Польские «десантники» для советской морской пехоты. Корабли получат названия бывших польских городов Суда и корабли польской постройки


...Программа строительства Польшей многоцелевого корвета "Gawron" была одной из самых важных программ по модернизации польского флота. Первоначально планировалось построить 7 корветов на основе немецкого проекта EKO A-100. Это должны были быть современные корабли, построенные по технологии "stealth", вооруженные противокорабельными ракетными комплексами, средствами ПВО, торпедами и артиллерийским комплексом.

Строительство первого корабля было начато в 2001 году на военно-морской верфи в Гдыне. Очень скоро стало ясно, что бюджет ВМС не выдержит нагрузки по строительству 7 кораблей. Поэтому количество строящихся корветов сначала было уменьшено до 3-х единиц, а потом - до одного, - сообщает польское издание WIADOMOSCI 24. Это решение еще больше спровоцировало серьезные финансовые проблемы судоверфи, которая вложила свои средства в производство новых кораблей. Кроме того, уменьшение количества единиц серии привело к увеличению стоимости одного корвета. В итоге новый корабль по стоимости получился дороже, чем самый современный американский фрегат, строящийся по программе Littoral Combat Ship (боевой корабль прибрежной зоны).

Более чем за десятилетнее строительство корпуса из бюджета было потрачено более 400 млн. злотых. По оценкам МО Польши, для завершения всех работ по постройке корвета требовалось еще 1.1 млрд. злотых - слишком дорого как для такого проекта. В связи со сложившейся ситуацией премьер-министр Польши Д.Туск 24 февраля этого года заявил об окончательной остановке национальной программы по строительству корветов класса "Gawron". Это значит, что после списания из состава ВМС Польши фрегатов американского производства типа "Olivier Hazard Perry", средний возраст которых превышает 30 лет, национальный флот останется без больших военных кораблей.

Отсутствие средств у МО Польши на своевременную постройку привело к тому, что на ряд деталей, закупленных для корвета, гарантия закончилась еще до их установки. Технический спуск на воду первого и единственного корпуса корабля был проведен в 2009 году, через 8 лет после начала строительства. Вскоре после этого события тогдашний министр обороны Б.Клих приостановил строительство корвета, в результате чего военно-морская верфь Гдыни обанкротилась.

А 24 февраля 2012 года, как указывалось выше, премьер-министр Д.Туск объявил об окончательной остановке программы корвета "Gawron", назвав ее бессмысленной.

Польские обозреватели неоднозначно оценивают отказ от строительства корвета. Расчет затрат показывает, что стоимость одной единицы значительно выше, чем стоимость серийного корабля. Когда строится десяток кораблей, стоимость проекта, разработка различных узлов, создание новой технологической линии разбиваются на всю серию. А в случае с единственным корветом цена его будет дороже, чем на более и лучше вооруженный корабль, строящийся в рамках серийного производства. Иметь современный боевой корабль - это, конечно, престижа для флота. Тем не менее, один корабль, лишь слегка может усилить ВМС. Минимум необходимо иметь три единицы: один корабль находится в ремонте, второй - готовится к отплытию, либо движется к заданному району действий, а третий - выполняет поставленную задачу.

Один корабль большую часть времени не в состоянии выполнять возложенные на него задачи. Несколько схожая проблема существует у ВМС Франции с ее единственным авианосцем "Шарль де Голль", хотя планировалось построить два корабля такого класса. Таким образом, в течение месячных ремонтов авианосца ВМС Франции лишены своего корабля, на содержание которого расходуются огромные суммы, что приводит к временному снижению боевого потенциала флота.

С другой стороны, в ситуации с ВМС Польши поставка даже одного корвета имела бы огромное значение, - пишет WIADOMOSCI 24. Устарелые фрегаты типа "Olivier Hazard Perry", доставшиеся от США, через несколько лет будут списаны. Для большинства моряков, проходящих службу на этих кораблях, в военном плане будущего не будет. И они, - высоко квалифицированные специалисты, - будут вынуждены отправиться на "гражданку". В будущем с нуля восстановить качественный личный состав персонал будет очень дорого и займет много лет. В случае возникновения кризисной ситуации на это может не хватить времени. Таким образом, даже один современный корвет поможет оставить специалистов в армии.

Нужны ли Польше корветы?

