Авиация россии. Палубный "орел" Легче, прочнее и экономичнее

Идея создания учебно-боевой машины на базе палубного истребителя МиГ-29К возникла параллельно строительству первого экземпляра миговского палубника. Первоначально для подготовки пилотов МиГ-29К в АНПК "МИГ" во второй половине 80-х гг. прорабатывался проект двухместной палубной учебно-боевой машины, получившей название МиГ-29КУ (9-62). Изучение возможностей использования сухопутного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ для тренировки морских летчиков показало, что обзор из задней кабины (инструктора) явно недостаточен для обеспечения безопасной посадки на палубу. Поэтому кабины инструктора и обучаемого на МиГ-29КУ выполнили раздельными по типу кабин самолетов МиГ-25РУ/ПУ. Кресло в задней кабине установили с большим превышением относительно переднего, за счет чего на посадке из обеих кабин обеспечивался практически одинаковый обзор. Новое расположение кабин экипажа привело к изменению конструкции и обводов носовой части корпуса самолета. В связи с приостановлением работ по корабельному истребителю МиГ-29К рабочее проектирование его учебного варианта не проводилось. Были лишь построены продувочная модель МиГ-29КУ и полноразмерный макет головной части его корпуса.

Второй раз к этой идее вернулись после подписания 20 января 2004 года Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) "МиГ" контракта на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования.

Он предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ , а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. В 2005 г. в соответствии с указанным опционом был подписан контракт на поставку вооружения для МиГ-29К/КУБ.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 гг. выполнено около 700 полетов.

Одноместный МиГ-29К - многофункциональный истребитель корабельного базирования, предназначенный для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.

Его учебно-боевой вариант МиГ-29КУБ предназначен для:

  • тренировки и приобретения (совершенствования) навыков пилотирования и самолётовождения;
  • отработки элементов боевого применения;
  • решения всех боевых задач, тождественных МиГ-29К.

При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29КУБ использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-33МК с увеличенными тягой и ресурсом.

Бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала.

На МиГ-29КУБ устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции "Жук-МЭ" и новейшие оптико-электронные системы.

В определении облика МиГ-29КУБ самое активное участие приняли представители Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования, превышающие мировой уровень.

В соответствии с пожеланием Заказчика, БРЭО МиГ-29КУБ выполнено интернациональным. В его создании помимо российских участвуют индийские, французские и израильские компании.

Самолет МиГ-29КУБ спроектированы в Инженерном Центре "ОКБ им. А.И. Микояна", который возглавляет заместитель Генерального директора - генерального конструктора Барковский Владимир Иванович. Главный конструктор самолетов МиГ-29К/КУБ - Бунтин Николай Николаевич.

Первый полет истребителя МиГ-29КУБ состоялся 20 января 2007 г. на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова. Самолет поднял в воздух экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова (руководитель программы испытаний).

Технические характеристики

Размах крыла, м на стоянке авианосца - 7.80, полный - 11.99
Длина, м 17.37
Высота, м 5.18
Площадь крыла, м2 42.00
Масса, кг нормальная взлетная - 18650; максимальная взлетная - 22400
Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33 сер. 3М
Тяга, кгс 2 х 8700
Максимальная скорость, км/ч на высоте - 2100; у земли - 1400
Практическая дальность, км: с тремя ПТБ - 2700, без ПТБ - 1600
Максимальная скороподъемность, м/мин 18000
Практический потолок, м 17500
Эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 1
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески

МиГ-29К (по классификации НАТО: Fulcrum-D) — российский многоцелевой палубный истребитель, разработанный в ОКБ МиГ в конце 1980-хх.

История МиГ-29К

В начале 1970-хх годов военно-морской флот СССР и ВПК приступили к созданию морских авиационных группировок, ядром которых должны были стать полноценные большие авианосцы, оснащенные эффективной авиагруппой. Смешанная группа авианосца должна была быть представлена самолетами , и Ан-71 (корабельная версия ДРЛО на базе Ан-72), а так же перспективный торпедоносец.

Однако, сроки создания самого авианесущего крейсера постоянно растягивались и, как оказалось, к моменту появления авианосца, самолеты его авиагруппы уже бы устарели. Поэтому было принято решение создать корабельные версии новейших советских истребителей и .

