Древняя греция микены. Микены - крупнейший город древней эллады

Микенские царства были невелики по размеру. Центры микенской цивилизации располагались в хорошо укреплённых городах, которые обычно возводили на вершине холмов, опоясанных крепостными стенами. Так появились первые акрополи - «верхние города». Акрополь замыкал в своих стенах царский дворец, дома для слуг, воинов и ремесленников, а также многочисленные хранилища для зерна, вина, масла. Здесь же располагались мастерские, хранилось оружие и драгоценности. Согласно надписям на глиняных табличках, найденных в Микенах и Пилосе, во дворцах работало до пяти тысяч человек различных профессий, имелся разветв-лённый бюрократический аппарат, учитывавший всё, вплоть до сломанных колёс и разбитых ваз.

Наиболее известные дворцы-крепости находились в Микенах, Тиринфе и Пилосе. Самый крупный из них - Микенский. В 1250 г. до н. э. вокруг Микенского акрополя была возведена мощная каменная стена, местами её толщина достигала 7 м, И это далеко не предел, в Тиринфе, например, толщина - 9, а местами 17 м. В стене вокруг Микен были пробиты знаменитые Львиные ворота, названные так потому, что над ними изображены два вставших на задние лапы льва. Между львами - колонна, которая, как считают учёные, символизирует Артемиду, покровительницу города.

Именно её приветствуют животные. Скорее всего, львы являлись символом рода Атридов. Однако, по легенде, царь Агамемнон оскорбил богиню, не принеся ей в жертву свою первородную дочь Ифигению. За это Артемида наслала бурю, не позволявшую ахейским судам выйти из гавани в плавание к стенам Трои. Шторм продолжался до тех пор, пока царь не отдал дочь на заклание, но вместо неё богиня послала на жертвенник золотую лань, а девушку унесла в земли тавров, где сделала жрицей в своём храме.

За стенами дорога вела через акрополь к царскому дворцу, сложенному из кирпича сырца на деревянном каркасе. Некогда дворец был ярко раскрашен не только изнутри, но и снаружи. Прямоугольный в плане, он замыкал в себе не двор, как на Крите, а просторный внутренний зал с колоннадой и отверстием в крыше - мегарон. Здесь царь собирал приближённых и вёл государственные дела. Трон располагался справа от входа, возле него по стенам стояли скамьи. Микенцы считали трон священным лоном богини-матери. В Тиринфе он окружён жертвенными каналами, по которым во время церемоний возлияния вином и кровью проникали во чрево земли. Сидя на троне, царь пребывал в единении с богиней и черпал у неё силы.

Микенский мегарон почти полностью разрушен, его реконструкцию археологи создали на основе залов из других дворцов, например в Пи-лосе. Там стены зала украшали фресками. Подобно критским дворцам, Пилосский был снабжён водопроводом и бассейнами. Владыки города хранили собрание глиняных табличек, которые учёным удалось прочесть. Оказалось, что цари Пилоса были прекрасными хозяевами. Царь владел большим участком земли, в три раза превышавшим наделы знати. Таким образом, он являлся самым богатым поставщиком зерна на рынок.

Глиняные таблички кое-что поведали и об устройстве государства. Царь именовался ванака, мелкие царьки назывались басилевсами, их в подчинении у ванаки было несколько. Царю помогал начальник войска - равакета, «владыка народов». Он мог вести приёмы во втором мегароне поменьше. У царя имелись советники - 14 телестов, представителей знати и дворцовых чиновников. Почётом пользовались жрецы главных храмов, именовавшиеся «божьими людьми». Царь Микенской культуры считался главным среди владык других городов и носил титул «старший царь».

