Монастырь косьмы и демьяна. Косьмо-дамиановский монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь  - действующий мужской монастырь на территории Крымского природного заповедника высоко в горах , над Алуштой в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана римских, которые бескорыстно исцеляли людей. Был основан в 1857 году, при источнике Савлух-Су, названный впоследствии , у подножия Чатырдага , окруженного горами Черной, Большой и Малой Чучелью, и хребтом Конек.

Описание

Здесь из скалы бьет святой источник Косьмы и Дамиана с целебной водой. В большие православные праздники в монастырь, где постоянно живет всего 5 монахов, приезжают до 6 тысяч паломников, знающие об исцеляющих свойствах святого источника.

Монашескую обитель здесь решили построить 1859 году, но помешала Крымская война. Открытие состоялось спустя 6 лет. В то время в Косьмо-Дамиановском монастыре была часовня и купальня. Они стояли прямо над источником. Затем построили два храма и несколько гостиниц для паломников. Неподалеку располагался царский домик . Император Николай II приказал проложить сюда дорогу из Ливадии, чтобы возить болезненного царевича на лечение.

Этот источник был известен в Крыму с незапамятных времен. Его прохладная вкусная вода с древних времен считалась целебной и способной излечивать разные заболевания. Уже в наше время исследования, проводимые Одесским НИИ курортологии, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержится литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро. Ионы серебра положительно влияют на желудочно-кишечный тракт и внутренние органы, помогают излечить кожные заболевания. Сюда приходили больные и страждущие, чтобы омыться в воде и получить . Предание связывает это место со святыми бессребрениками братьями Косьмой и Дамианом.

Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножия Чатырдага, у источника, до сих пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидевший свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косьма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратись в свою деревню, рассказала о случившемся.

Среди крымских татар существовало верование, что святые были убиты и похоронены немного выше целебного источника, возле двух одинаковых буковых деревьев, похожих друг на друга как братья-близнецы. После омовения в источнике крымские татары всегда поднимались на гору к этим деревьям, служившим, по их мнению, надгробным памятником святым.

А еще в монастыре произошло настоящее чудо. Икона с мощами святых Косьмы и Дамиана, которая, казалось, погибла при ликвидации монастыря, нашлась. Она долгие годы хранилась у одной женщины, которая передала ее клирику кафедрального Свято-Троицкого собора отцу Алексию Сахненко. 14 июля 1996 года икона вновь оказалась в монастыре.

В весеннее время в окрестностях Косьмо-Дамиановской обители можно насладиться красотами Монастырского водопада . Находится он на речке Бабуганке (правый приток Альмы, длиной 2 км ), берущей начало в предгорьях Бабуган-яйлы . Феерия разнообразных водных каскадов в окружении ярко-зеленой растительности никого не оставит равнодушным.

До 1899 года монастырь был мужским, затем преобразован в женский. Решение о закрытии обители было принято в 1923 году, а окончательно ликвидирована была в 1928 году. Во время Великой Отечественной войны почти все монастырские постройки были уничтожены. Уцелела лишь каменная часовня у Святого источника. В 1994 году началось возрождение.

Как добраться?

Косьмо-Дамиановский монастырь находится на территории Крымского государственного заповедника, доступ на машине в который ограничен. Доехать к нему можно на экскурсионном или личном транспорте, предварительно получив пропуск в администрации заповедника в Алуште. Из Алушты по дороге на с. Изобильное метров через 50 после поворота будет карман. Немного подъема по ступенькам и перед вами главный офис Алуштинского заповедника (трехэтажное здание, с дороги плохо просматривается).

Единственным днём в году, когда разрешен доступ всем желающим на территорию Косьмо-Дамиановского монастыря является 14 июля - день святых бессребреников.

Дорога, которая ведет к монастырю из Алушты с другой стороны выходит возле Ялты в пос. Массандра (кордон Грушевая поляна). Это старая . Общая протяженность - 62 км . Пропуск на сквозной проезд дают, только если в нагрузку берете их проводника.