МиГ-29 отводилась роль многофункционального истребителя, который должен был обеспечивать завоевание превосходства в воздухе и, одновременно, выполнять функции штурмовиков и разведчиков. В этом виде МиГ-29К становился прямым конкурентом так же корабельному .

Концепция самолета разрабатывалась с 1978 года после того, как первый МиГ-29 взлетел и доказал свою перспективность. Один из опытных МиГ-29 переделали под демонстратор технологий и проводили на нем испытания систем, в том числе на имитаторе палубы авианосца — комплексе НИТКА в Крыму. Уже в 1989 году МиГ-29ЛЛ совершил первые взлет и посадку на авианосец.

Однако, в начале 1990-хх годов развал СССР и резкое снижение госзаказа отрицательно сказалось на проекте. МиГ-29К еще не был готов к серийному производству, поэтому военным пришлось отказаться от этого проекта в пользу Су-27К (будущего ). Программа МиГ-29К, как и многие другие проекты МиГ были закрыты.

Лишь в 2000-хх годах проект снова был открыт, когда ВМФ Индии выкупил у России авианосец Адмирал Горшков. Корабль был переоборудован и вступил в состав индийского флота под наименованием Викрамадитья. Су-33 к этому времени уже не выпускались, к тому же индийским военным нужен был более многофункциональный и легкий самолет. МиГ-29К был идеальным вариантом.

В 2004 году был заключен контракт на 16 палубных истребителей. Так же предусматривался опцион еще на 30 машин в будущем. К концу 2000-хх МиГ создал 2 новейших корабельных истребителя: базовый «К» и двухместный «КУБ». Технологически эти самолеты далеки от изначального проекта и унифицированы с новейшими МиГ-35.

Видеозапись работы истребителей МиГ-29 с палубы авианосца

Конструкция МиГ-29К

МиГ-29К, как и МиГ-29КУБ — истребители палубного базирования. Это многофункциональные всепогодные истребители поколения 4+.

От базового МиГ-29 имеют ряд отличий:

  • улучшена антикоррозийная защита планера
  • усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы с корабельной палубы
  • усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, механизация крыла более сложная для улучшения взлетно-посадочных характеристик, консоли крыла складывающиеся
  • на самолете увеличен запас топлива и установлена система дозаправки в воздухе
  • новые покрытия и технологические решения снижают радиолокационную заметность
  • на самолете установлен комплекс РЛС Жук-МЭ, двигатели РД-33МК, новый комплекс ЭДСУ и БРЭО с открытой архитектурой.

МиГ-29К и МиГ-29КУБ вооружены управляемыми ракетами Р-73Э, РВВ-АЕ, а так же противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35. Так же могут применяться противорадарные ракеты Х-31П и авиабомбы КАБ-500Кр.

Модификации

  • МиГ-29К (9-31) — базовый корабельный истребитель, созданный в 1980-хх годах.
  • МиГ-29К (9-41) — новый самолет, созданный в начале 2000-хх и запущенный в серийное производство.
  • МиГ-29КУБ — двухместный истребитель, созданный на базе изделия 9-41.

В конце 2015 года Российская самолётостроительная корпорация (РСК)«МиГ», выполнила государственный заказ на поставку 24 самолётов МиГ‑29К/КУБ морской авиации Военно-морского флота (ВМФ). В 2016 году «МиГ» планирует завершить выполнение крупного контракта на поставку аналогичных самолётов Военно-морским силам (ВМС) Индии. Ожидается, что перспективные индийские и российские авианосцы тоже будут оснащены МиГ‑29К/КУБ.

До сих пор в отечественной морской авиации имелось только одно формирование палубной авиации - 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк Северного флота. На его вооружении стоят палубные самолеты Су‑33, а также учебно-тренировочные Су‑25УТГ. Именно этот полк является авиакрылом российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

С мая по август 2015 года флагман ВМФ России - тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» прошёл ремонт на заводе в Росляково Мурманской области. В октябре корабль приступил к плановым задачам боевой подготовки в Баренцевом море.

Тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ России "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"

В сентябре-октябре 2016 года "Адмирал Кузнецов" войдет в Средиземное море, где возглавит постоянную группировку кораблей ВМФ России. Крейсер будет нести на борту смешанную авиагруппу палубных самолётов Су-33, Су-25УТГ и МиГ-29К. В оставшиеся до начала похода месяцы экипажи самолётов будут оттачивать навыки взлёта и посадки на палубу авианосца на наземных испытательных тренировочных комплексах в Саках и Ейске.