Дворец в Тиринфе был расписан многоцветными фресками в XIII в. до н. э. По потолку шли узоры, изображавшие звёздное небо. Однако сюжеты фресок совсем другие, чем у минойцев. Излюбленный из них - охота. Выезд на охоту богинь, травля вепря собаками, преследование оленя, сцены боя. Известняковые полы разрисовывались цветными разводами под мрамор. Иногда встречаются шахматные клетки, чередующиеся с рыбами и осьминогами. Большие трудности подстерегали археологов при раскопках Фив. Прочие микенские города позднее не заселялись. Например, Микены стояли заброшенными уже во времена Гомера. Сейчас ближайший к ним населённый пункт - деревенька Микинес. А вот центр Фив - Кадмея - расположен под современным городом. Цитадель крепости была разрушена в XIII в. до н. э. Учёным удалось обнаружить фрагменты дворца, в которых открыта фреска с процессией женщин, несущих дары богине. Тематически похожая на критские, она выполнена совсем по-другому. У всех участниц шествия одинаковые профили, причёски и диадемы. Фигуры обведены чёрным контуром, что придаёт фреске монументальность, а бело-жёлтый фон - яркую декоративность.

Города Микенской культуры ушли во тьму веков так же таинственно, как и критские дворцы. Около 1200 г. до н. э. ахейский мир испытал ряд потрясений. Из египетских папирусов известно, что в XIII в. до н. э. несколько лет подряд были сильные неурожаи, вызвавшие голод по всему Средиземноморью. упали ремесло и торговля. Огромные территории оказались на грани вымирания. вели войны за продовольствие. Вторжение в Грецию с севера племён дорийцев завершило разрушение микенского мира. Дворец в Микенах пал около 1125 г. до н. э. Однако до этой трагической развязки микенцам предстояло совершить величайшее деяние, оставившее их имя в веках, - одержать победу в Троянской войне.

Микены - древний город, построенный во втором тысячелетии до нашей эры. Являлся одним из центров Микенской культуры, а затем греческой цивилизации. Сейчас от него остались только развалины. Микены были заброшены примерно в 1100 году до нашей эры и пребывали в таком состоянии, пока в 1874 году город не обнаружил знаменитый археолог Генрих Шлиман. От Афин до сюда совсем не далеко - около 90 километров.

Прогулку по Микенам начнём от Сокровищницы Атрея. Это гробница, которая была построена около 1250 года до нашей эры. Название условное и точно никто не знает, кто именно здесь был захоронен, но предполагают, что это был один из правителей Микен.

Вход в гробницу

Плита над входом весит 120 тонн

Купол гробницы. Каменная кладка держится без какого-либо раствора

Перемещаемся в микенский акрополь. Вид на древний город

Подходим ближе

Стены древних Микен созданы при помощи так называемой циклопической кладки, когда огромные тёсанные глыбы держатся друг на друге только за счёт собственного веса без какого-либо раствора. Название "циклопическая" пошло ещё от древних греков - с течением времени люди считали, что поднимать такие глыбы человеку не под силу, и подобное строительство приписывали мифическим циклопам

Львиные ворота построены в середине 13-го века до нашей эры

Барельеф над Львиными воротами, от которого они и получили своё название

Львиные ворота с другой стороны

Могилы круга A. Именно здесь Шлиман нашёл знаменитую золотую маску Агамемнона. Саму маску вы также увидите чуть ниже

Львиная могила примерно датируется 1350 годом до нашей эры и называется так не потому, что там хоронили львов, а потому что на стенах были найдены их фигуры. Над ней был такой же свод, как и над Сокровищницей Атрея, которую показывал выше, но он рухнул

Ещё пара видов на развалины

В Греции знают, что коты привлекают значительно больше внимания туристов, чем какая бы то ни было античность, поэтому их полно возле любых достопримечательностей

На территории древних Микен работает археологический музей

В основном здесь представлена различная античная керамика, найденная в окрестностях

Просто красавцы

Древние письмена

Фрагменты древней фрески

Древние украшения

Различные аксессуары знатных людей

Золотая маска Агамемнона была найдена здесь в 1876 году, но в музее выставлена копия знаменитой маски. Оригинал же находится в в Афинах, где мы с вами недавно были. На самом деле эта маска не принадлежала Агамемнону, так как учёные относят её к более ранней эпохе, но название закрепилось

