Андреевский ставропигиальный мужской монастырь ставропигиальный мужской монастырь. Андреевский ставропигиальный мужской монастырь Что посмотреть рядом

Одним из важнейших селений Гагаринского района Юго-Западного округа Москвы является Андреевская слобода, возникшая поблизости от Андреевского монастыря, до сих пор находящегося под крутым берегом Москвы-реки, там, где она поворачивает от Воробьевых гор к Кремлю. Обитель имела уточнение в своем название-« что в Пленницах», и в литературе по этому поводу было высказано несколько точек зрения.
По мнению И.Е.Забелина подобное «книжное толкование» происхождения названия урочища не выдерживающим критики: «Пленицами в Москве и на юге, например, на нижнем Днепре, называют связки плотов или, собственно, плоты всякого леса, пригоняемого по весенней воде до назначенного места. Московское урочище Пленницы оттого и получило свое имя, что в этой местности искони собирались шедшие с верху реки плоты-пленницы, пригоняемые для городского потребления».
По другой версии, здесь издавна стояло небольшое сельцо Пленницы (за это говорит то, что в обители хранилась икона святого Андрея Стратилата с надписью, что данный образ был принесен их сельца Пленницы).
Точная дата основания монастыря неизвестна. Он впервые упоминается в известии о московском пожаре 1547 года., что дает возможность осторожно говорить об основании обители на рубеже XV -XVI веков.
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века.
До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью
Места, лежащие неподалеку от Андреевского монастыря, были заселены еще в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что с середины I тысячелетия до нашей эры и по III-IV век нашей эры тут жили люди, принадлежавшие к «дьяковской культуре». По расположенной выше старинной усадьбе это поселение получило название «Мамонова городища». Как установили ученые, оно перестало существовать после большого пожара и больше уже не возобновлялось.
В 300-400 метрах от Мамонова городища по другую сторону от Андреевского монастыря на высоком мысу над оврагом, по части которого проходила Окружная железная дорога (теперь Третье транспортное кольцо), стояло древнее селище, возникшее еще до нашей эры. По археологическим данным, люди здесь жили и в раннефеодальное время
В IV части книги «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» об Андреевском монастыре сказано: «Трудно отыскать время основания монастыря сего, но нельзя не отнести его ко времени по крайней мере Великого князя Иоанна III Васильевича, ибо упоминается в летописях царствования Иоанна IV Васильевича Грозного как существующий уже давно». Однако это известие сомнительно, поскольку не говорится, что именно за летопись «времен Ивана IV» имеется в виду.
Странно: об Андреевском монастыре молчат и русские, и иностранные источники. Например, описывая набег Казы-Гирея в 1591 году, современники ни словом не упоминают находившуюся на берегу Москвы-реки обитель, которая (даже деревянная) могла бы стать одним из опорных пунктов обороны Москвы.
В «Историческом путеводителе» со ссылкой на В. Н Татищева сказано, что в Андреевском монастыре царь Борис Федорович завел первое в Москве училище для юношества. Опять ошибка, показывающая, насколько недостоверными данными иногда пользовался автор. Чувствуя это, он отодвигает возможное возникновение школы ко временам Алексея Михайловича.
Что касается В. Н. Татищева, в его «Истории Российской» нам подобного факта найти не удалось. Напротив, в «Лексиконе российском историческом, географическом, политическом и гражданском» историк пишет: «Андреевский монастырь, на реке Москве, от города, счисляя от Кремля, 5 верст, в приправочных и строельных книгах писано село. При Петре Великом во оном содержаны и обучаемы были зазорные дети». Василий Никитович, как известно, очень внимательно изучал русские летописи, в том числе и не дошедшие до нас.
