Мыс Канаверал. Ближе к звездам

Американский космодром на мысе Канаверал (другие названия: Восточный ракетный полигон или Космический центр имени Кеннеди) является главным американским космодромом, с которого были осуществлены первые американские запуски в космос, все пилотируемые и почти все межпланетные запуски США, а так же все американские запуски на геостационарную орбиту. Расположение космодрома на западном побережье Атлантического океана позволяет осуществлять запуски на орбиты с наклонением от 28 до 57 градусов.

К настоящему времени с космодрома произведено 904 запусков в космос, что делает его самым интенсивно используемым американским космодромом, и третьим в мире после Плесецка и Байконура (1624 и 1483 запусков соответственно). Для сравнения со второго американского космодрома Ванденберги в Калифорнии осуществлено 690 запусков в космос. Космодром удерживал первое место по числу ежегодных космических запусков в мире в течение 10 лет космической эры (в 1958-1960, 1995-1998, 2001, 2003 и 2016-2017 годы). В то же время космодром был далеко не каждый год самым эксплуатируемым американским космодромом (число космических запусков с Ванденберга превышало аналогичный показатель мыса Канаверал в 1961-1972, 1974, 1980, 1987-1988 годах, а в 1983 году с мыса Канаверал и Ванденберга было совершено одинаковое количество запусков в космос). Максимальное количество запусков с мыса Канаверал на орбиту было выполнено в 1966 году — 31.

Кроме того космодром на мысе Канаверал интенсивно использовался для запусков более 4 тысяч суборбитальных ракет (для сравнения с космодрома Ванденберг осуществлено лишь чуть более тысячи суборбитальных запусков). К числу запускаемых суборбитальных ракет из области космодрома мыса Канаверал относятся, как исследовательские метеорологические и геофизические ракеты, так и различные типы военных баллистических и крылатых ракет наземного, морского и воздушного базирования.

Создание ракетного полигона

Родоначальником космодрома стала авиабаза “Банана Ривер” для морской авиации, которая была основана в 1938 году. 1 июня 1948 года территория базы была передана ВВС США для организации ракетного полигона для испытания ракет большой дальности.

Первой на будущем космодроме была построена площадка LC3. С неё 24 и 29 июля 1950 года были осуществлены запуски двух американских баллистических ракет Bumper-WAC. Эта ракета состояла из двух ступеней (первая ступень являлась трофейной немецкой ракетой Фау-2). Масса ракеты достигала 13 тонн, а высота 17 метров при диаметре в 1.6 метра. Максимальная высота полета ракеты достигала 250 км. 24 июля был осуществлен 7-ой запуск Bumper-WAC (до этого её полеты осуществлялись на ракетном полигоне “Белые пески“ в Нью-Мексико). Первый запуск с мыса Канаверал окончился неудачей: первая ступень взорвалась на 16 км полета. С другой стороны перед взрывом второй ступени удалось отделиться, пролететь дополнительные 24 км и достигнуть максимальной высоты в 20 км. Второй запуск 29 июля прошел успешно: ракета поставила рекорд максимальной скорости на тот момент – 2.5 км в секунду. Максимальная высота полета составила 50 км при дальности полета в 305 км.

Позже до 1959 года с площадки LC3 осуществлялись несколько десятков запусков зенитных ракет Bomarc (высота полета до 20 км), экспериментальной баллистической ракеты Х-17 и прототипов баллистических ракет морского базирования Polaris для подводных лодок. Х-17 была предназначена для изучения процессов, возникающих при входе в атмосферу. Трехступенчатая ракета массой 3.4 тонны и высотой в 12 метров во время полета достигала высоты в 500 км. Во время тестового запуска 1 декабря 1955 года была достигнута высота в 100 км, 20 января 1956 года 132 км, 8 сентября 1956 года 394 км. Позже эта ракета использовалась для высотных ядерных взрывов в атмосфере при запуске с морской платформы, находящейся в южной части Атлантического океана.

Рядом с площадкой LC3 в 50-х годах 20 века были построены 29 дополнительных стартовых площадок (LC1, LC2, LC4, LC4A, LC5, LC6, LC9, LC10, LC11, LC12, LC13, LC14, LC15, LC16, LC17A, LC17B, LC18A, LC18B, LC19, LC20, LC21/1, LC21/2, LC22, LC25A, LC25B, LC26A, LC26B, LC29A, LC43) с целью испытания баллистических, крылатых и зенитных ракет. Несколько десятков стартовых площадок, вытянувшихся в одну линию вдоль атлантического побережья, получили в 60х годах 20 века название “ракетный ряд”. Снимок стартовых площадок ракетного полигона от 13 ноября 1964 года:

Площадки LC1 и LC2 использовались для испытательных запусков межконтинентальной крылатой ракеты Snark, а площадки LC4, LC5, LC6, LC26A и LC26B для испытаний баллистической ракеты средней дальности “Редстоун”. Эта ракета стала первой американской баллистической ракетой, разработанной на основе изучения технологий Фау-2 и второй американской баллистической ракетой средней дальности принятой на вооружение после ракеты “Тор”. Одноступенчатая ракета, работающая на жидком топливе, обладала массой в 28 тонн и длиной в 21 метр. Её возможностей хватало для запуска 3.5 тонной боеголовки на 320 км (максимальная высота полета 100 км). Добавление к ракете дополнительной ступени позволило создать первые американские РН “Юпитер” (трехступенчатый вариант) и “Юнона“ (четырех- и пяти- ступенчатый вариант). При запуске “Юпитера-С“ с площадки LC5 20 сентября 1956 года была достигнута рекордная дальность полета в 5300 км. При этом высота полета составила 1100 км, скорость 7 км в секунду, а масса полезной нагрузки всего 39.2 кг. 1 февраля 1958 года эта же РН при запуске с площадки LC26A вывела на орбиту первый американский спутник “Эксплорер-1“ массой в 5 кг. Всего в 1953-1967 годах было проведено 100 запусков ракет семейства “Редстоун“, из них 62 запуска с мыса Канаверал, но лишь 6 из них были орбитальными полетами. 5 запусков “Редстоуна” с площадки LC5 в 1960-1961 годах представляли собой суборбитальные полеты капсулы “Меркурий“, предназначенной для орбитальных полетов, и стали последними запусками “Редстоуна” из Флориды. Стоимость разработки ракет “Юпитер-С” составила 92.5 млн. долларов 1959 года, а запуск одной ракеты около 2 млн. долларов 1956 года.

