Самолет миг 29к. Авиация россии


Миг-29К — Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

ТТХ Миг-29К:

Размах крыла, м на стоянке авианосца 7.80 полный 11.99

Длина, м 17.37

Высота, м 5.18

Площадь крыла, м2 42.00

Масса, кг пустого самолета 12700

нормальная взлетная 17770

максимальная взлетная 22400

Топливо, кг внутреннее 5670

максимальное с ПТБ 9470

Тип двигателя 2 ТРДДФ РД-33И Тяга, кгс 2 х 9400

Максимальная скорость, км/ч

на высоте 2300 (М=2.17)

у земли 1400

Практическая дальность, км: на малой высоте 750 на большой высоте 1650 на большой высоте с ПТБ 3000 с одной дозаправкой 5700

Максимальная скороподъемность, м/мин 18000

Практический потолок, м 17000

Длина разбега, м 110-195

Длина пробега,м 150-300

Эксплуатационная перегрузка 8.5 Экипаж, чел 1

Вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов),
боевая нагрузка — 4500 кг на 9 узлах подвески:
УР класса воздух — воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, ракет малой дальности Р-73, противокорабельных Х-31А, противорадиолокационных Х-31П, ракет класса воздух — поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающих бомб и авиационных мин.

Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К (еще на базе типа 9-12) с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового типа усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г. В связи со специфическими условиями базирования на корабле в конструктивном плане МиГ-29К имел, по сравнению с МиГ-29М, ряд особенностей.
При разработке агрегатов палубной модификации большое внимание было уделено защите самолета от коррозии, учитывались «морские» требования к покрытиям, материалам и герметизации отдельных элементов. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительному усилению подверглись центральный бак, расположенный за ним силовой отсек корпуса, к которому крепились основные опоры шасси и тормозной гак, а также носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки разместили механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. Как и на МиГ-29М, на верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 м 2 . Площадь стабилизатора увеличилась, при этом он получил характерный «зуб» по передней кромке. Размах и площадь крыла возросли до 11.99 м и 43 м 2 соответственно, изменилась его механизация — на корабельном истребителе появились двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны.
Для уменьшения стояночных габаритных размеров самолета при размещении на палубе корабля и в подпалубных ангарах консоли крыла МиГ-29К выполнили складывающимися посредством гидропривода с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла уменьшался до 7.8 м.
Стойки опор шасси имели большую длину, увеличенный ход амортизаторов и были снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. Для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса стойки основных опор оборудовали механизмами подтяга. Управляемая стойка передней опоры шасси стала разворачиваться на угол до 90€. На ее подкосах установили трехцветный сигнализатор, огни которого информировали руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Все пневматики уступили место новым — большего давления (20 кгс/см 2). Тормозной гак был размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имелась система подсветки гака.
Как и МиГ-29М, корабельная машина оснащалась аналого-цифровой электродистанционной системой управления с трех- и четырехкратным резервированием по всем трем каналам, с механическим дублированием в каналах крена и направления. Самолет также не имел верхних воздухозаборников, соответственно была перекомпонована и его топливная система (внутренний запас топлива составил 5670 л). В случае экстренной посадки для снижения массы машины до предельно допустимой предусматривалась возможность аварийного слива горючего. Для увеличения дальности полета МиГ-29К оснащался системой дозаправки топливом в воздухе от самолета-заправщика (например, Ил-78), оснащенного унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ. Выдвижная заправочная штанга располагалась впереди кабины пилота слева. Ночью штанга подсвечивалась специальной фарой.
Силовая установка МиГ-29К состояла из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К, имевших комплексную цифровую систему регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме была увеличена до 5500 кгс, на полном форсаже — до 8800 кгс. В отличие от ТРДДФ РД-33К, применявшихся на МиГ-29М, у двигателей корабельного истребителя был предусмотрен чрезвычайный режим работы (ЧР), на котором тяга кратковременно возрастала до 9400 кгс. ЧР гарантировал взлет с корабля самолета массой 17700 кг с первой стартовой позиции (дистанция разбега 105 м) и массой 22400 кг — со второй стартовой позиции (дистанция разбега 195 м), а также позволял летчику МиГ-29К производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега (в случае незацепления за трос аэрофинишера).
Система управления вооружением С-29К, примененная на МиГ-29К, по составу в целом соответствовала СУВ самолета МиГ-29М. Одним из отличий комплекса оборудования МиГ-29К, по сравнению с БРЭО самолета МиГ-29М, стало включение в его состав системы навигации СН-К «Узел», обеспечивавшей самолетовождение истребителя над морем и его посадку на палубу авианесущего корабля, а также выставку инерциальной навигационной системы на качающемся основании (палубе корабля). По номенклатуре и количеству подвешиваемого вооружения МиГ-29К практически не отличался от МиГ-29М.
Облет первого экземпляра МиГ-29К (самолет № 311, 9-31/1) выполнил 23 июня 1988 г. летчик-испытатель Т.О.Аубакиров. 1 ноября 1989 г. он же впервые посадил машину на палубу ТАВКР «Тбилиси» (до него посадку на корабль в тот же день совершил В.Г. Пугачев на Су-27К), а затем первым произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312). В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, завершить который, однако не удалось. Совместимость самолета с кораблем оценена положительно, но, в связи с началом серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей, работы по теме МиГ-29К в начале 90-х годов были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 — на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии.
Его планируется использовать в интересах создания нового варианта корабельного истребителя на базе МиГ-29СМТ — МиГ-29К (9-17К).


КОРАБЕЛЬНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29К/МИГ-29КУБ

MARINE MULTI-PURPOSE FIGHTERS MIG-29K/MIG-29KUB

05.01.2018


3 января 2018 года на авиационной базе Ганза в Гоа потерпел аварию корабельный истребитель российского производства МиГ-29К авиации ВМС Индии. Летчик (согласно сообщениям, молодой пилот, проходивший переучивание на данный тип) успешно катапультировался, самолет, видимо, полностью разрушен. По ранним сообщениям, авария произошла при взлете, вследствие чего самолет выкатился за пределы полосы, хотя в целом подробности происшествия пока что неизвестны.
ВМС Индии по двум контрактам 2004 и 2010 годов получили из России с 2009 по 2016 годы суммарно 45 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ (9-41/9-47). Этими самолетами оснащены 300-я и 303-я эскадрильи авиации ВМС Индии,базирующиеся на авиабазе Ганза в Гоа. Произошедший инцидент стал первой потерей самолета МиГ-29К/КУБ в индийской морской авиации.
В России в авариях и катастрофах были потеряны два опытных самолета МиГ-29КУБ (в 2011 и 2014 годах) и один строевой истребитель МиГ-29КР из состава 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Морской авиации ВМФ России (в Средиземном море 14 ноября 2016 года). Еще один МиГ-29КР из состава 100-го полка потерпел аварию в начале 2017 года, но подлежит восстановлению.
http://bmpd.livejournal.com

Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" является модификацией многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации 80-85%). Разработан на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова в 1984 г. (главный конструктор самолет - М.Р. Вальденберг).

Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г.

Первый экземпляр МиГ-29К (№ 311, 9-31/1) поднял в воздух 23.06.1988 г. летчик-испытатель Т.О. Аубакиров, 1.11.1989 г. впервые посадил машину на палубу ТАВКР "Тбилиси", а затем произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312).

В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, который не был завершен, из-за начала серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей. Работы по МиГ-29К в начале 90 гг. были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 - на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии. Он планировался к использованию для создания нового варианта корабельного истребителя.

Назначение

МиГ-29К предназначен для противовоздушной обороны авианосного соединения в любых погодных условиях в диапазоне высот от 30 м до 27 км, поражения самолетов и вертолетов противолодочной обороны, транспортно-десантных вертолетов и самолетов радиолокационного дозора противника, его корабельных групп, а также для прикрытия высадки десанта, сопровождения авиации берегового базирования и ведения воздушной разведки.

Особенности

Конструктивно МиГ-29К от МиГ-29М отличался рядом особенностей.

Большое внимание было уделено защите самолета от коррозии. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительно усилены центральный бак, силовой отсек корпуса с основными опорами шасси и тормозным гаком, носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки размещен механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. На верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 кв.м. Увеличена площадь стабилизатора, имеющего характерный "зуб" по передней кромке. Увеличены размах и площадь крыла до 11, 99 м и 43 кв.м. соответственно, изменилась его механизация (установлены двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны).