Околомикенская природа

На выезде заехали в сувенирную лавку

Здесь можно купить не только маленькие сувенирчики, но и вот такие статуи. Цены, разумеется, немаленькие и исчисляются десятками тысяч евро

Гончар за работой

Добавлю несколько реконструкций Микен, подготовленных Данилой Логиновым (

Микены находятся на холме между двумя горными возвышенностями. Крепость Агамемнона в Микенах лучше любого другого места в Греции заслуживает названия легендарной. Крепость обнаружил в 1874 году немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший . Шлиманом двигала простодушная вера в то, что здесь он обретёт свидетельства, подтверждающие правдивость гомеровского эпоса. Шлиман нашёл блистательно сделанные изделия из золота и необычные захоронения.

Микенско-Аргосский регион относится к тем областям Греции, которые были обитаемы с древнейших времён, о чём свидетельствуют неолитические стоянки, появившиеся около 3000 года до нашей эры. Но с Микенской крепостью и драматическими событиями вокруг неё связаны три столетия конца 2-го тысячелетия до нашей эры – период примерно от 1550 до 1200 годов до нашей эры. Он назван Микенским, но термин подразумевает не только окрестности Микен, но всю цивилизацию бронзового века, процветавшую в то время на .

Миф, изложенный Гомером в «Илиаде» и «Одиссее» и Эсхилом в «Орестее», рассказывает об истории Микен. Микены заложил Персей, убивший медузу Горгону, но затем город попал в обагрённые кровью руки Атрея. Фиест соблазнил жену своего брата Атрея, и тот, чтобы отомстить, убил сыновей Фиеста и скормил их родному отцу. Не удивительно, что такое поведение прогневало богов. Дочь Фиеста Пелопия родила от отца сына, которого назвали Эгистом, который, повзрослев, убил Атрея и вернул престол Фиесту.

Проклятье богов пало на сына Атрея Агамемнона. Вернувшись в Микены с Троянской войны, во время которой он командовал греческими войсками за этот пост главнокомандующего он, отправляясь на войну, пожертвовал свой дочерью Ифигенией – Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником – тем самым Эгистом, который убил его отца Атрея. Трагический круг завершил сын Агамемнона Орест, убивший свою родную мать, то есть Клитемнестру, после чего его преследовали Эринии – до тех пор, пока Афина не выпросила у Эриний прощение злосчастному мстителю и не сняла с рода Атридов тяготевшее на нём проклятие.

То, что обнаружили в Микенах археологи, замечательно вписывается в легенду – по крайней мере, если понимать её как поэтический рассказ об истории междинастических распрей или – к чему склоняются в большинстве своём учёные – слияние нескольких рассказов, возникших в разные времена и о разных же временах повествующих. У строения, которое нашёл Шлиман, обнаружены черты, позволяющие думать, что оно использовалось примерно с 1950 года до нашей эры, но знавало два периода явного запустения: около 1200 и снова – около 1100 годов до нашей эры, после чего город, процветанию которого, казалось бы, ничто не мешало, и вовсе был оставлен обитателями.

Объяснить все эти события пока не удаётся, тем более что известная теория «дорийского нашествия» не может быть верной, но похоже, что закату Микен могла способствовать какая-нибудь масштабная война между соперничающими царствами. И ещё похоже, что высокое развитие цивилизации к XIII веку до нашей эры лишь ожесточало борьбу, а раскопки Трои подтвердили рассказ о разорении в 1240 году до нашей эры этого города войском, предводителем которого очень даже мог быть царь из Микен. Как раз в этот период в Микенской крепости строились новые мощные укрепления.

Микенская цитадель

Войти в Микенскую крепость (лето: понедельник 12:30 19:30, вторник-воскресенье 8:00-19:30; зима: 8:30-17:00; 8 €) можно через знаменитые Львиные ворота. Большой интерес вызывают грандиозные стены, толщина которых местами достигает 6 метров и сложены они из камней огромных размеров. Стены называют «циклопическими»: эллины полагали, что соорудить подобное по силам лишь каким-то легендарным существам, например, циклопам – не смертным людям. Над воротами – резной рельеф изящной работы.

