Теплоход булгария катастрофа на волге причины. Причины крушения теплохода «Булгария» пока неизвестны

КАЗАНЬ, 10 июл — РИА Новости, Ирина Дурницына. Четыре года исполняется в пятницу с момента крушения в Татарстане двухпалубного дизель-электрохода "Булгария", во время которого погибли 122 человека.

Подсудимые по делу о крушении "Булгарии" по-прежнему не признают вины Сегодня с последним словом выступили фигуранты дела Тимергазеев и Семенов. Как и ранее, они заявили, что невиновны, и просили Верховный суд РТ отменить решение суда первой инстанции.

Теплоход, на котором должно было быть не более 156 человек (120 пассажиров и 36 членов экипажа), 9 июля отправился в двухдневный рейс по маршруту Казань — Болгар — Казань со 163 пассажирами и 38 членами экипажа на борту. Около 12.30 мск 10 июля 2011 года "Булгария", вышедшая из Болгара в штормовую погоду, в считанные минуты затонула в трех километрах от берега на глубине 17-20 метров. Теплоходу не хватило до спасительной мели, где его верхняя палуба осталась бы над водой, примерно 50 метров и нескольких секунд. Из 201 человека выжили только 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

Мимо плотов с уцелевшими людьми прошли сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский 66", которые не оказали помощи терпящим бедствие. Примерно через два часа оставшихся в живых пассажиров и членов экипажа "Булгарии" спас экипаж теплохода "Арабелла", следовавшего по тому же маршруту.

Поисково-спасательная операция в районе крушения продолжалась 16 суток. Последних погибших спасатели извлекли из кают "Булгарии" утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель. Последняя жертва была опознана лишь 17 августа 2011 года.

Расследование дела продолжалось около двух лет, в мае 2013 года начался судебный процесс. Уголовное дело составило 100 томов, было допрошено более 1000 свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, потерпевшими были признаны более 200 человек, порядка 50 из них подали иски о возмещении морального вреда на сумму 202 миллиона рублей.

Как установили следствие и суд, в навигацию 2011 года "Булгария", построенная в Чехословакии в 1955 году, выполнила семь рейсов, практически в каждом происходили поломки. Восьмой, когда судно в условиях шторма шло лишь на одном двигателе, с неисправной осушительной системой, отказавшим в ходе рейса топливным насосом, со статическим правым креном и открытыми иллюминаторами, стал последним.

Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года приговорил гендиректора ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор "Булгарии") Светлану Инякину, старпома "Булгарии" Рамиля Хаметова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова, старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова к срокам от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию. В результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции коллегия Верховного суда Татарстана в апреле 2015 года смягчила наказание Инякиной, которой окончательно назначено 9,5 лет лишения свободы, и ужесточила наказание Ивашову — до 5,5 лет заключения. Ивашов был арестован и направлен к месту отбывания наказания.

Семь лет назад затонул пассажирский теплоход "Булгария". У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.

10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.

Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.

Она была беременна

Евгений и сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, - всё хотела сделать сюрприз.

Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра - похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые - Айдарович и Айдаровна.

Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, - надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.

Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, - "Булгария" стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?

И вот он - вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась "Булгария". Она словно заманивала людей, "приветливо" наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!

До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них - дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто "неудобства", и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, - бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.

Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали - душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.

Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту - разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.

Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, - рассказывал Евгений Лайфу.

Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг... человек. Схватил за шкирку, вытащил - ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз - может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные - жена и неродившийся сын - остались на дне Волги.

Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала "Арабелла". Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.

Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.

Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: "Смотрите там за ним, оберегайте", - вспоминал Евгений.

Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.

Опоздай. Просто опоздай

Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.

Опоздай, ну опоздай же". Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.

Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про "Титаник", двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь - бывает.

В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.

Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.

Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.

Альбина даже не могла броситься за сестрой - не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.

О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.

Выжил один

Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на "Булгарии" вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.

У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на "Булгарии" - хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.

Даже если что-то случится - выплывем, - уверенно говорила она.

Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде - как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.

Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём - всё обсудить и решить, - рассказывал позже Нияз "Аргументам и фактам".

Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.

Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, - вспоминает мужчина.

Дочь женщины от первого брака - Гузель - позже рассказывала, как Камилу в семье называли "будущий президент", - девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.

Ну хоть дочка развеется, - подумал тогда Нияз.

Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.

Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном...

https://static..jpg" alt="" data-layout="wide" data-extra-description="">

Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.

Спите спокойно, мамочка и папочка, - сказал ребёнок, уезжая с могилы.

Отдыхать на "Булгарии" поехали 28-летний Айнур с Раилей, которая на год его младше. В двухдневное путешествие их позвала сестра Айнура Ильмира и её супруг Альберт Аглиев. Сначала мужчины и вовсе думали отказаться от затеи: не было кают с душем. Но потом под уговоры жён согласились.

Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: "Все на левый борт!"

Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было - наверное, наверху уже, решили супруги.

Поток воды почему-то шёл снизу - как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, - призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.

Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.

Мать Раили кричала мне в лицо: "Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!" - рассказывала позже МК Ильмира.

Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика - - ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.

Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки - вот родственники собрались за большим столом, вот - Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.

Все дети, которые остались сиротами после крушения "Булгарии", были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном - тётя.

Владельцем теплохода значилось "Камское речное пароходство", а арендовал (фрахтовал) её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.

Старпома судна - Рамиля Хаметова - приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.

Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.

Мы начнем с чрезвычайного сообщения из Татарстана - там на Куйбышевском водохранилище потерпел крушение теплоход "Булгария" на борту судна, по предварительным данным, находились 188 человека, 85 человек были спасены, точно известно о гибели одного человека, около 100 человек пропали без вести.

Точных цифр, к сожалению, нет, информация из разных источников поступает противоречивая. Теплоход затонул в 3 километрах от берега. Точно известно о том, что на борту круизного судна находились семьи с детьми, что явилось причиной крушения теплохода - пока не ясно, но это крушение - крупнейшая речная авария в новейшей истории России.

Теплоход "Булгария" вышел накануне вечером из Казани в город Болгары. Это административный центр Спасского района Татарстана. Он расположен на берегу Волги, в 140 километрах южнее столицы республики. Сегодня в 7 часов судно прибыло в пункт назначения и в 11:00 отравилось обратно.

Как сообщил начальник пресс-службы Приволжского регионального центра МЧС России Олег Зугеев, в 13:58 в Центр управления кризисной ситуации по республике Татарстан поступило сообщение о том, что в Камско-Устьинском районе у деревни Сюкеево затонул теплоход "Булгарин". По его словам, на месте работает оперативная группа МЧС, катера государственной инспекции по маломерным судам, также к месту трагедии вылетел вертолет Ми-8 с водолазным оборудованием и четырьмя спасателями на борту, готовится к вылету вертолет Ми-8 с оперативной группой Приволжского регионального центра МЧС России.

На сайте МЧС были опубликованы фотографии, на которых видно, как спасатели прочесывают акваторию рядом с местом крушения. На воде - какой-то синий предмет, очень похожий на трап, который используется на средних речных судах для схода на пристань. Здесь же на воде - спасательные плоты. Каждый из них рассчитан на 20 человек.

Очевидцы говорят, что в момент катастрофы шел сильный дождь и сверкали молнии. Волнение при этом на Волге было небольшим.

В Казани в речном порту вывесили от руки написанный список тех, кто был спасен. Именно этих людей взял на борт теплоход "Арабелла". Он первым пришел на помощь тем, кто оказался в воде. Представитель компании, которая владеет этим судном, сообщила, что среди спасенных, по меньшей мере, 7 детей младшего школьного возраста.

О том, как произошла катастрофа, пока говорить рано. Известно только, что судно "Булгария" ранее неоднократно задерживало рейсы именно по техническим причинам.

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария" был построен в 1955 году в Чехословакии. В прошлом по Волге курсировали несколько десятков подобных судов. Сейчас, говорят специалисты, их осталось всего лишь 3. В конструкции этого корабля не предусмотрены так называемые отсеки безопасности. То есть в них трюм не разделен на части водонепроницаемыми перегородками.

Мемориал, посвященный памяти пассажиров теплохода, расположен вблизи села Сюкеево, недалеко от которого случилась эта беда. От Казани до него два часа езды. Еще в прошлом году, здесь построили и открыли церковь и мечеть, установили памятник, на котором можно прочесть имена погибших.

Уже с утра в Сюкеево начали съезжаться родственники, друзья погибших, и все, кто до сих пор не может быть равнодушным к этой страшной трагедии, не может забыть 10 июля 2011 года. Сотни человек, с черными повязками принесли к мемориалу погибших цветы, игрушки, фотографии. Кладут гвоздики и застывают, не пряча слезы на глазах. Плачут здесь даже мужчины.

