Фан-движение и субкультура футбольных фанатов. Футбольные болельщики - субкультура и фотографии Теперь фанаты дерутся в лесу и по строгим правилам

Для начала следует дать определение таким понятиям, как фанат и фанатизм.

Фанатизм [от лат. fanum – жертвенник] – твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру .

Фанат – человек, который питает продолжительное (преувеличенное) влечение к определённому предмету. Предмет влечения может представлять собой человека (или группу людей), спортивные клубы, предметы искусства, идеи и т. д. Фанат, нетерпим к другим взглядам и, как правило, агрессивно отстаивает свою точку зрения .

Античность . Большинство людей считают, что фанатизм в области спорта зародился только в девятнадцатых-двадцатых столетиях. Но его истоки мы можем найти еще в Древней Греции. Именно с началом истории Олимпийских игр, мы находим первые упоминания о почитании лучших спортсменов. Первые достоверно известные Олимпийские игры – согласно общепризнанной сейчас хронологии – состоялись в 776 году до новой эры (есть версия, что они были седьмыми). Этот год и принято считать начальной датой. Известно и имя победителя тех Игр – с этого имени начинается олимпийская история человечества и история почитателей спортсменов. Его имя: Короибос, атлет из города Элиды .

Стать олимпиоником – победителем на Олимпийских играх - было заветной мечтой каждого греческого юноши. Пышным и торжественным было прибытие олимпионика на родину.

Состязания в Олимпии проходили под пристальным вниманием тысяч зрителей. Бурей восторженных криков встречали зрители новых олимпиоников.

Возвратившись в родной город, победитель на Олимпийских играх получал знаки благодарности и от своих сограждан. Начинались пиршества, устраиваемые правителем города, желавшим почтить соотечественника, прославившего свою родину. Некоторые города выбивали монеты в честь победы на Олимпийских играх. Олимпионик всю жизнь пользовался большим почетом. Ему отводились лучшие места в театре и на празднествах, часто его освобождали от общих повинностей и налогов, иногда государство назначало ему пожизненную пенсию .

Средние века . В V-VII веках Византия или Восточная Римская империя принадлежала к числу крупнейших государств. Самым огромным городом в то время был Константинополь (столица Византии). В его центральной части был константинопольский ипподром – спортивное крупнейшее место в ту эпоху. Просмотры спортивных различных зрелищ на данной арене, в том числе, конных скачек на колесницах, были обожаемым досугом граждан.

«Факции» (Факции – спортивные цирковые организации в византийских городах 5-7 вв., ведавшие подготовкой и проведением цирковых и спортивных зрелищ. Вокруг них образовались тесно связанные с ними партии приверженцев – димы (группы болельщиков) ). Многие считают, что «факции» и «димы» – это тождественные понятия. Но участниками «димов» являлись многие городские жители различных страт общества (от нищих города и люмпенов до богатых купцов и аристократов).

Правитель Византии наблюдал за состязаниями на ипподроме всё время. Пользуясь этим, члены «дим» проявляли свою благонамеренность или противоположную реакцию на внутригосударственную, внешнюю политическую линию, они выносили экономические, политические требования, а также различные прошения, к примеру, помиловать осуждённого. Заслуживает внимания тот факт, что болельщики были довольно агрессивными .

Новая история . Истоки современного хулиганства берут своё начало в Британии, связано это с появлением футбола. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIV века. Уже в те далёкие времена поклонники команд, да и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после финального свистка арбитра. Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться на берегах Туманного Альбиона в конце 1950-х годов.

Черлидинг – еще одна форма поддержки спортсменов своими объединениями – зародился в США в конце 1880-х годов, а приобрёл наиболее широкое распространение в 1970-е годы. Первыми черлидерами считают группу шести американских парней, возглавляемых студентом университета Миннесоты Джонни Камбелом, которым в 1898 году удалось увеличить посещаемость соревнований, поднять боевой дух команды и придумать «кричалку». Девушки начали принимать участие в поддержке команд лишь в 1956 году, но только после начала трансляций соревнований по всей Америке групп черлидеров между университетами началось повальное увлечение черлидингом .

В 60-ых годах появились первые суппортеры.На тот момент это отдаленно напоминало сегодняшних ультрас, но именно тогда у Милана появились первые признаки организованного боления. В 1966 возникла первая в истории ультрас группировк Милана – Commandos Tigre .

На современном этапе фанатские спортивные движения встречаются часто. Имеют различные формы и проявления. Объединения развиваются вместе с развитием общества. Популярность фан-клубов возрастает во второй половине XX века, это связано с развитием сети Интернет. Чаще всего в последнее время фан-клубы спортсменов и спортивных команд появляются здесь. Движение Ультрас также развивается во второй половине XX века.

1.2.Сущность и содержание деятельности объединений спортивных фанатов

Прежде всего дадим определение понятию «социально-культурная деятельность», так как она непосредственно связана с изучаемым явлением. Социально-культурная деятельность – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

Социально-культурная деятельность – это эффективное средство народного воспитания, управляемая деятельность, которая может осуществляться с трудящимися любого социального положения и любого образовательного уровня средствами все более и более разнообразных действий, и организаций с целью обеспечить оптимальную адаптацию всех к техническим и социальным изменениям общества .

«Социально-культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» .

Говорить о деятельности объединений спортивных фанатов можно, рассмотрев их классификацию. Поэтому следующим шагом в изучении данного вопроса предлагаем изучить деление объединений на различные виды по определенным признакам. Не существует четкой единой общепризнанной классификации объединений спортивных фанатов. Можно классифицировать объединения по разным основаниям:

П о содержанию деятельности и идеологии:

Фан-клубы (Фан-клуб теннисистки Жюстин Энен);

Ультрас – высокоорганизованные, фанаты определенного клуба:

a) Суппортеры – организация визуальной поддержки,

b) Хулиганы;

Черлидеры (Однако этот пункт на данный момент является спорным, так как сейчас, черлидинг официально признан спортом);

Глорихантеры – слой болельщиков, появляющихся при успехах объекта.