В дополнение на площадке LC4 проходила испытания крылатая ракета средней дальности Matador, на площадках LC4 и LC4A испытывалась зенитная ракета Bomarc, а на площадках LС9 и LC10 проходили испытательные полеты межконтинентальной крылатой ракеты Navaho. На площадках LC21/1, LC21/2 и LC22 испытывались крылатые ракеты средней дальности Goose и Mace. Площадки LC25A, LC25B, LC29A и LC29B использовались для испытаний баллистических ракет подводных лодок Polaris. В 1967 году были построены дополнительные площадки LC25С и LC25D для испытаний баллистических ракет подводных лодок следующего поколения – “Посейдон” и “Трайдент”. Площадки LC25А, LC25В и LC25D использовались только в 60х годах 20 века, а площадки LC25C, LC29A и LC29B до 1979 года. Кроме того в 60х годах 20 века с площадки LC25А произведено несколько запусков ракеты Х-17.

Первой американской МБР стала жидкотопливная 1,5-ступенчатая ракета “Атлас“ (при запуске у неё отделялись 2 из 3 двигателей). Ракета со стартовой массой в 118 тонн обладала высотой в 23 метра, и была способна доставить боеголовку весом в 1,3 тонны на дальность в 10 тысяч км. Ракета обладала настолько тонкими стенками топливных баков, что их прочность обеспечивалась только надувом топливных баков азотом под избыточным давлением. Для испытаний ракеты “Атлас” на мысе Канаверал было построено 4 стартовых площадки (под номерами 11-14). По причине того, что жидкотопливные американские МБР уже к 1963 году были заменены на твердотопливные МБР “Минитмен” в дальнейшем “Атласы” преобразованы в носители космических аппаратов через добавление дополнительных ступеней. Эти ракеты вывели в космос первые американские зонды к Луне (серии “Пионер” и “Рейнджер”), Венере и Марсу (серия “Маринер”). “Атласы”запустили первые американские пилотируемые корабли ”Меркурий”. В начале 1960х годов для запусков космических ракет “Атлас“ построили два дополнительных стартовых комплекса LC36A и LC36B. Комплексы LC11, LC12 и LC14 использовали до 60х годов 20 века, комплекс LC13 до 70х годов века, а комплексы LC36A и LC36B до 00х годов 21 века. Недавно на территории комплекса LC13 компанией SpaceХ была построена посадочная площадка LZ-1 для первых ступеней ракеты Falcon-9. В 2015 году стартовый комплекс LC36 был передан компании Blue Origin для запусков будущей тяжелой многоразовой РН “Новый Гленн“.

С целью подстраховки почти параллельно с созданием “Атласа“ была создана другая американская МБР “Титан”. В её разработке конструкторы отказались от сверхлегких топливных баков, в результате чего ракета стала двухступенчатой. Для её испытаний на мысе Канаверал были построены так же 4 стартовых площадки (под номерами 15, 16, 19 и 20). Жидкотопливные “Титаны“ аналогично “Атласам” начали сниматься с вооружения с 1963-1983 годы, в результате чего эти ракеты стали использоваться как космические носители для запусков спутников. В частности с помощью “Титанов“ с LC19 производились запуски второго поколения американских пилотируемых кораблей “Джемини”. Позже в 60х годах 20 века для запусков космических модификаций ракеты “Титан” на мысе Канаверал были построены две дополнительные стартовые площадки: LC40 и LC41. Кроме того планировалась постройка дополнительной площадки L42, но она была отменена из-за близости к площадке LC-39A, которая в те годы использовалась для пилотируемых полетов к Луне. Площадки LC15 и LC19 использовались только в 60х годах 20 века, площадка LC14 до 1988 года (позже на ней испытывались баллистические ракеты средней дальности “Першинг”), а площадка LC20 до 2000 года (в дополнение с неё запускались метеорологические ракеты). Площадка LC40 использовалась для запусков последних модификаций РН “Титан-4“ до 2005 года, с 2010 года на ней начались запуски РН “Falcon-9” компании SpaceХ. Похожая судьба постигла и площадку LC41: с неё до 1999 года запускались “Титаны“, а с 2002 года она начала использоваться для запусков РН “Атлас-5”.

Для испытаний баллистических ракет средней дальности “Першинг” в начале 60х годов 20 века была построена отдельная площадка LC30. Двухступенчатые ракеты “Першинг” были одними из первых американских твердотопливных ракет, которые обладали огромным преимуществом перед жидкотопливными ракетами (возможность длительного хранения и безопасной транспортировки).

В 60х годах в США были созданы и первые твердотопливные МБР – трехступенчатые ракеты “Минитмен”, масса которых была снижена до 35 тонн. Для испытаний этой МБР на мысе Канаверал в 60х годах 20 века были построены площадки LC31A, LC31B, LC32A и LC32B с шахтными пусковыми установками. Использование почти всех этих площадок было прекращено к 1970 году (кроме площадки LC31A, которая использовалась в 1973 году для испытаний ракет “Першинг”). В 1986 году шахты площадки LC31 были использованы для захоронения обломков взорвавшегося челнока “Челленджер“.

Площадки LC17A, LC17B и LC18B первоначально были построены для испытания американской баллистической ракеты средней дальности “Тор“, которая стала первой подобной ракетой США принятой на вооружение. Эта одноступенчатая жидкотопливная ракета обладала массой в 50 тонн при высоте в 20 метров и дальности 2400 км. На базе этой ракеты было создано целое семейство РН “Дельта”. Эти ракеты космического назначения запускались с площадок LC17 до 2011 года. Площадка LC18B в 60х годах 20 века несколько раз использовалась для суборбитальных запусков легкой РН “Скаут” предназначенных для изучения магнитосферы Земли, во время которых высота полета достигала 225 тыс. км.

