом океане.

В 1940 году, когда Гитлер избил армии союзников на европейском континенте, японское правительство начало посылать англичанам и французам ультиматумы, требуя пресечь снабжение Китая оружием и боеприпасами. Черчилль без особого удовольствия пошёл на это, хотя происходящее напоминало недавний Мюнхенский сговор .

Времени британцы выгадали немного. Японцы начали с ограбления французских колоний, за которые никто не мог драться теперь, когда саму Францию разгромил Гитлер. Французский Индокитай – нынешние Вьетнам, Камбоджа и Лаос – был фактически аннексирован Японией и дружественным ей Таиландом. После этого японцы нацелились на принадлежавшую Нидерландам Индонезию . Смысл японских притязаний был очевиден. Никель, каучук, нефть, марганец – Индонезия должна была стать ресурсной базой Японской империи.

Авианосец "Дзуйкаку" перед атакой Пёрл-Харбора в заливе Хитокаппу. Фото © Wikimedia Commons

После этого в Вашингтоне уже не просто обеспокоились, а начали бить во все колокола. Японские вклады в американских банках заморозили , а президент Рузвельт отказался от встречи с представителями Токио для обсуждения планов раздела Азии. Более того, Рузвельт объявил о необходимости вывода японских войск из Индокитая.

С сентября 1941 года Япония готовилась к войне. Её противниками становились разом Британия, Франция, Нидерланды и США .

Жемчужная гавань

Проблемой Японии была острейшая нехватка ресурсов. Страна сумела создать мощный флот, великолепно подготовленную морскую авиацию – но не имела возможности вести войну против великих держав годами. Начальник Генерального штаба флота Нагано сформулировал прямо: в первые же дни войны следует нанести противнику страшный удар, от которого неприятель не оправится. Главными объектами атаки должны были стать Сингапур, Филиппины, Гонконг и база американского флота на Гавайях, в Пёрл-Харборе .

Групповая фотография лётчиков-истребителей из авиагруппы японского авианосца "Дзуйкаку" перед атакой Перл-Харбора . Известны имена лишь нескольких пилотов. Во втором ряду, третий справа, – лейтенант Масао Сато, левее него – Масатоши Макино и Йузо Тсукамото. Фото © Wikimedia Commons

Ключевая база флота США на Тихом океане, Пёрл-Харбор, или по-русски – Жемчужная гавань , находилась на Гавайях. Как легко заметить, она расположена очень далеко от тех районов, которые хотели завоевать японцы. Однако Пёрл-Харбор мог стать базой для удара в тыл японскому флоту и армии. Японцы рассчитывали, что разгром базы и уничтожение находящихся там кораблей дадут им несколько месяцев операций без серьёзного сопротивления, а боевому духу американцев будет нанесён сокрушительный удар.

План армии и флота предусматривал быстрый захват "оборонительного периметра" от Бирмы через Тимор, Новую Гвинею и атолл Уэйк до Курил, после чего нужно было оборонять достигнутые рубежи. Для этого требовалось разбить все неприятельские флоты ошеломительным ударом. Англичане вели войну в Европе и могли послать на Тихий океан буквально считаные крупные корабли. Франция и Нидерланды были оккупированы и толком не могли сопротивляться. Оставалась главная проблема – флот США .

В ноябре обе стороны уже понимали, что столкновения не избежать. Более того, американцы даже начали играть на обострение. 26 ноября японскому правительству направили ноту, жёсткую по любым меркам. От Токио требовали уже не вывода войск из Индокитая, а полного очищения Китая и заключения договора о ненападении со всеми соседями, включая СССР, Нидерланды и тот же Китай . По сути, японцам предложили капитулировать.

Между тем японский флот уже вышел в море. Его целью был Пёрл-Харбор с его линкорами, которые считались главной ударной силой флота. Костяк атакующих сил составляли шесть японских авианосцев.

Японские самолёты готовятся к взлёту с тяжёлого авианосца "Секаку" (Shokaku), чтобы атаковать Пёрл-Харбор. Фото © Военный альбом

Налёт планировал адмирал Исороку Ямамото . Этот флотоводец буквально молился на морскую авиацию и отдавал приоритет именно авианосным соединениям. Непосредственно командовал нападением вице-адмирал Тюити Нагумо . Этому адмиралу приписывали определённый недостаток творческого мышления, но едва ли кто-то мог подвергнуть сомнению его профессионализм. Когда ещё шли дискуссии между дипломатами, эскадра Нагумо уже собралась у острова Итуруп (ныне российская территория). 2 декабря, уже будучи в пути, Нагумо получил депешу: "Дата объявления войны – 8 декабря". На Гавайях из-за разницы времени это было ещё 7-е число.

Американцы уже догадывались, что происходит. Но догадываться не означает знать. Гавайи считались слишком далёкой целью для японской атаки. Поэтому перехваченную телеграмму для японского консула в Гонолулу просто отложили в общую очередь на дешифровку. 6 декабря американцы выяснили, что крупное японское соединение движется на Сингапур . Это было правдой, но из полученных сведений сделали вывод: раз японцы планируют нападение на английскую колонию, значит, Гавайям ничего не угрожает.

Хазбенд Киммель

Тем временем в Пёрл-Харборе адмирал Киммель , командовавший тихоокеанскими силами США, распорядился о приведении базы в повышенную готовность. Американцы опасались актов саботажа, поэтому приняли откровенно спорное решение – сосредоточили самолёты в одном месте, чтобы в случае чего их было проще защитить от диверсантов . В действительности их собрали на погибель под ударами японской авиации.

Японцы спланировали комбинированную атаку бомбардировщиков и торпедоносцев. Дело в том, что корабли стояли в гавани Пёрл-Харбор зачастую в два ряда, так что поразить торпедами можно было не все. Противоторпедные сети в гавани отсутствовали – ошибочно считалось, что она слишком мелкая.

Американцам существенно повезло: по причинам, не связанным с будущей войной, Пёрл-Харбор заблаговременно покинула часть кораблей, в том числе авианосцы "Лексингтон" и "Энтерпрайз". Учитывая, насколько сложны и дороги в производстве авианосцы, это можно назвать огромным везением. В итоге в гавани находились восемь линкоров и множество более мелких судов и кораблей.

Воскресенье под бомбами

После семи часов утра американская РЛС засекла неопознанные самолёты. Об этом честно доложили начальству, но офицеры предположили, что это американские самолёты, которых как раз ожидали. Офицер, которому доложились операторы РЛС, просто сказал: "Не беспокойтесь об этом".

Как раз в этот момент в Вашингтоне расшифровали очередную японскую радиограмму – и схватились за голову. Криптографы не оставили сомнений: речь идёт о скором начале войны. На Гавайи отправили предупредительную радиограмму. Она опоздала буквально на считаные минуты.

Фото © Wikimedia Commons

В 07:51 первая волна бомбардировщиков под командой капитана 1-го ранга Мицуо Футида зашла на цель. Футида отстучал на авианосец сигнал "Тора-тора-тора!" ("Тигр-тигр-тигр!") Это был сигнал об успешном начале атаки.

Японские бомбы начали падать на аэродромы и стоянки кораблей.

Адмирал Киммель выбежал на веранду своего дома, как раз чтобы увидеть, как торпедоносцы заходят на его корабли. Присутствовавшая жена одного из офицеров показала на гавань и крикнула: "Они приканчивают "Оклахому !" – "Я вижу, что они делают", – сквозь зубы ответил адмирал.

