Ижорцы. Коренные малочисленные народы ленинградской области Где живут ижоры

18 декабря в культурно-досуговом центре МО «Вистинское сельское поселение» Кингисеппского района Ленинградской области состоялось проведение традиционного ижорского праздника «TALVI-MIIKKULA» (Никола Зимний) - ДЕНЬ ИЖОРЫ. В организации празника приняли участие жители Вистинского сельского поселения, наместник Александро-Невской Лавры епископ Выборский Назарий, Правительство Ленинградской области, администрации Кингисеппского района и Вистинского сельского поселения, инициативная группа «Сойкинская Святыня».

Программа праздника была довольно насыщенной:

Праздничный молебен во главе с наместником Свято-Троицкой Александро- Невской Лавры епископом Выборгским Назарием;

Открытие праздника (выступление официальных лиц) и представление проекта «Сойкинская святыня» по воссозданию Церкви Николая Чудотворца на Сойкинском погосте;

Поздравление от имени Александро-Невской Лавры и инициативной группы «Сойкинская святыня» детей и жителей Вистинского сельского поселения с праздником святителя Николая, наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым;

- «Talvi ilta» - театрализованное представление;

- «Ihmisin kiittämin» - награждение активистов за вклад в развитие ижорской культуры и сохранение наследия ижорского народа;

- «Tulkaa viirahisse!» - выступление финно-угорских фольклорных ансамблей (Рыбачка, Сойкинские напевы, Talomerkit);

- «Tervetuloa kannen takkaaks» - презентация ижорского праздничного стола;

Традиционные песни и танцы ижор.

Ижора. Историческая справки:

История финнов-ингерманландцев (инкери, ижоры).

Слово "Инкери" имеет несколько значений. Оно в равной мере означает и определенную территорию, и финно-угорское по происхождению население этой территории. Этноним "инкери" - "финны-ингерманландцы" (по-фински inkerisuomalainеn, inkerilainen - "инкеринсуомалайнен", "инкерилайнен") стал относиться после Столбовского мира 1617 г. к переселившейся на территорию Ингермапландии этнической группе, говорившей на финском языке и исповедовавшей евангелистскую веру. Финнов-инкери (ингерманландцев) даже многие из финно-угроведов часто смешивают с ижорцами.

Ижорцы (по-фински inkeroinen, inkerikko) вместе с водыо составляют коренное финно-угорское население Ижоры (Ингерманландии), которое под русским влиянием достаточно рано перешло в православие. Ижорское и водское автохтонное население Ингерманландии русские источники обычно именуют общим названием "чудь". Русские летописи впервые упоминают самоназвания этих племен как отдельные этнонимы под 1060 г. -"водь", а под 1228 г. - "ижора". Русское переселенческое движение достигло этих территорий в X-XI вв., но русское население стало значительным по своей численности лишь после Северной войны.

Древняя Ижора (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) представляла собой территорию площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом, и получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inhere). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до распада СССР - Ленинградская область, в настоящее время - Санкт-Петербургская область).

Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. В 1323 г. с заключением мира в крепости Орешек Новгород упрочил своё влияние в регионе. В начале XVII в., воспользовавшись междуцарствием и борьбой за трон в Русском государстве эпохи "Смутного времени", Швеция сочла этот момент удобным для захвата давно присмотренных ею для себя территорий. В Выборгском договоре 1609 г. шведы в обмен на провинцию Какисалми (Кексгольмскую волость) пообещали царскому послу свою поддержку и помощь. Русские тянули с исполнением обязательств по договору, в ответ на это шведы разорили и опустошили Ингерманландию. В 1613 г. на престол взошёл первый царь из династии Романовых, который вследствие внутренних проблем в стране был вынужден пойти на крупные уступки Швеции и мирному договору в Столбове. Помимо Кексгольмской волости к Швеции отошла также Ингерманландия. Согласно податному списку 1618 г., в Ингерманландии целые уезды обезлюдели, поэтому опустошённую войной провинцию шведы были вынуждены заселить вновь. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание. Таким образом, Ингерманландия сделалась чем-то вроде шведской Сибири. Наряду с этим, население этой территории увеличивалось также за счёт солдат-ветеранов, отслуживших свой срок в армии и переселенных туда. Вместе с этими официальными действиями шведских властей по заселению Ингерманландии шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали с двух территорий: члены этнической группы с Карельского перешейка и этнической группы savakko - из провинции Саволакс. Со временем различия между обеим группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. Хотя по условиям Столбовского мира жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного выбора вероисповедания, шведы стали проводить насильственное обращение в евангелистскую веру, под влиянием чего православное население, среди которых большое количество води и ижорцев, массово бежало во внутренние области России. В 1655 г. в Ингерманландии уже действовало 58 евангелистских религиозных общин с 36 церквями и 42 священниками.

В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов сделав их подданными государства с чуждой культурой. В 1703 г. началось строительство Санкт-Петербурга, с 1712 г. город стал столицей Российской империи, туда переехала царская семья, большинство государственных учреждений, и началось спонтанное заселение города. В нём с самого начала были жители -финны, ибо растя и расширяясь, город вобрал в себя множество населённых ингерманландцами деревень. В Санкт-Петербургской губернии в XVIII в. наблюдается экономическая специализация и создание отраслей хозяйства для удовлетворения запросов жителей столицы. Финны-ингерманландцы также могли извлечь для себя пользу из этого: и молочная продукция, овощи, фрукты и зелень всегда пользовались спросом в городе. До строительства железной дороги хорошие дополнительные доходы мужчинам приносил извоз.

Евангелистская церковь, как единственное культурное учреждение в Ингерманландии, проделала в XVI в. работу в области сохранения финского языка,

значение которой трудно переоценить. Обязательным условием для заключения церковного брака была грамотность - умение читать, писать и знать религиозные тексты. Благодаря этому уровень образованности ингерманландских финнов значительно превосходил уровень русского населения, бывшего в подавляющем большинстве неграмотным. В начале XIX в. по инициативе церкви начала создаваться система школьного обучения. Из-за нехватки учителей и незаинтересованного отношения людей число школ росло крайне медленно. Поворота удалось добиться только благодаря помощи открытой в 1863 г. учительской семинарии в Колппана. Семинария не только готовила учителей для финских начальных школ, но и, благодаря педагогам-просветителям, сделалась центром расцвета культуры и духовной жизни Ингерманландии. В 1888 г. в Ингерманландии работало уже 38 финских школ. При школах организовывались кружки чтецов, песенные хоры и музыкальные оркестры, проводились праздники песни, более того, пожарные команды тоже обязаны своим появлением школам.

Годы первой мировой войны означали для крестьян-ингерманландцев подлинный золотой век. Они могли продавать свою продукцию по сходной цене, и, как знак благополучия и процветания, в их хозяйствах завелись различные сельскохозяйственные машины, в домашнем обиходе не были редкостью ни швейные машины, ни даже пианино.

В период после Октябрьской революции культурные учреждения финнов-инкери могли ещё некоторое время продолжать свою работу, в школах ещё велось обучение на финском языке. Однако в конце 20-х гг. начались наступление на церковь и гонения на финский язык. С 1926 г. на проведение любого религиозного и церковного мероприятия требовалось получить специальное разрешение местного Совета. Немало хлопот причиняла нехватка священнослужителей. Всё больше священников переезжали в Финляндию, спасаясь от угрозы ссылки и исправительно-трудовых лагерей. Преподавание закона божьего было прекращено, в результате чисток среди педагогического состава учительская гвардия стала более русской. В 1937 г. финский, как язык "националистов-контрреволюционеров", был запрещён, издание газет на финском языке было прекращено, книги сожжены.

Началось и физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина.

Во время второй мировой войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Нет точных сведений о числе попавших в блокаду икгерманландцев, однако, по приблизительным подсчетам, их было не менее 30 тыс. чел., большая часть которых стала жертвами блокад. Тем не менее большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграфом 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Но перевозившие их вагоны не остановились в Ингерманландии, а продолжали свой путь далее на восток. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев.Некотрые остались в Финляндии, из них часть заранее перебралась в Швецию, опасаясь выдачи советским властям. Оттуда многие продолжили свой путь в другие страны Западной Европы и даже в Америку и Австралию.

Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Многие выбрали в качестве места жительства Эстонскую ССР. Согласно данным переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало всего 67 300 человек финской национальности. Из них 20 500 чел. жили в Ленинградской области, 18 400 чел. - в Карельской АССР, 16 700 чел. - в Эстонии и 12 000 чел. - на других территориях Советского Союза. Финнско-ипгерманландское население древней Ижоры к концу 80-х гг. состояло из пожилых людей. Более молодые поколения обрусели. При переписи населения в 1989 г. только 35% из них назвало своим родны языком финский. Но вследствие политических перемен финны-ипгерманландцы тоже переживают эпоху пробуждения национального самосознания. Возродились вновь восстановленые общественные и религиозные организации, которые раньше играли столь значительную роль в сохранении чувства своей национальной принадлежности у финнов-ипгерманландцев. В наше время в Ингерманлапдии действуют 15 евангелистских общин. Финляндия оказывает значительную помощь ингерманландским финнам: там проходят обучение хозяева-фермеры, преподаватели финского языка, медицинские работники, служители культа - священники и диаконы. С апреля 1990 г. Финляндия принимает финнов-ингерманландцев в качестве иммигрантов-репатриантов. До настоящего времени этой возможностью воспользовалось около 5 тыс. чел.

Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции.

Инкери - маленький народ

Наш город, всегда славившийся многонациональной культурой и веротерпимостью, служил примером не только для других регионов России, но и для многих стран мира. В настоящее время на территории бывшей Ингерманландии (Петербург и Ленинградская область) финнов и их потомков осталось всего около 20 тысяч, или 0,3% шестимиллионного населения региона.

Oбщественная организация "Инкерин Лиитто" (Ингерманландский союз), существующая с 1988 года, ставит перед собой задачу возрождения национального самосознания финнов-инкери, сохранения этого народа на его исторической и этнической родине, создания условий для развития языка и культуры. "Инкерин Лиитто" занимает главенствующее положение в Финской национально-культурной автономии города и области.

О задачах, проблемах и повседневных делах союза рассказывает его председатель Александр Кирьянен:

Финнам-инкери трудно даже частично восстановить то общественно-политическое положение, которое они занимали на рубеже ХIХ и ХХ столетий. И хотя годы репрессий остались позади, государство постановило реабилитировать ингерманландских финнов, угроза будущему этого народа на родной земле не снята. Механизм реализации постановления пока не действует.

В этой связи основной акцент в работе ставится на взаимодействие с органами управления: налажены взаимоотношения с отделом по делам национальных объединений при Комитете по внешним связям. Финны-инкери входят также в состав совета Дома национальных культур Петербурга.

А начинали мы с возрождения фольклорных ансамблей, и теперь практически в каждом отделении существует какой-либо художественный коллектив. Ежегодно проводим летние и зимние праздники - Иванов день и масленицу. В начале октября обычно празднуем День Инкери. Инкери - еще и женское имя (именины 5 октября). Так сложилось, что в этот день мы отмечаем и именины своего народа.

С 88-го года мы стали открывать группы по изучению финского языка. Одновременно свыше 700 человек изучают у нас финский язык, знакомятся с культурой и обычаями своих предков. Мы заключили договор с Центральным союзом преподавательской деятельности Финляндии, согласно которому в Петербурге и области организована 3-летняя подготовка учителей финского языка. Созданы три группы: две занимаются в Петербурге на базе "Инкерин Лиитто" и одна - в школе поселка Тайцы. При этом отобрана еще группа, которая в апреле должна сдавать специальный экзамен на знание языка в Финляндии. Сдавшие получат документ не только о знании финского языка, но и о праве его преподавания.

Нас поддерживает финское консульство в Петербурге, налажены крепкие связи с Финляндией. С министерствами труда и образования Финляндии заключен договор о поддержке языка и культуры финнов, проживающих здесь.

В ноябре мы участвовали в работе парламента зарубежных финнов в Хельсинки. Более миллиона финнов - почти пятая часть населения - проживают вне Финляндии, и они создали свой парламент. Подобный парламент существует еще только у французов и итальянцев. На торжественном заседании присутствовала президент Финляндии г-жа Тарья Халонен.

В начале декабря наша делегация в составе 10 человек участвовала в работе III Всемирного конгресса финно-угорских народов, приуроченного к Дню независимости Финляндии. Конгресс прошел в Хельсинки и собрал посланцев этих народов, проживающих на пространстве от Таймыра и Урала до Эстонии, Венгрии и Финляндии.

Владимир Дмитриев

Ижора

Самоназвание ижорцы, карьялайсет, изурит. Живут в Ленинградской области. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы; отмечается слабая монголоидная примесь. Ижорский язык, относящийся к прибалтийско-финской подгруппе, имеет 4 диалекта. Распространен также русский язык, который большинство ижорцев считает родным.

Отделившись от южно карельских племен, ижорцы в конце I-начале II тыс. н. э. расселились в бассейне р. Ижора и затем постепенно продвигались на запад Ингрии, частично ассимилируя водское население. Первое упоминание ижоры содержится в летописи XIII в., когда они входили в состав Новгородской земли. В XVI в. ижорцы были обращены в православие.

Традиционные занятия - земледелие, рыболовство, в том числе морское, лесные промыслы. В XIX в. было развито отходничество, посредническая торговля, ремесла (деревообделочное, гончарное).

Традиционная материальная культура близка русской. До середины XIX в. этническая специфика сохранилась в женской одежде. В восточных районах Ингрии носили рубаху с коротким обрезным оплечьем, поверх - одежду из двух полотнищ на лямках, одно на правом, другое на левом боку. Верхнее закрывало весь корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем. Западные ижорцы (по р. Луга) носили поверх рубахи несшитую юбку, у восточных бытовал длинный, спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор, у западных - убор типа русской сороки. Украшения: тканый и вышитый орнамент, бисер, раковины каури. В конце XIX в. старые формы одежды были вытеснены русским сарафаном.

Этническое своеобразие сохранялось до XX в. в семейной и календарной обрядности, например, в особом женском (т. н, бабьем) празднике. Существовала вера в духов-хранителей (домашнего очага, хозяина риги, бани и т. д.), духов земли, воды. Развит фольклор, обрядовая (свадебные и похоронные плачи-причитания) и эпическая поэзия, например, руны о Куллерво, частью вошедшие в Калевалу.

История ижоры

Ижорцы вместе с вепсами составляют коренное население Ингерманландии. Областью их этногенеза были территории, лежащие между рекой Нарвой и Ладожским озером и далее к югу. Их название происходит от реки Ижора (по-фински Inkere - Инкере), впадающей в Неву. Этнонимы "ижора" и "инкери" часто употребляются как синонимы по отношению к двум прибалтийско-финским народам - православным ижорцам и исповедующим евангелистскую веру финнам-инкери (ингерманландцам). Несмотря на родство между двумя языками и многовековое совместное проживание народов-носителей этих языков, следует тем не менее провести разграничение между двумя этносами.

Ижорский язык относится к северной (по другой классификации - к восточной) ветви группы прибалтийско-финских языков, ближайшие родственные ему языки - карельский и восточные диалекты финского. некоторые лингвисты не считают ижорский отдельным самостоятельным языком.

Ижорцы, по всей вероятности, выделились из карельской этнической группы, на это указывает близость обоих языков, а также и тот факт, что часть ижорцев называет себя карелами. Ранее это разделение двух народностей относили к X1-XII вв., однако в последнее время археологические находки и лингвистические исследования свидетельствуют о том, что этот процесс завершился ещё в 1 тыс. н. э. В наше время начинает завоёвывать признание гипотеза о том, что племя ижора произошло от слияния нескольких прибалтийско-финских племён.

Восточнославянские племена кривичей и словен в VI-VIII вв. добрались до южных земель Ингерманландии, а в Х в. уже наладили оживлённые связи с местным прибалтийско-финским населением. Первый письменный источник, упомянувший ижорцев, относится к XII в., в нём папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. Водные пути от озера Ильмень до Ладоги с конца IX в. оказались под контролем Новгорода. Жившие здесь малочисленные прибалтийско-финские народности принимали участие в образовании Новгородского княжества. Уклад и образ жизни малочисленных финно-угорских народов Прибалтики был однотипным. Общее название этих народов в древнерусских летописях было "чудь". На их роль в истории Новгорода Великого указывает и то, что в городе даже была Чудская улица.

В русских летописях ижора впервые упоминается под этим именем в 1228 г., и с того времени ижорцы часто фигурируют в летописях вместе с карелами при описании битв с врагами, вторгающимися на русские земли с запада. При ослаблении власти Новгорода вначале на землях ижоры активизируется деятельность Литвы, и в течение XIV в. литовцы многократно собирали с них дань. В XV в. звезда Новгорода окончательно закатилась, и ведущую роль у него перехватила Москва. Процесс колонизации русскими переселенцами этих земель продолжался дальше быстрыми темпами. Московские князья раздавали своим верным приверженцам поместья и на этих территориях. Из составленного в 1500 г. так называемого "водского податного списка" выясняется, что население Ижоры составляло примерно 70 тыс. чел. Невзирая на последовательное искажение на русский манер названий и имён вероятно всё же, что тогда прибалтийско-финские народы были ещё в большинстве. В XVI в. особенное внимание уделялось распространению православия. Ижорцы также были охвачены сетью церквей, религиозных общин, монастырей.