В конце 1945 года Военно-морская лаборатория США начала разработку американской одноступенчатой метеорологической ракеты “Викинг“, которая должна была иметь высоту полета сравнимую с “Фау-2“, но при этом обладать массой, которая в 3 раза меньше массы “Фау-2”. В 50х годах 20 века было решено на основе “Викинга” создать космический носитель “Авангард” путем добавления двух дополнительных ступеней. Длина новой ракеты составила 23 метра при общей массе в 10 тонн. Для запусков “Авангарда” на мысе Канаверал была построена площадка LC18A. Первые три запуска в 1956-1957 годах были проведены по суборбитальной траектории. 6 декабря 1957 года была осуществлена первая попытка запуска искусственного спутника в США (“Авангард-1А” массой в 1 кг). Всего было произведено 11 запусков спутников с помощью “Авангарда”, из них 8 были неудачными (ещё один запуск частично-неудачный). Стоимость одного запуска ракеты составляла 5.7 млн. долларов 1985 года. Позже площадка LC18А в 60х годах 20 века несколько раз использовалась для суборбитальных запусков легкой РН “Скаут”.

Интенсивное использование космодрома для запусков в космос привело к строительству в конце 50х годов площадки LC43, предназначенной для запусков метеорологических ракет. С 1959 по 1984 годы с неё было произведено больше двух тысяч запусков ракет. Высота запускаемых ракет с этой площадки была ограничена 100 км, их масса не превышала нескольких десятков килограмм, а длина ограничиваюсь 3 метрами. В 1987 году рядом с площадкой LC43 была построена площадка LC46, предназначенная для наземных испытаний новой баллистической ракеты “Трайдент II”. В результате этого запуски метеорологических ракет были перенесены на площадку LC47 (полтысячи пусков в период с 1987 по 2008 годы).

Испытательные запуски на LC46 продолжались до 1989 года (было проведено 19 запусков). После этого в 1998-1999 годах площадка LC46 использовалась для двух запусков твердотопливной РН “Афина-1” и “Афина-2”. В ходе одного из этих запусков в космос отправился лунный зонд “Лунар Проспектор”. Позже существовали планы использования этой площадки для новой твердотопливной РН “Минотавр-4”, представляющей собой трехступенчатую твердотопливную МБР “Миротворец” с добавленной четвертой ступенью. С 2018 года планируется использование площадки LC46 для запусков небольшой РН “Вектор-Р” (полезная нагрузка 50 кг, длина 12 метров и масса 5 тонн).

Кроме наземных пусковых установок космодрома для запусков ракет активно используется и прибрежная акватория мыса Канаверал. C 1959 по 2016 годы оттуда с подводных лодок выполнено 977 пусков твердотопливных баллистических ракет. Если дальность первой американской баллистической ракеты для подводных лодок (Polaris A1) составляла 1900 км, то у ракеты “Трайдент-2” она достигает 11100 км. Большинство запусков баллистических ракет производит в сторону острова Вознесения, который находится в центральной части Атлантического океана на расстоянии в 9200 км от космодрома. Этот остров принадлежит Великобритании, и на нем находится крупный радар для отслеживания падающих боеголовок.

В дополнение активно используется для запусков ракет и воздушное пространство космодрома. В 1993-2016 года с мыса Канаверал осуществлены запуски шести твердотопливных трехступенчатых РН “Пегас” с целью вывода спутников с борта самолетов NB-52B и L-1011 (для их взлета использовались полосы космодрома RW15/33 и RW13/31).

Лунная программа NASA и программа Спейс Шаттл

12 сентября 1961 года американский президент Джон Кеннеди объявил о том, что до конца текущего десятилетия американцы высадятся на Луну. Новая космическая программа, получившая название “Аполлон“ должна была вернуть лидерство США в космосе, утраченное после запуска СССР первого спутника и первого космонавта. Ограниченные сроки программы “Аполлон” привели к тому, что бюджет NASA в 60х годах 20 века достиг максимальных показателей, как в абсолютных цифрах, так и относительно ВВП США. Штат Флорида стал одним из важнейших звеньев программы, в связи, с чем NASA c 1963 года приобрело остров Мерритт площадью в 570 квадратных километров, который находится вблизи мыса Канаверал. До этого все запуски с космодрома осуществлялись ВВС США с мыса Канаверал. NASA решила использовать для своих нужд только 10 процентов территории острова Меритт, остальная территория была преобразована в заповедник. Космическая инфраструктура NASA после убийства Д. Кеннеди получила название Космический центр Кеннеди, сейчас там работает до 15 тысяч гражданских специалистов.

Для лунной программы в космическом центре Кеннеди в краткие сроки было построено множество огромных объектов с рекордными габаритами:

  • Здание вертикальной сборки высотой в 160 метров, длиной в 218 метров и шириной в 158 метров. Здание обладает самыми высокими воротами в мире, по занимаемому объему (4 млн. м3) находится на 6-ом месте в мире, а по высоте является самым высоким зданием в США вне городской черты. Огромные размеры нового здания были вызваны небывалыми размерами ракеты “ ” для лунной программы: высотой больше 110 метров.
  • Для транспортировки ракеты с пусковой установкой общей массой в несколько тысяч тонн от здания вертикальной сборки до места старта были построены два огромных гусеничных транспортера. Каждый из них весит почти 4 тысячи тонн, обладает длиной в 40 метров, шириной в 35 метров и способен перевозить грузы до 6 тысяч тонн. Скорость движения транспортеров в загруженном состоянии не превышала 2 км в час, в результате чего длительность перевозки ракеты на дистанцию 6 км составляла 12 часов. Диаметр первой и второй ступени ракеты “Сатурн-5“ в результате чего её было невозможно перемещать по автомобильным или железнодорожным дорогам. В итоге ступени начали строить вблизи Нового Орлеана и Лос-Анджелеса и транспортировать на космодром с помощью барж:

  • Стартовый комплекс 39. Первоначально планировалось построить пять пусковых установок (A,B, С, D и E), но в итоге были построены только две из них (A и В).

Расстояние между стартовыми площадками составило 2.6 км, на каждой из них было построено по одной заправочной башне высотой 120 метров и одной мобильной башне обслуживания высотой в 125 метров.

Для отвода выхлопных газов стартующих ракет под каждой из стартовых площадок был вырыт ров длиной в 137 метров, шириной в 18 метров и глубиной в 13 метров. Для направления в ров выхлопных газов использовался 635-тонный железобетонный пламеотражатель высотой в 12 метров, шириной в 15 метров и длиной в 23 метра. Кроме того в те годы разрабатывался проект ещё более крупной ракеты “Нова” для пилотируемого полета к Марсу.