Японский план оказался далеко не идеальным. Многие лётчики искали цели фактически самостоятельно, поэтому бомбы обрушились на не самые важные цели. Так, в сито превратили, приняв за боевой линкор, старый корабль-мишень. Отдельная группа самолётов разбила базу летающих лодок – далеко не самый значимый объект на базе. Японцы даже гонялись за отдельными легковушками!

Фото © Wikimedia Commons

Однако основная масса самолётов ударила по тем целям, по которым и собирались бить изначально. Американская ПВО отвечала очень вяло. Было воскресенье, многие моряки находились в увольнении и теперь ошалело наблюдали с берега за гибелью своих кораблей. Один из офицеров как раз вышел из душа и осознал, насколько серьёзно всё происходит, когда прямо над его ванной комнатой на полном ходу пролетел бомбардировщик.

На многих кораблях сначала отреагировали вяло: "Какого чёрта, сегодня воскресенье, неужели нет других дней, чтобы устраивать учения!" Однако бомбы и торпеды быстро убедили в серьёзности происходящего.

В линкор "Оклахома " (тот самый, на который показывала женщина адмиралу Киммелю) попало четыре торпеды. Это был фатальный удар, корабль тут же начал опрокидываться. Линкор, по описанию очевидцев, рухнул на бок "медленно и величественно". Затем по линкорам отработали бомбардировщики. Одна из бомб попала точнёхонько в погреба линкора "Аризона ". Огненный столб взметнулся на 300 метров. Корабль вспыхнул как факел и стремительно начал погружаться. Погиб почти весь экипаж. Особенно страшной оказалась судьба моряков, заблокированных во внутренних помещениях линкора: они захлебнулись лишь некоторое время спустя. Эффект от налёта мог быть ещё страшнее, но японцы использовали бомбы не лучшего качества и многие из них просто не взорвались .

В 08:12 Киммель послал в Вашингтон радиограмму: "Японцы бомбят Пёрл-Харбор". В этот момент в гавани уже полыхал грандиозный пожар. Многие члены экипажей попрыгали в воду, но теперь сгорали заживо: на поверхности пылал мазут.

Фото © A&E TELEVISION NETWORKS, LLC

30. АТАКА НА ПЕРЛ-ХАРБОР

Я выгнал его со службы потому, что он не проявлял уважения к власти президента. Только поэтому. Я выгнал его вовсе не потому, что он тупой сукин сын, хотя это и правда, но у генералов это вовсе не считается пороком. Иначе половина, если не три четверти наших генералов оказались бы в тюрьме.

Президент Тарри Трумэн по поводу отстранения генерала Макартура от командования американскими войсками в Корее

Дата нападения на Перл-Харбор была выбрана не случайно. В докладе императору адмирал Нагано (начальник генерального штаба военно-морского флота) объяснял: «Дополнительные преимущества мы получим, начав действия в воскресенье, день отдыха американцев, когда относительно большое количество боевых кораблей сосредоточивается в порту Перл-Харбора».

Нагано также сказал императору: «Мы считаем, самым благоприятным временем будет приблизительно двадцатый день лунного цикла, когда луна на небе светит с полуночи до восхода солнца». Сверившись с лунным календарем, японские военачальники выяснили, что воскресенье, 7 декабря 1941 года, приходится на девятнадцатый день лунного цикла, и решили, что это именно то, что нужно.

Беспрецедентное по мощности ударное авианосное соединение из шести кораблей под командованием адмирала Нагумо сопровождали два быстроходных линкора, три крейсера, девять эсминцев, три подводные лодки и восемь танкеров, которым предстояло пополнять запасы горючего на боевых кораблях в пути. Бросив вызов зимним штормам, японцы выбрали северный путь, проходящий вдалеке от основных морских путей, избегая районов, которые, как им было известно, патрулируются с воздуха. Погода, учитывая время года и широты, была очень благоприятной. Перекачка топлива - задача, которая оказалась бы очень сложной в шторм при сильном волнении, - осуществлялась в спокойную погоду под прикрытием тумана. Даже на заключительной стадии операции погода благоволила к японцам. Когда первая волна самолетов подлетела к Перл-Харбору, тучи разошлись в самый благоприятный момент, так что все укрепились во мнении, что операции обеспечена милость богов.

Японцы ожидали, что их корабли будут обнаружены и атакованы. Ямамото предупреждал своих людей, что им, вероятно, придется с боем пробиваться к исходным позициям. Они были изумлены, обнаружив, что американцы оказались совершенно не готовы к нападению и практически не оказали сопротивления.

В отличие от западных держав, Япония сознавала важность разведки. Шпионы обеспечили японское командование подробными схемами причалов Перл-Харбора и графиком прибытия и отбытия американских линкоров. Особое значение при планировании операции имело то обстоятельство, что в выходные дни американский флот, как правило, находился в гавани. Однако ничто так не содействовало успеху японского налета, как отсутствие у американцев дальней авиационной разведки. Во время расследования причин катастрофы было выдвинуто оправдание, что в наличии имелось всего 36 боеспособных самолетов, таким образом, ведение полноценной круговой разведки было невозможно. Во-первых, флот мог попросить самолеты у сухопутных войск, однако этому помешало межведомственное соперничество. Во-вторых, в любом случае, по общему убеждению, нападение, если оно вообще должно было осуществиться, следовало ожидать с севера, поэтому хотя бы в этом секторе можно было сосредоточить имеющиеся разведывательные самолеты.

3 декабря дешифровальщики прочли сообщение, направленное из Токио японскому посольству в Вашингтоне, предписывающее шифровальщикам уничтожить все шифраторы и шифровальные таблицы за исключением одной машины и одного комплекта. Помощник госсекретаря, ознакомившись с этим документом, сказал, что «шансы избежать войны уменьшились с одной тысячной до одной миллионной». Президент Рузвельт придерживался того же мнения. «Как вы думаете, когда это начнется?» - спросил он помощника по военно-морским делам, показавшего ему этот перехват. Но адмирал Хасбенд Э. Киммель, командующий Тихоокеанским флотом США, не видел признаков надвигающейся войны. Флот продолжал жить по законам мирного времени. Даже несмотря на успешную операцию в Таранто, американские адмиралы продолжали упрямо цепляться за предположение, что для эффективного действия торпеды, сброшенной с самолета, требуются глубины не меньше 100 футов. Киммель запретил устанавливать противоторпедные сети в районе причалов, заявив, что это помешает передвижению судов.

Похоже, генералы и адмиралы сходились в одном: никаких уступок надвигающейся угрозе войны быть не должно. В день накануне японского нападения контр-адмирал Лири, осматривавший легкий крейсер «Феникс», специально надел белые перчатки, чтобы проверить наличие пыли. Только после окончания инспекции команда была отпущена на берег. Однако в практическом отношении корабль оказался совершенно не подготовлен к бою: когда на следующее утро началась атака, пришлось срубать замки с дверей крюйт-камеры и срывать тенты над зенитными орудиями, чтобы очистить им поле деятельности. К тому же выяснилось, что многие взрыватели зенитных снарядов были ненадежными: неразорвавшиеся снаряды «дождем сыпались на берег».