К настоящему времени открылись некоторые исторические материалы, позволяющие приподнять завесу над историей урочища и Андреевского монастыря. Начнем с «Несвижского плана Москвы», гравированного в 1611 году в городе Несвиже Томашем Маковским по рисунку Шимона Ендрашевича Смутаньского. Согласно легенде, изложенной в заглавии плана, Шимон составил его, находясь в тюрьме вместе с послами короля Сигизмунда III, прибывшими на свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Они въехали в Москву 12 мая 1606 года, а 27 мая Лжедмитрий был убит. Послов отпустили на родину только в начале августа 1608 года. По-видимому, в этот период «Несвияжский план» и рисовался. Он представляет большой интерес, так как, во-первых, создан раньше сожжения Москвы поляками, а во-вторых, на нем изображены некоторые детали окрестностей, лежавших за пределами Деревянного города и отсутствующие на планах Москвы начала XVII столетия. До его открытия сторонники легенды, высказанной И. М. Снегиревым, могли апеллировать к тому, что в Смутное время монастырь был разрушен. Действительно, Москва и Подмосковье тогда сильно пострадали. «Смута ураганом промчалась над окрестностями Москвы. Не миновали бесследно для них самозванцы, народные вожди вроде Болотникова, казаки, поляки. Описания Московского уезда в 10-х годах XVII столетия всегда сопровождаются безотрадным заключением: «а ныне все пусто», «села и деревни запустели от литовских людей», «а по новому дозору все пусто».
Как сообщает «Новый летописец», 24 августа 1612 года в районе нынешнего Крымского вала Козьма Минин с тремя дворянскими сотнями нанес ощутимый удар отряду гетмана Ходкевича, вынудив его отойти к Донскому монастырю: «И отойде к Пречистой Донской и стояше во всю нощь на конех. На утрие же побегоша от Москвы. Срама же ради своего прямо в Литву поидоша». Мы не знаем, что пострадало при отступлении поляков к Воробьевым горам.
На «Несвижском плане» показана часть местности юго-запада Москвы На правом берегу Москвы-реки, на том месте, где впоследствии возникла Андреевская обитель - группа строений, окруженных стеной. Из-за плохого качества печати трудно разобрать в деталях, что конкретно там изображено. Достаточно отчетливо различима высокая башня почти на самом берегу, увенчанная шатровой крышей. К ней с восточной стороны примыкает здание, к которому параллельно течению реки пристроено другое. За первым зданием - еще одно. От башни на юго-запад в гору идет стена или забор. От второго здания в гору же, перпендикулярно реке, тянется другая стена, состоящая из секций. Внутри охватываемой стенами территории - множество деревьев (снаружи, кстати, их почти совсем нет).
Сомнительно, чтобы подобные строения выполняли какую-либо оборонительную функцию: они располагались под горой, откуда прекрасно простреливались. Что же это тогда такое? Можно предположить: перед нами - подмосковная боярская усадьба.
Остается только догадываться, что произошло с усадьбой во время смуты. Она могла быть, о чем уже говорилось выше, сожжена отходившим отрядом гетмана Ходкевича. Не исключено, что хозяин запятнал себе содействием полякам, после чего усадьбу конфисковали.
В. И. и Г. И. Холмогоровыми найден ряд ценнейших документов, касающихся истории Андреевской церкви. Самый ранний из них датирован 1625 годом: записка об уплате «по окладу денег 6 алтын и 2 деньги» попом Иваном. Следует иметь в виду, что основным видом сборов с духовенства была ежегодная дань, размер которой зависел от численности прихода и его доходности. Названная сумма мала. Но если она уплачивалась, значит, Андреевская церковь имела пусть маленький, но приход.
Наиболее ценным является документ, извлеченный Холмогоровыми из писцовых книг Ратуева стана и относящийся к 1627-1629 годам: «На реке на Москве, у Воробьевых круч, церковь Андрея Стратилата, древяна клецки. А в церкви образы и свечи и книги и на колокольнице колокола - все государево. А у церкви во дворех: поп Иван Кондратьев, поп Алексей Денисов, церковный дьячек Тимошка Иванов, место пономарское пусто, место просвирницыно, да тут же на церковной земле во дворе бобыль. Да на церковной же земле сараи, а в них жгут кирпичье. Да сарай попа Ивана Кондратьева, а в нем зжет кирпичь сам поп на продажу; да другой сарай попа Алексея Денисова, а в том же сарае жеребий дьяконской, и тот жеребий в споре у попа Алексея с церковным дьячком с Тимошкою. А поп Алексей отдает свой сарай на оброк в наем торговому человеку Ивану Истомину сыну Котельного ряду. Пашни церковные земли в поле 56 чети, а в дву потомуж, земля середняя. Да к церкви Андрея Стратилата вотчина в Сосенском стану, пустошь Катеринкина с пустошьми, да в Торокманове стану пустошь Косилово с пустошьми»
