Страна злобных троллей. Народные легенды швеции Норвежские тролли легенды

- 4674

Истории о троллях впервые возникли в скандинавских странах, причем в каждой были свои собственные: норвежские, шведские и датские, а позже они появились даже на далеких Фарерских островах. А самые большие тролли родом из Исландии. Согласно легендам, эти существа всегда пугали местных жителей своим обликом и колдовскими способностями.

Жили они повсюду - в замках, подземных дворцах, пещерах, лесах или под мостами. Людям было чего бояться: некоторые враждебно настроенные тролли - опасные враги, сильные и жестокие.

Они доставляли деревенским жителям немало мучений и бед, заманивали людей на смерть или воровали спящих младенцев из кроваток. Тролль - коварный обманщик, живущий в постоянной тьме и нападающий ночью на беззащитные поселения.

В Норвегии считали, что тролли разительно отличаются друг от друга и по внешнему виду и по характеру; некоторые из них гиганты, другие - крошечные создания; одни дружелюбны к людям, другие, наоборот, пылают к ним настоящей злобой. Однако у них есть и общие черты, по крайней мере внешние: большой крючковатый нос, по четыре пальца на каждой руке и ноге, растрепанные волосы и хвостик, больше похожий на коровий. Тролли также могут принимать облик собаки, черного козла или дружелюбного человека с хвостом.

На головах у монстров помимо волос обычно растут мох, трава, заросли кустарника и даже деревья. Да и голов иногда было разное количество - чем их больше, тем старше тролль. И не только старше, но и привлекательнее, поскольку обилие голов приманивало существ женского пола, которых в Норвегии называли гюграми. Продолжительность жизни троллей так и осталась загадкой.

Обитали они в дремучих норвежских и шведских лесах. Были у них и родственники: в Исландии (их там называли трётлями), а также на Шетландских и Оркнейских островах. Свои жилища тролли надежно прятали в горных пещерах, внутри холмов, насыпей из камней и даже в норах под землей. Одни предпочитали жить в одиночестве, иногда занимая пространство целой горы, а другие создавали семьи или объединялись в племена.

Некоторые тролли образовывали королевства с четкой иерархией и вертикалью власти. Они отстраивали огромные подземные комплексы с дворцами и системой лабиринтов, как, например, в Доврских горах, где побывал знаменитый Пер Гюнт - герой одноименной пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена.

В своих пещерах горные тролли скрывали несметные сокровища - золото и драгоценные камни - и очень любили хвастаться перед людьми накопленным богатством. По преданию, в самые темные ночи они поднимали на поверхность хрустальные дворцы, установленные на золотых колоннах, и выкатывали на всеобщее обозрение огромные сундуки, то распахивая их, то захлопывая крышки, пытаясь привлечь к себе внимание случайных путников. Хотя вряд ли захотелось бы их увидеть: глаза навыкате, широко разинутые рты, распухшие носы, принюхивающиеся в поисках человеческого запаха.

Особняком держались тролли, жившие под мостами. Как правило, это были одиночки, которые для себя построили мост и брали плату с любого, кто хотел по нему пройти. От других собратьев они отличались полным равнодушием к солнечным лучам. Погубить этих тварей можно было, только разрушив их мост, бережно охраняемую «святыню». Существует также мнение, что тролли иногда могут покинуть старый мост, дабы начать постройку нового.

Периодически они устраивали ночные вылазки в амбары и кладовые близлежащих селений, откуда выносили мешки с зерном и бочонки молодого пива. А иногда являлись незамеченными на пирушки, не брезгуя воровать еду прямо с чужих тарелок.

Однако невинные проделки южных троллей не шли ни в какое сравнение с тем, что вытворяли их северные братья из провинций Согн-ог-Фьюране, Мёре-ог-Румсдал и Тренде-лага. Именно их обвиняли в людоедстве и прочих грехах, таких как кража рогатого скота и подмена младенцев. Существовало поверье, что только человеческая кровь, особенно христианская, могла согреть этих холодных и бесчувственных монстров. И они пытались добыть ее любыми способами.

Впрочем, многим попавшим к троллям людям удавалось избежать гибели. Одни могли пробыть в плену всего лишь несколько минут, другие - месяцы и даже годы. Похищенных людей называли зачарованными или унесенными в горы. Точно так говорили и о тех, кто смог выбраться из тролльих темниц. Правда, спасшийся человек уже не мог вернуться к привычному образу жизни. Он полностью утрачивал разум от ужаса, пережитого в подземном логове.

Мужчинам, у которых крали жен, тролли часто подкладывали живых кукол, похожих на похищенных как две капли воды. Однако такие куклы вскоре начинали чахнуть и умирали, так и не выдав себя. И пока муж оплакивал смерть самозванки, настоящая жена лила слезы, заживо похороненная во мраке и сырости пещеры. Ее заставляли варить похлебку из мха, костей и кусков мяса, нещадно били и бранили по малейшему поводу.

Когда же тролль решался взять пленницу в жены, в ее кожу втирали волшебную мазь, от которой лицо темнело, покрывалось морщинами и оспинами, нос становился похож на луковицу, тело покрывалось шерстью, голос грубел, а в нижней части спины проклевывался хвостик. Менялся и характер несчастной: постепенно она превращалась в прожорливую, безмозглую троллиху, теряя последние шансы вернуться в наполненный солнцем и любовью человеческий мир.

Чтобы не попасть в вечный плен к троллям, следовало остерегаться и их ближайших родственниц - хюлъдр. Внешне они выглядели как обольстительные юные девы с копной светлых волос. Единственное их отличие от людей - это хвостики, тщательно скрытые под пышными юбками.