Премьер-министр Д.Туск в одном из своих последних выступлений заявил, что программа по строительству корветов была аннулирована в связи с тем, что Польше на Балтике не нужны корабли подобного класса. Польских обозревателей, мягко говоря, удивила такая позиция премьера. Балтийское море является относительно небольшим и для корветов является вполне пригодным районом. Эти корабли могут вступать бой с надводными силами противника, вести противолодочную борьбу и в ограниченной степени создавать противовоздушную оборону для себя и других кораблей.

Корабли меньшей водотоннажности не имеют таких возможностей. Для примера - модернизированный проект 660 типа "Orkan" (малый ракетный корабль), находящийся в составе ВМС Польши. На вооружении он имеет противокорабельные ракеты RBS-15 Mk 3, артиллерийское орудие АК-176, 30-мм автоматическую корабельную артустановку АК-630 и ПЗРК "Стрела-2М". Эти орудия не в состоянии бороться с подводными лодками и их зенитное оружие подходит для самообороны только на короткие расстояния и в ограниченном виде, не говоря уже о возможности базирования вертолета. Стоит отметить, что флот также не имеет истребителей, которые могли бы защитить суда от нападения с воздуха.

Эффективное проведение операций на морях и океанах может обеспечить только корабль класса корвет, - подчеркивают WIADOMOSCI 24. Меньший - просто не подходит для этого. Издание также напоминает, что Польша, вступая в НАТО, взяла на себя обязательства по поддержанию своих ВС, включая ВМС, на уровне, обеспечивающим эффективную оборону, самостоятельно и в составе союзных войск. Отказ от строительства корветов класса "Gawron" и отсутствие планов по развитию ВМС Польши является сознательным нарушением положений устава НАТО, которые обязались соблюдать, - указывает издание.

Вместе с тем польское МО пока не отказывается от приобретения в ближайшие годы 3-х новых подводных лодкок. Скорее всего, это будут либо французские "Scorpène", либо немецкие U-214.

Ранее МО Польши подписало контракт на приобретение у Норвегии береговых ракетных дивизионов Kongsberg, вооруженных противокорабельными ракетами, что, безусловно, является укреплением ВМС, но не может заменить корветы. Этого явно недостаточно для такой страны, как Польша, с устремлениями сопоставимыми, как минимум, с Италией или Испанией. Если отношение политиков к вопросам обороны не изменится, то к 2020 году флот будет не в состоянии защитить государство и его интересы в мире, - пишет издание.

Прокуратора завела дело

Как сообщает TVN 24, прокуратура рассматривает возможность привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров ВМС Польши за строительство корвета "Gawron". По мнению прокуратуры, проблемы со строительством корвета были связаны с тем, что контракт на строительство корабля был подписан с серьезными просчетами. Кроме того, в контракте отсутствовала конкретика, которую пытались скрыть во множестве поправок.

Также прокуратуру интересует тот факт, на каком основании договор был подписан с судостроительным предприятием Гдыни, которое находилось в затруднительном финансовом положении и в течение срока действия договора подало заявление о банкротстве. Следователи считают, что при выборе верфи по строительству корвета не обошлось без огромнейших взяток.

Но и это еще не конец истории. Согласно документам МО и правительства Польши от 2001 года, кабинет министров, сокращая расходы, приказал министерствам экономить во всех сферах. В след за этим МО запретило подчиненным структурам подписывать многомиллионные контракты. Но командование ВМС ослушалось гражданского начальства из МО и через месяц после официального запрета подписало контракт на строительство корветов.

Как видим, не только в Украине любят зарабатывать "крохи на жизнь" за счет боевого потенциала страны.



Добавить коментарий
Последние публикации

П олитотдел редакции «ИНФОРМЕРа» продолжает рассказывать читателям о происходящих в Севастополе политических процессах.&nbs

Двухдневное пребывание в Городе-Герое председателя Союза Болгарских журналистов Снежаны Тодоровой завершилось подписанием Меморандума о перспективах

28 ноября 2017 года в Гданьске состоялась церемония ввода в состав ВМС Польши нового тральщика-искателя мин Kormoran (бортовой номер "601") проекта 258 (шифр Kormoran II). На церемонии, приуроченой к 99-летию польского флота, присутствовал министр национальной обороны Польши Антоний Мачеревич. Корабль вошел в состав 13-го дивизиона тральщиков 8-й флотилии обороны побережья (13. Dywizjonu Trałowców 8. Flotylli Obrony Wybrzeża) ВМС Польши.