Мужчины не могут сдержать слез. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

9 июля 2011 года дизель-электроход отправился из Казани в Болгар (исторический памятник в Татарстане) в двухдневный круиз. Уже при отплытии судно имело крен на правый борт. Маршрут проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. 10 июля в 11 часов 15 минут теплоход отправился в обратный путь из Болгара в Казань. Погода была в тот день жуткая: шторм, волны, ветер.

В селе Сюкеево построили мечеть и церковь. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В 13 часов 30 минут, в 2,5 километрах от берега, при маневре судно накренилось еще больше, палубы и каюты затопило. Буквально за пару минут теплоход ушел под воду. «Булгария» унесла с собой 122 жизни, в их числе 28 детей и пять беременных женщин. Спаслись только 79 человек.

Отец мысленно молил дочь опоздать на «Булгарию»

Родные до сих пор не верят, что девушки нет рядом. Мавлия Исмагилова — мать погибшей рассказывает, что «дочка всегда торопилась жить, все в руках горело». «Училась в кооперативном институте, в то же время работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Любила готовить, и угощать. Мы с ней были как подруги, могли часами обсуждать все на свете», — грустно говорит она, вспоминая свое дитя.

Айгуль Исмагилова была жизнерадостной девушкой. Фото из архива семьи Исмагиловых

Айгуль росла позитивной и доброй девочкой, умеющей радоваться и восхищаться обыденными вещами. До старших классов она жила в Новом Аракчино, на берегу Волги и очень любила купаться.

В марте 2011 г. девушка окончила вуз, устроилась в санаторий на новую работу. На 12 августа Айгуль и ее парень Руслан, знакомые до этого уже шесть лет, назначили свадьбу. Были куплены билеты и на свадебное путешествие и заказаны места в ресторане, по странному совпадению, с названием «Булгар».

В круиз на теплоходе Айгуль отправилась вместе с большой компанией. Подруга с работы Зухра Сабирова, отмечавшая день рождения, ее 12-летняя дочка, подруга, которую женщина взяла вместо приболевшего сына и еще две сотрудницы. Айгуль сопровождал Руслан, двоюродная сестра Альбина и друзья жениха — . Домой вернулись только трое: Женя, Альбина и Руслан.

Мама не хотела отпускать Айгуль в это путешествие, а отец, встревоженный погодой, мысленно просил дочь опоздать. Но не сложилось. Уже в Болгаре молодежь снова едва не отстала от теплохода, но отставшие от экскурсии туристы заплатили таксисту двойную цену, чтобы попасть на «Булгарию».

Родственники погибших смотрят на Волгу, будто надеясь отыскать близких. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

О том, что произошло на палубе теплохода, «АиФ.ru» рассказала Альбина — двоюродная сестра Айгуль. Теплоход компании изначально не понравился: все очень старое, убогое. Ребята старались не обращать на это внимания и веселились, отпуская то и дело шутки про «Титаник» и фотографировались на носу корабля, как в фильме, даже не подозревая, что сюжет кино может повториться и в реальной жизни.

Первыми забили тревогу девушки, которые находились не в каютах, когда теплоход начал тонуть. Побежали будить парней. В трюме было уже по колено.

Между второй и первой палубами дорогу к спасению преградили матросы. Не пускали к выходу, обещая выровнять судно. Но молодежь прорвалась. Только времени уже не осталось.

Альбина одной рукой зацепилась в лестничную перекладину, другой держала Айгуль. Когда «Булгария» завалилась набок, сестра упала в воду. Крик о помощи до сих пор не даёт покоя. Но что могла сделать девочка, которая, не умея плавать, секунду спустя сама полетела вниз и оказалась во власти мощного потока? Она убедила себя, что не спасется, и перестала сопротивляться. А выдыхая последний воздух, нашла выход на поверхность, где вода почти поглотила теплоход и нырял Руслан, выкрикивая имя Айгуль. Там Альбине повезло ещё раз. Беспомощную девушку вынесло прямиком к плоту. Она успела схватиться за окантовку, прежде чем вновь начала тонуть.

Родителям Айгуль новость сообщила мама Руслана: «Езжайте в порт, там всё узнаете». Но страшная весть перепуганным родителям пришла раньше — по радио в дороге. Сначала в худшее не верили. Ведь Айгуль плавает, ныряет. Она — борец! Для родственников был организован полёт на место трагедии на вертолёте, и папа отправился искать дочь. Когда вернулся, мама всё поняла по глазам. Последняя надежда растаяла.