Более подробные сведения об Андреевском монастыре дошли от середины XVII века и связаны с именем Федора Михайловича Ртищева (1626-1673).
В возобновленном им им в 1648 году Андреевском монастыре он открыл училище, куда пригласил из Киева ученых монахов, чтобы организовать обучение « языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии» Успех начиная Ф.М. Ртищева был очевиден.
При Ртищеве в монастыре возводиться Преображенская церковь а в 1675 году было завершено строительство надвратной церкви св.Андрея Стратилата. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской церкви была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701), впоследствии. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня с церковью Михаила Архангела была возведена в 1748 году на пожертвования графа С.Б.Шереметева.
Однако после смерти Ртищева школа в Андреевском монастыре просуществовала недолго и в 1685 году была перенесена в Заиконоспасский монастырь в Китай –городе.
При Петре I строения монастыря частично использовали для содержания незаконнорожденных детей и подкидышей. Андреевский монастырь был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках монастыря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. монастырь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. В 1764 году монастырь был упразднен, а главная церковь Вознесения Христова (возведена в 1689-1703 гг.) стала приходской. Что касается бывших монастырских зданий, при Екатерине II они использовались для различного рода исправительных учреждений.
Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 году, на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы.
По указу императрицы Екатерины II в 1775 году в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола.
В 1788 году по словам английского путешественника Вильяма Кокса, а Андреевском монастыре содержались « распутные женщины», которые жили там в продолжение двух и трех недель, занимаясь тем, что вьют веревки для адмиралтейства» Тогда же, по его словам, в обители находился» приют для солдатских вдов» на который « императрица дает на каждую женщину по 4 копейки в день; в приюте девяносто вдов».
В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «Богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 года по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса Богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 года увеличилось до 956 в 1906 году. Поздний по времени юго-западный корпус Богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 году.
В храмах обители, находившихся в ведении Богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной.
До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.
В 1918 году Богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак.
В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм Святого мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта
В 1925 году «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба.
В храме Святого апостола Иоанна Богослова Богослужения совершались до конца 1930-х годов.
Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX века. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.
В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, Апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и Мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Донского монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко.
В 1996 г. комплекс бывшего. Андреевского монастыря передан Русской Православной Церкви для размещения Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».
16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев)