Встретить хюльдру можно было высоко в горах или в чаще леса, где она прогуливалась с оленями, распевая песни. Именно своим прекрасным голосом соблазнительница заманивала к себе молодых людей, которые легко поддавались ее чарам.

Любовное заклятие хюльдры длилось годами, и за это время юноша превращался в настоящего раба, прислуживая всему волшебному семейству. Когда же он надоедал капризной деве, она отпускала его на свободу, и бывший любовник мог днями и ночами бродить по дремучему лесу, тщетно пытаясь вспомнить, откуда он родом и что с ним произошло. А если хюльдра сама влюблялась в человека и венчалась с ним в церкви, то теряла свой хвост и становилась обычной женщиной.

Многие норвежцы до сих пор верят в существование хюльдр в горах Согнефьорда в Центральной Норвегии. Именно там, на уступах живописного водопада Щосфоссен, рядом с Фломской железной дорогой каждое лето проводятся театрализованные действа: девушки в костюме хюльдр поют завораживающими голосами, вольно или невольно соблазняя приезжих туристов.

В многочисленных легендах и сказках тролли никогда не покидают своих владений и очень не любят случайных гостей. Когда герой встречает злобное существо на лесных тропинках, ему остается надеяться только на свою смекалку. Самого известного героя таких преданий зовут Эспен Аскелад, что означает Эспен Замарашка.

Однажды, когда он отправился в лес рубить дрова, вдруг откуда ни возьмись появился страшный тролль и пригрозил убить паренька, если тот не уберется подобру-поздорову из его леса. Но Аскелад не растерялся: он достал из котомки кусочек сыра, сжал его изо всех сил и сказал троллю: «Если будешь мне мешать, то я раздавлю тебя, как этот камень!»

Увидев, как парень силен, глупый тролль перепугался до смерти и сам стал помогать ему рубить лес. Когда они заготовили достаточно дров, тролль пригласил человека к себе в гости на ужин. Там они наварили каши, и Аскелад предложил троллю поспорить, кто из них больше съест. Тот сразу согласился, потому что был уверен, что в поедании каши ему нет равных. А хитрый Аскелад положил себе на колени мешок и, когда сам наелся до отвала, стал скидывать кашу в мешок.

А когда и он наполнился, разрезал его ножом посередине. Тем временем и тролль съел столько, что уже не мог проглотить ни одной ложки. Тогда человек сказал: «А ты сделай, как я, разрежь себе живот! Тогда сможешь съесть вдвое больше!» Глупый тролль так и сделал. И тут же умер. А Аскелад забрал его сокровища и отправился домой.

Тролли иногда появляются среди людей в человеческом обличье. Путник при встрече с троллем не сразу может догадаться, с кем имеет дело, но, заподозрив неладное, ни в коем случае не должен жать незнакомому встречному руку. Об этом есть такое предание. Жил мальчик по имени Дове. Однажды его отправили пасти лошадей где-то около Бакке, что в долине Риведал. На обратном пути он встретил неизвестного мужчину. Он никак не мог его разглядеть, потому что было раннее утро и еще не совсем рассвело.

Когда незнакомец заговорил с ним, мальчик спросил у него, кто он такой и откуда. Тот ответил, что он из Бакке, а зовут его Дове. Мальчик очень удивился и даже растерялся, услышав такой ответ. А незнакомец подал ему руку, чтобы поздороваться. Но Дове испугался и вместо руки протянул ему подкову.

Незнакомец пожал ее и тут же исчез. Когда мальчик взглянул на подкову, она была совершенно расплющена. Так благодаря своей находчивости он смог вернуться домой целым и невредимым.

Во всех преданиях отмечается одна из важных особенностей троллей: все они обладают силой, которая во много раз превосходит силу простых смертных. Но и на это преимущество есть управа. О ней хорошо знают даже маленькие дети: если задать троллю загадку, то он непременно начнет ее разгадывать.

Если тролль не сможет разгадать загадку, то умрет, а найдя ответ, задаст свою, и если на этот раз вы сами не сможете разгадать загадку, то будут большие неприятности. Если же вы сумели разгадать загадку, надо постараться вопросами занять тролля до рассвета, ведь с первыми лучами солнца он превратится в камень.

Как еще можно перехитрить зловредное существо? Если тролля, встреченного в поле, удалось распознать раньше, чем он об этом догадался, надо бежать от него прочь, причем так, чтобы следы образовали крест с бороздами плуга на пашне. Если встреча произошла в ущелье, надо пригласить тролля проследовать за вами к свету: на ярком солнце он окаменеет.

Но главное - знать, как с ним обращаться. Во-первых, хранить тайну имени, а во-вторых, не принимать от него никакого угощения. Оказавшись в плену у тролля, необходимо выведать его имя, используя любые уловки, чтобы обрести над ним власть и вынудить тем самым отпустить пленника.
Тролли не переносят звона церковных колоколов. Если церковь находится далеко, то колокол привозят ближе к месту, откуда их хотят выгнать, - там и звонят. Отпугивать их способны также многие христианские атрибуты, например нательный крест или псалтырь. Уберегают от монстров и любые предметы из стали, а также цветы омелы и костры, разжигаемые на городских перекрестках.

Встретить тролля сегодня большая редкость. Современные исследователи паранормальных явлений полагают, что с приходом в северные европейские земли христианства большинство волшебных обитателей лесов, гор и долин просто исчезли или куда-то ушли.