Сегодня в доме Исмагиловых по прежнему много вещей Айгуль. После катастрофы их никто не убирал, рука не поднималась.

Свадебное путешествие на теплоходе

Евгений и Лесан Терешины ждали ребенка. Фото из архива семьи Терешеных

Евгений и Лейсан Терешины были женаты только две недели, когда 9 июля решили отправиться впутешествие на «Булгарии». К тому пара ждала ребенка: 20-летняя Лейсан была на 16 неделе беременности.

Мать девушки говорит, что со смертью дочери пропало всякое желание жить. Она — ее единственный долгожданный ребенок. Вот уже два года Лилия Салахиева постоянно болеет, не выходит на работу. «Раньше часто ходила по судам, но потом перестала, так как со здоровьем стало плохо, — признается она. — Хотелось бы, чтобы виновных наказали по справедливости».

Лейсан и Евгений встречались ровно год и прожили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра похожи и внешне, и характером.

Евгений Терешин рассказывает, что после экскурсии в Болгарах, на обратном пути, он спал в своей каюте в нижней части судна, Лейсан была на второй палубе. «Помню, что спал беспокойно, — вспоминает Евгений. — Снился шторм, ураган, но я так и не проснулся.

Мать Лейсан Терешиной каждый день плачет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Потом меня разбудила Лейсан, я схватил её за руку и мы побежали наверх. Когда были на второй палубе, корабль резко наклонился и мы слетели с неё. Чтобы удержаться, я схватился за перила, но рука соскользнула, я упал в воду, и в этот момент наши руки разъединились».

Воздушной пробкой Евгения вышвырнуло на поверхность воды. Оглянувшись и увидев, что Лейсан нигде нет, он нырнул, но под водой перед ним оказалась одна из дверей тонущего корабля, в которую изнутри бились люди. Он отвернул ручку и открыл её, дав им возможность выбраться наружу... Но Лейсан среди них не было. В мутной воде парень искал любимую, но тщетно. Снова выплыл на поверхность, ещё один вздох и снова под воду. Но вода уже была не просто мутная, а чёрная — от мазута. В надежде Евгений продолжал руками ощупывать пространство вокруг себя...

Как оказался на плоту, а затем на — помнит плохо, но мысль, что Лейсан, возможно, спаслась, заставляла его искать её по всему кораблю. «Мой друг помнит крушение до мельчайших деталей, а у меня провалы, — говорит Женя. — Все в памяти выглядит так, как будто я смотрю клип. Но страшные крики тонущих людей я не забуду никогда».

Он верит, что Лейсан — там, на небесах, заботится о своём любимом муже. Она иногда снится ему, их общим друзьям, своей маме, являясь, как правило, чтобы предупредить о грядущих неприятностях.

«Мама, я самый счастливый ребенок на свете»

9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать. Фото из архива семьи Назаровых

Уже два года, после крушения теплохода кажется кошмарным сном, только не могут они проснуться.

Через несколько месяцев после трагедии сын приснился маме и сказал ей очень странную фразу: «Мы будем жить с вами». Мама, изумившись, переспросила: «Сынок, значит вас Там нет?». Мальчик подтвердил: «Нам разрешили жить и Там, и с вами, раз мы так погибли».

Гульнара Назарова тогда уже была беременна. И порою женщине кажется, что ее второй сын Владик — словно вернувшийся Руслан: они очень похожи.

Маленький Руслан был долгожданным ребенком, рос красивым, умным, улыбчивым, с сильным характером. Мальчик увлекался ушу, каратэ, шашками, футболом, постоянно что-то мастерил. Перед путешествием в Болгар мальчик ездил на сборы в лагерь возле Набережных Челнов. 9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать.

Гульнара до сих пор помнит, что перед посадкой на «Булгарию», сын вдруг сказал: «Мама, я самый счастливый ребенок на свете».

В минуты, когда теплоход начало затапливать, Гульнара и Руслан находились в музыкальном салоне. Как только услышали крики: «Теплоход тонет!», побежали за спасательными жилетами, которые оказались бесполезными: старые, без ремней они не желали держаться, особенно на ребенке. Когда теплоход накренился, вместе полетели вниз — в открытую каюту. Сверху падали другие дети. Внизу, под ногами какой-то мужчина в панике открыл окно, и вода стремительно стала прибывать.