В глубоком крымском ущелье, на высоте около 1000 метров, где течет река Альма, спрятался маленький монастырь. Свое название он получил от источника целителей Космы и Дамиана. По преданию, в III веке по Р. Х., при римском императоре Марке Аврелии Карине два брата и врача Косма и Дамиан приняли христианскую веру, и за это были сосланы в горы Таврики, то есть в Крым - довольно дикий и опасный край, периферию цивилизованного мира. Как-то, собирая в горах целебные травы, они испросили у Бога воды, и из-под горы пробился родник из двух ключей. Братья поселились у источника, построили здесь жилище, а водой стали лечить местных жителей. Вскоре гонение в Риме утихло, и изгнанники вернулись на родину. Там они и погибли в 284 году, при новом гонении. В 1781 году здесь при роднике греками была найдена мраморная плита с вырезанными на ней ликами Космы и Дамиана и надписями на греческом языке. А в XIX веке, после присоединения Крыма к России здесь был построен Космо-Дамиановский монастырь.

Наш микроавтобус поднимается в горы по старой Романовской дороге, долго петляя по извилистым склонам и, наконец, мы у ворот монастыря.


В 1855 году Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), - блестящий проповедник и богослов, получивший среди современников прозвище "Русский Златоуст", сказал: "Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном. Я желал бы возобновлять в горах его разрушенные храмы и поселять при них монахов: Таврия далеко превзойдет греческий Афон... И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где, думал я, - то в подобных ущельях гор место инокам, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребреников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благословение на сию мысль".

Монастырь на старой литографии

Поклонный крест на входе в монастырь.

Монастырь начал строиться в буквальном смысле благодаря чуду. Из государственной казны, истратившейся на Крымскую войну, деньги не выделялись, и первые монастырские постройки были возведены благодаря пожертвованиям симферопольского купца I гильдии Ивана Санютина. Он, долгое время страдавший тяжелой лихорадкой, исцелился от нее после купания в нашем источнике. К слову, до Революции велась специальная книга, описывающая все чудеса исцеления, но при большевиках она пропала. А исцелений были сотни, если не тысячи.

Несмотря на труднодоступность, монастырь любили посещать художники, писатели, члены царской семьи. Еще император Николай I, узнавший о чудесном роднике, распорядился собрать все предания, связанные с этим местом. Александр III любил здесь охотиться, но наиболее заметны были посещения этих мест Николаем II. С 1910 года со стороны Ялты, Гурзуфа и Алушты сюда прокладываются улучшенные грунтовые дороги. Создается "Заказник императорских охот" и проводится Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завозят редких животных. В 1913 году, в преддверии 300-летия Дома Романовых, император вместе с семьей и свитой приезжал помолиться у источника святых Космы и Дамиана.

Старая монастырская подпорная стена.

Несмотря на труднодоступность, монастырь любили посещать художники, писатели, члены царской семьи. Еще император Николай I, узнавший о чудесном роднике, распорядился собрать все предания, связанные с этим местом. Александр III любил здесь охотиться, но наиболее заметны были посещения этих мест Николаем II. С 1910 года со стороны Ялты, Гурзуфа и Алушты сюда прокладываются улучшенные грунтовые дороги. Создается "Заказник императорских охот" и проводится Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой.

В 1857 году построили первую деревянную, небольшую церковь в честь святых Космы и Дамиана по рисунку, сделанным архиепископом Иннокентием. Когда число братии возросло, на ее месте в 1870 году построили новый большой храм с колокольней, который вмещал всех иноков монастыря и богомольцев. Однако, поскольку, зимой он не отапливался, в 1874 году начали строительство нового зимнего храма во имя Преображения Господня. Но его освящение состоялось только в 1878 году: все работы были приостановлены из-за болезни и смерти игумена Макария. Его похоронили в притворе у западных дверей церкви. Благодаря неустанному труду игумена Макария создавался Космо-Дамиановский монастырь. При нем над источником выстроили каменную часовню с образами Христа Спасителя, Божьей Матери и святых бессеребренников Космы и Дамиана. В центре часовни находился святой источник, к которому приезжали больные люди,искавшие исцеления. Для омовения построили купальню.

