Уплисцихе — пещерный город с трехтысячелетней историей. Уплисцихе — пещерный город в Грузии Пещерный город в тбилиси

Уплисцихе (Грузия) - это уникальный памятник культуры и истории одного из самых гостеприимных и радушных народов мира, выросшего среди величественных гор, украшенный разнообразными цветами равнин, широких рек и многочисленными озерами.

В Грузию на протяжении не одного десятилетия приезжают туристы, чтобы познакомиться с горными народами Кавказа, отведать великолепную кухню, посетить старинные памятники и множество христианских храмов, открыть для себя пещерные города и густые леса, цветущие сады и огромные по своей площади виноградники, прокатиться на сноуборде, погулять по уютным улицам и насладиться вином, которое кружит голову и заставляет возвращаться сюда снова и снова.

Вконтакте

Пещерный город в Грузии Уплисцихе

Грузия может похвастать многими красивыми городами, среди которых наиболее популярны среди туристов Тбилиси, Гори, Поти и Зугдиди, но Уплисцихе это особенное, завораживающее и величественное место.

Старинный город расположился прямо в скалах горного хребта Кварнаки, имеющего вулканическое происхождение. Он является свидетельством титанического труда человеческих рук, что трудились на протяжении долгих лет. Документы свидетельствуют, что уже в I веке до н. э. здесь кипела жизнь, строились простые жилища и шикарные залы, проходили праздники и устраивались соревнования, происходило становление грузинской культуры.

В X-XI веках его развитие достигло своего пика и после пошло на спад, а окончательно город был покинут в XIX веке, после чего началось активное изучение археологического объекта. Современные ученые продолжают изучать историю Уплисцихе, поражаюсь тому, как один культурный слой накладывался на другой, что несет в себе массу уникальной информации.

Режим работы достопримечательности: с апреля по октябрь с 10.00 до 19.00, а вот с ноября по март Уплисцихе работает до 18.00. Цена билета на экскурсию по Уплисцихе варьируется от 1 лари (дети старше 6 лет) до 5 лари (взрослые). Маленьким детям билет не требуется, но необходимо предоставить документы.

Гори Грузия

Дорога к старинному храмовому городу лежит через Гори, что расположен в Картлийской долине и считается столицей древней провинции под названием Шида-Картли. Как свидетельство древнего происхождения и множества исторических событий, осталась крепость Гори, которая возвышается над современным городом и привлекает взгляды изумленных туристов.

Она представляет собой укрепленную цитадель, сведения о которой появились только в XIII веке, а история создания и вовсе покрыта множеством тайн и загадок. Ее не раз перестраивали и обновляли, так что история развития вызывает массу вопросов у специалистов.

Рядом с крепостью расположен красивый собор Богородицы, огибая который по часовой стрелке, можно выйти к Южным воротам, что представляют каменную башню и живописную арку в персидском стиле. Плата за вход не взимается, а работает объект круглосуточно, лишь один полицейский следит за порядком. Наверху находится смотровая площадка со специальным биноклем, откуда открывается великолепный вид на город и окрестности.

В 1937 году в Гори появился музей, посвященный детству и взрослению знаменитого политического деятеля. Исторический музей расположен практически в центре города и разделен на три отдела. В нем содержатся личные вещи Иосифа Виссарионовича, различные подарки, мебель, предметы искусства, письма, открытки, фотографии и даже личный салон-вагон, который использовался во время поездок на Ялтинскую и Тегеранскую конференции.

К тому же в музее находится одна из посмертных масок «вождя народов», вызывающая интерес у самых смелых туристов. Находится музей на улице Сталина, 32, а стоимость входного билета составляет около 10-15 лари. Время открытия 10.00, закрытия 17.00 ежедневно.

Где находится Уплисцихе и Гори на карте Грузии

Если мы взглянем на карту Грузии, то увидим, что Уплисцихе и Гори расположены не так далеко от столицы. Расстояние от Уплисцихе до Тбилиси составляет всего 80-90 км. Наиболее популярным средством передвижения является обычная маршрутка, которая отправляется в Гори со станции Дидубе. Проезд будет стоить около четырех лари, а во время поездки можно насладиться видами окрестностей Тбилиси. Маршрутки начинают ходить в восемь утра и продолжают курсировать практически весь день.

