Владычный введенский женский монастырь в серпухове. Серпухов

Введенский Владычный женский монастырь

Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40.

Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю: «Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему». Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ: «В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».

Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Он увидел ангелов, держащих обитель на своих плечах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ее помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение. Но оно не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.

После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.

Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII в., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения.

В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII в. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.

Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах.

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь XV века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.

В 1598–1609 годах, после посещения Серпухова Борисом Годуновым, монастырь был практически полностью перестроен на пожалованные деньги. Сегодня он представляет собой уникальный комплекс годуновской архитектуры. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный храм в честь святого великомученика Георгия. О небесной защите, явленной этим святым, повествует местное предание: во время осады города Серпухова неприятелями горожане видели великомученика Георгия, выехавшего на белом коне из задней калитки монастыря и подъехавшего к вражьим полчищам. Последние, увидев святого, устрашились и бежали, а великомученик вернулся в монастырь через ту же калитку. В память этого священного события в обители установлено празднество святому великомученику и победоносцу Георгию. Совершается оно в седьмой понедельник после дня Успения Божией Матери (в середине октября) и именуется в народе «Георгий Потаенный».

К северной стороне Георгиевского храма был пристроен придел во имя святого царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел – один из первых, если не первый в России храм, посвященный святому Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ святого Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевским храмом в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом святого Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя святого Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне. Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами.

Церковь была построена в XVI веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители.

В XIX веке Владычный монастырь стал женским по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). С этого времени начался невиданный расцвет обители. Обновлены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре были огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. К середине столетия число насельниц возросло до 300.

Святынями храма были храмовый образ Нерукотворного Спаса и Иверская икона Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

В начале XX в. в монастыре были игуменья, 50 монахинь и 326 послушниц.

В 1919 году монастырь был закрыт, его территория стала Авиагородком. На ней открылась школа «красных военлетов», затем – среднее военное училище. А потом всего за семнадцать лет он был почти полностью разрушен.

В мае 1995 года во Владычном женском монастыре возобновлена монашеская жизнь. После революции подлинник иконы «Неупиваемая Чаша» был утерян. Сейчас во Владычном женском и в Высоцком мужском монастырях города Серпухова находятся списки с иконы, которые также являются чудотворными. В обители находятся чудотворные иконы святого царевича Дмитрия Угличского и святого мученика Иоанна Воина.

Перед тремя святынями Владычного монастыря: иконами «Введение Богородицы во храм», «Неупиваемая Чаша» и на надгробии преподобного Варлаама горят неугасаемые лампады.

Говоря о Введенском Владычном монастыре, нельзя не сказать о другой обители: Высоцком Зачатьевском мужском монастыре.

Высоцкий монастырь расположен напротив Владычного – на другом берегу реки Нары при впадении ее в Оку. Это архитектурное решение делает городское пространство Серпухова уникальным.

В 1374 году Преподобный Сергий Радонежский пешком пришел в Серпухов из своей обители, чтобы благословить князя Владимира Храброго на строительство монастыря.

В 1381 году Владимир Храбрый возвел первые каменные храмы в монастыре в память о Куликовской битве. С тех пор монастырь строился и изменялся – все его сооружения созданы в разное время.

В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли.

С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой – как преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более ста пятидесяти лет после смерти святого.

Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях.

В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку…

В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

Из Серпухова крестьянин возвращался здоровым, получив исцеление больных ног, освободившись от непреодолимой тяги к вину. А в явившемся ему схимнике крестьянин узнал, увидев икону преподобного Варлаама – строителя Владычного монастыря.

После революции Владычный монастырь был закрыт, а чудотворная икона – перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году был закрыт и Никольский собор. Все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли.

Память о ней вернулась в город в 80-х годах ХХ века. Была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости – по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери.

Когда же открылся Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» сюда. По его благословению, известный российский иконописец Александр Соколов создал список чудотворной иконы. А в 1996 году еще один список появился во Владычном монастыре.

С тех пор в Серпухове два образа «Неупиваемой Чаши». Оба они, как и первообраз, чудотворные.

«Неупиваемая Чаша» сегодня признана всероссийской святыней. К этой иконе устремляется огромное число паломников. А кто не может приехать, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебен за близких и родных. В монастырях ведутся книги благодарности от верующих, получивших помощь по молитвам перед чудотворными образами.