Во второй половине XVI в. имели место длительные шведско-русские войны, которые принесли немало разрушений и гибель ижорцам и карелам, но населённые ижорой территории в то время оставались в руках России. В начале XVII в. Швеция воспользовалась ослаблением Русского государства в "Смутное время" и присоединила к своей империи Ингерманландию. Факт присоединения был признан при подписании Столбовского мирного договора 1617г. Это состояние сохранялось до конца Северной войны, до 1721 г. В тот период на ижорские земли прибыло финское население, исповедовавшее лютеранскую евангелистскую веру, как об это подробно говорится в статье, освещающей их историю. После восстановления власти России помещики вновь в больших количествах стали переселять крепостных на территорию Ингерманландии. Наряду с этим в XVIII в. немцы, а в XIX в. эстонцы также селились в Ингерманландской губернии. Этническая карта этой территории стала весьма пёстрой.

Усилившееся с начала XVIII в. русское влияние особенно возросло и углубилось во второй половине XIX в. Под воздействием русскоязычных школ и в силу близости столице России среди ижорцев выросло число знающих русский язык, участились межнациональные смешанные браки. Ижорские деревни к концу XIX в. уже мало чем отличались от русских.

С середины прошлого века до наших дней численность ижорцев складывалась следующим образом:

1848 - 178000 чел.

1897 - 21700 чел.

1926 - 26137 чел.

1959 - 1026 чел. (владение родным языком - 34,7%)

1970 - 781 чел. (владение родным языком - 26,6%)

1979 - 748 чел. (владение родным языком -32,6%)

1989 - 820 чел. (владение родным языком -36,8%)

Советская эпоха началась для ижорцев так же, как и для других финно-угорских народов России. Был создан алфавит на основе латинских букв, на котором был выпущено в свет около двадцати книг, начала развиваться система школьного образования. Затем всё это прекратилось. Сначала в связи с коллективизацией многие были депортированы в Сибирь и в Среднюю Азию, затем во второй половине 30-х гг. террор обрушился и на ижорскую интеллигенцию. Вторая мировая война принесла им то же, что и ингерманландским финнам и водскому народу. Перебежавших в Финляндию финны вынуждены были выдать Советскому Союзу, но многие добровольно вернулись на родину, поверив обещаниям. Однако всех их ожидало горькое разочарование. Они были расселены по всей стране, и лишь после 1956 г. им разрешили возвратиться на родные земли и поселиться там вновь.

Большая часть ижорцев уже в период между двумя войнами считалась двуязычной, а послевоенные поколения уже почти не говорят на языке отцов и дедов. Географическое расположение, а также окружение более крупных по численности народов не позволили ижорскому народу и его культуре развиваться с течением истории. К сожалению, и в настоящее время у них осталось немного шансов для выживания.

Список литературы:

1. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997

2.Сородичи по языку. Будапешт, 2000

Ижора (Инкери)

историческая справка

Константин Сакса

В старинной немецкой легенде о происхождении гуннов говорится, что сначала только германские племена имели своими родоначальниками различных богов, а происхождение гуннов было совсем иное. Когда-то готами правил благородный князь Амбль, прародитель амелунгов. Как то взял он в плен финских женщин. Финки были искусны во всем: и в тканье и пряденьи, но кроме того и в чародействе. Они губили скот, уничтожали посевы, насылали на жилища пожары, мор и болезни. Много гибло готского народа! Но что хуже всего, мужчины не могли любить девушек. Матери не могли кормить детей грудью, груди их полны были вместо молока кровью! Дети рождались чудовищно безобразные.

Объятые ужасом и гневом, готы решили удалить этих страшных, чудовищных женщин. Убивать их было нельзя, чтобы не осквернить готскую почву и не навлечь проклятия богов на обездоленную землю. Они выгнали их из готской земли далеко на север, в ледяные каменистые сети, думая что там они умрут от голода... Но увы! Случилось иначе. Злые восточные духи соединились с этими отвратительными ведьмами и не на брачном ложе, у священного домашнего очага, а на спинах степных коней произвели они на свет ужасное и многочисленное племя, алчное, желтолицее, прожорливое, кривоногое, сутулое, грязное, узкоглазое и лукавое, на гибель и проклятие народам, на горе всему миру. Это были дикие, как степные волки, отвратительные гунны. Кто же такие гунны и почему они исторически связаны с финнами, и с территорией около города Санкт-Петербурга, именуемой Ингерманландией?

Гуннское нашествие в конце IV- начале V в. потрясло Европу. Гунны, - хун-ху-хунгары (по одной из теорий Д.Европиуса, финского этнографа, исследователя Ингрии в Х1Х веке - угры, ингры, инкери, ижеры, ижоры) считались народами Азии, пришедшими или с Южного Урала или с Алтая. Основные же археологические памятники ранних гуннов расположены в Забайкалье в долинах реки Селенги и ее притоков: Орхона, Джиды и Чикоя около города Улан - Удэ, столицы Бурятской республики. В ХIХ веке в районе города Кяхта в Ильмовой Пади и Дэристуйском Култуке было открыто и частично исследовано древнейшее кладбище, около 100 могил в "срубах" и "гробах". Сейчас громадный археологический фонд составляют около 1500 гуннских могил. В большинстве своем это невысокие насыпи из камней. Первоначальная форма надмогильной кладки имела вид четырехугольника или круга. Рядовые гунны были погребены в деревянных срубах и гробах, а представители знати - в погребальных камерах с двойными срубами.

Культура ранних гуннов представлена предметами вооружения: трехлопастными и листовидными наконечниками стрел, снабженных свистунками в виде боченковидных полых трубочек с отверстиями по бокам. Гунны были вооружены составными луками из деревянных и костяных накладок, с большой убойной силой, длиной до 1,5 метров. Так как основным занятием гуннов было скотоводство, то в могилах обнаружены были предметы конского снаряжения: удила и псалии, костяные и железные пряжки и кольца. В погребениях также обнаружены были глинянная посуда, лаковые чашки, костяные и деревянные палочки и ложки, бронзовые зеркала, игральные кости. По письменным китайским, а позднее европейским источникам известно какое огромное значение для кочевников гуннов имела лошадь. Железные конские удила найдены не только в мужских и женских захоронениях, но и в детских. В тоже время при раскопках Иволгинского городища обнаружили зерна проса, каменные зернотерки и ямы для хранения зерна. Железные изделия гунны изготавляли сами, что подтверждается находками сыродутного горна, обломками криц и шлаков.

Быт гуннов зависел от сочетания кочевых и оседлых форм хозяйства. На поселениях открыты постоянные жилища - полуземлянки с теплыми дымоходами вдоль стен, когда дым от очага сначала шел по дымоходам, а затем выходил в трубу. Но наиболее распространенным жилищем были войлочные юрты, устланные коврами. Одежда рядовых гуннов изготовлялась из кож, мехов и грубых шерстяных тканей. Знать одевалась в дорогие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные привозные ткани. В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родового строя. В связи с ростом имущественного неравенства и стремления к богатству у многих кочевых племен, писал К.Маркс "война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной для скота, ведется теперь только ради грабежа, становиться постоянным промыслом".

Возвысившись среди местных племен, ранние гунны создали могущественное племенное объединение. Значительная часть гуннов в конце 1 тысячелетия до н.э. начала свое продвижение на запад, покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз и приводя в движение третьи. Это движение продолжалось более трех веков, пока в IV в.н.э., пройдя всю Южную Сибирь, степи Прикаспия и Причерноморья, гуннские орды не появились у границ Римской империи. Но в ходе этих событий и сами гунны изменились настолько, что не возможно ставить знак равенства между ранними гуннами (хун-ху) и племенами, вторгшивсями в Восточную Европу на рубеже двух эпох. До сих пор Европе не приходилось сталкиваться со столь многочисленными ордами безжалостных кочевников, несущих смерть и разрушение.

Могучий вал гуннского нашествия увлек за собой и многие финно-угорские народы Восточной Европы, находившихся на более низкой ступени развития и живших на огромных пространствах от Балтики до Восточной Сибири.

В середине 1 тысячелетия до н.э. железо распространилось на север Восточной Европы, где обитали финно-угорские племена. В культуре племен, живших в лесной полосе в 1 тысячелетии до н.э., по-прежнему большое место занимали изделия из кости и рога, а в хозяйстве многих племен значительную роль продолжали играть охота и рыболовство. Но наряду с охотой развивалось домашнее скотоводство и подсечно-огневое земледелие. Культура раннего железного века - это культура дославянского населения Волго - Окского края, в основном она связана с древним финно-угорским населением и носит название дьяковской культуры, по названию села Дьяково, расположенного на территории Москвы, где было найдено одно из первых поселений этой культуры. Близки по культуре к дьяковским племенам древние жители Эстонии и Латвии.

