Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и описание. Ростовский борисоглебский монастырь в ярославской области - знаменитая обитель на пути из ростова в углич Монастыри святых Бориса и Глеба

Согласно преданию, Борисоглебский монастырь был основан Юрием Долгоруким почти одновременно с основанием Дмитрова в 1154 году. Однако, скорее всего, он возник не раньше третьей четверти XV века. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. В 1841 году под приделом Борисоглебского собора монастыря был найден крест, на котором была выбита дата его установки – 1462 год. Есть также версия, что Борисоглебский Дмитровский монастырь возник в 1380-е годы.

В 1537 году в монастыре был построен одноглавый собор во имя святых князей Бориса и Глеба . В 1610 году пострадал от отряда гетмана Яна Сапеги. В 1652 году монастырь стал подмосковной резиденцией митрополита Новгородского Никона, ставшего в том же году патриархом, однако тот вскоре охладел к этой обители и перенес свою резиденцию в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1656 г. Прасковья Чаплина, жена стольника Алексея Чаплина, пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия . После сильного пожара в 1672 году Борисоглебский монастырь был перестроен в камне. В 1689 году были построены стены и башни. С 1664 по 1682 год монастырь был самостоятельным, затем до 1725 года он был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю, а с 1725 года вновь стал независимым. В 1777 году здесь открылось духовное училище. На рубеже XIX-XX веков были проведены ремонтно-восстановительные работы. До конца XIX века в монастыре вели рукописную летопись.

После революции 1917 года на базе Борисоглебского монастыря была создана трудовая артель. В первой половине 1920-х годов Борисоглебский монастырь стал женским. В 1926 г. на территории разместился Музей Дмитровского края, однако в 30-х годах многие сотрудники музея были репрессированы.

В 1932 году в связи со строительством канала Москва-Волга (переименованного в 1947 г. в Канал имени Москвы), здесь было размещено (одного из подразделений ГУЛАГа). В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещалась воинская часть. После войны – различные организации, склады и жилье.

В 1993 году началось возрождение монастыря.

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу , автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда , построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной . Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа , перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и Глеба, фрагмент

Была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Неподалеку находится ажурная :

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба . Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного . Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца - князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 - 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 - 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб - имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб - Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата - Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?-11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 - 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам.

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата - Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).

Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. «Видите ли, братия , - говорит преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые ».

Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 - 20.02.1054 гг.) - единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени , - пишет летописец, - затихла на Руси крамола ». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом ради предотвращения междоусобных распрей, оказалась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Почитание святых Бориса и Глеба

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба - огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая - перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня - первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа - совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа - перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября - успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

————————

Библиотека Русской веры

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.

Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.

В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.

Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в с.Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля, «в Плотниках».

Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.

В XIV - начале XX вв. существовали монастыри во имя Бориса и Глеба: Ушенский на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгороде «с Загзенья», в Полоцке, на реке Сухоне в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Сольвычегодске, в Можайске, в Переславле-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.

В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на построение обители «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан. В 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается храм во имя Бориса и Глеба неподалеку от места гибели Бориса.

В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.

В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям - страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.

Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 г. Небольшой пригородный, он поддерживался вкладами удельных князей, затем московских государей и частных лиц. С 1652 по 1664 г. был приписан к новгородскому Архиерейскому дому, с 1682 г. - к Заиконоспасскому монастырю в Москве. Первое каменное сооружение - собор - появилось в монастыре в первой трети XVI в. Остальные постройки до 70-х гг. XVII в. оставались деревянными. Сформировавшийся к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию. Утрачены лишь обветшавшие хозяйственные строения, восточные кельи и сильно перестроенная в 1791 г. больничная Покровская церковь 1702 г., стоявшая у северной монастырской стены. В XIX в. появился новый дом настоятеля, в начале XX в. - скромный административный корпус.

Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине XVII в. к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656 г. женой стольника А.И.Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный одноглавый Алексеевский придел. В конце XVIII в. кровли собора, верх колокольни и паперть подверглись переделкам. Прежний облик древней части памятника возвращен в 1900-х гг. Под наблюдением И.П.Машкова разобрано устроенное в 1778 г. ярусное завершение барабана, сделана новая глава, восстановлено позакомарное покрытие.

Кирпичный на белокаменном подвале собор, яркий образец московской школы начала XVI в., представляет собой четырехстолпный, ныне одноглавый крестовокупольный храм с тремя пониженными апсидами равной высоты. До середины XVIII в. он имел вторую главу над Вознесенским приделом, находившимся в южной апсиде. Собор перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, подвал - крестовыми. Фасады расчленены лопатками на три неравные, обрамленные филенками прясла. Полукруглые закомары с тонким профилем отделены от поля стен нарядным карнизом с "городками" и геометрическим орнаментом из круглых отверстий. Эти мотивы, частью переходящие на объем колокольни, были повторены в завершении барабана и апсид. Входы обрамляют белокаменные перспективные порталы с килевидным верхом, "дыньками" и сноповидными капителями. Возле западного портала в стену был вмонтирован надгробный резной каменный крест 1467 г., ныне переданный в местный историко-художественный музей.

Внутренние членения собора не отвечают внешним. Благодаря широкой расстановке столбов в интерьере господствует высокое подкупольное пространство. Западные столбы стоят на пьедесталах. Пяты арок отмечены профильными карнизами из белого камня. Настенная живопись, выполненная впервые в 1824 и поновленная в 1887 и 1901 гг., забелена. Иконостас отсутствует.

Архитектура Алексеевского придела отвечает своему времени. Особенно интересен нарядный западный портал, обильно украшенный резными кирпичными деталями. Разностильные формы паперти отражают этапы ее переделок.

Комплекс Святых ворот, обращенный к бывшей дороге в Троице-Сергиев монастырь, сложился в XVII-XIX вв. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Выстроенный в 1672 г. нижний ярус с однопролетными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней в 1685-1687 гг. завершила небольшая бесстолпная одноглавая Никольская церковь с развитой апсидой, трапезной и папертью. В 1834 г. к зданию примкнул с севера равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами. В результате две стены древнего храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. Никольская церковь поверх лоткового свода получила завершение ложным куполом и новый барабан с главой. Несмотря на многочисленные переделки здания, на его фасадах видны остатки декора XVII в.: ряд мелких венчающих кокошников и килевидные оконные очелья. Внутреннее убранство утрачено.

Братские кельи в два этажа в основном сооружены из кирпича в последней трети XVII вв., верхний этаж частично деревянный. Здание изменено позднейшими ремонтами. От его прежних архитектурных форм сохранились наружные лопатки и карниз с поребриком. Под штукатуркой скрываются остатки срубленных наличников с фигурным тимпаном. Внутренняя планировка новая. Сводчатые перекрытия заменены балочными.

Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с коридорной системой в обоих этажах и лаконичными ампирными фасадами характерен для монастырского жилья первой половины XIX в.; выстроен, по-видимому, по "образцовому" проекту - цоколь, подоконники и междуэтажный пояс - из белого камня, сильно вынесенный венчающий карниз - деревянный. Лишенные наличников окна ритмично членят гладкие плоскости стен. Во втором этаже есть угловые кафельные печи, на потолках - тянутые карнизы.

Духовное правление, смежное со зданием келий, самостоятельного значения в ансамбле монастыря не имеет. Небольшой двухэтажный красно-кирпичный корпус выстроен по проекту П.А. Ушакова в 1902 г. на средства Е.С. Ляминой. Планировка основана на коридорной системе. В трактовке национальных форм сдержанной наружной обработки чувствуется влияние архитектуры модерна.

Не имевшая оборонного значения кирпичная ограда высотой около 4, толщиной 0,9 м, с четырьмя круглыми башнями по углам выстроена в 1685-1689 гг., неоднократно ремонтировалась. Кроме главных Святых ворот в южном прясле имеются вторые, передние, а в северном - задние ворота. В стены встроены жилой и административный корпуса.



