Футболист аргентинец альфредо ди стефано вдруг пропал. Футболист Альфредо Ди Стефано: биография и интересные факты

Ди Стефано принадлежит к замечательной плеяде певцов, выдвинувшихся в послевоенный период и ставших гордостью итальянского вокального искусства. В.В. Тимохин отмечает: "Созданные Ди Стефано образы Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Артура и Эльвино («Пуритане» и «Сомнамбула» Беллини) снискали ему мировую известность. Здесь певец предстает во всеоружии своего мастерства: поразительно его певучее, плавное легато, выразительная скульптурная фразировка и кантилена, полная страстного чувства, спетая «темным», необычайно насыщенным, густым, бархатистым звуком.

Многие историки вокального искусства находят Ди Стефано-вокалиста, например в роли Эдгара, достойным наследником великого тенора прошлого века Джованни Баттиста Рубини, создавшего незабываемый образ возлюбленного Лючии в опере Доницетти.

Один из критиков в отзыве на запись «Лючии» (с Каллас и Ди Стефано) прямо писал, что, хотя имя лучшего исполнителя роли Эдгара в прошлом столетии окружено сейчас легендарной славой, как-то трудно себе представить, чтобы он мог производить на слушателей большее впечатление, чем Ди Стефано в этой записи. Нельзя не согласиться с мнением рецензента: Эдгар - Ди Стефано действительно одна из самых замечательных страниц вокального искусства наших дней. Пожалуй, если бы артист оставил только одну эту запись, то и тогда его имя стояло бы в ряду крупнейших певцов современности.

Джузеппе Ди Стефано родился в Катании 24 июля 1921 года в семье кадрового военного. Мальчик первоначально также собирался стать офицером, в то время ничто не предвещало его оперной карьеры.

Лишь в Милане, где он учился в семинарии, один из товарищей, большой любитель вокального искусства, настоял, чтобы Джузеппе обратился к опытным педагогам за советом. По их рекомендации юноша, оставив семинарию, стал заниматься вокалом. Родители поддержали сына и даже перебрались в Милан.

Ди Стефано занимался у Луиджи Монтезанто, когда началась Вторая мировая война. Его призвали в армию, но на передовую он не попал. Ему помог один из офицеров, которому очень нравился голос молодого солдата. А осенью 1943 года, когда части Ди Стефано предстояло отправиться в Германию, он бежит в Швейцарию. Здесь и дал певец свои первые концерты, в программу которых вошли популярные оперные арии и итальянские песни.

После окончания войны, возвратившись на родину, он продолжил учебу у Монтезанто. Двадцать первого апреля 1946 года в муниципальном театре города Реджио-Эмилия состоялся дебют Джузеппе с партией де Грие в опере Массне «Манон». В конце года артист выступает в Швейцарии, а в марте 1947 года впервые выступает на сцене легендарного «Ла Скала».

Осенью 1947 года Ди Стефано прослушал директор нью-йоркского «Метрополитен-опера» Эдуард Джонсон, отдыхавший в Италии. С первых же фраз, спетых певцом, директор понял, что перед ним лирический тенор, каких уже давно не было. «Он должен петь в „Метрополитен“, и непременно в этом же сезоне!» - решил Джонсон.

В феврале 1948 года Ди Стефано дебютирует в «Метрополитен-опера» в партии Герцога в «Риголетто» и становится солистом этого театра. Искусство певца отметили не только зрители, но и музыкальные критики.

Пять сезонов подряд Ди Стефано пел в Нью-Йорке, главным образом лирические партии, такие как Неморино («Любовный напиток»), де Грие («Манон» Массне), Альфреда («Травиата»), Вильгельма («Миньон» Тома), Ринуччо («Джанни Скикки» Пуччини).

Известная певица Тоти Даль Монте вспоминала, что не могла удержаться от слез, когда слушала Ди Стефано на сцене «Ла Скала» в «Миньон», - настолько трогательным и одухотворенным было исполнение артиста.

Как солист «Метрополитен» певец выступал в странах Центральной и Южной Америки - с полным успехом. Только один факт: в театре Рио-де-Жанейро впервые за многие годы нарушено правило, запрещавшее бисирование по ходу спектакля.

Начиная с сезона 1952/53 года Ди Стефано снова поет в «Ла Скала», где с блеском исполняет партии Рудольфа и Энцо («Джоконда» Понкьелли). В сезоне 1954/55 года он исполнил шесть центральных теноровых партий, в то время наиболее полно отражавших его возможности и характер репертуарных поисков: Альваро, Туридду, Неморино, Хозе, Рудольфа и Альфреда.

«В операх Верди и композиторов-веристов, - пишет В.В. Тимохин, - Ди Стефано предстает перед слушателями певцом яркого темперамента, живо чувствующим и мастерски передающим все перипетии вердиевско-веристской лирической драмы, покоряющим насыщенным, массивным, свободно „парящим“ звуком, тонким разнообразием динамических оттенков, мощными кульминациями и „взрывами“ эмоций, богатством тембровых красок. Певец славится замечательно выразительной „лепкой“ фразы, вокальной линии в операх Верди и веристов, будь то раскаленная жаром страсти лава или легкое, сладостное дуновение ветерка. Даже в таких широко популярных оперных отрывках, как, например, „Сцена у корабля“ („Манон Леско“ Пуччини), арии Калафа („Турандот“), заключительный дуэт с Мими из „Богемы“, „Прощание с матерью“ („Сельская честь“), арии Каварадосси из первого и третьего действий „Тоски“, артист добивается удивительной „первозданной“ свежести и взволнованности, открытости эмоций».

С середины 50-х годов продолжились успешные гастрольные поездки Ди Стефано по городам Европы и США. В 1955 году на сцене западноберлинской Городской оперы он участвует в постановке оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Начиная с 1954 года певец регулярно в течение шести лет выступает в чикагском Лирическом театре.

В сезоне 1955/56 года Ди Стефано возвращается на сцену «Метрополитен-опера», где поет в «Кармен», «Риголетто» и «Тоске». Часто выступает певец и на сцене Римского оперного театра.

Стремясь расширить свой творческий диапазон, к партиям лирического плана певец добавляет роли драматического тенора. На открытии в «Ла Скала» сезона 1956/57 года Ди Стефано спел Радамеса в «Аиде», а в следующем сезоне в опере «Бал-маскарад» исполнил партию Ричарда.