«Люди утратили уважение к бедным пещерным обитателям, варварски вторгались на их территорию, повсюду возводили церкви, от звона колоколов которых те бежали куда глаза глядят», - говорит норвежский журналист и исследователь Даг Столе Хансен. Он не исключает, что тролли и сейчас прячутся где-то в горах, под поросшими мхом скалами, охраняя от людей свои немыслимые богатства и удивительные знания о нашем мире. Однако найти их и наладить контакт удается далеко не каждому.

С норвежским журналистом согласен и другой исследователь - Джон Майкл Гриер из США. Он ставит троллей в один ряд с феями, гномами и эльфами, которые обитали когда-то в лесах Западной Европы. Сведения о них сохранились не только в сказках, но и в исторических документах, датируемых Средними веками. Причем во многих текстах, отмечает Гриер, «прослеживается обыденное отношение к подобным явлениям, как будто все эти существа были частью повседневной жизни людей». Так почему же они исчезли?

По одной из версий, у волшебных созданий были собственные причины для ухода. По другой - они могли существовать только в условиях дикой природы, поэтому строительство городов и распространение сельского хозяйства вынудило их покинуть обычные места. С возникновением научного мышления появилась еще одна точка зрения, согласно которой волшебного племени на самом деле никогда не было.

Норвежский цифровой художник и аниматор Ивар Рёднинген (Ivar Rodningen) использует в своем творчестве тему народного норвежского эпоса, а именно образы троллей. Талантливый романтик...

Троллей можно смело назвать самым известным персонажем скандинавского фольклора, прежде всего, сказок и баллад.

Кто же такой тролли? Тролль - это тролль. Он большой и безобразный на вид. У него бывает, как и людей, одна голова, а бывает - три, девять или даже двенадцать. Он необыкновенно силен, но страшно глуп. И его очень легко обмануть.

Живут тролли в основном в горах и лесах Норвегии, хотя встречаются они и в Швеции, но их никогда не бывает в Дании. Как писал классик норвежской литератры Бьёрнстьерне Бьёрнссон, «тролли в Дании не уживаются. Случается, конечно, время от времени какому-нибудь троллю перейти вброд море и окинуть взором безлесные, озаренные солнцем датские земли. Но покачает он своими многочисленными головами - и снова переходит вброд море, вскипающее пеной под его тяжелыми шагами. Он возвращается в Норвегию, потому что там - его родина »


Есть тролли и в Исландии. Их называют трётлями. Эти великаны - родственники норвежских и шведских троллей. Трётли безобразны и глупы, жадны и мстительны, обычно причиняют людям массу неприятностей (например, крадут скот), но преданы тем, кто окажет им услугу. Живут они в горах по одиночке. Из лап почти никогда не выпускают железную палицу или нож. Они не выносят колокольного звона и никогда не тронут человека, отправившегося в горы сразу после церковного причастия. Как и тролли, с наступлением дня или при попадании на них луча солнца, превращаются в камень.

Жен исландских троллей называют скессами. Они глупые и мстительные, но очень любят своих детей-тролленышей. Скессы часто крадут красивых мужчин, утаскивая их в горы, или выходят за них замуж. Есть жены и у норвежских троллей, только их называют гюграми.

Вообще, украсть красивого принца или принцессу и утащить его в гору - любимое занятие троллей в сказках.


Все тролли выглядят по-разному. Одни - высокие, как горы, другие - не выше человека. Голова тролля часто похожа на пень. Носы у них некрасивые, очень большие и все в бородавках. Рты широкие, до ушей, с желтыми клыками. Глаза маленькие и прищуренные. У некоторых троллей всего один глаз, и расположен он посреди лба. На голове растет трава, вереск и даже деревья.

У всех троллей есть хвостик. Хвост - вообще отличительная черта скандинавской нежити. Есть коровий хвост и у красавицы-хюльдры - норвежской горной ведьмы. Силе чар хюльдр не моВВ-жет противостоять ни один парень. У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети. Хюльдры могут помогать людям, и тогда советов их, как советов фей, надо слушаться беспрекословно, или вредить смертным. Они часто воруют еду, которую забыли перекрестить. Являются они в усадьбы невидимыми, потому что у них есть шапка-невидимка.


Горные жители очень хитры и бессовестны, но хуже всего ведут они себя летом, когда народ перегоняет скот на летние пастбища - сеттеры. Наступает тогда для хюльдр и троллей настоящий праздник. Девушки, остающиеся на сеттере, думают больше всего о парнях и забывают перекрестить молоко, сливки и прочую еду, и тут уж тролли могут взять все, что пожелают. И случается, что их даже удается увидеть. Происходит это не часто, но бывает. Иногда хюльдры и тролли живут в домах людей в горах всю зиму.

Горные жители обычно не начинают первыми ссоры с людьми, если только те не станут слишком уж им надоедать. Зато когда разозлятся, могут превратить человека в кого угодно. Сам же тролль может обернуться и принцем, и козой, и черной собакой, и медведем, а то и просто деревом.

Тролли очень любят зло подшутить над человеком. Ночью они выбираются из своих гор на землю и начинают пугать людей. Могут схватить лошадь под уздцы и начать водить ее кругу на полянке. Как не пытается человек повернуть свою лошадку - ничего у него не получается. Тут есть лишь один способ побороть злую силу - посмотреть через хомут, чтобы увидеть, кто там из горных жителей вышел в наш мир и шутит с тобой такие злые шутки. Как только увидишь через хомут тролля - тут же нечисть от тебя отступится.


Часто тролли утаскивают людей к себе в гору. Чтобы вызволить человека из горы, надо зазвонить в колокола. Тролли очень боятся звона церковных колоколов и предметов, изготовленных из стали.