Микены в этот период находились на вершине своего могущества – город возглавлял конфедерацию городов Арголиды ( , Ассина, Гермиона – нынешний Эрмиони), господствовал на Пелопоннесе и властно распространял своё влияние на другие города, расположенные на побережье Эгейского моря. Столп, поддерживаемый двумя могучими львами, похоже, был своего рода гербом микенского царствующего дома – во всяком случае похожее изображение украшает найденную в крепости стелу.

Внутри стен справа Шлиман в результате раскопок обнаружил захоронения – Погребальный круг. Полагают, что здесь находятся останки Агамемнона и его приближённых, умерщвлённых после того, как они победоносно вернулись из Трои. Открыв одну из могил, Шлиман обнаружил в ней очень тщательно выполненную великолепную золотую маску и решил, что это Агамемнон: «Я взирал на лик Агамемнона!» – восклицал немец в восторженной телеграмме, отправленной им королю .

В самом деле, на какое-то время истинность гомеровых повествований показалась несомненной и неопровержимой. Но в действительности оказалось, что погребения совершались по крайней мере за три столетия до Троянской войны, хотя если Гомер соединил в своём эпосе несколько различных сказаний, появившихся в разное время, нет причин отвергать вероятность связи между маской и микенским царём, которого могли звать и Агамемноном. Сокровища (они теперь в ) несомненно царские – мало какие из археологических находок сравнимы с ними по своему богатству и пышности.

Шлиман считал просторный Южный дом за могильным кругом дворцом Агамемнона. Однако Царским дворцом скорее было более величественное здание, обнаруженное позднее во время раскопок недалеко от вершины акрополя. В XIII веке до нашей эры его перестроили, и получился впечатляющий, прекрасно отделанный архитектурный комплекс: хотя развалины доходят лишь до уровня земли, границы между отдельными помещениями угадываются достаточно легко.

Подобно всем микенским дворцам, и этот выстроен вокруг большого внутреннего двора: лестница на южной стороне вела, должно быть, через некую прихожую в большой прямоугольный тронный зал. На востоке через сдвоенный портик входили в мегарон большие приёмные покои с традиционным круглым очагом посередине. Считается, что небольшие отсеки в северной части дворца служили царскими покоями, а остатки алебастровой ванны, найденные в одной из этих комнат, наводят на зловещие подозрения – уж не здесь ли убивали Агамемнона?

Прогулка по земляным валам погружает в грёзы о событиях давно минувших дней. Потайная цистерна, которую зарыли там около 1225 года до нашей эры, напоминает о том, какую жизнь вели микенцы. Возможно, она помогала обороняющим крепость выдержать осаду извне. Ступени ведут вниз, к подземному источнику – и вы можете преодолеть этот путь до конца, только возьмите факел или, лучше, фонарик, и наденьте сапоги: на последнем вираже извилистого перехода капает вода. Неподалёку находится Дом колонн, сохранился фундамент лестницы, которая некогда вела наверх.

В самой крепости могла селиться только микенская правящая верхушка («элита»). Поэтому основная часть города расположена ниже, за пределами оборонительных стен, у дороги были найдены остатки домов, принадлежавших торговцам маслом и вином. Среди находок – таблички с линейным письмом, которые удалось прочесть: на таблицах написаны рецепты ароматизации оливкового масла пряностями.

Там же нашли немало глиняной посуды, внешний вид и обилие которой позволяет думать, что у древних микенцев существовали обширные торговые связи. Найденные таблички лишний раз свидетельствуют о высоком уровне микенской цивилизации: судя по расшифрованным текстам, навыки письменности имели не только правительственные писцы, трудившиеся в царских дворцах, как думали прежде. Возможно, рядом с крепостью находился процветающий зажиточный город.