И в ролях драматического плана артист имел огромный успех у слушателей. В опере «Кармен» в конце 50-х годов Ди Стефано ожидал подлинный триумф на сцене Венской государственной оперы. Один из критиков даже писал: ему представляется невероятным, как Кармен могла отвергнуть такого пламенного, нежного, пылкого и трогательного Хозе.

В дальнейшем на протяжении более десяти лет Ди Стефано регулярно пел в Венской государственной опере. Например, только в 1964 году он пел здесь в семи операх: «Бал-маскарад», «Кармен», «Паяцы», «Мадам Баттерфляй», «Андре Шенье», «Травиата» и «Любовный напиток».

В январе 1965 года, спустя десять лет, Ди Стефано вновь поет в «Метрополитен-опера». Выступив в роли Гофмана в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, преодолеть трудностей этой партии он уже не смог.

Продолжение последовало в том же году в буэнос-айресском театре «Колон». Ди Стефано выступил только в «Тоске», а спектакли «Бала-маскарада» пришлось отменить. И хотя, как писали критики, в отдельных эпизодах голос певца звучал превосходно, а его волшебные пианиссимо в дуэте Марио и Тоски из третьего действия и вовсе вызвали восторг слушателей, стало ясно - лучшие годы певца позади.

На Всемирной выставке в Монреале «ЭКСПО-67» состоялась серия спектаклей «Страны улыбок» Легара с участием Ди Стефано. Обращение артиста к оперетте оказалось успешным. Певец легко и естественно справился со своей партией. В ноябре 1967 года в этой же оперетте он выступил на сцене венского «Театра ан дер Вин». В мае 1971 года Ди Стефано на сцене Римской оперы спел партию Орфея в оперетте Оффенбаха «Орфей в аду».

Артист все же вернулся на оперную сцену. В начале 1970 года он исполнил партию Лориса в «Федоре» в барселонском театре «Лисео» и Рудольфа в «Богеме» в Мюнхенском национальном театре.

Одно из последних выступлений Ди Стефано состоялось в сезоне 1970/71 года в «Ла Скала». Знаменитый тенор пел партию Рудольфа. Голос певца, по отзывам критиков, звучал достаточно ровно во всем диапазоне, мягко и проникновенно, но порой он терял контроль над голосом и в последнем действии выглядел значительно уставшим.

Дебютировал в 1946 (Реджо-нель-Эмилия, партия Де Грие в "Манон" Массне). С 1947 в Ла Скала. В 1948-65 пел в Метрополитен Опера (дебют в партии Герцога). В 1950 исполнял на фестивале "Арена ди Верона" партию Надира в "Искателях жемчуга" Бизе. В 1954 на сцене Гранд-Опера выступил в партии Фауста. Пел на фестивале в Эдинбурге (1957) партию Неморино ("Любовный напиток" Доницетти). В Ковент Гардене в 1961 партию Каварадосси. Частой партнёршей Ди Стефано на сцене и в записях была Мария Каллас. С ней он предпринял в 1973 большое концертное турне. Ди Стефано - выдающийся певец второй половины XX века. В его обширном репертуаре были партии Альфреда, Хозе, Канио, Калафа, Вертера, Рудольфа, Радамеса, Ричарда в "Бале-маскараде", Ленского и другие. Среди записей певца выделяется целый цикл опер, записанных на EMI вместе с Каллас: "Пуритане" Беллини (Артур), "Лючия ди Ламмермур" (Эдгар), "Любовный напиток" (Неморино), "Богема" (Рудольф), "Тоска" (Каварадосси), "Трубадур" (Манрико) и другие. Снимался в кино.

Альфредо Ди Стефано — настоящая легенда не только «Мадрида», но и мирового футбола. Дон Альфредо о себе, Аргентине, о том времени, о том футболе, о своей карьере, и о жизни вообще. Автобиография гения, повесть рассказанная известному испанскому журналисту Энрике Ортего.

1. Едины и непобедимы

«Первая организованная команда, в которой мне довелось поиграть, была в Барракасе, где я родился. Она называлась «Будем едины и победим». Мы одевали белые футболки с синей каймой у горла. У нас даже гимн был: «Чувствую гул мяча и не знаю что впереди. Сыны Барракаса, которые пришли, которые пришли за победой». Когда мы выигрывали, то высокомерно прохаживались по району, пели и провоцировали тех, кто был за другую команду, вплоть до того, что они либо матерились нам вслед, либо нам приходилось убегать от них. В Аргентине нет матча, который не заканчивался бы дракой.

Мы играли на крошечном поле, которое называлось «серебряная площадка». Платили по 15-20 сантимов каждый. Свой первый мяч я получил в кино. Нам давали один входной билет и один лотерейный. Я поменялся номером с мальчишкой, которому не понравился его собственный. Он мне отдал 14-ый, и 14-ый номер выиграл. «Пьяница», как его называют в Аргентине. Там каждый номер имеет своё имя. Победителю давали мяч и куклу, которую тогда забрала Дорита. Ей было девять или десять лет. Получилось, что мне достался мяч для регби, и мы пошли играть с ним на улицу. Мяч прыгал из стороны в сторону, как курица. И мы отправились к старшим ребятам из нашего района и объяснили, что произошло. Мы знали, что они сделают всё возможное, чтобы достать футбольный мяч. Мы были решительными. Вернулись к кинотеатру и ребята заявили администратору, что если он не даст нам футбольный мяч, то они поднимут свист в зале. И он нам его дал. Ведь дал же! Было страшно. А ребята мне говорят: «Вот мяч, держи, Альфредито».

2. Вымогательства мафии


«В Росарио обосновалась американская мафия. Они приехали из Чикаго или Нью-Йорка, и там уже засветились. В тридцатые годы, во время Сухого закона, ими были совершены убийства. Мафия была очень хорошо организована и контролировала всех сыновей итальянцев. И моего «старика» тоже. Он обязан был платить им процент со своего заработка, 5-10 песо за каждый проданный вагон картофеля. Отец платить не хотел. Он ходил с пистолетом в кармане и даже спал с ним, держал его в выдвижном ящике комода. Ящик открыт, рука сжимает пистолет. Иногда мафия стреляла по вагонам, однако, его это не пугало.