В одноименном переулке, а над ним словно нависают современные железобетонные постройки Президиума РАН, доминирующие в урбанистическом пейзаже Москвы. Обитель сегодня снова действующая, но так было не всегда.

Предшественницей Андреевской обители по известным историческим преданиям являлась существовавшая еще в XIII столетии Преображенская пустынь. Монастырские деревянные постройки, как повествует летопись, в 1547 сгорели дотла в пламени вспыхнувшего пожара.

Позже здесь же в урочище у Воробьевых гор, что называлось Пленницы, был возведен во имя Андрея Стратилата небольшой деревянный храм. Ибо в день, когда церковь чествует великомученика, летом 1591 года многотысячная рать под предводительством крымского хана Казы Гирея внезапно и непредсказуемо бежала от стен Москвы. В середине XVII столетия окольничим Федором Ртищевым, испросившим разрешение царя Алексея Михайловича и получившим его, как и патриаршее благословение, был выстроен здесь храм Преображения Господня и на кошт боярина основан Андреевский монастырь.

Среди поселившихся в обители иноков числились образованные монахи, присланные митрополитом киевским Петром Могилой для обучения грамоте как боярских детей, так и людей простого чина. Из этого явствует, что в стенах обители сложилось целое братство, члены его трудились над переводами и переписыванием книг. При монастыре открылось также училище, где обучали грамоте, философским наукам, риторике, греческому и латинскому языкам. Благодаря Ртищеву была основана библиотека и учреждена школа для отроков различных сословий, учащиеся которой позже были переведены и стали слушателями Славяно-греко-латинской академии, открывшейся при Заиконоспасском монастыре. Переселились туда не только ученики, но и часть монахов, и в начале 80-х годов XVII столетия Андреевский монастырь приписали к вышеозначенной обители.

В период правления Петра I Андреевский монастырь вообще упразднили, а его церкви стали обычными приходскими. На протяжении последующих столетий строения обители использовалось в различных целях: в них располагались приют для детей-подкидышей, богадельня, больница для умалишенных, коммерческое училище, в советское время – дома-коммуны, лаборатория по измерительной технике.

Архитектура монастыря

Основной комплекс обители сооружался в середине XVII века. Его строительство велось под началом зодчего Григория Копыла. Позже появилась каменная надвратная церковь в честь святого Андрея Стратилата, изыскано декорированная изразцами. На месте ранее сооруженного храма Воскресения было начато возведение нового, его освещение произошло в 1703 году. На монастырской территории на средства, пожертвованные графом Шереметьевым, была построена колокольня.

В 20-е годы прошлого века был утрачен некрополь обители, а большая часть монастырских зданий разобрана. Сохранились в Андреевском монастыре строения церкви Андрея Стратилата, собора Воскресения, храма Иоанна Богослова, расположенного в колокольне, и корпусов богадельни.

В 1991 году на территории Андреевского монастыря открылось Патриаршее подворье, а в середине 2013 года оно было преобразовано в мужскую обитель. Все вернулось на круги своя.

Летом этого года в нашем районе появился полноценный действующий монастырь - Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы (сайт монастыря).

Об истории этого монастыря, успевшего побывать важнейшим центром науки и церковной реформы патриарха Никона, школой, тюрьмой, психиатрической лечебницей, работным домом для распутных женщин, богадельней, клубом для рабочих, учреждением метрологической службы Госстандарта читайте ниже.

Преображенская пустынь

По легенде еще с конца XIII века на берегу Москвы-реки существовал монастырь - «Преображенская пустынь». Первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го века.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам (от слова "паленницы"). Согласно менее распространенной версии название указывает на то, что здесь содерали "пленников".

Известно, что в 1547 году здесь укрывался от народного бунта Иван Грозный, что совпало по времени с пожаром, прекратившим деятельность монастыря. После пожара монастырь был восстановлен, но стал "убогим домом", куда свощзили для захоронения тела убитых, погибших и безвестных, умерших без покаяния людей. В 1604 году рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили более ста тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень.

При сыне Иоанна Грозного, Федоре Иоанновиче «тишайшем» , возрожденная обитель стала символом и одним из источников победы русского оружия над татарами. 19 августа 1591 года, в день памяти св. мч. Андрея Стратилата, в окрестностях Преображенской обители русские одолели крымского хана Казы-Гирея, пришедшего разорить Москву с 15-тысячным войском. Тогда войско хана расположилось станом в селе Воробьёве, лагерь русских войск был разбит на месте современного Донского монастыря. 19 августа хан отступил, испугавшись орудий, стрелявших со стен Преображенской обители, и конечно, чудотворной иконы Божией Матери "Донская", принесенной тогда в стан русского войска (впоследствии на этом месте возник Донской монастырь).

В благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск Казы-Гирея на полпути между лагерями русских и татарских войск была построена церковь Андрея Стратилата.