Уплисцихе находится несколько дальше, но с автовокзала Гори идет маршрутка до села Квахврели, откуда пешком придется идти минут 20 до места назначения. Удобнее воспользоваться такси, что составит примерно 10-12 долларов, поскольку пещерный город расположен на возвышенности и после длительного пути подниматься туда будет сложно.

Стоит отметить: довольно часто туристы, чтобы не совершать лишних пересадок, прямо в Тбилиси арендуют такси, которое обходится в 30-40 лари. Это цена в обе стороны с учетом последующего ожидания. Время в пути составит час-полтора.

Уплисцихе - известные достопримечательности

Пещерный старинный город со множеством комнат и залов не единственная достопримечательность в округе, поскольку рядом находится живописная церковь Уплисцули. Ее строительство началось еще в далеком X веке, когда эту местность заселили абхазы.

Именно здесь происходила коронация знаменитой царицы Тамары. Простая по форме и структуре базилика с двумя нефами действует и в современное время, предоставляя туристам отличную возможность полюбоваться храмом не только снаружи, но и внутри.

Сам город делится на несколько наиболее важных сооружений, а основным является «зал Тамары», который имеет одну основную и две боковых комнаты. Свое название он получил оправданно лишь отчасти. Историки предполагают, что здесь могло проходить празднество в честь королевской персоны после венчания на трон.

Зал украшен резными колоннами, сохранил остатки винных кувшинов и некоторой посуды. При этом колонны выполнены таким образом, словно это вовсе не камень, а настоящие деревянные балки. Попасть в зал можно несколькими путями, но наиболее интересно проследовать по лестнице, которая больше напоминает природный туннель.

Недалеко от «зала Тамары» расположен крупнейшим языческий храм эллинистического периода Мавклиани, представляющий большую ценность, потому что остальные храмы были перестроены христианами в церкви.

На территории исторического объекта языческие храмы соседствуют с христианскими церквями, в частности церковью Принца, которая воздвигнута в XX веке и представляет собой классический вариант храмового сооружения того времени.

После экскурсии не лишним будет полюбоваться рекой под названием Кура, которая раскинулась на многие километры, ведь на ее берегу находятся остатки древних поселений. К ее берегам ведет специальный старинный туннель.

Красивые фото Уплисцихе (Грузия)

Достопримечательности Грузии позволяют окунуться в мир, где люди создавали величественные здания собственными руками. Они хранят в себе историю множества поколений горного народа, который воспевает красоту своей страны и приглашает полюбоваться великолепными пейзажами, а также посетить исторические памятники, сохранившие частичку души удивительного и радушного Кавказа.

Теперь вы поняли, как добраться до Уплисцихе из Тбилиси, узнали некоторые сведения из истории города, познакомились с основными достопримечательностями, которые хотят увидеть все туристы.





























«Крепость бога» — так дословно переводится с грузинского языка название уникального памятника древней архитектуры Грузии – пещерного города Уплисцихе. Большая часть его жилищ и улочек находится прямо в толще вулканических скал Квернаки.

Одна из самых популярных достопримечательностей Грузии — Уплисцихе находится всего в 75 км от столицы на берегу Куры, рядом с Гори, где, кстати, родился Иосиф Сталин. Она занесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь история данного места измеряется тысячами лет, а первые упоминания в летописях об Уплисцихе относятся еще к I в. до н. э. Предлагаем вам окунуться в историю уникальной цивилизации и ощутить дыхание вечности под синим небом Грузии среди первозданной красоты грузинской природы!

Только подъезжая к этому невероятному, высеченному в скале городу, вы наверняка остановитесь в потрясении, будучи завороженным зрелищем, которое откроется вашим глазам. Причудливый фантасмагорический вид пещерного скального города удивит даже бывалых туристов, которые многое видели, а еще больше слышали. Большинство людей, воочию видевших Уплисцихе, говорят, что это выглядит так, словно гигантские муравьи проложили ходы в горе и образовали в ней многочисленные гроты, внутри которых когда-то жили люди, и бурлила жизнь.