Отец боялся, что нас могут похитить. Однажды они пришли в дом. Мы быстро сообщили об этом маме, которая разделывала цыплёнка на кухне. Она вышла с мачете в руках, только пятки сверкали. В другой раз, когда мы ехали в Сан-Николас к моему дяде, нам пришлось спрыгнуть с поезда на полном ходу. Там было четыре подозрительных типа. Один из них приходил к нам раньше, чтобы купить наш дом, и мой отец его узнал. Я тогда не очень понимал, что происходит, но слышал, как по приезде отец об этом рассказывал дяде.

3. От Ла-Куарты до службы в армии

«Ривер Плейт» означает «Гладкая Река». Шёл 44-ый год. Я прошёл испытания и остался. Попал в Ла-Куарту, возраст от 16 до 18 лет. Мы играли в 9 часов. Тренировались два раза в неделю. Я играл на разных позициях, но начинал как вингер. Находясь в Четвёртом Дивизионе я дебютировал с командой из Примеры против «Уракана». Это произошло 7 августа на поле в Сан-Лоренцо. Потом я поочерёдно играл в Четвёртом, Третьем Дивизионе и в резерве.

Мой первый официальный матч был годом позже, также против «Уракана». Мы проиграли 2-1. Спустя какое-то время я перешёл в аренду в «Уракан». Передо мной было два центральных нападающих, и играть мне должно было быть непросто. Вернулся я в 47-м. «Ривер» продал Адольфо Педернеру, и я сыграл во всех матчах кроме одного. Я был лучшим бомбардиром, забил 28 голов. Мы стали чемпионами. Бывали моменты, когда все одиннадцать игроков, из тех, что находились на поле, являлись воспитанниками клуба. Это то хорошее, что отличало этот клуб, — он был рассадником футболистов.

Подошла моя очередь идти в армию, которую в Аргентине называют «Ко-лим-ба» (прим. от исп. Corre-limpia-barre – беги-чисти-подметай) . Я бредил тем, чтобы они нашли у меня что-нибудь и признали негодным, но они увидели, что я футболист, и даже проверять меня не стали. Когда я уже садился в машину, внезапно кто-то назвал моё имя и спросил меня, хочу ли я играть в команде роты. «Буду рад» — ответил я. Едва я получил увольнение, как тут же дебютировал в сборной. Мы выиграли Копу Америки».

4. Храбрый синдикалист-забастовщик

«Забастовка в аргентинском футболе была призвана защитить игроков маленьких клубов и нижних дивизионов, которым платили только два первых месяца, а когда дела начинали идти плохо, платить прекращали. Контракты, которые они подписывали, были составлены недобросовестно. Игрок ничего не решал. Мы, будучи футболистами крупных клубов, отреагировали на это и отказались играть. Мы участвовали в благотворительных матчах для госпиталей и школ, и для того, чтобы привлечь внимание публики и объяснить лицом к лицу, что это был не вопрос денег, это делалось для того, чтобы защитить тех, кто ничего не зарабатывал.

Профсоюз был образован в 44-м. Проводились тайные собрания. Из «Ривера» в забастовке приняли участие шесть или семь игроков. Чемпионат был остановлен, потому что в некоторых командах бастовали все. Федерация решила, что играть будут с Терсерой и молодёжными командами. Было много взаимного недовольства между бастующими и теми, кто забастовку хотел прекратить. Мы не играли вплоть до начала следующего сезона в 49-м. Всё это время я ничего не зарабатывал. В конце концов, из «Ривера» нас осталось четверо, и мы вынуждены были дать карт-бланш. Мы должны были это проглотить. Когда мы начали зарабатывать, они отдавали нам только половину. Но если бы мы не согласились на эти условия, они бы нас исключили, не знаю на какой срок».

5. Испания в печали и трауре.

«Когда я приехал в 53-м, то застал печальную Испанию, множество людей ходило в трауре из-за стольких несчастий, произошедших в стране из-за войны. Я видел много черных одеяний на улицах. Однако, сейчас Испания мне кажется лучшей страной Европы. Тогда она сильно отличалась от Аргентины. Тогда мы были более развиты. Сейчас – наоборот. Тогда Испания отставала от Европы. Начиная с 60-х всё начало меняться. Стало заметно больше движения. Развивалась индустрия. Люди начали выходить гулять по вечерам. Я приехал на год, а вот как получилось, живу здесь уже больше пятидесяти лет.

В Мадриде я уже бывал раньше, когда приезжал с «Миллионариос». Он мне показался серым городом, но меня приняли очень хорошо. И ведь в тот же день, только приехав из Барселоны, я уже играл. 23 сентября 1953. Никогда не забуду эту дату. Разогревался я под грохот поезда. Мы ехали ночью с моей женой Сарой и моими маленькими дочками – Нанетт и Сильваной. Мне было всё равно, хорошо я себя чувствую или плохо, надо было играть — и я играл. Я должен был как можно скорее оправдать доверие, которое мне оказали. Я всегда прекрасно знал, что в футболе нужно работать ради того, кто платит за вход на стадион. Публика – лучший тренер. Она – убирает тебя с поля и она же ставит тебя играть».

6. Война «Реала» и «Барсы»

«Это долгая история, и её сложно изложить в нескольких словах. Клуб «Мильонариос» из Боготы имел на меня права до 1954 года, после этого я должен был вернуться в «Ривер». «Реал Мадрид» связался с «Мильонариос», пока «Барселона» договаривалась с аргентинцами, но не с колумбийцами. И президент сине-гранатовых заявил, что он может подержать меня один сезон, даже если я не буду играть. В результате «Реал Мадрид» заплатил «Мильонариос» 1.350.000 песет, которые они просили за переход в этом же году, поэтому до октября 54-ого я был игроком «Мадрида», однако, «Барселона» уже заплатила «Риверу» 2 миллиона — 50 процентов от суммы трансфера. И когда я прибыл в Испанию, я приехал, чтобы играть в «Барселоне». Сначала я мог с ними тренироваться, ведь играть мне было нельзя, но потом мне запретили и тренировки, потому что Национальная спортивная делегация заморозила всё вплоть до вынесения решения по этому делу.

Они заключили, что я должен буду год поиграть в обеих командах. Это был такой политический просчёт, что никто в это не поверил. Я должен был приехать в Мадрид, но возвращаться в Барселону мне уже не хотелось. Прежде, чем это произошло бы, я бы сел на корабль и уплыл в Буэнос-Айрес. Это в голове не укладывалось, я стал бы полным придурком в футбольном мире, если бы согласился на это» .