Испытания первых баллистических и орбитальных ракет проходили через множество аварийных запусков. Учитывая огромные размеры и массу новой ракеты “Сатурн-5” для лунных запусков в американском космическом агентстве решили провести как тщательную наземную отработку двигателей и ступеней ракеты, так и провести испытательные запуски уменьшенной версии ракеты, получившей название “Сатурн-1“. Кроме того дополнительная ракета потребовалась для испытания космического корабля “Аполлон“ на околоземной орбите. Для запусков РН “Сатурн-1” были построены три стартовых площадки LC34, LC37А и LC37B. Во время предстартовой подготовки в результате пожара 27 января 1967 года на LC34 погиб экипаж корабля Апполон-8. Со стартовых площадок LC34 и LC37B были осуществлены 19 успешных запусков РН “Сатурн-1” в 1961-1978 годах, после чего в 1972 году все три стартовых площадки были демонтированы. С 2002 года площадка LC37B стала использоваться для запусков новой ракеты “Дельта-4“. К настоящему времени с неё осуществлено 29 запусков этих ракет. 5 декабря 2014 года с площадки L37B был осуществлен первый испытательный беспилотный запуск пилотируемого корабля “Орион”.

В 1967 году пришел черед ракете “Сатурн-5”. За период с 1967 по 1973 год исполинская ракета 13 раз запускалась с 39 площадки, из которых 10 были пилотируемыми полетами к Луне (6 из них с высадкой на поверхность), а во время последнего запуска на околоземную орбиту была выведена массивная орбитальная станция “Скайлэб”. Во время запусков “Сатурн-5” площадка LC37В использовать только раз (для запуска “Апполон-10”).

Потребность пилотируемых полетов к “Скайлэб“ привела к необходимости нескольких запусков “Сатурн-1“ c 37 площадки (к этому времени стартовые установки для нее на LC34 и LC37 были разобраны). Чтобы поместить сравнительно небольшую ракету на огромном стартовом комплексе использовалась арматурная подставка:

Таким образом, в 1973-1975 годах было осуществлено четыре запуска “Сатурн-1” с LC39В (из них три были полетами к “Скайлэб“, а последний полет осуществлен в рамках первого советско-американского совместного полета “Союз-Аполлон”). Сейчас о лунной программе на космодроме напоминает неиспользованная ракета Сатурн-5, которая выставлена для всеобщего обозрения.

После закрытия лунной программы возник вопрос использования построенной инфраструктуры. После недолгих раздумий NASA решило использовать здание вертикальной сборки со стартовыми комплексами 39 площадки и огромными транспортерами для запуска многоразовых кораблей “Спейс Шаттл”. В дополнение для посадок кораблей на острове Мерритт была построена посадочная полоса длиной в 4.6 км. Стартовый комплекс был преобразован в конструкцию с поворотным механизмом.

В итоге с 1981 по 2001 годы с 39 площадки были совершены 135 запусков, лишь один из которых был неудачным (взрыв “Челленджера” 28 января 1986 года). С 39А было произведено 82 запуска шаттлов, с 39В 53 запуска. После закрытия программы “Спейс Шаттл” в 2011 году NASA решило использовать в дальнейшем только один стартовый комплекс LC39В. С него в 2009 году был произведен испытательный пуск Ares I-X, а с 2019 года планируется его использование для запусков сверхтяжелой РН SLS. Второй стартовый комплекс LC39В в 2013 году был передан в аренду на 20 лет компании SpaceХ для запусков многоразовых ракет “Falcon-9” и “Falcon Heavy”. К настоящему времени с этого комплекса произведено 10 запусков “Falcon-9” (все из них в 2017 году), и готовится первый запуск “Falcon Heavy”.Компания SpaceX не планирует использовать здание вертикальной сборки NASA, так как она является единственным нероссийским участником пускового рынка, который использует горизонтальную сборку ракет. Преимуществом горизонтальной сборки ракет является небольшая высота зданий для сборки ракеты, а её недостаток заключается в повышенной прочности и массы ракеты на изгиб. По аналогичному пути собирается пойти и компания Blue Original при сборке своей тяжелой многоразовой ракеты New Glenn. Кроме того при сборке РН “Дельта-4” первую и вторую ступень соединяют горизонтально, и боковые ускорители пристыковывают в вертикальном положении. Другой особенностью горизонтальной сборки является упрощение стартового комплекса (к примеру, башен обслуживания), которое с одной стороны приводит к удешевлению запусков, а с другой затрудняет исправление выявленных неисправностей перед запуском.

Инфраструктура и будущие перспективы космодрома

За всю историю космодрома на нём было построено 50 наземных площадок для запусков различных типов ракет, и планировалась постройка ещё 7 наземных стартовых площадок. Кроме того к территории космодрома относится акватория, предназначенная для запусков баллистических ракет с подводных лодок и три зоны для запусков ракет воздушного базирования. На территории космодрома находится три взлетно-посадочных полосы (RW15/33, RW30/12, RW31/13), которые использовались как для посадок космических кораблей многоразового использования, так и для взлетов самолетов с ракетами “Пегас”, предназначенными для запуска спутников на орбиту. К настоящему времени из наземных стартовых площадок осталось только 4 действующих площадок для запусков в космос, в недалеком будущем планируется использование ещё 3 стартовых площадок для космических запусков.

В настоящее время максимальное наклонение при запусках спутников с мыса Канаверал составляет 57 градусов. Однако в начале космической эры использовалась особая траектория по направлению к Кубе с полетом мимо Майями, которая позволяла выводить спутники на полярные орбиты. При запуске 22 июня 1960 года навигационный спутник Транзит-2А был выведен на орбиту с наклонением в 66 градусов, но при запуске 30 ноября 1960 года следующего навигационного спутника Транзит-3А произошло внеплановое отключение первой ступени, в результате чего упавшая ракета убила корову на Кубе. После этого запуски по кубинской траектории были прекращены. В то же время в 1965-1969 годах были осуществлены пять запусков метеорологических спутников (Тирос-9, Тирос-10, ESSA-1, ESSA-2 и ESSA-9) на орбиты с наклонениями в 92-102 градусов путем дополнительных включений верхней ступени. Космический корабль “Атлантис“ во время миссии STS-36 в 1990 году выходил на орбиту с наклонением в 62 градусов с целью вывода военного спутника KH 11-10. В последние годы появляются предложения по повторному использованию кубинской траектории по причине частых и разрушительных лесных осенних пожаров в Калифорнии вблизи другого американского космодрома Ванденберг. В настоящее время количество запусков на полярные орбиты из Ванденберга является сравнительно небольшим в связи, с чем перенос этих запусков на мыс Канаверал привел бы к значительной экономии средств. Для запусков по кубинской траектории потребуется оборудовать ракеты системой автоматического самоуничтожения, которая будет срабатывать в случае отклонения ракеты от плановой траектории. При запусках по новой траектории первая ступень будет падать в проливе между Флоридой и Кубой.