Из тех, кто попадал в плен к троллям, одни пробыли у них несколько минут, другие - долгое время, а третьи и вовсе остались у горных жителей навсегда. Тролли заставляли своих пленников, одинаково и мужчин и женщин, исполнять самую черную работу.

Тролли любят подсовывать мужьям, у которых похищены жены, живых кукол, как две капли воды похожих на их жен. Эти подменыши вскоре начинают болеть и умирают, и мужья хоронят их, так и не распознав подмены. В таких случаях у похищенных женщин уже не остается никаких надежд на спасение.

К сожалению, люди, вырвавшиеся из горы, часто не могут оправиться от тяжелого потрясения и теряют разум.

Как уже говорилось, тролли довольно легко меняют свою внешность, могут уменьшаться или увеличиться в размерах и принимать облик другого человека. Им ничего не стоит обратить на свадьбе красивой девушки в жениха и похитить невесту. Если невеста заметит подмену, она должна попросить кого-нибудь бросить на пол любой стальной предмет или пару раз выстрелить возле дома. Это должно прогнать тролля.


Иногда не тролли утаскивают людей в гору, а сами люди женятся на ком-нибудь из троллиного племени.

Часто тролли крадут у людей детей и подсовывать вместо них своих троллят - подменышей. Чаще всего это случается на Рождество. Обернувшись кошкой, тролль проникает в дом и подменяет человеческое дитя своим тролленышем. Блестящие стальные предметы, псалтырь или даже просто чеснок могут помешать троллю проникнуть в дом.

Подмену заменить не так просто. Лишь с течением времени родители начинают понимать, что у них подменили ребенка. Тролленок совсем не растет, у него лишь увеличивается голова. Зато ест он за семерых. У подменыша, как правило, бывают маленькие косящие глазки, темная кожа и обросшие шерстью уши.

Чтобы избавить от тролленка, надо заставить его выдать свое происхождение. Тут матери идут на разные хитрости. Одна мать, например, стала варить кашу в яичной скорлупе. Подменыш от удивления позабыл обо всем на свете, спрыгнул с кровати и закричал: «Давно я живу на свете, но никогда еще не видел, чтобы кашу варили в яичной скорлупе!» Тут он понял, что выдал себя и убежал в горы.


Обычно в каждой горе живет по одному троллю. Но не все живут поодиночке, некоторые живут и семьями. Доврские горы, в которые отправился Пер Гюнт воевать с троллями, известны как раз тем, что в них живут многие троллиные семьи. Все знают, что ни в одних других горах Скандинавии не живет столько троллей, как в Довре.

В Доврских горах живет и большой тролль - Доврский дед, который получил свое имя в честь великана Довра, которого конунг Харальд Прекрасноволосый спас от плена. Он живет в горе, называемой Снежная Шапка, и эта самая высокая гора в Норвегии. В соседней горе живет его брат, а через две вершины - их старик-дядя. Именно в царство Доврского деда попадает в пьесе Хенрика Ибсена Пер Гюнт.

Никто не знает, сколько живут тролли, известно лишь, что очень долго. На глазах у молодого тролля дубовый лес может трижды вырасти и погибнуть, а на глазах у старого - семь раз.

Тролли не должны появляться на солнце, ибо первый же солнечный луч превратит их в камень.


Откуда же на свет появились тролли? Происходят они от ётунов, или великанов, которые жили на земле задолго до людей. Вот как об этом рассказывается в скандинавских сказаниях.

Задолго до того, как создана была земля, существовал уже Нифльхель, царство мрака и холода. В середине его находился источник Кипящий Котел. На юге же лежал Муспелльсхейм - царство света и жара, окруженное пламенем, никому не доступно; черный великан Сурт, вооруженный огненным мечом, защищал вход в него. Нильфхель отделялся от Муспелльсхейма страшною Мировою бездною Гиннунгагап; в бездну устремилось из источника Хвергельмир двенадцать шумных потоков, и по мере того как потоки эти удалялись от своего источника, они остывали, и ядовитая вода их постепенно превращалась в лед, а яд выступил наружу росою и превратился в иней.

Когда льда накопилось, наконец, так много, что он не мог уже двигаться, он заполнил всю бездну между светлым царством и царством мрака и холода. Над грудами льда скапливался туман и, замерзая, тоже превращался в лед, нагромождаясь над бездною слой за слоем. На северном конце эта бездна была вся укрыта снегом и льдом, и царствовали там метели, бури и непогоды; на южном же конце, обращенном к Муспелльсхейму, было светло от искр, залетевших туда из этого жаркого царства.

Искры падали на снег и иней: снег и иней таяли, превращались в капли, которые, оживая, соединялись и приняли, наконец, образ великана Имира. Вместе с Имиром из инея возникла корова Аудумла, и она-то и питала Имира своим молоком.

Из частей тела Имира и возник мир. Из ног и зубов - горы, из плоти - суша, из крови - моря и озера, а из волос - леса.

Имир и другие великаны жили в Етунхейме, или Стране Великанов,

Великаны олицетворяли собой зло, тогда как боги были воплощением добра. Вот от них-то и произошли тролли.


«Тролль» - очень древнее слово, встречается во всех германских языках. В «северных» языках слово означало мифологического великана. И в языческие времена, и во времена раннего христианства тролли считались главными противниками человека, очень опасными и обладающими огромной колдовской силой. После принятия христианства в Скандинавии троллей стали считать дьявольскими помощниками. Конунги Олав Трюгвассон и Святой Олав боролись с троллями, о чем повествуется в древнесеверных сказаниях, в том числе и в сагах.

Постепенно из мифов и сказаний тролли перешли в сказки и баллады.