Офицеры, требовавшие от подчиненных подготовки к войне вместо мирной рутины, были крайне непопулярны. Старший офицер (первый заместитель командира) крейсера «Индианаполис», державший корабль в «боевой готовности номер два», то есть с расчехленными орудиями, готовыми к бою, и приготовленными боеприпасами, выслушивал жалобы от жены: «Жены всех офицеров крейсера спрашивают меня: «Что делает «Индианаполис»? Собирается воевать в одиночку?» Их мужья почти не бывают дома, и они этим очень расстроены». Уже после нападения, когда опасения старшего офицера подтвердились, капитан сказал: «Еще неделя - и команда вышвырнула бы нас за борт».

Давным-давно, еще в 1921 году, генерал Военно-воздушного корпуса «Билли» Митчелл осуществил демонстративную бомбардировку старых линкоров, показав, что самолеты способны топить крупные боевые корабли. Это не понравилось ни крупным сталелитейным корпорациям, строившим эти могучие корабли, составлявшие основу флотов всех ведущих мировых держав, ни обожавшим линкоры адмиралам, стоявшим во главе этих флотов. Потопление левиафанов объяснили тем, что Митчелл нарушил ограничения, наложенные на него теми, кто был решительно настроен любой ценой добиться неудачи его демонстрации. Несмотря на некоторые уроки первого года войны в Европе, об ударной мощи бомбардировочной авиации вскоре забыли. Даже Ямамото у себя в Японии пришлось бороться со скептиками, сомневавшимися в возможности уничтожения крупных боевых кораблей ударами с воздуха.

Теория заговора

Сумятица и неразбериха, приведшие к катастрофе, породили сотни надуманных теорий. Своей внутренней политикой Рузвельт нажил себе жестоких врагов, готовых поверить в худшее о нем. Книг и статей о случившемся, порой вышедших из-под пера высокопоставленных американских чиновников, предостаточно. Многие необоснованно утверждают, что президент Рузвельт сознательно спровоцировал Японию, способствовав катастрофе Перл-Харбора. В доказательство своей точки зрения они приводят превратно истолкованные и искаженные отчеты об американо-японских переговорах, утверждая, что президент догадывался о предстоящем нападении.

Наиболее полным трудом о случившемся является 3500-страничный труд Гордона У. Прэнджа, являющийся результатом 37-летних исследований. В нем автор справедливо отвергает все подобные вымыслы. Как можно согласиться с тем, что Рузвельт готов был пожертвовать Тихоокеанским флотом - самым главным оружием надвигавшегося вооруженного столкновения, - чтобы оправдать объявление войны?

Самыми вздорными являются теории, обвиняющие Черчилля в заговоре направленном на втягивание в войну Соединенных Штатов. Премьер-министр Великобритании якобы знал о готовящемся нападении на Перл-Харбор, но ничего не сделал, чтобы его предотвратить. В одной недавно вышедшей книге утверждается, что англичане читали сообщения, посылаемые ударным соединением адмирала Нагумо, но Черчилль держал результаты перехватов в тайне от Соединенных Штатов. На самом деле американцы и сами могли читать японские шифры, но Нагумо был настолько полон решимости соблюдать радиомолчание, что со всех передатчиков были физически сняты операторские ключи.

Никому не было известно лучше Уинстона Черчилля, насколько уязвимы английские колониальные владения. В течение двух лет Великобритания высасывала силы из расквартированных в Юго-Восточной Азии войск, чтобы продолжать борьбу против германской военной машины. 1941 год она пережила исключительно благодаря непрекращающейся поддержке Рузвельта и помощи американского флота в Атлантике. Уж если Черчилль и стремился избежать чего-то, то первым в этом списке было японское вторжение в Малайю и Бирму (неизбежным следствием которого стало бы отвлечение вооруженных сил Соединенных Штатов на Тихоокеанский театр).

Зато катастрофа Перл-Харбора ознаменована огромным количеством ошибок и близорукой глупости. Труд Прэнджа отвергает мысль взвалить всю вину за случившееся на каких-то конкретных людей.

«Огромное пятно позора лежит на всей Америке, начиная от президента и кончая Четырнадцатым военно-морским районом и Департаментом Гавайских островов. Козлов отпущения Перл-Харбора нет».

Утром в день нападения командор Мицуо Фучида, летчик, выбранный Гендой для руководства ударными авиационными силами, проснулся в 5 часов. За завтраком ему сказали: «Гонолулу спит». На вопрос о том, откуда это известно, дежурный офицер ответил, что по радио передают спокойную музыку.

Осуществив последнюю дозаправку кораблей, Нагумо передал личному составу ударного соединения послание Ямамото. Вслед за адмиралом Того, составившим свое обращение к флоту в 1905 году на основе знаменитого приказа Нельсона перед Трафальгарской битвой, Ямамото объявил: «От исхода этого сражения зависит взлет и падение империи. Пусть каждый выполнит свой долг».

Авианосная армада заняла исходные позиции в 235 милях к северу от цели в 6 часов утра 7 декабря 1941 года. Вице-адмирал Нагумо находился на борту авианосца «Акаги». Ветер трепал поднятый на мачту исторический флажок «Z», бывший на флагмане Того во время Цусимского сражения 1905 года, закончившегося сокрушительным поражением русского флота.

Два из имевшихся в распоряжении Нагумо авианосца, «Сёкаку» и «Дзуйкаку», были совершенно новыми, и летчики с них не имели боевого опыта. Им предстояло обеспечивать поддержку действий основных сил. Первыми поднялись в воздух летающие лодки «Аити» Е13 А («Джейк»). Им предстояло убедиться, что на пути ударной армады нет кораблей противника. Затем все авианосцы развернулись на восток, против ветра, и увеличили скорость до 24 узлов. Их палубы поднялись вверх под углом 10 градусов. Впоследствии Фучида говорил, что в обычных условиях «ни одному самолету не было бы разрешено подняться в воздух… Каждый очередной взлетевший самолет встречали громкими криками». Флагман, «Kara», «Сорю» и «Хирю» подняли в воздух первую волну. Большинство летчиков отказались брать парашюты, заявив, что в случае серьезного повреждения самолета «превратят его в бомбу» - ценой своей жизни направят его на противника.

Первая волна состояла из 183 машин. Сначала с палуб авианосцев взлетели 43 истребителя А6М2 «Зеро», быстро набравшие высоту, чтобы прикрывать с воздуха взлет остальных самолетов. Затем поднялся 51 пикирующий бомбардировщик «Аити» ДЗА4 («Вэл»), потом 49 бомбардировщиков «Накадзима» Б5Н2 («Кейт») и, наконец, еще 40 таких же машин, оснащенных главным оружием - торпедами. Два самолета так и не долетели до Перл-Харбора: у одного «Кейта» отказал двигатель, а один «Зеро» разбился при взлете. Все самолеты (181) поднялись в воздух за 15 минут; во время учений это не удавалось осуществить меньше чем за 20 минут.