Но здесь изредка встречаются рубленные четырехугольные избы и каменные курганы, где в каменных ящиках содержатся остатки 10 - 12 захороненний со скудным инвентарем: костяные или простые железные булавки, проушные бронзовые или железние топоры. Дьяковская культура просуществовала долго с VII - VI вв. до н.э. до VI - VII вв.н.э. Древние финно-угры жили в небольших поселениях, которые устраивали на высоких, естественно укрепленных берегах, прорезанных по сторонам глубокими оврагами. Городища укреплялись валами и рвами, ставились деревянные стены из массивных бревен и слег. Со стороны поля городище защищали два вала и два рва. На городищах найдены круглые, овальные или четырехугольные жилища в виде землянок и полуземлянок.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. получает распространение наземный деревянный сруб. На Троицком городище были обнаружены кольцевые постройки - "жилые стены", которые делились на четыре жилых комплекса с отдельными входами. У жителей дьяковских поселений сложились основные отрасли домашнего производства: кузнечное, ткацкое и гончарное. Керамика сетчатого типа, украшенная оттисками рогожи, сетки и грубой ткани. Керамика выполнена техникой ленточного налепа, распространенной в этих местах еще с неолита. Изготовляли горшки, миски, сковородки, крышки и светильники. Из кости делали черешковые и втульчатые стрелы, гарпуны, рукоятки ножей, костяные иглы и проколки, пряжки, детали конской утвари. Из железа делали топоры, кельты для рубки деревьев и обрабоки земли, ножи, наконечники копий, рыболовные крючки, железные пластины для доспехов, серпы, косари, кузнечные инструменты, булавки и пряжки.

Железную руду плавили в поселках или за их пределами. Ткани ткали на примитивных ткацких станках с пряслицами веретен и глиняными грузиками. Финно-угры разводили свиней, крупный рогатый скот и коней. Охотились на медведей, лисиц, лося, северного оленя, барсука, кабана, зайца, птицу. На прибрежных и лесных полянах сеяли рожь, пшеницу и коноплю. На поселении Березняки около города Рыбинска в верховьях Волги обнаружили бревенчатые жилища, разделенные на мужскую и женскую половины, кузницу с кузнечными инструментами и железные крицы. На Северо - Востоке современной России в Заволжье и Приуралье, в басеейне рек Камы, Вятки и Белой лежит другая область культуры древних финно-угорских племен, получивших название ананьинской. В более позднее время в Прикамье развилась пьяноборская культура, так же принадлежавшая финно-уграм, где у мужчин были поясные эполетообразные застежки, железные шлемы, а женщины носили богатые уборы для кос с пронизкаит и привесками в виде стилизованных фигурок лошадей.

Среди культовых предметов известны бронзовые фигурки птиц и зверей. Особенность гуннов состояла в том, что завоевывая обширные пространства, сталкиваясь с массой различных народов, они сами растворялись в их среде: на территории Европы практически очень трудно выделить из общей массы археологические материалы гуннского периода. Гуннские погребения больше известны в Южном Приуралье, на Волге и в Курской области на реке Судже. Началась эпоха действительно "великого переселения народов". Когда в 452 году гунны были разбиты на Каталаунских полях во Франции, и в 453 году умер великий вождь Аттила, закончился первый этап великих переселений и Европа стала совсем иной. Некогда могучая Римская Империя развалилась на две части и пала. Рим лежал в развалинах, в Италии и в Западных провинциях бывшей империи образовались многочисленные варварские королевства.

В середине VI века готский историк Иордан впервые описал финно-угорские народы, подчиненные царю готов Германариху и живших от Балтики до Урала. Там был указан и народ инканаусы, который академик Ю. Рыбаков олицетворял с Инкери (Ижорой). Если сейчас обратиться к какому-нибудь справочнику географических названий современной Ленинградской области (Ингрии), то легко обнаружаиться несколько названий, связанных с именем этого древнего племени, от которого и вся Ижорская земля получила свое название. Ижорский погост, по писцовой книге 1500 года находился в Ореховецком уезде (ныне Петрокрепость). Здесь находятся реки Ижора, Большая и Малая Ижорки, а также несколько селений с именем Ижора, возникших в разное время, но частично указываемых и в старых документах. Происхождение этих названий - по крайней мере названий речных - бесспорно связано с племенным именем "Инкери", превратившимся в русской передаче в "Ижора, Ижера", известным по письменным памятникам с ХIII века (а название Ingria еще раньше). Еще в середине ХIII века даже охрана водных границ ("стража морская") производилась ижорами во главе со старейшиной Пелгусием, - следовательно, новгородских словен в качестве постоянных жителей Ижорской земли здесь еще не было.

Еще в ХV веке в московских писцовых книгах встречались крупнейшие карельские и ижорские землевладельцы Мустельские, Шапкины, Сарские и другие. На территории Ингрии проживали ранее не только ижоры, но и саамы (лопь), нерева (ерева), карелы, вепсы, водь, зачастую объединенные общим названием чудь. Ижора (Инкери) принадлежит к прибалтийско-финнской группе языков. Древнейшее финно-угорское население оставило многочисленные географические названия. Сейчас на территории Ингрии - Ингерманландии проживают кроме ижор: карелы, вепсы, тихвинские и олонецкие карелы, финны, людики, водь, эстонцы, ингерманландские финны. Снова интерес к Северо-востоку Европы и населяющим его народам возник только в Х веке, в эпоху крестовых походов, когда две христианские церкви Католическая и Ортодоксальная боролись за языческие племена. От древних племен, подвергшихся христинизации остались только фольклорные предания о чуди, известные не только на Русском Севере, но и на Урале и в Сибири, куда они попали по мере колонизации этих земель и прикреплены к различным народностям, жившим здесь до прихода русских.

Предания о чуди известны и у других народов Севера - у саамов и коми. Топография жительства чуди определяется в преданиях с позиций населения, которая отделяет себя от чуди и нередко противопоставляет себя ей. В целом ряде преданий указываются конкретные координаты былого местонахождения чуди, в момент записи преданий, в соответствии с административным делением ХIХ века. Чудь - это прежде всего аборигены края, в последствии заселенного иным по своему этническому происхождению народом - славянами, которые и оказались в непосредственном контакте с чудью. По свидетельству современных этнографов, первые контакты славян с чудью произошли в IX веке. При описаниях внешности чуди в русских преданиях выделяется прежде всего высокий рост, который подтверждается по захоронениям "чудских костей", в ряде уральских преданий говориться об одноногих аборигенах.Но самым необычным является описание во всех регионах от Балтики до Сибири глаз чуди - "белоглазая", этот эпитет прочно закреплен за этнонимом "чудь".

Чудь постоянно предстает еще в качестве антропофагов: "Древнейшие жители сего края - поганые сырояды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы белозерские, делали великие опустошения: пожигали селения, младенцев и отроков пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умерщвляли", записано в XVIII веке или позднее в XIX "чудь... проходя здесь, народ поедала, а имущество грабила...". В коми-пермяцких преданиях говорилось, что "чуди были маленькими, черными, жили в небольших домиках...". Среди поморов Севера бытует до сих пор мнение, что древняя чудь скрылась от новгородцев на Новой Земле и "ныне там прибывает". Так же в преданиях о чуди содержится синкретический по своей природе конфликт нападения чуди на позднейших колонистов. Вот как описывается набег чуди на город Каргополь: "наступала белоглазая чудь на город, который за валушками находился, - город Каргополь". В подобных преданиях нашли отражение преломные факты военных столкновений чуди с феодальными русскими отрядами, вызванными воостаниями аборигенного населения "против даней, захвата земель и угодий, против православной христианизации". Русский историк В.Ключевский писал, что "некогда финские племена были распространены далеко южнее рек Москвы и Оки (Йеки - реки, по фински)-там, где не находим их следов впоследствии. Но народные потоки, проносившиеся по южной Руси, отбрасывали это племя все далее к северу, оно все более отступало и, отступая, постепенно исчезало".

В 1020 году первый крещенный русский князь Ярослав Мудрый взял в жены дочь конунга Олава Шведского - Ингигерд (Ирину) и предал город Альбегаборг (Ладогу) с окружающими землями в свадебный дар. По-русски, как писал русский историк Н.Карамзин, вероятно имея в виду скандинавское происхождение первых русских князей, эту землю называли землей людей Ингигерды - Ингерманланд. Ижорская земля служила буферной зоной между Скандинавией и Русью. С тех пор эта земля подвергалась бесчисленным набегам.

Хронология

997г. - поход новгородцев на Альбегаборг.