Самыми распространенными в Скандинавии являются рыцарские баллады, где идет речь об условном герое-рыцаре, и волшебные баллады, или сказочные, связанные со сказкой. Граница между этими двумя видами баллад довольно расплывчата, ибо герои их неизбежно встречаются со сверхъестественными существами - чаще всего, эльфами и троллями. С XVI по XIX века были очень распространены баллады, в основе сюжета которых лежит похищение дев троллем.

Но тролли появляются не только в сказочных балладах, встречаются они ив балладах исторических, то есть в балладах, в которых речь идет об исторических персонажах, часто упоминаются тролли. В Дании, например, это баллада о борьбе Олава Святого с троллями в Хорнелюммере.

Баллады сказочные, несомненно, генетически связаны с быличками и волшебными сказками. В них, как правило, есть романтическая завязка и обычна трагическая развязка. Для баллад, в которых появляются тролли, характерны такие сказочные сюжетные типы как «Похищение невесты», «Ученик колдуна», «Заколдованный жених».

Собирать фольклорные произведения в Скандинавии, как и во всем мире, стали лишь в XIX веке. Самыми известными собирателями сказок в Скандинавии были норвежцы Петер Кристен Асбьёрнсен (1812 - 1885) и Йоргеном Му (1813 -1882), которых часто называют норвежскими братьями Гримм, и швед Гуннар Улоф Хюльтен-Каваллиус (1818 - 1889). Именно на их собраниях основаны многие произведениях скандинавских писателей.


Во всем мире известен датский писатель Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875). Именно ему принадлежит честь создания сказки литеВВ-ратурной, авторской. Еще при жизни его называли королем сказки.

Андерсен в период 1835 по 1852 гг. опубликовал четыре сборника сказок - "Сказки для деВВ-тей", "Новые сказки", "Истории", "Новые сказки и истории". Каждый из этих сборник представляет собой законченное и нерушимое целое. Всего Андерсеном было написано 156 сказок. Сам Андерсен был страшно недоволен, что его считают чисто детским писателям, поскольку считал свои сказки адресованными читателям всех возрастов.

Сказочное творчество Андерсена условно делится на два периода: ранний этап - 1830 - 1840-е годы, когда писатель в основном обрабатывает сказки народные, и этап более зрелого творчества - 1840 - 1870-е года, - когда создаются сказки по им самим выдуманным сюжетам. Сказки Андерсена - собственно его сказки - намного длиннее скаВВ-зок, построенных по мотивам народных, и имеют собственную творческую историю. Все авторские сказки писателя - в отличии от сказок народных, суВВ-ществующих в великом множестве вариантов, - "стабильны", неизменяемы.


В России, к сожалению, плохо известна сказка Андерсена «Эльфийский холм», в которой тролли, эльфы и прочая нечисть являются главными героями. Эта сказка написана в 1845 г. и представляет собой чисто авторскую сказку, в которой под видом фольклорных персонажей скрываются реальные личности. Так, под видом «старого тролля, истинного норвежца» выведен норвежец Маттиас Боей, женившийся на падчерице Йонаса Коллина, друга Андерсена. Сыновья Боей становятся прообразами молодых троллей.

Появляются тролли и в других сказках Андерсена - например, в «Снежной королеве», которая сначала называлась «Зеркало тролля». В этой сказке образ тролля толкуется Андерсеном как образ дьявола: «Жил-был тролль, злющий-презлющий, то был сам дьявол».


Именно в роли бесов-соблазнителей, олицетворяющих человеческие пороки, появляются тролли и в драме норвежского драматурга Хенрика Ибсена.

Пер Гюнт - историческое лицо, жившее в долине Гюдбрандсдалерен в XVIII веке. Он - герой сказки из собрания Асбьёрнсена и Му, в основе которой лежит сюжет о том, как смелый и ловкий крестьянский парень одурачивает глупых троллей


Очень интересен и придуманный и долго не поддающийся расшифровке персонаж драмы, известный в русском переводе под именем «Великой Кривой». Это символ «серости» и трусливого «пути сторонкой» Пера Гюнта. Кривая представляет как бы «наизнанку» самого Гюнта. Очень долгое время исследователи не могли расшифровать слово « boygen », которым в оригинальном тексте Ибсен назвал своего персонажа. Один из знаменитых норвежских иллюстраторов 19 века Теодор Киттельсен сделал несколько рисунков к драме. Он изобразил Великую Кривую в виде тумана, окутывающего Пер Гюнта, некоего инеистого великана, у которого нет твердого тела. Тем не менее хотя посыл Киттельсена был правилен - под Великой Кривой в пьесе действительно скрывается тролль, только не совсем обычный - это тролль-дракон, генетически связанный с Мировым Змеем, одним из детей великанши Ангрбоды и бога Локи. Само слово « boygen » - диалектное и означает «опоясывать».. Как известно из северной мифологии Мировой Змей был брошен асами в глубокое море, и там вырос он до таких размеров, что лежит теперь, плотно обвившись вокруг земли, и грызет свой хвост.


Самыми известными современными троллями, вне всякого сомнения, являются муми-тролли, созданные финской писательницей Туве Янссон (1914 - 2001), писавшей по-шведски. Именно она создала это всемирно известный образ - похожего на бегемотика с добрыми глазами и крошечным хвостиком Муми-тролля, который вместе со своими родителями живет в голубом домике в Муми-доле. Муми-тролли никому не причиняют зла и всегда рады новым гостям. Зимой Муми-тролли погружаются в спячку, набив себе желудок еловыми иголками. Со своим предком - настоящим троллем - Муми-тролль встречается в повести «Волшебная зима».