Борисоглебский Дмитровский монастырь, 3 класса, в городе Дмитров. Основан во 2-й половине XII века великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Главная церковь, во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба, с приделом во имя святого Алексия человека Божия, была возобновляема в 1620 году и в 1902 году. В притворе ее хранится весьма древний, высеченный из камня крест, найденный в 1840 году под жертвенником Алексиевского придела; наверху креста находится рельефное изображение Святой Троицы, по бокам тоже рельефные изображения: на левой стороне Матери Божией и апостола Петра, на правой — апостолов Иоанна и Павла и внизу — святых «Василея, Николы и Егорея», с надписью, указывающей на 1388 год, как время поставления креста. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Борисоглебкий монастырь - один из древнейших в Подмосковье. По легенде - очевидно, далёкой от истины, - Борисоглебскую обитель основал сам Юрий Долгорукий вскоре после того как заложил сам город Дмитров. Мы же будем доверять документальным свидетельствам, тем более что и они подтверждают почтенный возраст монастыря. Так, в ХIХ веке под алтарём собора нашли каменный крест с нанесённой на него датой - 1388 год! Да и сам собор значительно выдающийся. Зримо старинный, он напоминает о Древней Руси, что неудивительно: несмотря на достаточно позднюю датировку (первая треть ХVI века), храм возведён в уже несколько архаичных к тому времени формах. Он четырёхстолпный, трёхапсидный, с могучей главой; правда, известно, что в древности собор был двуглавым. Вторая, меньшая по размеру глава венчала южную пристройку - Вознесенский придел. Собор долгое время оставался единственным каменным зданием монастыря. В середине ХVII века Борисоглебский монастырь был приписан к Новгородскому архирейскому дому в качестве подмосковной резиденции митрополита Никона, будущего Патриарха. Никон, против обыкновения, каменного строительства в обители не развернул, будучи в это время занят другими делами. Так что монастырь отстраивался "на века" уже позднее - после пожара 1672 года. Тогда появились святые ворота с надвратным Никольским храмом, келейный корпус, стены и башни. В одной из них расположились покои настоятеля. Далее архитектурный облик монастыря формировался в целом бессистемно.

В конце ХVIII века шатровую соборную колокольню заменила ныне существующая. Казалось бы, новая колокольня должна была внести "стилевую разногласицу" и вступить в диссонанс с древним храмом, но этого, на удивление, непроизошло - "вписать" колокольню получилось достаточно деликатно. Куда более заметны плоды перестройки надвратной Никольской церкви в ХIХ веке - вследствие этого вмешательства храм утратил чёткость форм и "поплыл". Тогда же, в ХIХ столетии, было построено большинство жилых и служебных зданий монастыря. Башни дошли до нас более или менее неизменными, за исключением северо-западной - её уже в новейшее время зачем-то разобрали и переложили заново "почти как было". Каковы бы ни были мотивы такой перестройки, не лишним будет напомнить: разборка подлинника и замена его копией в реставрационном деле - самая крайняя мера, когда ничто иное уже не может спасти памятник. Вскоре после революции монахи, образовав сельскохозяйственную артель, перебрались в Николо-Пешношский монастырь, а в Борисоглебском поселились инокини эвакуированного ещё в 1914 году с Западной Украины Турковицкого монастыря. Позже к ним присоединились сёстры Бахрушинской общины, находящейся под Зарайском, к тому времени уже закрытой.

Впрочем, очень скоро начались полномасштабные гонения на Церковь, и монастырь закрыли, выгнав оттуда всех монахинь. В 1926 году его передали краеведческому музею, а в 1932 году в бывшей обители обосновалось управление Дмитлага - исправительно-трудового лагеря, "специализировавшегося" на постройке канала Москва-Волга... Впрочем, как известно, канал строили не только заключённые. Вольнонаёмные селились на прилегающих к Борисоглебскому монастырю улицах, образовав так называемый городок Дмитлага. Когда строительство канала завершилось и Дмитлаг был расформирован, в бывшую обитель въехала воинская часть, занимавшая её около тридцати лет. Потом постройки передали под учреждения (а братский корпус и вовсе под жильё). Монастырь вернули Церкви в 1993 году, ныне он полностью восстановлен. В 2006 году на площади у его стен появилась скульптура, изображающая князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Автор памятника - А. Рукавишников.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №162, 2015 г.