1042 г. - поход новгородцев на племя емь.

1068 г. - поход новгородцев на племя водь.

1069 г. - племя водь, давшее название Вотской пятине, вошло в состав Новгорода

1105 г. - поход новгородцев на Альбегаборг.

1123 г. - поход новгородцев на емь.

1123 г. - набег племени емь на Новгород.

1142 г. - шведы напали на новгородских купцов.

1143 г. - карелы напали на емь.

1149 г. - емь напала на водь

1149 г. - поход новгородцев на емь.

1156 г. - 1-й крестовый поход шведов в Ингрию.

1164 г. - шведы напали на Ладогу.

1186 г. - поход новгородцев на емь.

1191 г. - поход новгородцев в Западную Финляндию.

1198 г. - новгородцы в Финляндию.

1227 г. - новгородцы крестили карелу.

1228 г. - поход племени емь в Приладожье.

1230 г. - булла Григория 1Х о запрете продавать язычникам карельским, ингерским, лаппским и вотландским оружие, железо и деревянные изделия

1240 г. - 2-й крестовый поход. Невская битва.

1241 г. - князь Александр Невский взял город Копорье

1250 г. - поход шведов на финнов.

1255 г. - папа Александр 1V поставил епископа для Вотландии, Ингрии и Карелии

1256 г. - поход новгородцев на емь.

1272 - 78 г. - карательные походы новгородцев в Карелию.

1279 г. - новгородцы построили Копорье

1283 - 84 г. - шведы напали на новгородских купцов.


Глубоко в Ленинградской области, на тихом Сойкинском полуострове, уже много веков как, обосновался спокойный, серьезный народ ижоры. Они всегда отличались от своих соседей, гордились своими традициями и самобытностью. Малочисленный народ (максимально их было около 20 тыс) с очень богатой историей, которая сейчас хранится в небольшой деревне Вистино. Среди стройных сосен спрятался небольшой зеленый домик с треугольной крышей. В нем-то и находится кладезь информации об ижорах.
- У нас задание.
Мы хотим узнать, почему вы, ижоры, вымираете, и как это предотвратить? - примерно с такой фразой наша команда заваливается в домик.

Не то чтобы в Вистино ждут каждого существующего журналиста, чтобы рассказать всем и вся об ижорах, чтобы мир знал, кто они такие. Нет. Елена Кострова, хранительница ижорского этнографического музея, глубоко вздыхает, скептически смотрит на нас… и посылает на экскурсию.

Вымирать-то никто не собирается.
Историческая справка

Древнейшими жителями Петербурга, а точнее его территорий было племя ижора («ижера») именем которых звалась вся Ижорская земля или Ингерманландия (по обоим берегам Невы и Западному Приладожью), переименованная впоследствии в Санкт-Петербургскую губернию.

Первое письменное свидетельство об этом племени относится к XII веку. В нем папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. К этому времени ижорцы уже наладили прочные связи с пришедшими на соседние территории восточными славянами, и принимали активное участие в образование Новгородского княжества. Правда, сами славяне культурный элемент ижорцев различали слабо, называя все местные финно-угорские племена «чудью». Впервые, в русских источниках заговорили об ижорцах лишь в XIII веке, когда те вместе с карелами вторгались на русские земли.

Лишь в 1721 году Петр I включил этот край в Петербургскую губернию Российского государства. Во время ревизии 1732 года в Ингерманладии насчитали лишь 14,5 тысячи «старожилов ижорян».
По данным академика П. Кеппена в 1848 году в 222 селениях Петербургской губернии проживало 17 800 ижор, а в соседней выборгской губернии - еще 689 человек. В середине XIX состоялось новое «открытие» ижоры как народа, обладающего удивительной песенной культурой: у ижор записано более 15 тыс песен!
С конца XIX века численность ижор начала сокращаться: в северной и центральной части Ингерманладии ижоры ассимилировались превосходящим их по численности финским и русским населением. В 1926 году насчитывалось уже 16 137 ижор. В это же время осуществляется попытки поддержки ижорской культуры: организуется Сойкинский ижорский национальный совет, позднее создается ижорская письменность, издаются учебники на ижорском языке и вводится обучение на родном языке.
Но события 1930-1940 х годов нанесли самый значительный урон ижорскому народу и его традиционной культуре. Большое число ижор пострадало от последствий колонизации. В 1937 году была прекращена всякая общественная деятельность на ижорском языке, закрыты национальные школы. В году войны на ижор обрушились новые испытания: подавляющее большинство вывезли в Финляндию, через концлагерь Клоога на пароходах. Многие погибали от различных инфекционных болезней. Из 7000 в первую неделю погибло 1000 человек от различных болезней. Потом ижоры проживали в Финляндии, использовались для различных работ. С мест высылки вернулись в Советский союз не все, а тем кто смог запретили селиться в их родные дома и деревни. Началась этническая скрытность, потому население очень сильно уменьшилась.
Сейчас насчитывается только 262 ижора.

По ходу экскурсии мы узнаем, как одевались ижорские женщины, сколько у них было головных уборов, как они стирали и где модничали. Рассказ экскурсовода Никиты Дьячкова настолько полон деталей, что, кажется, будто он сам видел, как десятки лет назад молодая девушка вышивала себе полотенца для приданого.

На полотенцах нет ни узелка, ни пропусков - оно идентично с обеих сторон. Женихи выбирали себе невесту по вышитому полотенцу: если все одинаково, без ошибок и брака, значит, девушка станет хорошей женой. Кстати, одно из таких полотен действительно есть в ижорском музее. Вещице более 100 лет.
А принесли полотенце местные жители. Вот так, разбирая чердак, нашли важный экспонат.

Старинные предметы хранятся у ижор в домах. Некоторые люди переделывают традиционные дома, и все эти вещи становятся ненужными, их просто выбрасывают. Более сознательные жители приносят сюда в музей. Каждая эта вещь может рассказать более подробно и более интересно о традиционной ижорской культуре, - поясняет Никита Андреевич

После исторического ликбеза, мы понимаем, к кому приехали. Только тогда экскурсовод Никита Дьячков отправляет нас общаться с Еленой Ивановной. До этого смысла в разговоре бы не было. Мы приехали делать материал с неверным посылом. Слово «вымирающие» относительно ижоров больше у нас не звучит. Это малочисленный народ, чья ассимиляция - нормальный процесс, происходящий с любым небольшим народом. А вот традиции, культура и история не исчезнут, пока есть люди, которые этим занимаются, изучают и передают последующим поколениям. До тех пор, пока есть люди, которые этим живут.
Не то чтобы мы поехали с отсутствием даже приблизительных знаний… Мы старательно погуглили тему: что к чему? - однако, все это было впустую. Только увидев своими глазами музей, из первых уст услышав историю и лично пообщавшись с ижорами, - мы поняли, что традиции и культура тут живы и исчезать не планируют.

Нам повезло познакомиться не просто с ижорами, которые знают о своем прошлом. В музее мы нашли человека, которого можно назвать душой и сердцем этого народа. Елена Ивановна, честно говоря, сначала нас напугала своей серьезностью. Будто очень устала от внезапных вспышек внимания журналистов, громких выводов про исчезающие ижоры, небрежных заголовков в СМИ…

Однако в характере ижоров - сдержанность и гостеприимность, если они видят, что гости хорошие.

За чашечкой чая Елена Ивановна рассказывает о деятельности музея, о проблемах, которые не так уж и важны, когда занимаешься тем, что любишь и чем горишь. Мы приехали узнать о проектах, о финансировании и мероприятиях, о программах популяризации ижорских традиций... А нашли настоящую культуру, которая начинается только внутри каждого конкретного человека. Елена Викторовна, все еще смеясь над тем, что ее народ вымирает, показывает вышитые росписью полотенца. Эти работы сделали ученицы на занятиях. Причем возраст учениц уже раза три перевалил за 18. Бабушки с огромным удовольствием и не менее большими нервами, старательно осваивают эту технику шитья.

“ - Что сложного: взять, нарисовать ижорскую свадебную куклу, сделать 15 копий и раздать детям, чтобы раскрашивали? Очень большое финансирование нужно, миллионы! Главное ведь желание. Мы вот сделали такие раскраски, и с детьми учим элементы национального костюма, учим традиции (зачем нужна свадебная кукла, например), еще и речь развиваем, разучивая элементы наряда. "
Дети рисуют, изучают краеведение, ткут коврики на станках и лепят горшки в мастерской. А если, например, станков не хватает, Елена Ивановна делает простейшую модель из картона и ниток. («Вот вам и занятия на мелкую моторику, все просто») И на каждом таком примере повторяет, что главное начинать с себя. Как она, как Никита Андреевич, сам выучивший язык, как Дмитрий, гончар, работающий в мастерской без воды.