По принадлежности к определенному виду спорту:

Футбольные фанаты;

Баскетбольные фанаты;

Фанаты битлонистов и сборных по биатлону;

Фанаты теннисистов;

И др. видов спорта.

Объединения фанатов индивидуальных или командных видов спорта:

Объединения фанатов индивидуальных спортсменов;

Объединения фанатов спортивных команд:

a) Фанаты сборных стран,

b) Фанаты спортивных клубов.

По гендерному типу:

Мужские;

Женские;

Смешанные.

По форме организации деятельности:

Официальные – юридические лица;

Неофициальные – физические лица.

По способу организации управления:

Имеющие четкую структуру с вертикалью власти;

Не имеющие четкой структуры управления.

Рассмотрим ряд классов более подробно.

Фан-клубы.

Фан-клуб – сообщество людей, объединенных общими интересами, в особенности одним из них. Целью фан-клуба является, в т.ч., сбор информации о центральном объекте интереса, которым может быть спортивный клуб, определенный вид спорта, спортсмены, спортивные тренеры и другие знаменитости, связанные со спортом. В России такие клубы ещё называют «клубы по интересам» .

Как правило, у каждого фан-клуба есть свой Устав или Правила. Основные виды деятельности по направлениям:

Коллекционная и Музейно-выставочная деятельность:

Коллекционирование: сбор и обмен информацией о любимом спортсмене или спортивной команде, их фото- и видеозаписи, спортивным инвентарем любимых спортсменов

Развлекательно-рекреативная деятельность:

Посещение спортивных соревнований

Конкурсные мероприятия: устраивают различные конкурсы, турниры, конкурсные игры между членами своего фан-клуба и/или клубов ему родственных

Движение «Ультрас» или просто Ультрас – организованные группы поддержки спортивных команд, главным образом футбольных .

Практически все европейские группировки ультрас имеют некие коммерческие отношения с клубом. Клуб практически всегда или просто помогает финансово или даёт возможность самим ультрас заработать на той же атрибутике, билетах

Ультрас – высокоорганизованные, фанаты определенного клуба.

Группировка Ультрас – это, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды – промо-атрибутикой, популяризацией своего движения (граффити, стикеры, листовки и т.д), распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу (суппорт) на трибунах, организацией выездов на гостевые матчи любимой команды.

Организация, как правило, существует за счет членских взносов своих участников. В среднем по Европе сумма членского взноса составляет 10 евро в месяц.

«Ультрас культура» – это смесь нескольких стилей поддержки команды: от развевания шарфов и флагов из раннего английского боления, бразильской торсиды и первоначального итальянского стиля

6 основных пункта правил поведения ультрас:

Не переставать петь, невзирая на ход матча и на результат;

Не садиться во время матча;

Посещать все возможные матчи своего клуба, несмотря на цены и расстояние;

Верность споукмену (человеку, стоящему там, где находится группа);

- «Отстаивать клубные цвета»;

Помогать развитию ультра-культуры, популяризацией движения.

Направления деятельности:

Спортивно-оздоровительная : проведение спортивных соревнований среди фанатов (пример, турнир по мини-футболу «Забей гол, Фанат» и пр.)

Коллекционная и Музейно-выставочная : коллекционирование различных атрибутов (пример, Частный музей футбольных шарфов в Санкт-Петербурге и др.)

Культуротворческая : создание визуальной поддержки на стадионах, спортивных сооружениях.

Издательская : выпуск специализированных изданий (fan-zine)

Рекреативно-развлекательная : проведение развлекательных акций, посвященных значимых событиям (пример, открытие и закрытие спортивных соревнований).

Черлидинг.

Черлидинг (от англ. cheerleader) зародился в США. Перевести на русский язык это слово не так просто: первая его часть – «cheer» переводится как «возглас, крик», а вторая – «leader» – как «лидер». Соответственно, буквальный перевод звучит как «лидер тех, кто кричит на соревнованиях». В современном мире черлидинг чаще выступает как самостоятельный вид спорта, но продолжает успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта.

Сразу необходимо уточнить, что черлидинг и группы поддержки спортивных команд (так этот вид деятельности официально называется у нас) – понятия все-таки разные. Главное в понятии черлидинга – не просто танцы на спортивных площадках (этим могут заниматься и обычные танцевальные коллективы), а прежде всего то, что своей работой они должны создать благоприятный морально-психологический климат на стадионе, смягчить агрессивное настроение болельщиков-фанатов, создать обстановку «позитивного фанатизма» и постараться управлять эмоциями фанатов.

Черлидинг можно разделить на два основных направления :

Спортивно-оздоровительное : соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам;

Культуротворческая : работа со спортивными командами, клубами, федерациями.

Итак, существует много признаков, по которым можно классифицировать спортивные фан-объединения: по принадлежности к определенному виду спорта, по содержанию деятельности и идеологии, по способу управления, по половому признаку и т.д. Это связано с многообразием объединений и их неоднородностью. Каждое из объединений имеет сразу несколько признаков.

Различные формы существования предполагают и разные виды, и направления деятельности, некоторые из них встречаются у всех типов объединений спортивных фанатов, но главное в их деятельности – поддержка спортсменов и команд различными способами.

Основные направления социально-культурной деятельности объединений спортивных фанатов можно разделить на спортивно-оздоровительную, культуротворческую, рекреативно-развлекательную, коллекционную и музейно-выставочную.

Изучив первую главу, мы можем подвести следующие итоги:

1. Прототипы первых объединений спортивных фанатов зарождаются вместе с появлением официальных соревнований, их развитие происходит уже более 27 столетий. На современном этапе развития, объединения спортивных фанатов реализуют себя в различных формах. В целом зарождение и развитие можно разделить на основные исторические эпохи: Античность, Средние Века, Новая История, Новейшая История.