Всё вокруг крутилось, Руслана выбило из рук безумными потоками воды. Они были такой силы, что унесли детей на два «этажа» вниз — многих малышей, игравших в музыкальной комнате, водолазы потом нашли в трюме. Гульнару накрыло водой, ударило головой. Секунды растягивались на часы. И только мысли мелькали — о сыне, о муже, о маме.

«Для родителей самое страшное — хоронить свое дитя». Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Очнулась Гульнара наверху — как выплыла, не знает. Вокруг барахтались другие люди. На плоту, скрестив ноги, сидел член команды. Смотрел на всех и ничего не предпринимал. Пока ждали помощи в шлюпках, плакали, кричали. Вычерпывали воду ладонями и кроссовками. Смотрели, как от сигнальных фальшфейеров падают искры на покрытую мазутом воду, и боялись погибнуть уже в огне...

Гульнара признается, что никогда не станет прежней. «Даже когда случается что-то хорошее, мы боимся порадоваться, стыдно становится перед погибшими», — рассказывает она.

После того как похоронили сына и прошло сорок дней, остались наедине с горем. Самыми страшными были ночи без сна и с множественными мыслями в голове. На Новый год Назаровы навести могилу сына, нарядили там ёлку, привезли Руслану подарки. А когда родился Владик, папа посреди ночи поехал к Руслану — сообщить светлую новость, ведь он так хотел братика!

Равиль Ягудин потерял внучку, жену и золовку. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Трагичных историй сотни, 10 июля 2011 г. забрала с собой гораздо больше, чем 122, живых душ. В дни памяти они собираются вместе, но каждый со своим горем. Равиль Ягудин, потерявший при крушении супругу, внучку и золовку, говорит: «Нужно из „Булгарии“ сделать памятник, чтобы люди знали, как хрупка человеческая жизнь».

Сейчас по делу о крушении теплохода идет суд. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало несколько факторов: негодность судна к плаванию по техническому состоянию, и по уровню подготовки экипажа, нарушение правил безопасности судоходства, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений, как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года.

Теплоход проекта «Булгария». Справка

Собственник теплохода : ОАО «Камское речное пароходство»;
Арендатор : ООО «Бриз»;
Субарендатор : ООО «АргоРечТур»
Основные характеристики
Год выпуска : 1955
Количество палуб : 2
Скорость хода : 20,5 км/ч
Мощность двигателя : 273 кВт
Количество двигателей : 2
Класс речного регистра : "о"
Пассажировместимость : 233
Длина : 80,2 м
Ширина : 14 м
Осадка : 1,9 м

По данным туристических агенств, пассажировместимость после модернизации - 140 чел.

Cамым запоминающимся событием в истории бывшего теплохода «Украина» (ныне «Булгария») стало ее участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году . Дизель-электроход «Украина» и 12 аналогичных судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда вернули в эксплуатацию.

12 июля

15:00
Подняты тела 82 погибших. Против гендиректора ООО «АргоРечТур» Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ «Выполнение или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Согласно этой статье, если деяние повлекло за собой смерть двух и более лиц, наказание может включать в себя до 10 лет лишения свободы.

14:00
Гендиректор ОАО «Камское речное пароходство» (собственник теплохода) Валерий Кирчанов опровергает слухи о том, что владелец компании Михаил Антонов бежал за границу. Кирчанов особенно подчеркивает: «В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность ».

13:00
Названы официальные дата и время подъема затонувшего теплохода на поверхность - 16 июля, 17:00.

12:00
Официальное число признанных погибшими - 71 человек. В Речном порту города Казани началась гражданская панихида в память о жертвах трагедии. Разыскиваются два судна, прошедшие мимо тонувшей «Булгарии» и не оказавшие пострадавшим никакой помощи - капитаны судов будут привлечены к ответственности.

10:30
Водолазы сообщили о готовности войти в музыкальную комнату затонувшего теплохода, где на момент катастрофы находилось около 30 детей. Следственным управлением СКР по Пермскому краю производится выемка документов у владельца «Булгарии» - ОАО «Камское речное пароходство»

08:30
Опознаны тела капитана «Булгарии» Александра Островского и его жены.

07:30
Управление информации МЧС РФ сообщило о завершении разработок проекта по подъему «Булгарии» на поверхность. Представитель управления особенно отметил, что разработкой проекта занимался Санкт-Петербургский НИИ Минобороны РФ - они же разрабатывали проект подъема подводной лодки «Курск».