Знаете почему ижоры такие сдержанные и серьезные?
- улыбаясь говорила Елена Ивановна,

Потому что море не любит растреп. Вот вы видите, вы из Петербурга приехали, даже на гончарном круге горшок с завитками сделали, а у нас все сдержано, лаконично, практично.

Мы могли бы сидеть и ждать чуда, но тогда бы тут всего этого не было. А так, мы сами по чуть-чуть собирали, создавали, нас стали замечать и помогать. Вот будем строить новую гончарную мастерскую. На учебные пособия деньги выделили. Ведь финансирование на пустое место не выделяют, спонсируют уже какой-то существующий проект. А проект начинается с людей, которые им занимаются, - объясняет нам директор музея.

Музей ижорской культуры - это не просто здание,
где лежат артефакты.
Елена Ивановна - не просто сотрудник бюджетного учреждения. Вистинский музей - это место, где живет культура ижоров. Это место, где каждую бабушку, занимающейся росписью, знают по имени и за каждую переживают. Это место, где могут воспитать в детях национальную аутентичность в ходе веселой игры. Тут никого не прогонят, потому что чего-то не знают или в чем-то ошибся. Наоборот, все расскажут и покажут, объяснят свой образ жизни и идеологию.
Елене Ивановна было важно объяснить нам, студентам, которые приехали освещать проблему вымирания народа, одну вещь.
Число людей не так важно, если каждый из них знает, кто он, откуда он, помнит свою историю и передает все эти знания своим детям. Или дети передают взрослым

project312178.tilda.ws Они живы!

08.12.2014 0 9478


В наши дни количество малых народов стремительно сокращается. И понятно почему: трудно малочисленному народу сохранить свою индивидуальность. Тем более что стираются границы даже между государствами. Малые народности вымирают. Один из таких уходящих в прошлое народов- ижорцы.

Давным-давно народ ижора компактно проживал на северо-западе Новгородской земли. Впервые новгородские летописцы упоминают ижорцев в IX столетии, то есть в самом начале русской государственности. И обязаны этим свидетельством ижорцы легендарному Рюрику, который после рождения сына Игоря сделал своей жене Ефанде подарок - город, стоявший на берегу моря, со всем народом ижора в придачу.

Где искать корни?

Правда, многие историки ставят это упоминание ижоры под сомнение: оно встречается в Иоакимовской летописи, самый ранний список которой относится к XVII веку, и которая - единственная - называет по имени жену Рюрика. Историк Татищев, сделавший выписки из этой летописи, считал, что исходный текст датируется XI веком. Зато более достоверное свидетельство (и его не оспаривают) относится к XII веку, и это уже не отечественная летопись, а булла папы римского Александра III к первому епископу Упсалы (как раз тогда началось активное продвижение немецких орденов на восточные земли).

Папа упоминает язычников ингров - под таким именем выступают в западных источниках ижорцы. Земли, где жили ижорцы, были на самой окраине новгородской территории, они периодически переходили из рук в руки. И латинские миссионеры пытались там закрепиться наряду с самими новгородцами. Впрочем, вообразить, что из себя представляли древние ижорцы, несложно. В одной из западных хроник рассказывается о злосчастной судьбе первых епископов, желавших крестить непокорные местные племена. Одного из миссионеров живьем сожгли на костре, другого сначала скальпировали, а потом сварили в кипятке...

Латинская вера плохо приживалась на берегах Балтики и Чудского озера. Новгородцы в этом плане оказались находчивее: они предпочитали не слишком наседать на языческих соседей, но охотно использовали их в военных операциях. Пока ижорские территории входили в зону влияния новгородцев, те их защищали и поддерживали. Как только земли уходили к враждебным рыцарям - начинали безжалостно жечь. Удивительно, что за несколько веков такой национальной политики ижорцы не исчезли с лица земли. Очевидно, были они довольно многочисленным народом.

Русские называли земли, где поселились ижорцы, Ижорской землей, а западные хронисты - Ингардией (Ингрией). Ижорцы говорили на одном из финно-угорских наречий и были родственны соседним финно-угорским племенам - эстам, веси, чуди, еми. Новгородцы в XIII веке активно использовали ижорцев для вылазок против этих племен. Ижорцы ходили с русскими князьями на емь, били эстов, служили сторожевым дозором при Александре Ярославиче Невском.

Согласно летописям, одному из ижорцев князь обязан победой в Невской битве: тогда ижорский дозорный вовремя увидел передвижение шведского флота и сообщил об этом Александру. К тому времени часть ижорцев успела уже принять православие - об этом свидетельствуют сохранившиеся в древних текстах имена. Хотя, как считают ученые, в те времена ижорцы не были самостоятельным народом, они имели теснейшее родство с народом, осевшим вокруг Ладоги и в Карелии, - корелой (карелами).

Говорили они на очень близких диалектах, и языки обособились только к XVI-XVII векам. В составе Новгородской земли ижорская территория находилась до образования сильного Московского царства, которое подмяло к концу XV века все новгородские вольности.

А в начале XVII века земли ижорцев оказались под властью Швеции. И виновно в этом Смутное время, когда северные территории Московского царства перешли к шведам и пребывали под ними вплоть до эпохи Петра Великого. Многие ижорцы предпочли покинуть родные дома и заново обживаться в Московии, некоторые предпочли жить в Швеции. Так же, как многие ингерманландцы, они говорили на новгородских диалектах - такими прочными оказались исторические связи с русскими.

После разгрома шведов в 1721 году ижорцы вместе со своими землями вернулись на бывшую новгородскую территорию. Правда, теперь на Неве был отстроен морской порт Санкт-Петербург, и ижорцы внезапно оказались в Петербургской губернии - к северу и югу от новой столицы они как раз и проживали. Екатерина Великая, которая увлекалась науками, очень заинтересовалась своими подданными, которые за век, проведенный под шведами, умудрились сохранить православие и русский язык.

По ее приказу была организована специальная комиссия, которая занималась жителями Ингерманландии - считала их по головам, записывала местный фольклор, изучала их язык. Весь XIX век ижорцев классифицировали, делили на группы, пытались отнести к разным народам, пока не признали - корелу, живущую под Выборгом, следует считать тоже ижорой. В условиях повышенного внимания численность ижорцев не только не снижалась, а даже стала расти - в середине XIX века их насчитывалось 17 тысяч человек.

Забытые обычаи

Обычаи ижорцев известны благодаря именно этой работе исследователей XIX века. Об ижоре они писали, что это трудолюбивый, хотя хитроватый народ, добродушный по своей природе и легко прощающий обиды. В XIX веке ижорские женщины еще носили длинные холщовые рубахи со сложной богатой вышивкой, перетянутые у самого ворота пряжкой, поверх которых надевались сзади и спереди полотнища ткани, а по всей спине шел «змеиный пояс» -широкая полоса сукна с раковинами, жемчужным шитьем, бисерным плетением.

Этот пояс должен был защищать женщину от всяческого зла. На голове у них всегда был надет широкий платок, который скрывал косы - главное богатство каждой из них. Когда в доме случался траур,женщины прощались со своими волосами - сбривали даже брови. Так же они поступали, и давая обет, -полностью обривали голову и могли начать отращивать косы только после исполнения обещанного. Сборщики фольклора записали, как проходила свадьба у ижорцев. Каждый из новобрачных праздновал ее сначала в родном доме, а потом жених привозил невесту в свой дом, и начинался общий пир.

До конца XIX века у ижоры было немало исполнителей песен-рун, которые имеют много общего с карело-финским эпосом - Калевалой. Эти песни использовались в обрядах ижорцев, их исполняли на праздниках, но имели они еще и древнее магическое значение. Ведь женщины народа ижора славились умением ворожить.

Как, впрочем, и все финно-угорские народы. В древности они показывали чудеса, вынимая из спины мед, беличьи шкурки или серебро. Сегодня, конечно, и магические умения, и обычаи почти забыты. И понятно почему. В самом крупном ижорском селе сегодня живет меньше пятидесяти человек, и почти все из них - уже старики.

Прогресс и деспотия

Ижорцев сгубили незлобивость и стремление сохранить патриархальный мир. Однако прогресс на месте на стоит. Патриархальная Россия к концу XIX века стала промышленной страной. Началась активная разработка земельных богатств, на землях ижорцев стали строить заводы. Один так и назывался -Ижорский завод.

Естественно, что на заводе трудились отнюдь не ижорцы, а заводские рабочие, у которых одна национальность - подневольные. Потом настало время войн и революций. И накануне Второй мировой войны ижорцев осталось меньше 8 тысяч человек. А после войны их насчитывалось чуть больше тысячи. Такое резкое сокращение числа ижорцев было связано как с самой войной (на их земле шли боевые действия), так и с особой нелюбовью советской власти.