Для уменьшения стояночных габаритных размеров консоли крыла МиГ-29К складываются гидроприводами с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла составляет 7.8 м.

Стойки опор шасси имеют большую длину, увеличенный ход амортизаторов и снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами, а для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса имеют механизмы подтягивания. Управляемая стойка передней опоры шасси разворачивается на угол до 90 град. На ее подкосах установлен трехцветный сигнализатор для информации руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Установлены новые пневматики большего давления (20 кгс/см2). Тормозной размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имеется система подсветки гака.

Комплекс бортового оборудования включает систему навигации СН-К "Узел" (для самолетовождения над морем, посадки самолета на палубу корабля и выставки инерциальной навигационной системы при волнении моря), инерциальную навигационную систему нового поколения (ИНС-84), спутниковую навигационную систему, радиотехническую систему ближней навигации и посадки, системы воздушных сигналов и цифрового вычислителя. Бортовое оборудование системы навигации может взаимодействовать с корабельными маяками. Система оснащена помехозащищенной линией передачи кодированной информации и автоматизированным встроенным контролем.

Силовая установка МиГ-29К состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К с комплексной цифровой системой регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме составляет 5500 кгс, на форсаже - 8800 кгс. Предусмотренный чрезвычайный режим работы с кратковременной тягой 9400 кгс позволяет взлетать с корабля самолету с массой 17700 кг с разбегом в 105 м и массой 22400 кг – с разбегом 195 м, а также производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега при незацеплении за трос аэрофинишера.

Многофункциональная система управления вооружением служит для всепогодного поиска, всеракурсного обнаружения, опознавания и измерения координат одиночных и групповых воздушных целей в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности в условиях помех. Комплексное использование прицельных систем обеспечивает скрытный выход в атаку и применение одновременно нескольких видов оружия. Система управления вооружением автоматически обнаруживает и сопровождает до 10 целей, обеспечивает пуск управляемых ракет по четырем целям.

В кабине пилота размещается многофункциональный пульт управления, расширяющий номенклатуру используемых ракет класса "воздух-поверхность". Трехэкранная система отображения информации СОИ-29К включает индикатор на лобовом стекле (КАИ) и два многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках.

Вооружение МиГ-29К размещается на девяти точках подвески: одна - между воздушными каналами двигателей и восемь - под крылом (в том числе четыре - под складывающимися частями консолей). Управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" может включать 2-4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т(ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса "воздух-поверхность" общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.

В августе 1996 г., после четырехлетнего перерыва летные испытания МиГ-29К были начаты вновь с новым комплексом оборудования. Отработанные на нем технические решения были использованы на палубном варианте модернизированного истребителя МиГ-29СМТ. Самолеты МиГ-29К участвовали в различных выставках авиационной техники.

Основные летно-технические характеристики

Размах крыла, м:

На стоянке авианосца

7.80

Полный

11.99

Длина, м

17.37

Высота, м

5.18

Площадь крыла, м2

42.00

Масса, кг:

Пустого самолета

12700

Нормальная взлетная

17770

Максимальная взлетная

22400

Запас топлива, кг:

Внутренний

5670

Максимальный с ПТБ

9470

Тип двигателя

2 ТРДДФ РД-33И

Тяга, кгс

2х9400

Максимальная скорость, км/ч:

На высоте

2300 (М=2.17)

У земли

1400

Практическая дальность, км:

На малой высоте

На большой высоте

1650

На большой высоте с ПТБ

3000

С одной дозаправкой

5700

Максимальная скороподъемность, м/мин

18000

Практический потолок, м

17000

Длина разбега, м

110-195

Длина пробега,м

150-300

Эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Возможное вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески:

УР "в-в" средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, УР малой дальности Р-73, противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-31П, УР "в-п" Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающие бомбы и авиационные мины

Источники: 1. Справочник "Военные самолеты мира", АРМС-ТАСС, 2003 г.; 2.

28 июля этого года корабельный истребитель МиГ-29КУБ, имеющий бортовой номер 204, совершил свою первую посадку на палубу авианосца «Викрамадитья», который проходит испытания в Баренцевом море. Пилотировали самолет два хорошо известных в России летчика-испытателя: старший летчик-испытатель Летно-испытательного центра имени А.В.Федотова Михаил Беляев и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Николай Диордица.