Из книги Вам поможет святая блаженная Матрона Московская автора Чуднова Анна

Приложение 2 Покровский женский монастырь Если вы зайдете на подворье Покровского женского монастыря, то увидите, что от самых ворот вглубь тянется длинная очередь. Множество людей, кто со свечками в руках, кто с цветами, терпеливо ждут, когда они смогут подойти и

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

ФЛОРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КИЕВЕ Женские монастыри существовали в Киеве еще с XII в. По древнему обычаю почти при каждом мужском монастыре находился и женский; например, при древнем Софийском монастыре - женский монастырь Святой Ирины, при Михайловском мужском -

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2 (м. «Кропоткинская», м. «Парк Культуры»)Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 году святитель Алексий (Бяконт), митрополит Московский,

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Покровский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, ул. Таганская, д. 58 (м. «Марксистская»).Царский Покровский монастырь был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Федоровичем. В 1635 году он пожаловал на его на строительство обители 17 четвертей земли,

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Воскресенский Новодевичий женский монастырь Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100.Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь

Из книги автора

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Из книги автора

Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением

Из книги автора

Богоявленско-анастасиин женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26.Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем

Из книги автора

Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,

Как гласит древняя монастырская летопись, написанная на доске, в 1360 году, когда святитель Алексий читал молитвы в келии вместе с диаконом Герасимом, после очередной молитвы его жилище озарил яркий поток света. В недоумении и благоговении они смотрели на икону Божией Матери, которая заговорила с митрополитом Алексием и попросила его построить монастырь в Ее честь. Святитель и диакон завершили службу, и ушли по своим келиям. Митрополит Алексий долго думал и размышлял над услышанным от Царицы Небесной. Он упал на колени и молился, прося объяснить, что ему надо сделать, ведь он не знает где строить монастырь. Богородица снова ответила святителю и сказала, что хочет, чтобы он построил монастырь в Ее честь в городе Серпухове на спасение многим человеческим душам.

Святитель Алексий, повинуясь воле Царицы Небесной, послал на поиски места преподобного Варлаама, своего келейника, и дал ему наказ, что как только он найдет подходящее место, пусть немедленно доложит, ведь он хотел сам убедиться в правильности выбора. Варлаам долго ходил, но все-таки нашел подходящее для монастыря место и решил остановиться там на ночь. Среди ночи Варлаама разбудил звук звенящих медных колоколов, он прислушался и понял, что это знак свыше. Вернувшись, он рассказал все святителю Алексию. Тот обрадовался и послал Варлаама готовиться к постройке.

Перед тем как Варлаам отправился в путь, святитель служил напутственный молебен. Едва он договорил последние слова, Варлаам упал замертво. Увидев это, святитель Алексий упал перед образом Владычицы и воскликнул: «О Матерь Божья! Зачем же ты его забрала к Себе? Кто же теперь построит монастырь в Твою честь?". И услышал он ответ: «Алексий, возьми Варлаама за руку, и подыми его, он тебя послушается." Святитель взял Варлаама за руку, тот встал весь в слезах. Митрополит Алексий спросил о причинах его слез. «Прошу тебя, не понуждай меня рассказывать об этом до смерти» - ответил Варлаам.

Тот час святитель поехал осматривать место, выбранное Варлаамом, но оно ему не понравилось. Но он так же услышал колокольный звон и голос: "Здесь поставь монастырь". Митрополит Алексий покорился воле Божией, поставил Варлаама строителем монастыря и велел ему заложить деревянную церковь. Через два года Варлаам построил еще одну каменную церковь и трапезную (1362 г).

Варлаам пробыл строителем 13 лет, а затем ослеп. Прожив так два года, чувствуя приближение смерти, он послал одного из монахов к святителю Алексию и просил передать: "Ты основал монастырь, сам храмы освятил, прошу, похорони меня своими руками." Приехав в Серпухов, митрополит Алексий пришел к Варлааму и увидев его болезненное состояние спросил: "Варлаам, что ты видел перед основанием монастыря?". "Словами я поведать это не могу - ответил Варлаам, -страшно мне, а написать не могу, потому как незрячий." Святитель послал за бумагой и чернилами. Они вместе провозгласили молитву. В этот момент зрение вернулось к Варлааму, он взял перо и начал писать: «Почему монастырь называется Владычний, а не Алексиевский? Потому что видел Богородицу, и все было по Ее повелению. Когда я умер, видел я ангелов, которые держали наш монастырь, Захария стоял в церковных дверях, Богородица и Ее родители зашли, и Захария посадил Богородицу на третьей ступени."

Неожиданно келию озарил поток света, Варлаам отложил перо, велел привести к нему брата Гедеона. Он был так же слеп. Варлаам положил на него руку и сказал: "Со мною ты ослеп, со мною и прозри!". Гедеон прозрел. Варлаам сказал: "Я уже отхожу. Ты проживешь три недели в покаянии и придешь ко мне хотя и не хочешь, я встречу тебя с радостью. Ты умрешь в церкви, во время перенесения Честных Даров." "Прошу, молю тебя, пощади - воскликнул Гедеон, - не готов я умирать." "Ты уже готов",-ответил ему Варлаам. Попрощавшись и поцеловав святителя, Варлаам умер 5 мая (18 мая по новому стилю) 1377 года.