Из книг о троллях, вышедших в Скандинавии в последнее десятилетие, следует отметить книги норвежской писательницы Фрид Ингульстад. Это ее сказки о тролля и семействе ниссе и большая книга "Тролли", представляющих собой, по сути дела, настоВВ-ящую энциклопедию по фольклору, адресованные детям и их родителям. В троллиной энциклопедии чиВВ-татели найдут полные свод правил и сведений об этих волшебных существах - от истории их появления на свет до рецептов приготовления их любимых блюд и - что не менее важно - узнают, что нужно делать, если встретишь в лесу тролля.

От этой истории бросает в дрожь, но вы ее дочитайте до конца. Ее я услышала еще в детстве.

Это происходило в соседней деревушке, рядом с которым располагалось глубокое озеро. И на это озеро любила ходить влюбленная пара. Паренек был самый высокий и красивый в деревне – брюнет с черными глазами. Девушка-красавица была светловолосая и зеленоглазая. Они любили по вечерам сидеть на бережку озера, девушка пела песни и плела венки. Обычно они возвращались домой очень поздно. Родители недолюбливали такие свидания, девушку редко отпускали на встречи с юношей, но она постоянно сбегала к нему.

И в то время на деревню опустилась страшная засуха, начался голод. Дожди все не шли и все уже подумали, что грядет смерть. Родители совсем перестали отпускать красавицу-девушку на свидание юноше, а он в это время сидел у берега реки и ждал ее.

Однажды он, видимо, хотел достать для нее цветущую лилию – да и утонул, несчастный, в прохладной воде, не смог выбраться из топкого места. Об озере давно ходила дурная слава, она была похожа на болото. Лишь одно в нем было прекрасно: оно цвело, цветов было много разных, но люди не купались там и боялись туда ходить.

Тело парня не нашли. Девушка, убитая горем, часто приходила на старое место и звала сайт его.

После смерти юноши засуха прекратилась, пошли дожди, призрак голодной смерти отступил. А девушка все мучилась. Ее хотели отдать замуж, она упиралась, совсем себя извела.

Через месяц вновь наступила засуха и голод. От этого люди сходили сума, поэтому решили несчастную девушку отправить вслед за юношей. Ее семья была не против этой жертвы, для них она все равно была обузой. Ночью, когда девушка спала, злые люди ворвались в дом и убили ее, а затем потащили к озеру, где ее ждал деревянный плот. Девушку положили на плот и усыпали ее тело цветами. Люди посчитали, что таким образом привлекут внимание лешего (юноши, который умер), и оттолкнули плот от берега.

Наутро плот остался, а девушка исчезла. Кто-то говорил, что местный старик видел, как молодой юноша, сайт весь в белом, лежал возле нее, гладил ее волосы, а затем опустил ее в воду и утащил на дно.

Иногда в той местности можно услышать ночью голос девушки и юноши, раздающейся из озера, и даже песни. Именно с тех пор этого молодого юношу прозвали призраком болота, его стали почитать и бояться.

Эта история о большой любви, которой было суждено встретиться даже на дне глубокого озера и остаться навсегда вместе. Я лично ходила туда – место неприятное, три какие-то столбика деревянных. Никто не знает, что там происходит, а может, знают, просто молчат. Ведь на той деревне лежит немало других грехов, в том числе и жертвоприношений.

Однажды ранним утром в предрассветный час,
Когда гомон птичий не слышен,
Раздался девы-тролля тихий нежный глас,
Сладко рыцарю так говоривший:

"Герр Маннелиг, герр Маннелиг, супругом будь моим,
Одарю тебя всем, что желаешь!
Что только сердцу любо, получишь в сей же миг,
Лишь ответь мне - да иль нет?"
(Отрывок из песни)

Рассказ о непутёвом рыцаре и деве тролле
Долгий зимний вечер в одном из безымянных трактиров обещал быть скучным. Постояльцы сидели за столиками со скучающим видом: кто-то ковырялся в уже остывшей похлёбке, кто-то, уже мутнеющим взглядом, сверлил кружку с горьким элем, а кто-то пытался развлечь себя игрой в кости, с откровенно жуликоватого вида людьми. Кого только не было в трактире, от паломников до разбойников, самым главным из которых мне казался сам трактирщик. Здесь были и знатные господа, застрявшие в этой дыре, со всеми кто отправлялся в путь в месяц начала морозов, были же и пара рыцарей из лоскутных герцогств, да несколько наёмников. Я уже молчу за обычных простолюдинов. Все кто сидели в трактире были такие разные, но объединённые и скреплённые вместе настигших их ненастьем, хотят они того или нет, никто не может покинуть трактир до конца недели буранов. Потому что в бушующую ледяную стихию может отправиться лишь сумасшедший или самоубийца, который пожелал замёрзнуть насмерть.
Так вот, этот зимний вечер мог бы оказаться совсем скучным, если бы в трактире не оказалось сказителя или, как это называется у северян, Скальда. Скальд сидел обособленно, никто не обращал на него внимания, но тут он решил, что пора поведать историю, или ему просто захотелось глинтвейна, за чужой счёт. Впрочем, это не так важно, как та история, что он рассказал.
- Дорогие постояльцы! – хрипловатым голосом обратился скальд к людям. – Пришло время поведать вам одну историю.
После этих слов внимание трактира было приковано к старику, и даже те, кто резался в кости, решили вести себя потише. А между тем старик продолжил: - Сказ мой пойдёт о непутёвом рыцаре и деве, принцессе троллей. Я уверен, каждый из вас знает, что если человек полюбит троллиху, и любовь их будет взаимна, то дева тролль обратится прекрасной девушкой и будет верной и любящей женою любому, кто решиться на такой поступок. – Старик улыбнулся, видя, что всё внимание трактира приковано к нему.
- Так вот однажды, очень давно…