Kormoran построен польской верфью Remontowa Shipbuilding (официальное название Gdanska Stocznia "Remontowa" im. J. Pilsudskiego S.A.) в Гданьске. До 2011 года это предприятие (ныне принадлежащее группе Grupa Remontowa) носило название Stocznia Północna и в свое время было известно постройкой для ВМФ СССР серий средних и больших десантных кораблей и вспомогательных судов.

Проект 258 является долгостройной программой польского флота по созданию тральщика нового поколения, начатой еще в 1980-е годы. Первый вариант проекта (как проект 257 под шифром Kormoran) был закончен в 1999 году, но отменен постройкой по финансовым и техническим причинам в 2002 году. В своем нынешнем облике программа как Kormoran II была реанимирована в 2007 году, проектирование корабля велось с 2011 года совместно конструкторским бюро Centrum Techniki Morskiej (CTM) и верфью Remontowa Shipbuilding, их консорциум и получил в сентябре 2013 года контракт министерства национальной обороны Польши на постройку головного тральщика (с опционом еще на два) общей стоимостью 1,2 млрд злотых (около 320 млн долл).

Головной корабль Kormoran был начат постройкой на верфи Remontowa Shipbuilding в Гданьске в апреле 2014 года, спущен на воду 4 апреля 2015 года и вышел на заводские ходовые испытания 13 июля 2016 года. Хотя по условиям контракта тральщик должен быть сдан 30 ноября 2016 года, однако из-за затягивания испытаний и неоднократных доработок корабль был сдан с опозданием на год.

Начало постройки двух опционных кораблей Albatros (бортовой номер "602") и Mewa ("603"), которые должны быть сданы в 2019 и 2022 годах, пока отложено до получения результатов испытаний головного тральщика. В ВМС Польши три кораля проекта 258 должны заменить четыре устаревших тральщика проекта 206FM постройки 1960-х годов.

Kormoran имеет корпус из немагнитной стали, полное водоизмещение 850 тонн. Длина корабля 58 м, ширина 10,3 м, осадка 2,7 м. Экипаж 45 человек (включая семь офицеров) плюс места еще для шести человек. Энергетическая установка включает два дизельных двигателя MTU 8V 396 TE74L мощностью по 1360 л.с., приводящих через двухступенчатую трансмиссию ZF S360NR DAP/PTI два крыльчатых движителя Шнейдера Voith Schneider Turbo 21 GH/160, также имеется подруливающее устройство Schottel STT 170 AMAG мощностью 135 л.с. Скорость полного хода 15 узлов, дальность плавания на полном ходу 2500 миль, автономность 10 суток.

Любители выискивать на наших кораблях помятости от деформаций металла во время сварки будут счастливы при созерцании этого польского кораблика.




Такое впечатление, что он сделан из жеваной бумаги

Для сравнения наши новые корабли проектов 22160, 22800 и 20380 выглядят гораздо аккуратнее и качественнее





При этом, начали строить польский тральщик массой 850 тонн в апреле 2014 года...

А ведь когда-то СССР массово закупал у Польши десятки военных кораблей.

БДК проекта 775 - 28 шт (ПНР)
СДК проекта 770 - 35 шт (ПНР)
СДК проекта 771 - 25 шт (ПНР)
СДК проекта 773 - 8 шт (ПНР)
СРЗК проекта 864 - 7 шт (ПНР)
КИК проекта 1128/1129 - 3+1 шт (ПНР)
ПМ проекта 300 - 8 шт (ПНР)
ПМ проекта 301 - 2 шт (ПНР)
ПМ проекта 303 - 4 шт (ПНР)
ПМ проекта 304 - 28 шт (ПНР)
Госпитальное судно проекта 320 - 4 шт (ПНР)
Экспед. океаногр. судно проекта 850 - 11 шт (ПНР)
Экспед. океаногр. судно проекта 852 - 6 шт (ПНР)
УК проекта 887 - 3 шт (ПНР)
Катера проекта 620 - 40 шт (ПНР)
и др.

