Церкви и храмы Рима или объять необъятное! Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней Самые красивые церкви рима.

Занимаю церкви – огромные соборы и небольшие часовни, изящные базилики и богатые храмы. Будучи в Риме, обязательно посетите несколько из них – вы увидите не только роскошь и богатство здешних церквей, но и старинные фрески, мозаики, статуи, работы известных на весь мир скульпторов и архитекторов. Кроме того, вы почувствуете умиротворение, облегчение и новые силы продолжать прогулку по Вечному городу.

Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие по церквям и соборам Рима с кратким описанием, а вы выберете для себя наиболее интересные и, будучи в Риме, посетите их.

Церкви и базилики Рима

Рим известен своими религиозными сооружениями на весь мир. Многие туристы едут сюда с целью паломничества, так как здесь хранится невероятное количество старинных реликвий. Всего в городе насчитывается около 80 «разношерстных» часовен, базилик, храмов и соборов. Одни вам понравятся, вторые – нет, здесь играет роль вкус и внутренние ощущения, которые вы испытываете, находясь в этой церкви.

Перед посещением той или иной церкви в Риме, узнайте как можно больше информации о ней. Часы работы, адреса базилик и соборов Рима можно найти на их официальных сайтах. На большинстве из них подробно написано, как попасть к той или иной достопримечательности. Представляем вашему вниманию перечень самых главных и самых красивых соборов, базилик и церквей в Риме .

Церковь Святая Святых
Совсем неприметный фасад, глядя на который, трудно представит, что это самая почитаемая церковь католиков. Но, зайдя вовнутрь, вы будете впечатлены ее скромностью и наполненностью. Больше всего заслуживает внимания , по которой перед смертью поднимался Иисус. Ее перевезли из Иерусалима спустя 2 столетия после смерти Спасителя. Места, где капала его кровь, застеклили и здесь преклоняются паломники. Говорят, что тот, кто поднялся на коленях по Святой лестнице в пятницу, избавляется от всех грехов. Перед поднятием на лестницу вас встретят две скульптуры: «Суд Пилата» и «Поцелуй Иуды».

Над престолом часовни находится Нерукотворный образ Иисуса Христа, который по приданию, начал рисовать апостол Лука, а закончили ангелы. Прогуливаясь по церкви, вы сможете увидеть много фресок библейской тематики, кабинки для исповеди, служебные помещения. Приобрести сувениры, религиозные книги или украшения можно в лавке на втором этаже.


Роскошная церковь Иль Джезу – это главная соборная церковь Ордена иезуитов. Также это одна из титулярных церквей в Риме. Другое ее название – Церковь Общества Иисуса. Фасад этой церкви разрабатывал сам Микеланджело, но его проект отклонил кардинал Фарнезе. После он пригласил к строительству Виньолу и Джакомо дела Порто, которые в 16 веке соорудили изящную церковь в архитектурном стиле маньеризм, что довольно близко напоминает барокко.

Церковь Иль Джезу поделена на несколько капелл , каждая из которых посвящено конкретному персонажу:

  • Святому Игнатию,
  • Святой Троице,
  • Святому Семейству,
  • Мадонне,
  • Франческо Борджиа
  • и Франциско Ксаверия.

Их стены украшены картинами, фресками, мозаиками как Средневековья, так и современности. Также в церкви похоронен Игнатий Лойола и находится 4 гробницы семьи Bolognetti .

Церковь Санта Мария Антиква

История сооружения этой небольшой часовни началась в 7 столетии. Она много раз перестраивалась, и сейчас является ярким образцом средневековой росписи с уникальным ансамблем стенописи. Это небольшое церковное здание, находящееся у входа в на . Богослужения здесь не ведутся и единственными памятками в Церкви Санта Мария Антиква являются фрески «Богоматерь с младенцем» (серия из 5 картин), « Благовещение», «Святая Варвара», «Святая Анна», «Апостол Андрей» и другие.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе
Неординарная церковь капуцинов — Санта-Мария-делла-Кончеционе – это не совсем обычная часовня. Большинство украшений и мозаик сделано из костей 4000 монахов, похороненных на кладбище, где сейчас находится . Здесь есть несколько приделов, где покоятся мощи святых.