Святитель Алексий выполнил последнюю просьбу Варлаама и провел обычное погребение. Похоронили его на церковной паперти, так как он хотел всегда лицезреть церковь Пресвятой Богородицы. По предсказанию Варлаама, Гедеон прожил три недели и умер при перенесении Даров. Его погребли рядом со святым Варлаамом.

В 1378 году по видению преподобного Варлаама, святитель Алексий велел написать икону "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых". Она находилась в храме 540 лет и считалась чудотворной.
В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский.
В 1878 году в монастыре через предстательство преподобного Варлаама была явлена чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместили школу "красных военлетов".
Только в 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. После этого почти 20 лет монастырь разрушался людьми.
И только в 1995 году монастырь был возрожден.

Высоцкий монастырь в Серпухове — ежедневное место паломничества многочисленных туристов как верующих, так и мечтающих прикоснуться к Чуду. И неспроста: ведь в этом серпуховском мужском монастыре находится список с чудотворной иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша».

В самом сердце России, в серединной её части, среди крупных городов Подмосковья затерялся небольшой Серпухов. Но насколько духовна и чиста эта земля, что смогла собрать в своих музеях эксклюзивные лики и картины, а в монастырях – светлых и сильных духом детей Земли русской.

Умели в древности наши предки выбирать достойные места для своих божественных храмов! Всегда на высоком холме, чтобы и самим далеко видеть и себя во всей красе показывать. Вот и Серпуховский мужской монастырь стоит на красивейшем месте реки Нары, рядом с тем местом, где она впадает в Оку.

Создание его благословил сам преподобный Сергий Радонежский, и эта обитель стала одной из девяти, которые были основаны этим великим святым.

Уже в преклонном возрасте, несмотря на зимний период времени, преп. Сергий пешком пришёл в Серпухов вместе со своим любимым учеником Афанасием для совершения молитвы и для основания монастыря. До сих пор эту молитву ежедневно произносит монастырская братия, чтя память основателей.

2 декабря 1374 года считается днём рождения Серпуховского мужского монастыря, который назван Высоцким по имени холма, на котором он расположен. День основания монастыря отмечается ежегодно как большой духовный праздник.

Первым настоятелем этого монастыря был преподобный Афанасий старший, затем преподобный Афанасий Младший.

Два Афанасия Серпуховских

В то время в Серпухове правил князь Владимир Андреевич Храбрый, который был двоюрным братом Дмитрия Донского. Именно он попросил преподобного Сергия Радонежского основать монастырь возле города. Вместе со своим учеником Афанасием (Старшим) преп. Сергий прибыл в пределы Серпуховского княжества.

Они нашли место на высоком холме и, помолившись на основание монастыря, освятили на этом месте храм в честь Зачатия Божией Матери праведной Анной. Поэтому основное название обители — Зачатьевская. Но позже монастырь все чаще стал именоваться Высоцким по месту основания, которое называлось в народе Высокое.

Преподобный Сергий Радонежский оставляет здесь своего ученика: строить монастырь, собирать братию. Но не долго здесь пробыл Афанасий, и примерно 1387 году отбывает в Константинополь на дальнейшее служение. И вместо себя он оставляет уже своего ученика, которого тоже звали Афанасий.

Вот так и повелось в обители различать двух Серпуховских Афанасиев: Старший и Младший. И сейчас в Покровском храме монастыря, на двух колоннах есть изображения этих двух святых.

Преподобный Афанасий Высоцкий-Младший управлял монастырем до конца своих дней. Он провёл свою жизнь в аскетическом подвиге. После своей смерти (а оставил он этот мир в возрасте всего 33 лет) был захоронен согласно его завещанию: под лестницей Зачатьевского собора.

После смерти Афанасий Серпуховской стал почитаться верующими как чудотворец и небесный покровитель жителей города Серпухова.

Во время вражеского нашествия в 1571 году он возник в образе грозного всадника с жезлом, на белом коне. Испугав врагов, он заступился за город и родной монастырь.

В 1994 году состоялось обретение мощей святого Афанасия, и теперь рака с ними пребывает в Покровском храме Высоцкого монастыря в правом приделе. Подробнее об этом мы еще поговорим дальше.

И до сих пор Афанасий Серпуховской почитается как небесный покровитель города Серпухова.

Вехи развития

Ветер воинской славы постоянно веял над стенами мужского монастыря. На Куликовом поле в 1380 году произошло страшное сражение.

Серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый вместе со своим двоюрным братом Дмитрием Донским участвовали в битве на Куликовом поле.