7. Три дня в плену в Каракасе

«Это произошло ранним утром 26 августа 1963 года. «Реал Мадрид» был в туре по Венесуэле, мы остановились в отеле «Потомак» в Каракасе. Они поднялись в номер и представились полицией. Показали значок. Их было трое или четверо. Они посадили меня в машину и сказали, что это похищение. Мне завязали глаза. Не более часа мы пробыли в какой-то квартире. Потом меня в грузовике увезли на ферму».

«Мне дали сок и две пачки сигарет. И снова в машину. Привезли меня в квартиру, которая, судя по шуму, должна была находиться где-то в центре города. Меня заперли в крошечной комнате, без кровати. Рядом всегда был мужчина, который охранял меня, днём и ночью. Он засыпал, и мне приходилось будить его и говорить: «Кто из нас кого сторожит, Вы или я?». В первую ночь пришли ещё трое с автоматами. Я не спал. Я садился и убивал время, глядя на белые ботинки. Думал, что они собираются расправиться со мной, что они собираются убить меня. Моя голова сдалась раньше моего тела, я думал о том, что они могут выстрелить в любой момент. Мы находились на первом этаже и у меня было искушение выскочить из окна. Три дня, семьдесят часов я провёл взаперти. Они хорошо обращались со мной. Говорили, что студенты. Уже потом я понял, что они были из Фронта Национального Освобожения. Я играл в шашки, шахматы. Мне включали радио. Давали читать газеты. Они мне даже предлагали паэлью, но я ел только хот-доги. От страха у меня сжимался желудок.

На утро третьего дня я понял, что меня освободят. Я переоделся, мне дали шляпу, чтобы меня не узнали. Попросил, чтобы меня высадили недалеко от Посольства Испании, и там взял такси. Я пообещал, что никогда не скажу ничего против них. Когда я пришёл в Посольство, то увидел табличку: «Открыто с 10 до 2». Было 2.15. Я держал палец на звонке, пока мне не открыли».

8. Кубок Европы и футбол, каким он был раньше

«Когда появился Кубок Европы, все думали, что это будет какой-нибудь турнир «chichinabo» (примеч. — незначительный), а вышло наоборот. «Мадрид» заявил о себе миру благодаря Кубку Европы. Мы раскрыли своё величие. Завоевали Европу и мир, потому что все хотели видеть «Реал Мадрид». Тот Кубок Европы был настоящим, «Кубок чемпионов», как говорят итальянцы. Лига Чемпионов – это не подлинный Кубок Европы. Четвёртый в национальном чемпионате может выиграть Лигу Чемпионов. Тренеры сейчас говорят: «Посмотрим, выйдем ли мы четвёртыми»…

Всё построено на тактике. Раньше мы играли схемой 5-5. Вместе атаковали и вместе защищались. Тактика была такая: вперед и назад, бег, скорость, движение. Одинадцатый номер был первым, кто защищался, а номер один – первым, кто атаковал. Сейчас некоторые прячутся за номерами. Имею в виду нападение и говорю о тех, чьи защитные действия заканчиваются игрой головой при подаче угловых. Раньше было пять дополнительных защитников: Копа-Риал-Ди Стефано-Пушкаш-Хенто».

9. Трофеи и титулы

Ему не хватило только участия в Мундиале. Он был с Испанией на Чемпионате Мира в Чили в 62-м, но травма не позволила ему сыграть. Это всё трофеи Альфредо Ди Стефано:

— 1 Копа Америка (47)
— 5 Кубков Европы (1956, 57, 58, 59 и 60).
— 8 Чемпионатов Испании (54, 55, 57, 58, 61, 62, 63 и 64).
— 1 Интерконтинентальный Кубок (60).
— 1 Кубок Испании (62).
— 2 Копа Латина (1955 y 57)
— 2 Чемпион Аргентины («Ривер Плейт» 45 и 47).
— 3 Чемпион Колумбии («Мильонариос»1949, 51 и 53).
— 1 Кубок Колумбии (53)
— 5 раз становился лучшим бомбардиром Ла Лиги (1954, 56, 57, 58 и 59).
— 1 лучший бомбардир Аргентины (47), 27 голов.
— 2 лучший бомбардир Колумбии (1951 -31- и 52 -19-).
— 2 Золотых Мяча (1957 и 59).
— 6 матчей за сб. Аргентины (7 голов).
— 31 матчей за сб. Испании (23 гола).

Тренерские заслуги:

— 1 Чемпион Испании («Валенсия», 1971).
— 1 Рекопа («Валенсия» 80).
— 1 Кубок обладателей Кубков (81).
— 2 Чемпион Аргентины («Бока», 70, «Ривер», 81).
— 1 Суперкубок («Реал Мадрид», 90).

10. Операция на сердце

«Это произошло в декабре 2005. Я отправился в Валенсию провести Рождественские праздники с одной из моих дочерей. У меня никогда не было проблем с сердцем. Со всем, чем угодно, но не с сердцем. Соль, сахар, уксус, мёд, но «бобо» (прим. – тихоня) никогда меня не беспокоил. Я зову сердце «бобо», потому, что оно работает постоянно, но никогда ничего не говорит. Даже медицинский осмотр, пройденный мной за несколько дней до этого, не выявил никаких проблем с сердцем. О той ночи я помню, что я уходил, я уходил, и крепко вцепился в зятя, который первый подошёл к кровати. Сказал ему, что я умираю, что я ухожу навсегда. Мне стало плохо и больше я ничего не помню, мне казалось, что стены шатаются.

Я не помню почти ничего и из того, что происходило весь следующий месяц. У меня были ужасные ночные кошмары. Помню отрывками. Однажды очаровательная медсестра, ухаживающая за мной, которая к тому же присутствовала на операции, сказала мне, что ни моя жена, ни кто-либо другой, не держали моё сердце в руках, что единственная, кто это делал, была она. Только при мысли об этом мне становится плохо. Сердце выпадает из её рук и летит к чёртовой матери на пол!»

