Корсунская часовня. Часовни изборска С Корсунской иконой Божией Матери в Изборске связано множество легенд

К 1150-летию первого упоминания Изборска в летописи
(862 год)

Никольский собор

Как и во многих русских крепостях, внутри Изборской крепости находился храм. Его местонахождение очень символично. Никольский собор Изборска, который впервые упоминается в летописи под 1341 годом, располагался у самого въезда в крепость. Таким образом, в момент осады храм должен был морально поддерживать защитников, которые стояли у ворот - самого важного места обороны.

Таким же православным символом стойкости, мужества, готовности грудью встать на защиту веры и родной земли являются три каменных креста, выложенные из плит известняка на стене между башнями Вышка и Рябиновка и как бы смотрящие в сторону католического Запада. Эти три больших каменных креста и две полосы орнамента из уложенных на ребро плит (орнамент, характерный для псковских церквей) не смягчают, а, наоборот, подчеркивают суровый вид крепости.

Никольский собор в Изборске
первая половина XIV века

Морозкина Е.Н.

Никольский собор в Изборске / Е.Н.Морозкина // Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Т.1. - М.: Северный паломник, 2007. - С. 44-51

Среди историков русской архитектуры до сих пор высказывается сожаление о том, что не сохранилось ни одного псковского памятника XIV века - времени, когда в результате Болотовского договора Псков юридически получил самостоятельность и когда шло формирование псковского архитектурного стиля, давшего плеяду блестящих построек XV - XVI веков. Единственным памятником этого времени, у которого уже имелись новые черты, считался Троицкий собор 1365-67 гг., известный лишь по рисунку Государственного Исторического музея.

До нас, однако, дошёл один псковский памятник, сохранившийся в натуре, в котором искания зодчих XIV века видны более ярко, чем в архитектуре снетогорского собора, - памятник, обладающий высокими художественными достоинствами и вместе интересный именно тем, что в нём идёт выработка новых форм.

Это Никольский собор в Изборске.

Никольский собор, венчающий гору Жеравью, - главое здание древнего Изборска. Так же, как София для Новгорода и Троица для Пскова, он олицетворял весь город, служил его символом. По тогдашним понятиям, святой Никола охранял город, как некогда щур охранял дом: Изборск находился под его моральной защитой. Культ Николы, связанный с земледелием, был чрезвычайно популярен на Руси, о чём свидетельствуют русские и иностранные источники. Из покровителя сельских работ Никола скоро превратился в «поборника земли Русской», заступника пленённых и угнетённых, в смелого борца за правду, спасителя погибающих на воде, «скорого помощника» во всех бедах. Не случайно, что в Псковской земле гланые церкви большинства городов-крепостей были посвящены Николе. Собор был перенесён сюда со старого городища вместе с городом, как неотъемлемая часть его, и расположен так же, как и там, - у южного края крепости, близко от въездных ворот.

Изборск был перенесён на новое место в 1303 году. Каменная крепость завершена в 1330 году. Никольский собор впервые упоминается под 1342 годом. Правда, в летописи под этим годом упоминается только «дом святого Николы». Что речь шла о каменном соборе, подтверждает летописное сообщение 1349 года, в котором говорится, что в Изборске освящён «престол святого Спаса оу святого Николы на полатех, апреля в 15 день», то есть каменный собор построен до 1349 года. Таким образом, дата постройки собора заключена между 1303 и 1342 годами, то есть в первой половине XIV века.

Никольский собор - главное здание не просто города, но города-воина, оплота Пскова на его западной границе. Возможно, собор был единственным каменным зданием крепости. Он стоит у главных ворот, охраняя въезд в город, как дополнительная башня.

Расположенный над обрывом, у края крепости, собор далеко виден со старой псковской дороги. Блистающий в венце суровых башен, он выражает город вовне. От ворот собор воспринимается с угла, объёмно, сразу заявляя о своей мощи. Сейчас этот эффект пропадает, так как вход в крепость устроен рядом, в проломе. Нужно войти в неё через старинные ворота.

Рядом, на Колокольной башне, стояла двухпролётная звонница-всполох, служившая и колокольней собора, и набатом, оповещавшим окрестное население о приближении врага, то есть тоже обращенная вовне: «Да у судебни под стрельницею, на которой стрельне колоколница, ледник камени» (Опись конца XVI века). Изображение этой звонницы сохранилось на рисунке Мартынова середины XIX века и фотоснимке Кампрада, сделанном в 1871 году.

Никольский собор представляет мощный кубический объём, увенчанный одной главой и имеющий всего лишь одну апсиду. С юга к нему примыкает придел, построенный в XVI веке, с запада - притвор и колокольня XIX века (1845 год).

Собор покрыт на четыре ската. Первоначально форма была или восьмискатная, или имела лопастную форму по новгородскому образцу, хотя расчленённый верх мало вяжется с исключительной монолитностью памятника. Рано утром или под вечер, когда стены собора освещены косыми лучами солнца, хорошо видно, что углы его надложены под четырёхскатную кровлю, - причём линия, по которой их надложили, воспринимается как прямая. Окончально вопрос о завершении собора можно решить, только вскрыв верхние части его стен. Необходимо вскрыть кровлю собора и проникнуть на «чердак», тогда можно будет также проверить, не имел ли придел, расположенный на хорах, дополнительную главу. Это могло существенно повлиять на форму завершения всего памятника. Фасады разделены на три части лопатками, которые вверху соединялись лопастными кривыми. Апсида без каких-либо украшений. Древние окна имеют форму бойниц. Окна собора расширены в 1873 году; видимо, тогда же с восточной стороны устроен контрфорс. Сохранился документ о сборе денег на «исправление церкви» за 1871 год. В документах за 1908 год указывается, что «контрфорс ветх». Далее говорится о новых переделках. «В самом же храме, около клироса, на юг, два окна, верхние и нижние обращены в одно, а с западной стороны притвора прирублено новое окно, расширены двери из придела в собор», произведены и другие переделки, касающиеся притвора. (В 1908 году собор обследовал Покрышкин). Окна барабана без бровок. Нависающий карниз отдалённо напоминает поднятое забрало или край кольчуги. Он состоит из двойного ряда эллиптических арочек, лишённых профиля, которые размещены вразбежку.