Строительство начал Орден капуцинов в 17 столетии, чтобы показать людям, что смерти не надо бояться, относится к ней с уважением и ценить каждую минуту жизни. Сегодня церковь открыта для посетителей, здесь царит безмолвное молчание и запрещена фото- и видеосъемка.

Церковь Святого Климента
В наше время это одна из самых богатых базилик в Риме. Церковь Сан-Клементе построена в 1 веке нашей эры в честь Папы Римского Климента и является ярким образцом раннехристианских базилик Рима. В ней особо заметно три исторических слоя, датируемых 1, 4 и 12 веками, поэтому ее называют трехуровневой церковью. Большинство фресок и мозаик сохранилось здесь с 12 столетия. Внутри базилика украшена ионическими колоннами и безумно красивым алтарем с изображением Распятия. По бокам находится 5 капелл, в которых хранятся мощи Климента, Кирилла, Игнатия и других святых.

За отдельную плату вы можете спуститься на три уровня под землю, где расположены хорошо сохранившиеся остатки первой базилики. Вы почувствуете непередаваемые эмоции, увидев работу, которой 2 тысячи лет.


На расположена небольшая с виду скромная церковь, посвященная Богородице. Зайдя внутрь, вы будете впечатлены ее изящными картинами и многочисленными капеллами. История церкви начинается с 11 столетия, когда на этом месте построили небольшую часовню, чтобы изгнать злой дух Нерона, ненавистника христиан. Спустя столетия ее постоянно расширяли, над ее оформлением трудились такие известные личности как Бреньо, Рафаэль, Браманте, Бернини. Над созданием картин работали Караваджо, Карраччи, Пинтуриккьо, де Паче и много других. Также поговаривают, что здесь хранится одно из самых старых Евангелие, переведенных на славянский язык Мефодием и Кириллом.

Церкви-близнецы в Риме
Рим известен двумя похожими церквями — Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто . На первый взгляд они полностью идентичны, но приглядевшись, можно увидеть много различий. Основные отличия состоят в форме куполов и башен, хотя можно найти много других. Эти церкви созданы из-за прихоти Папы Римского Александра VII, который приказал архитектору Райнальди спроектировать улицу Фламиния. Деньги на строительство выделил Гастальди, а герб его семьи присутствует на фасадах обеих церквей.

В церкви Санта-Мария-деи-Мираколи хранится чудодейственная икона Богородицы, которая собирает около себя толпы прихожан, нуждающихся в помощи.

Церковь Караваджо
Сан Луиджи дей Франчези или Церковь Караваджо – это небольшая базилика в Риме, принадлежащая французской общине. Богатый француз, чтобы украсить местную реликвию, нанял для работ еще неизвестного на то время Караваджо. Он должен был создать серию картин из жизни Святого Матвея. Великий художник раб

Отал в церкви три года и за это время создал немало шедевров. Сегодня здесь осталось только три:

  • «Святой Матфей и ангел»,
  • «Мученичество Святого Матфея»
  • и «Призвание святого Матфея».

Церковь Святой Екатерины
Храм Святой великомученицы Екатерины – это одна из православных церквей в Риме, построенная в 2009 году на территории Русского посольства в Италии. Она подчиняется московскому патриархату. Зайдя внутрь этой русской церкви в Риме, вы увидите верхний мраморный иконостас, расписанный в технике фрески Солдатовым, и нижний, посвященный царям Константину и Елене, выполнен уральскими мастерам.

В храме хранятся мощи Святых Екатерины, Елены, частица Древа Креста Иисуса и мощи первых веков.


Базилика святого Иоанна Латеранского – это главная церковь Рима, для многих прихожан она важнее, чем Собор Святого Петра. Иногда ее называют «Матерью церквей всего мира». Ее история началась в 4 веке, когда император Константин соорудил здесь небольшую христианскую часовню, а освятил ее Папа Римский Сильвестр. В 10 столетии Латеранский собор переименовали на Собор Иоанна Крестителя.

Сегодня в этот кафедральный собор можно войти через один из пяти входов, но пятый открывается только в Юбилейный год. Внутри можно увидеть множество скульптур святых и апостолов, древние фрески и мозаики, реликвии в виде ризы Богородицы и губки со следами крови Спасителя.


