Храм в казачьей слободе. Церковь успения пресвятой богородицы в казачьей слободе

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе - православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русский Православной церкви. Находится по адресу улица Большая Полянка, дом 37.

На месте нынешней церкви в XVI веке стояла деревянная церковь Флора и Лавра, бывшая центром Коломенской Ямской слободы. В конце XVI века Ямская слобода была переведена на Зацепу, где была построена новая одноимённая церковь. В московских летописях 1642 года встречается упоминание церкви «Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра, что в старой Коломенской Ямской слободе». В 1657 году та же церковь упомянута под другим названием - «Церковь Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою». По-видимому, в это время церковь не функционировала, так как «стоит без пения». Церковь восстановлена в 1662 году как Успенский храм в Казачьей слободе.

Одноглавый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе был построен в 1695-1697 гг. на средства стольника В. Ф. Полтева. В 1723 году церковь «обновлялась». В 1768 году стараниями Г. Нестерова у церкви появился придел Симезерской иконы Божьей Матери, в 1797-1798 годах церковь приобрела современный вид: появились трапезная с двумя приделами (Седмиезерским и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали») и новая колокольня, выполненные в стиле классицизма. Это строительство было осуществлено на средства вдовы генерал-майора П. И. Поздняковой.

Во время пожара 1812 года выгорело всё внутреннее убранство храма, но уже в 1818 году храм был восстановлен церковным старостой Никитой Карпышевым. В 1869-1872 годах на средства прихожан и церковного старосты Д. П. Рогаткина была произведена отделка храма, при которой классицистический облик трапезной и колокольни были несколько искажены.

В 1922 году церковь была закрыта и в ней разместились архив и типография. Из храма были изъяты церковные украшения и утварь. Была снесена главка храма, разрушены верх колокольни и дом причта.

В 1970-1980 годах была выполнена реставрация храма. В конце 1990 года церковь была возвращена Русской Православной Церкви и в 1994 году были возобновлены богослужения.

Архитектура

Одноглавый храм конца XVII века типа восьмерик на четверике выполнен в стиле московского барокко. С востока к церкви примыкает трёхчастная апсида, фасад украшен обычным для того времени декором в виде полуколонок, несложно профилированных карнизов и наличниками с полуколоннами, завершёнными выгнутыми разорванными фронтонами. Декор был восстановлен при реставрации церкви.

Трапезная и колокольня выполнены в стиле классицизма. С южной и северной сторон трапезная украшена фронтонами, её объем с приделами выглядит несколько массивным по отношению к зданию церкви.

С западной стороны к трапезной примыкает притвор и небольшая двухъярусная колокольня. Её нижний ярус украшен двухколонными портиками, а в верхнем ярусе использованы пилястры тосканского ордера. Колокольня завершается шпилем, восстановленным в постсоветский период.

Интерьер церкви искажён более поздними перегородками и перекрытиями. Вокруг храма фрагментарно сохранилась ограда конца XVIII века.

Церковь Успения Божией Матери в Казачьей

Б. Полянка, 37, угол Казачьего пер., 14

"Здесь находилась Казачья слобода, а возле церкви Григория Неокесарийского стрелецкие дворы. Между стрелецкими и казачьими дворами стояли и дворы знати: боярина кн. Репнина, стольника Полтева и других. В 1699 г. Петр I выселил стрельцов из Москвы и ликвидировал их слободы".

"Старомонетный переулок выходит на улицу Большую Полянку невдалеке от здания бывшей церкви Успения, "что в Казачьей", которое находится на углу с 1-м Казачьим переулком. Так же, как и 2-й Казачий, он стал называться с конца XIX в. в память о бывшем здесь в XVII-XVIII вв. поселении казаков. Еще в 1830 г. в приходе церкви Успения числилось "Козачье подворье", где жили несколько казаков во главе с "урядником Войска Донского". Казачье подворье находилось через двор от церкви на углу со Старомонетным переулком".