В настоящее время к посадкам на авианосец готовится еще один истребитель – одноместный МиГ-29К. Можно отметить, что успешная работа летчиков-испытателей подвела черту под превращением бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный легкий авианосец «Викрамадитья».

Будущий флагман индийского флота приступил к испытаниям 8 июня 2012 года после достаточно длительного переоборудования на Севмашпредприятии (город Северодвинск). До момента сдачи корабля ВМС Индии, которая должна состояться в декабре 2012 года, авианосец должен пройти серию четырехмесячных испытаний. За это время планируется проверить элементы и системы его конструкции, которые были установлены на корабль в ходе проведения модернизации.

Помимо этого испытаниям подлежит и большое количество авиационно-технических средств, отвечающих за обеспечение полетов. В частности, речь идет об оптической системе посадки, аэрофинишерах, стартовых задержниках, средствах управления авиацией и связи и т.д. Для этих целей к проведению испытаний, которые осуществляются по согласованному с заказчиком плану, были привлечены корабельные истребители МиГ-29К/КУБ. После процедуры передачи корабля индийскому военному флоту именно эти истребители российского производства составят основу авиагруппы легкого авианосца «Викрамадитья».

Авианосец «Викрамадитья» был построен на основе тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Горшков» путем осуществления глубокой модернизации последнего. Корабль, по сути, подвергся процедуре полной реконструкции, в ходе которой изменил свое первоначальное назначение. Вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль превратился в полноценный легкий авианосец . В процессе глубокой модернизации корпуса корабля на нем была произведена замена большинства элементов, расположенных выше ватерлинии, демонтировано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное, заменены котлы энергетической установки.

Подвергся перестройке и ангар корабля. На палубе был смонтирован трамплин, трёхтросовый аэрофинишер, оптическая система посадки, а также 2 подъемника. В результате проделанных работ авианосец в состоянии принимать на борт самолеты массой до 25 тонн . В настоящее время уже определен состав авиагруппы авианосца, в которую войдут 14-16 истребителей МиГ-29К, 4 МиГ 29-КУБ, а также до 8 вертолетов Ка-28, 1 вертолет ДРЛО Ка-31, до 3 индийских вертолетов HAL Dhruv.

Первоначально индийские пилоты проходят обучение на электронном тренажёре корабельной авиации. Для базирования авианосца на военно-морской базе в городе Мумбаи будет создана необходимая инфраструктура. В настоящее время на индийских верфях в городе Кочин уже заложен 2-й авианосец, который выполнен по собственному индийскому проекту.

Всего ВМС Индии приобрели в России 45 истребителей МиГ-29К/КУБ . Заключив в 2004 году контракт на поставку 16 машин, а затем в 2010 году подтвердив опцион на поставку еще 29 самолетов. Поставка самолетов Индии началась в 2009 году. Именно в 2009 году российские пилоты М.Беляев и Н.Диордица впервые посадили на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов» МиГ-29КУБ с индийскими опознавательными знаками на борту. Блестяще проведя полеты на российский авианосец, российские пилоты открыли для самолета путь к заказчику. В 2011 году корпорация «МиГ» завершила поставки истребителей по первому контракту и приступила к реализации второго.

По словам гендиректора РСК «МиГ» Сергея Короткова, работы по производству истребителей идут по графику, и в 2012 году Индия сможет получить 3 самолета из новой партии. Также глава РСК «МиГ» счел необходимым лично участвовать в организации первой посадки истребителей на палубу «Викрамадитьи». Присутствие главы авиастроительной компании на самых ответственных и сложных испытательных полетах становится традицией отрасли.

Смысл такого присутствия не только в том, что работы должны быть проведены и организованы на самом высоком уровне, но и в готовности лично отвечать за все, что происходит на земле и в небе. Ответственность в данном случае действительно велика, ведь помимо сдачи «Викрамадитьи» заказчику, в ходе данных испытательных полетов российские адмиралы в очередной раз убедились, что сделали правильный выбор, заказав истребители МиГ-29К/КУБ для российской морской авиации.