2. В период Античности происходит зарождение объединений спортивных фанатов, а в Средневековье встречаются объединения-прототипы современных. С XIV века начинают формироваться современные формы объединений, окончательно они образуются к концу XX века.

3. Автор представляет несколько типологий объединений спортивных фанатов по различным признакам, как основную выделяет классификацию по содержанию и формам деятельности, в которой следующее разделение: Фан-клубы Ультрас (Суппортеры, Хулиганы), Черлидеры, Глорихантеры.

4. Различные формы существования предполагают разные виды и направления деятельности, некоторые из них встречаются у всех типов объединений спортивных фанатов, но главное в их деятельности – поддержка спортсменов и команд различными способами.

Что такое околофутбол? В последнее время это словосочетание встречается довольно часто. И люди, связанные с данным видом спорта каким-либо образом, прекрасно знают, что оно обозначает. Но многим его определение до сих пор не ясно. Что ж, стоит это исправить.

Определение

Околофутболом (или как еще сокращают данное слово - ОФ) называется всё, что происходит за пределами игрового поля. Это болельщики, их фанатские традиции, песни, кричалки, баннеры и, конечно, самое главное - разборки между приверженцами разных клубов. Драки, взрывание петард прямо на трибунах, поджигание флагов соперников - всё это и есть околофутбол. Более того! Это является его главной составляющей.

То, что было перечислено вначале - это мирный околофутбол, обычный. А вот все остальное - уже анархия, хулиганство и полный беспредел. К слову, фанаты объясняют своё движение как отдельную субкультуру.

История

Рассказывая о том, что такое околофутбол, нельзя не отметить вниманием и истории. Истоки таких явлений изучать всегда интересно.

В принципе, когда появился и сам вид спорта, тогда и возник околофутбол. Определение такое, конечно, вошло в жизнь фанатов намного позже, но беспредел среди болельщиков был замечен еще в первой половине XIX века в Англии. Даже в те далекие времена ярые почитатели соперничающих клубов собирались, что называется, “стенка на стенку” после того, как заканчивалась игра. Но то хулиганство, которое существует и по сей день, появилось позже - в середине прошлого столетия всё так же в Англии.

Почему этот вид беспредела продолжил процветать? Всё просто. У рабочей молодежи не было иного развлечения, кроме футбола. Он считался наиболее доступным в плане цены. Но с течением некоторого времени молодежи стало не хватать обычного боления на трибунах. И начало появляться футбольное насилие. К середине 60-х годов английские трибуны были более чем на две трети заполнены беспредельщиками. И не удивителен тот факт, что каждый второй матч завершался потасовками и драками. С этим ничего не могли поделать, и потому даже некоторые районы городов, где и собирались безумные фанаты для драк, объявлялись запретными зонами.

Последствия

Вот такая у движения “Околофутбол” история. Но это если вкратце. Всё о околофутболе и о футбольном хулиганизме рассказать просто невозможно. Однако о последствиях упомянуть необходимо.

Взять, к примеру, эйзельскую трагедию. Она произошла в 1985 году на стадионе “Эйзель” в Бельгии. Из-за таких футбольных английских хулиганов тогда во время матча “Ювентуса” и “Ливерпуля” (был финал Кубка Европейских Чемпионов) обрушилась стена одной из трибун. И вследствие этого погибло 39 человек (в основном итальянцы), многих ранило. Безусловно, людей было не вернуть. Потому УЕФА приняла решение отстранить на пять лет все английские клубы от принятия участия в европейских кубках. “Ливерпулю” дали на год больше. Но был один плюс. Поскольку игра транслировалась на весь мир, то трагедию увидели все люди, смотревшие её. И многих хулиганов это повергло в шок. Большинство осознало, к чему может привести футбольная анархия, и вернулось к нормальной жизни.

Сленг

Итак, выше было довольно подробно рассказано о том, что такое околофутбол. А теперь можно отдельным вниманием отметить и сленг, который активно используют фанатские беспредельщики.

Так, например, словами “арматура”, “аргумент” и “железо” называются бутылки, кастеты, палки, камни, а также прочие приспособления для драки, которые используются в ней по согласованию каждой из сторон. “Заряд” - это кричалка. А “кэжуалс” - фанаты, одетые в обычную одежду, без клубной символики. Слово “дерби” означает матч с принципиальным соперником. Комментаторы также активно используют данный термин, который уже стал классическим. Фантомасами, карликами и пионерами обычно называют молодых фанатов.

Перформанс - это организованное на трибунах шоу. А Омоновск-Сити - Нижний Новгород, так его интересно прозвали. А некрасивым словом “Пердяевка” называют города, которые расположены очень далеко и малопривлекательны для выезда. И, наконец, “кузьмич” - это человек, мало понимающий культуру фанатов.

Современный этап

В общем, как можно было понять, беспредел и анархия - вот что такое околофутбол. И, к сожалению, это движение не закончилось. Оно существует везде, и в России тоже. Особенный накал страстей наблюдается между болельщиками ЦСКА и “Спартака”. Кажется, что истинные фанаты московских клубов друг друга ненавидят.

К слову, околофутбол оставил след и в массовой культуре. Об этом явлении написано немало книг. Билл Буфорд выпустил “Английскую болезнь”. Дуги Бримсон написал “Куда бы мы ни ехали” и книгу “Команда”. Авторству Джона Кинга принадлежит “Фабрика футбола” и “Английский путь”. А выпустил “Заводной апельсин”.

Есть и немало фильмов. Некоторые сняты по мотивам вышеупомянутых книг. А в 2013 году вышел и российский фильм под названием “Околофутбола”. В массовке участвовали реальные фанаты, и по сюжету они дрались за те клубы, за которые болеют и в жизни. А один из эпизодов был снят прямо на стадионе во время дерби “Спартака” и ЦСКА.