В 2018 году планируется осуществить 35 запусков с флоридского космодрома, что почти в 2 раза больше, чем было осуществлено в 2017 году (19 запусков). В это число войдут учебные запуски баллистических ракет “Трайден” с подводных лодок. Ожидается, что к 2020-2023 годам число ежегодных запусков с мыса Канаверал может достичь 48. Тем самым космодром во Флориде выйдет на самую большую интенсивность запусков за всю свою историю (до этого наибольшее количество запусков в космос с космодрома было осуществлено в 1966 году — 31).

Будущее космодрома является безоблачным, так как в его инфраструктуру продолжают вкладывать миллиарды долларов как государственное агентство NASA, так и крупный частный бизнес (компании SpaceX и Blue Origin). В ближайшее время космодром начнет использоваться для запусков тяжелых многоразовых РН “Falcon Heavy” и “New Glenn” и американских пилотируемых кораблей “Драгон-2” и “Орион”. Последний из названных кораблей будет запускаться с помощью сверхтяжелой одноразовой РН SLS. С другой стороны большой проблемой на мысе Канаверал по сравнению с другими американскими космодромами являются частые ураганы и молнии.

В этом году у меня чуть было не сбылась одна заветная мечта — посмотреть на запуск космического корабля, конкретно Шаттла с Мыса Канаверал во Флориде. Вначале всё обстояло очень радужно — в середине апреля у меня начинался тренинг на самолёте в окрестностях Орландо, а на начало третей декады апреля был назначен запуск Шаттла, который в его истории должен был стать предпоследним. Самое интересное, что на запуск я собирался смотреть с воздуха, пилотируя самолёт...

Всё началось с того, что в этом году были выпущены более серьезные ограничения на полёты воздушных судов в окрестностях запуска Шаттла. Часть этих ограничений была связана ещё и с тем, что за день до запуска в Майами прилетел Обама, президент США, а во время нахождения в определённой зоне Air Force I («борта № 1») и самого президента действуют некоторые временные ограничения. Конечно, не как у нас, но когда ты привык летать на обед в другой город (как учителя в моей лётной школе), для тебя это «ограничение» свобод достаточно ощутимо. На фото: центральный вход в Космический центр им. Кенеди, который расположен на Мысе Канаверал.

2.

Ограничение полётов не такая проблема — я собирался вылететь из своего домашнего аэропорта за несколько часов до начала запретов, долететь до ближайшего к Мысу Канаверал аэропорта и доехать оттуда до смотровой площадки на машине. Есть много площадок, откуда можно смотреть запуск Шаттла — как на Мысе, так и на материке (откуда, в основном, все и смотрят). «Главная» площадка находится около сборочного цеха на самом Мысе Канаверал, там же находятся и знаменитые часы, отсчитывающие время. На фото: автобус, на котором перевозят туристов по закрытой территории НАСА на Мысе Канаверал.

3.

Я немного изучил вопрос и выяснил, что время отсчитывается не тупо «в минус», а есть так называемые «холды» (от слова hold — задержка, англ.), когда часы останавливаются. Это происходит в определённые моменты, этапы подготовки запуска. Есть холды дальние, за несколько дней, связанные с техническими вопросами, есть за несколько минут, связанные капризами погоды. Интересен факт того, что за полминуты до запуска человек вообще уже ничего не может сделать, так как события происходят слишком быстро, поэтому всё контролирует электроника. Она как бы выполняет чек-лист (в русской терминологии «контрольную карту») из десятков тысяч позиций и если хотя бы одна не выполнена, отменяет запуск, может даже за секунду до старта двигателей. На фото: Шаттл на стартовом столе, «шарики» справа и слева — хранилища компонентов ракетного топлива, при смешивании происходит взрывная реакция. Обратите внимание на две БПМ около КПП на переднем плане слева. Шаттл штука дорогая и является символом страны, поэтому её охраняют достаточно фанатично.
4.

В общем, запуск на тот день, когда я собирался туда лететь, отменили из-за технических неполадок, что-то случилось с системой охлаждения топливных магистралей. Я расстроится и полетел на противоположенный берег в сторону Тампы. Однако, надежда побывать на запуске не покидала меня, мне нужно было налетать больше 50 часов, поэтому времени у меня в запасе было, как мне казалось на тот момент, достаточно. На фото: сборочный цех и платформа для транспортировки Шаттла от неё на стартовый стол.

5.

Затем переносы посыпались один за другим. Техническую проблему долго не могли решить. Больше всего мы стало, на тот момент, жалко людей, которые специально приехали во Флориду со всех уголков света на запуск Шаттла. Для меня это был больше фан, не получилось посмотреть, так не получилось. Для многих из них, думаю, это была трагедия. Ведь нужно прилететь сюда, взять в аренду машину, снять гостиницу, есть, пить и ждать, ждать, ждать. Ни в какие тебе парки или музеи не сходить, ничего не запланировать, так как запускать могут Шаттл практически в любой момент. На фото: один из маневровых (орбитальных) двигателей Шаттла.

6.

Я прошёл необходимый тренинг, у нас даже было несколько дней в запасе на осмотр Мыса Корал и Ки Веста (в предыдущих репортажах), мы улетели в Нью-Йорк и занимались делами там три дня, и, даже когда мы улетали в Москву после майских праздников, Шаттл ещё не был запущен. Он, безусловно, полетел, но гораздо позже. Я чувствую некоторую обиду, что не смог осуществить свою небольшую мечту — посмотреть на его запуск, хотя был так близок к её реализации (хоть и не планировал это заранее). Однако, заехать на Мыс Канаверал и посмотреть на Шаттл на стартовом столе было делом чести, учитывая, что из Орландо сюда ехать буквально час. На фото: зал-накопитель в павильоне, посвященном ракете Сатурн-5 и лунной программе.