После сражения останки погибших воинов были погребены на территории обители в братской могиле. В честь погибших героев был построен белокаменный собор. Он был освящен в 1381 году Митрополитом Киприаном.

В течение сорока лет Серпуховский монастырь расцветал и богател.

В 1395 году после смерти Афанасия младшего игуменом обители становится преподобный Никита, который являлся родственником и учеником Сергия Радонежского. После 19 лет настоятельства он решает перейти в , который находится недалеко от города Боровск Калужской области.

Интересно, что там у него в послушании семь лет пребывал еще один всероссийский святой: , который позже станет основателем другой известной обители: .

Часто жителям святой обители приходилось принимать участие в защите рубежей города от внешних врагов. Во время учений царских войск монастырь наполнялся знатью. Нередко в особых «царских палатах» останавливался и сам царь. Это давало возможность получать деньги на помощь в дальнейшем строительстве и укреплении монастыря.

Но в 1571 году недальновидная политика Ивана Грозного и неподготовленность русских к обороне дала возможность отрядам татар хана Девлет-Гирея захватить, сжечь и разграбить город. Пострадал и монастырь на Высоком. Пришло Смутное время. Резко ухудшились материальное и духовное состояния.

И только смена правителей дала возможность возродить жизнь обители. Много средств было вложено членами рода Нарышкиных. За их счёт и на пожертвования прихожан были воздвигнуты 4 угловые башни, соединенные каменными стенами. В то время монастырь процветал, прирастал земляными владениями и угодьями. Но царская милость не постоянна. В 1764 году сильные мира отобрали у монастыря всё богатство.

В дальнейшем годы развития сменялись периодами упадка. Если к началу 20 столетия Высоцкий монастырь, Серпухов считался одной из самых благоустроенных обителей, то а 1928 году он был совсем закрыт. Покровская церковь оставалась действующей, но и она в 1931 году закрылась.

Лишь в 1991 году Священный Синод РПЦ принял решение о возрождении деятельности Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

Реставрационные работы в 3-х отдельных храмах ведутся до сих пор. Строятся 2 новых.

Сегодня на территории монастырского комплекса действуют 6 храмов: Никольский, Зачатьевский, Покровский, Сергиевский, во имя Трёх святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Современная жизнь обители

В Серпуховском мужском монастыре благоговейно хранятся и почитаются верующими около 300 частиц святых мощей угодников Божьих. Особым почётом пользуется чудотворный образ Божией Матери « ». В ней хранится частица пояса Пресвятой Богородицы.

Эта икона совершает чудеса исцеления от различных видов зависимости: алкоголизма, табакокурения, наркомании и новой зависимости – игромании. Ходит много легенд, как святой образ даже на расстоянии спасает семьи от развала, да и саму жизнь людей опустившихся, но нашедших возможность поверить в святые силы.

Здесь же хранятся святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего, чудотворца и защитника Серпухова. Их обретение состоялось 24 сентября 1994 года. Сейчас рака с ними находится в Покровском храме.

Монастырь готовит священнослужителей различного ранга, посылает их из рассадника иночества для основания и ведения дел в новых обителях и приходах. И хотя это памятник истории и архитектуры, место сбора и хранения культурных ценностей, главное – это святое намоленное место, где молитвы произносятся в течение многих долгих веков.

Служба в храмах идёт ежедневно. Принимаются заявки на исполнение треб. Монастырь даёт возможность приобщиться к традиции паломничества и трудничества.

Паломники живут в кельях, принимают пищу в трапезных монастыря и обязательно принимают участие в духовных службах. Трудники выполняют работы, которые проводят иноки для жизни в монастыре.

Знакомство с жизнью монахов даст возможность лучше узнать себя, оценить свою жизнь и понять значимость жизни каждого для всех. Только поняв себя как личность, можно принести пользу обществу, даже уйдя из реальности в другую монастырскую жизнь.

До революции Серпуховский монастырь, имел около 70 монахов. А сейчас, в 2016 году, здесь проживает 12 братьев, которые приняли постриг.

Высоцкий монастырь сегодня

Серпуховской мужской монастырь окружен крепостной стеной. Ведь раньше он стоял на холме в отдалении от каких-либо населенных пунктов. А сейчас разросшийся город Серпухов уже «прописал» обитель в свои городские кварталы.

Но вид от крепостных стен, по-прежнему восхитительный. Отчетливо видна река с небольшим водопадом, монастырские пруды, в которых сейчас разводят рыбу и уток. А еще нам рассказали, что здесь даже водятся нутрии.

Чтобы войти на территорию обители, нужно пройти сквозь красочную арку под колокольней.

После чего Вы окажетесь на территории монастыря.

Здесь есть все: удивительной красоты храмы, сад, трапезная и гостиница для паломников.