По данным агенства РИА-Новости, общее число жертв - 54 человека.

В ходе совещания с руководителями профильных министерств и ведомств президент Дмитрий Медведев потребовал « провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров». Чиновники и надзорные органы также обязаны будут проследить, чтобы судовладельцы в срок проводили капремонт или же выводили транспорт из эксплуатации.

В России, кроме «Булгарии», в эксплуатации до последнего времени находятся еще 4 судна проекта 785. Это теплоход «Композитор Глазунов» (его сегодня уже задержали в Саратове «для проверки»), теплоход «Петр Алабин» (в данный момент находится в рейсе «Самара-Чебоксары-Самара») и теплоход «М. Ю. Лермонтов» (использует ОАО «Пассажирречтранс» для перевозок по маршруту Красноярск-Дудинка) и «Римский-Корсаков» (до недавнего времени ходил регулярными маршрутами по Иртышу и Оби).

РИА «Новости»: «В настоящее время с затонувшего теплохода подняты тела 49 погибших. Таким образом, общее число жертв трагедии на данный момент составляет 50 человек», - сказал собеседник агентства, добавив, что тело одной погибшей было обнаружено на поверхности воды.

С места крушения теплохода «Булгария» к настоящему моменту поднято 40 тел, об этом сообщил на селекторном совещании глава МЧС России Сергей Шойгу. Среди поднятых погибших 26 женщин, 10 мужчин и 4 детей. К поисково-спасательным работам привлечено 89 водолазов и 5 врачей. Пока специалистами обследовано лишь 30 процентов судна.

«Вечерняя Казань» установила личность капитана «Булгарии». Им оказался 55-летний Александр ОСТРОВСКИЙ , более 20 лет работавший капитаном в Казанском речном порту: «В речном порту его характеризуют как профессионала высокого уровня. В 2000 году Островский уволился из речного порта и перешел на работу в частные фирмы – стал возить туристов по туристическим маршрутам. Работники речного порта исключают возможность крушения по вине капитана».

В списках спасенных (уточненных МЧС на 17:30) фамилия капитана не значится.

В последний раз «Булгарию» серьезно ремонтировали в 2007 году, а эксплуатировалось оно на основании выданного Камским филиалом речного регистра в Перми заключения о годности к плаванию, - сообщает газета «Вечерняя Казань». Очередной капитальный ремонт теплоход должен был пройти по завершении навигации 2011 года.

Туркруиз по Волге, в результате которого затонуло судно «Булгария», осуществлялся незаконно. У перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров, заявил сегодня в ходе заседания оперативного штаба по ЧС представитель Приволжской транспортной прокуратуры. По его словам, установлено, что судно «Булгария» приписано к Камскому речному пароходству в Перми. Теплоход был передан в аренду ООО «Бриз», а оно в свою очередь передало судно в субаренду некой гражданке (речь, видимо, идет о владельце ООО «АгроРечТур» Светлане Имякиной - Ю.Ч. ). 25 мая «АгроРечТур» представил документ на получение лицензии на право перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, однако не успел его получить.

В ходе заседания оперативного штаба начальник отдела информации федеральной противопожарной службы МЧС республики Татарстан Рустам Минниханов сообщил, что по последним уточненным данным на борту могло находиться 208 человек. Вскоре после катастрофы называли гораздо меньшее количество - 175 человек: столько пассажиров и членов команды могло находиться на судне, если исходить из купленных путевок и штатной грузоподъемности. Позднее выяснилось, в Болгаре взяли на борт людей, которым нужно было добраться до Казани.

По последней пока информации (на 11 часов утра) спасено 79 человек: 50 туристов, 23 члена экипажа, 6 человек, не зарегистрированных на рейс. Обращает на себя внимание тот факт, что из 33-х членов экипажа спаслось большинство. Подтвержденное количество погибших составляет 13 человек.

По словам Рустама Минниханова, на месте трагедии работают 28 водолазов, в ближайшее время их количество увеличится. Условия для отдыха и проживания водолазов будут обеспечены на борту теплохода «Арабелла», прибытие которого к месту трагедии ожидалось в 13 часов. Это то самое судно, экипаж которого обнаружил вчера потерпевшую бедствие «Булгарию», поднял из воды и доставил в Казань абсолютное большинство ее спасшихся пассажиров.