Форма главы - полусферическая. Она увеличивает приземистость собора. По форме глава близка к полусфере, однако зрительно возникает впечатление, что внизу она имеет некоторое подвышение, центр сферы приподнят над верхним краем барабана. Это спасает главу от проседания, которым грешат главы у псковского Ивановского собора и у некоторых других отреставрированных памятников. Хотя глава сделана в середине XIX века, она могла повторить древнее очертание.

Собор четырёхстолпный. Столбы квадратны в плане. К западным примыкают деревянные хоры с каменной «палаткой» на них, которая служила приделом.

Особенно интересны своды собора. Они представляют собой тип ступенчатых подпружных арок, которыми перекрыты концы креста. Арки расслаивают свод на три части: средняя арка выше крайних и лежит на них. Западный конец креста, включающий хоры, имеет не три, а четыре членения, так что в разрезе арки вы­ глядят, как два зубца. Такого покрытия до нас не донёс ни один памятник Пскова. Это вариант ступенчатых арок, распространившихся позже во Псковской земле. Однако в XV - XVI веках во Пскове преобладали ступенчато-повышенные подпружные арки, а здесь как бы идёт выработка этих форм. Создаётся впечатление, что зодчий ещё не может преодолеть материала: повышая арку в середине, затем снова понижает её. Вместе с тем такая форма имела конструктивный смысл: рёбра увеличивали жёсткость свода (они могли облегчить постановку кружал).

Если рассмотреть ещё одно звено этих арок, соответствующее концу креста, то получается форма, из которой могло развиваться покрытие бесстолпного храма (типа Николы Каменноградского), стоит только в середине врезать световую главу.

Придел собора возведён в XVI веке вместо одноимённой деревянной церкви Преображения 1349 года. Придел бесстолпный, покрыт цилиндрическим сводом с глухой главкой, украшенной изразцами XVIII века. Многолопастная арка, обрамляющая его южную сторону, напоминает оформление притвора церкви Никиты во Пскове. Притвор появляется позже придела: известно, что от притвора придел отделяла арка на плитяных столбах, уничтоженная в 1873 году (В том же году увеличены окна в алтаре придела и притворе. Расширены двери из придела в собор и притвор). Видимо, это были традиционные псковские столбики, какие ставились при входах. Следовательно, вход в придел был наружным.

Итак, памятник разрастался постепенно: сперва он представлял монолитный кубический объём, потом получил с юга придел, затем - притвор и в середине XIX века - колокольню. С самого начала строители собора думали о какой-то пристройке или навесе над входом с севера (в северо-западном углу собора). Вокруг этого входа оставлено целое поле стены - лопатки начинаются выше него. Важность этого входа понятна: он был защищен самим собором от обстрела - ведь собор очень близко придвинут к крепостной стене.

Никольский собор сравнительно невелик: он гораздо меньше соборов Мирожского, Ивановского и Снетогорского монастырей. По размерам в плане он почти в точности совпадает с такими памятниками, как церкви Георгия со Взвоза, Космы и Дамиана с Гремячей горы, Воскресения со Стадища, Георгия в Сенно, однако производит впечатление мощного сооружения. Это достигается благодаря его положению, его обособленности (собор стоит на вершине холма, посреди безбрежного пространства); благодаря венцу из нескольких башен, которые, не затесняя, поддерживают его объём, - собор как бы объединяет их, выделяясь по контрасту; благодаря лаконизму, нерасчленённости объёма (апсида одна, декора ещё меньше, чем у других псковских памятников; рисунок барабана словно вырезанный в плите, прост и крупен, придает собору значительность) этому же служит форма его главы, усиливающая общую кубичность.

Глава важна и для масштабного решения храма: она увеличивает его относительные размеры. При большой, раздвинутой главе собор казался бы меньше - с маленькой «подобранной» главой он возрастает. При общем лаконизме памятника огромное значение в качестве единицы масштаба приобретают его щелевидные окна. Окна-бойницы выражают крепостной характер собора. По сравнению с ними поверхности стен воспринимаются грандиознее. Декор барабана не настолько крупен, чтобы ослабить его впечатление; вместе с тем он лишён суетливости.

Пристроенный придел несколько сбивает масштаб храма: не в силах лишить собор значительности, он всё же относительно уменьшает его (Собор похож на взрослого коренастого человека, а не на большого ребёнка). Пристройка с севера, задуманная с самого начала, но не осуществлённая, предполагалась меньшей, чем придел (Об этом можно судить по размерам оставленного для неё поля стены).

Основной художественной идеей Никольского собора в Изборске является его весомость, материальность, «тяготение к земле», столь характерное для памятников Пскова. Это выражено как во внешнем облике собора, так и внутри его; материальность сказывается и в кубическом объёме собора, и в откосах его стен, и в энтазисе и карнизе барабана, свисающем двойной аркатурой, и в свисающих внутри, приподнявшихся было друг над другом, но словно отяжелевших арках.

Архаическая лепка стен собора подчёркивает его мощь. Собор выстроен из грубо околотой местной плиты, и фактура его белёных стен, быть может, ещё богаче светотеневой игрой, чем у других памятников Пскова. Вместе с тем такая кладка, обволакивающая стены воздухом, сообщает Никольскому собору удивительную мягкость, словно он олицетворяет лучшие черты русского человека: соединение мужества и доброты. Вот почему, вписанный в просторы русской природы, памятник кажется таким национальным произведением.