Покровский храм

Слева от входа под черным куполом находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Над входом расположена икона Покрова Божьей Матери, а перед храмом растут голубые ели.

Их иголки в лучах жаркого летнего солнца выглядят удивительно пушистыми! 🙂

Чтобы попасть внутрь Покровской церкви, нужно подняться по ступенькам на второй этаж. Внутри находится 2 придела. Один из них праздничный, по которому и был назван храм в целом: Покровский. Он находится справа (если смотреть от входа).

Слева находится зимний придел — Похвалы Божьей Матери. Здесь более низкие своды, чем в правом. И он является уже более поздней пристройкой к Покровскому храму.

А в центре — знаменитая чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Ежедневно после Литургии, которая, в основном, проходит в Зачатьевском храме, здесь служатся молебны.

Святыни Покровской церкви

Икона «Неупиваемая Чаша» — главный образ обители. К сожалению, оригинал был утерян в советское время. Но в начале 90-х годов 20 века по благословению был написан список, который по Божьему промыслу тоже стал чудотворным. И множество чудесных исцелений совершается перед ним и в наши дни.

Так что Матерь Божия благословила, чтобы было восстановлено почитание ее образа в Высоцком мужском монастыре. К слову сказать, чуть более поздний список иконы «Неупиваемая Чаша» стал почитаться и в женском Владычнем монастыре Серпухова, который расположен в нескольких километрах отсюда.

Так что город Серпухов — сейчас может «похвастаться» двумя чудотворными образами Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Хотя изначально, всероссийское почитание оригинала этой иконы было именно в Серпуховском женском монастыре.

В правом Покровском приделе находятся мощи игумена обители Афанасия Серпуховского Младшего, которые были обретены в обители 90-х годах прошлого века. Их рака находится слева от алтаря.

А справа на стене висит икона преподобного Сергия Радонежского, привезенная из Троице-Сергиевой Лавры. Она была написана на крышке его деревянной раки, в которой находились мощи преподобного.

И еще в Покровской церкви Высоцкого монастыря представлено множество частиц мощей самых разных святых. Для это вдоль алтаря как Покровского, так и Похвальского придела установлены специальные ковчежцы, к которым с любовью и молитвой может приложиться каждый верующий.

Все известные частички мощей подписаны. Так что тот, кто интересуется, может все это прочитать. Но здесь представлена только часть святынь. Мы реально сказали «Вау!», когда батюшка показал нам сокровища Никольского храма. Но об этом речь пойдет чуть позже.

В Похвальском приделе есть икона святого великомученика Георгия. Она сохранилась с 15 века, отреставрирована и находится в хорошем состоянии. Изначально эта икона не была в обители, но всегда была в Серпухове, только находилась в других храмах.

Святой вмч Георгий Победоносец был и остается очень почитаемым среди серпуховских жителей. Ему всегда молились во время каких-либо вражеских нападений, и святой помогал и избавлял город от врагов. Есть сведения, что, однажды, он даже видимым образом явился и заступился за город, отогнав нападающих далеко за его пределы и таким образом защитил горожан.

А напротив — почитаемый образ Божьей Матери «Скоропослушница». Рядом с ней постоянно горит неугасимая лампада.

Это лишь небольшая часть всех икон и святынь, которые есть в Покровском храме Серпуховской обители.

Часовня преп. Афанасия Серпуховского

Между Покровским и Никольским храмом есть лестница в Зачатьевский собор, который находится на втором этаже.

Именно здесь (под лестницей соборного храма), по завещанию был похоронен Святой Афанасий Младший.

Раньше на этом месте стоял еще один храм: во имя Афанасия Афонского. В советское время во время реставрации этот храм был снесен, а на его месте восстановлена лестница. Так что получилось, что опять Афанасий Серпуховской оказался под лестницей, как хотел того и при жизни.

В 1994 году во время раскопок были найдены мощи святого, их перенесли в храм, отслужили молебен. Было зафиксировано несколько исцелений как подтверждение того, что останки принадлежат святому.

После обретения мощей Афанасия Серпуховского, на месте захоронения сделали часовню, вход в которую находится напротив Покровского собора (слева от лестницы).

Зачатьевский собор

Лестница, под которой был похоронен святой Афанасий Серпуховской, ведет в храм Зачатия Праведной Анной Пресвятой Богородицы. На ней расположена небольшая звонница.

Внутри храма необычайно красиво. Даже трудно вообразить, что вся эта красота была воссоздана с нуля. Иконостас с огромным количеством икон устремляется под самый потолок,

на потолке, стенах и сводах удивительной красоты росписи.

На колоннах висят огромные и почитаемые иконы Божьей Матери: Иверская, Скоропослушница, Взыскание Погибших.