Торжественный приезд царя в монастырь состоялся 25 октября 1911 года. Пресса тех лет широко освещала это событие. Николай Второй в преддверии празднования 300-летия царствования династии Романовых вместе с семьей побывал в монастыре, он молился у источника свв. Косьмы и Дамиана и пил святую воду.

В ознаменование 300-летия и решено было поставить в монастыре над источником каменную часовню. С середины 1912 года для этих целей шла заготовка камня ив 1913 году часовня была возведена. Ее украсили точеные колонны у входа, арочные окна, декоративный цоколь и карниз с незатейливым орнаментом. Это единственное здание, сохранившееся до наших дней от всех монастырских построек. В настоящее время часовня приведена в должный порядок и действует в течение всего года.

Святой источник Космы и Дамиана с целебной водой.Этот источник был известен в Крыму с незапамятных времен. Его прохладная вкусная вода с древних времен считалась целебной и способной излечивать разные заболевания.

Предание связывает это место со святыми бессребрениками братьями Космой и Дамианом.Документальных подтверждений о пребывании святых Космы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножия Чатырдага, у источника, до сих пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидевший свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратись в свою деревню, рассказала о случившемся.

Сохранившиеся монастырские стены и лестница.

Монастырский двор.

Можно только представить себе, каких огромных усилий потребовало устройство сада в горах. Сначала здесь выкорчевывали лес, потом делали ровную площадку под каждое дерево и далее по всем правилам закладывали сад.

После установления Советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. В 1923 году монастырь закрыли. На территории бывшего монастыря создали колонию инвалидов имени Калинина, которая просуществовала до1924 года. В 1924 году церкви обители были закрыты и переданы Крымскому заповеднику, колокола с них сняли.Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря и царский домик были разрушены. Уцелела лишь часовня над святым источником.

На месте разрушенного храма установлен памятный крест.

14 июня 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником. Началось возрождение обители.

Новый монастырский храм.

Храмовая звонница.

В наше время в монастыре произошло настоящее чудо. Икона с мощами святых Космы и Дамиана, которая, казалось, погибла при ликвидации монастыря, нашлась. Она долгие годы хранилась у одной женщины, которая передала ее монастырю. 14 июля 1996 года икона вновь оказалась в монастыре.

Рядом с храмом могилка игумена Макария.

Космо-Дамиановский монастырь находится на территории Крымского государственного заповедника, доступ на машине в который ограничен. Доехать к нему можно на экскурсионном или личном транспорте, предварительно получив пропуск в администрации заповедника в Алуште.
Единственным днём в году, когда разрешен доступ всем желающим на территорию Космо-Дамиановского монастыря является 14 июля - день святых бессребреников.

На территории самого старого и обширного на полуострове Крымского природного заповедника, который простирается в самой высокой части Главной гряды Крымских гор, расположен Космо-Дамиановский мужской монастырь. Он является одной из самых известных крымских православных святынь, куда ежегодно в день памяти римских святых Космы и Дамиана 1 (14) июля приходят тысячи паломников со всех уголков полуострова.

Документальных подтверждений пребывания этих святых в Тавриде нет, однако согласно преданиям последние годы чудотворцы провели именно здесь, у подножия горы Чатырдаг в непосредственной близости от источника, который в настоящее время носит их имена. Братья-близнецы Косма и Дамиан жили во второй половине III века. Родившись в богатой римской семье, они получили хорошее образование, но больше всего им нравилась наука врачевания. За добрые дела и распространение Христовой веры они получили дар чудотворения. Братья могли исцелять больных животных и людей лишь молитвой и наложением рук. Помогая страждущим, чудотворцы делали это всегда бесплатно. Все наследство, которое они получили после смерти своих родителей, они раздали нищим и обездоленным, за что впоследствии их стали называть бессеребрянниками.