Борисоглебский Дмитровский монастырь относится к древнейшим обитялям Подмосковья. По одной версии, ему идёт девятый век, а по другой - пятый. Есть давнее предание об основании монастыря великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким в ХII веке, почти одновременно с основанием им в 1154 году Дмитрова, названного им в честь его младшего сына, в крещении получившего имя Дмитрий. Точных данных об основании этого монастыря нет, скорее всего, он возник в третьей четверти ХV века (в 1841 году под приделом монастырского собора нашли каменный крест с датой его установки - 1467 год; а в письменных документальных источниках монастырь впервые упомянут в 1472 году в завещании удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича). Люди верили преданиям, тем более, что о документальных сведениях о монастыре мало кто знал (в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив). Дмитровские и московские князья, а в ХIХ - нач. ХХ вв. предприниматели и фабриканты, с мыслями об основании монастыря самим Юрием Долгоруким - основателем столицы Москвы, стремились быть щедрыми к этому монастырю, что позволяло ему успешно развиваться и вести строительство, в том числе каменное.

В 1537 году возводится замечательный собор во имя святых-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это кирпичный на белокаменном подклете, четырёхпрестольный, одноглавый, крестово-купольный храм является ярким образцом московской архитектурной школы начала ХVI века. Его неоднократно достраивали и перестраивали (1620, 1656, 1778, 1824, 1887 гг.). Другим интересным сооружением в обители, сохранившимся до нашего времени, является комплекс Святых ворот с надвратным Никольским храмом (ХVII-ХIХ вв.) - это двухэтажное кирпичное здание, первоначально совмещавшее функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Нижний ярус с однопролётными воротами (1672 г.), чуланами и пекарней (1685-1687 гг.) сверху завершался небольшой бесстолпной одноглавой Никольской церковью. В результате перестроек (1852 и 1887 гг.) комплекс Святых ворот несколько изменил свой первоначальный облик. Но сохранился надвратный Никольский храм с трапезной (1685-1687 гг.), с приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1834 г.). Сохранились и Братские кельи (последняя треть ХVII в.), Настоятельский корпус (первая пол. ХIХ в.), здание Духовного правления, двухэтажный краснокирпичный корпус (1902 г.), монастырская ограда (высота около 4 м, толщина 0,9 м с четырьмя круглыми башнями по углам, 1685-1689 гг.) и некоторые другие постройки.

Как и другие монастыри, обитель св. Бориса и Глеба страдала от разных бедствий: нашествий и разорений врагов (к примеру, в 1610 году от отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожара (1672 г.), иных бедствий и несчастий. Тем не менее, монастырь всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве. В 1652 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица - митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 году стал патриархом и был им до 1666 года), но вскоре охладел к этой обители.

В 1656 году патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 года подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 года он недолго был самостоятельным, в 1682 году его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году он снова стал независимым самостоятельным монастырём. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) как минимум дважды влияла на судьбу и развитие монастыря: непосредственно в 1652 году, когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона, и косвенно в 1656 году. Жена стольника Алексея Чаплина - Прасковья Чаплина - пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия - святого покровителя её мужа, но она и её супруг смотрели дальше - этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их общему с Алексеем Чаплиным святому.

Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре периодически велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, а в 1689 году были возведены каменные стены и башни обители. К началу ХVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от Борисоглебской обители, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на реке Березовец (приток Яхромы). После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других - Пятницкий и Никитский - были упразднены).