Ну и конечно же, образ Неупиваемая Чаша, он здесь представлен во всех храмах! В церкви Зачатия икона находится слева от алтаря.

А на западной стене храма (со стороны входной двери) на всю стену размещено очень красочное полотно под названием Страшный суд.

Мифические персонажи, огнедышащие звери — все это удивительным образом приковывает взгляд и помогает задуматься о Вечном.

Снаружи храм выглядит очень величественно: двухэтажный белокаменный собор под небесно-голубыми куполами.

С северной стороны Зачатьевской церкви (или справа, если смотреть от входа) находится небольшой храм, освященный в честь Афанасия Афонского. А с противоположной стороны — Никольский (на фото он под черным куполом).

Храм святителя Николая Чудотворца

Удивительный храм, в котром хранится более 350 частиц мощей разных святых. Но мне показалось, что их здесь гораздо больше!

Вдоль стен стоят ковчежцы и мощевики разного размера и формы, в которых находятся святые мощи.

Многие из них подписаны, а есть безымянные. И наш батюшка-гид советовал им молиться просто «Все святые, молите Бога о нас!»

Еще есть голова одного из 40 тысяч убиенных вифлиемских младенцев, а также настоящие косточки родителей преподобного Сергия Радонежского: Кирилла и Марии.

На потолке восстановлены росписи, поэтому храм внутри выглядит просто сказочно, и здесь необыкновенно уютно!

Необычная икона святителя Николая Чудотворца находится слева от алтаря, прямо под сводом. Она почти ровесница монастыря: конец 14 — начало 15 века. Несмотря на это, сохранилась очень хорошо.

Есть здесь еще особенная икона — голова Иоанна Предтечи. Она объемная и выглядит очень необычно для православного храма.

Во лбу — частица мощей преподобного Иоанна Предтечи. С этой иконой совершаются крестные ходы на 3 праздника, посвященные этому святому: Усекновение головы Иоанна Предтечи, а также 1-е и 2-е ее обретение.

Всехсвятская церковь

В самом далеке от входа расположен очень необычный храм Всех Святых, созданный по проекту Р.И. Клейна в 1896 году.

Это родовая усыпальница дворян Коншиных, известных серпуховских промышленников. Вокруг около 50 захоронений.

Ранее он не принадлежал монастырю, а находился за его пределами. В 90-х годах 20 века территория Высоцкого монастыря немного расширилась, и храм был передан монашествующим.

Сейчас церковь восстанавливается, и уже выглядит снаружи очень красочно.

На вершине установлен необычный для православных храмов каменный крест.

Колокольня

Это монументальное сооружение в стиле классицизма. Вот вид на колокольню с внутренней части двора.

Монастырские часы звонко отбивают колокольным звоном каждую четверть часа.

Колокольня относительно молодая: была отстроена в 1840 году на месте предыдущей, которая рухнула, так как стояла на обрыве.

Даже сейчас ведутся работы по укреплению площадки и постройке более глубокого фундамента, чтобы сползания земли не могли повредить высокое здание.

Территория монастыря

Монастырь, как и положено древнему строению, окружен крепостной стеной. А на башнях установлены флюгеры в виде трубящих ангелов.

На территории есть братский корпус, рядом с которым разбит небольшой сад. Это закрытая часть территории.

В настоятельском корпусе находится церковь Божьей Матери «Скоропослушница».

Слева от часовни святого Афанасия есть 2 могилки, но это только с виду так кажется.

На самом деле, внизу находятся просторные склепы, полностью заполненные останками, которые были захоронены на территории монастыря за многие века.

Есть еще небольшие захоронения в других местах. Например, обнаруженные склепы за Зачатьевским собором оставили на своем месте. Оно отмечено необычной звездой, составленной из ярких цветов различной окраски.

А рядом расположены сохранившиеся кресты и надгробья. Как сказал батюшка: «Ну не выбрасывать же!» 🙂

Возле всехсвятской церкви находится паломнический корпус. Здесь же расположена и трапезная.

Двухэтажную паломническую гостиницу венчает очень красочный разноцветный купол с крестом.

А рядом обустроена симпатичная площадка с парой лебедей.

Вокруг установлены лавочки, на которых очень приятно посидеть в тени деревьев. Ну или сфотографироваться. 🙂

А вот источника или купальни на территории обители, увы, нет.

Тучи сгущаются!

После экскурсии по монастырю мы вышли на улицу. Вместо ясного голубого неба на небе собирались грозовые тучи.

Но не только у небес менялось настроение. Неожиданно, негатив коснулся и нас. Вернувшись на парковку, мы не обнаружили там своей машины! Сказать, что это был шок — значит ничего не сказать… 😯

Что делать? В незнакомом городе, вокруг никого, да и ситуаций подобных в жизни никогда с нами еще не приключалось. Вернувшись в монастырь, нам посоветовали позвонить в полицию. Оказалось, что с нашей машиной все в порядке, вот только ее увез эвакуатор.