Молва о чудотворцах распространялась всё больше, однако это были страшные времена гонений христиан. В конце концов за свои проповеди они были арестованы и представлены на суд к императору-язычнику Кариану (по другим источникам - Диоклетиану). Согласно одной из легенд Косма и Дамиан исцелили его от болезни и поэтому были отпущены, но для того чтобы они и дальше не смущали людей, их сослали в Крым.

Именно здесь их нашел их бывший учитель, который был жестоким и завистливым человеком. Ему не давало покоя искусство исцеления братьев и слава его учеников, имена которых стали известны во всей империи. Придумав предлог, учитель заманил их в горы и убил. Среди местного населения существует верование, что святые похоронены немного выше целебного источника, в непосредственной близости возле двух одинаковых буковых деревьев, которые похожи друг на друга как братья-близнецы.

Второе название родника, бьющего из скалы - Савлух-Су, с татарского языка переводится как «здоровая вода». Источник святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Домиана издавна славится хрустально прозрачной и вкусной, прохладной водой. Известно немало случаев чудесного исцеления после омовения в роднике или употребления воды из источника. Современные исследования, проведенные Одесским НИИ курортологии, показали, что помимо магния, калия, марганца в воде содержатся литий и весьма редко встречающийся в естественных источниках серебро.

К источнику, который с незапамятных времен славился целебными свойствами, приезжало огромное количество больных и страждущих независимо от их вероисповедания. Возможно, в средние века здесь был возведен храм, однако после выселения христиан в 1788 году, он бесследно исчез. Несмотря на это в день святых Космы и Дамиана у источника собирались христиане, священники служили молебны и освящали воду. Первая постройка в непосредственной близости от источника для богомольцев была возведена в 20-е годы XIX века на средства графини Софьи Потоцкой.

Во время своего путешествия по святым местам Крыма Космодамиановский источник посетил архиепископ Иннокентий. Он призвал православных жителей к восстановлению обители и памятника веры. Разрешение на открытие киновии было получено в 1853 году, однако Крымская война помешала обустройству обители.

Отец Макарий (в миру Михаил Пруцкий) стал первым настоятелем Космо-Дамиановского монастыря. Во времена войны он ухаживал за ранеными и больными в военных госпиталях, утешал, исповедовал и совершал церковные обряды над умершими. После того как война закончилась, именно ему было поручено возведение монастыря. Дело было весьма непростым. Киновия располагалась в глухом ущелье, высокий и густой лес окружал его со всех сторон. Из-за того что местность была не ровной, пришлось провести огромное количество земляных работ. Монахи собственноручно заготавливали лес для строительства обители, на своих плечах приносили необходимые строительные материалы. Так как монастырь не получал никаких денежных средств от государства, строительство велось на добровольные пожертвования богомольцев.

Первая небольшая деревянная церковь была построена в 1857 году. В 1870 году был построен большой храм с колокольней, а уже в 1874 началось строительство зимнего храма. Жизнь в монастыре была весьма трудной, так как, не получая средств от государства, монахи были вынуждены зарабатывать сами. Несмотря на это, постепенно количество монахов увеличивалось.

Много раз Космо-Дамиановский монастырь посещали царствующие особы и члены их семей, что значительно увеличивало количество паломников. После смерти игумена Макария, настоятели в киновии стали часто меняться и постепенно хозяйство монастыря пришло в упадок. В 1899 году было принято решение преобразовать мужской монастырь в женский. Несмотря на различные затруднения, дела в монастыре начали постепенно налаживаться. Было возведено большое количество новых зданий, отремонтированы старые. В обители появилась икона Божией Матери «Иерусалимская», которая была освящена на Афоне и сохранилась по сегодняшний день.