Никольский собор гораздо ближе к последующим псковским произведениям, чем к предыдущим. Его покрытие было не позакомарным, как у предшествующих соборов, а восьмискатным, как у большинства последующих памятников Пскова, или трёхлопастным. Этому соответствовало расчленение и завершение стен; пришедшее из Новорода, оно получило во Пскове свою интерпретацию и стало затем традиционным. В соборе впервые на Псковской земле применены ступенчатые арки, однако ещё не сложившиеся в систему ступенчато-повышенных, которые как бы раздвигают своды, развивая внутреннее пространство в высоту.

Подпружные арки и у Мирожского, и у Ивановского, и у Снетогорского соборов были пониженными. Почти все известные нам церкви Пскова, построенные после Никольского собора, имеют ступенчато-повышенные подпружные арки. По сравнению с ними, систему арок Никольского собора можно назвать архаической. Составляя переход от пониженных арок к повышенным, она говорит о самостоятельной выработке псковичами ступенчатых сводов. Подобных конструкций до нас не донёс ни один из памятников Пскова - быть может, они были единственными.

У собора ещё не выработался традиционный декор. Апсида - гладкая. Декор барабана не повторился (Поиски новых форм декора начались ещё у собора Снетогорского монастыря). Никольский собор определил абсолютные размеры, ставшие характерными для многих псковских церквей. В отличие от предшествующих соборов у него не три, а одна апсида.

Никольский собор в Изборске можно считать первым из дошедших до нас памятников псковской архитектурной школы, получившей свой расцвет в XV - XVI веках. Однако он несёт переходные черты, являясь одним из узловых памятников в развитии псковского зодчества. В нём обозначился стык эпох. В этом его значение. Разумеется, и в его высокой художественной ценности. Несмотря на то новое, что заложено в Никольском соборе и что получило развитие в дальнейшем, сам он является памятником уникальным, не имеющим близкого повторения.

Морозкина Е.Н.

Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Т.1. - М.:Северный паломник, 2007. - 424с.

В основу издания легла диссертация Е.Н.Морозкиной, которую Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования решила опубликовать сразу после ее блестящей защиты в МАРХИ в 1968 году, а Елене Николаевне Морозкиной присвоить докторскую степень. Но судьба распорядилась иначе...

Мы счастливы, что в 21 веке, эта книга вышла и с нею можно поработать в Центральной городской библиотеке г.Пскова (ул.Конная, д.6; тел.57-11-73).

Монографический разбор архитектурных памятников XII-XIX веков, обследованных Е.Н.Морозкиной сорок лет назад, и сейчас представляет неоспоримую ценность для историков, исследователей и реставраторов.

Отдельная статья первого тома посвящена Никольскому собору в Изборске. А второй том открывает большой материал, посвященный Мальскому монастырю, расположенному всего лишь в четырех километрах западнее Изборской крепости.

Корсунская часовня

Построена возле Талавской башни в 1931 (возм.1929) году в честь знаменитой иконы Корсунской Божией Матери - изборской реликвии, долгие годы хранившейся в Никольском соборе крепости.

До наших дней дошла легенда о том, как Изборск чуть не оказался под немцем. Случилось это 22 марта (по ст. стилю) 1685 года, когда враги пожгли посад в Печерском монастыре и намеревались осадить Изборскую крепость. Узнав об этом, некая вдовица Евдокия поставила икону Корсунской Божией Матери и Иисуса Христа в своей клети, зажгла перед ней свечу и всю ночь молилась с дочерью Фотинией. И было им знамение, исходящее от образа иконы, - из очей Богородицы текли слезы. Вдова об этом рассказала клирику Симону. Тот принес икону в собор Николая, и Священный Собор, и воевода стали свидетелями сего чуда, увидев потоки слез, текущих от обоих очей Божией Матери, а от левого ока слезный поток протек до Превечного младенца Иисуса Христа. Не медля изборяне сообщили о чуде архиепископу Псковскому Макарию. Он повелел 40 дней перед иконой петь молебны. И был тогда Изборск избавлен от вражеского нашествия молитвами Пресвятой Богородицы. С тех пор изборяне иконе Корсунской Божией Матери - своей небесной заступнице - воздают «честь и невозбранное поклонение».

В XX столетии спасительная сила, исходящая от чудотворной иконы, нашла подтверждение в реальной жизни жителей Изборска. В конце 20-х годов жена бывшего морского офицера, изборского купца Л.Костенко-Радзиевского, страдавшая неизлечимым недугом, исцелилась с Божией помощью. Потрясенный совершившимся чудом, ее супруг вложил свои средства в строительство часовни иконы Корсунской Божией Матери. Этот факт стал известен совсем недавно, но он существенно дополняет историю создания миниатюрного культового сооружения.

Еще более удивителен другой эпизод. Во время Великой Отечественной войны, а именно 30 июля 1944 года, в день освобождения Изборска от немецко-фашистских захватчиков, в крышу часовни попал снаряд. Укрывавшиеся там от бомбежки люди, в основном дети, оказались целы и невредимы. Удар приняла на себя чудотворная икона (список с нее). На изображении Корсунской Божией Матери были обнаружены многочисленные осколки.

Один из списков с чудотворной иконы в марте 1981 года был похищен. Однако стоит нерушимо часовня, связанная с ее именем, названная в ее честь. Несмотря на то, что памятник уже нашего времени не может соперничать с древней крепостью - ни по возрасту, ни по монументальности - он прекрасно смотрится на фоне ее суровых стен и башен, гармонично сочетаясь с нею своим архитектурным обликом.

На восточной и западной стенах Корсунской часовни можно обнаружить деталь древнего креста из бывшего могильника и закладной крест.