Японская атака на Перл-Харбор

Первый налет. Начало в 7.40 утра, продолжительность 30 минут

40 торпедоносцев

49 бомбардировщиков

51 пикирующий бомбардировщик

43 истребителя

Сбито 9 самолетов

Второй налет. Начало в 8.50 утра, продолжительность 65 минут

54 бомбардировщика

78 пикирующих бомбардировщиков

35 истребителей

Сбито 20 самолетов

Цифрами на схеме обозначены (с северо-запада на юго-восток в каждой группе кораблей):

1. Минные заградители «Рамси», «Гэмбл», «Монтгомери»

2. Минные заградители «Тревер», «Бриз», «Зейн», «Перри», «Уосмут»

3. Эсминцы «Монаган», «Фаррагут», «Дейл», «Эйлвин»

4. Эсминцы «Хенли», «Паттерсон», «Ральф Толбот»

5. Эсминцы «Селфридж», «Кейз», «Таккер», «Рейд», «Конингхэм»; посыльное судно «Уитни»

6. Эсминцы «Фелпс», «Маедоноу», «Уорден», «Дьюи», «Халл»; посыльное судно «Доббин»

7. Подводные лодки «Нарвал», «Дельфин», «Тойтог»; авиаматки «Торнтон», «Халберт»

8. Эсминцы «Джарвис» и «Магфорд» (между «Аргонной» и «Сакраменто»)

9. Эсминец «Каммингс»; минные заградители «Пребл», «Трейси», «Прюитт», «Сикард»; эсминец «Шлей»; тральщик «Греб»

10. Тральщики «Боболинк», «Вайрео», «Тэрки», «Рейл», «Терн»

Остальные корабли, не показанные на схеме, находились на якорной стоянке в Западной бухте. Также на схеме не показаны катера, буксиры и вспомогательные суда.

План предусматривал, что в случае достижения эффекта полной внезапности первыми удар должны будут нанести «Кейты», но если противник окажет Серьезное сопротивление, атаку возглавят пикирующие бомбардировщики. Сигнал должен был подать перед самым заходом на цель командор Фучида.

Пролетая над густой облачностью, Фучида сам услышал «спокойную музыку» американских радиостанций и использовал сигнал коммерческой радиостанции КГМБ в Гонолулу для выхода на цель. Обычно эта станция не вещала так рано утром, но ВВС США заплатили ей за трансляцию музыки в течение всей ночи, чтобы направлявшиеся на Гавайские острова бомбардировщики Б-17 могли настроить на этот сигнал свои пеленгаторы. Кое-кто предупреждал, что это очень плохо по соображениям секретности, так как всем становилось известно, когда самолеты с материка перелетают на Гавайи.

В половине седьмого утра летающая лодка ПБИ морской авиации обнаружила у входа в порт японскую подводную лодку-малютку и, сбросив глубинные бомбы, потопила ее. В 6.45 утра оператор сухопутной радиолокационной станции увидел на экране точку - это была одна из японских летающих лодок, высланных на разведку. Эта станция дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей СЦР-270 в местечке Опа-на просматривала как раз тот сектор океана, где находился японский флот. Операторы радара не придали случившемуся большого значения, но через несколько минут экран засветился многочисленными точками, сообщающими о приближении большой группы самолетов.

В будние дни операторы радиолокационных станций работали круглосуточно, но в выходные смена заканчивалась в семь часов утра, после чего радары отключались. В тот роковой день машина, отвозившая солдат на завтрак, задержалась. Показания оператора Джозефа Локкарда:

«В 7.02 Эллиот, присев перед экраном, вдруг воскликнул: «Это еще что такое?» «Дай-ка взглянуть», - сказал я. На экране было огромное светящееся пятно; я таких никогда не видел!

Когда мы их впервые обнаружили, до них было, думаю, миль 155. Сейчас я уже не уверен в этих цифрах, но я помню точно, что самолеты приближались к нам строго с севера… Сначала мы решили, что произошел какой-то сбой оборудования, поэтому мы прогнали серию тестов… Все устройства функционировали исправно, поэтому мы стали определять координаты цели. Затем кто-то предложил связаться по телефону с начальством. [Телефонист после долгих поисков соединил операторов с лейтенантом Кермитом Тайлером.] Нам ответили: «Все в порядке. Из Штатов должны прилететь Б-17; правда, они здорово сбились с курса».

Мы некоторое время вели цель, затем снова позвонили в штаб. Лейтенант Тайлер ответил, чтобы мы не волновались.

Мы вели самолеты, но когда они находились на расстоянии около 20 миль от острова, они исчезли с экрана локатора из-за помех, вызванных отраженным от горного хребта сигналом».

В 7.40 Фучида, пролетая вдоль побережья острова Оаху, выпустил сигнальную ракету. Это был сигнал бомбардировщикам сворачивать для нанесения удара по аэродромам Халейва и Уилер и казармам Шофилд. Однако истребители сопровождения не увидели эту ракету, поэтому Фучида был вынужден пустить вторую. Две ракеты являлись сигналом о том, что застать оборону врасплох не удалось. Поэтому самолеты начали действовать по запасному плану. Вместо последовательного удара сначала торпедоносцев, а затем бомбардировщиков, строй японских самолетов разрушился, и началась свободная охота.

550-фунтовая бомба попала в казармы аэродрома Хикхэм и, разорвавшись в столовой, убила завтракавших там солдат. Японские летчики, не встречавшие сопротивления, летали на очень малых высотах. Некоторые самолеты с неубирающимися шасси обрывали ими телеграфные провода. Американские солдаты, находившиеся на земле, на всю жизнь сохранили кошмарные воспоминания о летчиках, смотрящих на них из кабин летящих на бреющем полете самолетов. Нападение японцев на аэродром Хикхэм совпало по времени с подлетом бомбардировщиков Б-17, часть из которых была сбита при заходе на посадку. Остальные, отвернувшие к аэродрому Беллоуз, наткнулись на японские истребители. Американские бомбардировщики не имели возможности отражать их атаки, так как все пулеметы были сняты и законсервированы. Стоявшие на аэродромах американские самолеты представляли собой отличные мишени. По приказу командующего сухопутными войсками они стояли крыло к крылу - как он объяснил, для предотвращения саботажа.

Оглядев внутренний рейд, Фучида увидел теснившиеся вокруг острова Форд линкоры. В 7.49 он отправил условное сообщение, извещавшее флот о начале атаки. Во всех учебниках истории приводится этот воинственный клич: «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр!»).

На самом деле установленные на японских самолетах радиостанции были очень примитивными. Сообщения передавались не по радиотелефону, а с использованием азбуки Морзе.

Связью руководил находившийся на «Акаги» лейтенант-командор Тадакадзу Йосиока, и он выбрал для сообщения два разных легко узнаваемых сигнала. Фучида должен был сообщить о начале атаки, передав сигнал точка-точка-тире-точка-точка («то»), за которым в том случае, если противник будет застигнут врасплох, должен был последовать сигнал точка-точка-точка («ра»). Для большей надежности сигналы следовало передавать по три раза. Впоследствии Йосиока признавался, что у него не было намерений превращать два слога то-ра в слово «тора», по-японски «тигр». Как бы там ни было, радист самолета Фучиды передал условленный сигнал.

Перл-Харбор, находящийся на южном побережье острова Оаху, представляет собой затейливую извилистую гавань, идеально подходящую для морской базы. В середине открытого водного пространства находится остров Форд, вокруг которого устроены многочисленные причалы, в том числе и «линкорный ряд», где стояли по двое крупные корабли.

В 8 часов утра на мирно стоявших у причалов линкорах поднимались флаги. На «Неваде», когда на нее устремились первые японские самолеты, оркестр исполнял американский гимн. В сознании всех так глубоко укоренилось убеждение «здесь подобное просто невозможно», что большинство американских моряков отказывалось верить собственным ушам и глазам. Многие слышали только музыку «Звездно-полосатого флага». Рулевой «Аризоны» рассказывает:

«Но потом начали падать бомбы, послышались оглушительные взрывы и - бух! - одна из них попала в нос нашего линкора. Я сказал кому-то из тех, кто стоял рядом: «Кажется, кто-то схлопочет по первое число. Они ведь попали в корабль!», Я все еще продолжал считать, что это учения, но уж чересчур приближенные к боевой обстановке, так как линкор получил повреждения».