Центр образования

В XVII веке "ближний человек" царя Алексея Михайловича Федор Ртищев основал на этом месте монастырь (или восстановил сгоревший монастырь XIII века). Известно, что в 1640 году митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения "детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской". Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон. Сведения об основании монастыря содержатся в "Житии милостиваго мужа Феодора Ртищева", написанном неизвестным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны, а сам монастрь, именовавшийся тогда Преображенским, содержался Ртищевым. В 1648 г. первым настоятелем монастыря стал Досифей, "муж добродетелми украшен", келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря.

Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых уже назвал монастырь Андреевским: "Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна".

По царскому указу в Андреевский монастырь принимали ученых людей, а также священников и диаконов, "в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных". Вскоре при монастыре составилось учёное братство (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие "Лексикон славяно-латинский". В 1652 г. в Андреевом монастыре поселились киевские певчие ("вспеваки") с регентом и композитором Федором Тернопольским. Именно монахи Андреевского монастыря подготовили первое издание Библии, которое увидело свет в Москве на Печатном дворе в 1663 году. В монастыре Ртищев также создает библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) монастыря Сошествия Св. Духа. Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам.

Богадельня

По указу Петра I в 1724 году Андреевская обитель была упразднена, а монахи переведены в Донской монастырь. Храмы стали приходскими, в других постройках по указу разместилась школа для «зазорных детей», то есть незаконнорожденных и подкидышей и тюрьма.

После смерти Петра I, в 1730 году монастырь на некоторое время возобновляет деятельность, и школу, и тюрьму ликвидируют. В 1762 году Синод назначил Андреевкий монастырь временным местом для содержания умалишенных.

В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили окончательно, часть стены и келий разобрали, храмы обратили в приходские. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевкого монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола (то есть распутных женщин). В работном доме они вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 году (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 году (архитектор А. С. Каминский). Число содержавшихся в богадельне возросло со 150 человек в 1805 году до 956 в 1906 году. Храмы обители действовали не только для призреваемых в богадельне, но и для жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.

Советский период

В 1918 году богадельня прекратила существование, в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году храм Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (но она так и не была открыта), в 1925 году в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов.

Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX веков (на территории Андреевского монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы), в основном, был уничтожен в 20-х - 40-х годах. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.

В 1964 году здания монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственая контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 года в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, а в следующем, 1992 году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. В 1996 году комплекс бывшего Андреевского монастыря передан церкви для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 года действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». Здесь же находятся Институт библейских переводов, Общецерковная аспирантура имени св. равноап. Кирилла и Мефодия, Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, а также православный телеканал «Союз».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы .

Формальный адрес монастыря в наши дни - Андреевская набережная, дом 2. Координаты: 55.71186, 37.57518. Проезд до ст. метро "Ленинский проспект" или "Воробьевы горы"

В монастыре сохранилось три церкви и несколько построек XIX века из комплекса богаделен.


Обозначения

Храмы монастыря:

1. Собор Воскресения Христова в Пленницах

2.Церковь св.ап.Иоанна Богослова (в колокольне)

3.Церковь св.мч. Андрея Стратилата,над восточными воротами

Другие постройки монастыря:

4. Северный корпус богадельни(XIX в.)

5. Южный корпус богадельни(ныне Синоидальная библиотека) (XIX в.)

6. Монастырская постройка

7. Восточный корпус богадельни(начало XIX в.)

Схема территории монастыря с сайта sobory.ru сайта о православной архитектуре sobory.ru

Еще об истории района:

Сегодня будет пост про бывший Андреевский монастырь на берегу Москва-реки. Он малоизвестен и почти незаметен, так как находится по соседству с огромным зданием Приезидиума РАН. До монастыря можно добраться пешком от метро "Ленинский Проспект".

Монастырь расположен не на горке, как большинство обителей, а в низине, на берегу реки. Дело в том, что возвышение в этом месте издревле считалось "неблагоприятной зоной". Учёным XX века "древние предрассудки" показались неинтересными. Вскоре построенный на холме Президиум РАН стал проседать, потребовался срочный капитальный ремонт башен.

Кстати, Андреевский - один из тех московских монастырей, кто носит звание "бывший" дольше всего. И виноваты в этом вовсе не большевики, а екатериниская реформа 1764 года.