7.

Расскажу немного про Мыс Канаверал. Я уже был здесь в Ноябре прошлого года, но, так как очень люблю авиацию и космонавтику, готов сюда ездить каждый раз, когда у нас что-нибудь происходит в Орландо. Итак, на мысе находится огромный комплекс НАСА, здесь проектируются, частично строятся, собираются, запускаются космические аппараты. На мысе есть огромная полоса для посадки Шаттлов длинной 15,000 футов (почти 5 км) из бетона. Про эту полосу я расскажу отдельно чуть ниже. На Мысе есть музей и специальный туристический маршрут, по которому туристов возят на автобусах. Раньше были остановки: сборочный цех, смотровая площадка (откуда я снимал Шаттл), ангар с ракетой Сатурн-5, потом — обратно в музей. Сейчас в сборочный цех не водят. На фото: имитация запуска ракеты Сатурн-5 с лунным модулем. Как это работало в начале 70-х не понимаю!

8.

Про полосу для Шаттла. Помимо того, что она огромных размеров, что очень нужно Шаттлу, учитывая его массу и скорость на посадке, она сделана из хитрого покрытия. Нет, это не какой-то специальный радиоактивный бетон, но он определённым образом залит и в нем сделаны специальные небольшие канавки — эту технологию придумала НАСА для увеличения сцепления полосы с колёсами как в сухую погоду так, что самое главное, во время дождя. После обкатки технологии на космосе, технология пошла в обычную жизнь — в Штатах строят дороги из такого бетона с канавками, я по таким ездил в Калифорнии. Эти дороги, как я слышал, в два раза дороже асфальтовых, но, при соблюдении технологии, служат в пять раз дольше. На фото: задняя часть ракеты Сатурн-5, двигатели и логотипы миссий (правее).

9.

Идём дальше по залу — ракета огромная и длинная, вроде, это самая большая ракета, которая была построена человечеством. Строил её, как вы знаете, Вернер Фон Браун. Если бы он сдался бы не американцам, а русским, мы бы слетали бы на луну. Напомню, он проектировал ракеты для немцев во время войны, его и его команду отправили в Швейцарию, когда СССР перешла в наступление. В качестве бесплатного бонуса к ним приставили карательный отряд, а когда немцам стало ясно, что война проиграна, карательному отряду приказали всех гениев закопать где-нибудь в районе Бернских Альп. Но Вернер Фон Браун сообразил вовремя что к чему и сбежал со своими инженерами. Первые, на кого они наткнулись в горах, были американцы. Вот так и появилась ракета Сатурн-5. На фото: у каждой миссии Аполлона был свой логотип, мне нравится, что американцы уделяют огромное внимание визуальной концепции всего чего угодно. Зато мы привнесли в космонавтику прекрасную традицию отливать на космодром перед запуском.

10.

Это лунный модуль. Общий смысл был такой: ракета выводит на околоземную орбиту большой корабль, он долетает до луны, от него отцепляется лунный модуль и спускается на луну, сам корабль летает вокруг луны. Лунный модуль прилуняется, астронавты гуляют по луне и, когда запасы на исходе, на возвращаемом модуле летят обратно на лунную орбиту. Там они стыкуются с кораблём, который их везёт обратно, на подлёте к земле они опять садятся в возвращаемый модуль, который уже приводняется в районе Флориды. В Нью-Йорке стоит авианосец Интрепид , на котором я был в прошлом году, так он эти капсулы и подбирал.

11.

Настало время обеда. Прямо здесь есть столовка, в которой за вполне приемлемые 10 долларов можно хорошо поесть. На обед сегодня: куриный суп, овощной салат, чипсы с сыром, куриная лепёшка с сыром и чай. Интересный факт: лепёшки делает дедушка азиатской внешности, он их делал в ноябре прошлого года, в мае этого года он тоже их делал, что-то мне подсказывает, что он их тут лет 40 уже делает и будет делать до упора.

12.

Воспользуемся нашим секретным пропуском и выйдем на задний двор. Вот на этой лужайке во время запусков космических кораблей организуется VIP-зона, как для просто VIPов, так и для реальных VIPов — семей астронавтов, которые сейчас сидят в кабине корабля.

13.

На этом табло идёт такой же обратный отсчет, как на большой площадке около сборочного цеха. Обратите внимание, что в радиусе 10 метров от табло курить нельзя и что оно «растянуто» ремнями что бы его не сдуло ветром. На такие «мелочи» у нас в стране многие не обращают внимание.

14.

Поднимемся на трибуну. Во время запуска здесь должен был сидеть я! :)

15.

Это генератор для звука, света и кейтеринга (фуршета для гостей). На горячее — индейка и сосиски с шафраном. Подают французское шампанское и калифорнийское вино (гадость). Генератор огорожен, конечно, достаточно «по-нашему». Не ожидал от местных коллег такого раздолбайства, учитывая, что среди приглашённых много детей.

16.

Местные орлы, которые работают «по найму», в их задачи входит распугивание птиц перед запуском и что бы голуби не гадили на национальную гордость сверху. Хорошо, что здесь не Рим, где в сезон скворцов в сутки с неба падает до 100 тонн их дерьма. Так бы они всю ракеты бы с горкой засыпали бы.

17.

Поедем обратно в музей. Здесь стоит один из отработавших своё Шаттлов. Жарозащитные плитки на его пузе заменены на имитацию, настоящие сейчас приклеены на действующие Шаттлы (выбрасывать дорого, одна плитка стоит под тысячу долларов). Сетка внизу защищает реплику от клептоманов.

18.

Это внутри Шаттла. Справа — канадский манипулятор-рука, по центру — полезная нагрузка.

19.

А это музей сувениров. Когда я был здесь в первый раз, купил небольшой карабин с логотипом НАСА, сейчас на нём болтается ключ от офиса. В этот раз мы не покупали ничего. Замечаю, чем больше ездишь, тем меньше привозишь сувениров, во-первых, уже некому, так как всем уже что-то привёз, во-вторых, себе тоже не покупаешь, так как не знаешь, куда девать то, что уже есть. В последнее время, я привожу наклейки, которые подходят по размеру, клею на чемодан. Остальные просто собираю.