Часовня поставлена на месте древнего могильника, обложенного каменными плитами и крестами. По местному преданию, это братская могила изборян - участников обороны крепости в 1657 году. На восточной стене есть закладная доска с надписью: «Проект часовни - дар художника - архитектора Александра Игнатьева Владовского». На другой доске текст с датой закладки здания, которая трудно читается. Предположительно здание выстроено в 1929 году, в то время, когда Изборск территориально относился к республике Эстония. Проект разработан известным петербургским зодчим А.И.Владовским, заслуженным мастером романтического неорусского стиля. Для его работ характерно творческое переосмысление традиций русской архитектуры. Изборская часовня - одно из лучших произведений автора в этом стиле.

Строительство часовни для изборян было своеобразным актом уважения к древним традициям исконно русской земли. Здание часовни - квадратное в плане, почти кубическое, перекрытое кровлей на четыре ската. На сферическом своде покоится небольшой световой барабан с узкими окнами по сторонам света, луковичная удлиненная главка и восьмиконечный крест наверху. Основание часовни сложено из тесаного гранита. Вход украшен архитектурным порталоми с киотом над ним, углы закреплены лопатками, барабан опоясывает псковскийй орнамент. В интерьере - свод зрительно поддержан угловыми столбиками. В восточной и западной стенах, закладной крест и деталь древнего креста из бывшего здесь могильника.

Икона «Корсунской Божьей Матери» для киота над входом подписная, 1931 года работы мастера Пимена Софронова.

Корсунская часовня с белыми оштукатуренными стенами очень гармонично смотрится на фоне серых суровых стен и башен, подчеркивая тонкостью своих линий и миниатюрностью размеров мощь и неприступность самой крепости.

Возведение Корсунской часовни произошло в 1931 году недалеко от Талавской башни, это было связано со знаменитой иконой Корсунской Божией Матери - изборской реликвией, которая на протяжении долгих лет хранилась в Никольском соборе.

До нашего времени дошла легенда о том, как город Изборск чуть не оказался во власти немцев. Данное событие произошло 22 марта 1685 года. В это время вражеские войска подожгли посад, расположенный в Печорском монастыре и планировали взять в свои руки и Изборскую крепость. Весть об этом дошла до некой вдовы Евдокии. Она зажгла свечку перед иконой Корсунской Божией Материи в течение всей ночи читала молитвы со своей дочкой Фотинией. Случилось знамение, которое исходило прямо от образа иконы, а из глаз Богородицы текли слезы. Обо всем увиденном вдова рассказала клирику Симону, который принял решение отнести икону в собор Николая, при этом воевода и Священный Собор стали новыми свидетелями чуда, когда увидели потоки слез, истекающих из глаз Божией Матери. Не затягивая, жители города сообщили о невероятном чуде Псковскому архиепископу Макарию. Макарий повелел в течение 40 дней петь молебны перед иконой, после чего город Изборск избавился от вражеского нашествия святыми молитвами Богородицы. С этой поры изборяне поняли, кто их небесная заступница, и старались всячески воздать ей честь и свою благодарность.

Точно известно, что и в 20 веке невероятная спасительная сила, которая исходила от Богоматери, смогла найти подтверждение в реальной жизни горожан Изборска. Событие произошло под конец 1920-х годов, когда жена бывшего офицера и купца Костенко-Радзиевского, больная неизлечимой болезнью, вдруг с Божией помощью излечилась. Ее супруг был настолько потрясен свершившимся чудом, что решил вложить все свои средства в возведение часовни в честь иконы Корсунской Божией Матери. Данное событие стало известным не так давно, чем в значительной мере дополнило историю создания культового небольшого сооружения.

Имел место быть и еще один не менее интересный случай, который произошел во время Великой Отечественной войны 30 июля 1944 года – в этот день произошло освобождение города Изборска от фашистских войск. В крышу часовни попал большой снаряд, а укрывающиеся от обстрела люди остались целы, ведь весь удар приняла на себя икона Корсунской Богоматери, на изображении которой обнаружилось большое количество осколков.

Один из немногих списков Корсунской иконы весной 1981 года был похищен, но часовня стоит на своем месте совершенно нетронутая. Понятно, что памятники нашего времени никак не могут соперничать с культурой древней крепости, но все же часовня отлично вписалась в фоновую композицию суровых стен и башен, гармонично и плавно сочетаясь своим архитектурным обликом.

Возведение часовни произошло на древнем могильнике, который был обложен крестами и каменными плитами. На стене с восточной стороны имеется надпись о том, что проект часовни был составлен архитектором Владовским Александром Игнатьевичем. На расположенной рядом доске имеется надпись с датой основания закладки, но она очень трудно читается. Скорей всего, здание было построено в 1929 году, когда город Изборск относился к республике Эстония.

Здание часовни в плане является квадратным и перекрыто кровлей на несколько скатов. На своде имеется световой барабан, имеющий узкие окна по всем сторонам света, а также удлиненная луковичная главка и расположенный наверху крест. Основание сложено при помощи тесаного гранита. Украшение входа оформлено архитектурным порталом и киотом, а углы закреплены при помощи лопаток; псковский орнамент опоясывает барабан. Во всем интерьере свод зрительно поддерживается угловыми столбиками. В западной и восточной стенах имеется закладной крест и его деталь из ранее существующего на этом месте могильника.

Корсу́нская часовня или Часовня Корсунской Божией Матери находится в Изборске , Псковская область . Располагается у Талавской башни , с северо-западной стороны Изборской крепости .

Построена на месте древнего могильника. Согласно преданию, это братская могила воинов-изборян - участников обороны Изборской крепости в 1657 году.