Корабельный МиГ

Одноместный МиГ‑29К и двухместный МиГ‑29КУБ представляют собой многофункциональные истребители поколения 4++, предназначенные для решения задач не только ПВО корабельных соединений, как ранее разработанные в России палубные истребители, но также для завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днём и ночью в любых погодных условиях.

Корабельные истребители МиГ‑29К/КУБ - базовые самолёты нового унифицированного семейства, в которое также входят истребители МиГ‑29М/М2 и МиГ‑35/МиГ‑35Д.

Стартовым заказчиком МиГ‑29К/КУБ стали ВМС Индии. Они выбрали по итогам конкурса российские «палубники» для комплектования авиакрыла авианосца Vikramaditya, а также перспективного авианосца Vikrant индийской постройки.

20 января 2004 года Индия заключила контракт на $730 млн. на разработку и поставку 16 палубных истребителей (12 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ). Это соглашение было успешно выполнено в 2011 году. Но ещё до этого, 12 марта 2010 года, стороны подписали второй контракт на сумму $1,2 млрд. на поставку до конца 2016 года ещё 29 МиГ‑29К. Вторым эксплуатантом самолёта стал российский флот: в феврале 2012 года был заключен контракт на поставку морской авиации ВМФ России 20 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ до конца 2015 года.

Модель авианосца Проект 23000 "Шторм"

Первая публичная демонстрация обновленного для российского флота МиГ‑29К состоялась в июне 2015 года в Кубинке на форуме «Армия‑2015». На том же форуме была показана модель перспективного российского авианосца «Шторм».

По сообщениям Невского проектно-конструкторского бюро, разработавшего проект, «авиагруппа “Шторма” будет состоять из палубных истребителей МиГ‑29К, а также ПАК ФА Т‑50 и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения».

Пилоты о МиГ‑29К/КУБ

Лётчики, испытывавшие МиГ‑29К/КУБ, высоко оценили его характеристики. Они предпочитают говорить о МиГ‑29К/КУБ не как о варианте МиГ‑29, а как о совершенно новом самолёте.

«Создан современный многофункциональный самолёт с качественно новыми боевыми возможностями, - рассказывает заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой Российской Федерации, генеральный директор Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова Павел Власов. - Возросла полезная нагрузка. Расширилась номенклатура вооружений. Это, конечно, привело к росту массы.

Однако комплекс новых решений, таких как щитки Крюгера, новая конструкция закрылков, современная дистанционная система управления, позволили нивелировать негативные факторы и существенно улучшить условия пилотирования для лётчика». По словам Власова, улучшились эксплуатационные характеристики самолёта. Усовершенствован интерфейс «лётчик - самолёт», который стал более дружественным. Существенно расширилась информационная поддержка экипажа. Повышение точностных характеристик навигационного оборудования обеспечило новые возможности, например заход на посадку по спутниковым системам. Новые решения облегчили работу на этапе лётных испытаний, обеспечили их ритмичность.

«На посадке компактный МиГ‑29К с цифровой электродистанционной системой управления ведёт себя динамичнее, чем Су‑33 с аналоговой, - рассказывает Заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой Российской Федерации, лётчик-испытатель РСК “МиГ” Николай Диордица. - И на взлёте тоже, за счёт лучшей тяговооруженности. На МиГ‑29К/КУБ легче выдержать направление разбега на взлёте, самолёт сходит с трамплина с достаточными запасами по управляемости».

Индийский вариант

На сегодня самым большим парком корабельных МиГов располагают ВМС Индии. По словам генерального директора РСК «МиГ» Сергея Короткова, в 2016 году в Индию будет поставлено шесть палубных истребителей МиГ‑29К. Таким образом, будет завершено выполнение контракта 2010 года.

К этому моменту в Индии будет 45 МиГ‑29К/КУБ. Они будут сведены в три эскадрильи, две из которых будут дислоцироваться на авианосцах Vikramaditya и Vikrant, а третья использоваться для обучения лётчиков на суше. Первое из этих подразделений - 303-я эскадрилья Black Panthers («Чёрные пантеры») - было сформировано в мае 2013 года на авиабазе ВМС Индии Hansa (штат Гоа). Эскадрилья имеет на вооружении 12 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ (все поставлены в рамках первого контракта от 2004 года). Она включена в состав авиагруппы авианосца Vikramaditya, входящего в состав Западного флота Индии. Этот корабль, построенный Россией на основе авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков», имеет полное водоизмещение 45,5 тыс. тонн и способен нести до 24 самолётов класса МиГ‑29К.