Вот это новости! Почему? За что? Что ж, наш миролюбивый настрой после монастырской прогулки начал улетучиваться, пришлось переключаться на быстрое решение мирских проблем.

Сначала отправляемся на такси до ГИБДД, где нам полчаса оформляют документы. Затем полчаса на другом такси, чтобы добраться до штрафстоянки на окраине города. Далее выяснение обстоятельств и оформление разрешения на вывоз нашей машины.

Около 2-х часов нам понадобилось, чтобы завершить все формальности. И только когда мы вновь сели в наш автомобиль, разразился ливень с громом и молниями!

Вот это приключение! Дороговато оно нам обошлось, если перевести общую сумму штрафа в рубли. Остается надеяться, что этот ценный опыт уберег нас от чего-то еще более трагического. 🙂

Вот такая интересная экскурсия по Серпухову, с осмотром необычных достопримечательностей города у нас сегодня получилась!

Важный совет тем, кто едет в монастырь на своей машине. Оставляйте ее только на обозначенной парковке перед входом в обитель, несмотря на соблазн оставить автомобиль вдоль монастырской стены, где может быть припарковано множество других авто. Здесь очень активно работает эвакуатор!

Парковка, увы, небольшая, и в выходные дни там очень трудно найти свободное место из-за многочисленных приезжих паломников. Но оставив машину рядом, Вы рискуете повторить наш печальный опыт: потерять внушительную сумму денег и время.

Помните! Эвакуаторщики в Серпухове лютуют не по-детски и запросто смогут быстро увезти даже десяток машин с незаконного места парковки. 😥

Где находится, расписание богослужений

Как доехать в мужской монастырь Серпухова к иконе «Неупиваемая Чаша»?

Высоцкий монастырь и «Неупиваемая Чаша» расположен по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3. Телефоны: 8-4967-72-57-97, 8-4967-35-16-79.

Координаты (парковка): 54.90176, 37.41747. И не забывайте про советы автомобилистам, которые я писала чуть выше.

На карте Вы можете определить точное местонахождения Высоцкой обители (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение).

Вот план расположения храмов и корпусов на территории монастыря. Можно увеличить фотографию, чтобы лучше рассмотреть, что и где находится.

Почитаемая Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» расположена в центре Покровского собора (после входа на территорию через арку слева будет лестница для входа в храм). Здесь же, в правом приделе находятся мощи святого Афанасия Серпуховского.

Обязательно загляните в Никольский собор (вход в него напротив входа в обитель). Здесь находится огромное количество православных святынь. Рядом с церковью Николая расположена лестница, ведущая в Зачатьевский собор, а вот под ней находится неприметная часовня, где были обретены мощи святого Афанасия Младшего.

Литургия в монастыре служится ежедневно. Начало утренней службы летом в 5.30, вечерней — в 16.00. В воскресные и праздничные дни богослужения начинаются в 7.00.

Все службы в летний период проводится в Зачатьевском храме, а молебен и панихида служатся после литургии, но уже в Покровской церкви. Она открыта с 10 до 16 часов. В это время Зачатьевский храм закрыт для посещения.

Для паломников и гостей Серпуховского монастыря есть трапезная, где с 11 до 14 часов можно поесть монастырской еды. Она располагается в паломническом корпусе, рядом с гостиницей.

Экскурсия по монастырю

Мы решили заказать индивидуальную экскурсию по монастырю. В иконной лавке, правда, нам вначале сказали, что это возможно только для групп от 15 человек, а нас было всего двое. Но мы спросили, сколько стоит групповая экскурсия. Оказалось, что 700 руб.

Мы решили, что мы осилим вдвоем эту сумму. И не ошиблись с выбором! Батюшка, отец Виталий, который с нами путешествовал по всем храмам почти 1.5 часа с огромной любовью рассказывал об истории монастыря, об изменениях и неизвестных секретах, об иконах и других святынях.

По его благословению мы смогли фотографировать все, что захочется, и зашли даже в те храмы, которые в это время были закрыты для обычных туристов. Вот таким большим и тяжелым старинным ключом открывались для нас замки. 🙂

А еще было интересно задать ему личные вопросы, на которые было интересно и важно услышать ответ именно от священника и именно в такой, свободной от каких-либо правил и обрядов, обстановке.

Единственная трудность с заказом экскурсии была из-за того, что мы заранее не договорились о нашем желании, поэтому нам предложили подождать пару часов, пока батюшка освободится. Ну у нас в планах было посещение женского монастыря, который также находится в городе Серпухов, поэтому для нас это не стало большой проблемой.