В середине ХVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки его сильно к тому времени обветшали. Правда, с 1777 года при монастыре действовало духовное училище. В 1888 году отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением архитектора Ивана Павловича Машкова восстанавливается в первоначальном виде собор, реставрируются здания обители, на рубеже ХIХ-ХХ вв. в Борисоглебской обители провели большие ремонтные и реставрационные работы на средства Е. С. Ляминой - вдовы крупного фабриканта И. А. Лямина, основателя товарищества Покровской мануфактуры, а в 1902 году архитектором Петром Анисимовичем Ушаковым на пожертвования всё той же Ляминой строится Духовное правление. Стоит сказать, что до конца ХIХ века в монастыре вели рукописную летопись.

После осенних событий 1917 года монастырская братия объединилась в артель, но уже в 1918 году монахов из Борисоглебского монастыря переводят в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины. В первой половине 1920-х гг. обитель ещё существовала, но это был уже женский монастырь, а не мужской, как прежде. В 1921 году к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины, изгнанные большевиками.

В 1926 году Борисоглебский монастырь местная власть окончательно закрыла и отдала его здания для размещения на его территории экспозиции музея Дмитровского края. Его сотрудники во главе с директором К. А. Соловьёвым были грамотными и патриотично настроенными людьми; они делали всё от них зависящее для сохранения комплекса монастыря как памятника истории, культуры, архитектуры. Судьба большинства музейных работников оказалась трагичной; они были репрессированы и почти все погибли. В 1932 году музей был переведён в Успенский собор. В том же году в зданиях закрытой обители разместилось Управление канала Москва-Волга и ДМИТЛАГа. ДМИТЛАГ был одним из подразделений ГУЛАГа - Государственного управления лагерей. Здесь, в Дмитровском районе, располагался именно специализированный лагерь заключённых, которые в основном и работали на строительстве этого канала наряду с вольнонаёмными людьми и военнослужащими. Этот лагерь и назывался Дмитлаг; его управляющее структурное подразделение находилось в монастыре. Примыкающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая - образовали "городок ДМИТЛАГа", где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники. Большинство работавших на строительстве канала умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объёма работ или были расстреляны. Здесь работали порядка 200 тыс. репрессированных. В память о них на трассе канала установлен поминальный крест. ДМИТЛАГ просуществовал до 1937 года. С 1940-х по 1970-е гг. в монастыре находилась воинская часть, позже склады, различные организации - в основном конторы городских учреждений; часть построек были отданы под жильё рядовых горожан.

В 1993 году Борисоглебский монастырь возродился как духовный, религиозный центр Дмитрова. В 2003 году в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит в обитель Патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрождённый и отреставрированный Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия, человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов. Вновь построены Свято-Духовская часовня (2000 г.), новое здание гостиницы для паломников, административный корпус.

Борисоглебский монастырь имеет и своё подворье - Преображенский храм в Балашихинском округе в селе Полтево. Обитель живёт согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях - выпекает просфоры и хлеб, изготавливает свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, благоустройством территории. Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников - люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, которых здесь немало.

Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. - М: Вече, 2005 и с сайта www.dmitrov.bgm.ru/история/Борисоглебский мужской монастырь

В Дмитрове - главная достопримечательность этого подмосковного города. Крепость считается одним из самых древних монастырей в Подмосковье. Обитель полностью отреставрирована и завораживает своей провинциальностью, неприступностью и звенящей тишиной.

Дата постройки утеряна

Точная дата основания монастыря до сих пор не установлена. Однако существует много догадок и мнений на этот счет. Так, по некоторым преданиям, в 1154 году сам князь заложил Борисоглебский монастырь. Дмитров был основан в то же время. Однако маловероятно, что это так.

Скорее всего, монастырь построили не раньше конца 15 века. Сохранились письменные источники, в которых впервые упоминается Борисоглебский монастырь. Примером тому может служить завещание, составленное князем Юрием Васильевичем в 1472 году, в котором говорится об обители монахов в Дмитрове. В 1841 году монахи обнаружили старинный крест под приделом собора Бориса и Глеба, расположенного на территории монастыря. На кресте было выбито число, когда его установили - 1462 год.

Существуют также версии, что фундамент монастыря заложили в 1380 годы. Но опять же это только версии. А точную дату основания монастыря, к сожалению, определить невозможно.