МЧС РФ в течение нескольких часов планирует организовать работу по подъему со дна Волги затонувшего теплохода "Булгария", заявил в ходе селекторного совещания глава МЧС РФ Сергей Шойгу. До 15:00 будет организована работа по планированию подъема со дна затонувшего теплохода "Булгария". Из Волгограда к месту затопления судна должны прибыть два спецкрана.

Следователи обнаружили, что «Булгария» вышла в рейс неисправной.

Приволжское следственное управление на транспорте Следственного комитета России установило, что еще при выходе из Казани теплоход имел неисправность главного левого двигателя, но несмотря на это, судно вышло в двухдневный рейс. Также было установлено, что при выходе 10 июля в 11 ч. 15 мин. из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что могло быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и т.п.

Штормовое предупреждение 10 июля не объявлялось (скорость ветра ожидалась до 18 м\с). Однако в ходе допросов члены команды заявили, что «в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились и подул шквалистый ветер». Захлестыванию воды в трюм могли способствовать и открытые нижние иллюминаторы.

Проведены допросы спасенных пассажиров и членов команды по обстоятельствам происшедшего, выемки документации у эксплуатанта (субарендатора) судна - ООО «АргоРечТур», а также у владельца судна - ОАО Судоходная компания «Камское речное пароходство» и арендатора судна - ООО «Бриз». Продолжается осмотр места происшествия. Работа водолазов осложняется сильным течением, плохими погодными условиями и вытеканием топлива из корпуса судна.

По состоянию на 11 часов утра 11 июля в результате аварии на судне «Булгария» погибли 12 человек, из них трое мужчин, одна девочка и остальные женщины. Спасены 80 человек.

В больницах Татарстана продолжают лечение 8 пассажиров затонувшего теплохода. Самой старшей пациентке - 61 год, самому молодому - 25 лет. В эти минуты в травматологическом отделении РКБ начинает работу консилиум врачей, которые следят за состоянием шести спасенных с "Булгарии".

Ещё пятерых пострадавших ночью после осмотра отпустили домой. Пытаясь выбраться с тонущего теплохода, люди получили ушибы и резаные раны. Однако их психологические травмы - серьезней физических, - считают врачи.

Все госпитализированные в РКБ - жители Татарстана, а вот 61-летняя пассажирка из Волгограда Нина Чеснокова сейчас проходит лечение в БСМП-1. По данным минздрава республики, ее состояние - удовлетворительное.

В Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ опознан один труп. Это – Зиятдинова Г.Р., 1985 г.р. Ожидается, что в ближайшее время в бюро будут доставлены еще 6 трупов и будет произведено опознание.

В морг республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы в Казани вот-вот начнут поступать тела первых жертв с затонувшей «Булгарии».

В Приволжском следственном управлении на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по факту аварии возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта).

Список погибших на теплоходе «Булгария» увеличился до 9 человек.

«Подняли тела двух мужчин, одного ребенка, пяти женщин, плюс одна женщина, обнаруженная вчера. Всего девять человек», -сообщил начальник отдела информации федеральной противопожарной службы МЧС республики Татарстан Марат Рахматуллин.

К спискам незарегистрированных пассажиров добавились три женщины и трое детей и еще один член экипажа, родственники которых позвонили на телефон горячей линии.

8.00

По данным оперативного штаба ГУ МЧС РФ по РТ и по последним данным, которые поступили на телефон горячей линии от родственников тех пассажиров, которые в момент аварии находились на судне, на теплоходе первоначально было 199 человек, из них 148 пассажиров, следующих на теплоходе по путевкам.

Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров спасены 6 человек.

По состоянию на 8 часов утра 11 июля список погибших увеличился до 8 человек. Вместе с тем к спискам незарегистрированных пассажиров добавились три женщины и трое детей и еще один член экипажа, родственники которых позвонили на телефон «горячей линии»

На 7 часов утра водолазами «Центроспас» и Центр «Лидер» в зоне бедствия на поверхность поднят труп еще одной женщины. Всего на данный момент среди погибших числятся 6 человек. Напомним, 80 человек спасены и 101 человек считается пропавшим без вести.

6.00

На 6.00 часов утра списки спасенных пополнились гражданами, которые находились в момент крушения судна на борту, но не были зарегистрированы.

5.00

В 5.20 в район бедствия от берега отплыл катер с водолазами "Центроспас" и "Лидер" для извлечения тел погибших из затонувшего судна "Булгария" на поверхность.