Здание часовни - квадратное в плане, почти кубическое. В основании уложен тёсаный гранит. Кровля четырёхскатная, венчается небольшим барабаном с четырьмя узкими окнами по сторонам света и луковичной главкой с крестом. Над входом - киот, в котором помещена икона «Корсунской Божьей Матери», написанная в 1931 года иконописцем Пименом Сафроновым.

Внутри в восточной и западной стенах находится закладной крест и часть древнего креста из бывшего здесь могильника.

Напишите отзыв о статье "Корсунская часовня (Изборск)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Корсунская часовня (Изборск)

Всё время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самым незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что нибудь касающееся брата, и что Анна Михайловна приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопроса и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась ей на шею.
– Тетенька, голубушка, скажите, что такое?
– Ничего, мой друг.
– Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстaнy, я знаю, что вы знаете.
Анна Михайловна покачала головой.
– Voua etes une fine mouche, mon enfant, [Ты вострушка, дитя мое.] – сказала она.

При-го-ро-да Из-бор-ска Псков-ской гу-бер-нии и по-ме-ща-ет-ся в ико-но-ста-се глав-но-го при-де-ла, по ле-вую сто-ро-ну цар-ских врат. В ру-ко-пис-ном ска-за-нии о быв-шем от этой ико-ны чу-де са-ма ико-на на-зва-на «пяд-нич-ной», по-то-му что изо-бра-же-ние ее по ши-рине рав-но ста-рин-ной рус-ской ме-ре — «пя-ди», или 4 верш-кам.

На иконе Бо-жия Ма-терь изо-бра-же-на по пер-си. Гла-ва Ее слег-ка скло-ни-лась в ле-вую сто-ро-ну к Бо-гом-ла-ден-цу, Ко-то-рый Сво-им немно-го при-под-ня-тым ли-ком при-ник к ли-ку Пре-чи-стой Ма-те-ри, охва-тил Ее шею пра-вой ру-кой и ле-вую про-стер к Ее пра-во-му пле-чу. Све-жесть кра-сок, яс-ность и от-чет-ли-вость изо-бра-же-ния изу-ми-тель-ны! Ико-на ка-жет-ся на-пи-сан-ной в са-мое недав-нее вре-мя, а меж-ду тем ни-кто не пом-нит, чтобы жи-во-пись об-нов-ля-лась; не вид-но это-го и из цер-ков-ных до-ку-мен-тов. Мест-ные жи-те-ли рас-ска-зы-ва-ют, что ни-ко-му не уда-ет-ся вос-про-из-ве-сти вполне точ-ную ко-пию: спи-сок все-гда рез-ко от-ли-ча-ет-ся от под-лин-ни-ка су-хо-стью изо-бра-же-ния. Ико-на укра-ше-на среб-ро-по-зла-щен-ной ри-зой, укра-шен-ной жем-чу-гом; на ней сде-ла-на сле-ду-ю-щая над-пись: «Воз-об-нов-ле-на Алек-сан-дром и На-ста-сьей Ка-мен-но-го-род-ски-ми 1833 го-да июля 5 д.». Ис-то-ри-че-ские све-де-ния об этой Кор-сун-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри на-чи-на-ют-ся со вто-рой по-ло-ви-ны XVII сто-ле-тия. В од-ной со-хра-нив-шей-ся ру-ко-пи-си го-во-рит-ся сле-ду-ю-щее:

«Бла-го-сло-ви, от-че, про-че-сти. Бысть убо сие ве-ли-кое и пре-слав-ное чу-до Бо-го-ма-те-ре, еже пре-чи-стою и Чест-ною и по-кло-ня-е-мою Ея ико-ною со-де-я-ся в ле-то 7165 (1657). Во свя-тый и ве-ли-кий пост, на ше-стой неде-ли, во втор-ник, ме-ся-ца мар-та 17 день при-шед-ше но-щию по-га-нии нем-цы к Пе-чер-ской оби-те-ли на по-сад и по-жго-ша весь по-сад той, и в той день мно-го кро-во-про-ли-тия со-тво-ри-ша. Вне же гра-да Из-бор-ска, на по-са-де, то-гда жи-ву-щии хри-сти-ане та-ко-же бо-я-ще-ся на-ше-ствия по-га-ных, при-не-со-ша име-ния своя во град Из-борск. Бе же некая вдо-ви-ца, име-нем Ев-до-кия, ту-то же на по-са-де жи-вя-ше, у нея же в до-му бе пяд-нич-ная ико-на Пре-свя-тыя Вла-ды-чи-цы на-шея Бо-го-ро-ди-цы и Прис-но-де-вы Ма-рии с Пред-веч-ным Мла-ден-цем Ея, Гос-по-дем на-шим Иису-сом Хри-стом. То-гда же та вдо-ви-ца, та-ко-же бо-я-щи-ся на-ше-ствия по-га-ных, взем-ши чест-ную ону ико-ну, при-не-се ю во град Из-бо-реск и по-ста-ви ю в кле-ти сво-ей. По сем же, то-го же мар-та 22 день, в неде-лю цвет-ную (Ва-ий), егда по-и-до-ша свя-щен-ный со-бор со свя-ты-ми ико-на-ми и с чест-ны-ми кре-сты вне гра-да во оби-тель св. Ни-ко-лая в го-ро-ди-щской, то-гда же у тоя вдо-ви-цы сто-я-ше та чу-до-твор-ная ико-на Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы в кле-ти ея; в то же вре-мя та вдо-ви-ца, вжег-ши, по-ста-ви све-щу пред тою ико-ною и на-ча мо-ли-ти-ся и со дще-рию сво-ею, име-нем Фо-ти-ни-ею, и абие ви-де-ша зна-ме-ние страш-но и ужа-са ис-пол-не-но, — по-ка-заш-а-ся от тоя ико-ны от об-ра-за Пре-чи-стыя Бо-го-ма-те-ре из обою оку сле-зы те-ку-ща. По сем же та вдо-ви-ца по-ве-да неко-е-му че-ло-ве-ку кли-ри-ку, име-нем Си-мео-ну; он же, взем чест-ную ону ико-ну, при-не-се ю в со-бор-ную цер-ковь св. Ни-ко-лая, ар-хи-епи-ско-па Мир Ли-кий-ских, чу-до-твор-ца. То-го же ме-ся-ца в 24 день освя-щен-ный со-бор и во-е-во-да сви-де-тель-ство-ва-ше о сем пре-слав-ном чу-де-си в со-бор-ной церк-ви и ви-де-ша слез-ные по-то-ки от обою очию от об-ра-за Пре-чи-стыя Гос-по-жи Бо-жия Ма-те-ре, а от ле-во-го ока слез-ный по-ток про-те-че и ста на Пред-веч-ном Мла-ден-це, Гос-по-де на-шем Иису-се Хри-сте. Свя-щен-ный же со-бор и во-е-во-да со-ве-то-ва-ше о том чу-де-си и воз-ве-сти-ша пи-са-ни-ем во гра-де Пско-ве ве-ли-ко-му гос-по-ди-ну, прео-свя-щен-но-му Ма-ка-рию ар-хи-епи-ско-пу. Он же по-ве-ле пред тою ико-ною че-ты-ре-де-сять дний по вся дни мо-леб-ная пе-ти. То-гда же мо-лит-ва-ми Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы град Из-бо-реск из-бав-лен бысть от на-ше-ствия по-га-ных. По сем же то-го же ле-та, В пост свя-тых апо-стол, по по-ве-ле-нию ар-хи-епи-ско-па Ма-ка-рия при-не-се-на бысть иере-ем та чу-до-твор-ная ико-на Пре-чи-стыя Бо-жия Ма-те-ре во град Псков, во свя-тую со-бор-ную цер-ковь Св. Тро-и-цы, и пре-бысть та ико-на во гра-де Пско-ве две сед-ми-цы, и укра-ше-на бла-го-чинне окла-дом; и па-ки при-не-се-на бысть во град Из-бо-реск и по-став-ле-на в со-бор-ной церк-ви св. Ни-ко-лая, яко да убо весь град честь ей и по-кло-не-ние невоз-бран-но воз-да-ет и бла-го-да-ре-ние. По сем же вре-мя пре-иде не ма-ло, егда пре-хо-дя-щу ше-сто-му на де-сять ле-ту, от нем же бысть чу-до сие Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы, дой-де в слух о том пре-див-ном чу-де-си ве-ли-ко-му Ар-се-нию ар-хи-епи-ско-пу; он же ве-ли-кий гос-по-дин, же-лая все-гда ми-ло-сти Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и за-ступ-ле-ния Ея ро-ду хри-сти-ан-ско-му, по-ве-лел в том гра-де Из-бо-рес-ке по вся ле-та празд-но-ва-ти празд-ник Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы чест-на-го Ея зна-ме-ния ме-ся-ца мар-та в 22 день: на па-мять св. свя-щен-но-му-че-ни-ка Ва-си-лия, пре-сви-те-ра ан-кир-ския церк-ви. От то-ле же уста-ви-ся сие тво-ри-ти; на вос-по-ми-на-ние то-ли-ко-го пре-див-но-го чу-да все-нощ-ный со-де-ва-ем празд-ник, бла-годар-ствен-ныя пес-ни при-но-ся-ще Ма-те-ри Бо-жи-ей; празд-ну-ем и пред ли-тур-ги-ею, пев мо-леб-ная. И освя-ща-ют во-ду, и па-ки с мо-леб-ным же пе-ни-ем и со бла-го-вон-ным каж-де-ни-ем, взем-ше чу-до-твор-ную ону ико-ну Пре-чи-стыя Бо-го-ма-те-ре и свя-щен-ную во-ду и об-хо-дя-ще по стене гра-да бла-го-чи-ние и освя-ща-ю-ще его на вся-ко ле-то об-хож-де-ни-ем и па-ки воз-вра-щ-ше-ся в со-бор-ную цер-ковь свя-то-го Ни-ко-лая, по-став-ля-ют чест-ную ону ико-ну Бо-жия Ма-те-ри в той же церк-ви мно-же-ству бла-го-че-сти-вым при-хо-дя-щим на ви-де-ние и по-кло-не-ние; и та-ко то-го дне и про-чее цер-ков-на-го пе-ния празд-ник со-вер-ша-ют да-же и до от-пу-ста в па-мять убо про-чим ро-дом».

От древ-не-го Из-бор-ска, слу-жив-ше-го преж-де ме-стом кня-же-ской ре-зи-ден-ции бра-та Рю-ри-ко-ва Тру-во-ра, со-хра-ни-лось лишь од-но вос-по-ми-на-ние, что он су-ще-ство-вал на вер-сту к се-ве-ру, там, где ныне на-хо-дит-ся клад-би-ще с цер-ко-вью свя-ти-те-ля Ни-ко-лая. Это ме-сто те-перь но-сит на-зва-ние «го-ро-ди-ща». Совре-мен-ный же Из-борск воз-ник позд-нее — в по-ло-вине XIV ве-ка, но и он по-те-рял свою преж-нюю сла-ву и ныне по-хож боль-ше на се-ло, чем на при-го-род.

В окрестностях Изборска разбросано немало этих трогательных небольших христианских построек. Обычно это отдельно стоящая постройка на месте памятных событий, возле дорог, на перекрестках и кладбищах. Часовни не только служили местом духовного и телесного отдыха, указателями на дорогах, не только заменяли церкви в бедных деревнях (в них, например, оставляли покойника до погребения). Внутри часовни устраиваются небольшие иконостасы или отдельные особо почитаемые иконы. Часто, такая часовенка становилась центром села - и архитектурным и общественным. Двери часовен всегда открыты для путника. Местные жители оберегают часовни, ухаживают этими милыми их сердцу достопримечательностями, окружая часовни легендами.