"Первоначально на этом месте на Полянке была основана Коломенская Ямская слобода с храмом свв. Флора и Лавра, покровителей коней. С построением в 1591 г. деревянного города "Скородома" ее перенесли на Зацепу, где устроили новую одноименную церковь. После поляков церковь на старом месте известна с 1642 г.; в 1657 г. она "стояла без пения". Каменную выстроил в 1697 г. стольник Василий Федорович Полтев. В 1768 г. Г. Нестеровым устроен придел Седмиезерской Богоматери. В 1798 г. на средства П. И. Поздняковой выстроена колокольня и трапезная с двумя приделами - Седмиезерским и Богоматери "Утоли моя печали".

"Храм каменный был устроен в 1695 г. стольником Василием Полтевым. В 1798 г. трапезная с приделами и колокольня были перестроены прихожанкой вдовой генерал-майора Пелагеей Ивановной Поздняковой, при этом левый придел остался прежний, во имя Семиозерной Божией Матери, устроенный впервые Г. Нестеровым в 1768 г. В 1812 г. все внутреннее украшение и имущество сгорели. Храм возобновлен в 1818 г. церковным старостой купцом Никитой Карпышевым. По удалении французов Карпышев прежде восстановил церковь, а не свой сгоревший дом. После него особенное попечение о храме имело семейство почетных граждан Колесовых, мать которых - дочь Карпышева. Церковный староста купец Павел Рогаткин жертвовал значительные суммы на благоустройство храма. В 1869-1872 гг. храм был изящно отделан усердием Д. П. Рогаткина и прихожан. Из древностей сохранилась икона Успения Божией Матери, современная основанию церкви, а также напрестольное Евангелие 1698 г.".

"Церковь обновлялась в 1878 г.".

"В конце октября 1930 г. Моссовет прислал в ЦГРМ запрос по ходатайству Цветметалла о сносе ц. Успения в Казачьей".

Однако она была только закрыта, но не разрушена. Сломаны главы храма и верх колокольни; снесен дом причта с юго-запада на углу Казачьего переулка. В 1970-е гг. началась медленная реставрация; к 1983 г. восстановлена древняя основная часть, поставлена глава, но вместо креста - дрючок. Внутри находятся типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Храм вместе с "оградой конца XVIII в." стоит на государственной охране под № 352.

По сведениям искусствоведа Н. Молевой, последний настоятель церкви отец Андрей Владимирович Воскресенский при поддержке старосты Д. М. Рогаткина-Ежикова готовил на основании церковного архива публикацию по истории церкви и, шире, жизни казачества на Москве. При закрытии храма она погибла вместе со всем архивом.

В конце 1990 г. исполком Моссовета согласно письму Патриарха Алексия II решил вернуть храм верующим.

Фото: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе

Фото и описание

До конца XVI века эта церковь Успения Богородицы и церковь Флора и Лавра на Зацепе имели общую историю. Первая церковь на том месте, где сейчас стоит Успенский храм, стояла в центре ямской слободы на Полянке. Она была деревянной и называлась в честь Флора и Лавра, покровителей ямщицкого ремесла. В конце столетия эту слободу перенесли на Зацепу – в район Замоскворечья, находившийся за цепью – таможенной преградой, перед которой проверяли груженые повозки на наличие нелегально ввозимых в столицу товаров. На Зацепе в честь Флора и Лавра была устроена новая церковь, а в прежней слободе, ставшей Казачьей, храм стал именоваться Успенским, и такое название закрепилось за ним примерно к 60-м годам XVII века. Причем в течение нескольких лет до этого церковь, скорее всего, стояла заброшенной, и сама местность не заселялась.

В камне церковь Успения Пресвятой Богородицы была перестроена в последние годы XVII века, а в следующем столетии она несколько раз перестраивалась – обретала новые приделы, колокольню в классическом стиле, трапезную. Нынешний облик храма сложился к концу XVIII столетия, правда, некоторые изменения в него были внесены после пожара 1812 года, когда выгорело все внутренне убранство храма. Восстановление былого благолепия проводилось на средства прихожан и завершилось только в 70-е годы XIX века.