Давным-давно этот город состоял из величественных, поражающих своими масштабами и красотой храмов, торжественных залов и домов жителей. Все помещения соединялись извилистыми улицами-коридорами. Буквально не укладывается в голове, что эту титаническую работу по созданию развитого города внутри каменной скалы проделали древние мастера. Ведь они имели в своем арсенале только самые примитивные приспособления и орудия для создания всего этого великолепия.

Скальный город имеет многоуровневую структуру, он сохранил множество культовых объектов и пещерных сооружений. Он строился несколько тысячелетий и на пике своего развития Уплисцихе состоял из более чем 700-т пещерных сооружений. Но до сегодняшних дней сохранились, к сожалению, лишь 150 из них.

Археологические исследования этого места ведутся с 1957 г. и продолжаются по сей день. Найденные артефакты можно увидеть, они представлены в музее, сразу у входа в городище. Среди экспонатов музея — многочисленные древние орудия труда, оружие, посуда и предметы быта, а также предметы женских украшений и другие уникальные археологические находки. Отметим, что некоторые участки древнего комплекса до сих пор не разработаны, исследования приостановлены для следующих археологических экспедиций.

Небольшой экскурс в историю древнего поселения, даст вам возможность проникнуться осознанием его истинного величия и уникальности.


Богатая на события и трагическая история Уплисцихе

В I тыс до н. э., Уплисцихе был культовым и религиозным центром, он постоянно рос и к IV веку до н.э. стал полноценным городом. Поселение располагалось на южном склоне, где занимало территорию около 9,5 га. Всего за пару десятилетий в скалах сделали сотни помещений и сооружений – были высечены храмы, общественные и жилые помещения. Город был оборудован, хорошо продуманной, системой водоснабжения, отличался многочисленными запутанными улочками и крепкими городскими воротами.

Скальные поселения не типичны , впрочем, как и для всего Кавказа. Тем уникальнее это место, где сохранились весьма тонкие детали, помещения были украшены различными архитектурными элементами, которые имитировали колонны, выступы, балки, кессоны. Древние мастера искусно высекали их в толще каменной скалы.

В эллинистический период основным источником доходов городской казны были пожертвования и культовые жертвоприношения. Большую часть Уплисцихе занимали религиозные сооружения, жилых домов было мало и они не играли большой роли. Процветало виноделие, это также имело культовое значение — произведённое вино использовалось при проведении ритуалов. Тогда город окружали леса, виноград завозили из далеких регионов, поднимали по юго-западному склону в большую давильню, сохранившуюся до сегодняшних дней. В северной части городища находился основной склад вина, который назывался Большой марани и куда входило 58 больших карасов. Помимо этого винохранилища, имелись еще несколько, более мелких.

В 337 г. христианство было провозглашено государственной религией Грузии, и между жителями Уплисцихе, оставшимися верными язычеству и последователями христианства возникло кровавое противостояние. Обитатели скального города подвергались гонениям и казням, множество помещений, включая крупнейший винный склад, в те времена были сожжены или разрушены. А два языческих храма переоборудовали в христианские церкви.

Вследствие этого, поток паломников резко упал, пожертвования практически прекратились. Город утратил былое величие. В окончательный упадок его привели нашествия монголов в XIII-XIV вв. В этот драматический для города период более 5 000 жителей были убиты чингизидом Хулагу.

Церковь Уплисцули сохранилась и функционирует до сих пор. К сожалению, ее первобытный интерьер и росписи были осквернены в XIX в., и сегодня древние стены испещрены надписями, оставленными бойцами русской армии, чьи отряды были размещены в окрестностях скального городища в 1848—1849 гг.