Церковь Сергия Радонежского и Никандра XVIII в.

Церковь Сергия Радонежского и Никандра расположена к югу от крепости, на погосте, окруженном каменной оградой - это небольшой, бесстолпный одноапсидный одноглавый храм. Архитектурный облик храма определяет двухпролетная звонница, построенная по аналогии с древней звонницей на Колокольной башне. На звоннице Сергиевской церкви до начала XX века висело 3 колокола.

Первоначально деревянная церковь в честь Сергия Радонежского была построена внутри Изборской крепости после 1510 года, в знак поддержки вхождения Псковской земли в Московское государство. Но церковь во время одного из пожаров сгорела. Новый, уже каменный храм, который стал носить имена двух святых - Сергия Радонежского и Никандра Псковского поставили за пределами крепостных стен. Точная дата постройки церкви неизвестна, клировые ведомости конца 18 века дают три разные даты постройки каменной церкви на погосте:1755, 1765, 1795 годы.

До 1831 года церковь имела свой приход и священника с дьяконом, затем была приписана к Никольскому собору. В 1963 году ее закрыли и передали местной общественности. С 1965 года в храме находилась экспозиция музея. В 2014 г. храм передан в пользование Русской Православной Церкви.

Церковь Рождества Богородицы XVII в.

Церковь Рождества Богородицы расположена на посаде. В Писцовых книгах 1585-1587 годов упоминается женский монастырь Рождества Богородицы. Монастырь был упразднен в 1764 году, и Рождественская церковь стала приходской. Существующий ныне храм, заменил прежнюю деревянную церковь Рождественского монастыря и датируется 17 веком, придел Покрова Богородицы появился позже в 18 веке. Церковь дошла до нас в основном в своем прежнем виде - перестраивалась она лишь частично.

С этой церковью связывают историю о двух колоколах Ивана Грозного, которые он повелел отлить специально для Рождественского девичьего монастыря в Изборске во время возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря. Один из этих колоколов, помеченных 1575 годом, долгие годы хранился в церкви, как драгоценная реликвия.

Сцена венчания Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» снималась в церкви Рождества Богородицы.

Неподалеку от церкви Рождества Богородицы бьет Богородицкий родничок, один из наиболее почитаемых ключей в Изборске. В настоящее время у родника возведена часовня в честь Серапиона Изборского и устроена купель.

Церковь Николы на городище XVII в.

Памятник архитектуры федерального значения, находящийся под охраной согласно Постановлению СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.

Церковь Николы расположена в юго-восточном углу Труворова городища. Труворово городище - место, связанное с легендарным повествованием о призвании на Русь в 862 году трех варяжских братьев-князей, один из которых Трувор, сел в «Изборьсте».

Когда жизнь на Труворовом городище уже замерла, на месте города расположился мужской монастырь, приписанный в 1585 году к Псково-Печорскому монастырю. При Екатерине II этот монастырь был упразднен, а построенная в 17 веке церковь Николы с городища стала приходской. Церковь эта - памятник псковской архитектурной школы позднего времени. Есть основание предполагать, что стоит она на месте более древнего храма. Это вытянутое с востока на запад сооружения, состоящее из трех связанных между собой и равных объемов. Центральная часть - безстолпный одноапсидный четверик, который перекрывает четырехскатная кровля. Венчает её маленький глухой барабан с главкой в виде колокольчика и большим крестом. К четверику примыкает трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Кровля двухскатная. На северном фасаде - открытое крыльцо.

Над кровлей - великолепная двухъярусная трехпролетная звонница (первый ярус имеет два пролета, второй - один). В целом эта композиция напоминает московские храмы XVII века, но все же церковь внешне сохраняет псковский, местный характер. Теперь её вид - результат перестроек XVIII века - именно тогда были пристроены трапезная и звонница, переложен свод.

Особенность церкви - узкие вертикальные углубления на северной и южной стене, доходящие до 2/3 высоты. Их назначение не ясно. В стены церкви вложены кресты из плит. Церковь на городище была построена в монастырский период. В 2014 храм передан в пользование Русской Православной Церкви.

Часовня иконы Корсунской Божией Матери

Каменная часовня Корсунской Божией Матери выстроена у стен Изборской крепости в районе Талавской башни на месте древнего могильника, обложенного каменными плитами и крестами. По местному преданию, это братская могила изборян - участников обороны крепости в 1657 году. На восточной стене есть закладная доска с надписью: «Проект часовни - дар художника - архитектора Александра Игнатьева Владовского». На другой доске текст с датой закладки здания, которая трудно читается. Предположительно здание выстроено в 1929 году, в то время, когда Изборск территориально относился к республике Эстония. Проект разработан известным петербургским зодчим А. И. Владовским, заслуженным мастером романтического неорусского стиля. Для его работ характерно творческое переосмысление традиций русской архитектуры. Изборская часовня - одно из лучших произведений автора в этом стиле.

Строительство часовни для изборян было своеобразным актом уважения к древним традициям исконно русской земли. Здание часовни - квадратное в плане, почти кубическое, перекрытое кровлей на четыре ската. На сферическом своде покоится небольшой световой барабан с узкими окнами по сторонам света, луковичная удлиненная главка и восьмиконечный крест наверху. Основание часовни сложено из тесаного гранита. Вход украшен архитектурным порталоми с киотом над ним, углы закреплены лопатками, барабан опоясывает псковскийй орнамент. В интерьере - свод зрительно поддержан угловыми столбиками. В восточной и западной стенах, закладной крест и деталь древнего креста из бывшего здесь могильника. Икона «Корсунской Божьей Матери» для киота над входом подписная, 1931 года работы мастера Пимена Софронова. Часовня не только вписалась в ансамбль крепости, но и стала важным градостроительным акцентом исторического Изборска. Нельзя не залюбоваться ее небольшим белоснежным силуэтом на фоне суровой и мощной Талавской башни.