Согласно официальному заявлению ВМС Индии, по состоянию на март 2015 года «эскадрилья МиГ‑29К налетала более 2 500 часов и провела успешные испытания всей номенклатуры вооружения самолёта, включая управляемые ракеты классов “воздух-поверхность” и “воздух-воздух”, бомбы, неуправляемые ракеты и пушку». Самолёты взлетали и садились как на наземный аэродром, так и на авианосец. Также в сообщении говорится, что «проходившие испытания самолёты участвовали и в важных учениях ВМС и ВВС Индии».

Летом 2015 года началось формирование второй эскадрильи МиГов на восточном побережье Индостана, на базе Dega (штат Андрха-Прадеш). Однако корабль для этой эскадрильи запаздывает: по официальным сообщениям авианосец Vikrant (известен также как «проект 71»), строящийся Индией, войдёт в строй не ранее декабря 2018 года. Он будет иметь чуть меньшее полное водоизмещение, чем Vikramaditya, - 40 тыс. тонн, но также рассчитан на базирование до 24 самолётов класса МиГ‑29К.

Еще одну эскадрилью МиГ‑29К ВМС Индии планирует развернуть на базе Kadamba (штат Карнатака). Видимо, она будет служить для обучения лётчиков. Вместе с тем, в июне 2015 года в Институте авиационных технологий ВМС Индии в городе Кочи (штат Керала) был введён в эксплуатацию тренажер МиГ‑29К, поставленный РСК «МиГ». «Тренажер позволяет проводить обучение лётного и технического персонала, демонстрируя работу всех систем самолёта и связанного с ними технического обслуживания», - заявил начальник Южного военно-морского командования ВМС Индии вице-адмирал Сунил Ланба (Sunil Lanba).

Для обеспечения эксплуатации МиГов в Индии создается центр по их техобслуживанию. «Помещение построено, мы завозим туда оборудование, обещанное по офсетному контракту, который был заключен на салоне МАКС‑2013. Идёт подготовка индийских специалистов и скоро в этом сервисном центре начнется непосредственный ремонт блоков и агрегатов», - заявил глава корпорации «МиГ» Сергей Коротков.

Кроме того, для расширения возможностей самолёта проводятся испытания, создается новое оборудование. В начале 2015 года, как сообщила индийская пресса, по просьбе ВМС Индии прошла отработка посадки МиГ‑29К на авианосец «Адмирал Кузнецов» с одним работающим двигателем из двух. «МиГ‑29К/КУБ - прекрасный самолёт, оснащенный очень мощными двигателями, - цитирует газета The Hindu неназванного индийского военного. - Чтобы развеять опасения наших пилотов, мы попросили РСК “МиГ” подтвердить возможность посадки МиГ‑29К на одном двигателе».

На авиасалоне МАКС‑2015 впервые был продемонстрирован подвесной агрегат заправки ПАЗ-МК для МиГ‑29К/КУБ, созданный по заказу индийских ВМС. Учитывая ограничения на взлётный вес самолёта, диктуемые длиной полосы авианосца, агрегат ПАЗ-МК позволит дозаправить МиГ‑29К уже в воздухе, тем самым расширив его радиус действия.

Если исходить из полной загрузки обоих авианосцев, то Индии потребуется не менее 48 палубных истребителей и не менее одной эскадрильи для обучения на суше. «Будет ли формироваться авиагруппа на авианосец “проекта 71” из числа законтрактованной и поставленной техники либо будут дополнительные заявки - этот вопрос находится в компетенции индийской стороны», - заявил заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов.

Вслед за Vikrant Индия планирует к 2025 году ввести в строй новый авианосец Vishal с полным водоизмещением 65 тыс. тонн и с ядерной силовой установкой. Решения по авиакрылу для него пока нет.