плюс в Польше были построены для СССР 5 великолепных парусников - "Дружба", "Мир" , "Херсонес", "Паллада", "Надежда" (из которых 4 сейчас находятся у России и 5-й гниёт вна Украине в Одессе, не выходил в море с 2001 года)

После вступления Польши в Евросоюз польское судостроение окончательно протухло. Ну и хрен с ними.

21 октября 2017 года в Гданьске состоялась церемония передачи ВМС Алжира построенного польским судостроительно-судоремонтным предприятием Remontowa Shipbuilding SA большого парусно-моторного учебного корабля El Mellah (бортовой номер "938", название в переводе означает "Моряк").

Переданный ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah постройки польской верфи Remontowa Shipbuilding SA. Гданьск, 21.10.2017 (с) Przemysław Gurgurewicz / www.altair.com.pl

О реализации верфью Remontowa Shipbuilding контракта на постройку для ВМС Алжира большого парусно-моторного учебного корабля было объявлено на праздновании 70-летия предприятия 28 июня 2015 года. Корабль El Mellah был спущен на воду 7 ноября 2015 года и стал 1000-м кораблем и судном, спущенным на верфи Remontowa Shipbuilding за ее историю. До 2011 года это предприятие (ныне принадлежащее группе Grupa Remontowa) носило название Stocznia Północna и в свое время было известно постройкой для ВМФ СССР серий средних и больших десантных кораблей и вспомогательных судов.

Морские испытания El Mellah велись с ноября 2015 года. Корабль должен выйти в Алжир в ноябре 2017 года и станет учебным кораблем Военно-морской академии Алжира.

Проект учебного парусника для ВМС Алжира был разработан в 2012-2013 годах по отдельному контракту известным голландским судостроительным проектным бюро Dykstra Naval Architects в партнерстве с польским проектным бюро Choren Design & Consulting (проект В-103/1 по польской номенклатуре), при этом главным конструктором корабля был знаменитый польский проектировщик парусных судов Зигмунд Хорень. Разработчиком отделки корабля выступило бюро Midcon Designer Ltd. Первоначально предполагалось, что строительство корабля будет осуществляться судостроительным объединением Damen Shipyards Group (подобно спроектированному тем же бюро учебному паруснику Shabab Oman II для ВМС Омана). Однако в итоге контракт на постройку получила польская Remontowa Shipbuilding.

Учебный парусник El Mellah для Алжира является крупным кораблем водоизмещением 1820 тонн, оснащенным трехмачтовым фрегатским парусным вооружением общей площадью 3000 кв м. Длина корабля вместе с бушпритом составляет 110 м, ширина 14,5 м, высота верхней палубы над ватерлинией 8,6 м. Вместимость по экипажу и курсантам составляет 222 человека, включая 120 курсантов и 18 преподавателей. Предусмотрено, что треть курсантов могут быть женщинами.

Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях (с) Remontowa Shipbuilding SA




Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях в совместном плавании с польским учебным парусно-моторным кораблем Dar Mlodziezy, 21.08.2017 (с) Przemislaw Kozlowsky / www.am.gdynia.pl


Построенный польской верфью Remontowa Shipbuilding SA для ВМС Алжира парусно-моторный учебный корабль El Mellah на испытаниях, 15.07.2017 (с) Piotr B. Stareńczak / www.portalmorski.pl

Вскоре у Польши останется только одна субмарина - советская, класса "Кило".


К 2015 году Польша может остаться без военно-морского флота. Такой вывод содержится в секретном докладе польского ВМФ для комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента. Корабли и подлодки стремительно устаревают, а денег на их модернизацию и замену нет из-за покупки американских истребителей F-16.

Всего военно-морские силы Польши насчитывают сейчас 41 судно. Ядро боевого потенциала флота составляют два больших ракетных фрегата, три малых ракетных корабля, корвет и пять подводных лодок.

В конфиденциальном докладе, к тексту которого получили доступ журналисты «Газеты Выборча», говорится, что за последние двадцать лет польский ВМФ не получил ни одного нового корабля. По оценкам авторов доклада, к 2015 году польский ВМФ, большая часть кораблей которого была произведена во второй половине 1960-х годов, будет вынужден списать большинство своих боевых единиц. Через семь лет наступит конец срока эксплуатации двух ракетных фрегатов, двух малых ракетных кораблей и четырех подводных лодок. Это приведет к «утрате боеспособности» флота.