Часовня Фрола и Лавра

Часовня Фрола и Лавра в поселке Изборск выстроена на урочище Скудельня, где по преданию было братское захоронение воинов, участников отражения нападения ливонцев в 1480 году под предводительством магистра Бернгарда фон дер Борха. В летописи сказано об этих событиях: «Того же месяца августа 18, святыех мучеников Фрола и Лавра, придоша местер с немцы с все землею к Изборску городу ратью, в велице силе: с замышлением на дом святого Николы, хотяша взяти град... И много всоуе троудишася, не могоша ничто же зла створити, бог храняще град; и поидоша от Изборска к Пъскову, а стояли под Избоском 2 дни». Дата построения точно неизвестна. В XIX веке часовня обшита тесом и многократно ремонтировалась позднее. Внутрь часовни перенесен подписной «Степанов крест». Надпись на нем гласит, что в 1492 году: «миром поставлен кртъ на рабъ Бжiи на Степанъ». Крест, типичный для Изборска, высотой около метра, стоял неподалеку от часовни. Сохранилась его подпятная плита с четырехугольной выемкой, которая сейчас служит ступенькой входа. Крохотная, двускатная часовня сейчас оказалась на перекрестке дорог в самом центре поселка.

Троицкая часовня

Троицкая часовня в поселке Изборск стоит на современной улице Минской, на перекрестке старой Печерской дороги и дороги, ведущей к старому Труворову городищу. Редкий памятник традиционной псковской архитектуры. Судя по месту расположения «на крестах» (перекрестке) двух древних дорог и по вкладному кресту на наружной восточной стене (XVI века), часовня выстроена на традиционно поклонном месте, возможно, это подтверждает и тесная обсадка ее деревьями. Ее архитектурные формы не совсем обычны: в мощные стены прямоугольной кладки вписан небольшой квадрат внутреннего пространства. В восточной стене находиться большая ниша — киот с арочным завершением, глубина которой не достигает и половины толщи стены. Двухскатная кровля устроена по типу древней «самцовой», вынесена на консолях и козырьком прикрывает вход. Стены часовни побелены и их поверхности создают впечатление ркотворной пластики, слитности с природным окружением. Троицкая часовня относится к редким образцам малых форм каменного зодчества, продолжающим лучшие традиции псковского средневековья.

Часовня Ильи Мокрого

Часовня Ильи Мокрого расположена к северу от Изборска на большой дороге, ведущей к Псково-Печерскому монастырю, по местному преданию она построена монахами. По этой дороге двигались крестные ходы. К Илье Мокрому обращались с просьбами о дожде во время засухи. Об этом говорит и посвящение часовни, и местоположение у истока ручья, сбегающего в долину к речке Сходнице и дальше к деревне Брод. Через дорогу находится средневековое воинское захоронение — жальничный могильник. Часовня очень простая, квадратная с толстыми стенами, прочно стоящая на валунном фундаменте. Четырехскатная симметричная кровля завершается малой главкой с крестом. Стены оштукатурены и побелены. Проезжая по дороге на Печоры, можно полюбоваться часовней, остановиться и отдохнуть у ручья.

Часовня Успения Божией Матери

Часовня Успения Божией Матери находится по дороге в старинную сетусскую деревню Васцы. Каменная постройка XIX века, выстроена на месте древнего жальничного могильника. Эта небольшая квадратная часовенка сложена из местной известняковой плиты, пол выложен тем же плитняком, потолок дощатый. Сохранилась небольшая металлическая главка луковичной формы и украшающее ее ажурное яблоко. Большой каменный крест из местного известняка до сих пор находится в интерьере часовни с надписями «голгофского креста» и изображением головы Адама.

Часовня св. Анастасии

Часовня св. Анастасии в деревне Брод обязательно увидят те, кто пойдет по экологическому маршруту музея — заповедника. Дата постройки неизвестна, но обращает на себя внимание ярко выраженный архаичный облик. Деревенская, рубленая в «лапу», крыта по «самцам». Часовня установлена в центре деревни против древнего брода, на перекрестке сухопутного и водного пути в Изборск. Ранее на этом месте, скорее всего, стоял традиционный для Изборска каменный поклонный крест, который и теперь стоит внутри часовни. Подобные кресты из местного известняка с расширяющейся лопастями и типовой надписью и «голгофским крестом» на лицевой грани, часто встречаются в изборской округе. Как архитектурный памятник часовня относится к распространенному типу срубных, прямоугольных и покрытых двускатной крышей построек. Внутрь ведет полуоткрытое крыльцо под единой с часовней крышей. Кровлю венчает маленькая главка с простым деревянным крестом. Сруб установлен на подложенных камнях (все того же известняка).

Часовня св. Равноапостольной кн. Ольги

Самая новая часовня св. Равноапостольной кн. Ольги построена в деревне Олахово Печорское, недалеко от деревни Сигово, на дороге, ведущей в Печоры. Небольшое бревенчатое здание построили сами жители деревни, своими силами в 1999 году и посвятили святой Ольге Российской, покровительнице Псковской земли. Часовня находится в центре деревни, вокруг нее происходят праздничные гуляния. В ней никогда не заперта дверь, ее украшают приношения и подарки жителей деревни как русские, так и сетусские.

17 18 19 20 21 22 23

1488
turturist.ru - Академия путешественника