Совсем скоро в одиннадцати городах России пройдет Чемпионат мира по футболу FIFA™. Чаще всего футбольные болельщики - это молодые мужчины, а иногда подростки. Они идут небольшими группами или целой толпой, поражение или победа команды для них - важное событие как в личной жизни каждого, так и в жизни их сплоченного сообщества, и даже те из нас, кто равнодушен к футболу, чувствуют их возбуждение. Они вызывают у нас разные переживания: мы опасаемся их агрессивности, восхищаемся эмоциональностью, а иногда завидуем тому ощущению единства, которое от них исходит. А как они сами оценивают себя? Каковы их отношения со своей командой и друг с другом?

Заглянуть за кулисы этого закрытого мира нам помог 40-летний Александр Шпрыгин. В фанатских кругах он хорошо известен, а два года назад его имя было во всех СМИ: его обвиняли в том, что он был зачинщиком массовой драки с англичанами, которую российские болельщики устроили в Марселе на чемпионате Европы 2016 года. Александр Шпрыгин 10 лет возглавляет созданное им общественное движение «Всероссийское объединение болельщиков», действие которого в настоящее время приостановлено из-за разногласий с правоохранительными огранами.

Команда отстаивает свою честь на поле, фанаты - за его пределами

«Я пришел в фанатизм подростком в 1989 году, - рассказывает он. - Тогда, чтобы стать фанатом, нужно было посетить хотя бы один выездной матч. После нескольких выездов ты оказываешься в тусовке, тебя начинают узнавать, принимать. Хочешь быть фанатом - будь готов изменить жизнь, предупреждай маму, что в следующие выходные едешь в Тюмень или во Владивосток со своей командой. И тебе обязательно придется драться». Неужели нельзя без драк? «А иначе зачем идти в фанаты?» - искренне удивляется Александр Шпрыгин.

Он считает драки проявлением мужественности. А вот пить во время матча сегодняшнему настоящему фанату не положено - надо быть в форме. «Официального запрета нет, но если ты отправляешься на выезд, два-три дня в поезде, все кругом трезвые, а ты выпил, тебе самому будет неуютно», - поясняет Александр.

«Ездить за любимой командой - сродни наркотику»

Георгий, 46 лет, дизайнер, бартендер

Британский тренер Билл Шенкли сказал: «Некоторые думают, что футбол - это дело жизни и смерти. Готов уверить вас в том, что футбол намного важнее». Вот и для меня футбол важнее многих вещей. Я стал сознательно болеть за «Зенит» после знаменательного матча 1984 года, когда он выиграл у «Спартака» со счетом 2:3. Мне просто понравилась команда, так бывает. Сначала ходил на игры в Москве, потом стал летать в Петербург, позже - в другие города. Несколько лет не пропускал почти ни одного матча «Зенита».

Ездить за командой стало для меня наркотиком. Узнаешь о предстоящей игре - и на физическом уровне возникает желание участвовать. Как это - все знакомые обсуждают в соцсетях поездку, а я останусь? Однажды мне предложили работу в Петербурге, и это стало поводом для переезда. Жена и дочь остались в Москве, мне пока не удалось их перевезти, живем на два города. Любое увлечение требует жертв, будь то деньги или время, которое мог бы провести с родными.

Из-за матчей я совершал поступки, которые не нравились семье, уезжал, когда не нужно было, и так далее. Ценю и поддерживаю многие футбольные традиции. Одна из них - когда болельщики собираются перед игрой в баре, общаются, идут на стадион, а после игры возвращаются, чтобы обменяться мнениями. Причем миллионер и автослесарь равны в своем увлечении. Футбол объединяет людей из разных социальных слоев, стирает границы, для меня это важно.

«Бьются» фанаты - и на стадионе, и за его пределами - не за конкретных игроков (их болельщики частенько ставят на место, если слишком «звездят», - могут прокричать что-то «отрезвляющее» или потом на встрече с командой высказать претензии в лицо), а за клуб. Здесь можно провести такую параллель: команда отстаивает свою честь на поле, фанаты - за его пределами. Но не все уверены в необходимости таких драк.

Особая субкультура футбольных фанатов

Елена Еркина изучает феномен футбольного фанатизма много лет - как социолог, как спортивный психолог и футбольный менеджер, и на общественных началах возглавляет «Фан-посольство России» - член европейской сети болельщиков. «Драться, устраивать погромы и разборки во всем мире считается плохим тоном. Это категория футбольных хулиганов, которых не приветствуют во всем мире», - поясняет социолог. Хотя именно они и причисляют себя к истинным фанатам, остальных - к болельщикам. Тут необходимо небольшое пояснение: слово «фанат» пришло из английского языка, и во всем мире болельщик и фанат - это одно и то же. И только в России есть деление на болельщиков и фанатов. И если болельщик - это просто тот, кто интересуется спортом, то фанат - это гораздо серьезнее.

«Это значит принадлежать к субкультуре и обозначать эту принадлежность через определенные символы», - подчеркивает Елена Еркина. Например, придерживаться цветов клуба, одеваться в стиле спортивного casual (иногда это одежда определенных марок, связанных с футболом), носить клубную символику - майку, кепку, шарф, значки. Цветовой гаммы придерживаются все - от болельщиков до тренерского состава.

«Моя жизнь сама выстроилась вокруг футбола»

Инна, 30 лет, IT-специалист

Ни за что бы не подумала 16 лет назад, что футбол станет для меня чем-то значимым: я тогда ненавидела смотреть любой спорт. А потом что-то щелкнуло: увлекло фигурное катание, затем хоккей, а вскоре стартовал футбольный чемпионат мира - 2002, и я целыми днями смотрела матчи. Впечатлили накал событий, яркая игра Японии, слезы наших игроков.