В докладе сообщается, что основу ударной мощи польского ВМФ составляют два больших ракетных фрегата «Пуласки» и «Костюшко». Оба были спущены на воду в 1980 году. В 2001 году Польша получила их от США. Они вооружены относительно современными ракетами Standard и Harpoon. Проблема, как сообщается в докладе, заключается в том, что в 2014 году в США останавливают производство запасных частей для кораблей такого класса. Сложности также связаны с тем, что на фрегатах используются вертолеты Kaman Super Seasprite. От них американские военно-морские силы отказались еще в 2001 году. Сохранение на вооружении старых вертолетов, по оценкам авторов доклада, очень затратно.

Надо отметить, что и сейчас эксплуатация этих кораблей – удовольствие не из дешевых. По сведениям польского издания «NIE», приведение американских «подарков» в порядок обошлось польским налогоплательщикам в десятки миллионов долларов. Дело в том, что после двадцатилетнего использования фрегаты нуждались в капитальном ремонте. Американцы сэкономили на нем, передав корабли полякам и при этом заработав на запчастях, технической помощи и обучении персонала.

Не лучше обстоит ситуация с подводными лодками. Самая молодая из четырех подлодок класса «Коббен», которые были переданы Польше Норвегией, имеет 40 лет от роду. Первоначально предусмотренный срок использования составляет 25 лет, однако они эксплуатируются по сей день. Сейчас флот испытывает серьезные проблемы с запчастями к подлодкам: те, что есть, уже подходят к концу.

В докладе говорится, что ремонт большинства подлодок уже невозможен. За годы эксплуатации из-за борьбы с ржавчиной стенки корпусов серьезно истончились. Через несколько лет может случиться так, что единственной польской подлодкой на ходу окажется советская субмарина «Орел» класса «Кило» 1986 года выпуска.

По оценкам авторов доклада, для того, чтобы ВМФ Польши сохранял боевую готовность, в течение 10 лет в него нужно вложить $8-10 млрд. Однако, как отмечают польские СМИ и члены парламента, до 2015 годы в бюджете в отношении военных нужд будут иные приоритеты: необходимо заплатить несколько миллиардов долларов за купленные у США истребители F-16. Поэтому свободных средств не будет.

Помимо этого есть и еще одна проблема: срок выполнения заказа. Строительство среднего военного корабля занимает порядка пяти лет. То есть решение о начале работ необходимо принимать уже сейчас.

Когда содержание доклада стало достоянием общественности, комиссия верхней палаты польского парламента обратилась к правительству. Депутаты хотят, чтобы последнее одобрило «Национальную программу строительства кораблей» (НПСК). В обращении парламентариев говорится, что если это не будет сделано и не начнется обновление польского ВМФ, то после 2018 года польский военный флот будет не в состоянии выполнять поставленные перед ним задачи.

Необходимость появления на свет НПСК обсуждается в Польше уже довольно давно. Еще осенью прошлого года заместитель командующего ВМФ сообщил, что готовится такая программа, а на ее цели предназначаются 15-17 млрд злотых ($7,5-8,5 млрд) до 2020 года. Интересно, что еще в мае 2006 года на модернизацию ВМФ предполагалось выделить в два раза больше средств.

Однако очевидно, что и прошлогодний урезанный вариант программы – это труднодостижимая цель. Это понимают и парламентарии. Поэтому в обращении к правительству нет каких-либо амбициозных требований. Депутаты хотят поддержать ВМФ таким образом, «чтобы сохранить только минимальный потенциал военно-морских сил».

Положение, действительно, очень серьезное. По словам Януша Земке, главы комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента, «мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда один из родов войск может просто прекратить существование».

Гжегош Холданович – редактор одного из изданий, посвященных военной тематике, – оценивает состояние ВМФ как критическое. По его мнению, это следствие заблуждения середины 1990-х гг., когда было принято думать, что «нам ничто не угрожает и можно отложить модернизацию на более поздний срок».

Польские СМИ отмечают парадоксальность сложившейся ситуации: по планам НАТО, именно Польша отвечает за положение дел на Балтике. Германия и Дания базируют свои флоты на Северном море. В определенном смысле это на руку России. Если натовский форпост на Балтийском море находится в плачевном состоянии – это хорошо. Есть только одно «но»: проблема старения флота весьма актуальна и для российского военно-морского флота.

turturist.ru - Академия путешественника