В 1930-е годы, когда началась борьба с врагами народа, туда попали и мирные жители западных районов СССР. Наряду с эстонцами, немцами, латышами, литовцами, в лагерях оказались и ижорцы. Но не только война и политика Сталина привели ижорцев к почти полному исчезновению. Близость к огромному мегаполису заставляла жителей уезжать из бесперспективных Кингисеппа и Ломоносова в сытый Ленинград.

Сегодня в Ленинградской области и Санкт-Петербурге живет всего-то около полутора сотен ижорцев. Еще около сотни - по всей территории России. От народа, ускользающего в прошлое, остались только названия - деревни и поселки Ижора Большая Ижора, Малая Ижора, Усть-Ижора, Новая Ижора, речки Ижора и Большая Ижорка, Ижорское озеро, Ижорская возвышенность..

Михаил РОМАШКО

Места, где стоит сегодня Санкт-Петербург, вовсе не были такими безжизненными до основания города, как принято считать. Напротив, эти земли, носившие гордое название Ижора и Ингерманландия, были домом для многих коренных племен.

Ижора

Древнейшими жителями Петербурга, а точнее его территорий было племя ижора («ижера») именем которых звалась вся Ижорская земля или Ингерманландия (по обоим берегам Невы и Западному Приладожью), переименованная впоследствии в Санкт-Петербургскую губернию.

Существует много версий происхождения этого явно не исконно русского топонима. Согласно одной, «Ингерманландия» когда-то родилась из финского «inkeri maa», что означает «прекрасная земля». Это название дало имя реке Ижоре, а племена, которые населяли ее берега, получили имя «ижора». Другие историки, напротив, считают, что все началось с названия реки Ижоры, которое, судя по летописям, употреблялось еще при первых Рюриковичах: «гда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено». Кто-то же вообще считает, что тут не обошлось без влияния жены Ярослава Мудрого, Ингигерды (Анны).

Судя по лингвистической близости языков, ижоры когда-то выделились из карельской этнической группы. Произошло это, судя по археологическим данным, не так давно - в первом тысячелетии нашей эры.

Первое письменное свидетельство об этом племени относится к XII веку. В нем папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. К этому времени ижорцы уже наладили прочные связи с пришедшими на соседние территории восточными славянами, и принимали активное участие в образование Новгородского княжества. Правда, сами славяне культурный элемент ижорцев различали слабо, называя все местные финно-угорские племена «чудью». Впервые, в русских источниках заговорили об ижорцах лишь в XIII веке, когда те вместе с карелами вторгались на русские земли. Поздние источники более подробны в описании, они даже дают ижорцам характеристику хитрецов и ловкачей.

После падения Новгородской республики и формирования Московского государства, началась активная русская колонизация этих земель, вплоть до смутного времени, когда Швеция присоединила Ингерманландию к себе. Тогда на эти территории хлынуло финское население, исповедовавшее лютеранство. Их потомки унаследовали протестантизм, получили название инкери или ингерманландцы и пошли по собственному пути культурного развития. Даже сегодня потомки инкери и ижорцев продолжают сторониться друг друга из-за разницы в конфессиях.

После основания Петербурга русское влияние на местные территории и народы вновь усилилось. Близость к Российской империи способствовала стремительной ассимиляции и обрусению. Уже к XIX веку ижорские деревни мало отличались от русских, а в результате расселения в сталинскую эпоху практически полностью утратили национальный элемент. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки сохранить ижорскую народность, но число носителей языка постоянно падает, а вместе с ним и шансы на выживание.

Водь

Окраины Петербурга – устье Невы, побережье Финского залива, а также Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский и Ломоносовский районы когда-то населяло и ныне существующее племя водь. Правда, вопрос об их коренном статусе остается открытым: некоторые ученые видят в них переселенцев из Эстонии, которые пришли сюда в первом тысячелетии до нашей эры, другие – исконно местное население, предки которых заселили эти территории еще во времена неолита. Спорящие стороны солидарны в одном – водь, как в этническом, так и лингвистическом плане, находились в близком родстве с проживающими западнее эстонскими племенами.

Так или иначе, во времена раннего средневековья, водь вместе с ижорами были коренными жителями Ингерманландии. Это мы знаем в основном из археологических культур, поскольку первые летописные упоминания о них относятся лишь к XI веку, а точнее к 1069 году. Летопись рассказывает о том, как водская рать заодно с полоцким князем напала на Новгород, очевидно, чтобы не платить городу дань. И проиграла, после чего попала в длительную зависимость сначала от Новгорода, потом от Московского Княжества, а в смутный 1617 год и вовсе отошла Швеции.

Почти через столетие земли у устья Невы снова поменяли хозяев – Петр I смог отвоевать место для русского «окна в Европу». Правда, сама водь в этот проект не «вписалась» - при строительстве Петербурга многие коренные жители были высланы в Казань, а их место заняли русские жители, что еще больше ускорило ассимиляцию.

Сегодня этнических вожан, которые позиционируют себя как представители малого народа, практически не осталось. По сведениям переписи 2010 года, в местах их компактного проживания – деревнях Лужице и Краколье, до сих пор проживают лишь 64 представителя народа водь. И малочисленность – не единственная проблема. В ходе активного воздействия русской культуры, у них практически не осталось ничего самобытного: язык, носителей которого становится все меньше, фольклор, да некоторые элементы материальной культуры. Пожалуй, вот и все национальные сокровища древнего, но забытого народа.

Вепсы

Также известны как вепсь, бепся, людиникад, вепслайне. Сведений о них у нас немного. Историческая область их обитания – между Ладожским, Онежским и Белым озером. Их язык относится к финно-угорской группе, но вот из какого народа они выделились и где их историческая родина остается большой загадкой для ученых. Процесс отделения, по мнению исследователей, произошел лишь во второй половине I тысячилетия нашей эры. По крайней мере, этим периодом датируются древневепсские курганные могильники.

Первые письменные свидетельства о вепсах предположительно встречаются в трудах готского историка Иордана, который в VI веке рассказывал о неком племени «вас». Арабский путешественник Ибн Фадлан в X веке писал про племя «вису», в этот же период историк Адам Бременский в Габсбургской хронике упоминает о народе vespe.

В русских летописях встречается этноним и топоним «весь», по всей видимости обозначавший край, населенный различными племенами и народностями. По мнению некоторых исследователей, скандинавские путешественники говорили именно о вепсах, описывая жителей загадочной страны Бьярмии.
Вепсы исчезают со страниц русских летописей довольно рано, в начале XII века. Несмотря на это, этот малочисленный народ существует, и по сей день. Кстати, его шансы на выживание значительно выше, чем у ижорцев или вожан. По сведениям летописи 2010 года, его представителей, проживающих на территории страны, оказалось более трех тысяч.

Ижорцы - коренное население части нынешней Ленинградской области. В середине прошлого столетия по политическим мотивам народ, численность которого составляла порядка 17 000 человек, был расселен по всей стране, рассеявшись и ассимилировавшись. Однако это не помешало сохранить в памяти тысячи фольклорных песен и плачей, уникальный эпос и аутентичные обряды, сформировавшиеся в дохристианские времена.

Название

Существует несколько версий происхождения названия народности. Наиболее распространен топонимический вариант образования от имени реки Ижора, вдоль берегов которой расселилась одна из отделившихся ветвей древнего прибалтийско-финского племени корела.

Исследователи расходятся во мнениях, относительно происхождения топонима. Существует две основных версии:

  1. Слово «ижора» имеет финские корни, обозначает «неприветливый, грубый».
  2. Название произошло от карельского выражения «инкери маа», имеющего значение «прекрасная земля».

Где живут, численность

После выделения в самостоятельный этнос на рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры народ выдвинулся из бассейна реки Ижора. Освоение территорий происходило в западном направлении, затрагивая южное побережье Финского залива. Ижорская земля входила в состав Ингерманландии. Располагалась в восточной ее части, занимая территории юго-западного Приладожья и берега Невы.

Первые достоверные данные о численности ижорцев дала перепись 1848 г., зафиксировавшая 17 800 человек, проживавших в 222 поселениях Санкт-Петербургской губернии. В годы Великой Отечественной войны большая часть народа отправлена на принудительные работы в Финляндию. В 1944 г., после подписания с финнами мира, ижорцы вернулись в СССР, однако были выселены из мест исторического обитания в другие регионы России. Это привело к рассеиванию и полной ассимиляции подавляющего большинства представителей народности.
Согласно переписи 2002 г., в России проживали 327 ижорцев, в 2010 г. число сократилось до 266 человек. Большая часть живет в Ленинградской области на территориях Кингисеппского и Ломоносовского районов - 177 человек. В селе Вистино проживают 43 ижорца, здесь же находится Ижорский этнографический музей. Существуют крупные диаспоры за рубежом:

  1. Эстония - 62 человека (по переписи 2000 г.).
  2. Украина - 822 человека (по переписи 2001 г.), из них 788 ижорцев приходилось на Крым.