Судьба монастыря

Как говорилось ранее, Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 года. Это была небольшая пригородная обитель монахов, которая поддерживалась сначала из казны местных князей, а затем московскими государями.

После того как в 1610 году монастырь был частично разрушен войсками гетмана Сапеги, на его восстановление потребовались немалые средства. Новгородский митрополит Никон, ставший вскоре патриархом, лично взялся за реконструкцию крепости, и в 1652 году сделал ее своей подмосковной резиденцией. Однако вскоре патриарх охладел к этому месту и перенес свою резиденцию в другую крепость.

На протяжении долгого времени своего существования Борисоглебский монастырь действовал то в составе других обителей, то самостоятельно. Так, с 1652 года по 1664 он находился в составе новгородского Архиерейского дома. Затем почти двадцать лет действовал самостоятельно. В 1682 году власть над ним получил московский А с 1725 года дмитровская обитель монахов снова стала независимой.

Монастырь не раз достраивался и перестраивался. Первой известной пристройкой стал собор, возведенный в 1537 году в честь великих русских князей Глеба и Бориса. Спустя почти двадцать лет к собору был пристроен придел, посвященный Алексию, человеку Божиему.

В 1672 году в крепости случился сильный пожар. Так как здание было из дерева, оно практически полностью выгорело. После пожара монастырь стали перестраивать заново, но уже в камне. Строительство стен и башен было закончено только через 17 лет.

После Октябрьской революции монастырь стал женским, на его территории открылась трудовая артель. Некоторое время там размещался Музей Дмитровского края. Однако в связи с репрессиями, коснувшимися многих сотрудников заведения, музей пришлось закрыть.

Во время Великой Отечественной войны стены монастыря служили защитой для города. А в самой крепости располагались военный гарнизон и госпиталь.

В послевоенное время монастырь пришел в упадок. Здание стали использовать под склады и жилые комнаты. И только в 1993 году мужской монастырь снова начал действовать.

Архитектурный ансамбль

Главной достопримечательностью монастыря является собор Глеба и Бориса. Это красивый кирпичный храм с позолоченным куполом, увенчанный крестом. Дата постройки указана на одной из плит, встроенных в стены здания. Это 1537 год.

Первоначально собор строился из дерева, однако после пожара в 1672 году его выложили заново - уже из кирпича и камня. В середине 15 века к нему достроили западную паперть и трехъярусную шатровую колокольню с боевыми часами. За время своего существования храм не раз переделывался и реставрировался.

До наших дней не сохранились красивые росписи, сделанные на стенах собора в 1824-1901 годах. Сегодня стены в храме белого цвета. Зато можно увидеть длинные и узкие, как щели, окна, а также белокаменный подвал, сделанный еще в 15-ом веке.

Кроме собора святых Бориса и Глеба, в состав монастыря также входят корпуса Настоятели и Духовного правления, братские кельи, Святые ворота и огромная кирпичная Монастырская ограда с четырьмя угловыми башенками, которая на сегодняшний день лишена оборонительного назначения.

Посетить Борисоглебский монастырь

Дмитров находится совсем недалеко от Москвы. Добраться можно либо на электричке: от до станции Дмитров всего за полтора часа; либо на собственном автомобиле, что еще быстрее: по Дмитровскому шоссе прямо до города.

Адрес монастыря: город Дмитров, улица Минина, 4.

Несмотря на то что обитель в Дмитрове мужская, женщинам также можно пройти на ее территорию, прогуляться вдоль массивных белых стен и преклонить голову у алтаря в соборе Бориса и Глеба. Только не забудьте платок на голову.

Монастыри святых Бориса и Глеба

Между прочим, монастыри с подобным названием существуют и в других городах России, и не только. Так, например, кроме Дмитрова, имеют свой Борисоглебский монастырь Торжок и село Борисоглеб (Владимировская область). В деревне Аносино расположен действующий женский монастырь Бориса и Глеба. Православный Свято-Борисо-Глебский женский монастырь действует в поселке Водяное, расположенном в Харьковской области на Украине.