Но, если Вы тоже планируете заказать экскурсию по монастырю, наверно, лучше предварительно позвонить и договориться о такой возможности и об удобном времени. Телефоны обители указаны чуть выше.

Наша поездка состоялась 7 августа 2016 года. А еще в этот день мы посетили , который находится недалеко. И где также хранится свой удивительный образ Чудотворной иконы . И стоит отметить, что до революции именно в женской обители находилась всем известная и почитаемая во всей России эта икона Богородицы.

Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Серпухову, можно легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель в любом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Московской области, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть .

всегда были молитвенными форпостами, они духовно и на деле защищали города от врагов. Глядя на постройки монастырей, становится понятно, насколько широко их предназначение.

Мощные крепостные стены и башни с бойницами, которые сохранились во многих монастырях, говорят о том, это оборонительные сооружения, способные выдерживать мощные и длительные осады.
На территориях монастырей есть также и хозяйственные постройки. Все монахи выполняют определенные работы - физические, творческие, кто к чему склонен.

Но главное назначение монастырей - хранить веру и лечить человеческие души.

Сегодня расскажу о Введенском Владычном женском монастыре .

Находится он в на берегу реки Нары.
Основан в 1360 году митрополитом московским Алексием как мужской монастырь. Пережил несколько трудных веков. И лишь в 1806 году, когда он был реорганизован в женский монастырь, начался расцвет обители.
В годы советской власти монастырь был закрыт, монахини выселены, а в обители было организовано военное летное училище. В 1978 году училише съехало, но до начала возобновления духовной жизни были еще долгие четверть века. Вот за эти годы здания в монастыре были окончательно разрушены, просто растащены по кирпичику на гаражи и дачи.

В начале 90-х, когда началось возрожение монастырей в России, началась и монашеская жизнь во Владычном монастыре. Но путь к тому расцвету, в котором находится сейчас монастырь, опять же был долог. Восемь лет назад, 29 мая 2004 года, когда я была в монастыре первый раз, восстановительные работы еще шли полным ходом. За оглушительными звуками стройки мы плохо слышали экскрсию, которую проводила нам одна из монахинь. Но даже тогда, в полуразрушенном состоянии, обитель была необыкновенно красива и величава.
Теперь же я посетила монастырь 15 июля 2012 года во время поездки Серпухов - Давидова пустынь. Это была семейная поездка: четверо взрослых и наша маленькая София.
Владычный монастырь мы застали в самом процветающем состоянии.
Расскажу немного о монастыре. Монастырь небольшой, на его территории находятся несколько соборов, жилые и хозяйственные постройки, Святой источник. Территория очень зеленая, ухоженная, много цветов, деревьев, кустарников, есть маленький зоопарк.

Храмы Владычного монастыря:

  • Введенский собор, впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружен в правление Бориса Годунова.
  • Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)
  • Храм святителя Алексия (XVII век)

Святыни монастыря:

Монастырь принимает паломниц , желающих помолиться в нем и потрудиться. Ночлег и трапеза предосталяются бесплатно, если паломницы несут послушание. Всем желающим надо иметь при себе паспорт и желательно медицинскую книжку.
В монастыре есть Иконная лавка , где можно купить иконы, различную духовную литературу, сувенирную продукцию, а также подать записки, заказать молебны на акафисте "Неупиваемая чаша" и др.

При монастыре работает хлебопекарня и здесь можно купить очень вкусный хлеб и различные хлебобулочные изделия. Рекомендую!

А теперь фотографии монастыря.

Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)

Вход в монастырь

Розовое здание - Настоятельский корпус

Святой источник "Неупиваемая чаша"

Введенский собор (XVI в.) и храм святителя Алексия (XVII в.)

Сень над гробницей преподобного Варлаама

Южный служебный корпус пока в руинах. Идет его восстановление.


На этом наше посещение монастыря закончилось, и мы поехали дальше.

Когда выходишь из Владычного монастыря и поворачиваешь направо, то, пройдя метров 200, вдалеке видишь ярко голубые купола храма и колокольню нежно желтого цвета.

А в заключение хочу представить вам пророческое стихотворение Сергея Бехтеева, написанное в 1922 году. Стихотворение о возрождение Веры в России.

Я твердо верю - день настанет,
Пройдет пора кровавых смут,
И перед нами в вечность канет
Слепой и дикий самосуд.

Я твердо верю - близко время,
Когда обманутый народ
Стряхнет мучительное бремя
Всех преступлений и невзгод.

Я твердо верю - Русь Святая,
Как феникс, встанет из огня,
И вновь воскреснет жизнь былая
В лучах блистательного дня.

Сергей Бехтеев, 1922 г.

turturist.ru - Академия путешественника