После установления на территории полуострова советской власти, всё имущество монастыря было национализировано. На территории бывшей киновии создали колонию инвалидов имени Калинина, которая просуществовала до 1924 года. В храме был открыт музей природы, в часовне с купальней обустроили инкубаторий для вывода мальков форели.

Во время Великой Отечественной войны были разрушены все здания бывшего монастыря, лишь часовня над святым источником чудом сохранилась. В 1994 году началось возрождение монастыря, было решено что он будет, как и ранее, мужским.

Сегодня посетить Космо-Дамиановский монастырь может каждый желающий, однако так как он расположен на территории заповедника, необходимо предварительно получить разрешение. Единственный день в году, когда посещение открыто всем желающим - 14 июля - день святых бессеребренников. Добраться до него достаточно просто, ведь монастырь расположен всего в 16 км от Алушты. С другой стороны заповедника дорога выходит в пос. Массандра возле Ялты. Это старая Романовская дорога. Можно получить пропуск на сквозной проезд, однако для этого необходимо взять с собой проводника.

Время на чтение: 3 минуты

Космо-Дамиановский мужской монастырь фото

Места, где расположен монастырь, благодаря горному хребту и густым лесам, всегда были труднодоступными. В XVIII веке – это были охотничьи угодья императора Александра III. Его охотничий домик стоял неподалеку. Сейчас – это территория Крымского заповедника.

История монастыря

Начало сооружения монастыря связано со святым источником святых мучеников Космы и Дамиана. Историки считают, что в средние века рядом с источником был христианский храм, но впоследствии был разрушен после изгнания христиан в XVIII веке. Даже фундамент храма не сохранился, источник же остался, и люди, не зависимо от национальности и вероисповедания, приходили к нему и исцелялись. Так как Таврида в те времена была мусульманской, источник местные жители называли Савлух-Су, что означает “живая вода”.

Жили святые мученики Косма и Дамиан в Римской империи, в III веке. Родители их были христианами, но кроме воспитания в вере, дали детям хорошее образование. Более всех наук полюбили братья врачевание. И с юности они решили лечить людей бесплатно, исполняя заповедь Божию. За это Господь дал им особую благодать: братья могли исцелять одним своим прикосновением, и многих обратили в христианство.

После смерти родителей, все наследство свое, они раздали нищим – за это их стали называть бессеребрениками. Слава их росла и достигла императора, но он устрашенный наказанием Божиим, отпустил святых братьев, не причинив им зла. Погибли святые мученики от руки своего учителя, который, по зависти к их славе, решил убить их. Заманив в горы, собирать лечебные травы, он побил их камнями, а тела бросил в реку. Святые мощи их хранятся в Риме. Такова официальная версия церкви.

Но местные жители считали, что все это произошло недалеко от реки Альма, которая начинается от водного источника Савлух-Су и, что братья похоронены вблизи источника. Официального подтверждения нет, но захватывали же генуэзцы, переименовав в Алустон. Возможно, посещали эти горы и святые братья.
Христиане продолжали чтить это место и, традиционно, 14 июля туда собирались паломники для молитвы и купания. Священниками служились молебны. Строений в то время не было. Первое простое деревянное здание для богомольцев было построено только вначале XIX века.

Разрешение на открытие мужского монастыря у святого источника Космы и Дамиана было подписано 4 мая 1850г, но само основание было отложено до 1856г – помешала Крымская война.

Первую церковь построили только в 1857 году – она была деревянной. Монахи рубили лес и строили церковь без посторонней помощи. Многие строительные материалы приносили на своих плечах, так как проезд из-за плохой дороги был невозможен. Монастырь рос и развивался под начальством своего настоятеля отца Макария, был даже удостоен посещения царских особ – императора Александра III и его семьи, в октябре 1880г. Но после смерти настоятеля, из-за частой смены руководства, пришел в упадок и в августе 1899г был преобразован в женский. В 1911 г, уже женский монастырь святых Космы и Дамиана, посетил следующий император Николай II. В 1913г, в празднование 300-летней годовщины династии Романовых, была обновлена часовня у святого источника.