В нескольких шагах от Латеранского собора находится церковь Святого Креста Иерусалимского. Он построен по инициативе матери Константина Елены, которая была на Иерусалимской земле, увидела много священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Во время этого путешествия ей пришла идея построить в Риме храм для паломников, которые не имеют возможности попасть в Иерусалим. Реализовали ее идею только в 6 веке, позже базилику несколько раз реконструировали.

Сегодня в первой комнате вас встретит статуя основательницы – Елены, а под ней почва со Святой земли. Также можно увидеть другие реликвии:

  • святые мощи,
  • копия Туринской плащаницы,
  • останки Святой Антониетты.


Еще одна из раннехристианских церквей – Базилика Константина и Максенция. Строительство начал Максенций в 308 году, а закончил Константин в 312 году. Местом для ее сооружения послужили древние склады для специй на Римском форуме. Она впечатляет своими размерами — общая площадь ее составляла около 4000 кв.м.

Эта церковь и сейчас считается самой большой в Риме. Это было не только место для поклонения, но и для проведения деловых встреч. В 1960 году здесь проводились соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели
Эта церковь построена в 16 веке на месте , поэтому отличается такой оригинальной архитектурой. Над ее сооружением работал Микеланджело и его ученик Лодука. Центральная часть церкви сооружена в виде греческого креста, что придает ей максимальную компактность. В левой части базилики на полу нарисованы солнечные часы, с помощью которых сверяли время до конца 19 века. Интерьер впечатляет массивными колоннами, скульптурными композициями и настенными картинами французских мастеров.


Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура входит в четверку самых крупных базилик Рима. Она сооружена в 4 веке императором Константином на месте захоронения апостола Павла. Иногда ее называют Базиликой Святого Павла. Как с виду, так и внутри она отличается роскошным убранством, изящными витражами, оригинальными фресками, разноцветным мрамором, огромным количеством статуй святых и рельефной дверью из бронзы.

Особого внимания в Соборе Павла заслуживает здешний орган, реконструированный по самым современным технологиям.

Базилика Эмилия

Она считается одной из самых древних римских базилик. Ее построили во 2 столетии до нашей эры цензорами Лепидом и Нобилиором. Позже ее расширили представители рода Эмилиев и в честь их и назвали. В Римской империи базилика пользовалась популярностью среди местного населения: здесь молились античным богам, на террасе выступали представители властей. Позже здание переоборудовали под рынок или суд, точно не известно. В 5 веке нашей эры базилика сгорела и только в начале 20 века начались раскопки на месте руин.

К нашему времени ее частично отреставрировали. Это место подойдет для посещения историкам и любителям античности, но вряд ли, паломникам. Такая же история и у Базилики Юлия и Базилики Ульпия.


Это наверняка самая известная религиозная памятка для всех католиков мира. Над ее сооружением трудились такие известные личности, как Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини. Он вмещает 60 тысяч прихожан внутри и 400 тысяч – на площади перед собором. Внутри собор украшен очень роскошно и богато, все стены украшены золотыми росписями, фресками и мозаиками, в нишах стоят многочисленные статуи Святых, а над надгробиями пап установлены шикарные памятники. Каждый прихожанин, зайдя в храм, обязательно полюбуется работой Микеланджело «Пьета».

За 7 евро вы можете подняться на вершину купола и полюбоваться окрестными пейзажами, которые откроются перед вами с этой высоты.


Одной из главных римских церквей и в то же время, папских базилик, является Санта-Мария-Маджоре. Она построена в 4 веке Папой Римским Ливерием, так как последнему во сне явилась Дева Мария и приказала построить храм на том месте, где завтра выпадет снег. Снег действительно выпал на Эсквилинском холме не смотря на то, что это было 5 августа.

Собор Святой Марии – это базилика, которая практически полностью сохранила свой первоначальный вид. Внутри можно увидеть старинные фрески и мозаики 4-5 столетия, которые рассказывают о рождении и жизни Иисуса. Не смотря на свой «возраст», церковь отличается гармонией, торжественностью и совершенными пропорциями. Если хотите вдохнуть старину, роскошь и изящность, то посетите именно этот собор Рима.