Накануне Дня Военно-морского флота России главком ВМФ вице-адмирал адмирал Виктор Чирков заявил, что в рамках программы модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» до 2020 года корабль должен получить новые истребители МиГ-29К , которые заменят истребители Су-33. Также, по словам главкома, российские конструкторские бюро получили задания на проектирование нового авианосца, денежные средства на проведение данных работ уже выделены. В феврале 2012 года ВМФ России заключил контракт на поставку 24 истребителей: 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ, срок исполнения контракта 2013-2015 годы.

По словам министр обороны РФ Анатолия Сердюкова, подписание контракта на поставку данных истребителей – это реальный вклад в реализацию долгосрочной программы, которая направлена на переоснащение ВС России. Вслед за ВВС, морская авиация страны сможет получить современные боевые самолеты, которые на сегодняшний день не уступают своим иностранным аналогам. Стоит признать, что сегодня в классе палубных истребителей для легких авианосцев МиГ-29К/КУБ находятся вне конкуренции.

Иностранных самолетов в данном классе STOBAR (Short take-off but arrested recovery – короткий взлет, посадка на аэрофинишер) просто не существует, хотя западные фирмы и ведут работы по созданию данных машин на базе уже созданных истребителей поколения «4+».

Современные серийные палубные истребители F/A-18E/F и «Рафаль-М» относятся к другому классу – CATOBAR (Catapult Assisted Take Off Barrier Arrested Recovery – взлет с катапульты, посадка на аэрофинишер). Для их базирования нужны более крупные корабли, желательно с атомной силовой установкой.

Впрочем, и на фоне уже названных западных палубных истребителей МиГ-29К/КУБ выглядит вполне конкурентоспособной машиной. Технологический уровень основных систем российского истребителя, в том числе оптико-электронного комплекса и радара, как минимум не хуже. Сопоставимы и летно-технические характеристики данных истребителей. В то же время новинки из США F-35C и F-35B существенно дороже уже упомянутых «Супер Хорнета» и «Рафаля» и пока еще не вышли из стадии устранения всех «детских болезней».

Следует отметить, что истребители МиГ-29К/КУБ обладают значительным потенциалом для дальнейшего развития . Данные модели являются глубокой модернизацией истребителя МиГ-29 и сохранили от своего прародителя лишь аэродинамическую концепцию. По словам Сергея Короткова, у данных самолетов новый планер, более чем в два раза увеличенная боевая нагрузка, двигатели с повышенной тягой, в 1,5 раза возросший запас топлива.

Открытая архитектура авионики позволяет в дальнейшем наращивать возможности истребителя и расширять номенклатуру используемого вооружения . При его проектировании были учтены требования по снижению заметности самолета в радиолокационном диапазоне.

МиГи корабельного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные истребители, относящиеся к поколению «4++» . В их задачу входит обеспечение противовоздушной и противокорабельной обороны соединений кораблей, а также нанесение ударов по наземным объектам противника. В группе палубной авиации для МиГ-29К отводится та же многофункциональная роль, что и для аналогичного американского F/A-18. Он одновременно выступает и в роли самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях и штурмовика. Также самолет может использоваться в роли разведчика.

В палубную версию истребителя МиГ-29К был внесен ряд существенных изменений . У него была усилена конструкция планера, а также улучшена его антикоррозийная защита, стойки шасси усилены, а механизм передней стойки полностью перестроен под корабельное базирование, доля композитных материалов в конструкции доведена до 15%, установлен гак (посадочный крюк), убран посадочный парашют, крылья самолета выполнены складывающимися, смонтирована система дозаправки в воздухе, изменена система механизации крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличена масса используемых вооружений, уменьшена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне.

На самолете были установлены двигатели РД-33МК, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой, новая ЭДСУ (электродистанционная система управления) с четырёхкратным резервированием. Самолеты могут быть вооружены управляемыми ракетами для ведения воздушного боя Р-73Э и РВВ-АЕ, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения надводных и наземных целей, противорадиолокационными ракетами Х-31П.

Проработаны пути и по дальнейшему увеличению возможностей авионики истребителя, к примеру, на серийных МиГ-29М/М2, являющихся сухопутным вариантом МиГ-29К, смонтированы оптико-электронные системы обнаружения лазерного облучения и атакующих ракет. Вместе с имеющейся аппаратурой РЭБ они в состоянии значительно увеличить выживаемость истребителя при прорыве ПВО или в воздушном бою.

Также следующим этапом модернизации может стать установка новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой . Первые образцы данного радара уже прошли испытания на истребителях МиГ-35 и доказали свою перспективность и работоспособность.