Части города сегодня доступные для осмотра туристов – лишь половина древнего комплекса. Но даже на этой территории вы увидите интереснейшие достопримечательности Уплисцихе:

  • зал царицы Тамары и винохранилище, прилегающее к нему;
  • храм Маквлиани, крупнейший из сохранившихся с эллинистического периода (его площадь ок. 300 кв.м.);
  • храм с необыкновенным кессоновым потолком;
  • церковь Уплисцули;
  • тайный тоннель, ведущий к Куре;
  • давильня винограда, с ложбинками для стекания сока и углублениями для сбора жмыха;
  • аптека, с ячейками из кирпичей, в которых хранились лечебные травы и снадобья;

Как добраться до Уплисцихе

У вас есть несколько возможностей добраться до уникального города:

  1. Личное авто. Дорога от Тбилиси до Уплесцихи занимает около 1 часа в сторону Гори (75 км), и еще недолго от Гори в сторону Квернаки.
  2. Такси. Из Гори до Уплисцихе обойдется вам примерно в 30 лари (это около 17 долл.)
  3. Маршрутное такси. Отходит с автовокзала города Гори и следует до Квахврели.
  4. Автобус. Курсирует непосредственно между Гори и Уплесцихе.
  5. Электричка. Из Тбилиси до Уплесцихи отходит рано утром каждый день, расписание уточняйте по приезду.

Добавим, что из Тбилиси до Гори добраться можно также маршруткой, которая идет от станции метро «Дидубе».

Стоимость билета для входа на территорию древнего городища — 3 лари (около 1,7 долл.). Для посетителей доступны различные варианты экскурсий за отдельную плату.

Приезжая в Грузию, обязательно посетите комплекс Уплесцихе, эту колыбель древности и истории. Вам, несомненно, понравится не спеша бродить среди древних стен, прикасаться к вечным камням и представлять себе как жили здесь древние люди, как строился этот уникальный город в скале, с каким упорством и мастерством человек покорял вулканическую породу скал, высекая одновременно невероятные по масштабу залы и тонкие детали отделки. Постарайтесь представить, какие страсти кипели здесь на протяжении веков и, слушая неспешный рассказ экскурсовода, со всей глубиной переживать увлекательные моменты истории этого величественного, неповторимого в своем великолепии, города.

Уплисцихе - это древний 3000-летний пещерный город в скале недалеко от города Гори. Когда-то это был большой комплекс, включавший 700 пещер (сейчас сохранилось около 150), где жило 20 тысяч человек. Город был связан торговыми путями с другими древними государствами. Когда Тбилиси в 8-м веке захватили арабы, здесь была столица области Картли. Посмотрим городище.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Уплисцихе стал культовым языческим центром. Люди поклонялись женскому солнечному божеству, символом которого было колесо.

К 4 веку до н.э. Уплисцихе становится городом, постепенно расширяя границы. Город существовал за счёт различных пожертвований и религиозных даров. В конце 1 - начале 2 века н. э. в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений (храмы, общественные здания, дома). Религия в те времена представляла здесь пантеон грузинских языческих богов (боги земли, подземного мира, воды и др.). В честь многих божеств стояли храмы, занимавшие основную площадь города. Главный храм, храм Солнца, разрушили первые христиане после христианизации Грузии в 337 году н. э. После этого же события начались гонения на жрецов, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.

Позже Уплисцихе переходит из рук в руки. Грузинские цари, арабы, армяне, абхазские цари, сельджуки. После освобождения в 12-м веке Грузии от арабов, Уплисцихе стал угасать, а в 13 - 14 веках город был разрушен монголами и его роль постепенно сошла на нет.

1. Чтобы попасть в пещерный город на скалу, нужно подняться вот по такому тоннелю. Чувствуешь себя или поездом метро, или в глотке великана)
Когда-то это был тайный городской спуск к реке

2. До сих пор нет единого мнения, откуда пошло название. Известно, что оно очень древнее. По одной версии идёт от имени легендарного основателя Уплоса, сына основателя Мцхеты Мцхетоса, потомка Ноя. По другой - переводится как "Божья крепость"

4. Люди высекли в скалах множество различных сооружений. Тут и дома, и храмы, и общественные здания. В городе также были водостоки и колодцы, а от врагов он был укреплён стеной с воротами и рвом