Однажды, очень давно жили два брата близнеца, оба потомственные рыцари, умеющие сражаться и прошедшие не одну ярую сечу. Вот только никогда они не работали вместе, поскольку каждый из братьев завидовал друг другу и люто ненавидели друг друга. Одного звали Сер Манеллинг, второго звали Сер Колдеринг. Сер Маннелинг был лучшим рыцарем ордена белой розы, но был зол и коварен, именно этим он проложил себе дорогу на самый верх ордена, именно благодаря своему коварству он стал магистром ордена. А сер Колдеринг был рыцарем на службе неизвестного и захудалого ордена, он был искренним и добрым и чтил законы чести, в отличие от своего брата. Поэтому он люто ненавидел своего брата. И вот случилось так, что прознав, о подвигах его брата, Сера Манеллинга, принцесса троллей решила посмотреть каков он, великий рыцарь белой розы. И вот, увидев его, дева тролль влюбилась в рыцаря в белых латах, да так сильно, что и жизни без него не представляла. Хотя она и совсем не знала своего избранника, ведь их встреча чуть не стала для неё роковой. В одном из походов Сера Маннелинга, дева решила признаться ему в своих чувствах и попросить великого рыцаря стать её мужем. Но едва сер Манеллинг увидел её, он схватился за свой меч. Однако он решил выслушать бедную девушку, что казалось неслыханным благородством с его стороны, ведь о нём ходила слава жестокого воина и ревнителя веры. Хоть верой от него даже и не пахло. Сера Менеллинга интересовало лишь богатство, а прикрываясь именем церкви, можно собрать много золота и драгоценностей.
Так вот, чего только не обещала ему принцесса троллей: и прекрасных кобылиц, мчащихся вместе с ветрами, и все мельницы во владениях её отца, подгорного короля троллей, и рубаху, сотканную как будто из чистого света, и даже великий меч из кузни троллей. Но непреклонен был рыцарь, не нравилась ему дева тролль, ведь она была уродлива внешне. И решил он силой отобрать дары, что обещала ему наивная дева. Выхватив свой меч, он бросился к ней и лишь то, что тролли могут становиться невидимыми, спасло её от расправы надменного рыцаря. Долго скиталась бедная дева, отвергнутая своим избранником и много её горьких слёз впиталось в землю, но, совершенно случайно, она встретила брата сера Манеллинга, сера Колдринга. Сначала она испугалась, что рыцарь убьёт её, но потом она заметила, что это не сер Манеллинг, что это другой человек, как две капли воды похожий на её возлюбленного рыцаря. И вот ранним утром она решила снова попытать судьбу. Как только рыцарь проснулся и пошёл к ручью она начала петь песню и до того её голос очаровал сера Колдринга, что тот даже не испугался, когда она неожиданно запела.
Серу Колдрингу настолько понравился один только голос девы тролля, что он попросил её спеть ещё, и ещё. Хоть он и не видел её, он посчитал её чудесной девушкой. И вот он попросил её выйти к нему, чтобы он увидел её и воздал хвалу и почести обладательнице столь прекрасного голоса. Принцесса троллей испугалась, что если он её увидит, то сбежит, ил того хуже, как его брат схватится за меч. Она попросила его дать клятву, что, но не тронет её и не испугается. Хоть рыцаря и насторожили эти слова, он дал ей клятву своей честью, а как вы знаете клятва истинного рыцаря это нерушимая клятва. А сер Колдринг был истинным рыцарем. Только после этого дева тролль показалась ему на глаза и подошла к нему. Рыцарь, хоть и был удивлён, ярко и лучезарно улыбался девушке троллю. Он спросил её имя, и она ответила ему, что её зовут Рундга, принцесса троллей. Рыцарь тут же склонился в поклоне, как подобает этикету, кланяться знатным дамам и девушкам. Дева тролль была сильно удивлена галантным манерам рыцаря, и спросила его имя. Сер Колдринга представился ей и она с удивлением для себя поняла, что это брат сера Манеллинга, того человека, которого она полюбила. Она рассказала серу Колдрингу свою историю, и то, как её отверг её брат, огонёк надежды забрезжил в её душе, что может быть хотя бы брат великого рыцаря будет к ней благосклонен. Она предложила ему те же дары, что и его брату. Но рыцарь отказался от всех даров девы, и сказал ей. Я вижу, что твоя душа чиста, как и твоё намеренье. Не скрою, именно это мне и нравится в тебе. Я влюбился в твой голос и твою честную душа принцесса Рунгда, и потому прошу у тебя твоей руки, чтобы хоть как то искупить вину своего ужасного брата.
Не из-за даров чудесных, а по доброй воле был скреплён их союз в королевстве подгорном, с благословения её отца. А как раз к свадьбе, обратилась дева тролль прекрасной девушкой, чья красота затмевала красоту всех женщин земных. Ведь любовь сера Колдринга была чистой и искренней. А как увидел он, что стала она красавицей, и что отец её ведёт её к алтарю, понял он, сколько потерял его брат. Говорят, что свадьба в подгорном королевстве гремела неделю, да так, что горы тряслись. С тех самых пор рыцарь сер Колдринг и принцесса подгорного королевства Рундга, были всегда вместе, и любовь их друг к другу росла с каждым днём. А нити их судеб сплелись настолько сильно, что даже ткачиха судеб не рискнула оборвать нить одного из них, и посему жили они долго и счастливо, и рыцарь, ставший подгорным королём и его королева под горой. И всегда королевство их процветало и лишь приумножалось, потому - что любили они друг друга, больше жизни, до самой смерти. А умерли они в один день. Вот так и заканчивается легенда о благородном сере Кодринге и прекрасной принцессе троллей Рундге.