В тот день в музее проходила встреча с астронавтом, ей оказалась какая-то пожилая женщина, возможно, известная здесь. Я прошёл мимо неё, захотел сфотографироваться с ней, а потом подумал, что уже лет пять ни с кем из «звезд» не фотографируюсь. Так и прошёл мимо. Потом узнал, что за фото просят $10. :)

20.

Это «сад ракет» внутри музейного комплекса. Мы немного погуляли и поехали обратно в Орландо.

Это название стало одним из трех старейших топонимов в США, данных европейцами и сохранившихся до наших дней: первое упоминание о мысе Канаверал относится к экспедиции Франциско Гордильо, 1521-25 гг.
Европейских исследователей во Флориде встретили индейцы тимукуа, капуса и семинолы, впоследствии теми же испанцами почти полностью истребленные. Вплоть до середины XX в. здесь было несколько рыбачьих поселков и население представляли немногочисленные фермеры, ловцы креветок и отшельники.
В середине XX в. в результате непродолжительных поисков выяснилось, что мыс Канаверал - одно из оптимальных мест для запуска ракет. Во-первых, местонахождение мыса таково, что позволяет наиболее эффективно использовать силу вращения Земли. Во-вторых, этот район малонаселен и окружен океаном, что идеально подходило в случае неудачных стартов.
Несколько раз власти пытались отказаться от наименования «Мыс Канаверал», С 1893 по 1954 г. он назывался Артезией, с 1954 по 1962-й - снова Мыс Канаверал. В 1963 г. его переименовали в «Мыс Кеннеди», в честь президента США Джона Кеннеди, поставившего перед Америкой цель первой высадиться на Луне. Переименование произошло по инициативе вдовы президента Жаклин Кеннеди, посчитавшей, что это будет лучшей данью памяти лидеру государства, погибшему в 1963 г.
Мыс был в очередной раз переименован, но местные жители, мнением которых забыли поинтересоваться, были категорически против этого. В 1973 г законодательное собрание Флориды восстановило прежнее, 400-летнее название: мыс Канаверал. Семья Кеннеди заявила, что «понимает чувства граждан», и не стала протестовать. Имя президента Кеннеди сохранилось в названии Космического центра.

Космический центр США

Территория для ракетных испытаний на мысе Канаверал была выбрана в 1949 г. Первый запуск ракеты с мыса Канаверал состоялся в 1950 г.. двухступенчатый аппарат «Бампер-2» с небольшим грузом достиг высоты 400 км - выше, чем летали американские космические челноки.
Сначала здесь запускали обычные ракеты, позже - межконтинентальные баллистические и, наконец, космические: сначала одноразовые ракеты-носители, а затем многоразовые «Шаттл». До недавнего времени мыс Канаверал был одним из трех космодромов мира, с которых производились пуски пилотируемых космических кораблей. Последний полет по программе «Спейс шаттл» завершился утром 21 июля 2011 г., и теперь пилотируемые полеты в космос осуществляются только Россией и Китаем.

Население

С завершением программы несколько соседних городов, таких как Кейп-Канаверал и Коко-Бич, оказались в весьма затруднительном положении. Подобная ситуация произошла в 1975 г., когда закончилась программа «Апполо»: уровень безработицы в Коко-Бич достигал 14,3%. Тогда положение спасло начавшееся строительство челноков. Сегодня жители Кейп-Канаверал заняты в сфере обслуживания и в Космическом центре имени Джона Кеннеди, который включает центр для посетителей и экскурсий и заповедник.
Первое поселение в Коко-Бич было основано группой освобожденных после гражданской войны рабов, и к 1950 г. количество жителей не превышало 100 человек, однако в 1950-1960 гг. рост численности населения составил 1000%. Сегодня город живет за счет туризма и продажи серф- и скейтбордов, знаменитый магазин «Рон Джон Серф Шоп», специализирующийся на продаже экипировки для серферов, принимает около 2 млн покупателей в год. В городе также есть школа для серферов, здесь проводятся различные фестивали, конкурсы и соревнования, посвященные этому виду спорта. Кроме того, Коко-Бич организует аэрошоу (30 000 посетителей, 2009 г.) и фестиваль искусств «Спейс Коуст Арт Фестивал».

Общая информация

Восточное побережье полуострова Флорида.
Административная принадлежность: округ Бревард, штат .
Язык: английский.
Этнический состав (город Кейп-Канаверал): белые (в т. ч. испанского происхождения - 94,67%), афроамериканцы (1,43%), другие (коренные американцы, азиаты, гавайцы и др. - 3,9%).
Денежная единица: доллар США.
Населенные пункты: Кейп-Канаверал, Коко-Бич, Сикрест-Бич.
Крупнейшие реки: Банана-Ривер, Сент-Джонс, Индейская.
Крупнейшие озера: Истокпога, Киссимми, Джесап, Поинсетт, Джордж.
Важнейший порт: порт Канаверал.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Мелборн (город Мелборн).

Цифры

Площадь: 450 км 2 .
Население: 25 000 чел. (2009 г.).
Плотность населения: 55,5 чел/км 2 .
Средняя высота над уровнем моря: 40 м.

Экономика

Космический центр им, Дж.Ф. Кеннеди, база ВВС США.
Промышленность: машиностроение (космические корабли, вспомогательное оборудование).
Сельское хозяйство: растениеводство.
Рыболовство.
Сфера услуг: туризм.

Климат и погода

Влажный тропический . Жаркое лето, мягкая и дождливая зима.
Средняя температура января: +17°С.
Средняя температура июля: +29°С.
Среднегодовое количество осадков: 1500 мм.

Достопримечательности

    Космический центр им. Дж.Ф. Кеннеди

    Национальные парки: национальное побережье Канаверал

    Заповедники и парки: заповедник дикой природы острова Мерритт, Тайгер-Бэй, Окала, Грин-Суомп, Ривер-Лейкс, парк Джетти

    Лагуна москитов

    Индейская река

    Национальный памятник форт Матансас

    Маяк Кейп-Канаверал (1868 г.)

Любопытные факты

    Коренные обитатели мыса Канаверал, индейцы тимукуа, говорили на языке, который появился в этих местах ок. 2000 лет до н. э. В 1763 г немногие живые носители тимукуа были переселены на Кубу, в поселок около Гаваны. В настоящее время язык исчез.

    В память о достижениях в освоении космического пространства мысу Канаверал был присвоен телефонный код 321, напоминающий об обратном отсчете перед стартом космических аппаратов.