5. Уплисцихе расположен на берегу Куры. Когда-то река текла ближе, прямо омывала скалу, но потом изменила русло, и на берегу возникло поселение. Оно просуществовало до 1960-х годов - до того, как археологи попросили власти переселить людей в соседние сёла

6. Жить в скалах было безопаснее от врагов. К тому же скалы рассматривались как символ могущества

7. Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в 2 этапа: сначала выдалбливали скальную породу, а затем происходила притирка камня к требуемой форме, что было похоже на создание скульптуры.
Потолок одного из храмов

8. Церковь Уплисцули (церковь Принца) 10-11 века. Построена на месте более древнего языческого храма

9. Приятная на вид, нравится её черепичная крыша

10. Справа виден Храм Маквлиани. Это самый крупный из сохранившихся языческих храмов. Другие были перестроены в церкви

11. Ещё один храм под церковью, так называемый "Длинный храм"

12. Часть городища и Кура вдалеке

13. Слева - остатки языческих жертвенников, которые использовались для жертвоприношений животных

15. Она же. Под современной решёткой находится одна из жертвенных ям для поклонения языческим божествам

16. Глядя на остатки города, не всегда понимаешь, где помещалось здесь столько народу и что это вообще бывший город

17. Интерьер одной из построек. Точно уже не скажу какой, но многие внутри выглядят похоже

18. Снова церковь Уплисцули

19. Между тем задул ветер, и погода резко стала портиться. С гор шли тучи

20. Похолодало. Было бы интересно спрятаться в одну из пещер и переждать в ней дождь, послушав, как он бы стучал о древние камни, но надо было успеть ещё в Мцхету. Поэтому мы пошли на выход

21. Уплисцихе стал приходить в упадок после монголов, что приходили сюда в 13-14 веках. Монголы не только нанесли городу сильный урон, разрушили стены (которые больше не восстанавливали), но и изменили ландшафт округи - леса, которые окружали Уплисцихе, были сожжены.
Позже Уплисцихе использовался как бункер - в случае прихода врагов местные укрывались в его пещерах. В начале 20-го века постройки пострадали от сильного землетрясения. Больше здесь никто не селился.

С 1950-х городище становится туристическим центром, здесь работают археологи. Небольшое землетрясение 2000 года повредило некоторые строения. Сейчас есть опасность повреждения комплекса из-за эрозии песчаника. Некоторые специалисты говорят о серьёзных разрушениях в течение следующих нескольких десятилетий, если не будут приняты меры по консервации трещин. Дело усложняет и то, что Уплисцихе находится в районе землетрясений

Это один из первых городов на территории Грузии. За более чем три тысячи лет здесь, в огромной скале из песчаника, было выдолблено более 700 пещер, из которых до настоящего времени сохранилось около 150.

1. Уплисцихе расположен в 12 км от Гори ниже по течению Куры. На пути к нему перекинут современный вантовый мост.

2. Над дорогой нависают скалы из песчаника.

3. Город возник в конце II - начале I тысячелетия до н.э., пережил несколько подъёмов и спадов, и был окончательно покинут только в XIX веке.

4. После освоения человеком плодородных земель нынешней Грузии в эпоху бронзы, языческий культовый центр местности первоначально находился на холме Катланисхеви, расположенном в трёх километрах западнее Уплисцихе. После сильного пожара на Катланисхеви, в самом начале железного века, культовый центр переместился сюда.

5. В Уплисцихе поклонялись женскому солнечному божеству, символом которого позднее стало колесо.

6. Так выглядит сейчас главная улица Уплисцихе, который в IV веке до н.э. стал городом.

7. А это - Священная дорога, проходящая к городу с юго-востока. Справа от неё высится городская стена, представляющая собой отвесный обрыв.

8. Резервуар для стока воды.

9. В конце I - начале II века н.э. в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Стены некоторых из них до сих пор покрыты копотью от очагов.

10. Рост Уплисцихе связан с формирования Иберии - Восточно-грузинского царства, столицей которого была Мцхета. Уплисцихе являлся храмовым городом, главным культовым центром Иберии.