А потом я… решила болеть за «Локомотив». Это был рациональный выбор, я не влюблялась, не искала кумиров, просто заинтересовала работа тренера, тактика игры. Со временем стала лучше понимать, что происходит на поле. Безумно любопытно наблюдать за тем, как игроки перестраиваются в зависимости от ситуаций, как пытаются предугадать действия соперников. Я начала общаться с болельщиками в чате, мы стали встречаться на выездных матчах.

Позже перебралась из Тольятти в Москву, причем искала жилье недалеко от стадиона. Вот так делаешь шаг в сторону футбола, и жизнь вокруг него начинает строиться сама по себе. Сейчас я помогаю вести сайт для болельщиков «Локо», слежу за игрой от кромки поля через объектив фотоаппарата. Мои планы зависят от графика игр или клубных мероприятий. Стараюсь не брать отпуск на время, когда команда играет дома. Футбол - это интересные знакомства, личные отношения, близкие друзья. Мы отмечаем свадьбы и дни рождения, это мой круг. Мой личный, выбранный мир. Из которого я возвращаюсь в мир реальный с новыми силами.

«На стадионе «Зенита» вы не увидите ничего другого цвета, даже клумбы будут командных тонов», - говорит Елена. Приверженность выбранным цветам может показаться странной тому, кто сам не принадлежит к кругу посвященных. «Бывает, что фанат сине-белых отказывается заправляться на заправке «Лукойла», даже если бензин на нуле, только потому, что цвета компании - красно-белые, как у «Спартака», а это враги», - рассказывает Александр Шпрыгин.

Фанаты и говорят на особом языке: это сленг, который непонятен другим и служит способом отличить своего от чужого. Но не только особый язык и атрибутика отличают фанатов: у большинства из них есть особенности характера, особый тип реакции. «Фанаты одержимы, в их эмоциональном мире очень тонка грань между эйфорией и яростью, между радостью и отчаянием. Его команда выиграла - он счастлив и готов одарить любовью жену и детей. Проиграла - два дня будет мрачнее тучи», - убеждена Елена Еркина.

Группа - это я

Фанатам свойственны резкие перепады настроений. «Такие эмоциональные «качели» типичны для погра­ничного расстройства личности, - поясняет психоте­рапевт Антон Ежов. - Проблема не только во внеш­них проявлениях, а прежде всего в диффузии идентично­сти - люди с таким расстройством имеют размытое представление, кто они, утрачивают личные границы, бессознательно отождествляют себя с чем-то общим. Они опираются на идеологию группы, на групповые атрибуты, напоминающие фетиш». Позиция «я в группе» за счет механизмов слияния, интроекции и идентификации подменяется тезисом «группа - это я». Нечто похожее происходит и с фанатами: идеология группы заменяет им собственное представление о ценностях и взглядах.

Это естественное состояние в подростковом возрасте, часть свойственного этому периоду бунта, когда юноша противопоставляет себя ценностям родителей и общества в целом. Подростки нуждаются в идентификации с лидерами и группой в рамках сепарации и дальнейшей идентификации себя. Но для взрослых людей такое состояние не вполне обычно.

«Часто во главе фанатских агрессивных групп встают люди пограничные и асоциальные, - продолжает Антон Ежов. - Это, безусловно, лидеры, у которых много природной агрессии. У них есть абсолютная жажда власти и контроля. Они реализуют свои психологические потребности во власти и разрядке агрессии, собирая вокруг себя людей инфантильных, с незрелой психикой и порушенной идентичностью, идеализирующих своих лидеров. Это люди с высоким порогом страха, не реагирующие на административные и другие социальные воздействия. Они редко испытывают чувство стыда и вины за действия».

«Единственные мои слезы радости - футбольные»

Константин, 21 год, студент

Удивительно, но я не знаю, когда стал болельщиком. Смотрю футбол и переживаю все то время, что помню себя. Вот мне 6 лет, и я расстраиваюсь оттого, что ЦСКА упустил чемпионство. Вот мне 7, и я увлеченно изучаю газетный разворот с составом нашей сборной на чемпионат Европы - 2004. Вот я 8-летний бегу рано утром к телевизору и ликую: ЦСКА выиграл Кубок УЕФА.

Единственные мои слезы радости - это слезы футбольные, слезы от гола на последней минуте в ворота главного оппонента. А в обычной-то жизни я очень сдержан. Футбол - это интрига и напряжение: каждый гол может оказаться решающим. И высокое искусство - от умелых передач, финтов, отборов (не говоря уже о голах) я получаю эстетическое удовольствие! На стадионе эмоции, конечно, зашкаливают: где еще тысячи взрослых людей будут прыгать и обниматься с соседями, которых видят впервые? Но лично я и дома перед телевизором переживаю не меньше.

Очевидно, что на исход матча я повлиять не могу никак, но я настолько погружен в процесс, что создаю себе иллюзию соучастия - рисую тактические схемы, подбираю оптимальный состав. Получается такая Mind Game, игра в голове. На поле тоже играю - но как любитель. Это необязательно, чтобы болеть. Но мне помогает лучше чувствовать игру. На что я готов ради футбола? Я готов посвятить ему свою профессиональную жизнь: сейчас вот изучаю спортивное право. Хочется реального соучастия.

Фанатизм большинства болельщиков со временем снижает градус и переходит в категорию хобби, а на первое место выходят отношения и семья, групповая идеология сдает позиции в пользу ценностей пары. Но всегда остаются те, кто «застревает» в групповых ценностях: они строят жизнь согласно графику игр команды, планируют отпуск в зависимости от выездов.