Еще один член команды «Аризоны», Дон Страттон, матрос первого класса, делился своими впечатлениями через пятьдесят лет после случившегося в специальном номере журнала «Лайф»:

«Мы получили попадание в правый борт, и сразу же вспыхнули боеприпасы и авиационный керосин. Раздался страшный взрыв, и в воздух футов на 400 взметнулся огненный шар. Из 50 или 60 человек, находившихся на посту вместе со мной, думаю, остались в живых только шестеро. У меня было обожжено 60 процентов кожи. С «Вестала», вспомогательного корабля, пришвартованного рядом, нам бросили конец, и мы перебирались по нему на руках на высоте 45 футов над поверхностью воды».

Для пробивания толстой бронированной палубы линкоров японцы использовали 16-дюймовые снаряды, переделанные в 1760-фунтовые кумулятивные бомбы. Одна такая бомба пробила палубу «Аризоны» в районе башни номер два главного калибра и попала в крюйт-камеру, где находилось свыше миллиона фунтов взрывчатых веществ. Последовал ужасный взрыв, подкинувший огромный корабль футов на 20 над поверхностью воды, после чего линкор разломился надвое и быстро затонул на глубине 40 футов.

Адмирал Киммель выбежал на лужайку своего дома, натягивая на ходу белый китель. Оттуда был прекрасно виден «линкорный ряд». Его соседка (жена капитана Эрла, начальника штаба флота) увидела, что лицо Киммеля бело, как его китель. Киммель вспоминал: «В небе было полно неприятельских самолетов». На его глазах «Аризона» подпрыгнула над водой, рухнула вниз и скрылась из виду.

Кажется, попали и в «Оклахому», - заметила миссис Эрл.

Да, вижу, - отозвался Киммель.

При условии, что самолет снижался до очень малой высоты, деревянные горизонтальные рули, установленные на японских торпедах, обеспечивали то, что торпеда погружалась лишь до глубины 35 футов, а затем, не завязнув в придонном иле, всплывала на боевую глубину и устремлялась к цели. (В мае 1991 года во время расчистки дна одна такая торпеда была поднята на поверхность. В настоящее время ее хвостовая часть с усовершенствованными горизонтальными рулями экспонируется в Мемориале «Аризоны».)

Один матрос, находившийся на верхней палубе «Вест Вирджинии», спокойно смотрел на заходившие на цель пикирующие бомбардировщики. Он был настолько уверен в том, что это учения, что перешел к другому борту, чтобы посмотреть на сброшенные в воду торпеды.

«Мы увидели, как три самолета, летевшие совсем низко над поверхностью воды, сбросили торпеды. Мой приятель, похлопав меня по плечу, сказал: «Когда они попадут в корабль, мы услышим лишь негромкий стук». И вдруг раздался адский грохот, и стена воды, словно волна в двенадцатибалльный шторм, перекатившись через палубу, смыла нас к противоположному борту. В наш корабль попало еще шесть торпед. В «Теннесси» попала бомба. Огромным осколком нашему капитану вырвало внутренности. Мы понесли его вниз, а он отдавал приказания до самой своей смерти».

В «Оклахому» попало семь торпед. Первой ее поразил младший лейтенант Дзинити Гото, утверждавший, что он летел приблизительно в 60 футах над поверхностью воды. «Зенитный огонь был очень плотным», - вспоминал Гото в пятидесятую годовщину нападения. Увидев поднятый взрывом столб воды, он воскликнул: «Атаримасита!» - «Попал!»

Вытекший из баков «Калифорнии» мазут вспыхнул, и вскоре весь порт затянуло черным дымом. «Оклахома» легла на борт и затонула. Один из матросов ее команды, Джордж Делонг, находился в кормовом рулевом отсеке, расположенном на третьем этаже ниже уровня палубы, - похожем на склеп помещении, которое и при нормальных обстоятельствах избегали люди, склонные к клаустрофобии. Делонг по сигналу боевой тревоги занял свое место, затем послышалась команда: «Закрыть водонепроницаемые переборки!» - и его отсек был наглухо задраен снаружи. Внутри остались Делонг и семь его товарищей.

Практически сразу же после этого прогремели взрывы торпед, и огромный линкор стал ложиться набок. «Все приборы и другие предметы повалились со стола на пол». Свет погас, а корабль продолжал опрокидываться. «Я понял, что теперь моя голова находится там, где еще совсем недавно были ноги. Когда наконец корабль прекратил вращаться и мы смогли отпустить то, за что держались, мы поняли, что он перевернулся вверх дном».

В отверстия вентиляционной системы начала просачиваться вода. Матросы с помощью подручных средств постарались как можно плотнее заткнуть все щели, но вода продолжала прибывать. Когда она уже поднялась по грудь, матросы стали стучать по корпусу гаечным ключом, подавая сигнал SOS с помощью азбуки Морзе. Через некоторое время в обшивке пневматическими дрелями была проделана дыра, и Делонг был спасен. В то время ему было 19 лет, и ему суждено было остаться живым и рассказать о том, что с ним случилось, спустя пятьдесят лет. Большинство его товарищей погибли.

К 8.25 шесть линкоров были потоплены, тонули или получили серьезные повреждения. Первый воздушный налет продолжался около тридцати минут. Вторая волна, состоявшая из 167 самолетов, подлетела в 8.40. Вначале удар нанесли бомбардировщики, затем пикирующие бомбардировщики, а последними появились истребители. К этому времени количество американских зенитных орудий, вступивших в бой, значительно увеличилось, и им удалось сбить три истребителя.

Один молодой мичман военно-морского резерва, доставлявший в то утро документы в штаб Тихоокеанского флота, помнит случившееся, как будто это было только вчера:

«В то роковое утро мне пришлось несколько раз заходить в кабинет к адмиралу Хасбенду Киммелю. Это был сухопарый мужчина средних лет, очень вспыльчивый. Он совсем был не похож на актеров, игравших его роль в фильмах. Вовсе не спокойный и собранный, настоящий адмирал Киммель ругался и кричал каждый раз, когда читал ужасные сообщения о тонущих и взрывающихся линкорах, уничтоженных на аэродромах самолетах и разбомбленных казармах, которые я ему доставлял. Он раскраснелся и разволновался. Я не виню его в том, что он выплескивал на меня всю свою злость, так как в тот день я приносил только дурные известия».

У Киммеля были все причины злиться. Эту должность он получил, перескочив через головы других флотоводцев, после того как его предшественник на посту командующего Тихоокеанским флотом выступил решительно против перевода основной базы из Сан-Диего в Перл-Харбор. Теперь Киммель понимал, что весь гнев будет обращен на него - а также на командующего размещенными на Гавайских островах сухопутными силами, - и его, несомненно, отстранят от должности.