Едва сказитель окончил свой рассказ, как в трактире раздались аплодисменты, кто-то заказал скальду выпивку, но все были рады, ведь эта история разогнала скуку, витавшую над трактиром. Думаю, что многие люди, находящиеся в трактире, задумались о своих делах, а так ли они искренни в своей жизни, как был искренен сер Колндринг, или такие же алчные и жестокие, как сер Манеллинг. Что сказать, чужие умы загадка.
И это была первая история, рассказанная скальдом, за неделю буранов.

25.10.2016 15:18

Тролли являются персонажами скандинавской мифологии и часто встречаются в легендах и сказках Норвегии, Швеции и Исландии. Кто такие тролли, где они живут и чем занимаются?

В этой статье женского «100 миров» мы поговорим о том, что рассказывают нам легенды про троллей.

Кто такие тролли и где они живут

Тролли представляют собой человекообразных существ, облик которых несколько отличается в зависимости от культуральных особенностей данной конкретной страны и региона. Некоторые легенды рассказывают, что тролли представляют собой великанов, другие говорят о них как о карликах. Однако в любом случае эти создания отличаются уродливой внешностью - скрюченной спиной, огромным носом, заросшим шерстью телом и т.д. В целом облик троллей имеет много общего с ограми, хоббитами и гномами.

Согласно легендам про троллей, эти существа живут в горах, их облик неизменно ассоциируется с камнями. Как и люди, тролли имеют семьи, заводят детей, и вообще в их образе жизни есть много сходств с жизнью людей. Однако они являются злобными существами, которые, как правило, враждебно настроены к человеку.

Бывает, что тролли мирно соседствуют с людьми и всего лишь присматривают за сохранностью своих владений, а порой даже в чем-то помогают людям. Но эти случаи редки - обычно тролль является врагом человека.

Питаются эти мифические персонажи мясом, в том числе человеческим, а также поедают пауков, лягушек и змей. Местами обитания троллей являются леса, горные ущелья и пещеры, которые защищены от солнечного света. В Норвегии говорят, что порой тролли хорошо маскируются под окружающую природу, и с виду они могут быть похожи на скалу или камень, поросший мхом. А иногда эти представители нечистой силы принимают обличье человека, собаки или черного козла.

Чем тролли вредят людям

Как уже было отмечено выше, тролли питаются мясом. А потому считается, что они нападают на людей, похищают и пожирают их. В шведской литературе также распространены легенды о том, что тролли воруют человеческих младенцев, которых находят симпатичными, оставляя взамен своих собственных детей.

Кроме этого, тролли занимаются колдовством. Легенды про троллей гласят, что нередко эти существа превращают людей в камни, обрекая несчастных остаться в их царстве на долгие годы.

Как защититься от троллей

Норвежские легенды про троллей гласят, что порой представитель этой нечистой силы может повстречаться вам, прикинувшись человеком. Однако в таком случае у него все равно будет хвост, который поможет вам понять, что вы имеете дело с троллем.

В любом случае, если вы подозреваете, что человек перед вами - вовсе не человек, то с ним стоит себя вести очень осторожно. Нельзя называть подозрительному незнакомцу, похожему на тролля, свое имя, а также пожимать ему руку. Кроме этого, нельзя принимать от тролля угощение.

Лучше всего просто убежать от этого существа, однако делать это нужно правильно. Убегать лучше через пашню, где видны борозды от плуга - так, чтобы ваши следы пересекались с этими бороздами, образуя на земле крест. А если вы повстречали тролля в горном ущелье, то можно попробовать выманить его на солнечный свет - оказавшись на солнце, тролль превратится в камень и более не будет представлять для людей угрозы.

И, конечно, легенды про троллей гласят, что эти создания боятся любых напоминаний о христианской религии, а потому защититься от этого вида нечистой силы поможет крестик и другие атрибуты религии.

Наряду с этим тролли не выносят звона церковных колоколов. Благодаря этим предметам можно даже развеять злое колдовство и освободить пленников троллей. Если до того места, где находится узник, звон колокола церкви долететь не может, то нужно принести колокол с собой и позвенеть им.

Легенды про троллей под мостом

Согласно скандинавским поверьям, есть особый вид троллей, который отличается от всех других - тролль под мостом. Такие тролли селятся под уже существующими мостами или сами строят их. Они проводят там всю свою жизнь и погибнут, если мост будет разрушен. Однако бывает так, что они сами по каким-то причинам покидают свой мост, чтобы построить новый.

В отличии от своих собратьев, тролль под мостом является относительно безобидным существом. Такие тролли не пожирают людей, не боятся солнца подобно прочей нечисти и даже могут влюбляться в человеческих женщин. Однако не стоит забывать, что и эти персонажи все же являются представителями нечистой силы. Их падкость на красивых женщин имеет свои последствия - существует легенды про детей, рожденных женщинами от троллей.

Кроме этого, такие тролли любят деньги и не позволят вам просто так пройти через свой мост. Чтобы получить такое разрешение, вам придется заплатить им деньгами или услугой.

Вот такие существуют интересные поверья и легенды про троллей!

Ваша Анастасия Черкасова,

Интернет-журнал "100 миров"

Статья показалась вам интересной? Расскажите о ней своим друзьям!

turturist.ru - Академия путешественника