    Любой желающий может приобрести космические аппараты «Шаттл» после завершения программы всего за 28,8 млн долл. Двигатели предлагаются бесплатно, при условии самовывоза.

Космодром на мысе Канаверал в США – это космический центр имени Джона Кеннеди и база ВВС, являющаяся подразделением Космического командования ВВС Соединенных штатов.

Космический Центр Кеннеди расположился на острове Меррита, находящемся в непосредственной близости от самого мыса Канаверал. НАСА стала скупать здесь земли в начале 1960-х годов, после того, как в США началась активная работа над лунной программой. Сегодня размеры Центра Кеннеди — 55 км в длину и примерно 10 км в ширину, а общая площадь - 567 км².

На территории Центра находятся несколько стартовых площадок, отсюда, из стартового комплекса № 39, производится запуск шаттлов. Небольшая часть Центра отведена для посетителей: здесь разместился специальный комплекс, в котором оборудованы музеи, а также два кинотеатра IMAX, где можно посмотреть главные моменты программы «Аполлон». Специальные автобусные туры Центра рассчитаны на то, чтобы познакомить гостей с закрытыми местами комплекса. Кроме того, здесь же находится памятник «Космическое зеркало» — мемориал, посвященный погибшим астронавтам.

База ВВС, находящаяся непосредственно на мысе Канаверал, не участвует в запуске космических челноков. Однако, и отсюда прежде начинались важные для США космические исследования. Так, в 1958 году с территории базы ВВС был запущен первый в Америке спутник Земли «Эксплорер-1», отсюда в 1967 году улетел в космос первый экипаж из трех человек «Аполлон-7», а в период с 1962 по 1977 году были запущены автоматические межпланетные станции для исследования планет Солнечной Системы. Сегодня на территории базы находятся стартовые комплексы для запуска самых мощных американских беспилотных ракет, как действующие, так и уже не активные.

Все-таки тяжело ехать с грузом впечатлений. Иногда бывает такое состояние, что кажется уже ничего не способен воспринимать, но вдруг появляется по-настоящему захватывающее зрелище, и все начинается заново. Так и получилось с Мысом Канаверал.

Из Орландо на мыс ведет много дорог; выбрали ту, которая заканчивается прямо у NASA Visitor Center.

Космический центр Кеннеди

Космический центр Кеннеди - это действующая структура и важный стратегический объект. Поэтому не удивительно было видеть во многих местах табло с угрожающими надписями: "запрещенная территория" и "вход только по пропускам".

Но ведь от людского любопытства не так-то просто избавиться, и организаторы пошли на решительный шаг - предложили посетителям билет повышенного доступа, который обеспечивает посещение и некоторых важных объектов в том числе. Такое доверие к вам обойдется в $24, детям - в $15.

Передвижение по центру осуществляется на шаттлах, внутри которых есть телевизоры над каждым вторым рядом кресел. Для начала, в качестве разогрева, нас привезли в центр Аполло/Сатурн 5. Перед тем, как допустить к экспонатам, показали фильм о мужественных американских космонавтах, об их замечательном вкладе в исследования Луны. Про русских упомянули вскользь, сказав только, что первый человек в космосе - это Юрий Гагарин, а не Армстронг, как думает большинство американских детей.

Затем мы плавно перешли в выставочный зал, основной особенностью которого была огромная (363 фута) лунная ракета "Сатурн-5", в лежачем состоянии - одна из трех, оставшихся в мире. Это чудо занимало всю центральную часть здания.

А по стенам были выставлены на всеобщее обозрение другие экспонаты, в числе которых был маленький черно-серый камешек, с гладко отполированными поверхностями. Как не трудно догадаться, это был кусочек Луны, и до него можно было дотронуться через специальное отверстие в защитном колпаке. Также интересно посмотреть выставку лунной техники, которая использовалась разными экспедициями.

Здесь же наткнулись на забавный стенд под названием "Какой он, средний космонавт?". Оказалось, что нужно иметь совсем не много: жену, двоих детей (желательно мальчика и девочку), собаку и корвет; и находиться в возрастной группе 30-35 лет.

Далее нас пригласили в командный центр, где был сымитирован запуск "Аполло 8". Очень интересно, даже волнение пробирает, когда идет обратный отсчет: 10...9...8... Представляю, как на самом деле это захватывающе.

Выйдя из центра Аполло/Сатурн, сели на шаттл и поехали на пусковую площадку. Но так как наступил вечер, посещение LC-39 (портал для запуска космических шаттлов) пришлось отложить до лучших времен. Последний запуск в этом году уже был в начале сентября, очень жаль, что мы пропустили такое редкое зрелище.

Нас можно назвать несерьезными, но что поделать, больше всего поразил... туалет. Посмотрев на такое, как-то расхотелось быть космонавтом. Это помещение размером метр на полтора, к дальней стене от входа приделано что-то типо унитаза, но не совсем - довольно хитрая конструкция; забор жидкости из организма производится посредством катетеров. Услышав про это, народ как-то сжался и поник, особенно мужчины. Да, не легка космическая жизнь.

Провели мы в центре довольно много времени, узнали массу интересного, а затем пошли в кино, в IMAX-3D Theatre, где посмотрели поучительный фильм "L-5 First city in space".

Запомнилось также симпатичное место на территории комплекса - Сад Ракет, где под открытым небом собрана коллекция "исторических", отслуживших свое, ракет. Уже совсем стемнело, магазины сувениров и кафе закрылись, пора было уезжать с острова.

Выбирались тем же путем и заночевали в окрестностях города Джексонвилл. На следущий день ехали по 10 интерстейту на запад, до пересечения с I-75, по которому въехали в штат Джорджия. Здесь был выбор: либо ехать по интерстейтам через Атланту, Чаттанугу и Нэшвил, либо срезать угол, и ехать обычными дорогами. Выбрали второй вариант, тем более, что интересно, так как никогда так еще не ездили. Таким образом, пересекли Алабаму и Миссисиппи, и к 8 вечера были в Мемфисе.

Подводя итог поездке, стоит сказать, что отпуск получился очень интересным, насыщенным и познавательным. Как мне кажется, главное - тщательно спланировать маршрут и определиться с выбором мест и городов, которые хотелось бы посетить. А дальше остается делать планы реальными, что совершенно по силам каждому человеку.

turturist.ru - Академия путешественника