11. Футбол – командная игра

«Я устал повторять, и никто мне не верит, что команда – это самое главное в футболе. Один в поле не воин. Я вам говорю. Один против одиннадцати… Это сумасшествие. Команда – это не один игрок, команда – это президент, руководители, тренер, футболисты. В «Мадрид» пришёл не только Ди Стефано, пришёл Риал, Сантамария, Маркитос, Копа, Хенто, и поднялись они с нижних дивизионов. Всё, что мы выиграли, и даже индивидуальные трофеи, которые у меня есть, Золотые мячи или «Пичичи», я завоёвывал потом на своём лбу и потом остальных. Мы играли, чтобы вместе побеждать. Глянец фотографий не позволялся никому. Нам хотелось «бумажек», денег. А если мы не выигрывали — то ничего и не зарабатывали. Мы были скромной командой, с сильным характером и нравом. Бернабеу опережал свою эпоху».

(Родился в 1926 г.)

Играл в аргентинских клубах «Ривер Плейт» и «Уракан», колумбийском клубе «Мильонариос», испанских клубах «Реал» Мадрид и «Эспаньол». В 1947-1961 годах провел 39 матчей в сборных Аргентины и Испании.

С тех пор как ди Стефано сыграл свой последний матч, прошло уже больше четырех десятилетий. Это значит, что подавляющему большинству современных болельщиков, увы, никогда не доводилось видеть его на поле. Немногие, к сожалению, знакомы и с сохранившимися кинолентами, на которых запечатлены фрагменты великих матчей с его участием - хотя бы первого в футбольной истории финала Кубка европейских чемпионов 1956 года, в котором мадридский «Реал» победил французский «Реймс».

В том памятном напряженном финале, выигранном со счетом 4:3, свой гол забил и ди Стефано. И забивал в каждом из четырех следующих финалов, где победу вновь праздновал «Реал». Фантастическая, никем с тех пор не повторенная серия продолжалась - начиная с 1956 года мадридский клуб выигрывал Кубок европейских чемпионов пять раз подряд! А сверх этого, за те 11 лет, что ди Стефано играл в «Реале», клуб однажды завоевал Межконтинентальный кубок, 8 раз становился чемпионом страны и один раз выиграл Кубок Испании. Для сравнения - за предыдущие 25 лет «Реал» лишь дважды завоевал титул чемпиона Испании.

Что же касается личных достижений ди Стефано за эти 11 лет, то он провел в составе «Реала» 510 игр и забил 418 мячей, 5 раз был лучшим бомбардиром испанского чемпионата, еще 49 мячей забил в матчах на Кубок европейских чемпионов, дважды получал приз «Золотой мяч» как лучший футболист Европы.

Даже простой этот перечень свидетельствует, каким огромным футбольным талантом был наделен Альфредо ди Стефано. Те же, кому все-таки посчастливилось увидеть его игру воочию, убеждены, что его вполне можно сравнивать с самим Пеле. Он был наделен блестящей южноамериканской техникой, артистичностью, точным сильным ударом, а сверх того и великой преданностью футболу. В его автобиографической книге «Спасибо, старина!» можно найти такие строки: «Часто даже с высокой температурой мне удавалось убедить тренеров, что я должен выйти на поле. Футбол - великая игра, и когда ты находишься в великом клубе, то каждый матч для тебя - привилегия. И точно такая же привилегия - отдать игре все, что у тебя есть». Этим принципам Альфредо ди Стефано следовал всю свою долгую футбольную карьеру.

Начиналась она в Аргентине, дед будущего великого футболиста был итальянцем, в ранней юности перебравшимся в Буэнос-Айрес с острова Капри. К концу жизни он разбогател, владел целой флотилий баркасов, перевозивших товары из Аргентины в Парагвай и обратно, однако внук родился, когда семья еще жила в бедном предместье Буэнос-Айреса Барракасе. У матери Альфредо были ирландские корни, и поэтому ее сын уродился на свет светловолосым и заметно отличался от большинства аргентинцев.

Отец ди Стефано в молодости тоже увлекался футболом и играл в ведущем клубе Буэнос-Айреса «Ривер Плейт» на любительском уровне. Футбол был для него лишь развлечением, отдыхом. Он перестал играть, когда серьезно повредил колено. Вдобавок как раз к этому времени «Ривер Плейт» стал профессиональным клубом, а у отца ди Стефано были другие занятия: он выращивал картофель, и на полях его ранчо трудились несколько десятков наемных рабочих.

Когда Альфредо исполнилось пятнадцать, отец решил сделать из него управляющего, и почти все время будущий футболист проводил на ранчо. Но когда наезжал в город, все свободное время отдавал футболу. Футбольным полем служила улица, ворота представляли собой пару деревьев или рамку, нарисованную на стене. Поскольку на карманные деньги для юного управляющего отец скупился, мальчишки складывались и покупали самый дешевый литой мяч из легкого каучука. Он был способен на самые невероятные отскоки, чтобы управляться с ним, требовалась немалая ловкость, но зато именно так и вырабатывалась отменная техника.

В 1943 году, когда Альфредо было семнадцать лет, он набрался смелости и отправился на просмотр в «Ривер Плейт». В тот день в клуб пришли несколько десятков юных футболистов, но тренеры отобрали только двоих, и одним был ди Стефано. Так он попал в четвертый дивизион клуба, где играли футболисты от шестнадцати до восемнадцати лет. А 7 августа 1944 года впервые вышел на поле в основной команде в матче против «Уракана». Дебют, надо признать, был неудачным - Альфредо повредил голеностоп и во втором тайме был вынужден уйти с поля, а замены тогда не разрешались.

После того матча особенных перспектив закрепиться в основной команде у него не было, и поэтому Альфредо с радостью принял предложение играть в другом клубе - «Уракане». «Ривер Плейт», не возражая, отдал его в аренду. В «Уракане» ди Стефано провел 25 игр и забил 10 мячей. В 1946 году, когда срок аренды закончился, «Ривер» ввел молодого футболиста в основной состав.

В 1947 году он дебютировал и в сборной Аргентины. Правда, выступить за сборную страны ему довелось лишь 6 раз, но этого хватило, чтобы в том же году двадцатиоднолетний футболист вместе с командой выиграл чемпионат Южной Америки - старейший в мире турнир для сборных команд.

В «Ривер Плейт» ди Стефано играл до 1949 года, провел 66 матчей, забил 40 мячей. За скорость и результативность, а также за цвет волос журналисты прозвали его «Белой стрелой». Когда же футболисты Аргентины, недовольные низкой зарплатой, объявили забастовку, ди Стефано вместе с еще одним футболистом «Ривера» счел за благо перебраться в Колумбию, в клуб «Мильонариос». В первый же сезон клуб стал чемпионом страны. Колумбийские газеты не скупились на похвалы: «Ди Стефано - самый быстрый и самый грозный центрфорвард на континенте».