Не сохранились до наших дней Борисоглебский Песоцкий монастырь и Смоленский, построенный на месте, где был убит святой Глеб. В городе Полоцке (Беларусь) установлен мемориальный камень, посвященный некогда существовавшему там Борисоглебскому Бельчицкому монастырю.

Очень спокойное, красивое место. Здесь очень тихо, душа просто отдыхает. Белоснежные стены и храмы монастыря просто утопают в цветах и зелени. И помимо того, что это старинное, святое намоленное место, это место, куда хочется придти без страха и напряжения.
Наша семейная поездка в Дмитров состоялась 24 июня 2012г. В предыдущих статьях я писала и . Сегодня хочу рассказать о Борисоглебском монастыре.
Обитель находится недалеко от Кремля, сюда можно легко дойти пешочком. Монастырь мужской, действующий и действительно очень древний.
В далекие, стародавние времена он являлся форпостом Дмитрова, защищающим город с востока. Годы создания обители овеяны тайной. Принято считать, что основан он в 15 веке. Но есть легенда, которая связывает возникновение монастыря с Юрием Долгоруким, и относит его основание к 12 веку. Кто знает... Путаница с датами связана возможно с тем, что архив монастыря погиб в Смутное время, поэтому отсчет истории обители идет от первых сохранившихся источников 1472 года. К сожалению, сохранилось мало информации об истории монастыря, его монахах-подвижниках. В основном то, что сохранилось, связано с благотворителями обители, которые участвовали в строительстве и ремонте монастыря в 18-19 веках.

История монастыря в советские годы традиционно печальна: закрытие в 1926 году, размещение музея, управления ДмитЛага, военных частей. Возрождение духовной жизни относится к 1993 году.
Святыни монастыря:

  • Ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв. Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых.
  • Частица Креста Господня.

Ансамбль монастыря включает в себя следующие объекты:

  1. Cобор свв.кн. Бориса и Глеба
  2. Колокольня Собора свв.кн. Бориса и Глеба
  3. Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца
  4. Часовня Сошествия Святого Духа
  5. Водосвятная часовня
  6. Братский корпус (XVII в.)
  7. Дом Духовного правления (начало XX в.)
  8. Настоятельский корпус (XIX в.)
  9. Монастырская постройка
  10. Монастырская постройка
  11. Монастырская постройка
  12. Монастырская постройка
  13. Монастырская постройка
  14. Административный корпус(начало XX в.)
  15. Южные ворота
  16. Восточные ворота
  17. Памятник свв. кн. Борису и Глебу (2006 г.)
  18. Стены и башни ограды (XVIII)
  19. Стены и башни ограды (XVII-XVIII вв.)

Мы подъехали к восточным воротам монастыря (16). Там находится автостоянка. И там же мы зашли на территорию.
Но центральные ворота - южные. Вход с юга в обитель через ворота надвратной Никольской церкви.




Доминанта обители - Собор во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Постороен в 1537 г., придел 1656 г. Настенная живопись в храме была сделана в 1824 г., позднее обновлялась (в 1887 и 1901 г.), но в результате была забелена.










Каменная колокольня собора построена в конце 18 века.



Церковь Николая Чудотворца - кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Храм - небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г.









Часовня Сошествия Святого Духа




Водосвятная часовня



Братский корпус (XVII в.)


Монастырские постройки






Стены и башни ограды (XVII-XVIII вв.) . Кирпичная ограда высотой около 4, толщиной 0,9 м, с четырьмя круглыми башнями по углам выстроена в 1685-1689 гг.


Рядом со стенами монастыря памятник святым князьям Борису и Глебу . Автор А. Рукавишников.
Борис и Глеб – русские князья, сыновья великого князя киевского Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей после смерти их отца в 1015 году, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Борис и Глеб считаются духовными покровителями Дмитрова.


Как я уже писала в начале, в Борисоглебском монастыре очень тихо и спокойно, а так же очень красиво. Территория ухоженная, зеленая. Убедитесь и насладитесь сами!






И Храни Вас Бог!

turturist.ru - Академия путешественника