Началось все 1984 году, когда на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова стартовало проектирование МиГ-29К (изд. 9-31). В течение четырех лет шла напряженная работа по проектированию нового самолета. Постройка двух прототипов велась совместно опытным производством ОКБ и серийным заводом «Знамя труда» (МАПО им. П.В.Дементьева). 19 апреля 1988 г. первая машина, получившая бортовой «311» (т.е. самолет «9-31/1»), была переведена на аэродром, и после наземной проверки всех систем и оборудования 23 июня 1988 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна Т.О.Аубакиров поднял ее в воздух.

Испытательные полеты МиГ-29К на «Нитке» в сентябре-октябре 1989 г. подтвердили соответствие взлетно-посадочных и летных характеристик машины расчетным и позволили приступить к изучению вопросов пригодности МиГ-29К для базирования на борту ТАВКР. 1 ноября 1989 г., сначала В.Г.Пугачев на Су-27К (Т10К-2), будущем Су-33, а затем и Т.О.Аубакиров на МиГ-29К «311» впервые в отечественной авиации и ВМФ посадили свои машины на палубу авианесущего крейсера. В тот же день вечером Аубакиров на МиГ-29К произвел первый взлет с трамплина «Тбилиси» (будущий «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), Пугачев на Су-27К покинул корабль на следующий день. Таким образом между двумя конкурирующими КБ был достигнут паритет - Сухой первым сел, а МиГ первым взлетел.

Как всем известно, в связи с развалом СССР планы пришлось умерить. Приоритет в итоге отдали Су-27К, который позже получил название Су-33 и стал поступать на вооружение. Всего было построено 26 машин.

Самолеты МиГ-29К неоднократно участвовали в различных выставках авиационной техники. В феврале 1992 г. второй экземпляр истребителя («312») демонстрировался главам и представителям оборонных ведомств стран СНГ на аэродроме Мачулищи в Беларуси, в 1992, 1993 и 1995 гг. - в статической экспозиции авиасалона в подмосковном Жуковском. В течение четырех лет машина не летала: последний перед консервацией, 106-й полет на МиГ-29К «312» состоялся 28 августа 1992 г. Однако летом 1996 г. 312-я вновь была подготовлена к испытательным полетам и в сентябре того же года прибыла в Геленджик, где проходила первая в России международная выставка гидроавиации. МиГ-29К «311» был показан в августе 1997 г. на стоянке авиасалона МАКС-97.

В дальнейшем борт «311» еще послужил. Некоторое время он стоял в ангаре в Жуковском (фотографии ниже сделаны зимой 2006/2007).

Количество якорей указывает на количество посадок на палубу.

Кабина. По тем временам была современной:)

Там же находился и его братец «312».

Позже борт «311» использовали в качестве макета на авианосце «Викрамадитья».

Хотя проект МиГ-29К с начала 1990-х годов и не мог рассчитывать на госзаказ, его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ.

Вторую жизнь программа получила после подписания 20 января 2004 года Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» контракта на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования. Он предусматривал поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. В 2005 г. в соответствии с указанным опционом был подписан контракт на поставку вооружения для МиГ-29К/КУБ.

В определении облика МиГ-29КУБ самое активное участие приняли представители Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования, превышающие мировой уровень.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 гг. выполнено около 700 полетов.

Одноместный МиГ-29К - многоцелевой истребитель корабельного базирования, предназначенный для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным днем и ночью в любых погодных условиях.

Его учебно-боевой вариант МиГ-29КУБ предназначен для:

Тренировки и приобретения (совершенствования) навыков пилотирования и самолётовождения;

Отработки элементов боевого применения;

Решения всех боевых задач, тождественных МиГ-29К.

При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29КУБ использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-33МК с увеличенными тягой и ресурсом.

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала. В соответствии с пожеланием Заказчика, БРЭО МиГ-29КУБ выполнено интернациональным. В его создании помимо российских участвуют индийские, французские и израильские компании.

На МиГ-29КУБ устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции «Жук-МЭ» и новейшие оптико-электронные системы.

Отличительной особенностью самолетов является высокий уровень унификации. Несмотря на модификацию (одно- или двухместную), самолеты имеют одинаковый планер. В одноместном самолете на месте второго пилота размещен топливный бак. Это позволило снизить затраты как на производство, так и на эксплуатацию.

Первый прототип палубного истребителя МиГ-29КУБ совершил свой первый полет 20 января 2007 года с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (г. Жуковский). Самолет поднял в воздух экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.