В 20-е годы в отношении этого храма новая власть совершила все те же действия, что и в отношении многих других религиозных сооружений: изъятие ценностей в пользу голодающих, снос глав, верхнего яруса колокольни и отдельных построек, закрытие. В здании церкви размещались типография и архив. В 70-80-е годы проводилась реставрация церкви, поэтому удалось сохранить облик сооружения, в котором можно увидеть и черты московского барокко, и классицизма.



Храм Успения Божией Матери в Казачьей слободе впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 году, как «Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе». После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 г он значится под названием «Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою». В то время храм еще «стоял без пения», то есть служб в нем не было.

В 1662 г храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях в 1694 значится уже как «Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье». В 1695-1697 гг на средства стольника В.Ф.Полтева в слободе казаков, выходцев с южных окраин России, было построено существующее здание храма с главным престолом Успения Пресвятой Богородицы.

Одноглавая церковь относится к типу «восьмерик на четверике». Фасады украшены обычным декором того времени - полуколонки, карнизы, наличники с разорванными франтонами. В 1768г Г.Нестеров устроил придел Симезерской иконы Божьей Матери.А в 1797-1798гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П.И.Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» (правый), а также новая колокольня. Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Колокольня завершалась шпилем. Небольшая по величине, колокольня выглядит стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трем сторонам нижнего яруса.

В храме хранилось напрестольное Евангелие 1696г и храмовая икона Успения Божьей Матери 1696г. В 1812г храм выгорел изнутри. Все внутреннее убранство и имущество храма сгорело. В 1818г церковный староста Никита Карпышев восстановил храм (раньше, чем свой сгоревший дом). В 1869-1872гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П.Рогаткина и его сына, жертвовавших на церковь большие суммы. В течении трех веков в храме сменилось не одно поколение духовенства и храмового клира.

В уцелевших и дошедших до наших дней архивах сохранились имена лишь нескольких священников: о.Иоанн -1653г., о.Козьма - 1670г., о.Евтропий -1675г., о.Иоаким (Кузьмин) - 1681г., о.Василий (Михайлов) - 1687г., о.Михаил (Константинов) - 1718г., о.Андрей (Федоров) - 1722-1737гг., о.Федор (Васильев) - 1771-1786гг., о.Михаил (Никитин) - 1796-1799гг., о.Николай (Васильев) - 1800-1804гг., о.Сергий (Булатов) - 1900-1911гг.,о.Андрей (Воскресенский) - 1912-1930гг. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000г. в числе 129 новопрославленных святых, убиенных за веру на Бутовском полигоне, был и протоиерей Андрей Воскресенский. Тогда же решением Священного Синода было установлено ежегодное церковное почитание сщмч.Андрея - это день его мученической кончины - 31 октября н.с. Последний настоятель храма Андрей Владимирович Воскресенский при поддержке старосты Д.М.Рогаткина-Ежикова готовил публикацию по истории церкви и жизни казачества по материалам церковных архивов.

В 1922г. храм был закрыт. Власти изъяли свыше 11 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Верх колокольни и главы храма были разрушены, сломан дом причта. Архив и подготовленные отцом Андреем к публикации материалы погибли.

В 1983г.,когда храм был отреставрирован, в нем размещались типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. В конце 1990 г.городские власти приняли решение о возвращении храма Русской Православной Церкви. В 1994г. были возобновлены богослужения, начали действовать воскресные школы для детей и взрослых, библиотека.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе построена в 1695-1697 гг. стольником В.Ф. Полтевым. В XVI в. на этом месте был деревянный храм Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. После 1591 г. слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось.

Храм на этом месте в XVII в. впервые упомянут в 1642 г. Спустя 20 лет храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе. В 1768 г. Г. Нестеров устроил придел Седмиезерской иконы Божией Матери. В 1797-1798 гг. на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, coopужена трапезная с приделами - Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Одноглавый храм типа восьмерик на четверике с трёхчастной апсидой декорирован в стиле московского барокко. Углы обработаны полуколонками, окна завершены разорванными фронтончиками. С запада к храму кроме трапезной примыкают притвор и небольшая 2-ярусная колокольня, сооружённая в 1795-1797 гг. на средства П.И. Поздняковой. Колокольня завершалась шпилем. Ее нижние ярусы украшены двухколонными портиками. В верхнем ярусе тосканского ордера - пилястры.