Поворотное событие в карьере Альфредо ди Стефано произошло в 1952 году. Тогда «Мильонариос», как и несколько других клубов разных стран, был приглашен в Испанию - на турнир, посвященный 50-летию мадридского «Реала». Игры проводились в нескольких городах и стали настоящим праздником. Победителем турнира стала колумбийская команда - во встрече с юбиляром она победила 4:2, и два гола забил ди Стефано. После игры президент «Реала» Сантьяго Бернабеу произнес свою «историческую фразу», которую потом частенько вспоминали испанские журналисты: «Ди Стефано надо брать».

В 1952 году мадридский «Реал» еще не был тем звездным суперклубом, каким стал в последующие годы, но уже всерьез готовился к этому. У клуба была давняя история. Основала его группа мадридских студентов - энтузиастов футбола. Сначала он именовался «Мадридским футбольным клубом». Название «Реал» - «королевский» - было даровано ему в 1920-е годы королем Испании Альфонсо XIII.

В годы гражданской войны в Испании стадион «Реала» «Чамартин» в Мадриде был полностью разрушен, а клубная касса пуста. Возродить «Реал» казалось уже невозможным. Но в это время клуб возглавил преуспевающий адвокат Сантьяго Бернабеу. Прежде он был игроком «Реала», потом работал в клубе тренером. В 1942 году Бернабеу стал президентом «Реала». Этот энергичный и предприимчивый человек сумел не только вернуть клуб к жизни, но и вывести на первые позиции европейского футбола.

Прежде всего Бернабеу обратился к мадридцам и всей стране с просьбой помочь клубу построить новый стадион. Была объявлена подписка, и собранная сумма в 41 миллион песет превзошла все ожидания, а также показала, как уже в те годы был популярен «Реал» в Испании.

На пожертвования, собранные почитателями «Реала», был куплен обширный участок земли на Кастельяна, одной из престижных мадридских улиц. Бернабеу замахнулся не просто на стадион, а на суперстадион. Поначалу он назывался «Нуэво Чамартин». К концу 1947 года стадион был построен. Тогда он вмещал 75 тысяч зрителей. Вскоре Сантьяго Бернабеу приступил и к реконструкции, после которой стадион мог принять уже 100 тысяч зрителей. Теперь футбольная арена «Реала» стала не только одной из самых больших в Европе, но и самых красивых. Чуть забегая вперед, надо сказать, что в 1955 году в честь президента «Реала», сумевшего возродить клуб, «Нуэво Чамартин» был переименован в «Сантьяго Бернабеу».

На матчах «Реала» стадион никогда не пустовал. Доходы позволили президенту клуба приступить к закупке лучших футболистов со всех концов света. Именно таким образом он намеревался превратить свой «Реал» в сильнейший клуб мира, а для начала стать хотя бы чемпионом Испании. Ведь, несмотря на свою славу и любовь зрителей, «Реал» никак не мог этого сделать с 1933 года.

В 1953 году Альфредо ди Стефано вместе с семьей переехал в Мадрид. Однако его испанская жизнь начиналась с юридического казуса. Кроме «Реала», аргентинским футболистом заинтересовалась «Барселона», сразу же перечислившая деньги за него клубу «Ривер Плейт», который формально все еще оставался хозяином ди Стефано. «Реал» же заплатил за него «Мильонариосу». В результате ФИФА запретила ему вообще выступать в Испании, пока «Реал» и «Барселона» не придут к какому-то соглашению. В конце концов решение было найдено: два года ди Стефано должен будет играть за «Реал», а потом два года за «Барселону».

Но, начав в «Реале», ди Стефано не сразу адаптировался к новым условиям, и «Барселона» продала свою часть прав на футболиста «Реалу». А несколько дней спустя «Реал» играл с «Барселоной», ди Стефано сделал хет-трик, и матч закончился со счетом 5:0. Так началась его легендарная карьера в мадридском клубе.

В 1954 и 1955 годах «Реал» становился чемпионом Испании. А в июне 1955 года начался розыгрыш нового международного турнира - Кубка европейских чемпионов, которому суждено было стать самым престижным соревнованием лучших футбольных клубов Европы. Мадридский «Реал» был включен в число участников как чемпион Испании.

Первым противником «королевского клуба» на турнирном пути стал швейцарский «Серветт». На выездном матче в Женеве вместе с командой был принц Хуан Карлос, будущий король Испании. Восхождение «Реала» к финалу началось с победы над «Серветтом» со счетом 2:0.

Вторым клубом, вышедшим в финал, был «Реймс», сильнейшая в ту пору команда Франции. Но финал проходил не на нейтральном поле, а именно в Париже. Таким символическим жестом ФИФА отблагодарила Францию, поскольку именно французы выдвинули саму идею Кубка европейских чемпионов.

Матч начался для «Реала» обескураживающе: подбадриваемые зрителями, футболисты «Реймса» уже через 10 минут выигрывали 2:0. Но сразу же ди Стефано отыграл один мяч, потом другой мадридский аргентинец - Риал, сравнял счет. Во втором тайме французы снова вышли вперед, но «Реал» опять сравнял счет. А за 10 минут до конца тот же Риал с блестящей подачи испанца Хенто забил победный гол. Так мадридский клуб выиграл Кубок европейских чемпионов в первый раз.

В том же 1956 году Альфредо ди Стефано получил испанское гражданство. Это означало, что отныне он мог выступать за сборную Испании. Дебют в ней состоялся 30 января 1957 года в благотворительном матче со сборной Голландии. Собранные деньги предназначались жертвам венгерских событий 1956 года. Испанцы выиграли - 5:1, и три гола забил ди Стефано.

1957 год стал для великого футболиста одним из самых звездных в карьере. «Реал» вновь чемпион Испании, ди Стефано - лучший снайпер чемпионата, забивший 31 мяч. Вновь выигран Кубок европейских чемпионов, на этот раз в финале обыграна итальянская «Фиорентина» со счетом 2:0. Голы забили ди Стефано и Хенто. В этом году ди Стефано впервые получает от еженедельника «Франс футбол» приз «Золотой мяч» как лучший футболист Европы.