В 5.55 в аэропорт "Казань" прилетел борт из Краснодара с 12 водолазами и двумя системами для видеонаблюдения под водой. Также ожидается помощь 9 спасателей из Уфы и мобильный водолазный комплекс с барокамерой.

4.00

На 4 часа утра 11 июля найдены тела еще четверых утонувших, среди которых один ребенок/

Погибшими во время крушения теплохода «Булгария» считаются 5 человек. Всю ночь и утро 11 июля на месте ЧС работают 307 человек и 73 единицы техники, из них 234 личного состава МЧС РТ и 37 единиц техники. На 4 часа спасено 80 человек, из них один пострадавший в больнице, двое добрались до Казани на метеоре и остальные на теплоходе «Арабелла», трое погибло и 103 пропавших без вести.

Из Москвы прилетел самолёт со спасателями «Центроспас» - 17 человек и «Лидер» -16 человек.

21.00

В речной порт г. Казани прибыл теплоход «Арабелла» со спасенными на борту. В речном порту с родственниками и спасенными работают психологи МЧС РТ и Минздрава РТ.

16.58

«Вести» сообщают, что удалось спасти 169 человек. Новость до сих пор висит на сайте:
Ссылка: www.vesti.ru/doc.html?id=504460

В акватории Куйбышевского водохранилища идет спасательная операция.

По состоянию на 16.00 часов с теплохода спасены 85 человек из 188 находившихся на теплоходе, из них 150 пассажиров и 38 человек персонала. Их переправляют в Казань на 3-х палубном судне «Арабелла»,на метеоре. Также из Казани выехал теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу г. Булгар, одна женщина утонула.

14.00

В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступило сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария», на борту которого находились, по предварительным данным, 22 человека. Теплоход «Булгария» следовал рейсом из г. Болгар в Казань.

13.30

Момент катастрофы. Судно накренилось на правый борт, черпнуло воды и затонуло за 3 минуты. Многие пассажиры не смогли выбраться из кают. Почти все дети были собраны для проведения детского праздника в каюте на корме.

По материалам газеты «Вечерняя Казань»: «Как сообщают очевидцы, причиной кораблекрушения стал сильный шторм, в результате которого пароход с креном и буквально за 3 минуты ушёл под воду. Перед катастрофой лил сильный ливень, но больших волн не было ».


В ролике LifeNews, где реконструируются собятия катастрофы, неверно показано, что «Булгария» до Болгара не дошла. На самом деле корабль затонул на обратном пути из Болгара в Казань .

«Булгария» вышла в обратный рейс из Болгара в Казань .

Сообщение на сайте компании-туроператора, реализующей путевки на рейс теплохода «Булгар»:

«ООО «ИнтурВолга» с сожалением сообщает, что рейсы на тх «Булгария» в навигацию 2011 года не состоятся в связи с аварией теплохода ».

В настоящее время сообщение удалено с сайта, однако кэш интернет-поисковика «Гугл» сохранил его в памяти: (см. иллюстрацию)

По расписанию, именно в это время теплоход «Булгария» отправился из Казани в Болгар.

16.00

В 16.15 в ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды поступило штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении следующего содержания: «В ближайший час, с сохранением вечером 9 июля, ночью 10 июля 2011 г. местами по РТ и в Казани ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 – 27 м/с, крупный град. В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок.»

Основная новость на сайте «Вечерней Казани»: «Теплоход из Перми вчера около 40 минут «кружил» у речпорта и не причаливал. Пассажирам такую задержку никак не объяснили» .

«Нам ничего не объяснили, - делится одна из тех кто был на судне Галина. - Все люди устали с дороги, было душно и хотелось уже побыстрее попасть домой. Говорили, что-то сломалось. Но никакого объявления не было».

В справочной Казанского речного порта комментировать ситуацию отказались»

«Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!).

Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи .

В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую).

Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание.

За 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!»

Теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным – по заявлению Минтранса.

По некоторым данным, в 2003-2009 гг. судно не эксплуатировалось вообще. По другим - после переоборудования в 2007 г. дизель-электроход начал выполнять туристические рейсы из Казани.

По материалам газеты «Вечерняя Казань», телеканала Vesti.Ru, сайтов МЧС, новостных агентств, сообщениях в Twitter и Livejournal подготовили:

Юлия Черненко

turturist.ru - Академия путешественника