Японское нападение на Перл-Харбор произошло в тот момент, когда американских авианосцев на базе не было. «Сара-тога» была отправлена в Калифорнию для ремонтных работ и обслуживания. «Энтерпрайз», перевозивший самолеты на базу морской пехоты на атолле Уэйк, должен был встать на якорь за тридцать минут до начала атаки, однако задержался во время пополнения запасов горючего. Поднявшиеся с авианосца самолеты СБД-2. «Даунтлесс», направлявшиеся на остров Форд, столкнулись с первой волной японских бомбардировщиков. Морские летчики решили, что перед ними самолеты сухопутной авиации с аэродрома Юа филд, базы ВВС морской пехоты, но затем их самолеты попали под огонь зенитных орудий, и их атаковали японские истребители. Однако даже теперь американские летчики не могли поверить в то, что началась война. Мичман Мануэль Гонсалес кричал по радио: «Пожалуйста, не стреляйте! Это борт шесть-б-три. Это американский самолет!», но его сбил «Зеро». Из шестнадцати «Даунтлесс» было сбито пять машин. Часть сбили японские истребители, остальных американские зенитчики. «Энтерпрайз», развернувшись на запад, пошел прочь от острова и вернулся только с наступлением темноты. Но и к тому времени небо еще не стало безопасным. Вспоминает санитар военно-морского госпиталя:

«Уже смеркалось, когда над проливом показались четыре низко летящих самолета, направлявшиеся к причалам. Практически все морские зенитные орудия открыли по ним огонь. Самое печальное, выяснилось, что это были американские самолеты с авианосца «Энтерпрайз». Три самолета были сбиты, а летчика четвертого с многочисленными ранениями доставили к нам в госпиталь. Всего госпиталь мог принять около 300 больных. К полуночи у нас уже было 960 раненых. А на улице, словно штабеля дров, были сложены 313 убитых».

Для японцев было жизненно необходимо уничтожить все американские самолеты, чтобы ни один из них не смог проследить за возвращавшимися на авианосцы японскими бомбардировщиками и установить местонахождение флота. Поэтому первостепенной целью были аэродромы, и во время первого налета для атаки американских аэродромов было задействовано больше самолетов, чем для нанесения удара по боевым кораблям. В 9 утра появилась вторая волна японских самолетов. Каждый летчик имел свое конкретное задание, причем основной упор был сделан на бомбардировку аэродромов.

Последние японские самолеты повернули назад приблизительно в 9.45. На земле было уничтожено 188 американских самолетов и повреждено 159. Фучида надолго задержался над целью, изучая последствия удара. На обратном пути он нашел два сбившихся с курса «Зеро» и проводил их домой. После начала нападения японские авианосцы приблизились к берегу еще на 40 миль, чтобы помочь самолетам, у которых горючее было на исходе.

Совершив посадку, Фучида увидел стоящие на полетной палубе заправленные и вооруженные самолеты, готовые к новому вылету. Пока авианосное соединение оставалось на месте, чтобы позволить поврежденным самолетам найти его, на капитанском мостике «Акаги» состоялся обмен мнениями. Фучида был не единственным настаивавшим на третьем ударе. Летчики эскадрилий, базировавшихся на «Хирю» и «Сорю», также горели желанием вернуться назад. Капитан «Каги» лично попросил разрешения нанести удар по целям, оставшимся, по словам его летчиков, нетронутыми. С другой стороны, техники не могли не обратить внимания, насколько больше повреждений получили японские самолеты во время последнего налета. Американские зенитчики проснулись, их орудия были готовы к бою. Следующий удар они должны были встретить во всеоружии.

Кроме того, существовала вероятность, что на ударное соединение внезапно нападут американские авианосцы. Похоже, одного этого соображения оказалось достаточно, чтобы принять решение об отходе, хотя в действительности все было как раз наоборот: мощное соединение представляло смертельную опасность для уцелевших американских кораблей. Излишне осторожный Нагумо решил, что достаточно и того, что уже сделано. Авианосное соединение повернуло назад, соблюдая радиомолчание. Просьбы двух японских заблудившихся бомбардировщиков подать сигнал для пеленгаторов остались без ответа.

Японским летчикам не удалось действовать совершенно безнаказанно. 47-я эскадрилья перехватчиков 5-й истребительной группы, показавшая неудовлетворительные результаты на учебных стрельбах, была сослана на аэродром Халейва на северо-западном побережье острова Оаху для дополнительных занятий. Двум ее летчикам удалось поднять свои истребители П-40Б в воздух. Эти летчики всю ночь были-на танцах, а затем отправились в казармы, где играли в покер до самого утра. В одной красивой истории утверждалось, что они прыгнули в кабины своих самолетов в смокингах, но, увы, последние исследования показывают, что летчики все же успели добраться до своих постелей и спали, когда началось японское нападение. Не получив разрешения на взлет и даже не пройдя предполетную проверку, два лейтенанта подняли свои самолеты в воздух и направились к аэродрому Юа, где была самая высокая активность неприятельских самолетов. Кеннет Тейлор и Джордж Уэлч на двоих сбили четыре «Кейта». Уэлч затем добавил к своим победам «Вэл» и «Зеро». Никто не может сказать точно, кто из двоих одержал первую победу американских ВВС в войне. По словам Тейлора: «Мы с Джорджем договорились никому не говорить, кто одержит первую победу, чтобы оставшийся в живых смог бы приписать ее себе». Оба летчика остались живы и оба получили награды, но представление Уэлча к Медали почета было отвергнуто, так как он взлетел без приказа!

Летчик одного из «Даунтлесс» с «Энтерпрайза», сбитый над Перл-Харбором, имел возможность разглядеть место событий, спускаясь на парашюте. Он увидел, что «Невада» снялась с якоря и начала медленно выходить из «линкорного ряда». «Все ее зенитные орудия вели огонь», - вспоминает он. Даже после того, как еще одна тяжелая бомба попала в палубу, разорвавшись с «оглушительным, раздирающим уши грохотом», артиллеристы не оставили свои посты. «Несколько человек было убито, многие ранены; но только одно орудие прекратило огонь».

Американские артиллеристы дрались отчаянно. Старший лейтенант Дзендзи Абе, один из японских летчиков, вспоминает:

«Когда я появился над заливом Канеохе, над облаками все небо было в разрывах зенитных снарядов. Я был удивлен тем, насколько плотным был заградительный огонь. Американские зенитчики отреагировали так быстро. У меня по спине побежали мурашки. Весь Перл-Харбор был затянут черным дымом, сквозь который пробивались языки пламени. Я сосредоточился, пытаясь найти цель. Наконец я остановил выбор на крупном корабле. Как выяснилось впоследствии, это была «Аризона».

Радиолокационная станция сухопутных войск в Опане была снова включена в 9 часов утра, и операторы как раз успели засечь японские самолеты, возвращавшиеся на авианосцы. Но никому не пришло в голову поинтересоваться у них, что они обнаружили, поэтому когда в 11.40 шесть бомбардировщиков Б-17 вылетели на поиски японского флота, они направились на юг и, разумеется, ничего не нашли.

Теперь, когда невредимыми оставалось всего двадцать пять летающих лодок «Каталина» и дюжина Б-17, командование обнаружило, что воздушная разведка все-таки осуществима. Вскоре летающие лодки уже прочесывали море в радиусе 700 миль - причем во всех направлениях. Бомбардировщики «Летающая крепость» были приведены в состояние тридцатиминутной готовности.

А тем временем шла отчаянная борьба за спасение моряков, попавших в ловушку в огромных стальных корпусах. 16-летний ученик рабочего с судоверфи Джон Гарсия рассказывал:

«На следующее утро я, захватив инструмент, отправился на «Вест Вирджинию». Линкор перевернулся вверх дном. Мы обнаружили внутри оставшихся в живых… Около месяца мы срезали с «Вест Вирджинии» надстройки, чтобы перевернуть ее назад. К восемнадцатому дню нам удалось освободить приблизительно триста оставшихся в живых моряков».

На вопрос о том, как этим людям удалось остаться в живых, Гарсия ответил: «Не знаю. Мы были так заняты, что у нас не было времени спрашивать».