Рядом с развалинами жилищ обнаружен ещё один Могильный круг, сооружение которого относят примерно к 1650 году до нашей эры. Возможно, эти захоронения оставила прежняя династия, соперничавшая с царями Погребального круга. Рядом два толоса – так назывались круглые погребальные камеры. Обнаруживший толосы Шлиман «опознал» их как могилы Эгиста и Клитемнестры. Первая, та, что ближе к Львиным воротам, сооружена около 1500 года до нашей эры и теперь обваливается – потому её огородили верёвками. Вторая – лет на двести моложе, иначе говоря, относится к временам Троянской войны, и к ней пока пускают.

Сокровищница Атрея

В четырёхстах метрах по дороге от крепости находится толос, называемый Сокровищницей Атрея, или более официальное название – «Могилой Агамемнона» (тот же график, что у крепости; плата за вход включена в стоимость билета в крепость). Под этим куполом, видимо, в самом деле хоронили последних микенских царей.

Но зачем бы и для кого бы ни воздвигалось это напоминающее улей сооружение, оно бесспорно остаётся выдающимся памятником микенской эпохи. Войдя в толос через величественный пятнадцатиметровый туннель, вы окажетесь в слишком узком проходе, так называемом дромосе.

Сокровищница Атрея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями.

Деревня Микинес

От современной деревни Микинес всего 2 километра до развилки автострады Коринф-Аргос и до железнодорожного вокзала в Фихти, но далеко не все поезда маршрута -Аргос останавливаются на станции Фихти.

Автобусы, едущие из в Аргос или , обычно высаживают желающих попасть в Микены пассажиров у Фихти (в кафе рядом с развилкой торгуют автобусными билетами), а не в деревне Микинес.

Её и античные Микены обслуживают переполненные автобусы, едущие из Нафплиона через Аргос. До античных Микен из центра Микинес два километра пути в гору, в сезон вам попадётся пара передвижных забегаловок и передвижная почта – в фургоне.

  • Проживание и питание в деревне Микинес

Если собственным автомобилем вы не располагаете, то вам, быть может, захочется остановиться в деревне: Микинес днём заполнена туристами, но когда заканчивается рабочий день и автобусы с путешественниками уезжают, сразу же воцаряется тишина. На единственной улице селения есть гостиницы, названные именами Атридов, но можно и снять комнату. От обоих микинесских кемпингов (их два) до центра рукой подать, хотя они находятся на околице села.

Оба работают круглый год, хотя Camping Mykines меньше, но ближе к археологической площадке, чем Camping Atreus. Во всех нижеперечисленных гостиницах работают рестораны, рассчитывающие в основном на группы туристов, желающих ланча, поэтому не ждите от этих заведений чего-нибудь этакого. Захочется поесть, зайдите в Electro или King Menelaos, а то и просто Menelaos – вся троица устроилась на главной улице.

1). Отель Belle Helene – Своеобразная гостиница с хорошим рестораном – в том самом доме, где жил Шлиман, когда шли раскопки в Микенах. В книге гостей вы увидите автографы Вирджинии Вульф, Генри Мура, Сартра и Дебюсси;

2). Отель Rooms Dassis – Приятная, хорошая обстановка; гостиницей и турагентством владеет Марион Дассис, канадка, вышедшая замуж за одного из членов местного клана. Гостиница хороша для проживания групп, студентов и семей;

3). Отель Klytemnestra – Чистые, приятные, современные номера, управляют гостиницей греческие – или австралийские – хозяева;

4). Отель Le Petite Planete – Прекрасные виды и плавательный бассейн. Работает с апреля по октябрь. Местонахождение: недалеко от античных Микен.

Аргосский Герайон и античная Мидея

Мало посещаемый Аргосский Герайон (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно) в микенские и классические времена считался важным святилищем, посвящённым Гере. Предание гласит, что именно здесь Агамемнона выбрали предводителем войска во время Троянской войны. От Микен до святилища 7 километров на юг, дорога идёт вдоль нового шоссе на Тиринф, по пути можно любоваться великолепными видами равнин, простирающихся до Аргоса.

Близ храма вы увидите несколько микенских погребений, но главное – храмовый комплекс (точнее, его остатки) над соединёнными меж собой террасами – построено в V веке до нашей эры. Уцелели также римские бани (термы) и палестра, а центральный фундамент храма по величине такой же, как у афинского Парфенона.