Санта-Мария-Сопра-Минерва
Это единственный готический собор в Риме, находящийся неподалеку от . Он уникальный в своем роде, так как соединяет в себе скромность и изящность. Красивые росписи, лазурные потолки, оригинальные статуи – все это нереально впечатляет. Над ее строительством трудился великий Бернини, а внутри находится скульптура Микеланджело «Воскресший Христос». Здесь нет больших потоков туристов, поэтому можно насладиться тишиной и побыть наедине с Богом.

Церкви и соборы на карте Рима:

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

Сентябрь 29, 2018

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.


Руины античного храма Весты, посвященного римской богине семейного очага, находятся в древнейшей части Вечного Города, на Римском форуме. Предположительно храм появился в VI-V веках до н.э. Круглое в плане строение было окружено с внешней стороны колоннадой. В храме постоянно горел Священный огонь, который поддерживался жрицами богини Весты – весталками, а внутри находился тайник, хранивший священные реликвии.

Современники могут увидеть всего три пятнадцатиметровые колонны, алтарь, а также источник Ютурны, вода которого считалась целебной.


Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни:

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUIT

Что в переводе звучит как: «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили ».

В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.

Храм Портуна является одним из немногих античных сооружений, которому удалось дожить до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь располагался небольшой порт и рынок, на котором велась оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуна появился еще в III веке до н.э., однако то сооружение, которое можно увидеть сегодня, датируется I веком до н.э. От предыдущего сооружения сохранилась лишь часть фундамента, найденная при раскопках.

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.


Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.


В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

По словам историков, самым величественным религиозным строением Древнего Рима был храм, возведенный во славу богинь Венеры и Ромы, покровительницам Вечного города. Его освятили в 135 году н. э., в период правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения выступил сам император.

Руины, которые можно увидеть сегодня вблизи Колизея, дают представление о размерах античного строения. Постамент, на котором был воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Современный Рим — это не просто город с продолжительной, многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, экспонаты которого удивительным образом находят место среди современных зданий. Одним из таких примеров является храм Адриана, расположенный на Каменной площади (Piazza di Pietra). Часть древнеримского сооружения оказалась встроенной в здание XVII века, построенного по проекту Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был воздвигнут его приемным сыном и приемником Антонином Пием в 141-145 годах нашей эры.

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto)

которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената ».

Одним из самых крупных сооружений, расположенных на Римском форуме является базилика, посвященная императорам Максенцию и Константину. Высота сводов базилики, построенной в 312 году, составила 39 метров, а площадь всего одного нефа превышала четыре тысячи кв.м.

Самые древние храмы Рима, сохранившиеся до наших дней


Церковь Тринита дей Монти строилась на деньги французской короны, пожертвованные Людвигом XII. Строительство церкви длилось с 1502 по 1585 года. Возведением обители французский король хотел отметить победу французов в Неаполе. В период оккупаций Рима Наполеоном церковь подверглась нападению и была полностью разграблена. В начале XIX века началась реставрация храма.

Фасад церкви выполнен в строгом классическом стиле по проекту архитектора Карло Мадерна. Он украшен широким порталом в обрамлении колонн, а также увенчан аттиком с большой балюстрадой. Не менее значимой достопримечательностью собора является лестница знаменитого Доменико Фонтана, украшенная античными капителями и барельефами.

Во внутреннем убранстве храма доминирует удивительное изображение Богоматери, которое называется «Mater Admirabilis».

Церковь Санта Мария дель Пополо

По-итальянски populus означает тополь. Часовня, предшествовавшая храму, была построена у тополя, отсюда и пошло название. Нынешнее здание церкви было построено в 1472-1477 годах, при Александре VII интерьер был существенно обновлён по проекту Бернини.

Самый большой интерес с художественной точки зрения представляют пять приделов церкви, построенные в качестве семейных усыпальниц римской знати, а также церковных сановников. Автором проекта капеллы Киджи был знаменитый художник Рафаэль, который выполнял эту работу для своего покровителя Агостино Киджи. Мозаичный декор капеллы создан Рафаэлем, росписи в алтарном пространстве - Себастьяно дель Пьомбо.

В капелле Черази есть росписи руки Караваджо и других мастеров раннего барокко. Стоит отметить, что созданные Караваджо холсты с сюжетами из жизни св. Петра относятся к числу выдающихся произведений итальянской живописи XVII века.

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone)

Церковь на площади Навона посвящена мученице Агнессе, одной из самых почитаемых в Риме святых.