В 1958 году «Реал» вновь чемпион Испании и теперь уже троекратный победитель Кубка европейских чемпионов. Теперь в финальном матче победа одержана над итальянским «Миланом» - 3:2. Один из мячей на счету ди Стефано.

Однако в том году были и огорчения. Сборная Испании не смогла пробиться на чемпионат мира, проходивший в Швеции. Возможность была упущена после нелепого поражения в отборочном матче со сборной Швейцарии.

Зато состав «Реала» постоянно усиливался футбольными звездами первой величины. Еще в 1956 году, сразу же после победы над «Реймсом», Сантьяго Бернабеу присмотрел звезду французской команды Раймона Копа. В 1958 году в клубе появился великий венгр Ференц Пушкаш.

В 1959 году в четвертом уже подряд своем финале Кубка европейских чемпионов «Реал» вновь встретился с «Реймсом», и снова победа - 2:0. Опять один гол забил ди Стефано. В национальном чемпионате Испании он вновь лучший бомбардир. «Франс футбол» в этом году вручил ему второй «Золотой мяч».

На следующий год «Реал» выиграл Кубок европейских чемпионов в пятый раз подряд. Финальный матч с «Айнтрахтом» из Франкфурта, состоявшийся в Глазго, вошел в футбольную историю, как один из самых красивых и захватывающих. Ди Стефано сделал хет-трик, Ференц Пушкаш забил 4 гола. Матч закончился с небывалым для финальных поединков счетом 7:3.

Однако и самые сильные клубы не могут побеждать всегда, а великие футболисты играть вечно. В 1961 году в розыгрыше Кубка европейских чемпионов «Реал» проиграл в матче одной восьмой финала своему извечному сопернику «Барселоне». В 1962 году хоть и вышел в финал, но проиграл португальской «Бенфике» 3:5, хотя поначалу вел 2:0. У победителей два гола из пяти забил Эйсебио. У побежденных все три были на счету Пушкаша.

Неудачно сложился тот год и для сборной Испании. Ди Стефано отправился вместе с ней на чемпионат мира в Чили, но не сыграл ни одного матча из-за травмы. Испанцам не удалось даже пройти групповой турнир.

Зато в 1963 году именно ди Стефано доверили капитанскую повязку сборной мира, которая проводила матч со сборной Англии в честь 100-летия английского футбола. В звездную команду, кроме него самого, входили Копа, Пушкаш, Эйсебио, Лоу… Ворота в первом тайме защищал Лев Яшин, не пропустивший ни одного мяча, во втором югослав М. Шошкич. Выиграли именинники-англичане со счетом 2:1.

В 1964 году, после того как «Реал» вновь проиграл в финальном матче Кубка европейских чемпионов итальянскому «Интеру» - 1:3, великий футболист покинул клуб, в котором провел одиннадцать лет. Ему предлагал очень выгодный контракт шотландский «Селтик», но ди Стефано не хотелось покидать Испанию, к которой он уже привык. Два сезона он еще доигрывал в барселонском «Эспаньоле». В 1965 году вновь выступал в сборной мира в прощальном матче в честь великого английского футболиста Стэнли Мэтьюза. И наконец, когда ему уже было сорок, решил перейти на тренерскую работу.

В его карьере тренера были взлеты и падения. Он уезжал из Испании в Аргентину, возвращался, чтобы потом снова уехать и опять вернуться. Побывал в Лиссабоне, где был тренером «Спортинга». В Аргентине в разное время он выводил в чемпионы клубы «Бока Хуниорс» и свой родной «Ривер Плейт». В Испании побеждал в чемпионате с «Валенсией», дважды некоторое время возглавлял мадридский «Реал».

В последний раз это случилось в 1990 году. А в настоящее время Альфредо ди Стефано является почетным президентом «Реала». Он - признанный патриарх испанского футбола, настоящая гордость страны.

Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) включила Альфредо ди Стефано в десятку лучших полевых игроков XX столетия под четвертым номером - вслед за бразильцем Пеле, голландцем Йоханом Кройфом и немцем Францем Беккенбауэром.



| |

ДИ СТЕФАНО, АЛЬФРЕДО (Di Stefano Alfredo), (род. 1926). Cпортсмен, один из лучших центрфорвардов в истории мирового футбола. Многократный чемпион Испании и обладатель Кубка страны, а также Кубка европейских чемпионов и Межконтинентального кубка. Дважды признавался лучшим футболистом Европы.

Родился 4 июня 1926 в Буэнос-Айресе (Аргентина). Спортивную карьеру начинал на родине в Аргентине. Уроженец бедного пригорода Буэнос-Айреса, он постигал азы мастерства в дворовом футболе, что, по признанию Ди Стефано, дало ему хорошую закалку на будущее и помогло выработать феноменальную работоспособность и выносливость, так поражавшую специалистов и соперников. В 14 лет стал выступать за местную юношескую команду. Вскоре попал в знаменитый столичный клуб «Ривер Плейт», где когда-то играл его отец. Впервые вышел на поле в составе «Ривер Плейт» в августе 1944. Начинал как правый крайний, потом «сместился» в центр – уже после возвращения в «Ривер Плейт» из клуба «Уракан», в который был отдан на правах аренды.

В конце 1940-х в связи с забастовкой аргентинских футболистов-профессионалов и последовавшим локаутом отправился в Колумбию, где играл в «подпольной лиге» за клуб «Мильонариос» (Богота). Забивал в среднем по одному мячу за матч. Именно тогда на техничного и быстрого нападающего обратило внимание руководство мадридского «Реала». В 1953 Ди Стефано переехал в Испанию (со временем принял испанское гражданство), где и добился подлинного признания.

Пока «Реал» договаривался о трансфере Ди Стефано с «Мильонариос», представители «Барселоны», давнего и принципиального соперника «Королевского клуба», подписали соответствующий контракт с «Ривер Плейт», которому формально принадлежали права на форварда. Дабы разрешить возникший спор двух команд, Федерация футбола Испании постановила: Ди Стефано будет поочередно (т.е. через сезон) выступать за «Барселону» и за «Реал». Руководство «Барселоны» подобное решение не устроило – и оно уступило Ди Стефано «Реалу». По иронии судьбы, несколько дней спустя аргентинский форвард сделал хет-трик в игре против «Барсы» (десятью годами раньше, выступая за «Уракан», он точно также «наказал» «Ривер Плейт», забив в ворота своего бывшего клуба решающий гол в матче чемпионата страны).