Великолепной демонстрацией инженерной мысли стало восстановление потопленных линкоров. Еще до окончания войны все они за исключением трех были полностью отремонтированы и вступили в строй. Но правительство Соединенных Штатов, когда ацетиленовые горелки уже вгрызались в сталь искалеченных линкоров, продолжало считать, что американская общественность еще не готова к тому, чтобы узнать всю правду о случившемся в Перл-Харборе.

Секретарь по делам военно-морского флота полковник Фрэнк Нокс вернулся в Нью-Йорк с Гавайских островов с обнадеживающими новостями. На пресс-конференции он поведал журналистам, что один линкор, «Аризона», потерян, а другой, «Оклахома», лег набок, но подлежит восстановлению. Нокс заверил их, что соотношение сил на Тихом океане существенным образом не изменилось и «весь Тихоокеанский флот Соединенных Штатов - его авианосцы, тяжелые крейсеры, легкие крейсеры, эсминцы и подводные лодки, - нисколько не пострадавший во время налета, находится в море и ищет встречи с неприятелем».

Заметив отсутствие линкоров в списке кораблей, «ищущих встречи с неприятелем», один журналист поинтересовался, вышли ли в море линкоры. Нокс ответил, что вышли. Лондонская «Тайме», перепечатав заявление Нокса, отметила, что: «Полное описание потерь, приведенное секретарем по делам военно-морского флота, в целом произвело обнадеживающее впечатление. Американцы боятся правды не больше англичан… Только диктаторы вынуждены держать свой народ в неведении».

Во время этого нападения невиданная удача сопутствовала японцам во всех отношениях. До этого лишь очень немногие сознавали, что авианосцы являются решающим наступательным оружием флотов. Но судьба сыграла с японцами злую шутку. Атака на Перл-Харбор доказала значение авианесущих соединений, но операция в целом окончилась полным провалом. Американские авианосцы не были уничтожены в самом начале этой войны, в которой авианосным флотам было суждено сыграть звездную роль. Древние линкоры, затонувшие на небольших глубинах в гавани, не представляли собой никакой ценности. Больше того, их потеря заставила американских адмиралов признать доминирующую роль быстроходных авианесущих соединений.

И, к счастью для союзников, американские авианосцы были превосходными кораблями; последние из вступивших в строй превосходили все имевшиеся на то время в мире. Два однотипных корабля, «Йорктаун» и «Энтерпрайз», были построены из отборных материалов, с учетом мельчайших деталей. По словам одного эксперта, это были «Кадиллаки» среди авианосцев… Быстроходные, развивающие скорость до 33 узлов, маневренные, устойчивые, способные нести на борту крупные авиационные подразделения, авианосцы класса «Йорктаун» были оборудованы надежными водонепроницаемыми переборками, а также имели неплохое бронирование полетной палубы и машинного отделения».

В Перл-Харборе осталось 4,5 миллиона тонн горючего в нефтехранилищах, не пострадавших при нападении. Нетронуты также были сухие доки, склады со всевозможными запасными частями и мастерские с точным оборудованием. И это не было везением: всех этих объектов не было в японском списке целей. Также удару не подверглась база подводных лодок в Куэрри-Пойнт.

Подводные лодки

В 1930 году стратеги императорского генерального штаба зафиксировали свое мнение, что американцы являются слишком мягкотелыми, чтобы вынести физические лишения и моральное напряжение длительного подводного похода. В результате японский флот полностью пренебрегал подготовкой к противолодочной борьбе - и эта ошибка оказалась роковой. Постоянно испытывавшая нехватку торгового флота, Япония оказалась задушена американским подводным флотом - подобно Великобритании, одолеваемой германскими субмаринами в Атлантике, которую чуть было не постигла такая же участь. Ближе к концу войны один из самых знаменитых американских подводников, кавалер Медали почета «Ред» Рэмедж, сказал:

«…мы выяснили, что принимали участие в первой «волчьей стае» на Тихом океане. Мы перенимали успешный опыт немецких «волчьих стай», действовавших в Атлантике… Все больше и больше атак осуществлялось ночью из надводного положения».

Бескрайние просторы Тихого океана и фанатичная стойкость японцев стали причиной безжалостного отношения к тонущим. Рэмедж добавляет:

Хотя японцы недооценивали угрозу со стороны американского подводного флота, свои собственные субмарины они ценили очень высоко. Огромные средства и силы тратились на создание таких подводных чудовищ, как лодки СТО, - класса водоизмещением 6500 тонн. Широкое распространение получили подводные лодки, оснащенные самолетами. Многие японские адмиралы были уверены, что именно подводные лодки, а не авианосные корабли, скажут решающее слово в нападении на Перл-Харбор. Всего в операции принимали участие 28 японских субмарин и пять карликовых лодок, не добившихся никакого успеха.

Японские подводные лодки постоянно сражались против неприятельских боевых кораблей. Им все время приходилось противостоять самым мощным кораблям американского флота. Но вклад подводных лодок в войну обусловливался их использованием против слабых: они должны были торпедировать танкеры и транспортные суда.

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор Викторович

Перл-Харбор. Американская, японская авиация > Кстати по словам летчиков ветеранов, воевавших во время Перл-Харбора японцы во время боя не видели американских мустангов летевших близко с правой или с левой стороны… думаю это тоже не совпадение…В момент атаки на

Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

Загадка нападения на Пёрл-Харбор Трагедия, случившаяся 7 декабря 1941 года на военной базе Пёрл-Харбор, расположенной на Тавайских островах, ознаменовала вступление Японии во Вторую мировую войну.В тот день японская авиация разбомбила основные силы американского

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

НАПАДЕНИЕ ЯПОНЦЕВ НА ПЁРЛ-ХАРБОР Японский адмирал Ямамото Исороку, инициатор атаки на Пёрл-ХарборТрагедию 11 сентября 2001 г. часто сравнивают с событиями декабря 1941 г. Пёрл-Харбор и террористическая атака на башни Торгового центра потрясли все американское общество. До

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Перл-Харбор (1941 г.) Японцы атаковали с воздуха базу ВМФ США на Гавайях, американский флот понес катастрофические потери.Трагедию 11 сентября 2001 г. часто сравнивают с событиями декабря 1941 г. Перл-Харбор и террористическая атака на башни Торгового центра потрясли все

Из книги Авианосец AKAGI: от Пёрл-Харбора до Мидуэя автора Околелов Н Н

AKAGI в нападении на Пёрл-Харбор 22 ноября оперативное соединение из 23 кораблей, предназначенное для атаки Пёрл-Харбора, собралось в заливе Хитокаппу на Курильских островах. Соединение состояло из ударной группы, группы прикрытия и группы снабжения. Ударная группа под

Из книги Рихард Зорге - Подвиг и трагедия разведчика автора Ильинский Михаил Михайлович

Пёрл-Харбор Третья Гаагская конвенция 1907 года установила: "Договаривающиеся Стороны признают, что военные действия между ними не должны начинаться без заблаговременного и ясно выраженного предупреждения, сделанного либо в форме объявления войны, либо в форме

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Нападение на Пёрл-Харбор Утренняя атака, которой благоприятствовали ясная погода и полная неожиданность, нанесла сокрушительный удар по тихоокеанскому флоту США: один линкор был уничтожен, четыре линкора покоились на неглубоком дне гавани, еще три были выведены из