По легенде Андреевский мужской монастырь был построен в конце XIII века, но первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го. Также неизвестно и кем была основана эта обитель на берегу Москва-реки.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам.
Известно, что монастырь сгорел в огне 1547 года. После пожара был восстановлен, но стал не монастырем, а приютом, куда привозили бездомных и тела погибших.

Мартынов Н. А. "Андреевский монастырь в Москве".

В XVII веке монастырь восстановил боярин Федор Ртищев, создав здесь самое первое училище в Москве. Позже учащихся перевели в Славяно-греко-латинскую Академию, давшую начало Московскому Университету. В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили, часть стены и келий разобрали, в зданиях разместили богадельню.

Одно время здесь размещалось исправительное учреждение для распутных женщин. В приюте дамы вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

При входе в монастырь на святых вратах изображен св. Андрей Стратилат, в честь которого и был основан монастырь. Андрей был римским военачальником. Правитель назначил его главнокомандующим (стратиллатом) римским войском.

Несмотря на значительный количественный перевес противника, Андрей со своими солдатами одержали победу. Завистники донесли правителю о христианской вере Андрея, и полководца вызвали на суд, подвергнув жестоким пыткам. Вскоре Андрей с верными ему воинами были казнены.

До конца XVI века монастырь назывался Преображенской пустынью. В 1593 году в день великомученика Андрея Стратилата (19 августа) состоялось освобождение Москвы от войск хана Казы-Гирея.

В честь этого события на территории монастыря выстроили вначале деревянный, а в 1675 году надвратный каменный храм, а монастырь стали называть Андреевским. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составляла Южное защитное кольцо Москвы.

Территория монастыря небольшая, все храмы закрыты. Фотографировать, естественно, запрещено

В бывших монастырских помещениях сейчас находится Синодальная библиотека.

На территории больше всего выделяется кроваво-красная церковь Воскресения 1689 года постройки. Везде видны следы реставрации.Очень надеюсь, что это не только следы.

Еще один вид Воскресенской церкви. Похоже на провинцию.

Сохранилась в монастыре и колокольня церкви Иоанна Богослова 1748 года, построенная на средства графа С. П. Шереметьева. Честно сказать, мало встречал колонн в монастырях. Всегда думал, это украшение барских усадеб

Слышал, что звонарь Андреевского монастыря считается одним из лучших в Москве. Говорят, он даже профессиональный музыкант. Правда всегда заставал Андреевскую звонницу молчащей.

Храмы Андреевского монастыря были закрыты в 1924 году. С этой поры помещения использовались под жильё, позже - для различных НИИ.

В 1992 году Андреевский монастырь вернули церкви, придали статус патриаршего подворья, но в качестве монастыря он не функционирует.

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: 1648, 2013 годы
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова в Пленницах, церковь Иоанна Богослова в колокольне, церковь Андрея Стратилата
Координаты: 55°42"42.5"N 37°34"29.9"E
Объект культурного наследия РФ

На юго-западе столицы, у подножья Воробьевых гор стоит монастырь, основанный другом царя Алексея Михайловича - боярином Федором Ртищевым. Православная обитель стала первым просветительным учреждением Москвы , и в наши дни она имеет статус памятника архитектуры.

Андреевский монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря

По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.

В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями . Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.

Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки

В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство - объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.

В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.

С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.

К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».

Церковь Андрея Стратилата

В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.

Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».

В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы - Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.

Собор Воскресения Христова в Пленницах

С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.

Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.

Вид на монастырские купола

Главным в обители считается старинный храм Воскресения Христова, возведенный на рубеже XVII-XVIII веков. Красивая одноглавая церковь оформлена в традициях московского или «нарышкинского» барокко и возвышается в западной части монастыря. Она состоит из высокого подклета, лаконичного четверика, крытой галереи и трехчастной абсиды. Внутри храма хранится одна из монастырских святынь - икона Казанской Божией Матери.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам - в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

turturist.ru - Академия путешественника