При этом все болельщики - и преданные фанаты, и те, кто следит за играми от случая к случаю - знают, что такое заряд трибун. «Каждый раз удивляюсь, когда трибуна, минуту назад совершенно спокойная, вдруг начинает петь или скандировать что-то в унисон, - признается Елена Еркина. - Заражение энергетикой толпы - мне кажется, хотя бы ради этого стоит приходить на стадион. Для многих это компенсация того, чего им не хватает в других сферах жизни. Здесь не смотрят на твой кошелек или внешность, тебя здесь принимают, поддерживают. Кроме того, спортивное боление - это легальный и цивилизованный способ выплеснуть агрессию».

В Европе девиантных подростков социализируют с помощью футбольной субкультуры

А можно ли направить энергию фанатов в мирное русло? «Личности с антисоциальным расстройством в этом не нуждаются, а то, что предлагает общество, для них малоценно. Все попытки сублимировать их агрессию в какую-то пользу бесперспективны», - убежден Антон Ежов. Но Елена Еркина с этим не согласна: «В целом футбольный фанатизм как явление - это огромный мощный социальный пласт, пространство для идей и самовыражения. В Европе это активно проявляется и развивается - проводятся масштабные конференции по фан-культуре, чтобы болеющая публика не просто приходила на стадион поесть чипсов и покричать, но и приносила пользу обществу. Девиантных подростков социализируют с помощью футбольной субкультуры. Хочется привнести эти тренды в Россию».

Среди европейских фанатов процветает помощь беженцам, бездомным, больным детям, сбор пожертвований больницам и фондам, социальным учреждениям. Потому что болельщики - это в первую очередь неравнодушные люди. У спорта важная социальная функция - давать цивилизованный выход агрессии, напоминает Елена Еркина. Но в нем есть и другое - объединяющее и созидающее начало.

Какой вы болельщик?

Футбольная субкультура неоднородна, в ней есть разные группировки и течения со сложными внутренними отношениями. Социолог Елена Еркина приводит 5 типов болельщиков.

1. Телевизионные болельщики - самая многочисленная группа - наблюдают за любимой командой по телевизору, редко посещая стадион. Иногда фанаты в шутку называют их «телепузики» за любовь к пиву и пивной животик.

2. Взрослые люди со сформированной вне футбола системой ценностей, которые постоянно или время от времени ходят на стадион поддержать команду, приятно провести вечер в кругу людей с общими интересами. Они могут приехать в другой город, сходить на экскурсию в музей, заглянуть на футбол, закончив вечер в ресторане. Как правило, они не связаны нормами субкультуры, хотя иногда носят клубную атрибутику. Их можно заметить в толпе кричащих или случайно дерущихся, но степень их вовлеченности и агрессии мала. В околофутбольной молодежной среде им дали ироничное прозвище «Кузьмичи».

3. Несовершеннолетние , использующие футбол как предлог для драк. В фанатской среде их пренебрежительно зовут «карликами» и «фантомасами» и относятся к ним негативно, считают массой, не имеющей индивидуальности, на самом деле равнодушной к команде, за которую болеют.

4. Футбольные хулиганы. Наиболее агрессивные представители околофутбольной среды. Ездят на выезды, ходят на матчи, активно поддерживая свою команду. Охотятся на атрибутику «противника», считая отнятые предметы боевыми трофеями. Между хулиганскими группировками ведутся серьезные войны. За ними пристально следят в силовых ведомствах России и других стран.

5. Фанаты. Средний возраст 21 год. Они осознанно принимают культуру футбольного фанатизма и его правила: активное посещение домашних матчей команды; несколько ежегодных выездов в другие города.

Традиция поддержки футбольных команд родилась вместе с футболом, тогда же и произошло первое столкновение болельщиков. В 1365 году Эдуард III, король Англии, запретил игру под названием «футбол», которая влекла за собой все новые и новые вспышки насилия, издав указ:

«Всем шерифам Лондона! Приказываю объявить, что отныне каждый здоровый мужчина этого города обязан заниматься стрельбой из лука, а игры в ножной или ручной мяч и другие никчемные забавы запретить под страхом тюремного заключения».

История становления современных футбольных фанатов берет свое начало, как и сама игра с туманного Альбиона, начиная свое летоисчисление с середины 60-х годов ХХ века. Это время когда начинает складываться субкультура футбольного фанатства: мода, сленг, речевки, а также и общая манера поведения. Именно англичане первыми прославились на весь мир околофутбольным насилием.

Английский околофутбол

Вместе с фанатским движением как аппендикс появляется боевая околофутбольная жизнь. В те времена трибуны английских стадионов на 70% состояли из фанатов футбольного насилия. Большинство матчей заканчивались серьезными потасовками, а желание «выяснить сильнейшего» было главным мотивом посещения стадиона.

Главным толчком для развития фан-движения в Англии стали телетрансляции Чемпионата Мира 1962 года из Чили. Англичане впервые увидели, как болельщики других стран организовывают поддержку своей сборной. Было создано огромное количество мелких и крупных группировок. Появилось понятие «домашний сектор» (места за воротами).

У молодежи было два кумира: «Битлы» и футбол. Количество хулиганов и фан-групп росло в геометрической прогрессии.

Множество кровавых стычек на стадионах померкло после одного события. 6 ноября на домашней арене «Миллуолла», фанаты которого считались самыми кровожадными, была брошена ручная граната.

Она не сработала, но нужный эффект был достигнут. Многие печатные издания стали выкладывать откровенные и часто разоблачающие статьи о хулиганах.

Массовое распространение насилия в Европе остановила Эйзельская трагедия в 1985 году. На финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между итальянским «Ювентусом» и английским «Ливерпулем» из-за обрушения стены одной из трибун погибло почти 40 человек, а сотни были ранены.

Примерно за час до начала матча группа болельщиков «Ливерпуля» перелезла через разделительные ограждения, разделявшие их с болельщиками «Ювентуса», вызвав тем самым обрушения опорной стены трибуны.

Многие успели укрыться, но не все, из-за чего в итоге погибли 39 человек и многие оказались ранены.