Существует легенда, согласно которой христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.

Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви.

Церковь Милосердного Бога Отца

Церковь Милосердного Бога Отца или Юбилейная церковьнаходится в Риме, в Италии. Она была построена в 1996-2003 годах, спроектирована архитектором Ричардом Мейером. Строилась по заказу римской епархии. Эта титулярная церковь является общественным центром Рима.

Церковь символизирует собой корабль с тремя парусами. Три паруса являются символом Святой Троицы.

С южной стороны церкви расположено три изогнутых сегмента разной высоты из сборного железобетона. Для сохранения белого цвета стен церкви они содержат диоксид титана.

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова располагается в центре итальянского города Кастель Гандольфо. Она посвящена святому Томасу Вильянове и была построена в конце семнадцатого века. Над ее архитектурой трудился сам Лоренцо Бернини в течение трех лет. Церковь имеет квадратную форму. В ее центре расположено Распятие на кресте Христа. Оно считается главным сокровищем церкви. Над ним трудился известный мастер Пьетро да Кортона.

В своем основании церковь имеет греческий крест. Отделочными работами в храме занимались лучшие мастера. Так, роспись потолка была сделана известным итальянским художником Антонио Рагги.

Несмотря на то, что снаружи вид у церкви не совсем привлекательный (здание по своему цвету и архитектуре не выделяется из череды остальных), внутри она уютная и светлая. Кроме Распятия на кресте Христа в церкви располагаются старинные иконы.

Церковь Св. Девы Марии делла Виттория

Санта-Мария-делла-Витториа - церковь, которая находится в восточной части Рима. Её строительство началось в 1605 году - инициаторами стройки являлись члены ордена босоногих кармелитов. По окончанию битвы на Белой горе, состоявшейся в 1620 году, храм был переосвящён в честь Девы Марии и победы католиков над "врагами веры".

Сравнительно небольшая церковь стала известной благодаря подчёркнуто театрализованному убранству капеллы под названием Корнаро, в частности - благодаря скульптуре "Экстаз святой Терезы", выполненной Бернини, и представляющей собой идеальный образец стиля барокко. Скульптура изображает святую Терезу, к которой явился ангел и пронзил её золотой стрелой с огненным концом, от чего Тереза впала в состояние духовного озарения.

Храм поражает своими потолочными росписями и общим стилем оформления.

Церковь Санта-Мария ин Трастевере

Церковь Санта-Мария ин Трастевере, которую еще называют Церковь Святой Марии за Тибром считается древнейшим храмом Рима, посвященным Богородице. Строительство храма началось в 340 г., а его строительство завершилось при папе Юлии I. Несмотря на многочисленные реставрации, церковь сохранила свой первоначальный облик.

Окончательно облик церкви сформировался в XII веке при папе Иннокентии II. Тогда же интерьер была украшен мозаиками, выполненными в византийском стиле. На триумфальной арке изображены символы апостолов-евангелистов, в конце апсиды - сцена коронации Девы Марии. На фризе изображен Христос-ангел, окруженный паствой. Во время реставрационных работ, проводившихся в XVIII в. по просьбе папы Климента VII перед фасадом церкви появился высокий тимпан (внутреннее поле фронтона), а также богато украшенные декоративными элементами порталы.

Внутреннее пространство базилики Санта-Мария ин Транстевере состоит из трех частей с колоннами разных размеров и апсидой, украшенной мозаикой работы художника Пьетро Каваллини. Эти элементы появились в середине XII в. Под мозаикой сохранилась надпись на латыни: "Он, Младенец и вечный Отец, как равный нам, как современник родился среди нас. Мы верим, что отсюда изливается миро, как волны Тибра".

Вблизи храма горделиво возвышается колокольня, выполненная в романском стиле. На протяжении многих столетий отсюда разносится звучание древнего колокола.


Достопримечательности Рима

Рим – вечный город, католический и очень религиозный. Путешественникам, которые приезжают в Рим, впрочем, не обязательно нужно быть католиками, чтобы полюбоваться красотами восхитительных храмов, которые стоят здесь не одно столетие.