18 марта 2008 год увидел небо уже серийный МиГ-29КУБ. Самолет выполнил традиционные рулежки и пробежки на аэродроме летно-испытательного комплекса РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, а затем совершил полет продолжительностью 42 минуты в режимах, отработанных на опытном самолете. В ходе полета были подтверждены все летно-технические характеристики серийного МиГ-29КУБ.

Но палубный истребитель, несомненно, должен летать с палубы. :)

В самом конце сентября 2009 года Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» успешно провела летные испытания выпускаемых по заказу ВМС Индии новых многоцелевых корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ на тяжелом авианесущем крейсере Северного Флота ВМФ России «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первую посадку на палубу находящегося в Баренцевом море ТАВКР «Адмирал Кузнецов» выполнил 28 сентября на опытном самолете МиГ-29К с бортовым №941 начальник летной службы РСК «МиГ» Заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Павел Власов.

За ним на серийной «спарке» МиГ-29КУБ, уже окрашенной в цвета заказчика, последовали летчики-испытатели РСК «МиГ» Николай Диордица и Михаил Беляев.

Всего в течение двух дней было совершено несколько палубных посадок и взлетов обоих самолетов, которые практически подтвердили возможность безопасной эксплуатации новых истребителей на авианесущих кораблях. Примечательно, что полеты МиГ-29К/КУБ на «Кузнецове» были проведены буквально накануне 20-летнего юбилея первых корабельных посадок отечественных сверхзвуковых истребителей четвертого поколения и стали своего рода возвращением «МиГов» на палубу.

После того, как новый самолет показал свою полную состоятельность, началось обучение индийского летного и технического персонала. Самым сложным элементом в котором, несомненно, являлась отработка дозаправок в воздухе.

В конце 2009 года первые истребители перелетели в Индию. Индийские летчики высоко оценили летные качества машин.

Благодаря этому, в связи со строительством новых авианосцев, Индия заказала еще 29 самолетов на сумму в 1,2 млрд долларов, в дополнение к контракту 2004 года на 16 машин. По состоянию на август 2011, Индия получила 11 МиГ-29К из первого контракта на 16 самолётов

Но были и печальные моменты. 23 июня 2011 года при выполнении испытательного полета в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29КУБ. Лётчики Олег Спичка и Александр Кружалин погибли. Полетное задание было настолько сложным, практически на грани возможностей самолета, что выполнить его могли только самые лучшие… – такие асы как Олег Спичка и Александр Кружалин…

Комиссия установила, что самолет не разрушался и был исправен до момента столкновения. Летчики действовали согласно полетному заданию и делали все, чтобы выйти из сложнейшей ситуации.

Но, несмотря на тяжелые потери, программа развивается. Совсем недавно (http://sdelanounas.ru/blogs/12906/) стало известно, что в начале февраля 2012 года Министерство Обороны России заключит с «РСК»МиГ" контракт на 28 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ со сроком поставки до 2020 года.

В итоге, можно уверенно сказать, что программа МиГ-29К/КУБ состоялась! Новый палубный истребитель станет достойной заменой для Су-33 и, возможно, найдет новых зарубежных заказчиков.


Миг-29К — Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

ТТХ Миг-29К:

Размах крыла, м на стоянке авианосца 7.80 полный 11.99

Длина, м 17.37

Высота, м 5.18

Площадь крыла, м2 42.00

Масса, кг пустого самолета 12700

нормальная взлетная 17770

максимальная взлетная 22400

Топливо, кг внутреннее 5670

максимальное с ПТБ 9470

Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33И Тяга, кгс 2 х 9400

Максимальная скорость, км/ч

на высоте 2300 (М=2.17)

у земли 1400

Практическая дальность, км: на малой высоте 750 на большой высоте 1650 на большой высоте с ПТБ 3000 с одной дозаправкой 5700

Максимальная скороподъемность, м/мин 18000

Практический потолок, м 17000

Длина разбега, м 110-195

Длина пробега,м 150-300

Эксплуатационная перегрузка 8.5 Экипаж, чел 1

Вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов),
боевая нагрузка — 4500 кг на 9 узлах подвески:
УР класса воздух — воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, ракет малой дальности Р-73, противокорабельных Х-31А, противорадиолокационных Х-31П, ракет класса воздух — поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающих бомб и авиационных мин.

Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К (еще на базе типа 9-12) с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового типа усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г. В связи со специфическими условиями базирования на корабле в конструктивном плане МиГ-29К имел, по сравнению с МиГ-29М, ряд особенностей.
При разработке агрегатов палубной модификации большое внимание было уделено защите самолета от коррозии, учитывались «морские» требования к покрытиям, материалам и герметизации отдельных элементов. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительному усилению подверглись центральный бак, расположенный за ним силовой отсек корпуса, к которому крепились основные опоры шасси и тормозной гак, а также носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки разместили механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. Как и на МиГ-29М, на верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 м 2 . Площадь стабилизатора увеличилась, при этом он получил характерный «зуб» по передней кромке. Размах и площадь крыла возросли до 11.99 м и 43 м 2 соответственно, изменилась его механизация — на корабельном истребителе появились двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны.
Для уменьшения стояночных габаритных размеров самолета при размещении на палубе корабля и в подпалубных ангарах консоли крыла МиГ-29К выполнили складывающимися посредством гидропривода с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла уменьшался до 7.8 м.
Стойки опор шасси имели большую длину, увеличенный ход амортизаторов и были снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. Для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса стойки основных опор оборудовали механизмами подтяга. Управляемая стойка передней опоры шасси стала разворачиваться на угол до 90€. На ее подкосах установили трехцветный сигнализатор, огни которого информировали руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Все пневматики уступили место новым — большего давления (20 кгс/см 2). Тормозной гак был размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имелась система подсветки гака.
Как и МиГ-29М, корабельная машина оснащалась аналого-цифровой электродистанционной системой управления с трех- и четырехкратным резервированием по всем трем каналам, с механическим дублированием в каналах крена и направления. Самолет также не имел верхних воздухозаборников, соответственно была перекомпонована и его топливная система (внутренний запас топлива составил 5670 л). В случае экстренной посадки для снижения массы машины до предельно допустимой предусматривалась возможность аварийного слива горючего. Для увеличения дальности полета МиГ-29К оснащался системой дозаправки топливом в воздухе от самолета-заправщика (например, Ил-78), оснащенного унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ. Выдвижная заправочная штанга располагалась впереди кабины пилота слева. Ночью штанга подсвечивалась специальной фарой.
Силовая установка МиГ-29К состояла из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К, имевших комплексную цифровую систему регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме была увеличена до 5500 кгс, на полном форсаже — до 8800 кгс. В отличие от ТРДДФ РД-33К, применявшихся на МиГ-29М, у двигателей корабельного истребителя был предусмотрен чрезвычайный режим работы (ЧР), на котором тяга кратковременно возрастала до 9400 кгс. ЧР гарантировал взлет с корабля самолета массой 17700 кг с первой стартовой позиции (дистанция разбега 105 м) и массой 22400 кг — со второй стартовой позиции (дистанция разбега 195 м), а также позволял летчику МиГ-29К производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега (в случае незацепления за трос аэрофинишера).
Система управления вооружением С-29К, примененная на МиГ-29К, по составу в целом соответствовала СУВ самолета МиГ-29М. Одним из отличий комплекса оборудования МиГ-29К, по сравнению с БРЭО самолета МиГ-29М, стало включение в его состав системы навигации СН-К «Узел», обеспечивавшей самолетовождение истребителя над морем и его посадку на палубу авианесущего корабля, а также выставку инерциальной навигационной системы на качающемся основании (палубе корабля). По номенклатуре и количеству подвешиваемого вооружения МиГ-29К практически не отличался от МиГ-29М.
Облет первого экземпляра МиГ-29К (самолет № 311, 9-31/1) выполнил 23 июня 1988 г. летчик-испытатель Т.О.Аубакиров. 1 ноября 1989 г. он же впервые посадил машину на палубу ТАВКР «Тбилиси» (до него посадку на корабль в тот же день совершил В.Г. Пугачев на Су-27К), а затем первым произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312). В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, завершить который, однако не удалось. Совместимость самолета с кораблем оценена положительно, но, в связи с началом серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей, работы по теме МиГ-29К в начале 90-х годов были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 — на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии.
Его планируется использовать в интересах создания нового варианта корабельного истребителя на базе МиГ-29СМТ — МиГ-29К (9-17К).

turturist.ru - Академия путешественника