При Советской власти монастырь был национализирован, затем в 1924г окончательно закрыт и передан в ведение Крымского государственного заповедника. Над часовней нависла угроза – ее хотели разобрать на строительный материал. Спасло здание письмо работников музея к наркому просвещения Луначарскому. Чудом она уцелела и в Великую Отечественную войну, когда все остальные здания монастыря и дом императора были разрушены.

Современные паломники и туристы видят ту же часовню, которая реставрировалась в 1913г, по распоряжению царя-мученика Николая.
Восстановление обители, снова как мужской, было начато в 1994 г. Первый молебен был отслужен 14 июля.

Святыня монастыря

Главная святыня монастыря – икона Космы и Дамиана. Когда была написана икона, не упоминается, но точно известна дата положения в нее частиц мощей святых – 1 июля 1862.

Привезены частицы мощей в Россию в 19 веке. Известный арабский священник-миссионер Спиридон Саруф благословил перед отъездом на учебу в Медико-хирургическую академию России сына Георгия, и дал ему частицы мощей. Отец уповал на помощь святых в судьбе своего сына, во время пребывания в чужой стране, а так же, на особое покровительство и помощь, при изучении врачебного искусства.

Будучи уже в Санкт-Петербурге, Георгий Саруф уделил частицы от частиц мощей семье Президента Академии П.А. Дубовицкого, в которой он часто бывал и был окружен вниманием и заботой. Впоследствии жена доктора Дубовицкого передала их Инкерманскому монастырю, а его настоятель – епископу Таврическому Алексию. И, наконец, епископ Алексий положил частицы в икону святых в Космо-Дамиановском монастыре. Перед иконой, до самого закрытия монастыря, горела неугасимая лампада.

Как и сам монастырь, икона имеет свою непростую историю. Изначально она считалась бесследно исчезнувшей при ликвидации, но вновь вернулась в монастырь в 1996г. Все это время икона хранилась у благочестивой женщины, которая передала ее, когда обитель начала восстанавливаться.

Целебный источник Савлух-Су

Кроме своего названия “живая вода”, вода этого источника с древности считалась целебной. Это подтвердили и научные исследования наших дней. В состав воды, по исследованиям Одесского НИИ курортологии, входят калий магний марганец и серебро, очень редко встречающееся в природных родниках.
Расположен монастырь на запад от Алушты, в 10 км, в Крымском заповеднике, проезжать надо через пропускной пункт.

Открыт для массового посещения в день празднования святых – один день в году – 14 июля.
Проезд для частных машин ограничен, для посещения необходимо разрешение Управления Крымского природного заповедника в г.Алушта.

Лучше всего добираться на туристических автобусах с организованной экскурсией.

Адрес : Россия, Республика Крым, городской округ Алушта, Р-34

Высоко в горах Крыма, в лесной теснине, находится весьма примечательное место – Космо-Дамиановский мужской монастырь. Попасть сюда непросто – хотя бы потому, что обитель расположена на территории Крымского природного заповедника, да и нет здесь традиционных храмов или других крупных церковных сооружений. Но в один из летних дней небольшая лужайка перед комплексом наполняется сотнями людей и машин. Почему так происходит? Какова история этого святого места?

Где находится мужская обитель в Крыму?

Космо-Дамиановский монастырь в Крыму территориально относится к Алуштинскому городскому совету. Дорога к нему весьма непростая, но очень живописная. Озера Бам и Краснорайское, река Улу-Узень, перевал Кебит-Богаз – это и многое другое можно увидеть по пути следования.

Обитель на карте Крыма

Монастырь у источника: сложная история становления

«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному , с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.

Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.

В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся . И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.

Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря

Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь
побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.

На территории этой монастырской пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника,
сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.

Чем привлекает обитель туристов и верующих?

turturist.ru - Академия путешественника