После УЕФА отстранила на пять лет все английские клубы от участия в еврокубках, и, как следствие, множество хулиганских группировок прекратило свое существование.

Попутно активно развивалось движение футбольных модников casuals. Жизнь этой моде дали в Ливерпуле, а позже она была подхвачена в Лондоне и Манчестере.

Участники движения - молодые люди, одетые не в футболки с цветами клуба, а в стильную, брендовую одежду.

Они пытались выделиться на фоне других группировок и, конечно, человека, который носил такую дорогую и модную одежду, было очень трудно заподозрить в хулиганстве.

Первые фанаты в СССР пришли на трибуны в 1972 году

Прародителями фанатского движения в России считают болельщиков московского «Спартака». Именно они в 1972 году первыми в Союзе стали появляться на трибунах стадионов с атрибутикой команды, собираться в определенном секторе и скандировать речевки в поддержку команды.

Видя перед собой пример спартаковцев и подглядывая в замочную скважину Железного занавеса, советская молодежь начала потихонечку носить разноцветные шарфы и поддерживать свои команды «кричалками».

Поначалу все было достаточно примитивно: на стадионах звучали практически одни и те же речевки, заимствованные друг у друга. В них лишь менялись названия команд, и для сохранения ритма иногда приходилось переставлять слова или добавлять новые.

Хотя, наверное, у каждой из подобных «кричалок» есть автор и есть команда, фанаты которой в первый раз ее «зарядили»; они уже давно стали частью общефанатского фольклора: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, а Спартак/ЦСКА на первом месте!», «На свете нет еще пока команды лучше «Спартака».

Поначалу отношение милиции к фанатам было достаточно лояльным. Но сверху пришла директива, что вся эта поддержка - явление антисоветское.

Если болельщик шел на стадион с флагом, то его могли забрать в отделение. Поэтому наиболее продвинутые и хитрые фанаты обматывали флаги вокруг туловища под одежду и шли на стадион – словно бойцы Красной армии со знаменем полка в атаку. Позднее стражи правопорядка стали отбирать не только флаги, но и шарфы, значки, футболки.

Советский Союз жил за «железным занавесом», и любые течения, не санкционированные партией, считались нездоровыми происками капиталистического Запада. В чем только не обвиняли задержанных фанатов – от шпионажа в пользу сионистской разведки до участия в мировом заговоре против СССР.

Едва с трибун «заряжались» кричалки, как туда сразу же бросалась милиция.

Советские болельщики не имели никакой возможности хоть что-нибудь узнать о фанатах из других стран. В Союзе существовала информационная блокада относительно всего, что было неугодно коммунистической партии.

Люди исключались из вузов и теряли работу, но все равно выезжали на матчи ради поддержки команды.

Тем не менее, к концу семидесятых годов фанатское течение имело место в ряде крупных городов Советского Союза – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

Активных фанов, в силу противодействия властей, было немного – от нескольких сотен в Москве до десятка парней в Тбилиси. Многие болельщики смотрели на них с завистью и восхищением, и лишь милицейские отряды, отправлявшие задержанных в отделения после каждой игры, остужали их пыл пополнить ряды сподвижников чужеродной социализму субкультуры.

С одной стороны, был «железный занавес» и рядовой житель, который составлял основной костяк болельщиков и ходил на стадион не знал о поведении фанатов на Западе, а с другой поведение союзных фанатов повторяло зарубежных коллег.

Самыми известными и обсуждаемыми потасовками между фанатами был практически каждый выезд московских болельщиков в Киев. Но в основном это были не спланированные акции, а хаотичные побоища стенка на стенку.

Занавес упал. Противник ушёл

В начале 90-х с развалом Советского Союза отечественный фанатизм начал понемногу угасать. Принято считать, что самого дна он достиг в 1994-м году. Главные «враги» оказались в других странах: к примеру, «заклятые друзья» – «Динамо» (Киев) и «Спартак» (Москва) – разошлись по разным чемпионатам.

Без деления на «свой – чужой» фанатская субкультура существовать не может, поэтому противник был найден внутри страны.

Тон задавали фанаты ЦСКА и «Спартака». Активные «фаны» делились опытом с периферией. Основные действия происходили в Москве, изредка в Санкт-Петербурге.

1995-й год и дерби ЦСКА – «Спартак» показали всю силу вновь крепнувшего движения фанатов. Более двух сотен человек схлестнулись в грандиозной драке.

На фанатизм пошла настоящая мода, интерес рос день ото дня. Тогда же, очевидно под влиянием британской культуры, стали появляться футбольные «фирмы» (от англ. Firm).

Огромный резонанс вызвала так называемая «Щелковская битва» в 1997-м году между представителями фандвижений «Спартака» и «Зенита». Гости Северной столицы численностью 500-700 человек высадились из автобусов у станции московского метро «Щелковская» и направилась в сторону стадиона «Локомотив».

Колонну зенитовцев встретили две сотни «красно-белых», вооруженных палками, арматурами и другим инвентарем.

Несмотря на численное превосходство, болельщикам «Зенита» пришлось обратиться в бегство. Оставшиеся на поле боя питерцы получили различные травмы. С тех пор в российских СМИ за фанатами закрепилось прозвище «футбольные хулиганы» на манер английского «hooligans».

В 90-х фанаты столиц перешли непосредственно к околофутбольному хулиганизму – они не ставили своей целью посещение матчей любимого клуба.

Главными стали «третьи таймы» – выяснение отношений с фанатами противника.

Благодаря средствам массовой информации и государственным деятелям в России сложилось крайне негативное отношение к футбольному фанатизму, уходящее корнями в «совковское» мировосприятия фаната, как хулигана. Но футбольный фанат – это не всегда хулиган, или, по крайней мере, не хулиган в первую очередь. Футбольный фанат – это человек, являющийся носителем субкультуры со всеми ее принципами и ценностями, ее специфической практикой и глубоким символизмом.