Тактико-технические характеристики МиГ-29К :
Размеры:
— размах крыла на стоянке авианосца – 7,8 м, полный – 11,99 м.
— длина – 17,37 м.
— высота – 4,4 м.
Площадь крыла – 42 кв. м.
Масса самолета:
— нормальная взлетная – 18.500 кг.
— максимальная взлетная – 24.500 кг.
Тип двигателя – турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой РД-33МК.
Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч, у земли – 1400 км/ч.
Перегоночная дальность полета:
без ПТБ – 2000 км.
с 3-мя ПТБ – 3000 км.
с 3-мя ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 5500 км.
Практический потолок – 17.500 м.
Экипаж – 1 человек (2 человека на МиГ-29КУБ).
Вооружение: 30-мм автоматическиая пушка ГШ-301 (150 патронов), боевая нагрузка 4500 кг, на 8 узлах подвески.

Началось все 1984 году, когда на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова стартовало проектирование МиГ-29К (изд. 9-31). В течение четырех лет шла напряженная работа по проектированию нового самолета. Постройка двух прототипов велась совместно опытным производством ОКБ и серийным заводом «Знамя труда» (МАПО им. П.В.Дементьева). 19 апреля 1988 г. первая машина, получившая бортовой «311» (т.е. самолет «9-31/1»), была переведена на аэродром, и после наземной проверки всех систем и оборудования 23 июня 1988 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна Т.О.Аубакиров поднял ее в воздух.

Испытательные полеты МиГ-29К на «Нитке» в сентябре-октябре 1989 г. подтвердили соответствие взлетно-посадочных и летных характеристик машины расчетным и позволили приступить к изучению вопросов пригодности МиГ-29К для базирования на борту ТАВКР. 1 ноября 1989 г., сначала В.Г.Пугачев на Су-27К (Т10К-2), будущем Су-33, а затем и Т.О.Аубакиров на МиГ-29К «311» впервые в отечественной авиации и ВМФ посадили свои машины на палубу авианесущего крейсера. В тот же день вечером Аубакиров на МиГ-29К произвел первый взлет с трамплина «Тбилиси» (будущий «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), Пугачев на Су-27К покинул корабль на следующий день. Таким образом между двумя конкурирующими КБ был достигнут паритет - Сухой первым сел, а МиГ первым взлетел.

Как всем известно, в связи с развалом СССР планы пришлось умерить. Приоритет в итоге отдали Су-27К, который позже получил название Су-33 и стал поступать на вооружение. Всего было построено 26 машин.

Самолеты МиГ-29К неоднократно участвовали в различных выставках авиационной техники. В феврале 1992 г. второй экземпляр истребителя («312») демонстрировался главам и представителям оборонных ведомств стран СНГ на аэродроме Мачулищи в Беларуси, в 1992, 1993 и 1995 гг. - в статической экспозиции авиасалона в подмосковном Жуковском. В течение четырех лет машина не летала: последний перед консервацией, 106-й полет на МиГ-29К «312» состоялся 28 августа 1992 г. Однако летом 1996 г. 312-я вновь была подготовлена к испытательным полетам и в сентябре того же года прибыла в Геленджик, где проходила первая в России международная выставка гидроавиации. МиГ-29К «311» был показан в августе 1997 г. на стоянке авиасалона МАКС-97.

В дальнейшем борт «311» еще послужил. Некоторое время он стоял в ангаре в Жуковском (фотографии ниже сделаны зимой 2006/2007).

Количество якорей указывает на количество посадок на палубу.

Кабина. По тем временам была современной:)

Там же находился и его братец «312».

Позже борт «311» использовали в качестве макета на авианосце «Викрамадитья».

Хотя проект МиГ-29К с начала 1990-х годов и не мог рассчитывать на госзаказ, его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ.

Вторую жизнь программа получила после подписания 20 января 2004 года Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» контракта на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования. Он предусматривал поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. В 2005 г. в соответствии с указанным опционом был подписан контракт на поставку вооружения для МиГ-29К/КУБ.

В определении облика МиГ-29КУБ самое активное участие приняли представители Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования, превышающие мировой уровень.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 гг. выполнено около 700 полетов.

Одноместный МиГ-29К - многоцелевой истребитель корабельного базирования, предназначенный для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным днем и ночью в любых погодных условиях.