Посещение местных католических церквей станет полезным и интересным опытом как для католиков, так и для рядовых туристов, которые ценят красоту и историю, запечатленную в этих многовековых постройках – настоящих жемчужинах архитектуры. Ниже вы найдете самые красивых храмы Рима, которые нужно посетить, если вы окажетесь в столице Италии.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо

Говорят, что именно в Базилике Санта-Мария-дель-Пополо представлены лучшие примеры творчества художников эпохи Возрождения, включая Рафаэля, Бернини и Караваджо. Церковь была построена в 1099 году, чтобы справиться с убеждением римлян о том, что призрак императора Нерона бродит по площади возле северных ворот Рима, и все из-за дерева, в котором жили зловещего вида вороны. Дерево было срублено, а на его месте появилась церковь.

Laboratorioroma.it

Санта-Мария-ин-Трастевере

Санта-Мария-ин-Трастевере – одна из старейших церквей в Риме, большинство историков полагают, что она была построена около 350 года до н.э. Церковь имеет впечатляющую мозаику XII-XIII веков; за прошедшие годы она была значительно расширена и реконструирована. Церковь была разрушена, когда Рим был разграблен в 410 году до н.э., но потом храм восстановили.

С этой церковью также связана легенда, согласно которой в день, когда родился Христос, с неба на землю полилось масло. На этом месте и была потом возведена церковь Санта-Мария-ин-Трастевере.

sulpalco.it

Санта-Мария-Сопра-Минерва

Санта-Мария-Сопра-Минерва управляется Доминиканцами. Она стоит на месте, где когда-то был храм египетской богини Исиды, хотя в то время считалось, что это был храм греко-римской богини Минервы. Церковь построена в 1370 году и расположена примерно в квартале от Пантеона. Считается, что Санта-Мария-Сопра-Минерва – это единственный на сегодняшний день сохранившийся пример оригинальной готической церкви в Риме. Здесь находится статуя работы Микеланджело, а также впечатляющие фрески XV века.

thecarousel.it

Пантеон

Пантеон является одним из немногих крупных культовых сооружений в Риме, который не был построен изначально как католическая церковь. Пантеон является важнейшим архитектурным сооружением в Риме, он был построен как храм римских языческих богов при императоре Адриане около 118 года до н.э., затем был уничтожен пожаром в 80 году до н.э. Пантеон превратился в католическую церковь в начале VII века. Здесь похоронены два короля и величайший из художников Возрождения – Рафаэль.

rome-roma.net

Базилика Сан-Клементе

Базилика Сан-Клементе названа в честь святого Климента, который был третьим папой после Святого Петра. Базилика находится всего в нескольких кварталах от Колизея. Нынешний храм построен поверх четырех прежних строений, в том числе, других церквей, которые были разрушены пожарами. Современную базилику стоит посетить ради того, чтобы увидеть ее сказочно красивые фрески и мозаики.

settemuse.it

Сан-Джованни-ин-Латерано

Сан-Джованни-ин-Латерано (церковь Святого Иоанна Латеранского) является одной из четырех главных базилик в Риме. Она посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту, известна как «собор Рима и мира». Считается, что первая это первая католическая церковь, построенная в Риме. Внешне храм не кажется таким же богато украшенным, как другие церкви, но стоит только заглянуть внутрь, и вы будете поражены. Украшением стен, колонн, мозаиками, фресками и даже подсвечниками с изображениями пророков.

deviantart.net

Базилика Санта-Мария-Маджоре

Базилика Санта-Мария Маджоре является одной из важнейших католических церквей в Риме. Церковь включает впечатляющий набор артефактов и искусства, представляющих христианское искусство цивилизацию Древнего Рима. Паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы отдать дань уважения базилике, где каждый витраж, колонна или фреска имеет свою религиозную историю. Путешественники, которые будут в Риме 5 августа, возможно, захотят увидеть празднование La Madonna della Neve с чудесным снегопадом.

civitavecchia.portmobility.it

Собор Святого Петра

Это не самая старая католическая церковь в Риме, но, безусловно, самая известная в Италии и одна из самых известных во всем мире. Считается, что собор построен на месте распятия первого папы. Современному собору потребовалось 150 лет, в течение которых велась реконструкция, но оно того стоило. Именно здесь находятся произведения величайших художников эпохи Возрождения, например, Микеланджело, который спроектировал купол.

turturist.ru - Академия путешественника