Если вы на машине, и едете по дороге Микены-Нафплион, то Герайон – прекрасный повод отвлечься, а если вы уже осмотрели Микены, то можно совершить прогулку к этому храму – из деревни Микинес вы дойдёте пешком за час с небольшим, только отыщите сначала старую тропу, ведущую из Микинеса на юго-восток – она идёт параллельно дороге на Айия-Триаду. Из деревни Хоникас можно уехать на автобусе в Аргос, но лучше всё-таки преодолеть 5 километров и добраться до селения Айия-Триада, которое связано с Нафплионом, и откуда транспорт ходит несколько чаще.

Потомки мифического Персея правили Микенами в течение многих поколений, пока их не сменила могущественная династия Атрея, с которой связано много героических и трагических событий. Сын Атрея, легендарный Агамемнон, возглавивший поход на Трою, по совету оракула принёс в жертву богам собственную родную дочь Ифигению. После триумфального возвращения с троянской войны Агамемнон был убит в ванной своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерть дочери. Клитемнестру в свою очередь убивает обезумевший от ярости сын Орест, подстрекаемый сестрой Электрой. Что тут сказать? Жестокие времена, жестокие нравы. Но по истечении тысячелетий имя Клитеменестра стало в Греции нарицательным для жен - мужеубийц.

Эти легенды и предположения нашли историческое подтверждение, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках Трои случайно наткнулся на один из шахтных могильников. Рядом обнаружились ещё несколько захоронений того же типа, и тут-то стало ясно, почему Гомер называл Микены златообильными. В процессе раскопок было найдено невероятное количество золотых и удивительно красивых вещей (около 30 кг!): украшений, кубков, пуговиц, военного снаряжения и бронзового оружия, отделанного золотом. Пораженный Шлиман писал: «Все музеи мира не обладают и пятой частью этих богатств». Но самой значимой находкой стала золотая посмертная маска, которая по версии Шлимана принадлежала самому Агамемнону. Но возраст могильников не подтвердил эту версию, захоронения были сделаны намного раньше, до царствия Агамемнона. Интересным фактом, подтверждающим могущество и богатство древних Микен, является то, что не было найдено предметов из железа. Основные материалы, из которых изготовлены обнаруженные предметы, - серебро, бронза и золото. Найденные в шахтных могильниках артефакты, хранятся в Археологическом музее Афин и в Археологическом музее Микен.



Древний город занимал стратегически удобное положение на вершине холма, защищенный массивными стенами акрополя. Кладка оборонительных стен проводилась без использования какого-либо связующего раствора. Камни подгонялись так плотно, что стены производят впечатление монолитных. В акрополь вели знаменитые «Львиные ворота» - циклопическое сооружение из камней, украшенные барельефом с двумя львицами - символом могущества царской династии. Ворота - самая знаменитая постройка Микен, а барельеф считается одним из самых значимых геральдических памятников мира.



В цитадели находились жилые дома знати и бытовые постройки, причем многие здания были двух и трёхэтажными. Недалеко от входа сохранились остатки погребального круга А, где располагаются шахтовые гробницы датируемые 1600 г. до н.э. Найденные в них предметы указывают на то, что здесь находились захоронения царских семей.



Со внутреннего двора у «Львиных ворот» начиналась большая лестница, ведущая в царский дворец. Центром дворца был Мегарон - большое помещение с очагом на полу. Царский Мегарон был центральным строением, своеобразным административным центром. Здесь проводились заседания, вершились суды. От королевских покоев остался только фундамент. Можно различить и фрагменты фундамента красной ванной комнаты, в которой был убит Агамемнон.