Из книги Загадки ленд-лиза автора Стеттиниус Эдвард

Глава 14. Пёрл-Харбор и Объединенные Нации На рассвете 7 декабря 1941 года тяжелый авиационный транспорт отправился с острова Уэйк на Гуам, по пути из Манилы в Гонконг с большим количеством запасных частей на борту; этот груз был остро необходим генералу Ченолу и его

Из книги Одиссея авианосца «Энтерпрайз» автора Блон Жорж

I. Перл-Харбор Тихий океан столь велик, что мог бы с лихвой вместить в себя все земли нашей планеты - континенты, архипелаги, отдельные острова и островки. И не случайно еще в незапамятные времена его нарекли Великим океаном. Южным морем или Южным океаном. Тихим же назвал

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Перл-Харбор Япония была маленькой островной державой с очень ограниченными природными ресурсами, однако с немалыми амбициями. С детства окруженные культурой, в которой воин считался священной фигурой, японские писатели и поэты конца XIX века детально развили идею

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

ГЛАВА VII НАПАДЕНИЕ НА ПЕРЛ-ХАРБОР Японский оперативный план предусматривал нанести удар с воздуха по главным силам американского Тихоокеанского флота, базирующегося на Гавайях, используя для этого шесть авианосцев 1-го флота.Для решения этой задачи маневренное

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Перл-Харбор Одновременно с Московской битвой произошло событие, связанное с ней напрямую. Хоть случилось очень далеко…Подмяв Маньчжурию и Корею, японцы не успокоились - начали захватывать колонии стран, поверженных рейхом: бесхозное грех не подобрать. Так они

Перл-Харбор – в переводе с английского «Жемчужная гавань» — так романтично называется ныне действующая американская военно-морская гавань в штате Гавайи.

Именно нападение на нее 7 декабря 1941 года в 7.55 было причиной вступления во Соединенных Штатов.

Нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор

Ранним декабрьским воскресным утром 1941 года Перл-Харбор был относительно малолюден – часть солдат была в отпуске, на базе оставался минимальный контингент. Нападения не ожидал никто. Радары обнаружили японские штурмовики, летящие по направлению к базе. Но их ошибочно приняли за свои самолеты, возвращающиеся с маневров. Этим же утром американским эсминцем была обнаружена японская подводная лодка, которая пыталась проникнуть в Гавань.

Японцы рассчитывали на внезапность атаки и их ожидания полностью оправдались. Примерно через час после нападения весь тихоокеанский флот США превратился практически в металлолом.

Эта неожиданная атака вызвала шок, как у правительства США, так и у простых американцев. 8 декабря президент США выступил с обращением к нации, в котором сказал, что дата 7 декабря 1941 года останется позорной страницей в истории Америки. Президент призвал Конгресс объявить войну Японии. Так, одним махом, японцы поменяли позицию большинства американских граждан о роли своей страны в мировых событиях с изоляционистской на военно-патриотическую.

Подготовка Японии к этой атаке началась задолго – примерно за полгода до предстоящих событий. Выбор именно этой базы был неслучаен. Японии было необходимо господство в Тихом океане. Она нуждалась в природных ресурсах, особенно в нефти, для расширения своего влияния в регионе. Американский же флот воспринимался как препятствие для доступа к нефтяным месторождениям в Яве.

Вторжение Японии

В 1931 году японцы успешно вторглись в Маньчжурию, а в 1937 году — в Китай. Антипатия Японии к Америке зрела уже давно. Оккупация США Филиппин во время испано-американской войны и отказ Америки признать власть Японии в оккупированном Китае вызвали у Японии возмущение. Дабы американцы не помешали дальнейшим захватническим планам Японии, императорские войска решили нанести упреждающий удар на поражение.

Перл-Харбор расположен на южном побережье острова Оаху. В то время размеры военно-морской базы составляли примерно 22000 акров. Командование флотом осуществлял адмирал Э. Киммел, который вследствие этих событий был понижен в должности и подал в отставку. А затем, в течение последующих лет, неоднократно давал показания по поводу нападения японцев. В итоге сначала с него сняли все обвинения в произошедшем, но потом решили, что он, как руководитель высшего звена, не проявил должной проницательности и не организовал патрулирование базы.

В оправдание адмирала защитой представлялся и тот факт, что эффективная криптография и успешный криптоанализ были слишком неразвиты. Криптоаналитика была недофинансирована, роль ее была недооценена. Специалистам в этой области был дан приказ сосредоточиться на японском дипломатическом трафике, а не на военно-морских сообщениях. Если бы ракурс внимания сместился в этой области на военную тему, таких ужасающих потерь американцы бы не понесли.

Потери были катастрофичны

На рассвете 33 японских корабля запустили в атаку 360 штурмовиков. Командовал операцией вице-адмирал Тюити Нагумо. Впоследствии он, в отличие от своего американского коллеги, адмирала Киммела, который, оправдываясь,прожил достаточно долго после Перл-Харбора, не пожелал принимать свое поражение в битве при Сайпан в 1944 году и предпочел застрелиться.

Как только японские бомбардировщики увидели остров, они разделились на две группы. Одна, на низкой высоте, полетела непосредственно над островом, а другая, обогнув остров над водой, подлетела к базе с юга. Через два часа после начала операции американская база была полностью разгромлена – затонуло или было повреждено 18 кораблей, уничтожено 170 самолетов, убито 3700 человек. Потери японцев были минимальны.
Успех операции определялся не только высокой секретностью этой операции, но и тщательностью подготовки.

Считалось, что Перл Харбор неуязвим для торпед – вокруг него была слишком мелководная зона глубиной в 45 футов, когда для торпедной атаки требовалось все 75. Но японцы разработали специальные мелководные торпеды для этой операции. Основными мишенями императорских войск были авианосцы и линкоры, которые находились среди 92 морских судов на якоре в гавани. С данными, собранными и сообщенными японскими шпионами на Оаху и Мауи, японское адмиралтейство знало расположение и количество судов каждого типа в гавани. Но среди них не оказалось двух авианосцев, которые в момент нападения были в сотне миль от базы.

Тактическим просчетом японцев было и то, что они оставили целыми судоремонтые верфи. Благодаря им началось активное восстановление тихоокеанского флота США. Но это было позже. В декабре же 1941 года сюрпризы для мирового сообщества и американцев в частности нападением на Перл Харбор не окончились.

В тот же день американские корабли были атакованы в открытом море между Сан-Франциско и Гонолулу. В следующие недели японскими бомбардировщиками подверглись атаке американские базы в Гонконге, на острове Гуам, Мидуэй, Филиппинских островах. Ошеломительный успех проводимых операций заставил японцев поверить в собственную непобедимость. Военные же эксперты отмечали точность, изысканность и продуманность японской операции.

Восстановление флота

Как ни странно, «позорный день» обернулся несомненной пользой для флота США: в течение полугода тихоокеанский флот был не только восстановлен, но и значительно укреплен и модернизирован. Это стоило 2000 часов под водой и более 5000 погружений. Со дна были извлечены вещи, документы, боеприпасы, подняты на сушу человеческие останки. Удалось восстановить все корабли, кроме линкора «Аризона» и корабля-мишени «Юты». Их корпуса до сих пор покоятся в бухте.

Более миллиона американцев ежегодно посещают затопленный корабль «Аризона», над корпусом которого соорудили мемориал. Они возлагают цветы, читают имена погибших моряков и наблюдают как медленно, капля за каплей, сочатся радужные пятна масла, вытекая из недр корабля, разорванного японскими бомбами более 70 лет назад.

turturist.ru - Академия путешественника