В пожар 1812 г. храм выгорел изнутри. Возобновлен в 1818 г. стараниями купца Н. Карпышева. В 1869-1872 гг. храм был обновлен на средства прихожан и церковного старосты Д.П. Рогаткина. В этот период классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля». Частично сохранилась ограда конца XVIII в.

Церковь была закрыта в 1930 г. и обезглавлена. До этого из храма были изъяты золотые и серебряные церковные украшения и утварь. Верх колокольни и дом причта разрушили. В храме размещались типография, архив. В 1970-1980-х гг. реставрировался. Богослужения возобновлены в 1994 г.



На пересечении с 1-м Казачьим переулком, на улице Большая Полянка возвышается Успенская церковь в Казачьей слободе. Эта некогда далёкая окраина города была местом расселения казаков, которые и дали ей название уже в ХVII веке. Ещё раньше здесь была Ямская слобода, но она переместилась в другое место, а в результате Смуты местность превратилась в пустырь. Позднее этот район будущего Замоскворечья стал активно застраиваться. Здесь стали селиться казаки, а Успенская церковь сразу же стала центром Казачьей слободы. По-видимому, она находится на месте стоявшей здесь более ранней церкви Флора и Лавра, и, судя по всему, каменному зданию предшествовало деревянное. Нынешний храм - яркий пример московского барокко, а значит, оно могло появится лишь в конце ХVII века. Обращает на себя внимание мощный купол церкви, который визуально придавливает к земле восьмерик и четверик, образующие основной объём. Колокольня и трапезная пристроены к храму довольно позднее - в начале ХIХ века.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №156, 2015 г.



На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная жёлто-белая Успенская церковь в Казачьей слободе - в слободе казаков, выходцев с южных окраин России. Нынешнее здание храма построено в 1695-1697 годах стараниями стольника В. Полтева.

Храм Успения Божией Матери впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 года, как "Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе". После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 году храм уже значился как "Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою". В то время храм ещё "стоял без пения", то есть служб в нём не было. В 1662 году храм был возобновлён уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях 1694 года значится уже как "Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье". В 1768 году прихожанином этого храма, господином Г. Нестеровым был устроен придел в честь Седмиезёрской иконы Божией Матери. А в 1797-1798 гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери "Утоли моя печали" (правый), а так же новая колокольня в стиле зрелого классицизма. Небольшая по величине колокольня со шпилем, выглядит довольно стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трём сторонам нижнего яруса. Сам храм одноглавый "восьмерик на четверике", - традиционное московское барокко. Фасады основного объёма украшены обычным декором того времени - полуколонками, карнизами, наличниками с разорванными фронтонами. В храме хранилось напрестольное Евангелие и храмовая икона Успение Божией Матери (оба 1696 года).

С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло всё её внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалёку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жильё, в первую очередь озаботился восстановлением храма. В 1869-1877 гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П. Рогаткина и его сына.

После Октябрьской революции для Успенской церкви, как, пожалуй, и для всей страны наступили тяжёлые времена. В 1922 году в рамках Помощи голодающим Поволжья, храм был разграблен: власти изъяли из него свыше 11 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари (почти 200 кг). В 1930 году церковь закрыли, сняли главу и верх колокольни, сломали дом причта. В советское время в помещении бывшей церкви размещалась типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Тем не менее, храм занятый организациями, как-то отреставрировали в 1983 году. В конце 1990 года городские власти приняли решение о возвращении Успенского храма РПЦ. Хотя прежний, дореволюционный облик храм обрёл после капитальной реставрации только в 1994 году, когда его вернули верующим.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №43, 2013 г.

turturist.ru - Академия путешественника