11. Вот остатки древнейших жертвенников на юго-западном краю города. Археологи обнаружили здесь многослойные следы жертвоприношений животных.

12. Внизу кадра видны остатки древнего храма, который позже был перестроен в трёхнефную христианскую базилику. В центре сохранилась жертвенная яма для поклонения хтоническим божествам, перекрытая современной решёткой.

13. Ямы имели диаметр от одного до четырёх метров, глубина некоторых из них достигала 12 метров. Вот одна из таких ям, загаженная современными туристами.

14. Сейчас почти единственные постоянные жители города - многочисленные ящерицы.

15.

16. Эта рептилия в процессе линьки.

17. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой.

18. Знаменитое место города - храм «с кессонами».

19. В устройстве Уплисцихе прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод.

20. По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера.

21. Сооружение помещений в городе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем - тонкая притирка камня к требуемой форме. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём этот процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность песчаника.

22. Лестницы в городе заслуживают отдельного разговора. Это могли быть выдолбленные крошечные ниши.

23. Вот более «продвинутый» вариант.

24. Были вот такие, извивающиеся, с узкими неудобными ступеньками.

25. Но были и полноценные, широкие и удобные лестницы.

26. Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени: поклонение божеству Солнца, другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и др.

27. Храм Маквлиани — самый крупный (площадью 300 м²) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены в христианские церкви.

29.

30.

31. Стены «Красивого храма» покрыты многочисленными нишами и отверстиями.

32. Кессоны на потолке одного из храмов.

33. Томаз Саникидзе, один из ведущих археологов городища, так описал ход религиозного праздника в эллинистическом Уплисцихе на основании результатов раскопок:
„Жрецы на почётном месте устанавливали статуэтку богини, начинали звонить в колокольчики и греметь погремушками, крутить колёса, шипы которых, задевая клепало, издавали устрашающий грохот. Выпекали священные хлебцы с оттисками глиняных печатей, резали жертвенных животных и, окропив мясо святой водой, варили на священном огне. Священным вином из большого погреба совершали возлияния в честь божества, пели гимны, вознося хвалу владыке и благодаря господа за дарованные им жизнь и благополучие, с наступлением же сумерек в каком-нибудь из храмов представляли мистерию.”

34. Вырезанное лицо на одной из стен.

35. «Зал царицы Тамары» построен в эллинистическую эпоху, в средневековье переделан в царскую резиденцию.

36.

37. В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло острое противостояние.

38. Жрецы и жители Уплисцихе подверглись гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.

39. В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, самый большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке был перестроен в христианскую базилику площадью около 400 м².

40. Но ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных.

41. В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.

42. В раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X-XI векам.

43. За храмом в скале выдолблены продолговатые ниши. Возможно, это следы христианских погребений.

44. В IX веке в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. В это время столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром царства, предметом борьбы за влияние и престол, стал Уплисцихе.

45. В IX-X веках Уплисцихе фактически являлся главным городом царства Картли, его население в этот период достигало 20 тыс. человек.

46. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение.

47. Сейчас туристы осматривают руины средневековых построек с высоких скал на западе пещерного города.

48. В XIII-XIV веках Уплисцихе был разрушен серией монгольских походов и после этого перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни.

49. Поселение на берегу Куры просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла.

50. Рядом сохранилось старое заброшенное кладбище.

51. Некоторые путешественники XIX века отмечали наличие в Уплисцихе людей, которых называли троглодитами, вероятно, в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землёй пещерах. В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище уже никто не селился.

52. Сейчас только коровы пасутся на берегу Куры, где когда-то кипела жизнь средневекового города.

53. В конце пройдём по тайному тоннелю, ведущему из города на берег реки.

54. Выход из тоннеля спрятан в том месте, где скала наиболее близко подходит к берегу.

55. Мимо Кура несёт свои мутные воды.

56. При городище работает небольшой археологический музей, где можно не только познакомься с артефактами из раскопок, но и посмотреть короткий документальный фильм на английском языке.

До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.

turturist.ru - Академия путешественника