В первом же сезоне в составе «Реала» Ди Стефано выиграл чемпионский титул. А всего таких титулов у него восемь (1954, 1955, 1957, 1958, 1961–1964). В 1962 сделал «дубль», выиграв одновременно и Кубок Испании. Он был основной ударной силой «Реала», собравшего в тот период в линии атаки мастеров из разных стран мира (включая венгра Пушкаша и француза Копа), – и одним из творцов победной серии «Королевского клуба» на европейской арене. «Реал» пять лет подряд (с 1956 по 1960) выигрывал Кубок чемпионов, – достижение, которое никому пока не удалось повторить. Сам нападающий, забивавший мячи в каждом Кубковом финале, – включая исторический хет-трик в матче 1960 против «Эйнтрахта» (Франкфурт), – до сих пор остается лучшим бомбардиром турнира (49 голов). Ди Стефано, нередко называемый первой суперзвездой европейского футбола, – один из тех игроков, благодаря которым Кубок обрел свой нынешний престиж и популярность.

В 1960 он стал также обладателем Межконтинентального кубка. То, что это были лучшие годы в карьере Ди Стефано и, как пишут историки футбола, «время господства ди Стефано на европейской футбольной арене», подтверждают и два «Золотых мяча», врученные ему как лучшему игроку континента в 1957 и 1959. В общей сложности сыграл за различные клубы 521 матч, забил 377 мячей. Еще 39 матчей провел за сборные (Аргентины и Испании), забив 29 голов. В 1947 стал чемпионом Южной Америки в составе аргентинской сборной. Но при этом, – будучи одним из сильнейших футболистов мира своего времени, – ни разу не выступал в финальной части ЧМ.

По манере игры – прекрасный образец нападающего, предпочитающего действовать «из глубины». По словам Ди Стефано, форварды должны считать помощь обороне частью своей работы. Он видел в этом проявление «разумного эгоизма». «Если защитники не справляются со своей задачей, то и задача нападающих усложняется: придется больше забивать». Еще одним не менее важным принципом игры считал взаимную подстраховку и умение каждого футболиста при необходимости «сыграть на любой из одиннадцати позиций». Он был не только теоретиком, но и блестящим практиком подобного «тотального футбола», который вошел в моду уже после его ухода из большого спорта – в 1970-е. Прекрасно подготовленный физически, на поле Ди Стефано был постоянно в движении и своими непредсказуемыми перемещениями сбивал с толку соперника. Еще одно его несомненное достоинство – великолепная техника. Игрок, умеющий и любящий забивать (в том числе головой), он в то же время никогда не «жадничал», охотно и умело ассистировал партнерам при взятии ворот. Был превосходным организатором командной игры, что ценил превыше всего.

В 1966 ушел из большого спорта (проведя свой последний сезон в «Эспаньоле»), после чего занимался тренерской деятельностью в Аргентине и Испании.

Константин Петров

Альфредо Ди Стефано фотография

Страна Аргентина, Испания.

Амплуа нападающий

Клубы Ривер Плейт, Уракан (оба Аргентина), Мильонариос (Колумбия), Реал Мадрид, Эспаньол (оба Испания). За клубные команды провел 521 матч, забил 377 голов.

Сборная За сборные Аргентины и Испании провел 39 матчей, забил 29 голов.

Достижения 5-ти кратный обладатель Кубка чемпионов (1956-1960 гг.). Обладатель Межконтинентального кубка 1960 года. 8-ми кратный чемпион Испании (1954, 1955, 1957, 1958, 1961-1964 гг.). Обладатель Кубка Испании 1962 года.

Личные призы Обладатель "Золотого мяча" как лучшему футболисту Европы 1957, 1959 годов.

Лучшие дня

Игра Ди Стефано представляла собой удивительную смесь безмерной самонадеянности и полного отсутствия эгоизма. Пусть он был не первым форвардом, действующим из глубины, - Надор Хидегкути уже играл так за Венгрию, а Рой Бентли еще в конце 40-х - за "Челси", - зато, бесспорно, стал самым эффективным и влияющим на игру. "Как центрфорвард, - говорил он, - я все время в движении: вперед, назад, в сторону. Я стараюсь не застывать на одной позиции, чтобы не давать защитнику возможность все время держать меня в поле зрения. А может, пытаюсь не мешать другим нападающим. А может, предвижу, что будет дальше, и бросаюсь на помощь следующему игроку, у которого окажется мяч... Потому что форварды должны считать помощь обороне частью своей работы. Если соперник атакует ты, естественно, оказываешься вне игры. И что же ты должен делать? Стоять на своей позиции и смотреть, как туго приходится твоей обороне? А если оборона не справляется со своей задачей, то и твоя задача становится труднее - ведь забивать теперь надо больше! Поэтому яснее ясного, что ты должен вернутся назад и помочь защитникам. Это облегчает твою задачу на протяжении всей игры." "Не вижу ничего ужасного в том, чтобы прийти на место центрхава или защитника и подстраховать партнера, которому пришлось покинуть свое место. Мы все - футболисты, а значит, каждый из нас должен уметь играть на всех одиннадцати позициях". Возможно ли более краткое и понятное изложение сущности тотального футбола? И был ли в мире футболист, лучше подходивший для него? Помимо силы, выносливости и чувства ритма, Ди Стефано обладал и фантастической техникой, которую довел до совершенства. Он стремился к совершенству во всем. "Наибольшее удовольствие я получаю от забитых мячей", - говорил он и забивал немыслимое количество, но при этом создавал множество голов и для других. Он был силен в воздухе, умел забивать и головой. Но горе тому, кто осмеливался перейти ему дорогу. Он любил играть и играл даже больным. Он заработал кучу денег, но главной для него всегда оставалась игра: "Никогда не мог понять тех, кто не старался". Он всегда старался и всегда играл, если была возможность. "Часто даже с высокой температурой мне удавалось убедить тренеров в том, что я должен выйти на поле. Футбол - великая игра, и когда ты находишься в великом клубе, то каждый матч для тебя -привилегия. И точно такая же привилегия - отдать игре все, что у тебя есть. Такой привилегией очень трудно пожертвовать". Альфредо, Великий и Неуязвимый, был к этому готов.

turturist.ru - Академия путешественника