Его учебно-боевой вариант МиГ-29КУБ предназначен для:

Тренировки и приобретения (совершенствования) навыков пилотирования и самолётовождения;

Отработки элементов боевого применения;

Решения всех боевых задач, тождественных МиГ-29К.

При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29КУБ использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-33МК с увеличенными тягой и ресурсом.

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала. В соответствии с пожеланием Заказчика, БРЭО МиГ-29КУБ выполнено интернациональным. В его создании помимо российских участвуют индийские, французские и израильские компании.

На МиГ-29КУБ устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции «Жук-МЭ» и новейшие оптико-электронные системы.

Отличительной особенностью самолетов является высокий уровень унификации. Несмотря на модификацию (одно- или двухместную), самолеты имеют одинаковый планер. В одноместном самолете на месте второго пилота размещен топливный бак. Это позволило снизить затраты как на производство, так и на эксплуатацию.

Первый прототип палубного истребителя МиГ-29КУБ совершил свой первый полет 20 января 2007 года с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (г. Жуковский). Самолет поднял в воздух экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.

18 марта 2008 год увидел небо уже серийный МиГ-29КУБ. Самолет выполнил традиционные рулежки и пробежки на аэродроме летно-испытательного комплекса РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, а затем совершил полет продолжительностью 42 минуты в режимах, отработанных на опытном самолете. В ходе полета были подтверждены все летно-технические характеристики серийного МиГ-29КУБ.

Но палубный истребитель, несомненно, должен летать с палубы. :)

В самом конце сентября 2009 года Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» успешно провела летные испытания выпускаемых по заказу ВМС Индии новых многоцелевых корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ на тяжелом авианесущем крейсере Северного Флота ВМФ России «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первую посадку на палубу находящегося в Баренцевом море ТАВКР «Адмирал Кузнецов» выполнил 28 сентября на опытном самолете МиГ-29К с бортовым №941 начальник летной службы РСК «МиГ» Заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Павел Власов.

За ним на серийной «спарке» МиГ-29КУБ, уже окрашенной в цвета заказчика, последовали летчики-испытатели РСК «МиГ» Николай Диордица и Михаил Беляев.

Всего в течение двух дней было совершено несколько палубных посадок и взлетов обоих самолетов, которые практически подтвердили возможность безопасной эксплуатации новых истребителей на авианесущих кораблях. Примечательно, что полеты МиГ-29К/КУБ на «Кузнецове» были проведены буквально накануне 20-летнего юбилея первых корабельных посадок отечественных сверхзвуковых истребителей четвертого поколения и стали своего рода возвращением «МиГов» на палубу.

После того, как новый самолет показал свою полную состоятельность, началось обучение индийского летного и технического персонала. Самым сложным элементом в котором, несомненно, являлась отработка дозаправок в воздухе.

В конце 2009 года первые истребители перелетели в Индию. Индийские летчики высоко оценили летные качества машин.

Благодаря этому, в связи со строительством новых авианосцев, Индия заказала еще 29 самолетов на сумму в 1,2 млрд долларов, в дополнение к контракту 2004 года на 16 машин. По состоянию на август 2011, Индия получила 11 МиГ-29К из первого контракта на 16 самолётов

Но были и печальные моменты. 23 июня 2011 года при выполнении испытательного полета в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29КУБ. Лётчики Олег Спичка и Александр Кружалин погибли. Полетное задание было настолько сложным, практически на грани возможностей самолета, что выполнить его могли только самые лучшие… – такие асы как Олег Спичка и Александр Кружалин…

Комиссия установила, что самолет не разрушался и был исправен до момента столкновения. Летчики действовали согласно полетному заданию и делали все, чтобы выйти из сложнейшей ситуации.

Но, несмотря на тяжелые потери, программа развивается. Совсем недавно (http://sdelanounas.ru/blogs/12906/) стало известно, что в начале февраля 2012 года Министерство Обороны России заключит с «РСК»МиГ" контракт на 28 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ со сроком поставки до 2020 года.

В итоге, можно уверенно сказать, что программа МиГ-29К/КУБ состоялась! Новый палубный истребитель станет достойной заменой для Су-33 и, возможно, найдет новых зарубежных заказчиков.

turturist.ru - Академия путешественника