На небольшом расстоянии от стен акрополя был обнаружен погребальный круг В, включающий в себя купольные гробницы (толосы) - ещё один образец микенской архитектуры. Самая впечатляющая и хорошо сохранившаяся из них, так называемая «Сокровищница Атрея» или «Гробница Агамемнона». Когда захоронение было найдено Шлиманом, оно оказалось разграбленным. Поэтому не удалось установить, кому принадлежала гробница, но размеры и архитектурные особенности позволяют предположить, что внутри находилась царская усыпальница. Круглые подземные сооружения пришли на смену шахтовым захоронениям. К высокому узкому входу ведёт выложенный камнями наклонный коридор. Внутри гробница представляет собой внушительный купол высотой 13,5 м и диаметром 14,5 м, выложенный горизонтальными рядами камней. Каждый ряд немного выступает над предыдущим. До постройки Римского Пантеона гробница являлась самым высоким сооружением такого типа.


Микенская (ахейская) цивилизация (1600-1100 гг. до н.э.) является одной из древнейших и интереснейших цивилизаций, существовавших когда-либо на территории современной Греции. Эта цивилизация оказала неоспоримое влияние на последующее развитие древнегреческой культуры и занимает особое место в литературе и мифологии, в том числе и в трудах Гомера.

Одним из крупнейших и важнейших центров микенской цивилизации, безусловно, был древний город Микены, от которого, собственно, культура впоследствии и получила свое название. Здесь же размещалась царская резиденция, а также усыпальницы микенских царей и их приближенных. В древнегреческой мифологии Микены хорошо известны как царство знаменитого Агамемнона, возглавившего легендарную Троянскую войну.

Руины некогда величественных Микен лежат примерно в 90 км к юго-западу от Афин в северо-восточной части Пелопоннеса рядом с маленькой одноименной деревушкой и сегодня являются важным археологическим и историческим памятником.

Первые раскопки древних Микен были проведены еще в 1841 году греческим археологом Кирриакисом Питтакисом. Именно тогда и были обнаружены знаменитые Львиные ворота – монументальный вход в акрополь, построенный из четырех огромных монолитных известковых глыб и получивший свое название из-за огромного барельефа с изображением двух львов над входом. Львиные ворота, а также фрагменты впечатляющих крепостных стен (их ширина в некоторых местах достигала 17 м), возведенных в так называемой «циклопической» кладке, неплохо сохранились и даже сегодня, спустя более трех тысяч лет, поражают своей монументальностью.

Настоящий же фурор произвели археологические работы, начавшиеся уже в 1870-х годах под эгидой Археологического общества Афин и руководством Генриха Шлимана. В ходе раскопок (как на территории крепости, так и за ее пределами) был выявлен ряд захоронений в шахтовых и купольных гробницах с невероятным количеством всевозможных погребальных даров, среди которых особенно впечатляло огромное количество разнообразных изделий из золота. Впрочем, огромный интерес представляла и архитектура гробниц, прекрасно иллюстрирующая мастерство древних зодчих. Лучше всего до наших дней, пожалуй, сохранились, гробницы Клитемнестры и Атрея. Усыпальница же последнего датируется XIV веком до н.э. и представляет собой двухкамерную гробницу с коридором-дромосом (длина – 36 м, ширина – 6 м), ведущим в купольное помещение (где покоилось тело царя) с небольшим боковым приделом, в котором также был выявлен ряд захоронений. Над входом в гробницу была установлена огромная 9-метровая каменная плита весом примерно около 120 тонн. Каким образом древним умельцам удалось ее установить - до сих пор остается загадкой. Гробница Атрея, или Сокровищница Атрея, является самым грандиозным купольным сооружением того времени и одним из важнейших архитектурных памятников микенской цивилизации.

В последующие десятилетия археологи не раз возвращались к раскопкам легендарных Микен и обнаружили еще множество различных сооружений, среди которых и остатки расположенного на вершине холма дворцового комплекса. В недавнем времени был раскопан и так называемый «нижний город». Подробное изучение результатов археологических раскопок позволило существенно приоткрыть завесу тайны над загадочной микенской цивилизацией.

Знаменитое «микенское золото» (в том числе и так называемая золотая «маска Агамемнона», XVI век до н.э.), а также множество других уникальных древних артефактов, найденных в ходе раскопок Микен, сегодня хранится в Национальном археологическом музее Афин.

turturist.ru - Академия путешественника