«Обысканные при входе службой безопасности, огороженные как в концлагере со всех сторон сеткой, окруженные вооруженными полицейскими – футбольные фанаты смотрят на то как по зеленому прямоугольнику бегают 22 миллионера – и сходят с ума.» (цитата УЛЬТРАС (Организованные группы поддержки спортивных команд.)

Вопрос как отличить фаната от обычного болельщика окончательно не выяснен даже у самих фанатов, но основная иерархия все же есть. Вот она:

1. Тапочники . Самая низкая ступень иерархии. Они болеют за команду исключительно по телевизору: в тапочках. На стадион не ходят.

2. Кузьмичи . Самая многочисленная часть болельщиков, посещают матчи на стадионах, но к фанатам себя не причисляют.

3. Карланы (производное от карлик). Это юные неопытные «зелены» болельщики. Как правило, так называют детей, молодёжь, недавно пришедшую в движение.

4. Гопники (гопота) Толпа агрессивных и малообразованных субъектов, считающих себя фанатами, но ничего не смыслящих в фанатизме. Футбол и алкоголь для них – лучшее развлечение в жизни. Одеваются в спортивные костюмы с «розами», кроссовки, бейсболки и источают пивное амбре.

В современном российском обществе они ошибочно считаются стереотипом фаната. Но это не так. Отношение фанатов к ним как в Индии к неприкасаемым.

5. Скарферы . Это массовка фанатского движения. Слово происходит от английского scarf - шарф. Наличие шарфа и футболки цвета клуба обязательно. Шарф не снимают ни при каких условиях и ни при какой погоде. Скарферы приходят на стадион чтобы побыть на фанатской трибуне и почувствовать себя частью огромной силы. Футбол для них - развлечение, поэтому большинство скарферов безопасны.

6. Ультрас . Активная часть футбольного движения. Они делают подготовку к матчу, рисуют баннеры, разучивают речевки, печатают листовки, репетируют представления. В общем делают всё то за чем интересно наблюдать во время матча. Именно они приносят фаеры. Ни один нормальный ультрас не бросит фаер в людей; если он это сделает или нападёт на обычного болельщика - его накажут свои же до того как подоспеет полиция.

Правила фанатов считаются законом. В случае их нарушения правоохранительные органы могут запретить фанатам организацию представлений с баннерами и всей атрибутикой на следующем матче.

Узнать ультрас можно по наличию шарфа, но в отличие от скарферов они никогда не носят фирменные клубные вещи. Правила ультрас – всегда поддерживать команду, независимо от хода и результата матча; не садиться во время игры; посещать все игры клуба невзирая на цены и расстояния; преданность клубу.

7. Хулс . Это самая верхняя ступень иерархии: элита движения. В видеороликах ютуб стенка на стенку дерутся именно хулс. С ними ведут борьбу правоохранительные органы всех стран запрещая им посещать футбольные матчи и выезжать за рубеж. Это костяк фирманов (группировок фанатов), обычно несколько десятков человек.

Никогда не нападают на неподготовленного человека - только на представителя враждующего фирмана. Без тени сомнений сцепятся и с полицией, если стражи порядка по их мнению будут нарушать их права.

«Если там, куда мы придём, вы будете относиться к нам как к подонкам, то мы будем вести себя как подонки» (писатель Дуги Бримсон, известный в фанатских кругах).

Бои хулс враждующих фирманов происходят чаще не на стадионе а на удаленных местах с обязательным присутствием секундантов, проверяющих обе группировки на наличие запрещенных «аргументов»: ножей, кастетов, арматуры, бит и т.д.. Действует кодекс чести. Хулс чаще всего носят вещи дорогих брендов. Обязательно – белые кроссовки. На трибунах держатся вместе с ультрас, но за пределами арены резко расходятся.

Субкультура фанаты (или футбольные болельщики ) была сформирована еще в начале 1930 годов, после того как Футбол стал популярной игрой по всему миру, численность последователей этого направления возросло в геометрической прогрессии. Так сложилась история, что каждый футбольный клуб имел свой собственный штат болельщиков, который поддерживал любимую команду на играх и турнирах.

Главная черта, которая отличает эту субкультуру от других – это минимальный идеализм – футбольным болельщиком, может стать каждый человек, причем никаких существенных усилий от него не потребуется.
Позже болельщики стали проявлять все более криминальный характер, разрушая все на своем пути после футбольных матчей. По мере роста популярности самого футбола, появлялись все новые футбольные клубы, в которые вступали новые люди. Это привело к соперничеству между фанатами, отсюда началось древнее противостояние, которое длится по сей день.

Особую активность, фанаты проявляют после крупных футбольных матчей, когда в ближайших районах стадиона, в прямом смысле разноситься практически все. Силы правопорядка, даже не смотря на все усилия, не могут сдержать агрессию и повышенную эмоциональность представителей этой субкультуры. Причем такие дебоши случаются как в случае проигрыша, так и в случае победы своей команды. Также нередки случае, когда представителя двух различных клубов сходятся вместе, чтобы решить, какой клуб наиболее лучший

Такое движение породило сеть пивных баров, ориентированных конкретно на ту или иную группировку. Впоследствии они стали неким подобие штаб квартиры и местом сбора постоянных фанатов.
Что касается возраста, то тут нельзя провести четкую параллель, можно встретить как 14 летних фанатов, так и уже вполне зрелых мужчин, до 40 и более лет. Поскольку футбол сугубо мужская игра, то более 90 процентов членов клубов – мужчины, но последние современные тенденции открыли проход и членство – женщинам.

Музыкальное предпочтение у футбольных болельщиков бывает разное и тут также нельзя провести четкую грань, что слушают те или иные люди. Это может быть как и рок музыка, так и электронная.



turturist.ru - Академия путешественника