Язык

Ижорский язык, имеющий 4 диалекта, относится к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Ряд лингвистов полагает, что язык произошел от языка-основы древних карел, со временем вобрав в себя черты соседских диалектов, в том числе водского. Национальная письменность появилась лишь в тридцатых годах прошлого столетия, однако к 1937 г. преподавание на национальном языке прекратилось.
Данные переписи 2002 г. показали, что на территории России ижорским языком владеет 362 человека: на 35 человек больше, чем зафиксированное число представителей народности. Двойственная ситуация связана с процессом ассимиляции и укоренившимся с советских лет страхом репрессий. Фактически знавшие родной язык и принадлежавшие к ижорскому народу люди, записывались русскими или карелами.

История

Первые достоверные упоминания об ижорцах относятся к XII столетию: папа Александр III писал в булле о племени язычников ингров, считавшихся опасным и сильным народом. В этот же период начинается их активное взаимодействие с новгородцами, на стороне которых народ выступал в военных походах. Летопись 1228 г. повествует об участии ижорцев в битве со вторгшимся в Ладогу племенем емь.


Закрепились отношения в 1240 г., когда ижорский староста Пелгусий сообщил о появлении шведской флотилии князю Александру Невскому. Это послужило стартом к началу знаменитой Невской битвы. Разграничению культуры карел и ижорцев поспособствовал Ореховецкий мирный договор 1323 г., согласно которому новгородские земли отделялись от шведских.
Начинается повсеместное насаждение православия. Народ крестили, но языческие верования сохранялись до XVI-XVII вв., после тесно сплетясь с православными канонами. Происходят активные заимствования из культуры и быта русских. Это привело к тому, что после захвата спорных территорий в 1611 г. Швецией большая часть ижорцев покинула насиженные земли, переселившись в Российское государство. В 1710 г. Петр I включил территории, получившие название Ингерманландии, в состав Санкт-Петербургской губернии.

Внешность

Ижорцы относятся к европеоидной расе с небольшой монголоидной примесью. Ученые определяют антропологический тип, как беломоро-балтийский.


Отмечают следующие характерные особенности внешности:

  • средний рост порядка 164-168 см, что выше, чем у русских и соседних народов;
  • по большей части светлые оттенки глаз и волос, хотя встречается темная пигментация;
  • значительный рост растительности на лице;
  • лицо некрупное, но высокое и узкое;
  • выступающие скулы;
  • зауженные глаза, встречается складка верхнего века, эпикантус;
  • выступающий нос, низкое переносье, курносость;
  • выступающий подбородок;
  • широкий рот.

Одежда

Мужская одежда отличалась простотой: широкие штаны и длинная рубаха из домотканой светлой материи, льняной кафтан. В праздничные дни подпоясывались, надевали кожаные сапоги, суконное пальто коричневого, синего или белого цвета - гордость каждого мужчины. Внимание вызывает свадебный наряд жениха, состоящий из ряда обязательных элементов:

  • вышитая матерью рубаха из льна, богато декорированная по рукавам, груди и вороту блестками, по подолу - орнаментом с изображением коней, петухов;
  • рубаху подвязывали сшитым сестрой поясом: следили, чтобы богато украшенные концы были видны, поскольку этот элемент одежды отпугивал злых духов;
  • завершали наряд синие чулки, кожаные штаны, сапоги.

Женский повседневный костюм отличался необычным кроем, большим количеством деталей и составных частей, богатым декором, имевшим сакральное значение. Длинную холщовую рубаху закрепляли у горла овальной пряжкой из серебра, украшенной жемчугом или камнями - фибулой. Поверх надевали состоящий из двух частей сарафан: на одно плечо накидывали шерстяное полотнище на лямке, закрывавшее левый бок. Более широкое полотнище синего или черного цвета крестообразно закрепляли на другом плече: оно закрывало правую часть туловища.


Дополняли наряд передником, расшитым продольными полосами из бисера и раковин каури, сложным узором с использованием жемчуга. Обязательный аксессуар - спинной пояс, крепившийся ремешками на поясе. На него подвешивали «змеиные головы», как называли каури. Украшали пояс вышивкой золотыми, серебряными нитями. Задача украшения - защита от злых духов.
Девушки заплетали волосы в косы, в период между сватовством и венчанием носили их распущенными. После свадьбы женщины брились наголо: позволялось вновь отрастить волосы лишь после рождения первенца. После свадьбы женщин обязывали носить особый головной убор саппано: невысокую шапку, сшитую из разноцветных полос материи и богато украшенную. По спине, под украшениями, спускался кусок материи, доходивший до пят. Снимать саппано позволялось лишь в «бабий праздник» и в бане. Спать полагалось в головном уборе: недовольство этой традицией отразилось в фольклоре.

Жизнь

Мужчина считался главой семьи, но роль женщины была высока. Она решала хозяйственные, бытовые вопросы, почиталась мужем и детьми. Выбирал невесту жених, после чего присылал в дом выбранной девушки сватов. Согласно традиции, приходили они трижды, чтобы:

  1. Заявить о намерении жениться.
  2. Получить согласие на брак.
  3. Вместе с женихом для обручения.

Перед свадьбой замужние женщины вместе с невестой собирались для проведения обряда куббээлид - выпекания свадебных хлебов. Во время замешивания теста опытные подруги неприлично шутили. Получившуюся заготовку украшали кругами, расположенными один в одном: узор символизировал плодородие и деторождение. Жених с друзьями в канун свадьбы ходил в баню: там сопровождающие, в свою очередь, подшучивали над будущим мужем, пели шутливые обрядовые песни.


Свадьба состояла из двух этапов: венчания и увоза невесты. В первый день жених и невеста встречались в церкви, где происходило таинство венчания. После молодожены разъезжались по домам, где со своими семьями устраивали праздники. На следующий день за невестой приезжал свадебный поезд, увозивший ее из отчего дома в дом мужа. На пороге молодых встречала свекровь с хлебом и пивом, благословлявшая пару на счастливую жизнь. Существовала традиция: во время свадебного пира невеста за общий стол не садилась: стояла поодаль, приветствуя гостей.

Культура

Ижорцы знамениты богатым песенным фольклором: исследователям удалось сохранить несколько тысяч песен-рун и плачей. На весь мир приобрела известность ижорская певица-сказительница, известная под псевдонимом Прасковья Никитина.
В конце XIX столетия за деньги она пела народные и собственные песни исследователям. После приобрела известность, давала концерты в Хельсинки и других финских городах. Необычную исполнительницу рисовали известные художники, слушал композитор Ян Сибелиус. В 1893г. опубликован сборник песен Прасковьи Никитиной, настоящее имя женщины - Ларин Параске.

Религия

Древние ижорцы были язычниками, верили в духов-хозяев и духов-покровителей, населяющих весь окружающий мир. Особо чтили солнце: вплоть до XX столетия сохранялся обычай креститься на солнце с утра, в полдень, после дождя. Солярные символы встречались в орнаменте одежды, декоре домов.
Легенда о сотворении мира гласит, что ласточка долго летала над бескрайней водной гладью, пока не увидела кочку. Сев, птица снесла яйцо, после разбившееся: из желтка появилось солнце, из белка месяц, из скорлупы звезды. Ласточки и жаворонки считались благими вестниками, их почитали, образы птиц часто встречаются в фольклоре.


Насаждение христианства ижорцы восприняли неохотно, однако к XVII-XVIII вв. повсеместно распространились православные праздники, тесно переплетавшиеся с национальной религией. Любимый женский праздник - Юрьев день, Юрги, день первого выпаса скота или бабий праздник. С утра женщина с ножом в зубах и иконой святого Георгия в руках заходила в хлев, обходя животных, прося у святого защиты. После нож втыкали под порогом, а животных выгоняли на улицу вне зависимости от погодных условий.
Настоящий женский праздник начинался вечером: в одной избе собирались до 40 замужних ижорок. С собой приносили угощения, традиционно успехом пользовались блюда из яиц. В этот вечер позволялось оставлять голову непокрытой: женщины ели, пили водку и вино, пели песни. По традиции особо славили тех, кто в этом году вышел замуж, впервые родил или дождался первого внука. С собой на праздник приглашали пастуха, игравшего на свирели, подливавшего вино, развлекавшего женщин. Обычай связан с поверьем, что на лето пастуху запрещалось иметь плотскую близость, поэтому его символически воспринимали в бабий праздник как подругу.

Видео

turturist.ru - Академия путешественника